Этология

Алан-э-Дейл       21.05.2024 г.

Взгляд на человеческую природу‍‍

  • Люди — социальные животные. Подобно тому, как волки и львы создают стаи или охотничьи группы для самосохранения, люди создают сложные социальные структуры, включая семьи и нации.
  • Люди — это «биологические организмы, которые развились в определенной экологической нише» (Miller, 2001).
  • Интеллект, язык, социальная привязанность, агрессия и альтруизм являются частью человеческой природы, потому что они «служат или когда-то служили цели в борьбе вида за выживание» (Miller, 2001).
  • Уровень развития детей определяется с точки зрения биологического поведения.
  • Потребности человека развиваются в зависимости от его текущей среды. Люди должны адаптироваться, чтобы выжить. Когнитивное мышление и общение возникли в результате необходимости сотрудничества между людьми для выживания.

Классическая этология

В начале 20-го века этология – это уже самостоятельная научная дисциплина. Сначала она изучала стереотипные движения и различные инстинкты животных – занималась их определением и проведением сравнительного анализа.

Это считается врожденным, а не усвоенным поведением, потому что даже слепые и глухие дети начинают улыбаться в обществе в 6 недель, плакать и лепетать. Такое поведение облегчает контакт с опекуном и увеличивает вероятность выживания младенца.
Раннее сигнальное поведение и склонность ребенка смотреть на лица, а не на предметы, приводят к привязанности между воспитателем и ребенком, которая укрепляется примерно в возрасте 6–9 месяцев. Боулби предположил, что эта привязанность была эволюционно фундаментальной для выживания человека и является основой всех отношений, даже во взрослой жизни.
Взрослые также адаптивно склонны к привязанности к младенцам. Типичные «детские» черты, такие как большая голова и глаза, пропорциональные телу, и круглые щеки — это черты, которые вызывают привязанность у взрослых. Многие родители также формируют «связь» со своим новорожденным ребенком в течение нескольких часов после его рождения, что приводит к глубокому чувству эмоциональной привязанности к собственному потомству и к более активному поведению, которое способствует выживанию ребенка.
Многие из ранних методов Боулби во многом основывались на этологических наблюдениях за детьми в их естественной среде обитания.

В последующие годы этология сыграла большую роль в социобиологической теории и, в конечном итоге, в эволюционной психологии, которая является относительно новой областью исследований. Эволюционная психология объединяет этологию, приматологию, антропологию и другие области для изучения современного человеческого поведения в отношении адаптивного поведения предков.

Основная понятийная база

Современная популяризация знаний по данному вопросу происходит благодаря средствам массовой информации и в ключе научно-популярных знаний, причем научных гораздо меньше. Это случилось потому, что читать научную литературу в сфере этологии животных или человека невозможно без знания специфической терминологии. А для понимания терминологии необходим хотя бы минимум теоретических знаний. Введем лишь некоторые общие понятия, необходимые для формирования у читателя представления о современной концепции положений традиционной этологии.

Этология — это научная дисциплина, занимающаяся изучением паттернов (моделей) общебиологического поведения животных.

Название дисциплины происходит от греческого ethos — «характер, нрав, привычка, манера поведения», logos – «учение».

Традиционная этология — это наука обо всех проявлениях поведения всех видов живых организмов. В любой отрасли этологии рассматривается четыре главных аспекта изучения: механизмы поведения, биологическая составляющая и функции поведения, онтогенез поведения и эволюционное развитие поведенческих реакций. Главный определяющий фактор – изучение в естественных условиях.

