Неврозы у подростков. что это такое, почему возникают и что делать?

Алан-э-Дейл       31.10.2024 г.

Продолжительность акклиматизации

То, как проявляется и как долго длится акклиматизация, зависит от возраста ребенка и удаленности места отдыха от вашего дома.

Отвлечь ребёнка

Под адекватной заменой психологи подразумевают дать ребёнку альтернативный вариант того, чего он хочет. Нередко можно увидеть как ребёнок плачет из-за того, что ему чего-то не купили, что-то не дали, в итоге малыш остался недоволен. Каприз предотвращаем таким способом — когда чадо что-то просит, можно ему ответить «у меня сейчас денег нет на новый самолёт, но когда мы придём домой, сделаем его своими руками». Не нужно говорить непонятные вещи, по типу «куплю из зарплаты», малыш этого не понимает и считает, что нужно ждать очень долго.

Как успокоить ребенка в магазине

Нередко можно встретить капризы ребёнка в людном месте, например, в магазине. А ведь мы знаем как красиво продавцы разместили товары для детей так, чтобы ребёнку они были максимально видны. Что нужно делать? Чадо начинает скандалить для зрителя, показывать свои слёзы всем окружающим людям. В этом случае можно вывести малыша из магазина и оставить без этой самой публики, в других ситуациях — оставить одного в комнате и проблема решится сама собой.

Есть ещё один вариант альтернативной замены, только направлен он скорее на продукты питания. К примеру, вы знаете что пойдёте в магазин и прекрасно понимаете, что малыш буде требовать какие-то вредные вкусности, которые ему покупать вовсе не хочется. На самом деле ситуация обстоит не в тяготе к сладкому, а к тому, что малыш просто хочет участвовать в процессе или сам делать покупки.

Капризы детей в магазине

В этом случае нужно подготовиться и заранее с чадом договориться, что он может помогать маме в этом. Далее потребуется подвести ребёнка к нужной полке магазина (к примеру, с творожками) и дать ему возможность выбрать из того, что предлагает ему мама — мол, выбирай что хочешь из творожков, а о шоколадках чадо уже вовсе и не думает.

Как реагировать на истерику?

Советы психолога

Бесполезно успокаивать ребенка  и разговаривать с ним во время истерики. Иногда чем больше вы говорите, тем больше ребенок плачет и кричит. Также не стоит наказывать малыша — нужно, наоборот,  помочь разобраться с чувствами и эмоциями. 

Если ребенок  взвинчен, то лучше молчать. Но не игнорировать — вы должны быть доступны и присутствовать эмоционально. Опуститесь на уровень ребенка и сядьте рядом. Спросите: “Хочешь, я тебя обниму?” Если скажет, что нет, просто будьте рядом. 

Можно повторять одну и ту же фразу: “Мама рядом, я готова тебя обнять, я помогу тебе справиться”.  Не стоит говорить: “У тебя все хорошо” — ведь это не так на самом деле. 

Оставайтесь спокойными и уверенными в себе и не отгораживайтесь: “Пока ты истеришь, я уйду”. 

Вместо этого вызывайте у ребенка сопереживание: “Ты так визжишь, моим ушам больно. Пожалуйста, тише.” 

Установите понятные правила и границы дозволенного. Они должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему. 

В течение дня акцентируйте внимание малыша на хорошем. Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя

Пусть будет меньше запретов таким образом.  

Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя. Пусть будет меньше запретов таким образом.  

После 2 лет используйте принципы логичных и естественных последствий. Например, если ребенок не хочет надевать варежки и истерит по этому поводу, выходите на улицу без них. Но предупредите: “Без варежек твои руки замерзнут и ты не сможешь долго гулять”. Как только вы заметите, что руки замерзают, спросите: “Хочешь, варежки?” Ребенок легче согласится их надеть. Или: “Ты не поспал днем и я поэтому тоже не отдохнула — у меня нет сил идти на площадку теперь.” Так ребенок будет понимать, как каким последствиям приводят его действия. 

А вот, чего важно избегать: 

  • Шантажа
  • Подкупа
  • Одноразовых решений

Они не научат ребенка принимать правильные решения и не помогут решить проблему истерик в перспективе. 

