Процесс формирования и развития личности

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни

Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину

Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Развитие личности в течение жизни

Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.

Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.

Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.

Стадии становления личности

Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:

  1. Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
  2. Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
  3. Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
  4. Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
  5. Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.

Факторы становления личности

Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:

  • Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
  • Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
  • Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
  • Биологические – наследственность, врожденные способности.

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Становление личности ребенка

Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.

К ним относятся:

  • Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
  • Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.

Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Как Вы считаете, до скольки лет формируется характер человека и можно ли его изменить?

характер можно лет до 25 точно, а вот темперамент-нет!

характер формируеться всю жизнь основные задатки до 3 лет, потом выправить сложно .

Формируется всю жизнь, да можно!

С рождения до 20-25 лет, а потом «горбатого могила исправит»

Человек уже рождается с характером изменить его нельзя, пока человечек маленький характер можно немного подкорректировать

Формируется с рождения и до…. поэтому главное не упустить в детстве, потом будет поздно, не исправить.

можно тока чуть чуть подкорректировать, но полностью изменить -нет

Сначала нам помогает сформироваться, как личности, семья, а лет в двадцать мы уже сами создаем себе постепенно какие-то принципы жизненные, переосмысляем то, что в нас уже заложено и окружающюю нас действительность.

формируется каждую минуту, а меняется от среды обитания

ребенок рождается уже с характером, ученые доказали, что характер формируется внутриутробно, и продолжает на протяжении всей жизни под действием обстоятельств…

Характер сформирован с рождения, а всю жизнь он корректируется, а в старости характер не ухудшается, просто нам надоедает за столько лет жить с оглядкой на других, и мы «отрываемся «.

Очень старая притча: к мудрецу приходит женщина, спрашивает, когда ей начинать воспитывать сына. «А сколько сыну? «-спросил мудрец. «Вчера родился»,-ответила женщина. «Ты опоздала на 9 месяцев»,-сказал мудрец. Так что со своим характером ваш ребеночек уже родился, и подправить его можно, а принципиально изменить — нет.

Наука пока не дала точного ответа на этот вопрос. Американские и европейские учёные считают, что характер человека формируется до пяти лет. А японские учёные настаивают на том, что формирование заканчивается уже к трём годам. Как бы то ни было, ВСЕ учёные сходятся на том, что 5 лет — это крайний срок. После этого возраста возможно уже только перевоспитание и только при ОГРОМНОМ желании и АКТИВНОМ участии самого человека.

touch.otvet.mail.ru

Видео

1. Фактор наследственности(Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества) АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ.

2. Врожденные особенности человека (влияние:Эмоции матери, эмоциональная реакция). Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Социальные факторы:

3. Физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата, возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения.

4. Культура. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы.

5. Социальное окружение. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности.

6. Индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций.

Социализация личности

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.

3. Эстафету социализации личности принимает школа.

4. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение.

стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.стадии

Механизмы социализации личности:

норм, эталонов поведения, взглядов,характерны для его семьи и ближайшего окруженияИнституциональный механизмвзаимодействия человека с институтами общества,Стилизованный механизмМежличностный механизмвзаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицамиРефлексивный механизм

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • https://psychologist.tips/800-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-protsess-faktory-usloviya-etapy.html
  • https://socialtutors.ru/egeobsch/chelovekiobshestvoege/153-faktory-formirovanija-lichnosti.html
  • https://srazu.pro/razvitie/faktory-razvitiya-lichnosti-cheloveka.html
  • https://studopedia.ru/1_104111_faktori-formirovaniya-lichnosti.html
  • https://psychology.academic.ru/3166/формирование_личности

Фазы становления личности по Л. И. Божович

Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:

  1. Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
  2. Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
  3. Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.

Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде

Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.

Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности

Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями

Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано

Характер как ведущий фактор личностного развития

Преобладающим моментом в формировании личности является характер индивидуума, а их взаимосвязь ярко проявляется в общении, типичном поведении и социальной деятельности. Психология классифицирует 4 группы самой структуры характера: к первой относятся черты характера, которые отражают саму сущность человека (честность, малодушие, трусость, лживость); вторая – предопределяет такие качества как злоба, презрение, доброта – словом, все те свойственные черты, которые присутствует к отношению к другим представителям социума; третья – это, по сути, самооценка самого человека, принятия самого себя (тщеславие, самокритичность, скромность, а также многие другие).

Самая последняя, четвертая – отношение к трудовой деятельности (лень, трудолюбие, пассивность). Все эти особенности характера человека неразрывно связаны с его интересами и предпочтениями в жизни.

Формирование личности и ее типы

Многие ученые пытаются сгруппировать типажи разновидностей людских субличностей. Самая популярная классификация являет собой раздробление на 6 типов личностей, критическое влияние на которые несет та или иная сфера деятельности человека:

