Оглавление
Плюсы и минусы
Гуманистическая концепция в психологии встречает как своих последователей, отмечающих ее сильные стороны, так и подвергается критике со стороны специалистов различных школ.
Такими принципами являются:
- Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию в силу наличия врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самореализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
- Принцип целостности, который позволяет рассматривать личность как сложную, открытую систему, направленную на реализацию всего своего потенциала.
- Принцип гуманности, утверждающий, что человек по своей природе добр и свободен, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной природы, делают его агрессивным и отчужденным.
- Принцип целенаправленного детерминизма, который предполагает изучение черт личности в связи с ориентацией человека на будущее, то есть в связи с его ожиданиями, целями и ценностями, отвергая при этом идею каузального детерминизма.
- Принцип активности, позволяющий принимать субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития. Психотерапевт меняет отношение клиента и помогает ему взять на себя ответственность за себя, но не читает нотаций и не инструктирует его.
- Принцип неэкспериментального изучения личности, в основе которого лежит идея целостности, а значит невозможность адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (как и личность) обычно обладает свойствами, которые не содержатся в ее отдельных частях.
- Принцип репрезентативности, который означает, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, поскольку задача изучения нормальной и полноценно функционирующей личности реализуется в отборе здоровых, самоактуализированных индивидов.
Каждый опыт в жизни человека, даже если он оценивается им как негативный, является полезным, значимым опытом, уже содержащимся во внутренней жизни личности, достойным уважения и признания — хотя бы как урок, который, возможно, дорого нам обошелся, но который защищает нас от многих ошибок в настоящем и будущем.
Плюсы
Признание того, что человек может управлять своей психикой. Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.
Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.
Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы. Гуманистическая психология в настоящее время прочно вошла в нашу жизнь, продолжает активно развиваться. На ее основе построено развивающее обучение, которое десятилетиями практикуется в нашей стране. Не одно поколение детей получило образование на принципах этого направления. В медицине давно уже признан факт того, что все болезни от нервов. Современные врачи знают о психосоматических заболеваниях, умеют дифференцировать физические и психологические отклонения, зачастую направляют пациентов к психологу.
Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле
Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.
Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением. Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится
Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.
Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт
Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.
Теория Г. Олпорта
Один из основоположников гуманистической психологии — Гордон Олпорт. Он создал теорию личностных черт, согласно которой, у каждого человека есть врожденные предрасположенности реагировать на ту или иную ситуацию типичным образом. Его идеи направлены на выделение интегративных уровней взаимодействия личности с окружающим миром. К ним относятся условные рефлексы, системы черт и навыки, изменяющиеся в разных ситуациях.
Олпорт описал два уровня функционирования — высших мотивов и нужды. К последнему относится гомеостазис или стремление устранить напряжение. А высшие мотивы включают стремление к развитию, сопротивление равновесию, постановка новых целей и задач.
Особенности становления личности Олпорт аргументирует принципом функциональной автономии мотивов. Хотя человек развивается, он сохраняет связь между старыми и новыми стимулами. Это и было противопоставлено бихевиористической психологии, где все высшие мотивы связаны с физическими потребностями.
Черты характера ученый рассматривает как единицы анализа человека. Одни из них в процессе развития становятся второстепенными, другие выходят на первый план. Но в центре может находиться не более 5−10 разных качеств. Олпорт говорил о гуманистической психологии кратко и понятно. Это исследование уникальности каждого человека. Неповторимость описывается им как слияние разных черт в единую систему.
Олпорт выделял три стадии развития:
- детская;
- относительной дифференциации;
- интегрированного единства.
Ребенок еще не подвергает себя самоанализу, поэтому требует от окружающих всего или ничего.
Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.
Такими принципами являются:
- Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
- Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
- Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
- Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
- Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.