Помните о правилах безопасной истерики:

  • “Я не раню себя”
  • “Я не раню других”
  • “Я не порчу имущество”

Если одно из них нарушено, нужно ограничить ребенка в действиях.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 26

Самоутверждение

Чрезмерная родительская любовь и восторженное отношение к ребенку, развивает у детей себялюбие и эгоизм. Развивается так же завышенная самооценка  и чрезмерное требовательность к другим. Очень часто такие дети устают от повышенной родительской любви и опеки. Такая усталость выражается в слезах, капризах и истериках, противостоянию всему что говорят взрослые.

Дети принимают заботу своих родителей всегда по разному, то как проявление любви к ним, то как подавление своих потребностей и как помеху. Для полноценного и гармоничного развития ребенка нужно придерживаться баланса между опекой и свободой.  Чтобы ребенок чувствовал себя и защищенным и уверенным. И в то же время что ему дают право выбора и самостоятельного принятия решения, что его уважают родители и понимают.

Очень многие родители думают, что они сторонники демократического  воспитания, но не всегда так оказывается на самом деле. Обычно детям и шагу не дают ступить, ограничивая их возгласами «Туда нельзя! В руки не бери это! Здесь играть нельзя!» и  много другого, что слышит ребенок. Конечно, родители должны от неприятностей оберегать своих детей, но как часто это так необходимо? Почему не объяснить ребенку, что это нельзя по таким то причинам и если это делать, то будет то-то и то-то. Ведь это уже будет звучать иначе, не как ограничение действий, а что вот если это сделать, то….Детям нужно все узнавать и все пробовать самим, а без разбитых коленок и набивания шишек не получить этот опыт. Необходимо объяснять ребенку как поступать в тех или иных ситуациях. Только тогда ребенок вырастет самостоятельным и не будет держаться «за мамину юбку». В худшем случае ребенок вырастет инфантильным.

Почему капризничает грудничок

Сложнее всего понять причины капризов грудных младенцев. Даже при большом желании они не могут иначе сообщить о своем недовольстве. Возможно, малыш болен или голоден. Он сам не знает причину своего плача и непослушания, но в раннем возрасте может сообщить о боли или дискомфорте только с помощью капризов.

Основные причины могут быть следующими:

  1. Голод. Ребенок в этом возрасте растет не по дням, а по часам, а потому, даже недавно покушав, может снова испытывать голод.
  2. Недостаток тепла и комфорта. Родители должны вовремя менять подгузники и следить, чтобы ребенок находился в удобной позе.
  3. Колики являются частой причиной. Малыш при этом также поджимает и выпрямляет ножки, сжимает кулачки, напрягается и плачет. Если после легкого массажа живота колики не проходят, рекомендуется обратиться к врачу.
  4. Перевозбуждение. Нервная система младенца еще только формируется, а потому он физически не способен справляться с большими объемами информации. Если его день был насыщен впечатлениями, вероятно, к вечеру ребенок почувствует перевозбуждение.
  5. Недостаток внимания. В первые несколько месяцев малыши особенно чувствительны, и недостаток общения с родителями заставляет их чувствовать себя одиноким и незащищенным. Напротив, на руках у родителей (в особенности у мамы) ему комфортно и спокойно.
  6. Заболевания. При этом на первых стадиях температура и другие симптомы могут отсутствовать. Если не были выявлены другие причины, следует немедленно посетить врача.

Детская капризность как следствие неправильного воспитания

Наиболее распространенными типами нарушения воспитания детей, что приводит к возникновению капризности, являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Крайне неблагоприятным для детской психики является попеременное сочетание обоих из них (когда один родитель разрешает все, а другой запрещает).

Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не понимает запретов и любой из них вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.

Гипопротекция, то есть постоянные запреты приводят к тому, что изначально ребенок пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать сильнейший психологический комфорт и буквальное желание выйти за рамки, восстать против привычного. Таким образом, уже с другой стороны, но развивается все тот же протест, капризное поведение, которое еще больше раздражает родителей, которые в свою очередь обычно продолжают запрещать, на этот раз капризы. Этот замкнутый круг может длиться годами, существенно коверкая психику ребенка.

Не менее опасной почвой для развития детской капризности является внутрисемейная дисгармония. Конфликты между матерью и отцом, женой и свекровью и т.п. не остаются незамеченными детьми. Ощутив и влившись в таким образом построенные семейные отношения, ребенок начинает использовать членов своей семьи удобным для себя образом. На первый взгляд может показаться странным, что маленький человек быстро ориентируется, что и как можно обыграть на пользу себе, однако разрозненность во взрослых отношениях на практике остается популярным объектом для манипуляций со стороны малыша.

