Структура деятельности человека. цель, мотив деятельности

Алан-э-Дейл       31.10.2024 г.

Чем они определяются?

Мотивы и цели отражают потребности человека, которые и заставляют человека искать пути для ее удовлетворения.

Также у человека может возникать несколько потребностей одновременно, что может вызвать конфликт мотивов.

Общие волевые цели, истинные потребности и квазипотребности в концепции К.Левина.

Общие волевые цели. Общие волевые цели связывают квазипотребности с истинными потребностями.

Истинные потребности. Потребность – это сила, которая определяет то или иное намерение (предшествует ему). Потребность берет свое начало в некотором волевом устремлении. Потребности сопровождаются побудительностью объектов, на которые они направлены.

Квазипотребность. Квазипотребность – это состояние напряжения, возникающее в процессе достижения истинной потребности. Квазипотребность выражается в том, что определенные предметы приобретают качество побудительности. Она является промежуточным элементом между возникновением истинной потребности и ее удовлетворением.

Квазипотребность может временно переходить в латентное состояние: актуально она не переживается человеком, но все же не теряет при этом своей значимости.

Истинные потребности могут конфликтовать с квазипотребностями.

Смысл жизни и «решение задачи на смысл» (по Леонтьеву).

Термин «смысл жизни» можно понимать двояко.

Во-первых, смысл жизни – это то, для чего я живу, что должен сделать в жизни. То есть, смысл жизни – это основная цель моего существования. Именно с субъективным переживанием отсутствия смысла жизни в этом значении термина связано чувство собственной никчемности и бесценности (в плохом смысле), переживаемое людьми, которое Франкл называл «экзистенциальным вакуумом».

Второе значение термина «смысл жизни» касается раскрытия истинных причин жизни человека. Это значение позволяет ответить на такие вопросы как «Кто я?», «Чего я хочу?», «Как я устроен?», «Кто мне нравится?», «К чему у меня есть способности?» и т.д. То есть все вопросы, которые предполагают поиск некоторого уяснения собственной природы.

Нужно сразу оговориться, что оба значения лишь относительно обособлены друг от друга и в реальной жизни, как правило, выступают вместе. Об их единстве говорит, в частности, история Толстова, который с юных лет вел сознательный поиск цели своей жизни. Говоря словами Леонтьева, Толстой постоянно решал задачу на смысл. Применительно к теме мотивации он пытался определить истинные причины своих действий (что, конечно же, не исчерпывает всего поиска и всей задачи на смысл).

Итак, термины «смысл жизни» и «решение задачи на смысл» в рамках темы о мотивации соотносятся как цель и средство. Цель определяет наши мотивы, а средство является способом достижения (а в случае с Толстым – постижения) результата.

Основные положения деятельностной теории мотивации

Ранее выполненный нами анализ преследовал цель устранить противоречия в традиционно цитируемых текстах А.Н. Леонтьева, обусловленные тем, что понятие «мотив» в них несло чрезмерно большую нагрузку, включая в себя много разных аспектов. В 1940-е гг., когда оно только вводилось как объяснительное, этой растяжимости вряд ли можно было избежать; дальнейшее же развитие этого конструкта привело к его неизбежной дифференциации, появлению новых понятий и сужению за их счет семантического поля собственно понятия «мотив».

Отправной точкой для нашего понимания общей структуры мотивации выступает схема А.Г. Асмолова (1985), выделившего три группы переменных и структур, которые отвечают за эту область.  Первая — общие источники и движущие силы деятельности; Е.Ю. Патяева (1983) удачно назвала их «мотивационными константами». Вторая группа — факторы выбора направленности деятельности в конкретной ситуации здесь и теперь. Третья группа — вторичные процессы «ситуативного развития мотивации» (Вилюнас, 1983; Патяева, 1983), которые позволяют понять, почему люди доводят до конца то, что они начали делать, а не переключаются каждый раз на все новые и новые соблазны (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 2004). Таким образом, главный вопрос психологии мотивации «Почему люди делают то, что они делают?» (Deci, Flaste, 1995) распадается на три более частных вопроса, соответствующих этим трем областям: «Почему люди вообще что-то делают?», «Почему люди в данный момент делают то, что они делают, а не что-то другое?» и «Почему люди, начав что-то делать, обычно доводят это до конца?». Понятие мотива чаще всего используется для ответа на второй вопрос.

