Оглавление
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности. Проблематика может быть:
- нравственной;
- психологической;
- социальной;
- философской.
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
- анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
- психологическая (выбор человеком своего пути);
- всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
- философская (добро и зло, вера и отрицание).
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Идея
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный ).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения
- Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
- Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора: нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.);
- психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад);
- социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком);
- философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).
Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.
Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным?
Шаблон сочинения ЕГЭ
1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.
Клише для вступления:
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.
Клише для формулировки проблемы:
Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)… Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО)
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО)
3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.
Клише для комментариев:
Примеры – иллюстрации В качестве примера автор рассматривает… Проблема раскрывается автором на примере… Автор обращает внимание читателя на … Пояснение к примерам Этот пример показывает, что… Этот пример убедительно доказывает, что… Эти события(факты, примеры) помогают понять… Связь между примерами Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…. Для сравнения автор обращается к … Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.
Клише для отображения авторской позиции:
- Автору удалось убедить читателя в том, что…
- В произведении доказана мысль о…
- Позиция автора такова…
- «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»
5. Ваше отношение к позиции автора(К4)— своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.
Клише для выражения собственного мнения:
Твое отношение к позиции автора |
|
Обоснование собственной позиции |
|
6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.
Клише для вывода:
После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать..
Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…
Смотри также:
- План
- Критерии оценивания от ФИПИ
- Речевые клише
- Цитаты
- Требования к оформлению
- 10 важных советов при написании сочинения
Отношение Лермонтова к Мцыри
Всего лишь несколько дней провел Мцыри вне душных, давящих, мрачных монастырских стен. Не боясь грозовых раскатов, ненастья, непогоды, сбежал юнец, чтобы узнать, что же все-таки такое жить по-настоящему. Он бежал и бежал, не зная куда и как, но это не останавливало. Трудности его не страшили, потому что свобода вернула ему воспоминания о:
- родном крае;
- отцовском доме;
- родителях.
Душа Мцыри не ожесточилась, он остался романтиком. Его приводят в восторг поля, холмы, горные хребты, плывущие по небу облака, пение птиц, шелест листвы. Он ценит каждый миг, проведенный на воле. Мцыри близок автору не только своим свободолюбием, но и одиночеством. Живя среди людей, он одинок из-за их непонимания его стремления к свободе.
Лермонтов любит своего героя, и за три коротких дня дал ему возможность насладиться не только свободой. Встреча молодой грузинки всколыхнула в нем неизведанное чувство любви, схватка со свирепым барсом показала его бесстрашие. Мцыри не убегает от надвигающейся опасности, он смело встречает ее, превращаясь в смертельно опасного противника.
Лермонтов преклоняется перед отвагой юноши. Зов души привел его к смерти, но умирает он непобежденным, несломленным, лишь печаль в его сердце. Герой умирает на чужбине. Нет ни друзей, ни родных, которые будут вспоминать его после кончины, в могилу он унесет «тоску по родине святой». И, умирая, он никого не проклинает, не винит ни в чем.
Герой и автор
Замысел написания поэт долго вынашивал, вдохновленный красотой, природной яркостью, национальной неординарностью Кавказа. Услышав историю — легенду одного из монахов кавказского монастыря, взяв его рассказ за основу произведения, он претворил свои идеи, замыслы, творческие планы о написании поэмы о Кавказе. Печальная история о маленьком мальчике, который вырос на чужбине в монастырском заточении тревожила Лермонтова.
Мцыри — главный герой произведения. Ребенком его силой увез из родных мест русский генерал. Умирающего ребенка оставил в монастыре, где тот и вырос: в неволе, с жаждой свободы. Романтический герой во многом похож на автора, поэтому Мцыри — любимый авторский герой, которого он:
- ценит;
- восхищается им;
- преклоняется;
- сочувствует.
В произведении нет прямых высказываний об авторском отношении к Мцыри. Но характеристики мальчика, затем юноши, показывают его восхищение несгибаемой волей к свободной жизни.
Мцыри — вольнолюбивый дух, бунтарь. Твердость души, «могучий дух его отцов» не покидал его с самого детства. Маленький мальчик описан Лермонтовым слабым и гибким, сравнивается с дикой и пугливой серной. Детские забавы чужды ему, тоской, жаждой свободы пропитана его душа и сердце. Мальчик страдает, и автор полон к нему сочувствия.