В данном случае крайне необходимо работать над эмоциональной атмосферой в семье, не исключены консультации психотерапевтов.

Истерики детей

Такие неприятные явления как истерика у малыша могут наблюдаться в тех случаях, когда родители выбирают авторитарный стиль воспитания и часто ставят запреты перед ребенком. Однако родители должны понимать, что у малыша есть естественный интерес. Ведь в течении года он был »взаперти» в своем манеже или коляске. Каждый день он видел одно и тоже, а теперь он уже может ползать и изучать все больше и больше вещей. Он с каждым днем расширяет свой кругозор, для него все ново и интересно. И хотя многие вещи вокруг могут для него быть жизненно опасными, сам малыш этого не знает и не понимает. И так как он не знает что такое опасность, он не только смотрит, но и хочет трогать тот или иной предмет, почувствовать какой вкус у него и тому подобное. И тут-то, родители с ужасом и криками набрасываются на ребенка и грубо отбирают предмет из его рук. Такая реакция родителей не только не понятна для малыша, но и вызывает ответную реакцию в виде капризов и истерии. Ведь он не имеет другого инструмента, кроме крика и плача для выражения своего недовольства и возмущения.

Такая реакция, или как родители часто ошибочно называют ее »истерика», не что иное, как призыв разрешить ему удовлетворить свою естественную потребность: познать окружающий мир. Когда малыш уже увидел, что вокруг него есть столько нового, успокоить его при помощи старых игрушек или же возвращением в манеж немыслимо.

Конечно, безопасность ребенка важнейшая вещь и поэтому, по мере взросления малыша, нужно продумать как безопасным способом удовлетворить естественную потребность своей крохи в познании мира. Для этого уберите с доступных для малыша мест все те предметы, которые могут навредить ему. Пускай вокруг него будут лишь те предметы, которые малыш может потрогать, попробовать на вкус, не нанеся вреда для себя. Небольшая переделка в квартире подарит вашему малышу искреннюю радость и море удовольствий и вы забудете о капризах или истерии малыша.

Самой распространенной проблемой и капризом у детей – это каприз вечернего сна. Ребенку уже пора спать, а он хочет есть, пить, играть или же смотреть мультики. Тут криками делу не поможешь. Отличным решением будет выработка специальных »ритуалов», которые будут сигналом для ребенка о том, что уже приближается время сна: например, просмотр программы »спокойной ночи, малыши» и тому подобное. И еще, отличным способом является за час до сна убрать все активные игрушки и прекратить активные игры ребенка.

Рекомендации для родителей

Дать малышу больше самостоятельности. Свобода передвижения, помощь родителям с простыми вещами – позволяйте это детям, так они исследуют мир.
Обеспечить безопасную среду для исследований и передвижений, чтобы любопытный малыш не полез в розетку или в унитаз.
Не допускать вседозволенности. Ребенок еще не знает границ и правил реального мира

Важно вовремя останавливать его, но не слишком резко. Подкупать малыша игрушками и сладостями не надо: так он быстро научится манипулировать

Запрещать что-то делать можно, но это надо обосновывать, а не давить авторитетом.
Не быть с ребенком грубыми, агрессивными. Постоянно одергивать малыша даже по безобидным поводам не только бесполезно, но и вредно для его психики.
Следить за собственным поведением. Дети многое копируют у родителей, хотят они того или нет.
Отвлекать капризничающего ребенка. Это может быть игрушка или совместная активность.

Почему капризничает ребенок в возрасте года

Первый сложный период в жизни родителей наступает ближе к концу первого года. До этого времени ребенок может расти совершенно спокойным и покладистым, и вдруг его поведение резко меняется. Малыш начинает плакать, кричать и не реагировать на уговоры родителей.

Психологи объясняют это перестроением психики ребенка, которое непременно происходит с появлением новых возможностей, а вместе с ними потребностей и запретов. Ведь до этого почти время малыш проводил в детском манеже, однако родители поставили его на ноги и научили ходить. Мир ребенка преобразился. В нем появилось много новых, интересных и неизведанных предметов и явлений.

