Оглавление
1 Что такое трансактный анализ?
«Трансактный анализ (ТА) представляет собой теорию личности, а также систематическую психотерапию, применяемую с целью развития и коррекции личности». Такое определение было предложено психоаналитиками в 1960-е гг ХХ века.
Основателем этого направления психоанализа является известный психиатр Эрик Берн (1910-1970). Теория ТА была сформирована автором в 1950-е гг ХХ века. Будучи активно практикующим врачом, Берн стремился приложить свои разработки к клинической практике. В 1961 году вышла книга «Трансактный анализ в психотерапии», а пять лет спустя на свет появилось издание «Принципы группового лечения» (1966). В этих двух трудах впервые вводятся и получают свое развитие ключевые понятия ТА, такие как трансакция (поглаживание), игра, сценарий, эго-состояние. Сегодня эти термины широко используются в психотерапевтической практике, понятие “трансакция” применяется в философии, политологии, экономике и бизнесе.
Как теория личности, ТА раскрывает “психологическую анатомию” человека. Для этого используется трехуровневая модель “эго”. Она дает возможность понять, как выражается индивидуальность поведения личности в разных вариантах социального взаимодействия.
В области клинического применения ТА является методом психотерапии, который используется при лечении всех типов психических расстройств (начиная от обыденных жизненных проблем и заканчивая психозами). Этот метод носит роль вспомогательного, применяемого для отдельных людей и социальных групп.
3 Трансакции (поглаживания)
Индивид в любой момент может обратиться к другому субъекту из одного из трех эго-состояний. В свою очередь, другой человек способен ответить одним из своих эго-состояний. Такой “обмен” называется трансакцией.
При взаимодействиях (трансакциях) двух людей могут активизироваться различные Я-состояния. Существуют дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции:
- 1. Дополнительными называются трансакции, которые соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают нормальным человеческим отношениям. Эти взаимодействия не вызывают конфликтов и могут длиться сколько угодно долго.
- 2. Способностью порождать конфликты обладают перекрестные трансакции. В таких ситуациях возникает непредвиденная реакция на стимул, включается неадекватное Я-состояние.
- 3. Скрытые отличаются тем, что включают более двух Я-состояний. “Сообщение” в них “прячется” под социально приемлемым стимулом. Но ответная реакция ожидается в результате эффекта скрытого “сообщения”. Такое взаимодействие составляет основу психологических игр. Подобную трансакцию можно наблюдать, к примеру, при покупке недвижимости. Агент с улыбкой говорит покупателю: «Это великолепная просторная квартира в престижном районе, но ее стоимость будет слишком высокой для Вас». В такой ситуации его слова могут быть услышаны как Взрослым, так и Ребенком. Когда их слышит Взрослый, ответ звучит так: «Да, Вы правы, я не могу сейчас себе позволить купить эту квартиру, учитывая мой уровень зарплаты». В то же время, Ребенок отвечает так: «Я беру ее — это как раз то, что я хочу». Самые изощренные и тонкие обманные комбинации создаются на основе базовой человеческой потребности в признании.
Перекрестная трансакция
Дополнительная трансакция
Скрытая трансакция
Расставим акценты
Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции
«Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными.
Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию
«Я-Взрослый».
Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства
сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны
проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.
Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или
«Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:
- Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
- Избавиться от родительских программ.
- Узнать и переписать сценарий своей жизни.
В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое.
Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица
социального действия.
Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный
результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление
какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.
Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать
обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть.
Овладеть этим редким умением, необходимым
в сбалансированной и счастливой жизни
поможет трансактный анализ Эрика Берна.
«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» –
книги американского психотерапевта Эрика Берна ,
ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов.
Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.
Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я».
https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu, 1871542611
Примечания:
- Эрик Берн
- Эрик Берн «Транзактный анализ. Практическое применение»
Ещё почитать:
Способы взаимодействия с людьми
Для общения с людьми можно использовать разные методы трансакционной психологии — трансакции, поглаживания, игры по Э. Берну. Каждый из этих способов взаимодействия имеет определенные особенности.
Трансакции
Трансакции — процесс взаимодействия между двумя эго-состояниями разных людей. Состоит из реакции, стимула. Позволяет наладить общение с человеком, у которого другое или аналогичное эго-состояние.
Поглаживания
Позволяет наладить отношения «родителя» и «ребенка». Существует три вида поглаживаний:
- Физические. Наиболее популярные из них — похлопывания по плечу, рукопожатия.
- Невербальные. К ним относятся подмигивания, мимика, жесты.
- Вербальные. Это похвала, комплименты.
Важно понимать, что поглаживания могут иметь как негативный, так и позитивный посыл
Игры по Э. Берну
Теория Берна в психологии выделяет определенные игры в рамках психоанализа. Они представляют собой неосознанный поведенческий стереотип, который состоит из нескольких частей — вознаграждений, расплаты, ударов, ответов, ловушек, слабости. При воздействии на человека определенным образом провоцируются различные чувства. Чем ближе конец игры, тем сильнее проявление чувств, эмоций.
Эрик Берн выделил 6 видов психологических игр, которые классифицируются зависимо:
- От зон — фаллические анальные, оральные.
- От клинических типов — навязчивые, истерические, депрессивные, параноидальные.
- От используемых объектов — игры, при которых задействуются части тела, деньги или слова.
- От количества игроков — от 2 и более.
- От психодинамики — интроекция, проекция, контрфобия.
- Зависимо от инстинктивного влечения — садистские, фетишистские, мазохистские.
Психологические игры должны быть:
Интенсивными
Игроки разбиваются на отдельные группы зависимо от характера.
Увлекательными, цепкими
Чтобы люди выполняли поставленные задачи с энтузиазмом, важно заинтересовать их внимание.
Гибкими. Должны учитываться черты характера, применяться разные материалы.
Психологические игры при правильном выполнении, соблюдении всех правил и опытном ведущем оказывают положительное влияние на жизнь человека.
Скрытые трансакции
Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.
Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях. Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника. Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.
Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.
Пример угловой трансакции 1:
— Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить». Стимул ВРе.
— Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал». Реакция РеВ.
Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману». При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе). Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.
Пример угловой трансакции 2:
— Официант ресторана: «Что будете пить?» Стимул ВРе.
— Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк». Реакция РеВ.
Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый. В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе). В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».
Пример сдвоенной трансакции:
— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»
— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей».
Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.
Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я
Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику
Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.
Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.
Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.
О понятии «жизненный сценарий»
В методе трансактного анализа есть понятие «жизненный сценарий». О нем Берн пишет в своей книге «Люди, которые играют в игры». По мнению автора, программа жизни людей формируется в дошкольном возрасте. В эпоху Средневековья этого правила придерживались учителя и священники. Они даже предлагали забрать ребенка на обучение и после 6 лет отдать его обратно родителям.
Берн говорил, что сценарий — это план жизни, хранящийся глубоко в подсознании. На его формирование влияют, в первую очередь, мать и отец. По его словам, к действию человека побуждает некая внутренняя сила. И как бы он не старался ее победить, финал часто отличается от желаемого. Так, например, многие люди стремятся заработать много денег, но продолжают терять их. Другие же в это время достигают успеха.

Эта тема закрыта для публикации ответов.