Разнообразие

Разнообразие — важное понятие в этологии и теории эволюции. Это верно не только генетически, но и культурно.
Генетическое разнообразие служит способом адаптации населения к меняющимся условиям

При большей вариативности более вероятно, что некоторые особи в популяции будут обладать вариациями аллелей, подходящими для окружающей среды. Эти люди с большей вероятностью выживут, чтобы произвести потомство, несущее этот аллель. Популяция будет продолжаться еще несколько поколений благодаря успеху этих людей.
Академическая область популяционной генетики включает несколько гипотез и теорий относительно генетического разнообразия. Нейтральная теория эволюции предполагает, что разнообразие является результатом накопления нейтральных замен. Диверсифицирующий отбор — это гипотеза о том, что две субпопуляции вида живут в разных средах, которые выбирают разные аллели в определенном локусе. Это может произойти, например, если вид имеет большой ареал относительно мобильности особей внутри него.
Культурное разнообразие также важно. С точки зрения культурной передачи, люди — единственные животные, которые передают совокупные культурные знания своему потомству. В то время как шимпанзе могут научиться использовать инструменты, наблюдая за другими шимпанзе вокруг них, люди могут объединять свои когнитивные ресурсы для создания все более сложных решений проблем и более сложных способов взаимодействия с окружающей их средой.
Разнообразие культур указывает на идею, что люди формируются окружающей средой, а также взаимодействуют с окружающей средой, чтобы формировать их. Культурное разнообразие возникает из-за различной адаптации человека к различным факторам окружающей среды, которые, в свою очередь, формируют окружающую среду, которая, в свою очередь, снова формирует поведение человека. Этот цикл приводит к разнообразным культурным представлениям, которые в конечном итоге способствуют выживанию человеческого вида. Этот подход важен как способ навести мост между биологическими и социальными науками, что позволяет лучше понять этологию человека.
Одним из примеров человеческого разнообразия является сексуальная ориентация. Этологи давно отметили, что существует более 250 видов животных, проявляющих гомосексуальное поведение. Хотя кажется нелогичным утверждать, что это может быть адаптивная черта, более пристальный взгляд показывает, как гены гомосексуализма могут сохраняться, даже если потомство не создается непосредственно в результате гомосексуального поведения.
гомосексуальность может снизить конкуренцию за гетеросексуальных партнеров.
Гомосексуальные члены семьи могли бы увеличить ресурсы, доступные детям своих братьев и сестер, не производя потомства, которое могло бы конкурировать за эти ресурсы (теория «дяди-гея»), тем самым создавая больше шансов на выживание потомству, которое разделяет «гомосексуальные гены» родственника-гомосексуалиста. Таким образом, у будущих поколений есть небольшой, но стабильный шанс стать геями, даже если у этого члена семьи нет прямых потомков.

Естественнонаучный уклон этологии человека

В сфере знаний, подаренных миру Лоренцом и Тимбергеном, двоюродный брат Чарльза Дарвина, антрополог, психолог и аристократ сэр Фрэнсис Гамильтон стал последователем бихевиористов. Он активно изучал возможности передачи по наследству моральных качеств, таланта и способностей. Среди тех, кто поддержал его идею — найти механизмы наследования личностных качеств, были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Уинстон Черчилль и Теодор Рузвельт.

Это направление этологии оформилось в евгенику (в переводе с греческого «рождение лучших») – теорию о наследственном здоровье человека и возможностях его улучшения. Позитивная евгеника (изучала факторы, влияющие на улучшение расовых признаков) очень быстро уступила место негативной, целью которой определялось выведение евгенически ценных популяций. Эта концепция пришлась кстати для автократического режима Германии, что дискредитировало надолго не только саму евгенику, но и сам принцип естественнонаучного подхода.

Темы этологии человека

Применительно к человеческому поведению в большинстве случаев тематическое поведение является результатом мотивационных состояний и интенсивности определенного внешнего стимула. Организмы с высоким внутренним мотивационным состоянием на такой раздражитель называют аппетитным поведением. Другие важные концепции зооэтологии, например территориальность , иерархия, чувствительные периоды в онтогенезе и т. Д., Также полезны при обсуждении человеческого поведения. Книга Иренеуса Эйбл-Эйбесфельдта « Этология человека» наиболее важна для того, чтобы понять, как эти концепции применяются к человеческому поведению.

