Оглавление
Отсутствие эмоций и чувств при деперсонализации и дереализации
Возможно ли у человека отсутствие эмоций и чувств, которые с детства являются той базой, которая и формирует личность, позволяет ей получать опыт и осуществлять ежедневное познание мира? Психиатрическая практика показывает, что такое возможно и у человека действительно могут возникать условия и предпосылки для того, чтобы привычные чувства и эмоции, и даже, не только такие как радость, грусть, сопереживание, восхищение, симпатия и тому подобное, но и самые банальные, базовые такие как чувство осязания, обоняния пропадали или искажались.
Отсутствие чувств, эмоций и желаний может приобретать разные формы, в зависимости от того, какая доля мозга поражена и не способна выполнять свою основную функцию. Изменения могут коснуться как притупления физических ощущений (например, человек перестает воспринимать цвета, видит все в сером цвете, у нег притупляется чувство боли, вплоть до того, что он специально травмирует себя, у него нет чувствительности к температуре, отсутствует чувство голода и т. п.), так и эмоциональной и когнитивной сферы, когда человек оказывается неспособным сопереживать даже близким, причем притупление чувств касается не только положительных эмоций, например, чувства радости, но и негативных — он становится невозмутимым, не ощущает ни гнева, ни агрессии.
В ряде случаев может наступить практически полная дезориентация, больной перестает хотеть чего-либо вообще, у него искажается чувство времени, он не знает, какой день и год, у него отсутствует мотивация что-либо делать. В таком состоянии человек теряет свою социальную функцию, перестает выполнять профессиональные обязанности, от чего страдают окружающие.
Для того, чтобы успешно справиться с данным состоянием, необходимо лечить не сколько его, сколько направить силы на борьбу с основным заболеванием, которое вызвало данное состояние. Если оно является неизлечимым, то для снижения выраженности симптомов и достжения ремиссии применяется сочетание терапевтического воздействия с психотерапевтическими методиками, приемом некоторых медикаментозных средств. В любом случае, такому пациенту необходима консультация и лечение под руководством врача-психотерапевта.
В клинике РОСА в Москве проводится комплексное лечение отсутствия чувств и эмоций в том числе в условиях комфортабельного стационара. Врачи используют весь спектр доступных средств и достигают успехов в лечении психических расстройств разной тяжести.
Страдание и горе
Страдание — одна из фундаментальных эмоций, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.
Страдание — наиболее часто встречающаяся отрицательная эмоция, имеет важные биологические и психологические функции. Страдание — неотъемлемая часть нашей жизни.
Психологические функции страдания: 1) сообщение себе и другим, что мне плохо, 2) побуждение предпринять действия для уменьшения страдания, 3)обеспечение умеренной, негативной мотивации, 4) облегчение сплочения людей внутри группы. Как причинами, так и следствиями страдания являются чувства, мысли, действия.
Следствием взаимодействия страдания с другими эмоциями и аффективно-когнитивных взаимодействий является переживание горя.
Главной причиной горя является утрата. Факторы, определяющие горе, условно могут быть разделены на биологические, культурные и психологические.
Горе — биологическая реакция, эволюционное значение которой в обеспечении групповой сплоченности у тех видов, для которых общественная форма существования необходима для выживания. Горе более значимая сила социального сплочения, чем положительные мотивы.
В то же время социокультурные факторы влияют на переживания и мотивационные явления, связанные с горем (горе и чувство вины коррелируют у членов американской выборки и не коррелируют у испытуемых-норвежцев), на интенсивность и продолжительность горя (так в культуре Микронезии переживание горя в связи со смертью близкого интенсивно, но кратковременно, как и у приматов).
Одной из наиболее значимой культурной детерминантой горя является утрата роли из-за нарушения Функциональных связей в результате потери значимого человека.
Психологические причины горя связаны с аффективными привязанностями к людям, предметам или идеалам. Разлука или утрата объекта привязанности означает: утрату радости и возбуждения, и в зависимости от возраста человека и природы объекта, утрату любви, уверенности и чувства благополучия.
Функции горя.
