Брейнсторминг в психологии и его этапы: как использовать технику post up

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Оглавление

Популярные виды мозгового штурма

Существует несколько видов мозгового штурма. Они отличаются техникой проведения, ролью участников, результатами.

Брейнрайтинг

В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.

Мозговая атака на доске

Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.

По-японски

Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход. Рабочий процесс состоит из нескольких этапов:

  1. На первом происходит выделение проблемы. Ведущий представляет детали и нюансы обсуждаемой темы. Участники записывают на отдельных листках бумаги свои мысли по решаемой задаче. Причем это делают так, чтобы каждый оставил запись на всех листочках. После нужно отобрать записи, связанные друг с другом, сдать их ведущему. Он прочитает вслух. Останется только придумать название для каждого набора. В нем должна отображаться суть проблемы.
  2. Поиск решений. Этап похож на предыдущий. Только на этот раз участники записывают идеи по решению проблемы. В конце их группируют в наборы. Каждому набору придумывают название, выражающее общую суть предложений. Цель этой части мозгового штурма – выделить конструктивные, подходящие к сложившейся ситуации идеи.

Коллективная работа в этом случае сближает членов группы, учит работать вместе с коллегами, понимать их позицию.

Многоступенчатый

Если говорить кратко, здесь работают 2 группы:

  • те, кто создает идеи;
  • те, кто оценивает результаты работы.

Желательно, чтобы в первой группе были эрудированные люди с одинаковым темпераментом. Они должны до конца понимать суть проблемы. Достаточно 10 человек.

В оценочную группу набирайте тех, кто проанализирует придуманные «генераторами» предложения. В нее должен входить представитель от руководства. Этот человек будет принимать решения о реализации положительно оцененных идей.

В каждую группу назначается руководитель. Его главные качества – деликатность и эрудиция. От них зависит, как быстро участники найдут нужную идею.


Многоступенчатый штурм выглядит так:

  1. Члены первой группы высказывают идеи.
  2. Задача остается такой же, но подходы нужны новые, нестандартные. Можно выдвигать противоположные тем, что названы.
  3. Подключается вторая группа. Она объединяет все, что было сказано на первых этапах, систематизирует информацию, ищет решения проблемы.
  4. Обсуждаются трудности, которые могут появиться при воплощении идей в жизнь.
  5. Высказанные предложения собираются в несколько принципов.

Последний этап самый интересный. Это дискуссия, в ходе которой разбиваются все предложенные ранее идеи. Критиковать нужно только их, а не участников. Имена последних называть не стоит

Важно, чтобы процесс проходил без заказчиков разработки. Только так работа даст нужные результаты

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Технология мозгового штурма

Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа. Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее. Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек. Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы. Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

Обзор нескольких популярных видов мозгового штурма

Такой прием, как мозговой штурм, имеет несколько разновидностей. Их различие заключается в используемой технологии, ролях, которые выполняют участники. Результаты, получаемые в ходе разных видов брейнсторминга, тоже отличаются.

Брейнрайтинг

Эта разновидность мозгового штурма предполагает, что участники обсуждения в течение четверти часа записывают все свои идеи, но не произносят их вслух. Листок для записи передается по кругу от одного участника к следующему. Каждый участник обсуждения читает предыдущую запись и под ней дописывает свой вариант.

Цель такой работы  —  получить максимальное количество предложений.

Мозговая атака с записью идей на доске

Доску размещают так, чтобы она была хорошо видна всем участникам. Каждую высказанную ими идею ведущий сразу же записывает на листе бумаги, прикрепляет его к доске или сразу производит запись прямо на доску.

Японский вариант

Эта вариация брейнсторминга иначе называют рисовым градом. Его смысл заключается в поиске вариантов, когда все участники действуют одинаково, а сама работа происходит пошагово:

  1. Проблему максимально точно и подробно описывает ведущий. Участникам выдается несколько листков бумаги, на которых они излагают свои мысли относительно видения проблемы. Каждый член группы должен сделать запись на всех листах. Затем определяются записи, которые связаны между собой, их передают ведущему. Он зачитывает записи вслух. Каждой группе записей дается название, которое отражает суть задачи.
  2. Этап поиска решения схож с предыдущим. Участники обсуждения делают записи относительно вариантов решения, сортируют их по группам, дают название, точно отображающие суть решения. На этой стадии мозгового штурма происходит выделение самых удачных идей, которые максимально подходят в заданной ситуации.