Поэт восхищается юношей, который не забывает свою заветную мечту, не желая оставаться пленником монастырским, убегает в неизвестность. Страсть к вольной жизни с каждым днем росла в душе юноши, он не желает жить по расписанию. Долгие годы жизни в обители не изменили вольнолюбивого характера молодого человека, он, как и Лермонтов, больше всего любит и ценит свободу. «Таких две жизни за одну» готов променять герой, но жизнь вольную, в родном краю.
Как найти «своего» врача
У нас работает 7 поликлиник по городу. В каждой есть свои отделения и сотрудники. Так, вы можете обратиться за помощью, если у вас возникли вопросы в области:
- урологии;
- онкологии;
- терапии;
- эндокринологии;
- неврологии.
Также у нас лучшие гинекологи Самары. Мы находим и устраняем патологии, репродуктивные заболевания, помогаем подготовиться к беременности, сопровождаем беременных, консультируем, принимаем роды, помогаем восстановиться в послеродовой период.
В штате больше 10 врачей гинекологов, Самара богата на профессионалов, и все они работают у нас! Ознакомьтесь с отзывами об их деятельности, чтобы понять, к кому лучше обратиться.
Так как же выбрать того самого доктора?
- Читайте отзывы, «сарафанное радио» также хорошо работает.
- Попросите показать сертификаты и дипломы.
- Хороший специалист не станет скрывать побочные эффекты лекарств, назначать лечение без осмотра и анализов.
- Уходите, если не нравится отношение к вам.
К счастью, уходить от акушера гинеколога из Самары в нашей больнице вам не придется
Соблюдение профессиональной врачебной этики и забота о здоровье — самое важное для всех наших работников. Не только для врачей, но и для персонала. Здесь вы почувствуете себя, как дома, в безопасности и уюте
Комфортные палаты на случай, если вам нужно лечь в больницу, добрые медсестры, дежурные реанимация и операционная. Мы делаем всё, чтобы ваше лечение прошло как можно комфортнее!
Здесь вы почувствуете себя, как дома, в безопасности и уюте. Комфортные палаты на случай, если вам нужно лечь в больницу, добрые медсестры, дежурные реанимация и операционная. Мы делаем всё, чтобы ваше лечение прошло как можно комфортнее!
Как находить примеры в тексте?
Чтобы написать грамотный полный комментарий, необходимо внимательно прочитать текст, делая в нем важные пометки карандашом или ручкой, выделяя примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме текста и позицию автора по данной проблеме.
Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.
Для этого нужно обратить внимание на:
- мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
- события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.
Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.
Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.
Например, в статье «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» дан образец комментария проблемы отношения к родному дому.
Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «два оставленных деревенскими жителями дома, в которых описан порядок в доме у хороших хозяев (предложения 10 — 13)» и «беспорядок в доме у плохих хозяев (предложения 20 — 26)».
Выявлена смысловая связь между примерами — противопоставление.
Оба примера подкрепляют позицию автора, которая прямо высказана в тексте, в 14-16 предложениях.
В художественном тексте проблема текста и позиция автора по ней скрыты в содержании текста, поэтому работать с таким текстом следует по-другому.
Примеры-иллюстрации в художественном тексте
В художественном тексте авторскую позицию необходимо сформулировать самому выпускнику, так как здесь она представлена опосредованно, то есть необходимо проанализировать поведение героев, их речь, мысли, ключевые слова.
Для этого нужно обратить внимание на:
Все примеры-иллюстрации, которые выпускник найдёт в тексте для понимания авторской позиции по проблеме, могут стать основой комментария по проблеме.
Из найденных в тексте примеров необходимо выбрать два основных, которые более ярко раскрывают сформулированную проблему, и написать пояснение к ним. (См. статью «Что такое проблема текста?«.
Как и при анализе публицистического текста, необходимо найти и обозначить смысловую связь между примерами, то есть объяснить, почему выпускник выбрал для комментирования именно эти примеры и как эти примеры связаны между собой.
Например: в статье «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» дан образец комментария проблемы истинной и ложной порядочности, проблема хамства.
Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «разговор профессора с женой (предложения 27 — 37)» и «описание поведения членов семьи профессора у двери своей квартиры, когда они ругают солдата-рассказчика (предложения 50 — 58)».
Выявлена смысловая связь между примерами — примеры дополняют друг друга в описании хамского поведения профессорской семьи.
Позицию автора мы можем понять, проанализировав поведение и речь героев.
Найденные в исходном тексте примеры-иллюстрации нужно поместить в сочинение, для этого используют подходящие способы отсылки к тексту.
Как сформулировать проблему и авторскую позицию в 2019-2020 году
ё
https://youtube.com/watch?v=a3YN6qZJ1u4
Если написать «проблема отношения детей к родителям» — все в порядке. Это то же самое, что вопрос «как дети должны относиться к родителям». На такой вопрос можно дать четкий ответ, формулируя позицию автора.
А если пишем «проблема милосердия» — уже ничего не понятно. Проблема проявления, отсутствия, необходимости милосердия? Что за проблема у милосердия? О чем писать в позиции автора? Здесь проблема не сформулирована вообще, а только названа тема, и мы теряем баллы за К1, К2, К3, К4.
На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию с родительным падежом.ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д. — можно.Проблема (чего?): природы, войны, стола, дедушки — нельзя.
Что делать в этом случае?
1. Сформулировать проблему через вопрос:
Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.
2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):
а) если текст говорит о том, как люди понимают что-то — общий вопрос к тексту «что значит Х?»
Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?
Слова-связки:- проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)- проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)- проблема восприятия Х (искусства)- проблема оценки Х взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми- проблема неоднозначности / противоречивости оценки Х (предательства, неправды)- проблема возможности сопоставления Х и У (добра и зла)
б) если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то — общий вопрос к тексту «как влияет Х на У?»
Слова-связки:- проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)- проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)- проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)
в) если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем — общий вопрос к тексту «что происходит?»
Слова-связки:- проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)- проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)- проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)- проблема вытеснения Х чем-либо- проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)- проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).
Добавить комментарий
Как правильно писать эссе
Главное условие написания хорошего эссе – свободное владение темой. Ведь автору придется выражать собственную точку зрения, рассуждать, делать выводы.
Чтобы логически структурировать работу, первым делом необходимо продумать план эссе. Обычно он состоит из отдельных кратких тезисов по заданной теме, которые по мере раскрытия должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.
Единственное формальное требование, которого придется придерживаться при написании эссе, – наличие заголовка.
Отдаваясь творчеству, не стоит забывать, что задача автора заключается в том, чтобы убедить аудиторию в правомерности предлагаемой точки зрения, поэтому аргументация должна быть максимально веской и наглядной.
Структура
- Вступление. Эта часть должна задать эмоциональный настрой, подвести читателя к рассматриваемому вопросу, заинтересовать, побудив его дочитать текст до конца.
- Основную часть. На этом этапе автор выдвигает тезисы, находит им обоснования, тем самым доказывая собственную точку зрения.
- Заключение. Подытоживая сказанное в основной части, автор делает общий вывод.
Если цель вступления – заинтересовать читателя, то заключение должно придать целостность общей картине, побудить к размышлению или, наоборот, не оставить сомнений в правомерности или жизнеспособности высказанных автором идей.
Сочинение №9 — 8 баллов 🙁
Каков смысл жизни?
А.П. Чехов повествует, что вопрос о постановке целей, о разных взглядах людей на истинность ценностей порождает споры. Отвечая на вопрос о смысле жизни, автор представляет две разные точки зрения. Мнение рассказчика состоит в том, что женщины «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони» и дальше всё происходит по замкнутому кругу, из поколения в поколение. Тем самым А.П. Чехов показывает, что человек может не замечать всей прелести окружающего мира, он не живёт мгновением, не наслаждается им, а лишь думает о болезнях, смертях, о будущем своих детей,- о том, что не является радостью для его души, благополучием.
