Последователи детерминизм и индетерминизма в философии

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Что такое индетерминизм?

Индетерминизм как понятие предполагает под собой необъяснимую природу происходящего. Не всегда всему есть причина. Иногда просто что-то происходит, не имея на то оснований. Те, кто верят в Бога, говорят о божественной природе происхождения (что также уже теряет свою индетерминистическую основу). Когда человек не может найти объяснений, тогда речь заходит именно об индетерминизме.

д. Зачем эти рамки? Будьте богатыми, независимо от количества денег. Будьте любимыми независимо от того, есть ли у вас любимый человек. Будьте счастливыми независимо от того, свершились ли все ваши желания и мечты

Все это условности и границы, которые создают некие рамки, в каком случае человек будет любить, чувствовать себя красивым, счастливым, богатым и т. д. Зачем эти рамки? Будьте богатыми, независимо от количества денег. Будьте любимыми независимо от того, есть ли у вас любимый человек. Будьте счастливыми независимо от того, свершились ли все ваши желания и мечты.

Не ставьте сами для себя границы. Будьте готовы и к хорошему, и к плохому. Чувствуйте себя сейчас такими, какими хотите чувствовать, а не тогда, когда выполнятся какие-то условия. Не замыкайте себя, не ограничивайте, не закомплексовывайте. Будьте уже такими, какими хотите быть, даже если пока не выполнились все те условия, которые вы всегда ставили как показатели того, когда можно быть и чувствовать себя успешными и реализованными. Уже живите так, как вы хотите жить. Учитесь жить в соответствии со своими желаниями, независимо от благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, которые с вами случаются сейчас.

Уберите все условности и границы. Пока вы их выстраиваете, то сами же лишаете себя тех ощущений и счастья, которое хотели бы иметь. Для счастья вам нужно всего лишь быть живым. Это условие имеется. Так, почему вы несчастливы? Ах, какое-то ваше условие не выполнилось. Таким образом, уберите его и позвольте себе быть счастливыми независимо от того, соблюдается оно или нет.

Уберите границы и условности и живите так, как сами того хотите. Иначе продолжайте жить в постоянных ограничениях, выставляя себе условия, которые обязательно нужно выполнить, чтобы наконец-то жить так, как вам хочется.

Противоположностью индетерминизма является детерминизм. Синонимом является агностицизм, который также придерживается мнения, что невозможно до конца познать суть какого-то предмета, явления или человека, исходя из тех причин, которые имеются. Порой сущность просто является такой, какой есть, что невозможно изучить.

перейти наверх

Вопрос 5. Механический детерминизм. Динамические и статистические законы.

Детерминизм – учение о причинной материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений. Сущностью детерминизма является идея о том, что все существующее в мире возникает и уничтожается закономерно, в результате действия определенных причин. Механический детерминизм полностью исключает случайности.

В современной физике идея детерминизма выражается в признании существования объективных физических законов.

Закон – это внутренняя объективная связь между явлениями, предметами, процессами, которая носит существенный, устойчивый, повторяющийся и необходимый характер.

Законы могут быть общими (закон тяготения, закон сохранения энергии и др.) и частными – (закон Ома, закон Архимеда, закон электромагнитной индукции).

Для решения проблемы причинности важное значение имеет подразделение физических законов и теорий на динамические и статистические (вероятностные). Динамический закон – это физический закон, отображающий объективную закономерность в форме однозначной связи физических величин, выражаемых количественно

Динамический закон – это физический закон, отображающий объективную закономерность в форме однозначной связи физических величин, выражаемых количественно.

Абсолютизацию динамических закономерностей и, следовательно, механического детерминизма, обычно связывают с П. Лапласом, который считал, что все явления в природе предопределены с «железной» необходимостью. Случайному нет места в нарисованной Лапласом картине мира. Классический механический детерминизм был назван еще жестким или лапласовским детерминизмом.

Предсказания, сделанные на основе динамических законов, имеют достоверный и однозначный характер. Но динамические законы не универсальны и не единственны. Следующим этапом познания законов природы являются статистические законы, открытые во второй половине ХIХ века для явлений микромира. Предсказания, сделанные на их основе, являются не определенными, а только вероятными.