Человеческая этология двояко внесла свой вклад в наше понимание онтогенеза поведения людей. Это стало результатом, во-первых, применения методов точного наблюдения, описания и классификации естественного поведения и, во-вторых, этологического подхода к изучению поведения, особенно развития поведения с точки зрения эволюции. Особый интерес представляют вопросы, касающиеся функции определенного типа поведения (например, поведения привязанности) и его адаптивной ценности. Описание поведенческого репертуара вида, распознавание моделей поведенческого развития и классификация установленных поведенческих моделей являются предпосылками для любого сравнения между различными видами или между организмами одного вида. Этологический подход — это изучение взаимодействия организма с определенными врожденными видоспецифическими структурами и окружающей средой, для которой организм генетически запрограммирован.

Инвариантные модели поведения имеют морфологическую основу, главным образом в нервных структуры , общие для всех членов одного вида и, в зависимости от вида поведения, также может быть общей для рода или семьи или целого порядка , например, приматы , или даже на весь класс , например, млекопитающие . В таких структурах мы можем проследить и проследить эволюционный процесс, посредством которого окружающая среда создавала структуры, особенно нервную систему и мозг , которые генерируют адаптивное поведение. У организмов с высоким уровнем организации процессы, которые особенно интересуют этолога, — это те генетически запрограммированные моторные и перцептивные процессы, которые облегчают социальное взаимодействие и общение, такие как выражение лица и вокализация . Если мы рассмотрим наиболее развитые средства общения, язык и речь , которые встречаются только у людей, возникает вопрос о биологической основе этого видоспецифичного поведения и навыков восприятия. Этолог рассматривает этот вопрос прежде всего с точки зрения онтогенетического развития.

Основная сила человеческой этологии заключается в применении устоявшихся моделей интерпретации к новым проблемам. На основе теорий, концепций и методов, которые оказались успешными в этологии животных, он рассматривает человеческое поведение с новой точки зрения. Суть этого — эволюционная перспектива. Но поскольку долгая история гуманитарных наук относительно не затронула этологов, они часто ссылаются на факты и интерпретации, которыми пренебрегают другие социальные науки. Если мы оглянемся на историю взаимоотношений между науками о жизни и социальными науками , то обнаружим два преобладающих режима теоретической ориентации: с одной стороны, редукционизм, то есть попытки свести человеческое действие к некогнитивному поведению; а с другой стороны, попытки полностью отделить человеческую деятельность и человеческое общество от животного мира. Появление теории эволюции в XIX веке не дало легкого решения проблемы природы и воспитания , поскольку ее можно было «решать» либо непрерывно, либо прерывисто. Человеческая этология, как и любая другая дисциплина, вносит значительный вклад в устаревание таких простых дихотомий.

Этология человека оказывает все большее влияние на диалог между гуманитарными и гуманитарными науками, как показано, например, в книге « Быть человеком — ликвидировать разрыв между науками о теле и разуме» .

[править] Источники

  1. «Definition of ethology», <http://www.merriam-webster.com/dictionary/ethology>. Проверено 9 сентября 2016.
  2. «Definition of behaviorism», <http://www.merriam-webster.com/dictionary/behaviorism>. Проверено 9 сентября 2016.Behaviourism. Oxford Dictionaries.
  3. The Nobel Prize in Physiology or Medicine 1973. Nobelprize.org.. — «The Nobel Prize in Physiology or Medicine 1973 was awarded jointly to Karl von Frisch, Konrad Lorenz and Nikolaas Tinbergen ‘for their discoveries concerning organization and elicitation of individual and social behaviour patterns’.»
  4. (2014-10-28) «Big behavioral data: psychology, ethology and the foundations of neuroscience» (En). Nature Neuroscience 17 (11): 1455–1462. DOI:10.1038/nn.3812. ISSN 1097-6256. PMID 25349912.
  5. Carrots and Sticks: Principles of Animal Training. — Darlington Press, 2011. — P. xi–23. — ISBN 978-1-921364-15-0.

