Оглавление
Примеры контролируемого эксперимента
Музыкальные предпочтения у собак
Есть ли у собак вкус к музыке? Вы могли бы рассмотреть это, и наука тоже. Верьте или нет, исследователи фактически проверили реакцию собаки на различные музыкальные жанры. Чтобы организовать подобный контролируемый эксперимент, ученые должны были учесть множество переменных, которые влияют на каждую собаку во время тестирования. Окружающая среда, в которой находится собака при прослушивании музыки, громкость музыки, присутствие людей и даже температура – все это переменные, которые исследователи должны были учитывать.
В этом случае жанр музыки был независимой переменной. Другими словами, чтобы увидеть, изменяют ли собаки свое поведение в ответ на различные виды музыки, контролируемый эксперимент должен был ограничить взаимодействие других переменных на собаках. Как правило, подобный эксперимент проводится в том же месте, с тем же освещением, мебелью и условиями каждый раз. Это гарантирует, что собаки не меняют свое поведение в ответ на помещение. Чтобы собаки не реагировали на людей или просто на шум музыки, в комнате никого не должно быть, и музыка должна воспроизводиться с одинаковой громкостью для каждого жанра. Ученый разработает протоколы для своего эксперимента, которые обеспечат контроль многих других переменных.
Этот эксперимент также может разделить собак на две группы, тестируя музыку только в одной группе. Контрольная группа будет использоваться, чтобы установить базовое поведение и посмотреть, как собаки ведут себя без музыки. Затем можно наблюдать за другой группой и анализировать различия в поведении группы. Оценивая поведение по количественной шкале, можно использовать статистику для анализа различий в поведении и определения, достаточно ли он велик, чтобы считаться значимым. Этот основной эксперимент был проведен на большом количестве собак, анализируя их поведение в различных музыкальных жанрах. Было обнаружено, что собаки демонстрируют более спокойное и спокойное поведение, когда играет определенный тип музыки. Приходите, чтобы узнать, собаки наслаждаются регги больше всего.
Цинга в матросах
В начале 1700-х годов мир быстро расширялся. Корабли строились и отправлялись по всему миру, перевозя тысячи и тысячи моряков. Эти моряки в основном питались самыми дешевыми диетами не только потому, что это уменьшало стоимость товаров, но и потому, что свежие продукты очень трудно хранить в море. Сегодня мы понимаем, что недостаток необходимых витаминов и питательных веществ может привести к серьезному дефициту, который проявляется в виде болезни. Одним из этих заболеваний является цинга.
Цинга вызвана простой недостаточностью витамина С, но последствия могут быть жестокими. Хотя ранние симптомы включают в себя общее чувство слабости, продолжающийся недостаток витамина С приведет к расстройству кровь клетки и сосуды, которые несут кровь. Это приводит к утечке крови из сосудов. В конце концов, люди истекают кровью изнутри и умирают. До того, как контролируемые эксперименты стали обычным явлением, простой врач решил заняться проблемой цинги. Джеймс Линд из Королевского флота предложил простой контролируемый эксперимент, чтобы найти лучшее лекарство от цинги.
Он разделил моряков с цингой на различные группы. Он подверг их тому же самому контролируемому состоянию и дал им ту же диету, кроме одного. Каждая группа подвергалась различному лечению или лечению, принимаемому с пищей. Некоторые из этих средств включали ячменную воду, сидр и полку апельсинов и лимонов. Это создало первое клиническое испытание, или тест эффективности определенных методов лечения в контролируемом эксперименте. Линд обнаружил, что апельсины и лимоны помогли морякам быстро восстановиться, и в течение нескольких лет Королевский военно-морской флот разработал протоколы для выращивания небольших листовых зеленых растений, содержащих большое количество витамина С, чтобы кормить своих моряков.
- Полевой Эксперимент – Эксперимент, проводимый на природе, вне границ тотального контроля.
- Независимая переменная – Предмет в эксперименте изменяется или манипулируется экспериментатором, чтобы увидеть влияние на объект.