Горе заразительно и вызывает сочувствие, усиливает связь между теми, кто понес утрату. Обладает приспособительным значением для индивида (дает возможность превозмочь себя и приспособиться к потере).
Способствует восстановлению личностной автономии. Горе является адаптивным, поскольку действует как мотивация к обретению утраченного объекта вновь. Переживание горя комбинируется со следующими эмоциями: страданием, страхом, гневом, виной, стыдом.
Синдром острого горя.
Одна из первых работ по этой проблематике это статья Эриха Линдеманна (1944), немецко-американского психиатра. Основные положения его работы:
а) острое горе — определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой;
б) этот синдром может возникнуть сразу после кризиса, может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде;
в) вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет какой-нибудь аспект синдрома горя;
г) эти искаженные картины соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением.
Чем эмоции отличаются от чувств?
Так где же чувства, а где – эмоции? Согласно некоторым теориям, главное отличие эмоций от чувств связано с упомянутым выше определением. Так, эмоциями мы называем ответную реакцию на какое-либо событие или ситуацию. Например, найденная на дороге банкнота в 1 000 рублей вызывает радость, потерянная – грусть. Как правило, эмоции довольно быстро проходят, если реакция на событие/явление так или иначе сходит на нет. Вы нашли 1 000 рублей – и радуетесь. Потом отвлекаетесь – и радость уходит.
Чувство же – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события. Например, любовь к супругу/супруге, ненависть к предателю и т.д. – они постоянны во времени, хотя также способны меняться (как тут не вспомнить, что от любви до ненависти всего один шаг).
Еще одно различие чувств и эмоций – в их характере. Чувства, как правило, касаются социальной сферы (отношений с другими людьми), тогда как для эмоций это необязательно. Кроме того, чувства привязаны к какому-либо субъекту/объекту, а для эмоций это, опять же, необязательно. Невозможно абстрактно любить или ненавидеть – только кого-то конкретного.
Отметим, что у разных специалистов разное отношение к чувствам. Некоторые рассматривают их как высшие эмоции (мы разберем этот вопрос далее), другие же выделяют в отдельный вид эмоциональных/психических состояний. И здесь придется отметить, что в научном сообществе есть разные определения эмоциональных и психических состояний. Поэтому предлагаем принять, что чувства качественно отличаются от быстропроходящих эмоций, но к вопросу, что такое эмоциональные/психические состояния, мы обратимся в следующих материалах.
одновременно разнонаправленные чувства и эмоции
Положительное и отрицательное действие
Эмоции имеют власть над мыслями. Первое «прочтение» новой ситуации происходит через них. Они закладывают основу для будущего мышления.
Тот факт, что эмоции появляются «до познания» (то есть до мыслей), полезен для человека. Когда надвигаются угрозы, нет времени думать.
Эмоции «овладевают» людьми, вызывают мгновенные поведенческие реакции за доли секунды, предотвращая отрицательные результаты.
Способность помогает в принятии решений, служит источником мотивации для выбора и принятия соответствующих действий. Отношение эмоций к мотивам поступков изучал отечественный психолог А. Н. Леонтьев.
Зачем нужны отрицательные эмоции
Негативные эмоции не обязательно должны быть плохими. Зачем они нужны, многие не понимают. Принято считать, что все, кто гневается, боится, чего-то стыдится или расстроен, плохо поступают
Но психологи давно уже акцентируют внимание, что эти, казалось бы, негативные эмоции, могут сослужить человеку огромную службу
Например, что было бы с человеком, если бы он не боялся, и страх за свою жизнь отсутствовал напрочь? Конечно, он долго бы не протянул – или на машине разбился заядлый гонщик, или под завалы попал увлеченный геолог, альпинист. Ну это так, навскидку. А сколько еще опасностей подстерегает человека…
Чувства и эмоции человека возникают на основе какой-то ситуации, воспоминания, слова и т. д. То есть для их появления обязательно должен быть “пусковой механизм”. Если этот “механизм” основан на недовольстве положением дел, окружающим миром, то чувства негативные.