Представления о закономерностях особого типа ввел Максвелл в 1859 г. Он первым понял, что при рассмотрении систем, состоящих из огромного числа частиц, нужно ставить задачу совсем иначе, чем это делалось в механике Ньютона. Максвелл ввел в физику понятие вероятности, которое раньше использовали математики.

Многочисленные физические и химические опыты показали, что в принципе невозможно не только проследить изменения импульса или положения одной молекулы на протяжении длительного времени, но и точно определить импульсы и координаты всех молекул газа в данный момент времени. Ведь число молекул в 1 см3 газа или атомов в макроскопическом теле имеет порядок от 1019 до 1023. Из макроскопических условий, в которых находится газ (tº, объем, давление) не вытекают с необходимостью определенные значения импульсов и координат молекул. Их следует рассматривать как случайные величины, которые в данных макроскопических условиях могут принимать различные значения.

На фоне множества случайных событий обнаруживается определенная закономерность, выражаемая числом. Это число – вероятность наступления именно данного события – позволяет определить статистические средние значения выпадения именно такого импульса для всех молекул газа. Получают эту вероятность делением рассчитываемого импульса на число всех молекул, что позволяет сосчитать вероятностные распределения молекул газа по разным импульсам.

Статистические законы не отрицают причинности, но детерминизм статистических законов есть вероятностный детерминизм, истинное значение которого стало очевидным после создания квантовой механики, – статистической теории, описывающей движение микрочастиц и состоящих из них систем. В результате был сделан вывод о том, что открытие динамических законов – это первый, низший этап в познании окружающего нас мира, а открытие статистических законов – более высокий этап познания.

Статистические законы отображают реальные физические процессы глубже, чем динамические. Не случайно статистические законы познаются вслед за динамическими.

Возвращаясь к проблемам причинности (детерминизма), мы делаем вывод, что на основе динамических и статистических законов возникает динамическая и вероятностная причинность. Эмпирические (динамические) и статистические подходы к познанию свойств вещества дополняют друг друга.

Однако процесс познания детерминизма (постнеклассический этап развития физики, в частности) еще не завершен, предполагается дальнейшее углубление понимания законов детерминизма в микромире (См. Б.Г. Кузнецов. Эйнштейн. АН СССР, М., 1963. – 416 с.)

Фатализм

Настал момент, когда философия практически перестала обращать хоть какое-то внимание на человека, полностью исключив его из картины мира и выдвинув на первые позиции «субъект познания». В силу всех этих событий в обществе назревало новое учение – фатализм

Определение 2

Фатализм – это учение о всеобщей предопределённости явлений и событий.

В ходе научных открытий, которыми была ознаменована вторая половина XIX в., серьёзно пошатнулось доверие к догмам и истинам в науке, тем самым вызвав научную революцию, после которой пришли перемены в классических взглядах на мир и человека. Механический подход сменился органическим и системным. Новая картина мира представляла Вселенную как совокупность связей, а мыслила как неделимую действительность всеобщих связей.

Замечание 3

Согласно классическому философскому подходу, мир представлялся как действие часового механизма, в неклассической складывался прообраз паутины или сети.

Среди причин, которые стали толчком к формированию новой картины мира стали научные открытия А. Эйнштейна, Э. Резерфорда, Н. Бора и В. Гейзенберга

Последний утверждал, что самое важное достижение современной науки заключается в том, что она смогла разрушить классические границы естествознания и раздвинуть границы абсолютного познания. Согласно воззрениям В

Гейзенберга, реальность различается по факту того, наблюдаем мы её или нет. В квантовой теории появилось мнение, что объективное описание природы может быть не только тотальным, потому как результаты измерения во многом зависят от измерительного прибора. Иными словами, человеку необходимо самому присутствовать во время научного эксперимента, а это значит, что убрать его из картины мира не представляется возможным, как это было в классической науке и философии.

Замечание 4

Результаты исследования и научные выводы В. Гейзенберга получили название принципа соотношения неопределённостей.