- Управляемая переменная – вещь, которая нормализуется или стандартизируется в эксперименте, чтобы исключить ее влияние на изучаемый объект.
- Контрольная группа – Группа субъектов в эксперименте, которые не получают независимую переменную или нормализованное количество, чтобы обеспечить сравнение.
Разноцветное молоко, которое движется
Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.
Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Что делаем:
- Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
- С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
- Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
- Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
- Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.
Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут
Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
50%
Не особо увлекается экспериментами 25%
Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 25%
Примеры исследования
Существует самый распространенный пример лабораторного вида эксперимента в психологии и педагогике. Группу людей заводят в заранее обустроенную студию и рассаживают её таким образом, чтобы каждый из них находился в одинаковых условиях. Далее включают телевизор, на котором показывают картинки с деталями определенного объекта. Каждый человек должен догадаться, что именно их объединяет, и предугадать название предмета, который из них состоит. С помощью такого исследования можно определить скорость реакции мышления каждого участника.
К лабораторному методу также можно отнести ролевые игры на мероприятиях в детском саду. Создаются определенные условия, а каждому участнику задается определенная роль. Появляется возможность определить манеру поведения каждого ребенка.
Результаты
Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.
После сравнительно спокойного первого дня на второй день вспыхнул бунт. Охранники добровольно вышли на сверхурочную работу и без руководства со стороны исследователей подавляли мятеж, при этом нападали на заключенных с огнетушителями. После этого инцидента охранники пытались разделять заключенных и стравливать их друг с другом, выбрав «хороший» и «плохой» корпусы, и заставляли заключенных думать, что в их рядах есть «информаторы». Эти меры возымели значительный эффект, и в дальнейшем возмущений крупного масштаба не происходило. Согласно консультантам Зимбардо — бывшим заключенным, эта тактика была подобна используемой в настоящих американских тюрьмах.
Подсчеты заключенных, которые изначально были задуманы для того, чтобы помочь им привыкнуть к идентификационным номерам, превратились в часовые испытания, в ходе которых охранники изводили заключенных и подвергали физическим наказаниям, в частности заставляли подолгу совершать физические упражнения.
Тюрьма быстро стала грязной и мрачной. Право помыться стало привилегией, в которой могли отказать и часто отказывали. Некоторых заключенных заставляли чистить туалеты голыми руками. Из «плохой» камеры убрали матрасы, и заключенным пришлось спать на непокрытом бетонном полу. В наказание часто отказывали в еде. Сам Зимбардо говорит о своей растущей погруженности в эксперимент, которым он руководил и в котором активно участвовал. На четвертый день, услышав о заговоре с целью побега, он и охранники попытались целиком перенести эксперимент в настоящий неиспользуемый тюремный корпус в местной полиции, как в более «надежный». Полицейский департамент ему отказал, ссылаясь на соображения безопасности, и, как говорит Зимбардо, он был зол и раздосадован из-за отсутствия сотрудничества между его и полицейской системой исполнения наказаний.
В ходе эксперимента несколько охранников все больше и больше превращались в садистов — особенно ночью, когда им казалось, что видеокамеры выключены. Экспериментаторы утверждали, что примерно каждый третий охранник показывает настоящие садистские наклонности. Многие охранники расстроились, когда эксперимент был прерван раньше времени.
Впоследствии заключенным предложили «под честное слово» выйти из тюрьмы, если они откажутся от оплаты, большинство согласились на это. Зимбардо использует этот факт, чтобы показать, насколько сильно участники вжились в роль. Но заключенным потом отказали, и никто не покинул эксперимент.
У одного из участников развилась психосоматическая сыпь по всему телу, когда он узнал, что его прошение о выходе под честное слово было отвергнуто (Зимбардо его отверг, потому что думал, что тот пытается сжульничать и симулирует болезнь). Спутанное мышление и слезы стали обычным делом для заключенных. Двое из них испытали такой сильный шок, что их вывели из эксперимента и заменили.
