Транзактный анализ: примеры метода, игры берна

Алан-э-Дейл       08.05.2024 г.

1 Что такое трансактный анализ?

«Трансактный анализ (ТА) представляет собой теорию личности, а также систематическую психотерапию, применяемую с целью развития и коррекции личности». Такое определение было предложено психоаналитиками в 1960-е гг ХХ века.

Основателем этого направления психоанализа является известный психиатр Эрик Берн (1910-1970). Теория ТА была сформирована автором в 1950-е гг ХХ века. Будучи активно практикующим врачом, Берн стремился приложить свои разработки к клинической практике. В 1961 году вышла книга «Трансактный анализ в психотерапии», а пять лет спустя на свет появилось издание «Принципы группового лечения» (1966). В этих двух трудах впервые вводятся и получают свое развитие ключевые понятия ТА, такие как трансакция (поглаживание), игра, сценарий, эго-состояние. Сегодня эти термины широко используются в психотерапевтической практике, понятие “трансакция” применяется в философии, политологии, экономике и бизнесе.

Как теория личности, ТА раскрывает “психологическую анатомию” человека. Для этого используется трехуровневая модель “эго”. Она дает возможность понять, как выражается индивидуальность поведения личности в разных вариантах социального взаимодействия.

В области клинического применения ТА является методом психотерапии, который используется при лечении всех типов психических расстройств (начиная от обыденных жизненных проблем и заканчивая психозами). Этот метод носит роль вспомогательного, применяемого для отдельных людей и социальных групп.

3 Трансакции (поглаживания)

Индивид в любой момент может обратиться к другому субъекту из одного из трех эго-состояний. В свою очередь, другой человек способен ответить одним из своих эго-состояний. Такой “обмен” называется трансакцией.

При взаимодействиях (трансакциях) двух людей могут активизироваться различные Я-состояния. Существуют дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции:

  1. 1. Дополнительными называются трансакции, которые соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают нормальным человеческим отношениям. Эти взаимодействия не вызывают конфликтов и могут длиться сколько угодно долго.
  2. 2. Способностью порождать конфликты обладают перекрестные трансакции. В таких ситуациях возникает непредвиденная реакция на стимул, включается неадекватное Я-состояние.
  3. 3. Скрытые отличаются тем, что включают более двух Я-состояний. “Сообщение” в них “прячется” под социально приемлемым стимулом. Но ответная реакция ожидается в результате эффекта скрытого “сообщения”. Такое взаимодействие составляет основу психологических игр. Подобную трансакцию можно наблюдать, к примеру, при покупке недвижимости. Агент с улыбкой говорит покупателю: «Это великолепная просторная квартира в престижном районе, но ее стоимость будет слишком высокой для Вас». В такой ситуации его слова могут быть услышаны как Взрослым, так и Ребенком. Когда их слышит Взрослый, ответ звучит так: «Да, Вы правы, я не могу сейчас себе позволить купить эту квартиру, учитывая мой уровень зарплаты». В то же время, Ребенок отвечает так: «Я беру ее — это как раз то, что я хочу». Самые изощренные и тонкие обманные комбинации создаются на основе базовой человеческой потребности в признании.

Перекрестная трансакция

Дополнительная трансакция

Скрытая трансакция

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции
«Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными.
Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию
«Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства
сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны
проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или
«Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое.
Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица
социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный
результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление
какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать
обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть.
Овладеть этим редким умением, необходимым
в сбалансированной и счастливой жизни
поможет трансактный анализ Эрика Берна.

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» –
книги американского психотерапевта Эрика Берна ,
ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов.
Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я».

https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu, 1871542611

Примечания:

  1. Эрик Берн
  2. Эрик Берн «Транзактный анализ. Практическое применение»

Ещё почитать:

Способы взаимодействия с людьми

Для общения с людьми можно использовать разные методы трансакционной психологии — трансакции, поглаживания, игры по Э. Берну. Каждый из этих способов взаимодействия имеет определенные особенности.

Трансакции

Трансакции — процесс взаимодействия между двумя эго-состояниями разных людей. Состоит из реакции, стимула. Позволяет наладить общение с человеком, у которого другое или аналогичное эго-состояние.

