Самооценка: определение, уровни и способы поднятия

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Уровни самооценки личности

Кроме периодов формирования самооценки личности в психологии существуют уровни. Их три:

Формирование самооценки ребенка

Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей и учителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание

Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать

Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба

 Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами

Рекомендуемые книги

  1. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка.
  2. Брайан Трейси. Самооценка.
  3. Бранден Н. Шесть столпов самооценки.
  4. Гюру Э. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей.
  5. Ковалевский В. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки.
  6. Корягин А., Бариева Н., Кошлакова Ю., Боровкова Д. Самооценка и уверенное поведение.
  7. Литвак Б. 7 шагов к стабильной самооценке.
  8. Лоренц Т., Оппитц Ш. Самооценка. Повышай свою уверенность!
  9. Макги П. Самооценка.
  10. Никулина И. Развитие самооценки школьников с нарушением зрения.
  11. Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку.
  12. Полетти Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо.
  13. Требунская О. Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность.
  14. Удилова И. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.

Огромной популярностью пользуются работы спикера-миллионера Брайана Трейси. Он канадец и мотивирует людей на саморазвитие. Его аудиокнигу «Самооценка» можно скачать в Интернете в открытом доступе.

Популярен и Михаил Лабковский — семейный и индивидуальный психолог. Он придерживается точки зрения, что завышенная оценка позволяет добиться максимальных высот в жизни, а низкая тянет на дно и топит там. Почитать его эссе и лекции онлайн на эти темы весьма интересно.

https://youtube.com/watch?v=03IryaFb85U

Зависимость от общественного мнения – фактор, разрушающий личность: побеждаем неуверенность в себе

Людям всегда было важно мнение окружающих. Раньше они старались наряжаться, выделиться, чтобы подчеркнуть свой статус, сейчас все гораздо сложнее

Социальные сети вынуждают нас смотреть на то, как живут другие. И нам кажется, что живут они гораздо лучше нас. Поэтому люди будто соревнуются в картинках жизни: еда, отдых, семья, отношения, путешествия.

Мы не хотим ударить в грязь лицом и начинаем создавать красивую картинку, гнаться за образом. В итоге стараемся казаться, а не быть.

И все эти действия связаны с общественным мнением. Мы хотим, чтобы другие видели, что мы не хуже, мы такие же (а может даже лучше). Но так ли это? Приносит ли это счастье и удовлетворение?

Зачастую нет, ведь всегда найдутся те, кто лучше и те, кто хуже.

Как справиться с зависимостью от чужого мнения:

  • Надо признать: никому нет дела до чужой жизни. В основном всё, что мы делаем, мы делаем, чтобы доказать свою значимость или успешность в первую очередь именно себе. Каждый человек занят своими делами.
  • Во-вторых, успешные люди чаще вызывают зависть и негативные эмоции, чем положительные. Так устроены люди.
  • Не бойся чужого мнения. Хочешь отказаться от похода на корпоратив, но боишься обидеть людей? Грустная (а может и не очень) правда: коллегам, скорее всего, будет все равно.

Оставайся верной себе и своим интересам. Делай то, что считаешь нужным, и что доставляет тебе комфорт.

Адекватная самооценка

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах

Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание. Самооценивание может быть адекватным и неадекватным

Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра. При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих. Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

Что такое самооценка

Понятие самооценки – это совокупность характеристик, показывающих восприятие человека самим собой. Говоря простым языком, это то, как человек представляет свою внешность, физические и интеллектуальные данные, уровень развития. Самооценка вносит свой отпечаток при формировании желаний и целей, стиля одежды, поведения в кругу людей, манеры речи и иные составляющие компоненты жизни. Но при низкой любви к себе человек может очень сильно страдать по жизни.

Вообще, самооценка существует 3-х видов: завышенная, заниженная и адекватная. Но при совмещении 2-х не адекватных видов у человека, в жизни ему придется довольно сложно. Но стоит выделить людей с заниженной самооценкой, так как им в жизни дается все вдвойне тяжелее. Ведь именно данный тип людей, даже, не пытается предпринять попытки изменить свою жизнь к лучшему, из-за страха столкнуться с неизвестностью или попросту из-за неуверенности в себе. Имеется еще отдельная категория людей, которая знает о своей заниженной самооценке, но не хочет ее менять, так как смирилась с судьбой и не считает, что заслуживает лучшей.