Однако он все еще не может выбирать, как и с чем ему играть – родители забирают то, что кажется самым интересным, в неподходящий момент хватают его и сажают обратно в набившую оскомину кроватку, не оставляя ребенку никакого выбора. Карапуз чувствует, как мама и папа подавляют его волю, и высказывает свое негодование.

Поэтому те вещи, которые ребенку брать нельзя, рекомендуется спрятать в труднодоступные места таким образом, чтобы он не мог их увидеть или взять.

В этом возрасте малыш может испытывать сложности с речью. Он хочет что-то сказать, но слова просто не складываются! От бессилия ребенок может капризничать.

Также в этом возрасте вероятно появление зубов. Для ребенка это довольно болезненный процесс, поэтому он будет плакать и испытывать недовольство, не слушать уговоры и отказываться от пищи.

Чтобы максимально исключить возможность капризов малыша, рекомендуется уделять ему как можно больше внимания. Также необходимо следить за свежестью воздуха в помещении, не забывать ежедневно гулять с ребенком.

Что такое каприз и какова его природа?

Капризом принято называть малообоснованное или неаргументированное желание чего-либо. Это синоним прихоти и причуды. В психологической литературе каприз определяется как бурное проявление гнева и злости со стороны ребенка, при котором он кричит, плачет, топает ногами, пинается, а в особо рьяных проявлениях катается по полу, швыряет вещи, кусается и царапается. Такие эпизоды могут повторяться с различной периодичностью и отличаться различной продолжительностью.

Очевидной, исходной причиной развития любого детского каприза является неудовлетворение основного желания. Обычно ребенок болезненно воспринимает отказ ему в чем-либо, на уверенное противостояние родителей его желаниям малыш склонен откликаться таким во многом манипулятивным способом как капризность и если своего добиться удастся, то и впоследствии данный способ будет использоваться с завидной частотой.

Манипуляция представляет собой преднамеренное и скрытое действие по принуждению другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для манипулятора. Дети в силу своей развивающейся психики используют данный поведенческий метод скорее подсознательно, но в процессе взросления и освоения данного опыта определяют его для себя как решающий в целях получения необходимого.

Манипулятивная составляющая детского каприза заключается в том, что каприз заключает в себе такие манипулятивные методы управления родительской психикой как:

  • скрытое и явное запугивание — действия ребенка содержат тонкие, косвенные или подразумеваемые угрозы причинения вреда своему физическому или психическому состоянию;
  • игра роли жертвы — ребенок выглядит жертвой родительского поведения и спешит добиться жалости, сочувствия или сострадания и реализовать свое желание таким образом;
  • агрессивный гнев — ребенок в приступе каприза способен испытывать чувство гнева, накал которого при достижении пика интенсивности и ярости способен шокировать взрослого и тем самым подчинять его.

По причине того, что родители оказываются эмоционально зависимыми от своего ребенка, проявляется их уязвимость в данной ситуации. Мотивами маленького манипулятора в данном случае оказываются:

  • потребность удовлетворить свое стремление или желание любой возможной ценой;
  • необходимость ощутить влияние на близкого человека;
  • необходимость в процессе становления личности ощущать уважение к себе же, добиваясь необходимого методами.

Болезненные состояния

Если мама не знает, почему новорождённый плачет, у него возникают тревожащие симптомы, ответить на все вопросы поможет доктор. За медицинской помощью следует обращаться, если:

  • детский плач отличается монотонность и однообразием;
  • ребёнок слишком вялый, неактивный;
  • температура тела повышена.

Случается, что температура и боль сопровождают прорезывание молочных зубов. Для облегчения симптомов прорезывания зубов может применяться стоматологический гель тройного действия Холисал. При местном применении действующие вещества препарата всасываются через слизистую оболочку полости рта, помогая снимать боль и воспаление, а также воздействуя на вирусы, грибы и болезнетворные бактерии. Гелевая адгезивная основа помогает удерживать на слизистой оболочке действующие вещества, продлевая их действие.

Стоит отметить, что гель Холисал не содержит лидокаин и может быть рекомендован пациентам с непереносимостью лидокаина. В отличие от некоторых других местных антисептических и противовоспалительных средств, Холисал может применяться как у взрослых, так и у детей.