Начнем с основных положений теории мотивации А.Н. Леонтьева, более подробно рассмотренных в других публикациях.

  1. Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А., 1992).
  2. Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности. Потребности развиваются через развитие их предметов. Именно благодаря тому, что предметами человеческих потребностей выступают предметы, созданные и преобразованные человеком, все человеческие потребности качественно отличаются от иногда сходных с ними потребностей животных.
  3. Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н., 2000, с. 432). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность (точнее, система потребностей. — Д.Л.) конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н., 1972, с. 292). Мотив — это приобретаемое предметом системное качество, проявляющееся в его способности побуждать и направлять деятельность (Асмолов, 1982).

4. Человеческая деятельность полимотивирована. Это означает не то, что одна деятельность имеет несколько мотивов, а то, что в одном мотиве опредмечиваются, как правило, несколько потребностей в разной степени. Благодаря этому смысл мотива является сложносоставным и задается его связями с разными потребностями (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 1993, 1999).

5. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. В одном месте А.Н. Леонтьев (2000, с. 448) прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции. На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции (Леонтьев А.Н., 1977, с. 202—203).  

Что это такое в психологии?

Это способность личности к самоорганизации за счет мотивационно-ценностных аспектов.

Иными словами так происходит замещение первичной цели, ради которой проводились определенные действия, на деятельность, ранее имевшую мотивационные характеристики и служившую только вспомогательным инструментом для достижения имевшейся задачи.

Природа этого замещения носит чувственно-смысловой характер и отражает сущностные потребности человека.

Грубо говоря, перемещение мотива на место цели дает возможность все время держать нос по ветру для достижения важного результат, защищает от лишних стрессов и позволяет своевременно корректировать алгоритм достижения своих задач

Концепция самоактуализации (А.Маслоу): мета-потребности и мета-патологии.

Метапотребность это нужда в достижении высших экзистенциальных ценностей (Б-ценностей). Потребности такого рода испытывают преимущественно самоактуальзирующиеся люди.

Неудовлетворение метапотребностей ведет к метапатологии или душевной болезни.

Примерами метапотребностей являются красота, честность и доброта окружающих и самого себя.

Метапотребности есть у каждого человека, однако большая часть людей не осознает их. Поэтому метаконсультант (J J J), специалист в области самоактуализации, должен помочь простым людям осознать свои незаурядные потребности.

Поскольку Б-ценности являются смыслом нашей жизни, неудовлетворение метапотребностей ведет к потере этого самого смысла.

Механизм сдвига

В своих работах, касающихся мотивации, Леонтьев обособлял осознаваемые мотивы от результативных, то есть реально действующих.

Поскольку видоизменение одних в другие происходит лишь в случае, если в процессе реального действия, получаемый результат приносит большее моральное удовлетворение или выгоду, чем цель, ради которой, собственно, и происходил процесс.

Как образуются и видоизменяются мотивы?

Цель из побуждающего фактора превращается в мотив при накоплении эмоций в процессе проводимой деятельности.

К поставленным задачам стремятся с помощью операций, выполняемых подсознательно, и действиями, принимаемыми благодаря наличию осознанности.

Но при этом, в процессе работы над достижением выбранной планки, действия могут становиться операциями, если осуществление первых уже возможно проводить на рефлекторном уровне.

Хорошим примером работы этого механизма, являются спортивные тренировки. Чем ответственнее подходить к процедуре, тем быстрее ряд действий можно будет проводить даже не задумываясь над алгоритмом исполнения.