Смысл принципа соотношения неопределённостей заключается в том, что невозможно одномоментно точно определить координату и импульс микрочастицы, иными словами установить её местоположение и скорость, с которой она движется; если получено точное значение одной, то другая обязательно останется неопределённой

Стоит обратить внимание, что это никоем образом не связно с несовершенством измерительных приборов, научно установлено, что это зависит от объективных свойств микрообъектов

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Новые научные открытия изменили представления о мире и материи. Стало понятно, что сознание не является частью системы объективных связей вещей и явлений. Материя, в свою очередь, перестала представляться только в виде вещества. Теперь она могла быть, к примеру, полем, плазмой или вакуумом. Ввиду этого, наука XX в. усложнила мир и внесла в него некоторые сложные для понимания истины. Кроме того, наука возвратила в картину мира человека. Исходя из всего этого, получила своё развитие теория бессознательного, биология и генетика. Эти науки по-новому взглянули на мир и сущность бытия. Более того, достижения в астрофизике помогли осуществить прорыв в мегамир.

Индетерминизм и детерминизм

Два главных направления в философии являются индетерминизм и детерминизм. Они являются противоположными и порой взаимоисключающими. Люди всегда пытались понять взаимовлияние явлений друг на друга, отчего и возникли подобные понятия.

Касательно человека, то эти явления непосредственно сталкиваются с такими проявлениями:

  • Ответственность.
  • Выбор.
  • Свобода.

Согласно индетерминизму, у человека есть всегда выбор. Он обладает свободой, о которой может и не знать по причине своих зависимостей или правил. При этом человек всегда несет ответственность за все, что с ним происходит. Никто за него ее взять на себя не может.

Детерминизм ограничивает свободу человека правилами, рамками, законами и пр. В такой ситуации у человека просто не остается выбора. Он волен выбирать среди представленных вариантов, а не среди всех имеющихся. Как он может за что-либо отвечать? Если человек лишен свободы и не выбирает, и лишь живет предложенными вариантами, тогда он не может взять на себя ответственность.

Таким образом:

  1. Детерминизм – это направление, которое рассматривает четкие связи, влияния, причины и прочие закономерности между явлениями, предметами, проявлениями людей.
  2. Индетерминизм – направление, отрицающее какое-либо причинное объяснение. Состояние или явление может просто существовать либо его причина может быть не указана.

Эти два направления используют два главных понятия:

  • Причина – явление, провоцирующее другое событие.
  • Следствие – второе событие, которое возникает в результате наличия причины.

Таким образом, детерминизм устанавливает связь между причиной и следствием. Они находятся в закономерной связке, которая не может разрываться. Индетерминизм рассматривает данные понятия как отдельные явления, которые могут не участвовать друг в друге, не иметь никакой связи.

Эти две категории явлений не мешают существовать друг другу. Мир остается целостным и гармоничным, несмотря на то, что в нем есть явления, которые можно объяснить, и факторы, которые остаются необъяснимыми.

перейти наверх

Детерминизм и великие ученые

Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.

Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов. Большинство деятелей Просвещения склонялись к такой точке зрения по поводу детерминизма.

Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком

Так, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода. Он на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.

В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен, когда выполняют свое предназначение.

Индетерминизм: что это?

В философии также всегда присутствовали идеи и теории, отрицающие необходимость в качестве главной движущей природы и мира. Первоначальной была концепция целеполагания, в основе которой была теория о том, что все процессы являются следствием «божественного произвола». При этом теологические идеи, связанные с «планом свыше», приводят к детерминизму.

Индетерминизм как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.

В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.

Диалектический материализм как детерминизм

Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.

Принцип детерминации в науке

В научной методологии принцип детерминации считается специалистами одним из самых важных. Это обусловлено тем, что эта методика позволяет обозначить представление о взаимосвязи всех существующих явлений и процессов.

Посредством принципа детерминации в науке выявляются причинности и закономерности, как в природе и обществе людей, так и в мышлении индивидуумов.

Детерминация с точки зрения науки не подразумевает возможность обратимости времени. Это связанно с тем, что существует предположение об отсутствии механизмов возвращения частиц в их исходное положение, после того, как все условия будут возобновлены.

Часть ученых на сегодняшний день считает, что траектория событий далеко не всегда будет определяться конечными параметрическими данными.

https://www.youtube.com/watch?v=fdr-Z57c1gM

Объяснение понятия «детерминизм»

«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.

Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.

