Абрахам маслоу

Алан-э-Дейл       21.10.2022 г.

Потребность в познании и понимании

Человек от природы любопытен. Без развития он начинает загибаться, жизнь перестает приносить радость. Ему всегда необходимо узнавать что-то новое, постоянно развиваться, быть в курсе новостей. Иначе просто все теряет смысл, жизнь становится похожей на день сурка. Да, что тут говорить, человек может даже впасть в депрессию от нехватки знаний, когда жизнь течет без изменений.  Но из этого состояния можно вывести — нужно удовлетворить эту потребность в познании.

Вообще эта потребность проявляется уже в младенчестве. У детей она даже больше проявляется, чем у взрослых. Причем развивается эта необходимость сама по себе, независимо от каких-то внешних факторов.

Предпосылки теории Маслоу

Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго. Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью с позиций психоанализа было невозможно.

Также, апеллируя к психоанализу, необходимо обратить внимание на тот факт, что в этой системе стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. Это означало, что во-первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во-вторых, вторичным, поскольку истинными, первичными потребностями человека, согласно учению психоанализа, были бессознательные стремления ИД

В такой системе координат места для высшей и при этом, не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло. При всей недоказуемости положений психоанализа, логика Фрейда была, если и научно не безупречной, то вполне, очевидной и понятной.

С другой стороны, теория личности Фрейда была построена в основном на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.

В этом то и была основная претензия Абрахама Маслоу к психоанализу.Вполне логично он считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психически здоровых людей.Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.

Конечно это не означало отрицания очевидного факта существования психологических и психических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.

И таким ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.

Очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых реализация своих творческих и духовных возможностей и способностей, причем, что интересно и неожиданно, эта реализация предполагает частичный отказ (а иногда и весьма впечатляющий) от приоритета базовых потребностей. Кроме  того, движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и нередким выходом за пределы, так называемой, зоны комфорта.

Итак, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то не является редкостью, что вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди претерпевают немало лишений. Эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь, хотя бы примерно, осведомлены о его трудностях и опасностях заранее. Несмотря на это, такие люди всегда есть и их немало.Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения сублимации базовой потребности ИД довольно затруднительно, особенно в тех случаях, когда эти базовые потребности уже были удовлетворены. И эти доводы, конечно же, ждали своих объяснений.

Личная жизнь

Когда Абрахам учился в Корнеллском университете, он познакомился со своей двоюродной сестрой Бертой. Как он потом вспоминал, это была любовь с первого взгляда. Он не надеялся на взаимность, однако часто ходил к родным в гости, чтобы хоть на несколько минут увидеть Берту. Однажды, когда они остались одни, он решился обнять ее, а она поцеловала его. Впервые в жизни Абрахам испытал такое чувство, которого больше не испытывал никогда.

Его страх быть отвергнутым не подтвердился, и это вселило уверенность в молодого человека – он сделал Берте предложение руки и сердца.  Девушка согласилась, и через год они стали мужем и женой.

Позже Маслоу вспоминал, что женитьба и знакомство с психологией произошли почти одновременно, и это были самые знаковые события в его жизни.

При жизни исследования и научные работы Маслоу подвергались резкой критике и считались выходящими за научные рамки. А сам он говорил, что не признает никаких рамок, и что они ограничивают живой ум и способности человека.   

Сейчас работы ученого приводятся в пример как научные, а его пирамида рассматривается как пример положительного поведения человека.

Оригинальная иерархия потребностей Маслоу включает в себя:

Маслоу утверждал, что человеческие потребности располагаются в иерархии:

 Совершенно верно, что человек живет хлебом единым — когда нет хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда есть много хлеба, и когда его живот хронически заполнить?

Возникают другие потребностями высшего уровня, а не физиологический голод, доминируют в организме. И когда они в свою очередь удовлетворены, опять возникают новые более высшего уровня  и так далее. Это то, что мы имеем в виду, говоря, что основные человеческие потребности организованы в иерархии относительного доминирования. (Маслоу, 1943, с. 375)

Научная деятельность

В 1937 г. Маслоу становится членом профессорско-преподавательского состава Бруклинского колледжа, где проработает до 1951 г. Когда, в 1941 г., США вступила во Вторую мировую войну, Маслоу был уже слишком стар и непригоден для воинской службы. Однако же ужасы войны вдохновляют его на развитие идей мира и влияют на его теории в психологии, помогая создавать науку гуманитарной психологии.

Большой след в душе Маслоу оставил образ жизни и действий двух его научных наставников – психолога Макса Вертгеймера и антрополога Рут Бенедикт, – впоследствии и заложив основу его исследованиям в области душевного здоровья и человеческого потенциала.