9 стр., 4051 словГуманистические теории личности Маслоу и Роджерса
… гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, …
Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
- Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
- Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса
Важным постулатом теории К. Роджерса (1902-1987) является представление о том, что человек существует в постоянно меняющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Это не мир предметов и вещей, но включает в себя все, что человек (организм) чувствует, независимо от того, осознанно это чувство или нет. Восприятие того или иного чувства он назвал символизацией объекта. В личном мире человека сознательно переживается лишь малая его часть, причем некоторые содержания опыта легко облекаются в образы, а другие остаются неартикулированными основаниями нового опыта. Истинное значение индивидуального опыта известно только самому человеку. Полное и непосредственное знание и понимание мира опыта возможно лишь потенциально.
Тело реагирует на окружающую среду так, как она дана ему через опыт и восприятие. Именно эта сфера — восприятие событий — является реальной. Другими словами, человек реагирует не на абсолютную реальность, а на свое собственное восприятие этой реальности. Эта позиция является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.
Она раскрывается в следующих трех принципах:
1) поведение человека нельзя понять с точки зрения объективного наблюдателя, а с точки зрения самого человека, его субъективного восприятия и познания действительности;
2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения
3) Люди по своей природе добры и стремятся к совершенству.
В психологическом смысле реальность — это личный перцептивный мир человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психологической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.
Тело реагирует на конкретное феноменальное поле как организованное целое. Эта роджерсианская позиция противопоставляется функционализму, который разбивает личность и когнитивные процессы на отдельные компоненты, которые сами по себе не составляют этой целостности.
Личность имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и укреплять организм как среду опыта, развиваться к зрелости. Тело движется к большей независимости и ответственности, к самоуправлению, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самореализации присуща каждому человеку от рождения, но воспитание и нормы, установленные обществом, заставляют человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении кроется источник аномального поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить в поведении общую картину своего феноменального мира; чем меньше защитных, искажающих содержание переживаний, тем адекватнее они выражаются в общении.
Со временем, став частью личного мира человека, его представления начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру — Я-концепцию. Самость — это символизированная часть опыта, возникающая в результате того, что некоторые чувства о себе были обозначены и выделены в отдельную сущность. «Я-концепция» — это восприятие человеком самого себя, или то, что человек имеет в виду, когда говорит «я» или «мне». Первоначально Я-концепция обычно формируется в основном на основе личного опыта, то есть событий, происходящих в феноменальной сфере и идентифицируемых индивидом как «Я» или «самость», по крайней мере, на довербальном уровне… Более того, люди развивают Я-концепции, взаимодействуя с другими значимыми для них людьми, рассматривая их как отдельные «я».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Перспективы клинической психологии
- Архетипы мужчин — Концепция архетипов по Юнгу
- Мышление, сознание, язык и речь
- Копинг-стратегии у студентов, обучающихся творческим профессиям
- Гипноз-психотерапия
- Развитие самооценки учащихся подросткового возраста педагогом-психологом
- Понятие и виды педагогических систем
- Психологические механизмы разрешения конфликтов в индивидуалистических и коллективистских культурах
- Понятие коллектива в психологии
- Формирование навыков по осуществлению процесса групповой психодиагностики
Я-концепция К. Роджерса
Создаётся впечатление, что гуманистический подход в психологии представляет собой одно большое описание человека. Но непонятно, что конкретно ему делать для своей самоактуализации. Во многом это так, поскольку речь идёт о науке теоретической. Правда, иногда теория совершенно неожиданно превращается в практику. Гораздо ближе к ней концепция К. Роджерса, который тоже работал в рамках гуманитарной психологии. Он построил модель двух «Я». Личность по Роджерсу состоит из двух основных структур «Я-реальное» и «Я-идеальное». Реальное формируется на базе отношений с другими людьми и самооценки. Человек может оценивать себя не верно, думать о себе слишком хорошо или плохо, но всё равно речь идёт о том своём «Я», которое существует здесь и сейчас. Идеальным же является «Я», которого нет, но к которому следует стремиться. В реальности человек беден и запуган, он страдает, его девушки не любят. И в нём же продолжает жить кто-то сильный, умный, способный и яркий. В результате образуется внутренний конфликт. Для его решения Роджерс предлагает сокращать разрыв между структурными компонентами личности. Это происходит в пространстве, которое исследователь называет «поле опыта». Это все феномены, которые потенциально доступны сознанию. Они постоянно вносят корректировку в его самооценку
Роджерс большое внимание уделяет тому, что осознаётся человеком, поскольку видит в этом сырьё для его отношения к самому себе. Потенциальная готовность к самоактуализации видится им стремлением к более реалистичному функционированию
Целью Роджерса является построение модели консультирования, которая получила название клиентцентрированного подхода. Его задача — разрушить условные ценности. Говоря самым простым языком, если человек хочет написать книгу, но ему мешает бизнес, то условные ценности не дают ему стать счастливым, потому что его «Я-идеальное» содержит образ себя-писателя, а не биржевого маклера.