Поглаживания

Позволяет наладить отношения «родителя» и «ребенка». Существует три вида поглаживаний:

  1. Физические. Наиболее популярные из них — похлопывания по плечу, рукопожатия.
  2. Невербальные. К ним относятся подмигивания, мимика, жесты.
  3. Вербальные. Это похвала, комплименты.

Важно понимать, что поглаживания могут иметь как негативный, так и позитивный посыл

Игры по Э. Берну

Теория Берна в психологии выделяет определенные игры в рамках психоанализа. Они представляют собой неосознанный поведенческий стереотип, который состоит из нескольких частей — вознаграждений, расплаты, ударов, ответов, ловушек, слабости. При воздействии на человека определенным образом провоцируются различные чувства. Чем ближе конец игры, тем сильнее проявление чувств, эмоций.

Эрик Берн выделил 6 видов психологических игр, которые классифицируются зависимо:

  1. От зон — фаллические анальные, оральные.
  2. От клинических типов — навязчивые, истерические, депрессивные, параноидальные.
  3. От используемых объектов — игры, при которых задействуются части тела, деньги или слова.
  4. От количества игроков — от 2 и более.
  5. От психодинамики — интроекция, проекция, контрфобия.
  6. Зависимо от инстинктивного влечения — садистские, фетишистские, мазохистские.

Психологические игры должны быть:

Интенсивными

Игроки разбиваются на отдельные группы зависимо от характера.
Увлекательными, цепкими
Чтобы люди выполняли поставленные задачи с энтузиазмом, важно заинтересовать их внимание.
Гибкими. Должны учитываться черты характера, применяться разные материалы.

Психологические игры при правильном выполнении, соблюдении всех правил и опытном ведущем оказывают положительное влияние на жизнь человека.

Скрытые трансакции

Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.

Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях. Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника. Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.

Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.

Пример угловой трансакции 1:

— Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить». Стимул ВРе.

— Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал». Реакция РеВ.

Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману». При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе). Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.

Пример угловой трансакции 2:

— Официант ресторана: «Что будете пить?» Стимул ВРе.

— Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк». Реакция РеВ.

Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый. В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе). В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».

Пример сдвоенной трансакции:

— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»

— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей».

Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.

Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я

Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику

Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.

Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.

Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.

О понятии «жизненный сценарий»

В методе трансактного анализа есть понятие «жизненный сценарий». О нем Берн пишет в своей книге «Люди, которые играют в игры». По мнению автора, программа жизни людей формируется в дошкольном возрасте. В эпоху Средневековья этого правила придерживались учителя и священники. Они даже предлагали забрать ребенка на обучение и после 6 лет отдать его обратно родителям.

Берн говорил, что сценарий — это план жизни, хранящийся глубоко в подсознании. На его формирование влияют, в первую очередь, мать и отец. По его словам, к действию человека побуждает некая внутренняя сила. И как бы он не старался ее победить, финал часто отличается от желаемого. Так, например, многие люди стремятся заработать много денег, но продолжают терять их. Другие же в это время достигают успеха.

Интересно, что первые 2 года сценарий ребенка в большей степени зависит от мамы. Заложенная ею программа в психотерапии считается его первичным протоколом, жизненной позицией.

За первый год после рождения в сознании ребенка формируется или доверие, или недоверие к окружающему миру. У него появляются некоторые убеждения относительно себя самого себя и тех, кто находится рядом. Он понимает, что он хороший, у него все в порядке или наоборот.

То же самое и в отношении других людей. Они хорошие, у них все в порядке или они плохие и у них не все в порядке. Это жизненные позиции. Обозначим их Я и Ты. «Все в порядке» — «+», «не все в порядке» — «-». Сочетание этих позиций является основой сценария жизни каждого человека. Рассмотрим подробнее:

  1. Я+, Ты+. Это безусловный успех. Признак здоровой личности, которая уверенно идет к победе. Такую позицию можно усвоить в раннем детстве или добиться, усердно работая над собой.
  2. Я+, Ты-. Осознанно или неосознанно человек играет в психологическую игру «Ты виноват». Он видит в окружающих врагов. Более того, он стремится от них избавиться. Это касается не только посторонних людей, но и родственников, друзей, даже детей. В особо серьезных ситуациях человек с такой позицией становится убийцей.
  3. Я-, Ты+. Позиция депрессивности. Человек занимается самоуничтожением. И, что самое страшное, передает этот сценарий детям. Такие люди в большинстве своем меланхолики, неудачники, которые всю жизнь проводят в одиночестве.
  4. Я-, Ты-. Полная безнадежность. Как в предыдущем случае, это сценарий неудачника.

