Этология

Алан-э-Дейл       22.05.2023 г.

Оглавление

Взгляд на человеческую природу‍‍

  • Люди — социальные животные. Подобно тому, как волки и львы создают стаи или охотничьи группы для самосохранения, люди создают сложные социальные структуры, включая семьи и нации.
  • Люди — это «биологические организмы, которые развились в определенной экологической нише» (Miller, 2001).
  • Интеллект, язык, социальная привязанность, агрессия и альтруизм являются частью человеческой природы, потому что они «служат или когда-то служили цели в борьбе вида за выживание» (Miller, 2001).
  • Уровень развития детей определяется с точки зрения биологического поведения.
  • Потребности человека развиваются в зависимости от его текущей среды. Люди должны адаптироваться, чтобы выжить. Когнитивное мышление и общение возникли в результате необходимости сотрудничества между людьми для выживания.

Классическая этология

В начале 20-го века этология – это уже самостоятельная научная дисциплина. Сначала она изучала стереотипные движения и различные инстинкты животных – занималась их определением и проведением сравнительного анализа.

Этология – это наука, возникновение которой связано с работами Ч. О. Уитмена, У. Крэйга, О. Хейнрота. Классическая наука достигла вершины развития в трудах Н. Тинбергена, К. Лоренца, К. фон Фриша. Эти ученые в своих работах заложили основы этологии. Главный упор в исследованиях делался на анализе феномена мотивации. К. Лоренц предложил гидравлическую модель поведения, которая объясняла действие, казалось бы, всех его регуляторов. Ученый отмечал, что при росте мотивации (к примеру, если животное будет лишено пищи) накапливается специфическая энергия, относящаяся лишь к данному типу поведения. Она через некоторое время непременно должна найти выход. Из-за этого животное во время пищевой депривации демонстрирует направленную на поиски еды двигательную активность. После завершения определенного поведенческого акта (в нашем случае – насыщения) наступает фаза покоя. Данное поведение (например, пищевое) в этот период уже нельзя обнаружить.

История

Этология уходит своими корнями в изучение эволюции , особенно после растущей популярности эволюции после подробных наблюдений Дарвина. Это стало отдельной дисциплиной в 1930-х годах с зоологами Конрадом Лоренцем , Нико Тинбергеном и Карлом фон Фришем . Эти три ученых известны как основные авторы этологии человека. Их также считают отцами или основоположниками этологии. Конрад Лоренц и Нико Тинберген отвергли теории, которые полагались только на стимулы и обучение, и разработали концепции, которые не были хорошо поняты, такие как инстинкт . Они продвигали теорию, согласно которой эволюция наделила существ врожденными способностями и реакциями на определенные стимулы, которые способствовали процветанию вида. Конрад Лоренц также указывал в своих более ранних работах, что поведение животных может быть основным ориентиром для человеческого поведения. Он считал, что исследования поведения животных также могут привести к выводам о поведении человека. В 1943 году Лоренц посвятил большую часть своей книги «Die angeborenen Formen moglicher Erfahrung» поведению человека. Он указал, что одним из наиболее важных факторов этологии является проверка гипотезы, выведенной из исследований поведения животных на исследованиях поведения людей. Из-за того, что Лоренц продвигал сходство между изучением поведения животных и человека, этология человека возникла из изучения поведения анимы. Другие основатели этологии, Нико Тинберген и Карл фон Фриш , получили Нобелевскую премию в 1973 году за свои всеобъемлющие карьерные открытия, касающиеся организации и выявления индивидуальных и социальных моделей поведения.

Многие психологи развития стремились включить этологические принципы в свои теории как способ объяснения наблюдаемого феномена у младенцев, который не обязательно можно объяснить с помощью обучения или других концепций. Джон Боулби и Мэри Эйнсворт широко использовали этологию для объяснения аспектов теории привязанности «младенец-воспитатель» (Ainsworth & Bowlby, 1991). Некоторые важные концепции привязанности, связанные с эволюцией:

Привязанность эволюционировала, потому что она способствует выживанию беспомощных младенцев

Приматы и другие животные рефлекторно физически привязываются к своим родителям и имеют некоторые крики, которые привлекают внимание родителей. У человеческих младенцев есть адаптивно развитые сигнальные механизмы, такие как плач, лепет и улыбка

