Оглавление
По времени
Долгосрочная
Это часть знаний и навыков, которые могут хранить инциденты бесконечное время. Таким образом, как декларативные, так и недекларативные воспоминания могут хранить информацию в течение длительного времени. Мозг способен хранить воспоминания о событиях, которые произошли несколько минут раньше, несколько часов назад, или даже несколько десятилетий назад.
Воспользуйтесь картинками «Найди отличия».
Это одно из самых популярных заданий, и в Интернете их встречается множество.
Иногда нам кажется, что это лишь детская забава, но данное упражнение помогает нам обращать внимание на детали, что впоследствии приводит к их лучшему запоминанию
Запоминайте и описывайте внешность людей.
У каждого из нас есть много знакомых. Конечно, мы их узнаем. Но описать полностью их внешность, черты лица вряд ли сможем с первого раза. Попробуйте составить фоторобот или подробно описать хотя бы одного из самых близких Вам людей. Вы увидите, что не так уж это и просто. Но и ничего невозможного тоже нет, пробуйте, а со временем будет получаться все лучше и лучше.
Рисуйте по памяти.
Постарайтесь сделать так, чтобы у Вас всегда под рукой был блокнот с карандашом. Попробуйте в свободные минутки перерисовывать ветки деревьев, карту метро, изгибы на камне… Сначала перерисовывайте, а затем рисуйте по памяти. Старайтесь соблюдать все пропорции и толщину линий. Конечно, рисовать можно все, что угодно. Рисование само по себе является упражнением для развития зрительной памяти
При этом важно не столько умение хорошо изображать, сколько стремление перенести из памяти на бумагу запомненные образы как можно точнее
Используйте спички как вспомогательный материал.
Возьмите несколько спичек (для начала хватит 5) и бросьте их на стол. Посмотрите, какую фигуру они образовали. Затем отвернитесь и постарайтесь воспроизвести ту же фигуру, используя другие спички. Сравните, насколько они похожи. Если с 5-ю спичками у Вас будет получаться достаточно хорошо, попробуйте увеличивать их количество.
Подключайте другие органы чувств.
Представляйте, как бы звучал тот или иной предмет, какого цвета была бы цифра или буква. Подключая к зрительным образам звуки или запахи, Вы дадите возможность мозгу лучше сохранить их в памяти.
Вспоминайте события прошедшего дня
Перед сном вспоминайте в виде «картинок» события прошедшего дня, «прокручивайте ленту событий», стараясь четко «видеть» все детали. Никаких специальных приготовлений для такой тренировки, как видите, не потребуется. Только привычка, если Вы на неё решитесь.
Запоминание предмета
Найдите предмет, который Вам приятен, рассматривайте его в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и постарайтесь представить себе этот предмет как можно ярче и чётче. Примерно уделите этому 3 минуты. Пробуйте снова и снова. Когда покажется, что получается, перейдите к следующему этапу: подготовьте лист белой бумаги, расположите его позади себя, и после изучения предмета повернитесь к нему спиной и посмотрите на белый лист, постарайтесь «увидеть» на нем четкий образ этого предмета.
Когнитивные тренажёры
Используйте онлайн-игры на развитие зрительной памяти. На нашем сайте Вы можете развивать зрительную память с помощью специальных игровых тренажеров.
Развитие эмоциональной памяти у взрослых
Взрослым тоже имеет смысл развивать эмоциональную составляющую своей личности. Это однозначно будет полезно как для профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Вот несколько проверенных приемов развития эмоциональной памяти у взрослых:
Возьмите себе за правило вести дневник. Это очень хороший способ развить эмоциональную память. Ведите его регулярно. В дневник записывайте свои чувства, эмоции, мысли. Перечитывая его по прошествии определенного времени, Вы можете ощутить свои чувства вновь, проанализировать их и свои действия.
Занимайтесь медитацией. Для выполнения приема Вам необходимо мысленно перенестись в определенный момент прошлого, когда Вы пережили сильные эмоции, и попытаться заново прочувствовать их. Например, вспомните свое первое свидание.