В 1943 г., в своей статье «Теория мотивации человека», появившейся в журнале “Psychological Review”, Маслоу предлагает собственную систему иерархии потребностей. Подробное объяснение этой теории было дано в вышедшей в 1954 г. книге «Мотивация и личность».

Маслоу придерживается точки зрения, что у любого человеческого существа есть ряд потребностей, которые, для достижения самореализации, должны быть удовлетворены в определённом порядке. Согласно его классификации, потребности человека располагаются в следующем порядке: физиологические потребность, стремление к безопасности, необходимость принадлежать к определённой социальной группе и быть любимым, тенденция к уважению, потребность к самореализации и тяготение к превосходству. Будучи психологом-гуманистом, Маслоу искренне верит в то, что каждому индивиду для достижения самореализации необходимо полностью осознать свой потенциал. Свою теорию он подкрепляет изучением личностей Альберта Эйнштейна, Генри Дэвида Торо, Рут Бенедикт и т.д. – тех, кому, по его мнению, успешно удалось достигнуть самореализации.

В 1951 г. Маслоу становится профессором в Брандейском университете. Там он будет преподавать до 1969 г., пока не перейдёт в штат Лафлинского института в Калифорнии.

В 1961 г. Маслоу, совместно с психологом Тони Сутичем, основывает журнал “The Journal of Humanistic Psychology”, который публикует научные статьи и поныне.

Критическая оценка

Наиболее существенным недостатком теории Маслоу, его методология. Маслоу сформулировал характеристики само-актуализированного лица от качественного метода, называемого биографический анализ.

Он посмотрел на биографии и труды 18 человек он определил как само собой актуализированный. Из этих источников он разработал список качеств, которые, казалось характеристикой этой конкретной группе людей, в отличие от человечества в целом.

С научной точки зрения , очень много проблем с этим особым подходом. Во-первых, можно утверждать, что биографические анализ как метод является крайне субъективным, поскольку он основан исключительно на мнении исследователя. Личное мнение всегда склонно к предвзятости, которая уменьшает обоснованность любых полученных данных. Поэтому рабочее определение Маслоу Самореализация не должно слепо приниматься как научный факт.

Кроме того, биографический анализ Маслоу направлен ​​на смещенную выборку  само-актуализированных лиц,он ограничивается высокообразованными белыми мужчинами (например, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна, Альберта Эйнштейна, Willliam Джеймса, Олдоса Хаксли, Elanor Рузвельта). Это затрудняет распространение теории на женщин из низших социальных классов или различные национальности. 

Кроме того, чрезвычайно трудно эмпирически проверить концепцию Маслоу самореализации таким образом, что-бы причинно-следственные связи были установлены. 

Еще одно критическое замечание касается предположения Маслоу, что нижние потребности должны быть удовлетворены прежде, чем человек может реализовать свой ​​потенциал и самореализоваться. Это не всегда так, и, следовательно, иерархии потребностей Маслоу в некоторых аспектах были фальсифицированы .

На основе изучения культур, в которых большое количество людей живут в бедности (например, Индия) ясно, что люди все еще способны к потребностям  более высокого порядка, такие как любовь и отношениям. Тем не менее, это не должно происходить, так как,сказал Маслоу, люди, которые имеют трудности в достижении  основных физиологических потребностей (таких как еда, жилье и т.д.) не в состоянии удовлетворить потребности более высокого роста. Кроме того, многие творческие люди, такие, как авторы и художники (например, Рембрандта и Ван Гоф) жили в бедности на протяжении всей жизни, все же можно утверждать, что они достигли самореализации.

Статьи по психологии: http://psichov.net

Применение теории Маслоу

Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.

Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.

  • Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
  • Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
  • Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.

Characteristics of self-actualized people

Although we are all, theoretically, capable of self-actualizing, most of us will not do so, or only to a limited degree. Maslow (1970) estimated that only two percent of people would reach the state of self-actualization.

He was especially interested in the characteristics of people whom he considered to have achieved their potential as individuals.

By studying 18 people he considered to be self-actualized (including Abraham Lincoln and Albert Einstein) Maslow (1970) identified 15 characteristics of a self-actualized person. 

Characteristics of self-actualizers:

1. They perceive reality efficiently and can tolerate uncertainty;

2. Accept themselves and others for what they are;

3. Spontaneous in thought and action;

4. Problem-centered (not self-centered);

5. Unusual sense of humor;

6. Able to look at life objectively;

7. Highly creative;

8. Resistant to enculturation, but not purposely unconventional;

9. Concerned for the welfare of humanity;

10. Capable of deep appreciation of basic life-experience;

11. Establish deep satisfying interpersonal relationships with a few people;

12. Peak experiences;

13. Need for privacy;

14. Democratic attitudes;

15. Strong moral/ethical standards.

Behavior leading to self-actualization:

(a) Experiencing life like a child, with full absorption and concentration;

(b) Trying new things instead of sticking to safe paths;

(c) Listening to your own feelings in evaluating experiences instead of the voice of tradition, authority or the majority;

(d) Avoiding pretense (‘game playing’) and being honest;

(e) Being prepared to be unpopular if your views do not coincide with those of the majority;

(f) Taking responsibility and working hard;

(g) Trying to identify your defenses and having the courage to give them up.