Также важно обратить внимание на то, как автор сопоставляет человека и животного. А.П. Чехов выделяет способность людей к духовному развитию, которую ни один зверь не имеет
Однако единственное, о чём задумывается человек,- это «голод, холод, животный страх, масса труда». Эти мысли, «точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности». У таких людей нет настоящего смысла жизни, они не живут, а лишь существуют. Так, А.П. Чехов демонстрирует читателям, что все черты, которые внешне и внутренне отличают человека от животных, могут исчезнуть, если ценности человека будут состоять лишь из природных потребностей и инстинктов
Чехов выделяет способность людей к духовному развитию, которую ни один зверь не имеет. Однако единственное, о чём задумывается человек,- это «голод, холод, животный страх, масса труда». Эти мысли, «точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности». У таких людей нет настоящего смысла жизни, они не живут, а лишь существуют. Так, А.П. Чехов демонстрирует читателям, что все черты, которые внешне и внутренне отличают человека от животных, могут исчезнуть, если ценности человека будут состоять лишь из природных потребностей и инстинктов.
Дополняя друг друга, эти примеры показывают, насколько важно стремиться к духовному обогащению, видеть смысл жизни не в том, как вылечиться, избежать смерти, а в себе, внутренней гармонии и счастье. Позиция автора к проблеме очевидна: люди не изменят свои взгляды на мир, пока сами не захотят этого
Без понимания истинных ценностей в жизни человека не переубедят никакие школы, больницы, книги. А.П. Чехов говорит, что «приходя на помощь с больницами и школами», можно лишь усугубить положение, ведь даже за книги приходится платить
Позиция автора к проблеме очевидна: люди не изменят свои взгляды на мир, пока сами не захотят этого. Без понимания истинных ценностей в жизни человека не переубедят никакие школы, больницы, книги. А.П. Чехов говорит, что «приходя на помощь с больницами и школами», можно лишь усугубить положение, ведь даже за книги приходится платить.
Я полностью согласна с мнением автора, так как ничто не может помочь человеку обрести истинный смысл жизни, который способен успокоить душу, наполнить красками мир, кроме него самого
Важно понимать, что болезни, смерть, дети не должны заполнять весь разум, нужно думать о себе, о душевном обогащении и счастье. Только тогда человек сможет настоящий смысл жизни
В литературе существует множество примеров, подтверждающих мою точку зрения. Так, в произведении А. Куприна «Чудесный доктор» также поднята проблема смысла жизни. Главный герой уже не думал о счастье, радости, его голова была
заполнена мыслями лишь о болезнях близких, о том, как достать деньги. Когда он поверил, что больше нет смысла пытаться что-либо сделать, он хотел покончить жизнь самоубийством, бросив свою семью на верную смерть. Этот пример доказывает, что отсутствие положительных мыслей веры в будущее, духовного спокойствия приводит к потере смысла жизни, чего нельзя допускать никогда.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что ценности человека всегда играли в жизни людей самую важную роль. Смысл жизни складывается из них, поэтому необходимо положительно мыслить, несмотря на безвыходность ситуации, не внушать себе, что жизнь- это промежуток между рождением и смертью, ведь она включает в себя множество аспектов, которые обогатят человеческую душу и сделают его счастливым.
Песни и аргументы к сочинению
Ранее было упомянуто обязательное использование читательского опыта при аргументации сочинения. Далеко не лишним будет прибегнуть к стихам и песням различных исполнителей, чтобы укрепить аргументацию и быть более уверенным в том, что ваше мнение будет засчитано. Сегодня у многих возникают сомнения по поводу актуальности того или иного книжного аргумента в тексте, а также его верного толкования. В случае с песнями и стихами можно прибегнуть к цитированию, благодаря которому все объяснение сильно упрощается.
Последнее задание ЕГЭ требует сформулировать проблему текста. Это очень важный этап, поскольку он помогает определить читательский опыт ученика и его умение аргументировать свою позицию. Проблема текста и сочинение также связаны, поскольку недостаточно просто назвать найденную тему. Необходимо уметь использовать её для составления полноценного сочинения, в котором она будет полностью раскрыта. Задание не является чем-то особенным, поскольку проблемы текста и русский язык тесно связаны. Достаточно вспомнить любое классическое произведение. Во всех из них имеется как минимум одна проблема. Чем больше какое-либо творение, тем большее количество проблем в нем заложено. Актуально это не только для отечественных авторов, но и для зарубежных. Суть написания любой книги лежит в составлении истории, которая может базироваться как на одной проблеме, так и включать сразу несколько на протяжении всего повествования.