Самооценка и ее составляющие

Самооценку можно представить в виде круга из пяти секторов. Такое деление помогает быстро и легко определить, в какой области отношения к себе кроется самая серьезная и глубокая проблема:

  • интеллект;
  • внешность;
  • особенности характера;
  • личные достижения;
  • индивидуальные особенности, “изюминка”.

Проблемы могут скрываться в каком-то одном секторе или нескольких сразу. Кто-то может считать себя интеллектуально развитым, успешным в карьере, но “серым”, не запоминающимся, непривлекательным. Или же наоборот, его может устраивать личная жизнь и отношения с противоположным полом, но при этом он считает себя недостаточно умным для того, чтобы добиться успехов в карьере.

Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:

Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»

Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.

Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.

Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.

На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.

Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей. Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки

Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.

* * *

Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.

Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».

Родное плечо

Конечно, самое эффективное слово – родительское. Поэтому в случае замеченных тревожных признаков надо менять курс воспитания от критического на более равноправный:

просто советовать;
акцентировать внимание на том, что хорошо получается;
спросить у ребёнка его мнение при покупке какой-то одежды для него или других вещей;
научиться выслушивать его мысли;
дать ему возможность высказывать свое мнение;
совершать самостоятельные поступки, иметь собственные интересы.
относиться к нему как к личности и всеми силами стараться его понять;
исподволь просто втянуть ребёнка в любой разговор, где позже можно коснуться и чего-то ранящего его самолюбие;
категорически забыть проводить какие-то параллели по любому поводу, особенно сравнивая с ровесниками.

Необходимо понять, насколько значительны для подростка понимание и поддержка. Он должен быть уверен, что, обращаясь к отцу или матери, найдёт всегда близкого по духу человека, который воспринимает его тревоги и проблемы как свои, без лишнего осуждения. Главное, сохранить психическое здоровье подростка.

Нахождение количественного выражения уровня самооценки по Будасси

Самооценка подлежит измерению. Для этого разработана методика Будасси. Основа — способ ранжирования, при котором предлагается 48 слов о свойствах личности. Используя лист самооценки, испытуемый выбирает 20 для характеристики идеального человека (эталона). Могут быть выбраны плохие качества: эгоизм, грубость. Далее методика Будасси предполагает построение эталонного ряда в протоколе (он же — лист самооценки). Сначала располагают важные и хорошие свойства, а в конце — плохие и нежелательные.

Также необходимо построить ряд из свойств, которые присущи испытуемому. Наиболее ярко выраженной его характеристике присваивают 20-ый ранг, а наименее — 1-ый. Лист самооценки (протокол), включающий идеальное и реальное «Я», обрабатывается с целью выявления связи между ними. Применяется коэффициент ранговой корреляции. Сначала определяют разность двух рядов по каждой черте характера. Полученные числа возводят в квадрат, суммируются. Значение суммы записывается в формулу r = l — 0,00075 x Σ d2.

Число r — коэффициент со значением от -1 до + 1, характеризующий самооценку.

  • Если он от — 0,37 до + 0,37, между реальностью и идеалом слабая связь, что указывает на нечеткое представление о реальном и эталонном «Я».
  • При коэффициенте до +1 проявляется адекватная оценка себя.
  • При + 0,39 и до + 0,89 самооценка завышена.
  • После + 0,9 завышение чрезмерное.
  • От — 0,38 до — 1 заниженная самооценка.

Как помочь подростку повысить самооценку?

Достигая подросткового возраста, ребята все еще остаются детьми, со всеми вытекающими последствиями. Они не могут самостоятельно оценить свои способности, а также склонны к преувеличению. Даже малейший пустяк кажется им неисправимой ошибкой природы, сломавшей юную жизнь буквально в самом начале. Именно поэтому им так необходима помощь отца и матери, а возможно и детского психолога.

Важно: Даже одного сомнения в низкой самооценке ребенка достаточно для того чтобы предпринять определенные меры сразу же. Не стоит ожидать, что подросток справится сам. Желательно на начальной стадии предпринять определенные шаги и поднять уверенность подростка

Желательно на начальной стадии предпринять определенные шаги и поднять уверенность подростка.