Виды детерминизма

Понятие подразделяют не только по категориям, но и по разновидностям. Ученые выделяют следующие типы детерминизма:

  1. Психологический . Понятие стало центральным в анализе Фрейда, который считал, что случайных событий не бывает. Он провозгласил значимость любых, даже самых незначимых перемен в жизни.
  2. Множественный или мультидетерминизм . Основная идея концепции заключается в том, что на определенное явление влияет множество факторов.
  3. Взаимный . Идея была предложена Альбертом Бандурой. Он считал, что детерминизм – это взаимодействие познавательных способностей и мышления, внешних факторов и активности человека.
  4. Культурный . Данный тип концепции объясняет поведение человека с точки зрения воспитания, полученного им в раннем возрасте. Исходя из теории, действия личности и его эмоциональная жизнь зависят от уровня культуры.

Детерминизм и индетерминизм

Детерминизм в философии – это утверждение обоснованности и нормальности всех событий, поскольку в силу предшествующих событий все происходит именно так, как и должно.

Такая позиция близка науке, утверждающей, что если известны все предшествующие некоему событию факторы и причины, то можно безошибочно предсказать его наступление; и наоборот, когда нечто свершается, то оно неизбежно. Все и всегда определяется и определенно, а установить законы, по которым развивается то или иное событие возможно при помощи методологии науки.

Теперь о примерах индетерминизма. Во-первых, принцип свободной воли, который возлагает ответственность за сознательное поведение на носителя этого поведения. Индетерминизм в философии это скорее позиция ответственности за свое бытие, которая нашла выражение в религиозных направлениях. Например, христианство проповедует принцип индивидуальной ответственности, а все последующие явления (блага или наказания на том свете) проистекают из выборов человека.

Исторические формы и концепции детерминизма

Есть несколько исторических теорий и концепций детерминизма, которые сменяли друг друга в разных эпохах, но при этом существуют даже в наше время:

  • античная (наивная и стихийно-диалектическая форма);
  • лапласовская (механическая жесткая);
  • естественно-научная (статистическая);
  • современная (синергетическая).

Теперь рассмотрим эти формы и теории более подробно.

Самыми первыми идеями в теории детерминизма были связанные с причинностями. Они были признаны в Древней Греции при развитой юридической и политической активности. Также идеи причинности и необходимости были описаны еще в V веке до нашей эры Левкиппом, затем ими интересовался Демокрит.

Более поздняя форма – это лапласовский детерминизм, которая даже сейчас считается фундаментом таких наук, как физика и механика. Концепция подкрепилась успехами в научной сфере. Суть ее заключается в том, что определенные силы, а также внешние факторы или причины действуют на материальную систему в начальном состоянии, при этом они жестко и линейно определяют ее развитие, а также последующие события. Также данная теория широко отразилась и в философии.

С развитием таких наук, как статистическая физика и термодинамика возник и вероятностный детерминизм. Поначалу его считали неотрывным от предыдущей лапласовской формы. Согласно ему динамические законы считаются первичными, а статистические – производными и второстепенными.

Если говорить о современном детерминизме, то он это синтез всех предыдущих теорий и подходов, даже античного. Например, особенности причинения трудно понять без категории взаимодействия, то бишь взаимосвязи разных процессов, объектов или явлений. Материя и движение способны переноситься, видоизменяться, информация переносится и превращается из одной формы в другую.

Причинные связи следует трактовать как направленное взаимодействие, сразу же вслед за причинами в следствии можно говорить о действующей причине. Причины и условия нельзя противопоставлять друг другу, поскольку условие само частично – это причина, а причина – это в какой-то степени условие.

Как эволюционировала концепция детерминизма?

  • Как и любое учение, концепция детерминизма прошла определенные этапы. Античность обозначила гилозоизм, учение, говорящее о том, что все, что есть на земле материального, является живым.
  • Позже, с расширением биологических познаний человечества, ученые заговорили о том, что лишь живым существам присуща душа, при этом между биологией и психологией существует тесная связь.


Принципы

После того, как в 4-м веке были опубликованы труды раннехристианского мыслителя Аврелия Августина, утверждавшего, что именно душа является источником всех знаний, ведущих к реализации цели, популярность получила его концепция, чтобы познать психологию людей, необходимо наличие и применение внутреннего опыта.

https://www.youtube.com/watch?v=vNqkUtrxeRw

Индетерминизм

В XX в. произошла смена детерминизма индетерминизмом. Это случилось из-за того, что новые исследования в физике и философии обращались в проблематике человеческого бытия. В основе индетерминизма лежит отрицание всеобщей связи между явлениями и событиями, также индетерминизм не приемлет всеобщий характер причинности. Иначе говоря, сохраняет мысль о том, что не все явления и события возникают в результате каких-либо причин. Всеобщая связь всех явлений со всеми событиями доподлинно не установлена, а значит, не доказана.