Некоторые, например, считают, что резкий ответ “нет” на повторное предложение – признак дурного тона, сопровождающийся негативной эмоцией. Но человек иногда может резко ответить “нет”, если предложение его не заинтересовало, и он не приемлет навязывания мнения. При этом он защитит свои границы и сохранит время, что уже хорошо. Кстати, научиться защищать себя и говорить “нет” вы научитесь здесь.
Другими словами можно сказать, что позитивные эмоции – это такие реакции, к которым человек стремится. К негативным относят те, которых человек избегает.
Статистика говорит о том, что большинство людей, а именно 70 %, стараются избегать их, для 20 % людей они будут нейтральными (то есть безразличны), а 10 % людей оценивают общепринятый негатив как привлекательные эмоции.
Влияние негативных эмоций
Наше эмоциональное состояние напрямую влияет на все сферы жизни, а хорошее и стабильное психологическое самочувствие действительно является редкостью в современном мире. Поэтому сегодня так актуальны и популярны восточные практики и медитации, и многие пытаются узнать, как справиться с эмоциями. На состояние влияют, прежде всего, мысли, эмоции уже являются физическим и психологическим откликом. Наш организм непрерывно подает нам сигналы в виде разных реакций
И когда мы его не слышим и продолжаем не обращать внимание на отрицательные чувства, Вселенная посылает болезни
Поэтому очень важно отслеживать такие сигналы, осознавать, какие эмоции возникают, понимать, как справиться с ними
Независимо от того, что именно вызывает негативные эмоции и какие именно это чувства, они оказывают следующее негативное влияние на человека:
- психосоматические расстройства, при которых каждая эмоция негативно влияет на определенный орган, здоровье в целом и вызывает конкретное заболевание;
- конфликты и скандалы, которые в свою очередь вызывают новые негативные разрушающие эмоции и разрушают отношения;
- блокируются возможности реализации своего потенциала, невозможность увидеть, как можно себя реализовать самым лучшим образом;
- негативные эмоции человека могут вызвать у него длительную депрессию;
- при непрерывном и длительном появлении негативных чувств, вне зависимости от причин, вызывающих эмоции, может наступить деградация личности.
Но при всем отрицательном воздействии, наши негативные эмоции, какие бы они ни были, могут оказывать и положительное действие. Любые неприятные чувства дают нам сигнал, который позволяет что-то изменить в жизни. Но не всегда мы знаем, как правильно эти сигналы прочитать. В таком случае помогут специальные медитации, которые не только помогут справиться с эмоциями, но подскажут, как грамотно использовать влияние эмоций себе во благо. Например, чувство страха может защитить нас от опасности. Эмоции раздражения человека помогут мягко уйти от неприятного общения, когда не хватает силы духа сказать или сделать это открыто и прямо
Но в тех случаях, когда идет разрушительное воздействие, важно понимать, как справиться с эмоциями и избавиться от неприятных чувств
История изучения и исследователи
Эмоциональность зависит от темперамента, личности, настроения, мотивации. П. В. Симонов считал, что через эмоции люди переживают свое отношение к окружающей действительности.
Способность изучается давно и единство мнений до сих пор не достигнуто. Основные теории можно поделить на три классификации:
- В физиологических главную роль играют телесные реакции.
- Неврологические говорят, что эмоциональные реакции вызваны мозговой деятельностью.
- Когнитивные утверждают, что рефлексии играют важную роль в образовании отклика на событие.
Эволюционная теория
Автор теории эволюции Чарльз Дарвин сделал допущение, что эмоции первоначально имели адаптивную функцию и помогали спасаться от хищников, продолжать род. Ощущение, которое называют любовью и привязанностью, подталкивает искать партнеров. Из чувства страха первобытные люди либо сражались, убегали от источника опасности.
Эмоции существуют, поскольку побуждают людей мгновенно откликаться на раздражители, что повышает их шансы на массовое выживание.
Теория Джеймса-Ланге
Самый яркий пример физиологической теории принадлежит психологу Джеймсу и физиологу Ланге. Она предполагает возникновение эмоций в результате физиологических реакций на события.
Физиологическая реакция провоцируется внешними стимулами. Эмоциональная зависит от интерпретации физических реакций.