Разделы биологии

Анатомия · Биоакустика · Биоинформатика · Биологическая систематика · Биология океана · Биология развития · Биология человека · Биофизика · Биохимия · Ботаника · Вирусология · Возникновение жизни · Генетика · Геномика · Гидробиология · Гистология · Зоология · Зоопсихология · Космическая биология · Криобиология · Математическая биология · Микология · Микробиология · Молекулярная биология · Палеонтология · Паразитология · Патология · Протистология · Таксономия · Физиология · Цитология · Эволюционная биология · Экология · Этология

Спаривание и борьба за превосходство

Индивидуальное размножение — наиболее важная фаза в распространении особей или генов внутри вида: по этой причине существуют сложные брачные ритуалы , которые могут быть очень сложными, даже если они часто рассматриваются как фиксированные модели действий. В Колюшке «сек сложный ритуал спаривания, изучал Тинберген, считаются ярким примером.

Часто в общественной жизни животные борются за право на воспроизводство, а также за социальное превосходство. Типичный пример борьбы за социальное и сексуальное превосходство является так называемой иерархией среди домашней птицы . Каждый раз, когда группа домашних птиц сосуществует в течение определенного периода времени, они устанавливают порядок клевания. В этих группах одна курица доминирует над остальными и может клевать, не будучи клюнутой. Вторая курица может клевать всех, кроме первой, и так далее. Цыплята, находящиеся выше по иерархической лестнице, иногда могут отличаться более здоровым внешним видом по сравнению с цыплятами более низкого уровня. В то время как иерархия устанавливается, могут происходить частые и жестокие драки, но однажды установившиеся, они нарушаются только тогда, когда в группу входят другие люди, и в этом случае иерархия восстанавливается с нуля.

Положения: традиционная этология

Определение науки о поведенческих реакциях претерпевало уточнения и дополнения. Окончательно понятие сформировалось в 1962 году, тогда появилась наука о поведении животных в общебиологическом понимании. Изучить полный обзор основополагающих принципов науки вряд ли получится. Остановимся на тех, что дадут общее понимание и придадут уверенности при прочтении специализированной литературы.

Видоспецифические (характерные для представителей всего вида), врожденные (готовые модели, не требующие тренировки), стереотипные (шаблонные, выполняемые в неизменном порядке и в неизменной форме) единицы поведения в этологии названы фиксированными комплексами действий.

Неспецифические, индивидуальные и лабильные единицы поведения особей названы динамическими стереотипами. Этот вид реакций характерен исключительно для организмов с развитой нервной системой и способностями к научению.

Под научением этологи понимают модификацию поведения, возникающую как результат личного опыта особи и приводящего к появлению абсолютно новых реакций, смене стимула для привычных реакций, изменению формы или вероятности ответа на стимул. Общебиологические законы научения следующие:

  • Повторения возрастают за реакцией, связанной с вознаграждением, и уменьшаются, если вознаграждения за реакцией не следует (закон эффекта Торндайка).
  • Стремление к получению стимула с затрачиванием наименьших усилий (принцип Скиннера).
  • Подкрепления всегда недостаточны по отношению к преодолению врожденных тенденций и замене на выученные стереотипы (закон Бреландов).
  • Оптимальная мотивация обеспечивает успешное научение. Граничные значения мотивации приводят к снижению успешности обучения (закон Йеркса — Додсона).

Научение как потенциальные возможности поведения — одно из основополагающих понятий. Этология человека не принимает закон Торндайка, хотя весь Уголовный кодекс, казалось бы, подтверждает действенность данного закона в человеческом поведении.