Японский метод проведения мозгового штурма считается одним из самых продуктивных. Он позволяет участникам группы сблизиться, научиться совместной работе, дает возможность понять позицию друг друга.

Многоступенчатый метод

В многоступенчатом методе брейнсторминга участники делятся на 2 группы   —  генераторы идей и оценщики результатов.

Условие для продуктивной работы по этой схеме  —  группу “генераторов мыслей” приглашают эрудированных людей со схожим типом темперамента, глубоко разбирающихся в предмете. В группе должно быть до 10 человек.

Участники оценочной группы анализируют предложенные креативщиками идеи. Члены оценочной группы, зачастую, представляют руководство. Они решают, какая идея будет реализована.

Обе группы выбирают себе ведущего. От его эрудированности, умения направить работу в нужное русло и привлечь каждого члена команды, зависит скорость появления нужных идей.

Мозговой штурм проводится по такому алгоритму:

  1. Участники команды “генераторов” высказывают мысли, фиксируют их.
  2. Затем работают над тем же предметом, но через другие, нестандартные подходы. Разрешается выдвигать предложения, противоположные уже названным.
  3. В работу вступают участники второй группы. Они объединяют все, предложенное на предыдущих этапах, систематизируют предложения, сводят их до единого варианта. Обсуждают возможные сложности при воплощении задуманного.
  4. Все полученные предложения группируют, ориентируясь на их суть.

На последнем этапе происходит дискуссия, в процессе которой высказывается критика предложенных идей. Многоступенчатый мозговой штурм должен происходить без заказчика работы. Это позволит всем участникам чувствовать себя свободно, безопасно и работать максимально продуктивно.

Одиночный брейнсторм

В некоторых ситуациях возникает потребность самостоятельно найти ответы на вопрос о том, как действовать. В любой ситуации лучше, чтобы решений было несколько.

Чтобы сгенерировать идей самостоятельно, необходимо выбрать спокойное, тихое место, занять удобную позу, закрыть глаза. Представить себе задачу максимально объемной (как голограмму), постараться внимательно “рассмотреть” ее с разных сторон. Затем задать себе вопрос: “Какими способами я могу решить свою ситуацию?”

Все всплывающие в голове ответы необходимо записать на листе бумаги. К каждому из ответов написать, какие ресурсы требуются для реализации, какие уже есть в распоряжении

Важно написать, что можно сделать уже сегодня

Перечитав записи еще раз, нужно выбрать наиболее подходящий путь решения задачи.

Принципы и правила мозговой атаки

За прошедшие десятилетия в России изменился не только строй, но и управленческая культура. Скорости деловых событий резко возросли, производительность труда в национальных масштабах снизилась, деловая культура стала куда как более пестрой. Технологии коммуникаций получили значительное развитие, но и качество контактов ухудшилось. Ответственность решающих задачи лиц стала в принципе ниже, креативность сместилась в область личных интересов в ущерб интересам дела. Поэтому-то есть ощущение, что качество вырабатываемых решений в 70-80-е годы было выше не только у нас в стране, но и на Западе. Однако есть одно интересное «НО»: изощренность и результативность такого метода, как мозговая атака, стала почти безупречной!

Причина кроется в общем усложнении ведения бизнеса, увеличении числа факторов риска, в глобализации деятельности и открытости экономики. Настоящий тренд объективен и неотвратим, особенно в условиях инновационного вызова и многократного обострения конкуренции на международных рынках. Мозговой штурм распространен в менеджменте, но его потенциал еще далеко не исчерпан в экономике инновационного типа, поскольку проблемных зон становится только больше. Прогнозирование и постановка инновационной задачи, оценка, ранжирование и управление рисками, НИР и ОКР, функциональные переходы к коммерциализации и процессуальные циклы – все это только увеличивает число применения метода.