Какие следует различать операции:

  1. Выполняемые автоматически или почти так.
  2. Проводимые по проторенной дороге, путем многократных повторений или не имеющие еще четкого механизма действий, поскольку рождаются благодаря копированию чего-то поведения или необходимости вписываться в существующие обстоятельства.

Любые действия состоят из элементов обоего типа и необходимы для возникновения навыков, являющих собой закрепленный в памяти и сознании алгоритм последовательности операций и действий.

При благоприятных обстоятельствах происходящие становится залогом расширения деятельности человека, освоению ним новых сфер. Но, к сожалению, механизм сдвига мотива на цель формируется в человеческой психике не всегда на пользу и может стать причиной деградации личности.

Мотивы профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность играет одну из ключевых ролей в нашей жизни.

Однако плохо мотивированный сотрудник не сможет полностью реализовать свой человеческий ресурс, а также принести предприятию, на котором он работает, максимальную пользу.

Какие же бывают мотивы профессиональной деятельности?

Заработная плата и материальные вознаграждения. Часто именно денежное вознаграждение за профессиональный труд является основополагающим в мотивации работника. Каждый человек желает обладать материальными благами, при этом затрачивая для их достижения определенные усилия. Как правило, заинтересованные в материальном благосостоянии сотрудники предпочитают работать в одиночестве, чтобы получать деньги за свой собственный труд.
Хорошие результаты при таком подходе показывает и организация труда, при котором размер зарплаты прямо пропорционально зависит от объема выполненной работы.

Комфортная обстановка и приемлемые условия работы. Если работодатель заботится о комфорте своих сотрудников, об организации рабочего места, эффективность последних может значительно возрасти.

Четко изложенные задачи. Некоторые сотрудники предпочитают проработанный регламент действий, когда они могут опираться в своих действиях на заранее прописанные правила

Для них важно действовать согласно уставу, соответствовать принятым нормам и требовать от коллег того же. Другим сотрудникам важна большая свобода действий

Они не нуждаются в регламенте, а, напротив, избегают его. Для них мотивацией является возможность решать поставленную задачу своими методами. Такие сотрудники не любят постоянного контроля над собой, постоянно стремятся к независимости, а иногда специально игнорируют правила, затрачивая на это массу своей энергии.

Социальные контакты. У разных работников может быть различное отношение к социальным контактам на рабочем месте. Для одного типа людей мотивирующим фактором будет являться возможность общения с новыми людьми, они невосприимчивы к шуму, получают положительные эмоции при общении. Другой тип людей будет мотивирован такой работой, которая не требует общения с людьми , например, управление механизмами, работа за компьютером , там, где не требуется контактировать с коллегами.

Признание обществом. Некоторые работники имеют потребность в их одобрении обществом за проделанную работу
Они не столько акцентируют внимание на размер заработной платы, сколько желают, чтобы их труд был замечен другими.
Выполняя свои профессиональные задачи, человек может не только получать материальное вознаграждение за труд, но и удовлетворять свою потребность быть полезным для общества.

Влияние и власть. На профессиональном поприще можно реализовать свою потребность занять определенное место в социальном статусе, получив должность руководителя
Особенно важным мотивационным фактором это становится для тех людей, которые склонны к подчинению себе других людей. С позиции менеджмента такое стремление называют достижением целей посредством усилий других людей.

Самореализация. В данном случае стимулом к труду является реализация сотрудником его навыков и знаний. При этом мотивирует сама возможность выполнения тех или иных действий.

Совершенствование и развитие. Человек стремится к осваиванию новых навыков, у него есть потребность к самосовершенствованию.

Возможность столкнуться с чем-то новым, освоить новые знания также являются важным стимулом к трудовой деятельности работников.

Потребности рождают мотивы, которые побуждают и направляют человека к деятельности определенного рода. Осознавая их, человек ставит перед собой цели, реализация которых в конечном итоге ведет к удовлетворению жизнью и возможности максимально использовать свой потенциал.

Потребности как мотив деятельности:

https://youtube.com/watch?v=UDVPbGyAu8U

Традиционное и леонтьевское понимание мотива.