Погружайтесь в пережитые Вами ранее ощущения. Для этого устройтесь поудобнее на кресле или диване, закройте глаза и представьте процесс, который вызывает приятные ощущения. Например, представьте, как Вы лакомитесь любимым блюдом, при этом старайтесь прочувствовать его вкус и аромат.
Анализируйте чувства, возникающие в Вашем подсознании
Концентрируйте внимание на различных, даже незначительных событиях, и пытайтесь понять, что Вы чувствуете, когда они происходят, и почему. В процессе анализа пытайтесь разделить чувства и эмоции.
Библиотерапия. Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги
Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.
Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги. Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.
Успехов Вам в познании себя и саморазвитии. Мы стремимся, чтобы наши упражнения для улучшения памяти способствовали Вам в развитии памяти.
Виды образной памяти
Виды образной памяти
В психологии выделяются следующие виды образной памяти:
- Зрительная. Этот вид запоминания основывается на сохранении в сознании лиц близких людей, рекламных плакатов, достопримечательностей.
- Слуховая. Из всего многообразия звуков этот вид памяти помогает человеку выбрать важные для запоминания: голос мамы, звук приближающейся машины, мелодию любимой песни.
- Вкусовая. Этот тип воспоминаний дает человеку возможность сохранять долговременные представления о вкусе лимона, перца, клубники.
- Обонятельная. Благодаря этому виду памяти, почувствовав запах костра, человек мечтает оказаться в походе.
- Тактильная. Запоминать события помогают человеку прикосновения и тактильные ощущения. Людям нравится гладить кошек, потому что они помнят приятную мягкость их шерсти.
Способы тренировки и развития
Если у человека нет физиологических нарушений, он может улучшить работу памяти: ускорить запоминание и увеличить объем. Для этого подходят простые упражнения, разработанные для детей и взрослых.
Развитие у детей
Заметить отставание в развитии памяти у детей можно в младшем возрасте, но до 3–4 лет родители не беспокоятся об этом, и обращаются к психологу когда ребенку предстоит идти в 1 класс. И хотя время упущено, ситуации можно помочь.
Для развития зрительной памяти используют метод «Сюжетные картинки». Перед ребенком выкладываются карточки, на которых изображен короткий сюжет. Некоторое время дошкольник рассматривает его. Когда он будет готов, взрослому нужно поменять карточки местами. Задача ребенка — восстановить последовательность действий. Для слуховой памяти подойдут упражнения по запоминанию слов и цифр. Начинать нужно с трех, постепенно доводя до 6–7.
Развитие у взрослых
Тренировать навык запоминания можно с любым материалом: пересказывать сюжет фильма, заучивать стихи, номера телефонов, слова иностранного языка. Заниматься можно во время перерыва на работе, используя подручные предметы. Например, разложить на столе канцелярские принадлежности, сфотографировать, поменять местами и расставить их, как они лежали вначале.
Какие виды памяти можно развивать
На протяжении своей жизни человек использует разные виды памяти. В левом и правом полушариях словно «кирпичиками» откладываются приобретенные разнообразные знания. Чтобы извлечь нужную информацию, нужны иногда немалые усилия. С помощью забывания нервная система разгружается, это считается нормальным процессом.
Под плохой памятью и хорошей подразумеваются порой совершенно разные вещи
Для одних важно помнить бытовые мелочи, для других людей и события, третьих интересует объем информации перед экзаменом или важной презентацией. Поэтому важно знать, какую память требуется развивать для решения проблем. Условно принято различать два вида:
Условно принято различать два вида:
- Естественная память. Она такая, как есть, и заложена самой природой. Ею пользуются все без исключения.
- Искусственная. Ее надо тренировать и развивать на протяжении всей жизни.
Встречаются люди с феноменальной памятью. Другие ничего не могут удержать в голове дольше минуты. Специалисты уверены, что способность запоминать можно тренировать и развивать, как и собственное тело. Если серьезно к этому относиться, то можно добиться значительных успехов.
Особенности памяти
Причины ухудшения памяти и повышенной забывчивости:
- возрастные изменения;
- болезнь Альцгеймера и некоторые другие заболевания;
- нехватка воды в организме;
- рассеянность;
- плохой сон.
