Оглавление
Жертвы
Так как у каждого человека своя идея о том, что должен мужчина или женщина. Если у вас одна идея, то у другого человека будет совсем другая идея. Все зависит от того как нас воспитали и на сколько сильно мы впитали культуру той страны и общества в котором мы выросли и живем.
Как все это выглядит на примере? А вот так.
У меня есть несколько знакомых девушек, которые очень красивые, но не могут вступить в серьезные отношения.
Почему? Потому что их ум заполнен интроектами (идеями) о том какой должен быть мужчина, сколько у него должно быть денег, как он должен себя вести, какие у него должны быть друзья, какая у него должна быть машина и так далее.
Дорогие девушки, если вы это читаете то поймите что эти идеи сильно ограничивают ваш выбор. Да, возможно стоит подождать, и вы встретите идеального мужчину. Но когда он вас встретит, скорее всего, у него тоже будут свои интроекты. Тем более, если он “идеален” (красивый, богатый, умный, добрый, т.д.).
Как вы сравнитесь с его интроектами? Вы красивая, богатая, мудрая, добрая? Вы умеете хорошо готовить? Вы все время на позитиве? Вы заботливая?
Может он ищет именно такую женщину, и когда вы с ним встретитесь, прождав десяток лет, а многие ждут и всю жизнь – представьте как будет больно когда он вас бросит после пару свиданий. Почему бросит? Потому что у него тоже будут свои интроекты, в которые вы не впишитесь.
Что вы тогда будете чувствовать? Как сильна будет ваша боль, когда вы поймете что все это время вы его ждали, а оказывается, он вас нет.
Это будет очень болезненный опыт.
К сожалению так очень часто происходит.
Найти человека для близких отношений это одно, а развить отношения в серьезную любовь это уже совсем другое. Это две очень разные науки. Здесь нужны совсем разные качества и навыки в себе развить.
Представьте вы встретите свою мечту, но потом просто не сможете развить ваши отношения дальше стадии влюбленности или начальных конфликтов.
Отношения распадутся. Почему не сможете? Да просто потому что у вас опыта нет, так как вы всю жизнь его ждали, а не входили в отношения и не развивали опыт развития отношений.
Все в жизни опыт, его нужно развивать.
На чём основана интроекция
Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.
Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.
https://youtube.com/watch?v=vOgOFS_gPZU
Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.
Сверх-Я закладывается в процессе воспитания и тесно связано с процессом интроекции. Без данного психологического процесса невозможен личностный рост, тем не менее он может достаточно сильно осложнить человеческую жизнь.
Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.
Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:
- «Настоящий мужчина должен…»
- «Приличной девочке следует…»
- «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя…»
Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.
Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.
Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.
Рекомендуем: Что такое стереотип?
В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.
Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).
Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).
Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.
Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».
Рекомендуем: Рефлексия — это
Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.
Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.
Что такое интроспекция?
Интроспекция – это способ обращения человека вглубь самого себя с целью самопознания. Это самонаблюдение, самопознание, самоанализ с целью не осудить или дать оценку, а с целью понять самого себя. Вот чем интроспекция отличается от угрызений совести, когда человек начинает копаться в самом себе, а потом еще отрицательно оценивать свои мотивы и поступки, считать их неправильными.
Интроспекция – это способ познать самого себя. Для этого человек должен просто наблюдать за своими психическими процессами, возникновением желаний, эмоций и пр. Здесь не нужно ничего оценивать и осуждать. Нужно просто наблюдать. Если все делать правильно, то можно не просто понять себя, но и осознать, почему вы совершили так много ошибок, что вами управляет. Когда человек понимает самого себя, он может измениться в том направлении, в котором он сам пожелает.
Для того чтобы принять себя такими, какие вы есть, нужно начать с прощения. Все люди совершают ошибки. Порой человек винит себя больше, чем это делают другие люди. Порой только вы считаете себя в чем-то виноватыми, а другие люди вообще не держат на вас зла. Поэтому нужно сначала простить самих себя, чтобы увидеть, винят вас другие люди или нет.
Извиняясь перед кем-либо, люди порой сами себя не прощают. Как можно вас извинить, если вы сами себя во всем вините? Другие люди могут вас уже давным-давно простить, а вы продолжаете думать, будто они на вас обижаются. А знаете, почему так происходит? Потому что вы сами себя вините и от этого переносите свои мысли на других людей. Вас уже все простили, но вам кажется, будто на вас обижаются, потому что вы не прощаете самих себя. Это называется «перенос», когда вы проецируете собственные мысли на других людей, думая, что они думают о вас точно так же, как и вы — сами о себе.