Под дискуссией для целей рассматриваемой темы мы договоримся понимать публичное обсуждение проблемы, связанной с инновацией, которое допускает или запрещает спор между участниками, основанный на аргументации высказываемого тезиса-суждения. Правилами мозговых штурмов допускается дискуссионная форма, в которой спор сведен на нет, поскольку в споре очень сложно при оппонировании не впасть в критику, являющуюся для данной методики недопустимой. Критика является ключевым ступором креатива в коллективной творческой деятельности.

Цель мозгового штурма – получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей. Задачей первого этапа является получение максимального числа предложений без их фильтрации и критического анализа на предмет «дикости», абсурдности, неадекватности, невыполнимости и т.п. Результатом этапа отбора являются идеи, получившие формулировки, готовые для перехода к фазе планирования. Принципы организации и проведения мозговой атаки состоят в следующем.

  1. Смена привычной обстановки, выездной характер мероприятия для целей результативности.
  2. Принцип особого энергетического (психоэмоционального) настроя ведущего и участников.
  3. Поиск интерактивного эффекта «перекрестного опыления», когда предыдущие выступления побуждают на новое выражение позиции.
  4. Поиск идей, а не строительство планов.
  5. Принцип приоритета количества перед качеством идей.
  6. Принцип отказа от субъективной оценки на этапе генерирования идей.
  7. Принцип пресечения полемики со стороны оппонентов любого типа.
  8. Принцип фокусировки на проблеме и теме обсуждения.
  9. Принцип равноудаленности ведущего от участников в обеих группах.

Правила проведения мозгового штурма на этапе генерирования идей состоят в следующем:

  • наложение табу на критику предложений в любой форме (вербальной и невербальной);
  • создание внутренних состояний и особой атмосферы с небольшим позитивным настроем;
  • правило расположения участников по кругу с общим визуальным контактом;
  • ведущий и помощник держатся вместе возле доски или флипчарта;
  • ограждение мероприятия от организационных сбоев, обеспечение его плавности;
  • поощрение высказываемым суждениям и идеям, особенно носящим характер инсайта, фантазии и креатива, выражаемым в краткой форме;
  • проведение этапа с поддержкой свободы ассоциаций и творческого настроя;
  • ограничение временного регламента 1 астрономическим часом;
  • правило завершения штурма на позитивном настрое и на подъеме;
  • объявление перерыва в случае снижения активности участников.

Вместо послесловия

Мозговой штурм — это творческий процесс, позволяющий открыться участникам в неформальной обстановке. Это явление нашло очень широкое применение в повседневной жизни. Сам по себе как метод решения задач он очень интересен. Где может быть задействован мозговой штурм? Примеры его использования можно увидеть, например, на телевидении. Вспомним такие известные передачи, как «Что? Где? Когда?» или «Брейн Ринг». Да-да. Они основаны как раз на этом методе. Однако игры не единственная ниша, разработку Алекса Осборна очень часто используют в совершенно разных сферах, что говорит о ее популярности.

100 идей за полчаса

Еще один метод генерации идей в 60-х разработал немецкий профессор Бернд Рорбах. Он называется Brainwriting 6-3-5. 6 — число участников, 3 — количество идей на одного человека, 5 — время в минутах на одну сессию.

Участники получают листы бумаги для записи идей. За первые пять минут, каждый должен молча придумать и записать по три идеи для решения задачи. Затем листы переходят из одних рук в другие. Участники могут поступить с листами следующим образом:

  • использовать ранее записанные идеи как основу для новой идеи;

  • попытаться развить идеи других участников;

  • передать карточку следующему.

Схема проведения Brainwriting 6-3-5

Всего таких пятиминутных сессий шесть. В итоге за полчаса вы получаете 108 идей. Для удобства используйте таблицы, чтобы было проще структурировать информацию.

Что дает техника брейнсторминга

Был проведен ряд исследований, в процессе которых была поставлена цель выявить эффективность индивидуальной генерации идей и коллективной. Оказалось, что при правильном применении брейнсторминга количество креативных решений значительно превышает то, которое могут выдать отдельные индивиды.