Важно соблюдать осторожность при применении у детей до года и предварительно проконсультироваться с врачом. Если ребёнок всё время плачет, а установить источник криков не удаётся, лучше не медлить и вызвать доктора. О чём ещё следует знать родителям? Способы помощи при некоторых болезненных состояний представлены в таблице

О чём ещё следует знать родителям? Способы помощи при некоторых болезненных состояний представлены в таблице

Если ребёнок всё время плачет, а установить источник криков не удаётся, лучше не медлить и вызвать доктора. О чём ещё следует знать родителям? Способы помощи при некоторых болезненных состояний представлены в таблице.

Состояние Особенности Характер плача Другие признаки Способы помощи
Головная боль Такое состояние чаще возникает у детей с перинатальной энцефалопатией. Катализатором боли выступает изменение погоды (дождь, ветер). Ребёнок постоянно плачет, кричит громко и надрывно.
  • беспокойство;
  • плохой сон;
  • тошнота и рвота;
  • понос.
Самолечение исключено. Следует незамедлительно обратиться к педиатру и неврологу.
Пелёночный дерматит Моча и каловые массы раздражают кожу, вследствие чего возникают опрелости и болезненные ощущения. Новорожденный плачет громко, крики усиливаются, когда мама меняет пелёнку или подгузник.
  • высыпание и гиперемия в области ягодичек и промежности;
  • раздражительность малыша.
Вопрос, что делать, очевиден. Нужно регулярно менять гигиенические приспособления, протирать кожу. В случае сильных опрелостей нужно обратиться к доктору.
Режущиеся зубки Вылезание резцов происходит обычно в 4-6-месячном возрасте. Ребёнок плачет громко, при этом потягивая в рот кулачки или любые другие предметы.
  • повышенное отделение слюны;
  • высокая температура;
  • иногда понос;
  • опухание дёсен.
Если у грудного ребенка режутся зубки, следует приобрести ему прорезыватель. Доктор может посоветовать специальный обезболивающий гель для дёсен.

Практические рекомендации:

Старайтесь объяснять крохе все действия и поступки, связанные с ней.Ребенку может быть не все понятно
Но также важно ощущать свою значимость, а ваши разъяснения покажут на деле, что вы относитесь к нему на равных.
Проводите время от времени беседы с малышом, разъясняя ему что такое хорошо и что такое плохо.Наиболее пристально на это стоит обратить внимание, если ребенок агрессивен, вступает в драки.
Чаще просите отпрыска помочь вам в чем-либо. Пусть даже это будет пустяковое дело.В таком случае малыш будет чувствовать себя нужным.
Чтобы ребенок чувствовал себя взрослым, спрашивайте у него советы.
Предоставьте ему капельку свободы, насколько это позволяют обстоятельства
Не стоит опекать чересчур настойчиво.
Не стоит действовать слишком категорично, лучше всегда иметь про запас альтернативное решение.
Не придавайте значения кривляниям, со временем эта привычка исчезнет.
Начните учить по-тихоньку ребенка логическому мышлению, умению выражать свои мысли и возражения без агрессии, говорить о своих желаниях, формулировать аргументы и доводы.Эти ценнейшие навыки помогут чаду цивилизованно общаться с окружающими.Капризы, истерики, топание ногами и показное игнорирование уйдут без следа, как только ребенок сможет без труда общаться правильно и аргументировать свои желания, мысли.
Посещайте вместе с ребенком различные выставки, театры, музеи.Это позволит малышу получить больше впечатлений и найти себя

Не забудьте обсудить с крохой увиденное и поделиться своими впечатлениями.
Если ребенок чересчур активен, то запишите его на спортивную секцию по душе – фехтование, бокс, футбол, гимнастика.Новые знакомства и увлечение, стремлении добиться успеха в новом деле только пойдут чаду на пользу и помогут пережить переживания, связанные с кризисом.
Важным является следить за тем, чтобы ребенок был при деле и не скучал. Помогите ему найти хобби и сделать жизнь яркой и насыщенной.Если малыш будет занят полезным делом, ему некогда будет забивать голову негативными мыслями и не будет поводов для раздражения и замкнутости.Помните: кризис в 5 лет – это испытание для родителей на прочность их нервной системы. Не поддавайтесь эмоциям и желанию силой установить покой в доме. Оставайтесь спокойны и дружески настроены даже при самом безрассудном поведении чада.

Что такое каприз и какова его природа?