Тем не менее, «Я-идеальное» не осталось изученным в должной мере и гипотетически мы можем предположить, что оно имеет собственную силу, способную к устранению препятствий. Опишем один эксперимент.
Предмет изучения и задачи науки
Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:
- межличностные отношения;
- автономия;
- психическое здоровье;
- свобода;
- любовь;
- ответственность;
- самоактуализация.
У этой науки есть ряд задач:
- изучение этапов деградации личности;
- поиск самого себя;
- поиск смысла жизни;
- осознание собственного достоинства.
Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:
- вершинных экспериментов;
- идеи освобождения, дзен-буддизма;
- групповой динамики;
- expending drag;
- доктрины актуализации;
- единства противоположностей — Инь-Янь;
- тантрических идей;
- центрирования на личности.
Сильные стороны научного направления:
Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека
Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания
Она представляет собой комплекс метафизических концепций. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания
Она представляет собой комплекс метафизических концепций
Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций
Движение среди психологов
В конце 1950-х годов в Детройте были проведены несколько собраний среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной более гуманистическому видению в психологии: тому, что имело отношение к самосознанию, самоактуализации, здоровью, творчеству, природе, бытию, саморазвитию, индивидуальности и осознанности. Они также стремились создать полное описание того, каким должен быть человек, и исследовали уникальные человеческие феномены такие, как любовь и надежда. Эти психологи, в том числе Маслоу, полагали, что именно эти понятия, вероятно, станут основой психологического движения, известного как «третья сила».
Эти собрания в конечном итоге привели к другим событиям, в том числе к запуску «Журнала гуманистической психологии» в 1961 году. Данное издание было очень популярно в психоаналитической среде. За этим вскоре была сформирована Ассоциация психологии гуманистического направления в 1963 году.
В 1971 году было создано эксклюзивное подразделение, посвященное гуманистическому течению в Американской психологической ассоциации, которое публикует собственный академический журнал под названием «Гуманистический психолог». Одной из основных преимуществ гуманистической теории является то, что она подчеркивает роль человека. Эта школа психологии дает людям больше возможностей контролировать и определять состояние психического здоровья. Личность в гуманистической психологии рассматривается как целостное явление.
Теория К. Роджерс
Первое из гуманистических направлений принято называть психотерапией Карла Роджерса или клиент-центрированной терапией.
Идеи Карла Роджерса и практические подходы к максимальной реализации внутреннего потенциала человека нашли широкое применение не только в психологии и психотерапии, но и в образовании, социальной работе и юриспруденции. Они были приняты в политике, промышленности, армии, широко используются в религиозной деятельности и повлияли на развитие современной философии и теологии.
Как уже упоминалось выше, Карл Роджерс и его последователи исходят из утверждения, что тело и личность каждого нормального человека от природы наделены позитивными силами, которые способствуют здоровью, развитию и совершенствованию. Роджерс предполагает, что желание достичь своего уровня компетентности и саморазвития не всегда является осознанным, и что этот уровень может сильно различаться у разных людей из-за биологически обоснованной атрибуции.
Именно достижение своего уровня компетентности или хотя бы движение в этом направлении обеспечивает человеку чувство личной целостности и уверенности в себе и спасает его от многих психологических проблем, тревоги, неудовлетворенности и неврозов.