Отказаться от жизненной позиции и изменить сценарий жизни очень сложно. Это похоже на попытки вытащить фундамент, не разрушив дом. Но такая возможность все же есть. Помощь окажет опытный психолог или психотерапевт.

Стоит сказать, что от жизненных позиций зависит то, как будут складываться взаимоотношения с окружающими людьми. Позиция собеседника бросается в глаза еще при первом знакомстве. А подобное, как известно, привлекает подобное. Если вы счастливый, жизнерадостный человек, то и круг общения у вас такой же. Вряд ли вы захотите общаться с вечными нытиками.

Главный принцип общения

Согласно теории игр, можно сформулировать следующий принцип: любое общение предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Применительно к людям это означает, например, что, женщина должна получать знаки внимания от своего мужа. И принципиального значения не имеет, в какой форме супруг будет это делать: дарить цветы или устраивать регулярные побои. Ведь бьёт, значит – любит; самое страшное – это полное игнорирование.

Это главное положение теории игр. Вместе с тем оно вызывает наибольшие возражения. Ведь ни один нормальный человек не выберет шипы вместо роз. Это верно. Но дело в том, что далеко не все умеют жить и общаться красиво. Поэтому часто людям приходится выбирать не между розами и шипами, а между шипами и одиночеством. Для многих шипы являются меньшим из двух зол. Лишь очень немногие предпочитают изоляцию дурному обществу.

История открытия и изучения

Люди, которые внесли вклад в открытие и развитие трансактного анализа:

  1. Эрик Берн. Трансактивная психология появилась благодаря этому ученому.
  2. Роберт Гулдинг. Его называли необычным, уникальным, гениальным психотерапевтом. Он смог объединить гештальт-терапию с трансактным анализом.
  3. Мэри Гулдинг. Является создателем особого подхода в психологии, который называется «терапия изменения решений». Он объединяет гештальт-терапию и трансактный анализ.
  4. Фанита Инглиш. Является основателем Западного института транзактного анализа и гельштальта, который находится в Филадельфии.
  5. Тайби Калер. Известный психолог, который издал 4 книги, написал более 100 научных статей, заслуживших уважение среди других исследователей. Он разработал методику эффективного подбора астронавтов. Ученый внес большой вклад в развитие транзактного анализа.
  6. Клод Штайнер. Являлся мастером практической психологии. Изучал теорию трансактного анализа, стал ярким последователем учений Эрика Берна. После его смерти возглавил школу данного направления.
  7. Джули Хей. Ученица, яркая последовательница учений Эрика Берна. Создала несколько важных теорий для транзактного анализа.

Как определить, в каком состоянии вы находитесь

Достаточно немного понаблюдать за поведением. Каждое эго-состояние имеет свои характерные черты:

  1. «Ребенок» часто говорит такие фразы: «Я хочу», «Меня это сильно злит», «Мне нет до этого дела». Эмоции отображаются на его лице. Это может быть взгляд куда-то под ноги, дрожащие губы, выражение восторга.
  2. «Родители» постоянно что-то запрещают, указывают, напоминают о чувстве долга. Они качают головой, принимают грозный вид, скрещивают руки на груди.

И, наконец, «взрослые». Они во всем ищут пользу, предлагают посчитать выгоду, обсудить целесообразность того или иного действия, решения. Они постоянно о чем-то думают.

Эмоциональный шантаж

Эмоциональный шантаж — это термин, придуманный психотерапевтом доктором Сьюзан Форвард , для обозначения контроля над людьми в отношениях и теории о том, что страх , обязательства и вина (ВОГ) — это транзакционная динамика, играющая между контролирующим и контролируемым человеком. Понимание этой динамики полезно для всех, кто пытается освободиться от контролирующего поведения другого человека и справляться со своими собственными побуждениями делать то, что неудобно, нежелательно, обременительно или самоотверженно для других.