The characteristics of self-actualizers and the behaviors leading to self-actualization are shown in the list above.  Although people achieve self-actualization in their own unique way, they tend to share certain characteristics.  However, self-actualization is a matter of degree, ‘There are no perfect human beings’ (Maslow,1970a, p. 176).

It is not necessary to display all 15 characteristics to become self-actualized, and not only self-actualized people will display them.

Maslow did not equate self-actualization with perfection. Self-actualization merely involves achieving one’s potential. Thus, someone can be silly, wasteful, vain and impolite, and still self-actualize. Less than two percent of the population achieve self-actualization.

Rogers’ Theory of Self-Actualization

Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей

Очевидно, что сначала у человека возникает потребность в чем либо, а на базе этой потребности возникает импульс (желание) к ее удовлетворению. Это и есть мотивация.

Одно из основных положений теории Маслоу заключается в том, что человек постоянно чем то мотивирован, и почти никогда не бывает положения дел при котором наступает полное удовлетворение, а если такие ситуации и возникают, что бывает, то весьма ненадолго, и очень скоро возникает следующая потребность и так далее и так далее.

Иначе говоря, по Маслоу, желания являются неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.

Другая важная часть этой теории говорит о том, что все потребности, стоящие в основе мотивации имеют не приобретенную, а врожденную природу и этот изначальный позыв человека (энергия желания) просто накладывается на внешние обстоятельства, которые и определяют сам предмет желания, или направление в котором разворачивается эта энергия.

Третье важное предположение говорит о том, что эти стремления — мотивации существуют в условиях иерархии в силу наличия очевидных приоритетов. Так например, потребность в дыхании очевидно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении несомненно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду

Итак, вот какая иерархия потребностей в порядке очередности была предложена Маслоу.

— первичные физиологические потребности тела. — потребность в безопасности. — потребность в принадлежности к обществу и любви. — потребность в самоуважении. — потребность в самоактуализации.

На основе этой шкалы была создана известная пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены (пусть и не полностью, но в основном), прежде чем возникнет хотя бы осознание наличия потребностей другого уровня, как необходимости. По мнению Маслоу, чем выше поднимался индивид по ступеням этой пирамиды, тем больше реализовывал именно человеческие качества личности, и тем большим психологическим здоровьем он при этом должен был обладать.

В теории Маслоу важно понимать, что она обладает определенной степенью погрешности и это конечно понимал и он сам. Ведь совершенно очевидно, что исключения из иерархии мотивов могут быть и они довольно многочисленны

Мир знает немало людей, которые во имя высоких идей подвергали себя лишениям, голоду и даже шли на смерть. По этому поводу Маслоу говорил, что некоторые люди в силу своих индивидуальных особенностей способны создавать собственную иерархию потребностей. Данное допущение было очевидным и хорошо согласовалось со второй позицией гуманистической психологии где утверждался тезис об уникальности каждой личности. Таким образом, сама природа человека говорила о неизбежности существования исключений в любой подобной теории.

Self-actualization

Instead of focusing on psychopathology and what goes wrong with people, Maslow (1943) formulated a more positive account of human behavior which focused on what goes right. He was interested in human potential, and how we fulfill that potential.

Psychologist Abraham Maslow (1943, 1954) stated that human motivation is based on people seeking fulfillment and change through personal growth. Self-actualized people are those who were fulfilled and doing all they were capable of.

The growth of self-actualization (Maslow, 1962) refers to the need for personal growth and discovery that is present throughout a person’s life. For Maslow, a person is always ‘becoming’ and never remains static in these terms. In self-actualization, a person comes to find a meaning to life that is important to them.

As each individual is unique, the motivation for self-actualization leads people in different directions (Kenrick et al., 2010). For some people self-actualization can be achieved through creating works of art or literature, for others through sport, in the classroom, or within a corporate setting.

Maslow (1962) believed self-actualization could be measured through the concept of peak experiences. This occurs when a person experiences the world totally for what it is, and there are feelings of euphoria, joy, and wonder.

It is important to note that self-actualization is a continual process of becoming rather than a perfect state one reaches of a ‘happy ever after’ (Hoffman, 1988).

