Оглавление
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.
Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.
Другие трактовки
Отталкиваясь от слова «организация», можно создать другое определение. Согласно ему, государство – это некая независимая организация, которая объединяет под собой территорию вместе с населением и столицей. Сама власть, армия и ключевые ресурсы располагаются именно в столице.
Все основные цели и задачи каждого государства должны быть подробно описаны в учредительных документах, вроде конституции, законодательства и доктрин.
Интересно, что до сих пор не существует четкого определения данного термина, который был бы признан юридически или наукой повсеместно. Даже самые крупные организации, вроде ООН, не вправе решать, какая группировка является государством, а какая нет.
Однако, в науке многие люди старались дать определение этому слову. Например, согласно В. В. Лазареву, – это политическая власть общества, имеющая аппарат принуждения, с помощью которого формируются интересы господствующего класса.
Если обратиться к словарям и толкованиям, то можно обнаружить, что государство – это организация общества, которая производит его управление и охрану. Также это может быть определенная страна, которой управляет организация. Она же и осуществляет охрану экономики и социального аспекта.
Конкретные признаки государства
Прежде чем переходить к их перечислению и объяснению, отметим, что государство признается главным субъектом политической деятельности. Здесь существуют есть две точки зрения. Первая (функциональная) гласит о том, что государство признается главным политическим институтом, оставляющим за собой право управления обществом. Вторая точка зрения (организационная) поведает о том, что государство должно заниматься организацией политической власти при помощи взаимоотношений с другими субъектами. Таковыми признаются граждане страны, например. А теперь возьмемся за признаки государства:
Наличие территории для проживания населения. Это один из наиболее важных показателей, поскольку им определяется юрисдикция государства. Под юрисдикцией понимается право проводить суды и делать определенные решения в отношении правовых вопросов. Внутри границ страны государство имеет полное право распространять свое влияние на каждого из членов общества
При этом неважно, каким гражданством обладает тот или иной индивид;
Суверенитет. Благодаря ему государство становится абсолютно независимым и может проводить собственные политические линии как внутреннего, так и внешнего плана.
Многообразие ресурсов
Они существуют для того, чтобы государство могло использовать их для осуществления требуемых полномочий. Аккумулируемые структурой властные ресурсы могут иметь самую разную природу. Например, экономические, духовные, социальные и другие.
Представительство интересов. Понятие государства неразрывно связано с этим признаком, поскольку оно стремится выражать интересы всего общества. Редко можно столкнуться с ситуациями, когда имеет место попытка протолкнуть интересы отдельных лиц, хотя прецеденты уже были.
Монополия на насилие (легитимного типа). В каждом государстве находятся правонарушители, которые не следуют установленным нормам в силу тех или иных причин. Монополия на легитимное насилие дает право применять силовые решения для того, чтобы принудить потенциальных нарушителей выполнять законы государства. Это право также применяется для наказания правонарушителей.
Право сбора налогов. Население, проживающее на территории страны, обязуется выплачивать налоги. Государство при этом оставляет за собой право регулировать размер налога и указывать, в каких сферах они будут взиматься. Обычно средства, собранные с граждан, перенаправляются для финансирования различных органов. Также налоговый бюджет предусматривает использование налогов для решения местных управленческих задач в государствах, обладающих автономными региональными субъектами.
Публичный характер власти. Обычно власть и граждане не имеют между собой личных отношений, но государство при этом должно обеспечивать защиту национальных интересов, а не действовать для выполнения задач, выгодных той или иной социальной прослойке или группе лиц.
Наличие символики. Все мы знаем с детства, как монархи любили применять специальные атрибуты. Это скипетр, корона и так далее. Но сейчас речь идет об общих символах, таких как герб и флаг, государственный гимн.
↑ Признаки государства
Территория является основой государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
суверенитет
Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. государственная власть, будучи суверенной, 1) является универсальной, т.е. распространяется на все население и на все общественные, в том числе политические, организации; 2) может отменить любые действия общественных властей; 3) имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).
население
Население как составляющий элемент государства – это сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией. Важнейшее условие целостности государства — всеобщее подчинение населения существующей власти. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному или какому-либо иному признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.
обязательность членства в государстве
Любой человек, находящийся на территории государства, должен обязательно как-то определить с ним свои взаимоотношения. Он может быть гражданином (или подданным) этого или другого государства, может быть лицом без гражданства, политическим беженец и т.д.
Гражданство – определяемый законом статус гражданина, устанавливающий его политическую и правовую принадлежность к какому-либо государству и выражающийся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
монополия на легальное применение силы
Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения — законами и учреждениями, призванными гарантировать их исполнение. «Государство, — подчеркивал М. Вебер,— является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие». Формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом, поэтому насилие со стороны государства является легитимным, или узаконенным
Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия
наличие публичной власти и системы права
Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов учреждений, непосредственно управляющих обществом;
право на взимание налогов и сборов
Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающей его экономическую самостоятельность.
