Архетипы юнга. тайны души

Алан-э-Дейл       09.12.2024 г.

Архетипы в брендинге.

Времена могут меняться, а архетипы остаются на подкорке и вызывают все те же ассоциации: Творец, Правитель, Бунтарь, Романтик. Компании осознанно или неосознанно эксплуатируют эти образы, выстраивая отношения с покупателями. Более того, бренды, которые последовательно эксплуатируют удачный архетип, увеличивают свою долю рынка.

Архетип Анимы в образе Венеры — богини красоты.

Архетипы, хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя соответствующего спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть над его поведением оказывает в руках бессознательного, инстинктивного.

Мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла — такие образы в сновидении могут трактоваться как предупреждение об искажениях в восприятии спящего. Подсознание, которое располагает более полной информацией о действительности, во сне посылает сознанию знаки, призванные уберечь его от формирования ложных убеждений в реальности.

Как определить свой архетип

Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда до конца понимая, что же это такое. А на самом деле это важная составная часть каждой личности, и, если верить ряду теорий и учений, именно опираясь на архетипические образы, человек подсознательно выбирает себе круг общения, жизненные цели и всю судьбу.

«Анима и Анимус» – это и есть архетипы личности, которые представляют собой то самое коллективное бессознательное, они имеют огромное влияние на развитие личности человека и его судьбу.

Фактически, что такое архетип – это подсознательные представления человека о том, что такое безупречный образ женщины и мужчины. Причем эти архетипические образы передаются нам от предков, через их опыт, особенности воспитания, фольклор.

Мужские и женские архетипы прочно «сидят» в сознании, но они не имеют никаких истоков в конкретном человеке, при этом производя колоссальное влияние на выбор, действия, суждения человека, на всю его жизнь.

Архетипы, по Юнгу, всегда устойчивы и постоянны, они не меняются у человека и несут в себе как положительные, так и негативные качества. Архетипы встречаются в фольклоре – в сказках, рассказах, историях и мифах, находя там свои истоки и отражение.

Архетипы Юнга правильно будет назвать моделями поведения людей, которые опираются на подсознательные представления об идеальном поведении и образе. Подробно исследования приведены в книге Юнга «Архетип и символ».

Архетипы богинь

Женские архетипы часто обобщенно называют богинями. Но и тут выделяется несколько основных образов, каждый из которых отличается своим восприятием мира.


Источник фото: shutterstock.com

Афина

Это богиня-девственница, которая ориентирована на логическое мышление и достижения. Она не склонна к любви. Для нее эмоциональные привязанности — только помеха на пути к достижению по-настоящему значимых задач.

Гестия

К этой группе относится образ, которые олицетворяет внимание, направленное в саму глубину духовного центра. Это интроверсия

Для Гестии очень важна самодостаточность.

Артемида

Она стала воплощением женской независимости. Артемида не любит эмоциональные привязанности и проявления любви, так как это отвлекает от основных задач и значимых для нее целей. Такие девушки никогда не страдают от неразделенной любви. Их отличается максимальная самостоятельность и сосредоточенность на достижениях.

Гера

Это архетип женщины-жены. Ее роль — образ верной подруги и спутницы жизни. В таком союзе детям отводится второстепенное значение. Если женщина и рожает наследников, то только с целью угодить супругу. Муж (обязательно официальный) для Геры — центр Вселенной, а развод — недопустимая трагедия.


Источник фото: shutterstock.com

Персефона

Как и предыдущий тип, относится к уязвимым богиням. Образ считается сложным и двойственным, поскольку богиня служит царству Аида, где души превращаются в тени. Чаще всего Персефона всю жизнь мечется между матерью и мужем, не в силах выбрать определенную сторону. Представительницы этого шаблона хрупкие, уязвимые, трепетные, неспособные самостоятельно сделать выбор.

Деметра

Также в триаду уязвимых богинь входит Деметра. Забота и помощь другим людям является для нее основным способом собственной реализации. Деметра лишена амбиций. Не стремится к признанию, высокому общественному статусу, карьерному росту. Для окружающих богиня становится матерью, постоянно проявляя заботу, преданность, верность. Ей не нужна независимость. Основное, к чему она стремится, — создание крепкой семьи.

Афродита

Афродита (или Венера) — алхимическая богиня. Это архетип ощущения прекрасного, женственности и чувственности. Среди всех образов именно Афродита передает истинную женскую силу и творчество. В ней выражаются:

  • сексуальность;
  • эротическое притяжение;
  • стремление к новизне;
  • вдохновение.