Простите для начала самих себя. Порой не нужно просить прощения у других людей. Иногда не нужно тратить свое время и нервы на получение прощения от окружающих. Самое главное – не винить самого себя. Пока вы вините себя и не прощаете, вам не помогут даже извинения других людей. Но если вы себя простите, то вам могут даже не понадобиться слова «прощаю» от окружающих.
Самое главное – прости самих себя. Тогда становится ясным, нужно ли тратить время на получение прощения от других людей или они уже вас давным-давно простили.
В процессе интроспекции важно не переусердствовать. Ведь человек может удариться в другую крайность – самокопание. Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны
Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие
Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны. Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие.
Жертвы
Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.
Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру. Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.
Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить. Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны. Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.
Проекция
Проекция, по формулировке Нэнси Мак-Вильямс, — это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.
Например, человек сам злится на кого-то, но не осознаёт этого и приписывает свою злость другому человеку, с пеной на губах вопрошая: «Нет, ты только посмотри, как ты на меня злишься, а!»
Человек, прибегающий к проекции, также может чувствовать, что ему постоянно кто-то завидует, желает зла и преследует (на самом деле это он завидует, он желает зла и он всё гипер-контроллирует ака «преследует»).
Личность, для которой проекция является главным способом понимания мира, мы называем параноидной.
Плюсы проекции:в здоровой форме проекция служит основой эмпатии. Эмпатия — это способность «почувствовать то, что чувствует другой человек». Разумеется, на самом деле мы не можем почувствовать что-то за другого человека, но мы можем спроецировать на него свой похожий опыт и через эту проекцию «почувствовать» другого человека и понять его.
Поняв механизм проекции, уже не кажется удивительным, что более беззаботный человек не способен глубоко посочувствовать человеку в сложной ситуации, так как у него просто нет соответствующего опыта, который он мог бы спроецировать и превратить в эмпатию.
Ассимиляция
Ассимиляция в интроекции — процесс принятия информации из окружающего мира. Он необходим, чтобы человек мог чувствовать внешние проявления как свои собственные, принимать их правильно. Защитный механизм — «фильтр» на пути потока данных.
Информацию, которую человеческое сознание смогло ассимилировать, становится его собственной. Ассимиляция помогает сохранять информацию, анализировать и передавать ее другим людям. Данные, которые не прошли процесс ассимиляции, попадают в сознание как что-то чужеродное. Для человека оно может казаться чем-то своим, но на самом деле оно будет вызывать внутренний дискомфорт.
Можно подумать, что даже естественный защитный механизм психики больше негативный для самого человека, чем положительный, но это ошибочное мнение. Благодаря этому психологическому феномену человек является тем, кто он есть. Некоторые психологи считают, что без подобных механизмов человеку было бы проще уживаться в социуме, но психика была бы ослаблена перед негативными проявлениями мира.
https://youtube.com/watch?v=701qGgn-OAI
Интроекция в психологии
Интроекция в психологии — это механизм психологической защиты, при котором человек переносит в свой внутренний мир то, что перенимает от окружающих людей. Речь идет о ценностях, взглядах, установках. Их объединяют одним названием — интроекты.
Слово «интроекция» произошло от двух латинских слов:
- Intro — бросаю;
- Jacio — кладу.
По сути, каждому человеку в какой-то мере приходится перенимать правила общения той среды, в которой он растет и вращается. Первые интроекты ребенок получает в детстве от родителей. В тот момент он даже не пытается их осмысливать и критиковать. Даже если ему что-то и не нравится, он не пойдет против. Почему? Потому что так он рискует потерять свою среду. Вспомните, как вам в детстве говорили, что в вашей семье так не поступают. Эти слова заставляли вас безропотно принимать все условия и требования, предъявляемые мамой и папой. Свои же желания отодвигали на задний план.
Зигмунд Фрейд первым исследовал это явление. Но ее выделение как самостоятельный метод психологической защиты сделал его ученик — психоаналитик Шандор Ференци. По его мнению, это состояние, когда индивид уподобляет себя другому индивиду, группе людей или вымышленной личности.