- наличие символики (герб, флаг, гимн),
- государственный язык,
- денежная единица.
Проанализировав признаки государства, можно сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы.
Государство — это исторически сложившаяся особая форма организации политической власти в обществе, обладающая экономическим и территориальным суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).
Определение государства[]
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государства».
Определение государства в международном праве
На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.»
Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 несколькими американскими государствами. Россия или СССР её не подписывала.
Определение государства в науке
В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства: «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»
Приведём еще несколько определений государства:
«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э.
1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).
«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).
«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M.
1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).
«Государство — аппарат насилия в руках господствующего класса» (В.И. Ленин Полное собрание сочинений (третье издание). — М.: Политиздат, т.ХХ, стр.ХХ)
Государство или страна?[]
Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.
Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённых контекстах они могут выступать как взаимозаменяемые.
Государство, его функции
Раздел ЕГЭ: 4.2. Государство, его функции
Наиболее важной функцией политики является поддерживание порядка, законов и власти в определённой стране. Издавна народ сам выражал свою волю, но с течением времени и ростом населения появилась необходимость в создании государства как наиболее удобной формы осуществления политики
Государство — политическая организация, которая служит средством претворения в жизнь воли народа, проживающего на одной территории. Государство обязано выполнять определённые действия по основным направлениям общественной жизни, которые должны привести к осуществлению целей, поставленных народом.
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теория | Автор | Характеристика |
Теологическая | Институт Церкви | Государство сотворил Бог, а носитель его воли — правитель. |
Патриархальная | Роберт Филмер | Семья была прообразом государства, поэтому подданные обязаны относиться к правителю, как дети к отцу. |
Классовая | Карл Маркс, Владимир Ленин | Государство появилось в результате классовой борьбы и является орудием господствующих классов. |
Договорная | Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Джон Локк | Государство появилось в результате общественного договора между людьми и направлено на защиту их естественных прав. |
Насилия | Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович | Государства появляются вследствие завоеваний, чтобы подчинять себе побеждённых. |
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
- Издание законов. Только государство имеет право вводить новые и изменять старые законы.
- Налоги, которые выплачивает население в бюджет. Налоговые поступления идут на покрытие социальных расходов.
- Публичная власть, которая действует для всего населения страны и распространяется с помощью специально созданных для этого аппаратов управления и принуждения.
- Монополия на легальное применение силы или физического принуждения.
- Суверенитет, который обеспечивает независимость государства от других стран, а так-
- же приоритет государственной власти внутри страны.
- Территориальное единство. Власть государства охватывает население, проживающее на определённой территории.
- Наличие собственной символики — символического обозначения государства.
- Материально-технические средства.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Внутренние функции.
Политическая | Обеспечение действия легитимной власти, управление, построение и исполнение эффективной политической системы. |
Социальная | Гарантия своевременного и постоянного предоставления населению минимума жизненных благ, обеспечение социальной защиты различным менее защищённым группам общества, предоставление страхования. |
Экономическая | Планомерное развитие экономики, постановка целей и их выполнение. |
Правовая | Гарантированное исполнение прав человека всем категориям общества. Постановка единых правил и обязанностей поведения, а также обеспечение равенства всех представителей народа перед законом и судом. |
Научно-техническая | Поддержка развития, содействие получению новых знаний. |
Образовательная | Государственное регулирование всех стадий обучения (от дошкольной до профессиональной) с целью улучшения качества уровня знаний населения. |
Информационная | Своевременное предоставление актуальной информации населению о делах в стране и мире. |
Экологическая | Защита окружающей среды, проведение мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природы, а также формированию бережного отношения к ней среди населения. |
Культурная | Формирование гражданского мировоззрения населения через удовлетворение культурных запросов. |
Органы, исполняющие внутренние функции:
- органы правопорядка (полиция, суд);
- органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения социального обеспечения, коммунального хозяйства);
- учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры).
Внешние функции:
Сотрудничество | Поддержание и развитие международных отношений. |
Обеспечение национальной безопасности | Защита собственных границ. |
Защита граждан, выехавших за пределы государства | Гражданин страны даже за её пределами вправе рассчитывать на помощь и защиту родного государства при обращении в посольство. |
Органы, исполняющие внешние функции:
- Министерство иностранных дел РФ;
- Вооружённые силы РФ;
- органы межгосударственных отношений.
Вы смотрели конспект «Государство, его функции».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Формы государства
Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.
По форме правления государство может быть монархией или республикой.
При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.
СИТУАЦИЯ Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам. |
Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании? |
Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.
Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.
ФАКТЫ Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона. |
Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ. |
В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.
Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.
По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.
Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.
Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.
Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.
Функции государства[]
Изначально любое государство выполняло триединую задачу:
-управлять хозяйством и обществом;
-защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых;
-оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.
Функции государства классифицируются:
- по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
- по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
- по значению: на основные и неосновные,
- по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
- Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
- Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
- Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
- Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
- Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
- Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
- Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
- Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
- Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
- деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и
- деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).
Эта тема закрыта для публикации ответов.