Это считается врожденным, а не усвоенным поведением, потому что даже слепые и глухие дети начинают улыбаться в обществе в 6 недель, плакать и лепетать. Такое поведение облегчает контакт с опекуном и увеличивает вероятность выживания младенца.
Раннее сигнальное поведение и склонность ребенка смотреть на лица, а не на предметы, приводят к привязанности между воспитателем и ребенком, которая укрепляется примерно в возрасте 6–9 месяцев. Боулби предположил, что эта привязанность была эволюционно фундаментальной для выживания человека и является основой всех отношений, даже во взрослой жизни.
Взрослые также адаптивно склонны к привязанности к младенцам. Типичные «детские» черты, такие как большая голова и глаза, пропорциональные телу, и круглые щеки — это черты, которые вызывают привязанность у взрослых. Многие родители также формируют «связь» со своим новорожденным ребенком в течение нескольких часов после его рождения, что приводит к глубокому чувству эмоциональной привязанности к собственному потомству и к более активному поведению, которое способствует выживанию ребенка.
Многие из ранних методов Боулби во многом основывались на этологических наблюдениях за детьми в их естественной среде обитания.

В последующие годы этология сыграла большую роль в социобиологической теории и, в конечном итоге, в эволюционной психологии, которая является относительно новой областью исследований. Эволюционная психология объединяет этологию, приматологию, антропологию и другие области для изучения современного человеческого поведения в отношении адаптивного поведения предков.

Основная понятийная база

Современная популяризация знаний по данному вопросу происходит благодаря средствам массовой информации и в ключе научно-популярных знаний, причем научных гораздо меньше. Это случилось потому, что читать научную литературу в сфере этологии животных или человека невозможно без знания специфической терминологии. А для понимания терминологии необходим хотя бы минимум теоретических знаний. Введем лишь некоторые общие понятия, необходимые для формирования у читателя представления о современной концепции положений традиционной этологии.

Этология — это научная дисциплина, занимающаяся изучением паттернов (моделей) общебиологического поведения животных.

Название дисциплины происходит от греческого ethos — «характер, нрав, привычка, манера поведения», logos – «учение».

Традиционная этология — это наука обо всех проявлениях поведения всех видов живых организмов. В любой отрасли этологии рассматривается четыре главных аспекта изучения: механизмы поведения, биологическая составляющая и функции поведения, онтогенез поведения и эволюционное развитие поведенческих реакций. Главный определяющий фактор – изучение в естественных условиях.

Разнообразие

Разнообразие — важное понятие в этологии и теории эволюции. Это верно не только генетически, но и культурно.
Генетическое разнообразие служит способом адаптации населения к меняющимся условиям

При большей вариативности более вероятно, что некоторые особи в популяции будут обладать вариациями аллелей, подходящими для окружающей среды. Эти люди с большей вероятностью выживут, чтобы произвести потомство, несущее этот аллель. Популяция будет продолжаться еще несколько поколений благодаря успеху этих людей.
Академическая область популяционной генетики включает несколько гипотез и теорий относительно генетического разнообразия. Нейтральная теория эволюции предполагает, что разнообразие является результатом накопления нейтральных замен. Диверсифицирующий отбор — это гипотеза о том, что две субпопуляции вида живут в разных средах, которые выбирают разные аллели в определенном локусе. Это может произойти, например, если вид имеет большой ареал относительно мобильности особей внутри него.
Культурное разнообразие также важно. С точки зрения культурной передачи, люди — единственные животные, которые передают совокупные культурные знания своему потомству. В то время как шимпанзе могут научиться использовать инструменты, наблюдая за другими шимпанзе вокруг них, люди могут объединять свои когнитивные ресурсы для создания все более сложных решений проблем и более сложных способов взаимодействия с окружающей их средой.
Разнообразие культур указывает на идею, что люди формируются окружающей средой, а также взаимодействуют с окружающей средой, чтобы формировать их. Культурное разнообразие возникает из-за различной адаптации человека к различным факторам окружающей среды, которые, в свою очередь, формируют окружающую среду, которая, в свою очередь, снова формирует поведение человека. Этот цикл приводит к разнообразным культурным представлениям, которые в конечном итоге способствуют выживанию человеческого вида. Этот подход важен как способ навести мост между биологическими и социальными науками, что позволяет лучше понять этологию человека.
Одним из примеров человеческого разнообразия является сексуальная ориентация. Этологи давно отметили, что существует более 250 видов животных, проявляющих гомосексуальное поведение. Хотя кажется нелогичным утверждать, что это может быть адаптивная черта, более пристальный взгляд показывает, как гены гомосексуализма могут сохраняться, даже если потомство не создается непосредственно в результате гомосексуального поведения.
гомосексуальность может снизить конкуренцию за гетеросексуальных партнеров.
Гомосексуальные члены семьи могли бы увеличить ресурсы, доступные детям своих братьев и сестер, не производя потомства, которое могло бы конкурировать за эти ресурсы (теория «дяди-гея»), тем самым создавая больше шансов на выживание потомству, которое разделяет «гомосексуальные гены» родственника-гомосексуалиста. Таким образом, у будущих поколений есть небольшой, но стабильный шанс стать геями, даже если у этого члена семьи нет прямых потомков.