Мотив традиционно понимается как некая движущая сила, побуждающая человека к совершению того или иного действия или поступка. Характерным для традиционного понимания мотива является то, что последний рассматривается как внутренняя активность человека. То есть мотив субъективно детерминирован: внутренняя потребность порождает к тому или иному мотиву.

Леонтьевское понимание мотива: мотив – «это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя по­требность или, естественно, удовлетворяя потребности». В теории Леонтьева мотив имеет объективную причину и цель – предмет их окружающего мира (что роднит его теорию с теорией Левина).

В этом основное отличие леонльевского понимания мотива от традиционного.

Понятие побудительности объектов (по Левину). Иллюстрации.

Побудительность объектов – это субъективно переживаемое влечение к ним. Побудительностью обладают лишь те объекты, которые связаны с теми или иными потребностями человека. Побудительность в феноменальном аспекте воспринимается как исходящая от самого объекта.

Примеры: конфета «хочет», чтобы ее съели, велосипед «хочет», чтобы на нем покатались и т.д.

Степень побудительности может варьировать.

Побудительность в зависимости от того, каковы наши потребности относительно объекта, может имеет разный знак: она может быть позитивной и негативной.

Побудительность может быть первичной (автономной) и вторичной. В первом случае объект непосредственно является источником удовлетворения потребности. Во втором случае он является лишь звеном в сложной цепи достижения желаемого, либо объект как-то связан со значимым для нас предметом или человеком (пример производной побудительности: дом, в котором живет любимый человек).

Побудительность объекта обратно пропорциональна вниманию, которое мы ему уделяем, так как меньшее внимание способствует более непосредственному контакту с предметом. Изменение побудительности свидетельствует об изменении внутренних предпочтений человека

Например, безразличие к некогда любимому человеку говорит об изменении отношения к нему

Изменение побудительности свидетельствует об изменении внутренних предпочтений человека. Например, безразличие к некогда любимому человеку говорит об изменении отношения к нему.

Психология жизни человека Понятие ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву.

Здравствуйте уважаемые читатели.

В прошлой статье рубрики «психология воспитания ребенка» мы выяснили
моменты развития и обучения ребенка, познакомились с понятием «зона ближайшего развития»
и остановились на вопросе собственной деятельности ребенка.Ребенок не воспринимает всю информацию  взрослых, как пассивный приёмник. С взрослением у него появляются свои интересы, желания, отношение к окружающему, что находит отражение в егодеятельности.

Деятельность – это активность человека не только во внешнем мире, но и внутреннем (психологическом). Категория деятельности – фундаментальная категория в психологии. Наиболее конструктивно изложено понятие деятельности, в теории советского психолога Алексея Николаевича Леонтьева (ученик Л.С. Выготского).

Леонтьев включал в термин «деятельность» – те процессы, в которых осуществляется и выражается
отношение человека к миру, отвечающие особой соответствующей им потребности. Именно деятельность определяет психическое развитие ребенка. У каждого ребенка много видов деятельности, какие-то на определенном этапе играют большую роль в развитие, другие меньшую. (the main point)

Алексей Николаевич Леонтьев ввел
термин – ведущая деятельность, та, которая определяет психическое развитие ребенка на данном этапе. Не стоит думать, что ведущая деятельность, занимает львиную долю времени у ребенка.

Ведущая деятельность обуславливает:

1)      Развитие отдельных психических процессов (память, мышление, эмоции и т.д. )

2)      Развитие личности ребенка в целом.

3)      В рамках, которой зарождаются новые формы деятельности ребенка.

Психология деятельности характеризуется тем, что предмет
деятельности совпадает с мотивом.

Пример.

Ученик, готовясь к экзамену, читает литературу.

Это деятельность? Чтобы ответить, нужно выяснить мотив.

Допустим экзамен отменили и он бросает читать.

Мотив – сдать экзамен, следует деятельность подготовка к экзамену.

Деятельность не стоит путать с действием.