Форвард и Фрейзер выделяют четыре типа шантажа, каждый со своим собственным стилем манипулирования сознанием:

Тип Пример
Угроза Карателя Ешьте еду, которую я приготовил для вас, или я причиню вам боль.
Угроза самоказателя Ешьте еду, которую я приготовил для вас, или я сам себе поранию.
Угроза страдальца Ешьте еду, которую я приготовил для вас. Сохранял для себя. Интересно, что теперь будет.
Угроза мучителя Ешьте еду, которую я приготовил для вас, и вы получите действительно вкусный десерт.

Существуют разные уровни требований — требования, которые не имеют большого значения, требования, затрагивающие важные вопросы или личную неприкосновенность , требования, влияющие на важные жизненные решения, и / или требования, которые являются опасными или незаконными.

Теории

Главный краеугольный камень трансакционного анализа — теория сценариев. Ее создатель — Эрик Берн. Со временем она была улучшена Клодом Штайнером. Элементы теории:

  1. Контрсценарий — набор действий, выполняемых в определенной последовательности. Позволяет отойти от первоначального сценария. Начинает закладываться в стороннем эго-состоянии. Если по стандартному сценарию человек должен страдать, то по контрсценарию он становится счастливым.
  2. Сценарий — план жизни, который составляется с детства. Он выбирается детьми зависимо от основ, которые закладывают в него окружающие, родители. Выбор сценария зависит от воли ребенка, воздействия внешних факторов.
  3. Антисценарий — формируется, когда человек не может жить согласно сценарию, составленному в детстве. При этом субъект не может забыть про основной сценарий. Поэтому он продолжает действовать согласно ему.

Под сценарием подразумевается судьба индивида, под антисценарием — стиль жизни.

Способы самодиагностики

Чтобы самостоятельно определить свое эго-состояние, нужно проследить за собственным поведением, поступками, манерой общения, мыслями. Для каждого из стилей характерны определенные преобладающие черты:

  1. Для «взрослого». В любом деле хочется получить личную выгоду. Прежде чем индивид приступает к решению какой-либо задачи он ищет все возможные варианты достижения цели, чтобы затратить минимум усилий, финансов.
  2. Для «родителя» Такой индивид контролирует окружающих, напоминает о долгах, указывает на недостатки. Они часто принимают нахмуренный вид, качают головой, скрещивают руки на груди.

Для «детей» характерны эгоистичные фразы, например, «Мне нет до этого дела», «Меня это сильно злит», или «Я хочу». Они не умеют скрывать эмоции, сразу выплескивают их. Не умеют врать, чаще говорят правду. Подвержены резким перепадам настроения.

Источники

Книги Эрика Берна (популярные)

  • (1964) Игры, в которые играют люди . Нью-Йорк: Grove Press. ISBN  0-14-002768-8

    (1996) (переиздание в мягкой обложке) Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN  0-345-41003-3 .

    .

  • (1975) Справочник непрофессионала по психиатрии и психоанализу (в мягкой обложке); 1975, Grove Press; ISBN  0-394-17833-5 .
  • (1975) Что вы скажете после того, как поздороваетесь? ISBN  0-552-09806-X .

Книги Эрика Берна (другие)

  • Трансактный анализ в психотерапии . ISBN  0-285-64776-8 .
  • Структура и динамика организаций и групп . ISBN  0-345-23481-2 .