Естественнонаучный уклон этологии человека

В сфере знаний, подаренных миру Лоренцом и Тимбергеном, двоюродный брат Чарльза Дарвина, антрополог, психолог и аристократ сэр Фрэнсис Гамильтон стал последователем бихевиористов. Он активно изучал возможности передачи по наследству моральных качеств, таланта и способностей. Среди тех, кто поддержал его идею — найти механизмы наследования личностных качеств, были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Уинстон Черчилль и Теодор Рузвельт.

Это направление этологии оформилось в евгенику (в переводе с греческого «рождение лучших») – теорию о наследственном здоровье человека и возможностях его улучшения. Позитивная евгеника (изучала факторы, влияющие на улучшение расовых признаков) очень быстро уступила место негативной, целью которой определялось выведение евгенически ценных популяций. Эта концепция пришлась кстати для автократического режима Германии, что дискредитировало надолго не только саму евгенику, но и сам принцип естественнонаучного подхода.

Темы этологии человека

Применительно к человеческому поведению в большинстве случаев тематическое поведение является результатом мотивационных состояний и интенсивности определенного внешнего стимула. Организмы с высоким внутренним мотивационным состоянием на такой раздражитель называют аппетитным поведением. Другие важные концепции зооэтологии, например территориальность , иерархия, чувствительные периоды в онтогенезе и т. Д., Также полезны при обсуждении человеческого поведения. Книга Иренеуса Эйбл-Эйбесфельдта « Этология человека» наиболее важна для того, чтобы понять, как эти концепции применяются к человеческому поведению.

Человеческая этология двояко внесла свой вклад в наше понимание онтогенеза поведения людей. Это стало результатом, во-первых, применения методов точного наблюдения, описания и классификации естественного поведения и, во-вторых, этологического подхода к изучению поведения, особенно развития поведения с точки зрения эволюции. Особый интерес представляют вопросы, касающиеся функции определенного типа поведения (например, поведения привязанности) и его адаптивной ценности. Описание поведенческого репертуара вида, распознавание моделей поведенческого развития и классификация установленных поведенческих моделей являются предпосылками для любого сравнения между различными видами или между организмами одного вида. Этологический подход — это изучение взаимодействия организма с определенными врожденными видоспецифическими структурами и окружающей средой, для которой организм генетически запрограммирован.

Инвариантные модели поведения имеют морфологическую основу, главным образом в нервных структуры , общие для всех членов одного вида и, в зависимости от вида поведения, также может быть общей для рода или семьи или целого порядка , например, приматы , или даже на весь класс , например, млекопитающие . В таких структурах мы можем проследить и проследить эволюционный процесс, посредством которого окружающая среда создавала структуры, особенно нервную систему и мозг , которые генерируют адаптивное поведение. У организмов с высоким уровнем организации процессы, которые особенно интересуют этолога, — это те генетически запрограммированные моторные и перцептивные процессы, которые облегчают социальное взаимодействие и общение, такие как выражение лица и вокализация . Если мы рассмотрим наиболее развитые средства общения, язык и речь , которые встречаются только у людей, возникает вопрос о биологической основе этого видоспецифичного поведения и навыков восприятия. Этолог рассматривает этот вопрос прежде всего с точки зрения онтогенетического развития.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.