Действие – это процесс, мотив которого, не совпадает предметов деятельности, куда включено действие. Из примера следует, что чтение книги – действие, потому что содержание книги не являлось мотивом, не побуждало действовать. Для возникновения действия, необходимо осознание предмета деятельности,
таким образом, осознанное отношение становится – целью действия. (Цель чтения литературы – понять её
материал в определенном отношении к мотиву – сдать экзамен.)

Действие реализуется различными условиями  и способами – операция, определяется задачей.

Структура деятельности:

деятельность – действие – операция, которым соответствует психологическая сторона: мотив – цель – задача.

Однако по ходу деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего происходитразвитие
деятельности.  Леонтьев назвал это «сдвиг мотива на цель», объясню на прошлом примере.

Ученик узнал, что экзамен отменили, но продолжил
читать литературу, т.к. она ему понравилась.

Содержание литературы стало для ученика самостоятельным мотивом, следует превратилось в деятельность.

Перед тем, как закончить, подчеркну, что такой «сдвиг мотива на цель» возможен при получении ярких эмоции, но об этом в следующий раз.

Цель деятельности – ведущий мотиватор

Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности – показатель персонального развития человека.

Цель деятельности – это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.

Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.

Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?

Примеры

Первый

Ученик мечтает пореже корпеть над учебниками, а побольше проводить времени с друзьями.

Но впереди экзамен по литературе и необходимо готовиться.

В процессе подготовки данных для ответов, на глаза учащемуся попадается материал о пути становления одного из писателей. И в чем-то ребенок увидел связь между собой и биографией известного человека.

Начав более глубоко интересоваться трудами писателя, ученик стал воспринимать литературу уже не с точки зрения человека, вынужденного штудировать тонны &#171,скучной&#187, информации, а превратился в исследователя, получившего доступ к массе интересных данных.

Так желание сдать хорошо экзамен открыло дорогу к новому увлечению, а изучение литературы превратилось из скучной обязанности в привлекательное занятие.

Второй

Закомплексованный молодой человек с излишним весом решил прибегнуть к спорту, чтобы изменить фигуру и стать более привлекательным для девушек.

Тщательное соблюдение рекомендаций тренера в фитнес-клубе, систематические упорные тренировки привели к блестящему результату , внешний вид мужчины претерпел кардинальные изменения.

Но со временем молодой человек стал тренироваться не столько для поддержки привлекательного вида, сколько из-за приятных ощущений, возникающих при понимании, что теперь управлять своим телом, заставлять его выполнять трудоемкую работу гораздо приятнее и легче.

Третий

Для пропитания и возможности платить за кров вчерашний клерк, уволенный из-за сокращения штатов, хватается за первую подвернувшуюся вакансию и устраивается в автосервис рабочим на подхвате.

Благодаря опыту из юношества и родителю с &#171,золотыми руками&#187,, имеемый опыт в починке железок и интуиция, позволяют человеку выбиться в мастера на хорошем счету.

При этом сохранилась привычка интересоваться новинками прогресса в сфере, где приходится зарабатывать на хлеб.

В результате мужчина понимает, что умений и знаний достаточно для того, чтобы начать свое дело.

После некоторых раздумий, он увольняется и начинает свой бизнес, который, как выясняется, стал не только источником денег, но и приносит гораздо больше удовлетворения, чем работа, оставшаяся далеко в прошлом.

Мотив

Мотив формирует цель, как показывает структура деятельности

Схема ясно демонстрирует важность этого элемента. Следует добавить, что все потребности присущи человеческой природе

Но ведущим мотиватором будет та из них, которая решает самые актуальные задачи по достижению персональных целей.

Мотив, если характеризовать его коротко, – это смысл активности человека, его деятельности.


Для того чтобы понять, что такое мотив деятельности, обратимся к примеру.

Если человек стремится стать руководителем, цель его – приобрести статус начальника, мотив – удовлетворить потребность в признании, результат – высокая должность. В реальной жизни все не так схематично и примитивно, конечно. Мотивы чаще бывают многоуровневыми, как и цели.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.