Капризом принято называть малообоснованное или неаргументированное желание чего-либо. Это синоним прихоти и причуды. В психологической литературе каприз определяется как бурное проявление гнева и злости со стороны ребенка, при котором он кричит, плачет, топает ногами, пинается, а в особо рьяных проявлениях катается по полу, швыряет вещи, кусается и царапается. Такие эпизоды могут повторяться с различной периодичностью и отличаться различной продолжительностью.

Очевидной, исходной причиной развития любого детского каприза является неудовлетворение основного желания. Обычно ребенок болезненно воспринимает отказ ему в чем-либо, на уверенное противостояние родителей его желаниям малыш склонен откликаться таким во многом манипулятивным способом как капризность и если своего добиться удастся, то и впоследствии данный способ будет использоваться с завидной частотой.

Манипуляция представляет собой преднамеренное и скрытое действие по принуждению другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для манипулятора. Дети в силу своей развивающейся психики используют данный поведенческий метод скорее подсознательно, но в процессе взросления и освоения данного опыта определяют его для себя как решающий в целях получения необходимого.

Манипулятивная составляющая детского каприза заключается в том, что каприз заключает в себе такие манипулятивные методы управления родительской психикой как:

  • скрытое и явное запугивание — действия ребенка содержат тонкие, косвенные или подразумеваемые угрозы причинения вреда своему физическому или психическому состоянию;
  • игра роли жертвы — ребенок выглядит жертвой родительского поведения и спешит добиться жалости, сочувствия или сострадания и реализовать свое желание таким образом;
  • агрессивный гнев — ребенок в приступе каприза способен испытывать чувство гнева, накал которого при достижении пика интенсивности и ярости способен шокировать взрослого и тем самым подчинять его.

По причине того, что родители оказываются эмоционально зависимыми от своего ребенка, проявляется их уязвимость в данной ситуации. Мотивами маленького манипулятора в данном случае оказываются:

  • потребность удовлетворить свое стремление или желание любой возможной ценой;
  • необходимость ощутить влияние на близкого человека;
  • необходимость в процессе становления личности ощущать уважение к себе же, добиваясь необходимого методами.

Как справиться с капризным чадом?

Чтобы справиться с такими ситуациями необходимо знать несколько хитростей:

Похвала

Рекомендуется хвалить его, чаще обращать внимание на достижения, успехи. Это даст ощущение, что его любят, он важен и окружен заботой

Это даст возможность понять, что хорошее поведение и успехи поощряются, появится больше стараний. Неподобающее поведение останется в прошлом.

Радость. Общаться надо с радостью, чтобы он понимал, что общение с ним приводит к позитивным эмоциям. Если взрослые будут общаться с ним уставшими и недовольными, он подумает, что надоел, его не любят.

Физический контакт. Малыши любят, когда родители их обнимают, гладят по спине или голове. Физический контакт помогает установить более тесную связь и выстроить более доверительные отношения.

Игры. Чтобы справиться с капризами и стать другом, надо периодически вести себя, как его ровесник. В процессе игр нужно дурачиться, не бояться показаться смешным. Малыш поймет, что его близкие люди совсем не грозные и страшные, а веселые и добрые. Тогда капризы пропадут, он научится вести себя нужным образом.

Данные методы помогут установить связь, справиться с капризами.

Психологи рекомендуют применять их регулярно, чтобы малыш быстрее раскрылся, перестал замыкаться в себе, стал открытым для общения с близкими.

Капризы 3-5 летних малышей

Подрастая, ребенок начинает лучше понимать происходящее, его эмоции становятся глубже и разнообразнее, он больше взаимодействует с внешним миром. В 3-5 лет заканчивается формирование личности, и ребенку хочется некоторой самостоятельности. Он больше не намерен беспрекословно подчиняться родителям, и если они слишком агрессивно навязывают свою волю, то капризами малыш демонстрирует свое неповиновение, желание отстоять свою позицию и оспорить абсолютную власть старших.