Похожее

  • Этологические концепции и их значение для наук о человеке
    Эйбл-Эйбесфельдт
  • Социобиология — биосоциология человека?
    Никольский С.А.
  • Человек: от социобиологии к социологии
    Уилсон Э. О.
  • Семейные отношения — ключ к пониманию эволюции человека
    Александр Марков
    Американский антрополог Оуэн Лавджой (C.Owen Lovejoy) разработал модель эволюции гоминид, основанную на новых данных по ардипитеку. Центральное место в модели занимает объяснение трех уникальных человеческих особенностей — двуногости, редукции клыков и скрытой овуляции. По мнению Лавджоя, эти признаки, появившиеся гораздо раньше, чем большой мозг и изготовление каменных орудий, развились в связи с переходом к моногамии и увеличением вклада отцов в заботу о потомстве, что, в свою очередь, было связано с особенностями пищевой стратегии наших далеких предков.

  • Эволюция человека и его социальной структуры
    Бутовская М.Л.
    Родословная человека сейчас исчисляется 4.4 млн лет, правда, кандидат на ее основателя твердо не определен. Это не мешает, однако, попыткам понять, когда и почему наши далекие предки «встали на ноги», научились изготовлять и применять орудия, обрели «дар речи», какими были сообщества пралюдей и на чем они строились

  • О человеческих расах
    Чарльз Дарвин
    Глава из книги «Происхождение человека и половой отбор»

  • Есть ли у животных культура?
    Биолог и психолог Жанна Резникова о сигнальной наследственности, 39 моделях поведения шимпанзе и животных-изобретателях.

  • Капуцины испытывают удовольствие, помогая ближнему
    Давно доказано: люди получают удовольствие, помогая ближнему. С животными сложнее: их корысть может быть неявной, а помощь сородичам – инстинктивной. Доказать, что обезьяны действительно рады делать добро, всё-таки удалось, поставив изысканный эксперимент на капуцинах.

  • Сравнительно-психологический анализ обучения рисованию детенышей орангутанов и детей
    Филиппова Г. Г.
    Ученые выясняли сходство и различия в способностях обезьян (4 особи в возрасте от 9 мес. до 4.5 лет) и детей (98 испытуемых, 9 мес. — 2 года) осваивать способы действия с намерением получить определенный результат. Работа приведена на основе анализа рисунков испытуемых, выполненных под руководством экспериментатора либо, в более позднем возрасте, самостоятельно.

  • Желание съесть ребенка в приступе нежности — импульс, продиктованный самой природой
    Нередко при виде маленького ребенка, человека переполняют чувства, и ему хочется от умиления буквально съесть малыша. Некоторые даже переходят к покусываниям.

Далее >>>

Начало этологии: животные

Этология животных заявила о себе голосами двух зоологов — Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена. Заслуга Лоренца — физиологическая гипотеза поведения, которая объясняла спонтанность и целевую обусловленность поведения животных. Лоренц говорил, что поведение особи стимулирует внутренняя мотивация, в то время как до него господствовало представление о том, что ключевыми являются именно внешние воздействия, а все поступки животного – это не что иное, как сочетание условных и безусловных рефлексов.

https://youtube.com/watch?v=5EAGyfadECc

Тинберген предложил концепцию четырех вопросов, которая, при всей своей внешней простоте, позволяет дать полный анализ поведенческого акта животного. Анализ этот можно считать удавшимся, если исследователь раскрыл следующие четыре положения.

  • Как отдельное поведенческое действие соотносится со способностью организма приспосабливаться к среде?
  • Что запускает и регулирует поведенческий акт?
  • Какие изменения поведение претерпевает в процессе индивидуального развития (онтогенеза)?
  • Как возникали и изменялись поведенческие акты в процессе исторического развития (филогенеза)?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Естественное наблюдение как главный метод исследования — одно из важнейших отличий этологии от бихевиоризма. Сторонники этого направления, как известно, также занимались вопросами поведения, но изучали его в лабораториях.