Существует стереотип, что техника мозгового штурма применяется исключительно людьми творческих профессий в сфере рекламы и маркетинга. Но на самом деле брейнсторминг можно использовать везде, где нужно приложить максимум усилий для решения той или иной задачи. Применение метода Осборна дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Используется метод в менеджменте, научно-технической сфере и даже при решении личных проблем. Если необходимо найти быстрый и эффективный выход из какой-либо ситуации, брейнсторминг – оптимальный выбор.

Эта техника позволяет сплотить команду из 8-10 человек. После проведения этой занятной процедуры каждый работник чувствует, что вложил часть себя в реализацию большого проекта. Более того, брейнсторминг дает сотрудникам «пищу» для разговоров на ближайшие недели, что также позитивно сказывается, как на мотивации, так и на эффективности работы.

Мозговой штурм примеры из практики внутреннего тренера

Практический пример игровой техники из практики.

Задача стояла набросать идеи для системы мотивации. Поразмышляв, решила применить игровую технику для генерации идей.

Разминка

Группа участников разбивается на две части. Посадить подальше друг от друга, чтобы создать приватность.

Ведущий рассказывает сказку про кувшинчик и дудочку. Кратко и красочно, одну фабулу, делая упор на позиции:

  • Девочка не хочет.
  • Родителям нужно, чтобы девочка собирала.

Подготовить две карточки с надписью «родители» и «девочка».

Раунд 1

Первая группа будет «Родитель», вторая группа станет «девочка».

Ведущий задает вопрос участникам №1. Как вы уговорите, заставите, какими методами, девочку собирать ягоды?

Группа № 2 получает задание: Продумать как можно больше ответов на вопрос: «При каких условиях я, девочка, соглашусь собирать ягоды?»

Дается время обсуждения – 5 минут. Все ответы записываются одним из участников на лист бумаги.

Раунд 3

Один участник из каждой группы записывает варианты ответов на разных флипчартах.

Обсуждение.

И здесь начинается взрыв эмоций, даже у самых сдержанных руководителей.

Приходит понимание, что если встать на место другого человека и по-другому взглянуть на вещи, то происходит озарение. Предлагаются не утопические, а  рабочие варианты.

Скажу сразу, создается впечатление, что группе № 2 повезло больше. Сначала побыли в роли ленивого ребенка. Затем, уже с готовыми решениями (мыслями девочки), вжились в роль родителей.

Главный раунд

Но на этом процесс не заканчивается. Это была только разминка и «сдвиг парадигмы». Далее все возвращаются к текущим рабочим задачам и решают серьезные вопросы.

На повестке 2 вопроса:

  • Роль руководителя. Как заставить работать результативно?
  • Роль сотрудника. При каких условиях сотрудники согласятся работать результативно?

Вот здесь и меняются местами. Группа № 2 берет на себя роль руководителя. А далее работают по раундам.

Результат, полученный за 2 часа модерации, превзошел все ожидания. Были приняты решения, 90% которых легли в основу мотивации. Компания работает на этих условиях очень результативно. (Подробнее почитать про KPI)

Хороший эффект дают выездные мероприятия. Тимбилдинг, совмещённый с мозговым штурмом. Это идеальная картина. Люди, раскрепощаются, ведут себя по-другому, нежели в привычных стенах. Снимают оковы, и творческая энергия течет по-другому. Быстрее и эффективнее и креативнее.

Ловушка для идей или личный мозговой штурм

А. Осборн противопоставлял коллективную выработку идей методом мозгового штурма индивидуальным усилиям по генерации идей, считая первую более продуктивной. Но поздние исследования этот вывод раскритиковали. Сегодня техника личного мозгового штурма или «ловушка для идей» успешно применяется индивидуально, что делает её интересной для многих специалистов.

Люди творческих профессий для достижения успеха должны находиться в перманентном поиске новых идей всегда. Вспомните хотя бы историю об изобретении Д. И. Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Он так долго и много думал и работал над её созданием, что в результате идея пришла ему во время сна. Трудно сказать какова эта история, вымышленная или правдивая, поэтому приведём ещё один показательный пример.

Д. Огилви, известный рекламист и копирайтер, в книге «О рекламе», подводя итог своей карьеры, даёт ценный совет желающим построить карьеру в этой сфере. Из собственного опыта он выносит уверенность:

Под ними автор понимает подготовку. Нужно перебрать десятки, а то и сотни вариантов, детально изучить свойства товара, «понять» его и, лишь тщательно всё обдумав, приниматься за редактирование черновика.