Maslow offers the following description of self-actualization:

‘It refers to the person’s desire for self-fulfillment, namely, to the tendency for him to become actualized in what he is potentially.

The specific form that these needs will take will of course vary greatly from person to person. In one individual it may take the form of the desire to be an ideal mother, in another it may be expressed athletically, and in still another it may be expressed in painting pictures or in inventions’ (Maslow, 1943, p. 382–383).

Предпосылки теории Маслоу

Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго. Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью с позиций психоанализа было невозможно.

Также, апеллируя к психоанализу, необходимо обратить внимание на тот факт, что в этой системе стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. Это означало, что во-первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во-вторых, вторичным, поскольку истинными, первичными потребностями человека, согласно учению психоанализа, были бессознательные стремления ИД. В такой системе координат места для высшей и при этом, не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло

При всей недоказуемости положений психоанализа, логика Фрейда была, если и научно не безупречной, то вполне, очевидной и понятной

В такой системе координат места для высшей и при этом, не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло. При всей недоказуемости положений психоанализа, логика Фрейда была, если и научно не безупречной, то вполне, очевидной и понятной.

С другой стороны, теория личности Фрейда была построена в основном на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.

В этом то и была основная претензия Абрахама Маслоу к психоанализу.Вполне логично он считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психически здоровых людей.Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.

Конечно это не означало отрицания очевидного факта существования психологических и психических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.

И таким ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.

Очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых реализация своих творческих и духовных возможностей и способностей, причем, что интересно и неожиданно, эта реализация предполагает частичный отказ (а иногда и весьма впечатляющий) от приоритета базовых потребностей. Кроме  того, движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и нередким выходом за пределы, так называемой, зоны комфорта.

Итак, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то не является редкостью, что вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди претерпевают немало лишений. Эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь, хотя бы примерно, осведомлены о его трудностях и опасностях заранее. Несмотря на это, такие люди всегда есть и их немало.Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения сублимации базовой потребности ИД довольно затруднительно, особенно в тех случаях, когда эти базовые потребности уже были удовлетворены. И эти доводы, конечно же, ждали своих объяснений.

Кто такой Абрахам Маслоу – становление ученого

Родители Абрагама – Самуил Маслов и Роза Шиловская – жили в Киеве. Семья была малоимущей, папа работал бондарем, то есть изготавливал из дерева кадки и бочонки.

Начало ХХ века ознаменовалось всплеском антисемитизма на Украине, происходили многочисленные еврейские погромы. Спасаясь от этого ужаса, Самуил и Роза бежали за границу. Судьба забросила их за океан – в США. 1 апреля 1908 года родился их первый сын, получивший имя – Абрахам. Затем на свет появились еще шестеро детей.

Атмосфера в большой семье была напряженной и нездоровой. Родители часто ссорились, от их агрессии страдали дети. Самуил злоупотреблял алкоголем и часто исчезал из дома. Роза отдавала свою любовь младшим детям, а старшего постоянно ругала.

Однажды она разбила о стену головы двум кошкам, принесенных Абрахамом домой покормить. Парень возненавидел свою мать. Позже, когда во взрослом возрасте он получил известие о ее смерти, то не приехал на похороны.

Об антисемитизме пришлось узнать из собственного горького опыта. В детские и подростковые годы Абрахам многократно становился жертвой травли со стороны одноклассников из-за внешности.

Он рос замкнутым, неуверенным в себе, закомплексованным человеком. Чтобы как-то преодолеть проблемы, он погрузился в занятия спортом, а затем наукой.

И все же, благодаря упорному самообразованию, он получил чрезвычайно глубокие знания. Окончил Университет Висконсина в городе Мэдисон, став специалистом по психологии. Научным руководителем был профессор Гарри Гарлоу, под руководством которого Маслоу изучал доминирование и сексуальность у животных-приматов.

В 1937 году он стал профессором Бруклинского колледжа в Нью-Йорке, где познакомился со многими учеными-психологами, вынужденными эмигрировать из гитлеровской Германии.

Под влиянием их идей Маслоу решил заниматься самоактуализацией личности – то есть, изучать стремление людей к выявлению и развитию своих возможностей, к самореализации и самосовершенствованию.

Своя семья Абрахама Маслоу

Несмотря на откровенно печальный опыт общения с родителями, Абрахаму рано удалось создать свою, причем крепкую семью. В 20-летнем возрасте он женился на двоюродной сестре Берте Гудман. Взаимная любовь не покидала их на протяжении всей жизни. В браке родились дочери Энн и Эллен, которые также специализировались на психологии.

С 1951 по1969 года Маслоу был профессором и деканом психологического факультета частного Брандийского университета неподалеку от Бостона, штат Массачусетс.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.