Роджерс отводит решающую роль в жизни и развитии человека Я-концепции, т.е. представлению о себе).
Именно эта Я-концепция (представление о себе) определяет поведение и действия человека в определенных ситуациях.
Каждый человек думает или чувствует, что он таков и должен вести себя так в подобной ситуации. При этом его мнение о себе обычно недостаточно объективно и порой по сути не соответствует действительности.
Сознание человека изначально не содержит объективной оценки себя. Однако это предубеждение в значительной степени компенсируется жизненным опытом, который постоянно вносит коррективы в самооценку человека и позволяет ему лучше чувствовать свои возможности, а также восприятие его другими людьми. Важным направляющим механизмом в объективации самооценки и своего поведения является чувство разрешения (или облегчения) внутреннего конфликта, которое сменяется внутренним удовлетворением, возникающим (или возрастающим) по мере самоактуализации.
Можно сказать, что суть процесса личностного роста (по Роджерсу) и состоит в постоянно совершенствующейся петле обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс корректировки своих отношений с другими и уточнения своей концепции себя в процессе этих отношений и принятия других.
В терапии Роджерса, как и в других формах гуманистической терапии, главная роль смещается с терапевта на клиента. Роджерс считает, что сам клиент является ключом к решению своих проблем. Терапевт может только помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше их использовать.
Между тем, основная задача терапевта — установить дружеские и творческие рабочие отношения с клиентом и создать атмосферу психологического комфорта и безопасности, в которой клиент сам начнет «раскрывать» и реализовывать потенциальные возможности своего аутентичного «я». Именно эта атмосфера ускорит процесс объективизации и принятия реального образа себя и других.
Терапевту необходимо уметь поддерживать позитивное отношение к клиенту, точнее, веру в позитивное начало его/ее бытия, которое должно быть высвобождено из-под жизненных блокировок и ложных защит личности. Только в этом случае он/она сможет сохранить открытость естественного общения и в то же время не реагировать отрицательными эмоциями на негативные проявления личности клиента.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Константин Николаевич ,Корнилов, отечественный психолог
- Принцип сознательности и активности в педагогике
- Маргиналы в истории
- Противоречия процесса обучения
- Понятие арт-терапии
- Жизненные ситуации и активность человека
- Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств
- Педагогика и методика начального образования
- Виды общей психологии
- Межличностные отношения в группе детей и их детерминанты
Работа психолога в этом направлении
Терапевтическими факторами в работе гуманистического психотерапевта и психоаналитика являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако при кажущейся простоте гуманистическая теория базируется на серьезной философской и научной базе и применяет довольно широкий набор терапевтических техник и методик
Одно из главных заключений гуманистически-направленных психоаналитиков выражалось в том, что любая личность содержит в себе потенциал изменения мышления и восстановления психического состояния. При наличии определенных условий личность может свободно и в полной мере использовать этот свой потенциал. Поэтому деятельность психолога такой ориентации направлена, прежде всего, на создание положительных условий для интеграции личности в процессе консультативных встреч.
Психотерапевты, применяющие гуманистическую психологию, должны проявлять большую готовность слушать и гарантировать комфорт пациентам, позволяя делиться реальными эмоциями и чувствами. Эти психотерапевты должны убедиться, что они сосредоточены на том, что чувствует клиент, что они имеют четкое представление о проблемах клиента, а также обеспечивают теплую и принимающую атмосферу для клиента. Поэтому от специалиста требуется отказаться от предвзятого отношения к клиенту. Вместо этого делиться теплотой и принятием — это основа данного психологического направления.
Еще одним элементом гуманистической психологии является самопомощь. Психологи Эрнст и Гудисон были практикующими специалистами, которые применяли гуманистические подходы и организовывали группы самопомощи. Консультирование психолога стало ценным инструментом в гуманистической психологии. Консультация психологов также используется в группах самопомощи. Помимо психологического консультирования, гуманистическая концепция также повлияла на деятельность психологов по всему миру в целом. По сути, влияние данного направления было значительным в других областях психологической практики.
Эта тема закрыта для публикации ответов.