Как автор может относиться к проблеме
Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:
- Положительным – одобрение действий персонажа;
- Отрицательным – несогласие с мыслями героя;
- Нейтральным – автор не проявляет эмоций;
- Скептическим – неверие автора в возможность изменения ситуации;
- Двойственным – автор не смог определиться, хорошо это или плохо;
- Ироническим – автор посмеивается над поступками героя;
- Осуждающим – автор осуждает героя.
В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.
Как выявить авторскую позицию?
В зависимости от темы текста авторскую позицию бывает сложно определить, а бывает и просто. Однако она есть всегда. Поднимая определенную проблему, автор так или иначе выражает к ней свое отношение. Все тексты на ЕГЭ достаточно просты в понимании. Если после первого прочтения теста позиция автора осталась неясной, перечитайте его еще раз. Возможно, вы просто отвлеклись от сути именно в том месте, где указано авторское отношение к проблемному вопросу. Позиция автора в тексте может быть выражена двумя способами:
Выражена прямо
В этом случае отношение автора к проблемному вопросу прослеживается на протяжении всего текста и может быть сформулировано в конкретном предложении. С первых строк нам становится понятно, как автор относится к герою или его поступку, или же в финале текста автор говорит о своем отношении к проблеме. Мы можем увидеть авторское отношение в конкретном предложении.
Выражена косвенно
Иногда авторское отношение трудно определить. Оно может крыться в каких-либо фразах, в отношении к герою других действующих лиц, в лексике автора текста
Если позицию определить трудно, обратите внимание на мелочи. В этом случае от вас потребуется умение видеть скрытый смысл, понимать иронию, расшифровывать сложные метафоры
Объяснение и примеры
При написании литературного произведения автор создаёт систему образов. В эту систему может войти и автор — как сам по себе, так и под масками повествователя или рассказчика.
Автор. Повествователь. Рассказчик
Автор — это реальный человек, который пишет книги. Он может присутствовать в литературном произведении в качестве лирического героя
Лирический герой — образ, который транслирует мысли автора, но всё же является частью его произведения: через индивидуальное автор хочет выразить типическое, важное для всех людей. Конечно, лирический герой очень близок автору
Но в то же время они не тождественны.
Пример
Когда Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «Там некогда гулял и я: / но вреден север для меня», то имеет в виду совершенно конкретные обстоятельства своей жизни. дело в том, что царское правительство отправило вольномыслящего Пушкина из Петербурга (север) в южную ссылку. Ирония касательно решения правительства (так берегли поэта, что даже в ссылку отправили, «заботясь») вполне отражает речевой стиль Пушкина. И в то же время говорит здесь не сам поэт, а его лирический герой — в данном случае ироничный и едкий.Повествователь — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» о происходящих в произведении событиях.
Пример
Всем известно, что «Повести Белкина» написал Пушкин. Однако Иван Петрович Белкин не только заявлен в качестве автора, но и выступает в повестях как повествователь — лицо, рассказывающее истории.Рассказчик — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» его часть (какую-либо историю).
Пример
Рассказчиком в «Сказке о золотой рыбке» выступает старик, когда рассказывает рыбке историю своей жизни со старухой.
Персонаж
Литературное произведение включает целую систему действующих лиц (систему образов). Каждый элемент этой системы является персонажем.
Однако характером является далеко не каждый персонаж: чтобы представить лицо как совокупность индивидуальных черт, нужно уделить ему значительное внимание. А значит, характерами могут быть только ведущие персонажи литературного произведения
Впрочем, случаются и исключения.
Пример
Эпизодический персонаж романа «Преступление и наказание» Семён Мармеладов представлен как полноценный характер, носитель собственного мировоззрения и соответствующих проблем.
План подготовки к написанию итогового сочинения
Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.
Этап 1. Сбор материала.
Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.
Этап 2. Осмысленное чтение.
Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.
Этап 3. Написание пробного сочинения.
Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
Собственно работа состоит из нескольких шагов.
- Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
- Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
- Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
- Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
- Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:
https://youtube.com/watch?v=5Y5HyscBqDs
Эта тема закрыта для публикации ответов.