  • Религиозная – даже несмотря на прогрессивность современного общества, религия до сих пор имеет сильное влияние на развития отличительных черт характера, причем в дальнейшем они могут приобрести как ярко выраженный отрицательный, но также негативный оттенок;
  • Эстетическая – без сомнения, влияния этики, норм поведения, также играют ключевую роль в формирования личности. Соблюдения нормы приличия, правил хорошего тона сильно обязывают, тем самым оставляя глубокий отпечаток при дальнейшем развитии модели поведения;
  • Теоретическая – проводя аналогию с религией, влияние различных теорий в социуме, могут изменить отличительные черты субъекта;
  • Этническая – принадлежность к определённой национальной разновидности, которая уникальна в своей самобытности, с самого детства формирует аспекты личности, которые при непрерывном пребывание в этой среде, делает в будущем невозможным их видоизменения либо же полного искоренения;
  • Политическая – политические взгляды, принципы, которые исповедует приверженцы различных партий – все это тоже можно классифицировать как разновидность и этапы формирования в целом. Ведь останавливая свой выбор, например, на либералах или радикалах, мы в первую очередь прислушиваемся к внутренним ощущениям: соответствуют ли обещанные цели, а также соответствуют при всем этом методы их достижения нашим интересам и согласны ли с ними наше внутреннее «я»;
  • Экономическая – разумеется, финансовая основа сильно влияет на модель поведения человека и его характер. Располагая теми или иными средствами, мы приобретаем такие необходимые навыки как экономия, просчет трат – это в том случае, если мы с самого детства ограничены материально, но в свою очередь наоборот – мы абсолютно не способны заполучить эти навыки, понять ценность материальных благ, если с самых пеленок будем в избытке ими окружены.

Ключевые свойства

Это устойчивые проявления психической деятельности, оказывающие непосредственное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с миром.

Способности

Это такие отличительные черты психики, от которых зависит успешное или неуспешное приобретение новых навыков, знаний. Возможности для освоения определенного вида деятельности бывают нескольких типов.

Элементарные и сложные

Первые (простейшие) связаны с работой органов чувств (ощущение запахов, вкусов, умение различать цвета). Вторые относятся к процессам постижения культуры (это творческие, аналитические навыки) и не являются врожденными.

Общие и специальные

Универсальные способности (при нормальном формировании организма) присутствуют в арсенале каждого человека и отличаются только уровнем развития. К ним относятся двигательные и умственные возможности, исходя из которых можно говорить о том, в какой деятельности личность добьется успеха (например, в спорте, исследованиях, обучении). Особые, индивидуальные характеристики встречаются далеко не у всех. Для их раскрытия требуются определенные задатки, склонности. К таким относятся творческие навыки (актерские, литературные), которые могут быть применены в узких сферах.

Взгляды на развитие личности

Многие годы и столетия продолжаются дискуссии на тему — условия развития личности человека и факторы влияния. В. Штерн склонялся к дуальности человеческой природы и балансу
биологических и социальных факторов как взаимосвязанных, неразрывных в своём влиянии.

З.Фрейд выдвинул другую теорию, предположив противостояние двух основных факторов в человеке — постоянного стремления к удовольствию и реальность жизни. Фрейд в психоанализе рассматривает личность на уровне основных инстинктов, что влияют на жизнь и формирование личности — человек стремится реализовать и получить необходимые удовольствия и лишь мораль, нормы общества сдерживают его в этом направлении.

Теория была названа «конфронтация двух факторов». В разные времена эту идею поддерживали А.Адлер, К.Юнг. Были и психологи, что подвергали критике предположения Фрейда, полагая, что они ведут к сильному противостоянию личности и общества.

Всё течёт и развивается. Новые исследования позволили открыть и новый биогенетический закон Е.Геккеля и Ф.Мюллера, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) является коротким повторением филогенеза (развитие вида).
Эти стадии развития можно наблюдать в развитии зародыша. Эта теория довольно интересна и отчасти имеет место быть — человек в своём развитии повторяет предков.

При этом такое сокращённое копирование наблюдается не по всем признакам организма, часть свойств возникает в результате приспосабливания к внешней среде. В 30-70хх годах 20-го века бытовало мнение, что человек в своём развитии повторяет развитие своего вида: младенец на стадии млекопитающих, в конце первого года — на стадии обезьяны, второй год — достигает человеческого развития, в зрелом возрасте — уровня современной культуры.

Довольно интересная теория, хотя развитие личности довольно сложный процесс, и его невозможно охарактеризовать лишь одним каким-то параметром. Скорее, это комплекс условий и факторов, неразрывно влияющих на человека. При этом сильная устойчивая личность в большей степени самостоятельно формирует себя в процессе жизни, чем слабовольный человек, который впитывает всё из окружения.

Роль воспитания родителями

Причины конфликтов — основные факторы которые могут повлиять на это

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.


Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником

Генетика и биология

Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.

Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:

  • Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
  • Наследственные заболевания.
  • Образ жизни, который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
  • Анатомические особенности.

Генетика и биология — база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.

Условия преобразований

Существует внешние и внутренние факторы, влияющие на личностное становление человека.

Внешние:

  • влияние социальной среды;
  • семейное воспитание;
  • обучение.

Социальная среда оказывает влияние на развитие личности.

Внутренние факторы включают данные от природы особенности и склонности человека, его влечения, а также гамма чувств, возникающих под влиянием внешних факторов.

Гармонично развитая личность должна быть результатом проявления этих факторов. Такой человек обычно жизнерадостный, уверенный в себе. А если он в ладу с собой, тогда и окружающие видят в нем интересного собеседника и друга.

Начать заниматься собой можно в любом возрасте, но лучше делать это с детства. Совершенствование человека возможно на протяжении всей жизни. Главное, чтобы было большое желание и активные действия.

В каких условиях происходит гармоничное развитие личности? К ним относят:

  1. Физическое воспитание.
  2. Нравственное воспитание (выработка линии поведения, соответствующая нормам общества).
  3. Умственное воспитание (формирование навыков мышления, анализа, памяти, концентрации внимания и т.д.).
  4. Эстетическое воспитание (способность воспринимать гармонию и прекрасное в природе и искусстве).

Все эти направления воспитания должны быть взаимосвязаны.

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.


Малыш поднимается по книжкам

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.