Книги других авторов

  • Бойс, Грегори Дж., Никакой драмы: Практическое руководство к здоровым отношениям , (запрос «Танец души» 2012 г.) ISBN  978-0-9878135-0-3 .
  • Кларк, Сьюзан Л., Словарь Кларка по транзактному анализу . ISBN  978-1450720168 , ISBN   .
  • Коркилла Бриггс, Дороти, празднуй себя . (1986). Bantam Doubleday Dell Publishing Group. ISBN  0-385-13105-4 .
  • Фрид, Алвин М. и Регина Фол-Йенсен (иллюстратор) (1978) TA для подростков . Сакраменто, Калифорния: Jalmar Press. ISBN  0-915190-03-6 .
  • Грир, Искусство, На Небесах нет взрослых: Букварь ТА для христиан (и других) (Hawthorn Books, 1975). ISBN  978-0801554049 .
  • Харрис, Томас А., «Я в порядке, ты в порядке» (Harper & Row, 1967). ISBN  978-0060724276 .
  • Мюриэль, Джеймс и Дороти Джонгуард, Рожденные побеждать: транзакционный анализ с гештальт-экспериментами (Addison-Wesley, 1971).
  • Нельсон, Лесли, TA для детей-военнослужащих (Inspiring Voices. 9 января 2014 г.). ISBN   .
  • Певица, Маргарет и Джанья Лалич, « Безумная терапия»: что это такое? Они работают? 1996, Reparenting, TA и ITAA. ISBN  0-7879-0278-0 .
  • Штайнер, Клод и Джоанн Дик (иллюстратор), The Original Warm Fuzzy Tale: A Fairytale . Сакраменто: Jalmar Press, 1977. ISBN  0-915190-08-7 .
  • Штайнер, Клод (1990; переиздание в мягкой обложке). Сценарии, в которых живут люди: транзакционный анализ жизненных сценариев . Нью-Йорк: Grove Press. ISBN  0-394-49267-6 .
  • Стюарт, Ян и Ванн Джоинс, TA Today: новое введение в транзакционный анализ . ISBN  1-870244-00-1 .
  • Танголо, Анна Эмануэла, Психодинамическая психотерапия с транзактным анализом: теория и повествование о живом опыте , Karnac Books, 2015 ( ISBN   ).
  • Уайт, Тони, Работа с суицидными людьми (Jessica Kingsley Publishers, 2011). ISBN  978-1-84905-115-6 .
  • Уайт, Тони, Работа с потребителями наркотиков и алкоголя (Jessica Kingsley Publishers, 2012). ISBN  978-1-84905-294-8 .

Способы самодиагностики

Чтобы самостоятельно определить свое эго-состояние, нужно проследить за собственным поведением, поступками, манерой общения, мыслями. Для каждого из стилей характерны определенные преобладающие черты:

  1. Для «взрослого». В любом деле хочется получить личную выгоду. Прежде чем индивид приступает к решению какой-либо задачи он ищет все возможные варианты достижения цели, чтобы затратить минимум усилий, финансов.
  2. Для «родителя» Такой индивид контролирует окружающих, напоминает о долгах, указывает на недостатки. Они часто принимают нахмуренный вид, качают головой, скрещивают руки на груди.

Для «детей» характерны эгоистичные фразы, например, «Мне нет до этого дела», «Меня это сильно злит», или «Я хочу». Они не умеют скрывать эмоции, сразу выплескивают их. Не умеют врать, чаще говорят правду. Подвержены резким перепадам настроения.

Заключение

Свой бестселлер «Люди, которые играют в игры» Эрик Берн начинает с описания своей главной концепции: транзактного анализа. Суть этой концепции заключается в том, что каждый человек в любой период времени находится в одном из трех Эго-состояний: Родителя, Ребенка или Взрослого. Задача каждого из нас — добиться доминирования в нашем поведении Эго-состояния Взрослого. Именно тогда можно говорить о зрелости личности.

После описания транзактного анализа Эрик Берн переходит к концепции сценариев, которой и посвящена эта книга. Основной вывод Берна таков: будущая жизнь ребенка программируется до шести лет, и дальше он живет по одному из трех жизненных сценариев: победителя, непобедителя или неудачника. Конкретных вариаций у этих сценариев очень много.

Сценарий по Берну — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Часто сценарное программирование происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями, приказами и запретами, таким образом воспитывая неудачников. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы (приказов у него в голове и так достаточно), а все те же разрешения, которые освободили бы его от всех родительских приказов. Разрешите самому себе жить по собственным правилам. И, как советует Эрик Берн, отважьтесь наконец-то сказать: «Мама, лучше я сделаю по-своему». опубликовано econet.ru

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.