Вся история философской науки пронизана противостоянием индетерминизма и детерминизма.

Пример 1

Детерминизм Б. Спинозы сосуществовал с индетерминистическими идеями Д. Юма.

В XVII в. были общепризнаны идеи механического детерминизма. А уже в начале XX в. сформировались идеи индетерминизма как реакция на механистические и фаталистические представления о мире. Индетерминизм становится ответом на вопросы о событиях и явлениях в культуре, тогда как детерминизм ограничивается природой.

Возрождение детерминизма начиналось в том же русле, котором когда-то зарождались причины к его кризису.

Пример 2

Немецкий выдающийся физик М. Борн утверждал, что новая физика отсеяла многие классические идеи, а некоторые видоизменила, но при этом она не потеряла своё предназначение – быть наукой, которая ищет причинность явлений.

В силу всех утверждений и исследований можно говорить о том, что представления о связи между явлениями и их причинами никуда не пропали, а скорее претерпели некоторые изменения. Вследствие чего изменился и принцип детерминизма. Таким образом, механический детерминизм потерял свою исключительную способность быть единственным способом, который объясняет связь явлений и событий.

Сегодня представления о детерминизме выражены в нескольких принципах:

  • Принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий.
  • Принцип причинности.
  • Принцип многообразия форм детерминизма.
  • Принцип закономерности.

Принцип взаимосвязи является общим, в котором отражается неизолированность явлений и событий друг от друга.

Принцип причинности предусматривает отношения причин и следствий между всеми явлениями и событиями.

Замечание 5

Стоит отметить, что современный детерминизм предусматривает причинные связи только как один из множества типов связи.

Смысл причинности связей заключается в том, что одно явление в конкретных условиях становится причиной другого, при этом определяет его свойства.

Проблема механического детерминизма в том, что он неверно отождествлял причинность и необходимость, не принимая во внимание фактор случайности. Современный же детерминизм это обстоятельство не упускает

Все явления, не только необходимые, но и случайные теперь обуславливаются.

Согласно принципу многообразия, детерминизм утверждает, что всё многообразие взаимодействий между явлениями нельзя относить к типу «причина-следствие». Непричинным отношениям характерно отсутствие отношений порождения. Они представлены:

  • Функциональными связями.
  • Связями между разными состояниями одного и того же объекта.
  • Условной детерминацией.
  • Вероятностной детерминацией.
  • Целевой детерминацией.

При функциональных связях явления и события сосуществуют во времени. Такая связь между ними вынуждена, при этом отсутствуют отношения генетического порождения.

Связь между разными состояниями одного и того же объекта, определяет друг друга, при этом не порождает их как в ситуации с причинами.

При условной детерминации изменения происходят как в силу конкретных причин, так и посредством независящих обстоятельств.

Вероятностной детерминации характерна неоднозначность. Ключевое её условие в том, что в любой момент существует несколько вариаций развития событий, при этом воплощаются в реальность только те, для которых создались необходимые условия.

Целевая детерминация характерна событиям общества и культуры. Она тесно связана с деятельностью человека.

Теологический детерминизм

Особенно богословие было популярным в христианстве. Причем проблема возникла очень рано. Ведь христианские теологи постоянно пытались каким-то образом совместить всемогущество Бога и свободную волю человека. Можно сказать, что католицизм в его классическом варианте совмещал детерминизм и индетерминизм. Но были и такие богословы, и даже Отцы Церкви, которые занимали иную позицию. К примеру, Августин Блаженный считал, что у человека нет свободы воли, и он не может не грешить. Только по особой, даруемой Богом благодати он может сойти с этой скользкой дорожки. Во времена Реформации его поддержал Мартин Лютер. Он заявил, что свобода воли является достоинством Бога. Поэтому человек ее иметь не может. Это противоречило бы принципу Божьего всемогущества.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.