Например, если человек гуляет по лесу и видит медведя, он начинает дрожать, его сердце учащенно бьется. Теория Джеймса-Ланге предлагает, что по этим физическим реакциям будет сделан вывод об испуге (верным признается высказывание: «Я дрожу. Поэтому я боюсь»).
Согласно этой теории, индивид дрожит не потому, что напуган, а чувствует испуг, поскольку дрожит.
Труд Ланге называется периферической теорией.
Теория Кэннона-Барда
Кэннон выдвигал другую физиологическую теорию. Психолог поставил под сомнение выводы Джеймса и Ланге. По его мнению, человек может испытывать физиологические реакции, имеющие отношение к эмоциям, которых он при этом не чувствует. Например, сердцебиение может быть учащенным из-за активных занятий спортом, а не из-за страха перед опасностью.
Кэнноном выдвинуто предположение о невозможности происхождения эмоциональных реакций от физических состояний. Сталкиваясь с угрозой, человек будет ощущать страх до появления физических признаков.
Кэннон познакомил научный мир со своей теорией в 1920 году. Десятилетием позже физиолог Филипп Бард ее расширил. Согласно теории Кэннона-Барда, человек одновременно чувствует эмоции и находится под воздействием физиологических реакций. Проявлениями последних может быть повышенное потоотделение, дрожание рук или всего тела, напряжение мускулатуры.
Теория Кэннона и Барда сводится к одновременному переживанию чувств на физиологическом, психологическом уровне.
Теория Шахтера-Зингера
Известным примером когнитивных теорий выступает двухфакторная психофизиологическая теория. По ней возбуждение приводит к рефлексии, когда люди стремятся определить причину возбуждения, чтобы пережить эмоцию. Физиологический ответ возникает из стимула, а за ним следует реакция организма.
Автором стали Шахтера и Зингер. В основу их предположения легли теории Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда. Двухфакторная теория выдвигает предположения, что выводы людей о происходящем основаны на физиологических реакциях.
Критическим фактом является ситуация и когнитивная интерпретация, которую люди используют для обозначения чувств.
Одна и та же физиологическая реакция способна спровоцировать разные проявления
Студент, чье сердцебиение учащается во время важного экзамена, вероятно, чувствует беспокойство. А грибник, встретившийся в лесу лицом к лицу с медведем, интерпретирует учащенное сердцебиение как испуг
Теория когнитивной оценки
Оценочные теории предполагают, что мышление первично. Ричард Лазарь первым стал публиковать работы в этой области.
Цепочка событий начинается со стимула, затем следует мышление, приводящее к переживанию физиологического ответа. Встретив медведя в лесу, грибник способен тут же наделить ситуацию определенными характеристиками и прийти к выводу, что он в опасности. В результате страх порождает физические реакции. Увидев цветок, индивид испытает радость. Это представление имеет психоаналитический характер.
Теория об обратной связи
Теория строится на том, что мимика людей является обратной связью, выражающей переживаемые чувства. Чарльз Дарвин и Уильям Джеймс пришли к выводу о влиянии физиологических реакций на внешние проявления. Эмоции вызывают изменение лицевых мышц.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Восприятие эмоционального состояния человеком
У вас есть возможность переживать различные эмоциональные реакции, так же, как и возможность выбора конкретного эмоционального состояния. Понимая, как устроен человеческий организм, физиологические основы эмоций, вы можете учиться воздействовать на эмоциональное состояние, корректировать его, тем самым, влияя на свой день и жизнь в целом!
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/emocionalnoe-sostoyanie-cheloveka-nejrofiziologiya-emocij/.
Методы развития
Навыки, которые составляют эмоциональный интеллект, могут быть развиты в любое время. Способности помогают изменить поведение, чтобы выдержать, преодолеть стресс, улучшить отношения с окружающими сознанным.
Развитие эмоциональной грамотности включает несколько этапов:
- Самоменеджмент.
- Самосознание.
- Общественное признание.
- Управление отношениями.