Венера никогда не оказывается в роли жертвы. Всех мужчин в своей жизни она всегда выбирает сама. В таком образе тонко сочетается самостоятельность, присущая богиням-девственницам, и близость, чувственность, которая характерна для уязвимых богинь.

Анима

Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.

Амазонка

Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.

Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.

Гейша

Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».

Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.

Женщина Колдунья

Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.

Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.

Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.

Архетип Матери и Жены

Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.

Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.

Как определить свой архетип

Для начала хотела бы пояснить, для чего вообще нужно знать свой архетип. Еще раз напомню, что это базовые конструкты коллективного бессознательного, которые определяют тот или иной тип восприятия, переживаний и действий. По сути, это некие глубинные установки, которые определяют поступки и реакции человека.

В каждом из нас может быть заключено несколько архетипов или преобладать один. По идее Кэрол Пирсон, человек поэтапно проходит все 12 архетипов в зависимости от возраста. К примеру, Простодушный – это самый первый образ, который соответствует возрасту маленького ребенка, а Шут – завершающий образ, который приходит к нам в момент мудрой зрелости. Недаром говорят: “Старый, что малый”.

В соционике есть тесты, определяющие, какой тип личности преобладает в человеке. Зная свой доминирующий архетип, становится проще сформулировать собственные ценности, склонности, расставить приоритеты, узнать лучше себя и партнера, определить свои потребности в отношениях и т. д.

Пройти тест на архетипы, в том числе по дате рождения, можно в нашей отдельной публикации.

Интересно! В 2001 году вышла книга “Герой и бунтарь” Маргарет Марк, посвященная использованию архетипов в брендинге. По мысли автора, более конкурентоспособными становятся те компании, которые используют в построении своих брендов универсальные образы с отсылкой на архетипы.

Маргарет распределила выделенные Пирсон 12 архетипов на 4 мотивационные категории:

  1. Потребность в риске и мастерстве – архетипы Воин (BMW, Nike), Бунтарь (Harley-Davidson), Маг (Apple, Red Bull).
  2. Потребность в стабильности и контроле – Творец (LEGO), Опекун (Nivea), Правитель (Mercedes-Benz, Rolex).
  3. Потребность в независимости и самореализации – Простодушный (Coca-Cola), Искатель (Starbucks), Мудрец (Sony, Philips).
  4. Потребность в принадлежности и обладании – Шут (Ben & Jerry’s), Славный малый (Levi’s, IKEA), Любовник (Revlon, Playboy).

Кроме того, идею архетипов используют и стилисты, составляя гардероб в соответствии с тем или иным психологическим портретом.

Вам интересно будет узнать, что такое психологический портрет и как его составить.

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Осознаваемая часть личности или «супер-эго» находится в перманентном состоянии естественных противоречий с обусловленными животной сущностью человека неосознанными импульсивными желаниями, которым Фрейд дал название «ид». Почему же возникают противоречия между «супер-эго» и «ид»? Все дело в том, что существующие моральные, этические и социальные установки направлены на подавление животной сущности человека.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

Структура личности по К. Юнгу

По Юнгу, структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

1. Эго — это сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

2. Под уровнем сознания находится личное бессознательное. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события могут быть восстановлены в сознании с помощью некоторых усилий. 

Личное бессознательное — это область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.

Оно состоит из всех воспоминаний, ощущений, страхов, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. 

Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Комплексы — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности.

3. Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень — коллективное бессознательное.Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Опыт, находящийся в коллективном бессоз­нательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. 

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии.

Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Самость — внутренняя вечность человека

Самость — это внутренняя вечность человека. Выглядит как прекрасная мандала спроецированная от самой жизни, словно это красивый и неповторимый сгусток бесконечности. Она является самой уникальностью человека.

Самость — это свой подчерк во всём, можно сказать, что самость и есть настоящая подлинность.

Самость — это очень мощный конгломерат психологических сил, связанных непосредственно с силами природы. Естественное бессмертие живёт именно там. Всё в человеке направлено на достижение контакта с самостью. Из самости к нам приходят сны, потому что самость находится в постоянном синтезе истины и никогда не оставит человека в покое, потому в самости находятся самые важные для человека ипостаси счастья: дело жизни, тотальное здоровье и счастливые отношения и многое, многое другое.