Это не значит, что все должно быть дозволено, однако запрещать стоит мягко и осторожно, по возможности объясняя малышу, почему он не может сделать то или другое. В этом возрасте дети активнее всего пытаются обрести понимание родителей

Можно выделить следующие причины капризов детей в возрасте 3-5 лет:

  1. Недостаток внимания. На ранних этапах развития дети привыкают к постоянному вниманию взрослых, поэтому, если его становится меньше, малыш испытывает недоумение и огорчение.
  2. Неумение выражать свои эмоции. Не все дети быстро учатся говорить о том, что с ними происходит, но недостаток общения и незнание, как правильно поделиться своими переживаниями, опытом и страхами, могут привести к плохому поведению ребенка.
  3. Несогласованность действий родителей. Такое может произойти, когда один из взрослых запрещает то, что разрешает другой. Ребенок не может понять, чего от него хотят и что ему все-таки можно, и находясь в растерянности, может капризничать, пытаясь понять ситуацию.
  4. Непоследовательность правил. Многие родители запрещают или разрешают что-то по настроению, не будучи уверенными в своих решениях. Так ребенок не может усвоить, что хорошо, а что плохо, поэтому капризничает, чтобы добиться своего.

Чем старше становится ребенок, тем с большим пониманием он капризничает, манипулируя родителями

Поэтому так важно ничего не упустить в процессе воспитания, которое следует с любовью и заботой начинать с самого раннего возраста

Капризы характерны для всех детей. Более того, они всегда имеют причину. Иногда ребенок ее просто выдумал, но чаще родители слишком заняты, чтобы заметить, о чем так настойчиво пытается рассказать ребенок.

Еще чаще ответ кроется в неправильном воспитании. Чтобы справиться с таким явлением, недостаточно просто запретить ребенку капризничать, нужно научиться правильно реагировать на плохое поведение.

Как успокоить перед сном?

Капризы перед сном: что делать?

Перед сном дети капризничают по разным причинам: устают, либо не хотят ложиться спать из-за мультфильма по телевизору, компьютерных игр.

В этом случае нужно найти подход, успокоить его, поскольку излишняя нервозность и раздражительность может спровоцировать нарушение сна.

Рекомендуется подойти к ребенку, погладить его по голове, сказать ласковые слова, поговорить, утешить. Главное , не провоцировать его на агрессию, ведь заснуть после этого он тем более не сможет.

Надо выяснить причину такого поведения. Возможно, он на что-то обиделся, хочет о чем-то сказать родителям.

Перед сном надо создать комфортные условия в комнате: проветрить ее, слегка приглушить свет, если имеется боязнь темноты. Следует обеспечить малыша удобной подушкой, потому что порой из-за дискомфорта появляются недовольство и истерики.

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери . Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.

Дети 3-4 лет

Капризы ребенка в этом возрасте — вполне нормальная реакция на обиду или стресс. Он пока не может «правильно» справляться с эмоциональными нагрузками.

И как раз сейчас ребенок вступает в очередной возрастной кризис, который начинается в 2,5 года и заканчивается к 4 годам. Сложный период и для самого малыша, и для его родителей. Психологи еще называют его кризисом негативизма. Ребенка будто подменили. Он капризный, плаксивый, раздражительный, на все отвечает «нет».

Психологи говорят, что это следствие становления собственного «Я» у малыша. Бессознательно он пытается отделиться от мамы и папы, доказать им, что сам все может. Вот откуда настоящие бунты против правил, установленных родителями, — крики, истерики, слезные капризы. Ребенок пока не может по-другому доказать свою самостоятельность и отстоять мнение, он психует и орет. А некоторые огрехи в воспитании только усугубляют ситуацию — например, излишняя строгость родителей.

Ребенок 3-4 лет уже достаточно хорошо понимает, что такое «хорошо» и плохо», «нельзя» и «можно». Малыш вполне способен на хитрые манипуляции, оттого и капризный частенько. Он успел понять, что громкие истерики в супермаркете обычно помогают «выпрашивать» игрушки, а слезы на детской площадке непременно продлят время прогулки.

Уйдет первопричина, прекратится и «неправильное» поведение.

Вот что можно сделать, когда ребёнок капризничает:

1) Начните со слов: «А вот было бы здорово, если бы…» или «А представляешь, как было бы здорово, если бы…»

2) И фантазируйте дальше, что было бы, если всё было так, как хочет ребёнок, но доводите вашу историю до веселого абсурда.

Обратите внимание: это не значит, что вы должны выполнять все требования ребёнка, совсем нет. Но вы смещаете фокус его внимания на что-то забавное, весёлое и необычное

Когда мы начинаем присоединяться к мыслям, чувствам, идеям другого человека, начинаем их как-то дальше развивать, то его напряжение уходит, у него уходит желание дальше бороться и отстаивать свою точку зрения.

С детками происходит точно так же.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.