Чтобы развивать эмоциональный капитал, необходимо уделить внимание успеху в социальной жизни
Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно
Неконтролируемый стресс:
Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно. Неконтролируемый стресс:
Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно
Неконтролируемый стресс:
- повышает кровяное давление;
- подавляет иммунную систему;
- увеличивает риск развития сердечного приступа и инсульта;
- провоцирует бесплодие;
- ускоряет старение.
Они не дают попасть в неприятности
Давай рассмотрим такие эмоции, как страх и отвращение. Когда у тебя возникает подобное чувство, то ты хочешь побыстрее от него избавиться, а значит, всячески оградить себя от раздражителя, который эти эмоции и вызвал. Ты ведь не из тех парней, которые, проходя мимо заброшенного дома, в котором проводились сатанинские обряды, пойдут туда, если их будут звать по имени? Нет, потому что в этот момент чувство страха заставит тебя бежать так быстро, как никогда ранее. Еще подобные эмоции сигнализируют о потенциальной опасности для здоровья и жизни. Игнорируя их, ты лишь подвергаешь себя опасности. Можно назвать их инстинктами, и речь идет не о тех моментах, когда вопреки страху ты заступаешься за девушку, а о том, что ты можешь адекватно оценивать свои силы и возможности в иных ситуациях. Благодаря негативным эмоциям ты всегда можешь дать объективную оценку ситуации, в которой находишься, и не подвергнешь опасности свое здоровье и благополучие.
Акцентуации характера.
Акцентуация характера – преувеличение отдельных свойств, черт, проявляющиеся в избирательном отношении личности к определенным воздействиям при достаточной устойчивости к другим.К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуации характера, которые предопределяют особенности поведения, настроения, активности, эмоций, тревожности и других качеств личности.1. Гиперактивный (гипертимический). Человек очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Он не реагирует на замечания, отсутствует самокритичность.2. Дистимичный (дистимический). У этого типа людей наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся.3.Циклоидный тип (циклотимность). Акцентуация характера проявляется в циклически сменяющихся периодах подъема и спада настроения.4. Эмотивный (эмоциональность). Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова.В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль.5. Демонстративный (демонстративность). Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой.Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.6. Возбудимый (возбудимость). У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка), склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе.7. Застревающий (застревание). Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей.8. Педантичный (педантичность). У этих людей выражена занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе они способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.9. Тревожный (тревожность). Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль.10. Экзальтированный (лавильный) – частоизменчивое настроение, очень влюбчивый, подвержен отчаянию, очень впечатлительный, ярко выраженные эмоции11. Интровертированный. Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего погружены в себя, свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие.12. Конформный (экстровертированный). Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости, не имеют своего мнения и очень несамостоятельны, стремятся не выделяться «из толпы».
22 стр., 10820 слов
Влияние акцентуаций характера на поведение старшеклассников
… была неравномерность развития, которое очень ярко выражалось в определенном типе акцентуации характера, со временем акцентуации характера не исчезают, а сохраняются на протяжении всей жизни. Вместе … В течение этого периода обращенность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, создает дополнительное …
Понятие и суть
Эмоции позволяют показать, какие переживания тревожат индивида. Они генерируются подсознательно и представляют собой автономные телесные реакции на внешние раздражители или внутренние ощущения. В этом их отличие от чувств, которые, как говорит словарь, являются субъективными переживаниями и движимы сознательными размышлениями.
Могут возникнуть эмоции без чувств, но не наоборот. Основываясь на них, индивид создает вторичные эмоции (их насчитывается более 25), из которых 10 являются базовыми по К. Изарду. Недавнее исследование Университета Глазго показало, что существует только четыре основных выражений лица.
Другие исследователи используют два устоявшихся ортогональных измерения при анализе эмоциональных реакций — возбуждение (противопоставляя его спокойствию) и валентность (положительные реакции против негативных).
Возбуждение относится к психофизиологическому состоянию бодрствования и реагирования на раздражители. Оно возникает при работе сознания, фокусировании внимания и информационной обработке.
Основываясь только на измерении возбуждения, невозможно определить качество эмоционального состояния. Многое зависит от вида явлений, которые индивид оценивает — поведение окружающих, события, явления, предметы.
Эта тема закрыта для публикации ответов.