Истина, из которой состоит самость, выходит далеко за рамки человеческого понимания потому, что это внутренний безграничный космос, к встрече с которым, к сожалению, почти никто не готов. Более того, всё в человеческом обществе построено так, чтобы исключить контакт с самостью, и в этом даже преуспевают те, кто назвал себя помогающими специалистами. Самость правдива, огромна, непредсказуема, невероятно красива и находится за рамками методов. Всё, что могут делать люди, это с благоговением давать ей дорогу, а не объяснять её. Традиционно же человеческой психикой назвали Эго, которое исторически заменило высшее Я на земное смертное Мы. Эго хорошо изучать, потому что Эго базируется в нервной системе, и его можно пощупать научно. Но всё же настоящей сутью Эго является быть активной творческой частью самости в материальном мире. Но на сей момент Эго — это мощная подмена человека мусором человеческой истории. Эго — это причина смерти внутри нас.

Самость сильнее смерти, люди, достигшие своего настоящего Я, в нашем мире очень почитаются — это большая удача, доступная тем, кто живёт в духе своего призвания. Но, чтобы пройти дорогу к самости, нужно пройти все человеческие сомнения в вечность жизни, это трудно, но наградой приходит понимание, что смерть — это иллюзия, продиктованная слабостью человека перед вечностью. Настоящим подлинными бытием является только сама жизнь, самость с ней едина и находится за пределами религий и даже самой концепции Бога.

Мир самости хорошо проявлен в природе, в людях, наполненных покоем, в учениях о нравственности, в древних символах. Там, где покой, можно ощущать дыхание самости. Всё, что люди хотят на самом деле — это слияние со своей самостью, потому что в этот момент кончается игра в смертное, и жизнь становится управляемой, человек становится глубоким, и одарённым, и абсолютно непротиворечивым обычной человеческой жизни, вдобавок всё вокруг такого человека словно оживляется. Но в основном люди находят контакт с ней только после смерти.

Наградой человеку, пришедшему к самости, является полное отождествление себя с непрекращаемой жизнью. Это буквально жизнь в своей большой собственной жизни. И только поэтому настоящий смысл жизни человека на земле — это переработка сомнений в вечность.

Человек рождён, чтобы познавать себя в природе вселенной, это доказано опытом бесконечных тяжёлых судеб, войн, бессмысленности, бедности, изнурения от тяжёлой работы, болезней и всей человеческой историей. Сколько ещё нужно доказательств человеку, что такая жизнь не имеет смысла! Смысл только в том, чтобы быть вечным и живым, это истинный капитал человека.

Всё подлинное человеческое в человеке начинается с самости. Человек с самостью просто живой без боли и сомнений!

Контакт с самостью помогает обрести предназначение и, не сомневаясь, пройти свой путь в этой жизни, наполняясь смыслом и истиной — это делает человека человеком.

Мифы, религия – культура

Как было отмечено, культура сформировалась под действием архетипов. Культура как явление, по мнению Юнга, существует для того, чтобы научить человека разделять сознательное и бессознательное или, во всяком случае, максимально ограничивать действие бессознательного.

Логично, ведь цель культуры – просвещение, а инстинкты ассоциируются с животными, в поведении которых не наблюдается проявлений человеческой культуры.

Хотя если культура абсолютно достигнет своей цели, то человек будет нежизнеспособен. Его инстинкты перестанут работать. Человек перестанет размножаться, защищать себя, потомство. Следовательно, люди вымрут.

Важный вывод из этих утверждений: жизнеспособность человеческого рода зависит от взаимодействия сознательной и бессознательной части психики.

Принцип золотой середины Аристотеля никто не отменял.

Матерь

Данный архетип нельзя воспринимать буквально (как и все остальные). Он, конечно, может проявляться и в маме, но может и в бабушке. Иными словами, во всем, что ассоциируется со словом богиня.

Данный архетип отражается в вещах, которые вызывают чувство благоговения. Для всех они разные: для одних – государство, для других – церковь, для третьих – университет.

Архетипы вызывают противоположение эмоции. Так что, кроме благоговейных символов, выделяют и злые. Среди них ведьмы, смерть и приведения, домовые, саркофаги и глубокие воды.

Из добрых символов можно отметить заботу и сочувствие, женскую мудрость, поддержку.

Данный архетип ассоциируется с воскрешением, а также с магией.

Итог

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.