Один из заключенных, пришедших на замену, № 416, пришел в ужас от обращения охранников и объявил голодовку. Его на три часа заперли в тесном чулане для одиночного заключения. В это время охранники заставляли его держать в руках сосиски, которые он отказывался есть. Другие заключенные видели в нем хулигана. Чтобы сыграть на этих чувствах, охранники предложили другим заключенным выбор: или они откажутся от одеял, или № 416 проведет в одиночном заключении всю ночь. Заключенные предпочли спать под одеялами. Позже Зимбардо вмешался и выпустил № 416.
Зимбардо решил прекратить эксперимент раньше времени, когда Кристина Маслак, аспирантка и одновременно его невеста, не знакомая прежде с экспериментом, выразила протест против устрашающих условий тюрьмы после того, как она пришла туда провести беседы. Зимбардо упоминает, что из всех пятидесяти свидетелей эксперимента только она поставила вопрос о его этичности. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, через шесть дней он был прекращен.
В 2009 году увидела свет научно-популярная книга «Эффект Люцифера», в которой Зимбардо подробно описывает ход и результаты эксперимента.
Лабораторный эксперимент
Он же называется искусственным, то есть условия для его проведения создаются экспериментаторами в лабораторной обстановке, а не в реальной. Испытуемый знает о том, что является объектом для эксперимента, но замысел и ожидаемый результат как правило остаются в тайне.
Его признаки:
- условия в замкнутом пространстве;
- результаты по реакции участников.
Плюсы такого способа:
можно дозировать и контролировать независимые переменные, которые отвечают за стимуляцию объекта, а также дополнительные переменные, не имеющие важного влияния;
высокая степень надежности и достоверности, определяемые возможностью обеспечить нужные параметры в лаборатории и выполнением инструкции.
Но искусственность является также и самым значимым минусом, потому что такой опыт оторван от жизни и может совсем не соответствовать настоящей ситуации. То, что сделано в лаборатории, не всегда способно дать ростки на реальной почве и остается навсегда только интересным открытием, никак не применимым на практике, а потому бессмысленным.
Минусов довольно много:
- Существенные условия могут не учитываться. Например, в лаборатории изучают время реакции человека на какой-то раздражитель или сенсорную чувствительность, не обращая внимания на такие факторы как значимость сигнала или смысловые связи, которые на самом деле играют значительную роль в работе памяти. Каждый знает, что трудно заучивать бессмыслицу, а звучные и трогательные стихи — намного легче. Поэтому результаты лабораторного опыта могут быть спорными.
- Аналитичность. Отдельные объекты и явления рассматриваются обособленно, анализ преобладает над синтезом, не учитываются взаимодействия.
- Абстрактность. Опыт не учитывает реальные условия, их специфику, практическую деятельность человека. Закономерности, выделенные в эксперименте носят общий характер, при механическом их переносе в жизнь эффект может быть совсем не тем, что был получен в лаборатории.
Несмотря на недостатки, в науке этот метод считается высшей формой эмпирического знания. Он дает лучшие и наиболее точные результаты при условии правильного проведения и контроля.
Похожие термины:
искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.
исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях
(experiment method, 实验方法)-целенаправленное изучение отдельных параметров товара, цены, упаковки, дизайна и т.п. в целях изучения факторов, влияющих на изменение потребительских реакций и предпочтений в с
Эксперимент, основанный на приеме «игровой» имитации. Конструирование игровой имитационной модели и проведение игры является специфической формой коллективной деятельности по исследованию про
воспроизведение какого-либо соц. явления в определенных (контролируемых и управляемых) условиях с целью его детального изучения, а также пробной, опытной проверки результатов исследования. Эмпир
математическая теория экстремальных экспериментов, позволяющая выбирать оптимальную стратегию исследования при неполном знании процесса.
(experimental group, 实验组)-специально отобранная часть респондентов, подвергаемых экспериментальным воздействиям.
вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований.
Добыча нефти и газа в районе, прилегающем к разрабатываемому месторождению, но за его пределами. Также известно как расширение поля добычи (field extension). Товарищества с ограниченной ответственностью,
направление экономической науки, осуществляющее поиск и апробацию методов проверки постулатов экономической теории в лабораторных условиях.

Эта тема закрыта для публикации ответов.