Рекомендуем: Девиантное поведение — это

Изучение особи без отрыва ее от естественной среды обитания позволяет этологам проанализировать самые разнообразные функциональные состояния животного: бодрствование и сон, покой и движение, атака и оборона, питание, общение с себе подобными…

https://youtube.com/watch?v=xKAUnUgCFjs

Такое наблюдение снабжает этологов богатым материалом о соотношении наследственного и приобретенного в поведении. Например, можно проследить общие проявления инстинкта у представителей одного вида и индивидуальные их модификации, которые демонстрируют особи при взаимодействии с внешней средой.

Нейрофизиология

Нейрофизиология — раздел физиологии животных и человека, изучающий функции нервной системы и её основных структурных единиц — нейронов. Она тесно связана с нейробиологией, психологией, неврологией, клинической нейрофизиологией, электрофизиологией, этологией, нейроанатомией и другими науками, занимающимися изучением мозга.

В соединении с представлениями нейрофизиологии и нейроанатомии новые перспективы для изучения своей материальной основы приобретает генетика поведения. На данных о нейрофизиологии в значительной степени строятся и смежные с зоопсихологией специализации в ветеринарной медицине — ветеринарная психология и ветеринарная психоневрология.

Теория И. П. Павлова

Несмотря на существовавшие ранее работы С. П. Боткина, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева и др., основоположником условно-рефлекторной теории принято считать И. П. Павлова. Хотя именно синтез всех существовавших в этой области работ положил основу изучению материальной стороны нервной деятельности — физиологии ВНД, благодаря всемирной известности нобелевского лауреата, И. П. Павлов стал «лицом» учения.

На постулатах этой теории строятся многие научные и практические методы. В частности, описанный выше бихевиоризм в значительной мере строится на данных о физиологии высшей нервной деятельности и принципах формирования рефлексов.

Зооинтеллектология

Зооинтеллектология — наука об интеллекте животных, как совокупности процессов обработки информации и принятия решений.

Представляет собой синтез результатов других направлений зоопсихологии, изучающих поведение и обуславливающие его внутренние процессы.

Зооинтеллектология ставит своей целью понять закономерности, управляющие поведением животного и определяющие степень его адекватности реальной ситуации. Принципиальным отличием зооинтеллектологии от других направлений З. является представление психической деятельности как совокупности процессов преобразования информации.

Зооинтеллектология непротиворечиво объединяет результаты основных направлений «классической» зоопсихологии:

  • этология дает основу для мотивационного анализа и понимания врожденных форм поведения, участвующих в генерации данного поведения;
  • бихевиоризм предоставляет понимание процессов индивидуального развития и накопления и использования жизненного опыта;
  • нейрофизиология определяет реализацию интеллектуальной деятельности в виде системы нервных процессов.

По существу, именно зооинтеллектология дает основу для ответа на «четыре вопроса Нико Тинбергена»:

  • приспособительная функция — принятие решения, повышающего вероятность выживания;
  • причина поведения — мотивация как актуальная потребность, подлежащая удовлетворению за счет данного поведения;
  • развитие в онтогенезе — использование индивидуального жизненного опыта, видовая норма развития и отклонения от нормы;
  • эволюционное развитие — интеллектуальная деятельность рассматривается одновременно как механизм и продукт филогенетического приспособления.

Объектом изучения зооинтеллектологии являются наблюдаемые связи между потребностями субъекта, характеристиками его нервной деятельности и результирующим поведением.

Предметом изучения следует считать внутренние процессы восприятия, преобразования и порождения информации, приводящие к наблюдаемому поведению.

Метод исследования — моделирование информационных процессов.

Зооинтеллектология опирается также на нейробиологическое представление об интеллекте как системе нервных процессов и закрепляемых нейронных путей, обеспечивающих генерацию информации, управляющей нужным поведением. Основами для такого представления является теория нервизма (С. П. Боткин, И. М. Сеченов) и объективная психология (В. М. Бехтерев).
Работы по зооинтеллектологии уже привели к разработке принципиально новых методов формирования поведения животных в их взаимодействии с человеком.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.