Развитие памяти положительно влияет на способности человека. Для взрослых этот процесс проходит труднее, так как регулярные тренировки не нужны в однообразной трудовой деятельности и быту.
Полезные качества для улучшения процесса запоминания:
- внимательность и наблюдательность;
- интерес к жизни, положительный настрой;
- организованность в быту;
- использование образного мышления;
- изучение иностранных языков;
- чтение книг;
- запоминание стихов и цитат;
- интеллектуальные игры;
- физические нагрузки;
- правильное питание;
- умение правильно выражать свои воспоминания;
- размышления перед сном о прошедшем дне, перечисление задач на следующий.
Если следовать советам и рекомендациям специалистов и знать особенности человеческой памяти, то возможно ее всестороннее развитие. Развитая память ценится и помогает достичь высокого положения в обществе
Это также важно для успешной трудовой деятельности во всех сферах
Таблица типов памяти
Типы памяти
Краткая характеристика
Примеры
По психической активности
Двигательная или моторная
Запоминает и воспроизводит движения и трудовые навыки. Чрезвычайно важна как в быту, так и в освоении любых видов деятельности.
Занятия всеми видами спорта, танцы, обучение маленького ребенка первым шагам.
Образная
Накапливается в виде зрительных, слуховых образов на протяжении всей жизни. На ее сохранение работают все органы чувств. Отличается удивительной точностью.
Влияет на запоминание лиц, звуков, запахов, вкусов
Очень развита у людей искусства.
Эмоциональная
Надолго запоминает информацию, связанную с яркими чувствами.
Заставляет вновь переживать забытые чувства при одном воспоминании и сочувствовать другим людям.
Словесно-логическая
Этот вид памяти свойственен только человеку.
Благодаря словесно-логической памяти дошкольники способны усваивать большой объем знаний.
По характеру связи и целей
Непроизвольная
Хорошо запоминается то, что непроизвольно привлекает особый интерес или имеет значение.
Так формируется основная часть жизненного опыта человека.
Произвольная
Служит для запоминания необходимой информации.
Важна для получения специальных знаний.
По продолжительности хранения
Кратковременная
На этом уровне информация обрабатывается по степени важности и нужности. Этот вид памяти имеет небольшой объем.
Принимает участие в накоплении информации.
Долговременная
Это огромный склад обработанной и осмысленной информации с бессрочным хранением
Иногда ее сложно извлечь.
Участвует в накоплении профессиональных знаний.
Оперативная
Разновидность кратковременной памяти. Для увеличения объема ее можно успешно развивать.
Обучение чтению, письму и другим необходимым навыкам.
Сенсорная
Начальный этап процесса запоминания, который происходит на физиологическом уровне. Длится несколько секунд. Наиболее изучены два вида сенсорной памяти: слуховая и зрительная.
Переводит важные сигналы в кратковременную память.
На то, какого типа бывает память у человека, влияют индивидуальные особенности личности и преобладающий в работе анализатор: слуховой, зрительный, осязательный. Встречаются люди со смешанным типом памяти. Они обычно очень талантливы и успешны.
Познавательная деятельность
Так устроен человеческий мозг, что познавательный процесс заключается в выстраивании субъективного образа окружающего мира, который в той или иной степени отображает объективную реальность. Познавательная деятельность в то же время помогает воспринимать мир через призму рациональности и чувственности, где рациональная составляющая представлена воображением и мышлением, а чувственная — ощущениями и эмоциями.
Рис. 1. Определение термина памятьКачественная работа всех элементов познавательных процессов обеспечивает полноценную и насыщенную жизнь, а весь опыт, полученный при этом, сохраняется на уровнях сознания и подсознания благодаря процессам запоминания.
Память человека в психологии
Человеческая память всегда была объектом пристального внимания ученых. Изначально это понятие было философским. Позже его стали относить к психологии. Сегодня механизмы запоминания изучают такие науки, как физиология, биология, математика. Исследования ученых порождают различные теории и гипотезы.