Личный пример родителей

Все познается в сравнении, а уж у подростков тем более. Они уже не дети и для того, чтобы их донести до них определенную  точку зрения, необходим наглядный пример. Отец или мать могут рассказать ребенку о том, с какими трудностями столкнулись они в процессе взросления и как преодолели возникшие препятствия

Более того, необходимо заострить внимание на результате. Уважение, престижная должность, материальный достаток даются недаром, а только когда человек действует, трудится. Но не стоит пугать подростка проблемами, лучше обрисовать привлекательную перспективу и предложить на выбор несколько поэтапных инструкций

Задача не кажется такой сложной, если ее разбить на сегменты и показать приз. К тому же, ребенок оценит, что ему предоставляется право выбора между несколькими вариантами и ему хотят просто помочь

Но не стоит пугать подростка проблемами, лучше обрисовать привлекательную перспективу и предложить на выбор несколько поэтапных инструкций. Задача не кажется такой сложной, если ее разбить на сегменты и показать приз. К тому же, ребенок оценит, что ему предоставляется право выбора между несколькими вариантами и ему хотят просто помочь.

Общение, поощрение, похвала

Даже взрослые нуждаются в похвале, а уж подростки тем более. Конечно, не стоит их хвалить за все свершения и поощрять материально, но определенную систему ценностей стоит выработать на основе тех же оценок, даже при повышении только на 1 балл, уборку комнаты либо помощи маме на кухне.

Но не стоит забывать, что помимо поощрений ребенок нуждается и в простом общении, которое подтверждает, что им интересуются как личностью. Да, возможно, современная мода и не нравиться родителям, а музыка режет слух, но право на личные вкусы есть и у детей. Поэтому не критикуем увлечения детей, а интересуемся, что их привлекает в той же музыкальной группе, жанре фильмов либо же формате одежды.

В процессе общения родителям не стоит забывать о том, что их личные ожидания от детей могут не совпадать с мнением подростков. Не все хотят стать юристами и экономистами, есть масса и других достойных профессий. Почему бы не пройти несколько тестов на выявление предрасположенности к отдельным видам деятельности? Ребенку будет интереснее заниматься усиленно по некоторым школьным предметам, если он поймет, что получит в результате.

Также не нужно критиковать внешность ребенка. Не все рождаются красавцами, но быть интересным можно и другими способами. Сейчас есть масса косметических средств, специальные упражнения для корректировки фигуры и наращивании мышечной массы. Можно подобрать интересную прическу, макияж и особенный гардероб для девочки и она будет выглядеть стильно, и индивидуально.

Список достижений

У каждого ребенка свои ожидания, таланты и возможности, поэтому не стоит ставить перед подростком глобальную задачу. Лучше всего обрисовать, что определенные заслуги в учебе или спорте могут привести к осуществлению мечты. Далее разбиваем тернистый путь к великому свершению на небольшие задачи и формируем наглядное пособие в виде плаката. С одной стороны, можно изобразить цель, к примеру, дорогую машину, а с другой – помешать информацию о достижениях.

Спорт

Регулярные физические занятия не только способствуют укреплению здоровья, но и тренируют целеустремленность. Также спорт помогает избавиться от многих комплексов. Если мальчик невысокого роста получит разряд по карате, вряд ли он будет бояться ходить по улицам впоследствии либо чувствовать себя ущербным.

Хобби, как источник вдохновения

В каждом есть нотка творчества, кто-то любит оригами, вышивку бисером или конструирование моделей самолета. Не обязательно быть профессионалом для того, чтобы получить удовольствие от занятия интересным делом. Почему бы не создать подростку условия для отдыха в процессе сотворения личного шедевра и почувствовать себя значимым. 

Развитие самооценки

Развитие самооценки происходит постоянно, на протяжении всей жизни. Однако самым важным этапом является раннее детство. Посему, очень значительным влиянием пользуются родители, а так же воспитатели и учителя в детских садах и начальных школах. Именно на данном этапе закладывается фундамент представлений о мире и своём положении в нём.

Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.

В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. Часто так же передаются шаблоны общественного поведения, которые могут со временем стать преградой для достижения личных целей.

При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде. В этом возрасте прививаются основные ярлыки поведения.

Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Это часто приводит к тому, что ребёнок может поступать неоправданно жестоко по отношению к окружающим людям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.

После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.

Что такое самооценка

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.