Описанное выше в общих чертах характеризирует метод личного мозгового штурма. Традиционно данная техника подразумевает запись абсолютно всех идей, которые приходят в голову, когда думаешь над темой. Просто идеи, без лишних расшифровок и деталей. Позже, например, через неделю, стоит приняться за анализ собранного материала, отобрать удачные варианты, попробовать развить идеи путём ассоциаций.

freepik.com

Известна также вариация метода, называемая «техникой 100». Суть её в том, что нужно ограничить себя 100 идеями. Планка ставится с целью подтолкнуть своё мышление, преодолеть инертность, ведь в случае с личным мозговым штурмом максимум можно «выжать» только из себя и собственных идей. Как это реализуется:

  • Идеи записываются за один раз.
  • На время работы вы не должны быть заняты ничем другим, отвлечение сведено к минимуму.

Преимущества метода в том, что, как уверяют психологи, первые 30 идей лишь помогают выйти за рамки привычного мышления. Во время генерации последующих 40 происходит разрыв шаблона, становятся очевидными повторы, изобретаются методы борьбы с ними. А вот последние 30 идей считаются «жемчужинами», поскольку к этому моменту практически всегда исчерпаны возможности логики. Они могут казаться вам сумасшедшими, нереализуемыми, фантастичными. Но их всё равно нужно записывать.

К слову, «технику 100» можно использовать и как практический инструмент для развития воображения. Чтобы потренировать свой мозг, составьте следующие списки:

  • «100 вещей, которые я люблю больше всего»
  • «100 вещей, которые мне удаётся делать хорошо»
  • «100 вариантов улучшить мою жизнь»
  • «100 главных тревог моей жизни»
  • «100 вещей, важных для человека»

Темы кажутся довольно простыми, но, попробовав, вы убедитесь, что нужно хорошо потрудиться, чтобы завершить свой перечень.

◆Тайм-менеджмент от Google

◆Мультизадачность: когда это враг и когда – друг

◆Как быть продуктивным, работая на дому


Основы гештальтпсихологии


11 способов улучшить память


9 способов учиться эффективнее


Немнемонические правила запоминания


Кричать ли на ребёнка?


Принципы успеха Дейла Карнеги


Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?


Метод мозгового штурма: основные правила и требования


6 шагов, чтобы влиять на людей


Размышления о любви и браке | От чего зависит счастье и долголетие?


5 советов как перестать тревожиться


Как перестать беспокоиться и начать жить: 10 советов из книги Дейла Карнеги


10 полезных для жизни привычек


Как перестать обижаться


5 ресурсов, которые помогут вам контролировать своё время


Как нас заставляют покупать


10 советов на тему личного пространства в семье и отношениях


Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: …


Как развить в себе эмпатию


Как перестать переживать

View the discussion thread.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

1

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2

Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия

По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

3

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Какова техника проведения мозгового штурма?

Мы уже разобрали, что такое мозговой штурм. Идея здесь – это основа, на которой построено абсолютно все. Давайте теперь разберемся в технике проведения этого метода.

Собирается группа людей, которые отобраны для генерации альтернативных идей. Главным принципом отбора является разнообразие квалификаций и опыта. Группа должна быть очень «разношерстной». Заранее обговаривается, что приветствуются абсолютно любые идеи, придуманные как самостоятельно, так и пришедшие при комбинации с другими предложениями.

Как мы уже подчеркивали, категорически запрещена любая критика. Дело в том, что сама мысль о возможности подвергнуться критике уже может затормозить воображение. Все участники по очереди говорят свои идеи. Остальные внимательно слушают, по надобности записывают новые, пришедшие на ум мысли под впечатлением услышанного. Потом все записи собираются, перечитываются, анализируются. Как правило, это делается уже иной группой специалистов.

Вообще, количество идей можно значительно приумножить за счет их комбинирования. Безусловно, среди полученных данных могут быть совершенно глупые и нереальные предложения. Но их можно очень просто отбросить.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.