Благодаря разным видам памяти, человек узнает лица родных и знакомых, учится и работает, занимается спортом, водит автомобиль. Без способности запоминать и сохранять нужную информацию любая деятельность была бы невозможна, даже для удовлетворения базовых потребностей. Невозможно переоценить роль памяти в жизни человека.
Важнейшее ее свойство – объем, показывает возможности, которые имеют большие индивидуальные различия. Степень развития памяти зависит от ряда внешних и внутренних факторов:
- генетические особенности;
- состояние психического и физического здоровья;
- образ и особенности жизни;
- воспитание и образование.
В психологии известно много разновидностей памяти, каждая из которых имеет большое значение для развития человеческих способностей.
По продолжительности сохранения
Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.
В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.
Оперативная
Другие названия: рабочая, промежуточная.
Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.
Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.
Примеры: чтение и списывание.
Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.
Кратковременная
Другие названия: краткосрочная, КВП.
Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.
Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.
Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.
Методы развития:
- Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
- Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
- Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
- Освойте метод ассоциаций.
- Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.
Долговременная
Другие названия: долгосрочная, ДВП.
Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.
Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.
Виды:
- Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
- Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.
В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).
Методы развития:
Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
Используйте методы Цицерона и Айвазовского.
Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной
Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке
Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.
Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.
Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.
https://youtube.com/watch?v=ZOAOWSi1X-U
Виды памяти человека
Вся многоликость жизни и деятельности человека невозможна без памяти. Существующие типы и виды памяти человека обусловлены накопленным опытом и особенностями деятельности индивида. Типы памяти определяются индивидуальными особенностями личности, а вот виды выделяют по характеру целей деятельности, а также продолжительности фиксации и сохранения материала.
Какие бывают виды памяти у человека?
По времени резервирования информации выделяют:
- мгновенную память – самый простой вид. Она обеспечивает хранение информации только в ходе ее восприятия;
- кратковременную память. Она дает возможность сохранить данные примерно на 30–40 секунд с момента их обретения. Этот вид памяти характеризуется максимальным числом символов, образов и объектов, которые индивид способен воссоздать на протяжении одной минуты с момента получения. Когда она заполняется на 10 единиц, происходит замещение, то есть новые данные заменяют старые с бесследным удалением последних;
- оперативная память призвана сохранить данные на определенный период времени. Чаще всего через несколько минут или дней после получения информации, данные из оперативной памяти начинают стираться;
- выделяют и такой вид памяти человека в психологии, как долгосрочный. Здесь информация хранится длительно, но чтобы человеку ее воспроизвести, необходимо приложить усилие и запустить мыслительный процесс. Именно этой памятью люди пользуются чаще всего;
- хранение генетической памяти осуществляется в генах и передается по наследству.
Память человека, ее особенности и виды в соответствии с целями деятельности
Речь идет о непроизвольной и произвольной памяти. Если человек что-то запоминает или припоминает, не преследуя для этого специальной цели, то работает непроизвольная память. Если же индивид ставит цель запомнить какой-то материал, то говорят о произвольной памяти. В этом случае запоминание и воспроизведение возможно благодаря специальным, мнемическим действиям. Именно эти два вида обеспечивают последовательное развитие всей памяти в целом.
Диагностика
Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.
Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой
Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.
Рекомендуемый материал:
Варианты задания:
- Списки можно зачитать вслух (не позволяя испытуемым их записывать). Если слова зачитываются, это нужно сделать 2-3 раза для взрослых и 4-5 раз — для детей 6-12 лет.
- Их можно записать на доске.
- Их можно раздать на отдельных листочках каждому испытуемому.
Задание:
- Внимательно прослушать/прочитать списки слов и попытаться их запомнить.
- После многократного прослушивания/прочтения постараться воспроизвести на бумаге. Желательно в том же порядке.
- Далее нужно отвлечься на какую-нибудь другую деятельность.
- Через полчаса списки прочитываются/прослушиваются ещё один раз и снова воспроизводятся.
- То же самое проделывается ещё дважды — на следующий день и через неделю. Слова при этом снова прочитываются/прослушиваются, но только один раз.
Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:
С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.
Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:
Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью
Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому
При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно
Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.
Карточка с текстом:
Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:
Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.
При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).
Эта тема закрыта для публикации ответов.