Продолжил исследования еще один психоаналитик — Фредерик Перлз. Но он смотрел на интроекцию с позиции гештальт-терапии. По его мнению, информацию, которая поступает из внешнего мира, человек должен проанализировать и усвоить. Этот процесс называется личностным ростом. Если он не происходит, информация остается внутри индивида в роли паразита.
Рассмотрим пример из жизни.
Представьте себе пищеварение. Вы не глотаете пищу большими кусками. Это вызывает крайне неприятные ощущения. К тому же, так усложняется ее всасывание. Поэтому пищу вы пережевываете. Так же должно быть и с тем, что вы принимаете извне.
Каждый день люди сталкиваются с правилами, нормами, какими-то устоями и ценностями, приходящими из внешней среды. Они помогают им расширять, развивать внутренний мир. С возрастом человек учится анализировать и оценивать их. Если он этого не делает, а безоговорочно принимает в себя, развивается интроекция.
Фрейд и Ференци не видели в интроекции ничего плохого. Однако на самом деле она несет с собой массу проблем. Если внутри человека находится несколько несовместимых объектов, начинается невротический конфликт. Он замедляет личностный рост, поскольку все внутренние ресурсы направлены на то, чтобы вернуть баланс и гармонию.
С тобой что-то не так
Родительская тревога может побуждать матерей и отцов искать различия между своим ребенком и окружающими детьми или собой в прошлом. И, как правило, такие отличия легко находятся. Далее родитель может быть склонен интерпретировать эту непохожесть как нежелательную или опасную.
- «Все дети (я был) …, а мой ребенок … .»
- «Другие дети более … — как же он сможет устроиться в жизни?»
Темой родительской тревоги может стать все, что угодно — здоровье, ум, черты характера, навыки, привычки и интересы. При этом подразумевается, что есть какой-то гипотетический человек, которого нужно взять за образец.
Альтернативное родительское послание:
- Нет ничего страшного в том, чтобы различаться. Если ты на кого-то не похож(а), в этом нет ничего плохого или опасного.
- Наблюдая за своими особенностями, можно лучше понять себя, свои желания и возможное направление развития.
- Главное найти подходящее место и людей, где твои качества, сильные стороны будут востребованы в полной мере.
- Что бы ты ни почувствовал(а), и какими бы качествами ни обладал(а) — с тобой все в порядке.
- Исследуй себя. Что тебе в себе нравится? К чему у тебя есть естественный интерес и способности?
В обществе
Люди, склонные к интроекции, выделяются тем, что они сразу хотят вступить во взаимодействие, открыть душу, всем поделиться. На самом же деле все их контакты довольно поверхностны, потому что истинная близость им непонятна и неведома. Они редко доходят до этого этапа, если не разберутся со своими внутренними проблемами.
Также бывает, что люди, не умеющие ставить границы между собой и другими, страдают от половой неразборчивости. У них слишком много партнеров, они не могут остановиться. Они стараются быстро взаимодействовать с человеком и после слияния сразу начинают искать другой образ, дабы не узнавать человека и не разочаровываться.
Некоторые люди привыкли к такой особенности своей психики и даже не хотят разбираться, ведь она помогает избегать ответственности. Другими словами, можно во всем винить какие-то внешние обстоятельства, других людей. Такой человек постоянно утверждает, что во всем виноваты традиции, страна, другие люди, его друзья, родители и т. д. Самое плохое — он даже не осознает, что такое его поведение – это просто работа определенного механизма, а не его личности. А механизм при желании можно настроить. Для этого достаточно просто слушать свое сердце, каким бы удивительно простым ни казался этот совет.
Исследования в этой области
Сам Фрейд не считал нужным различать такие понятия, как идентификация и интроекция. Большое значение он придавал именно второму механизму, ведь считал его очень важным. Его концепция идентификации позже стала основой для понимания исследования стокгольмского синдрома.
Уже через некоторое время исследователи думали, что интроекция — это очень старая архаичная модель бессознательного поведения человека. В то же время Фрейд считал это явление основой для формирования эдипова комплекса, который заключается в желании мальчика владеть своей мамой и избавиться от конкурента — отца. Фрейд связывал это с идентифицированием ребенка со своей матерью и переносом ее образа в свое бессознательное.
https://youtube.com/watch?v=jvFYMYq9M_k
https://youtube.com/watch?v=8uIGPIqdFzc
Развитие научного подхода
Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.
Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.
Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.
Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:
- надо;
- должен;
- нельзя.
Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».
Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.
На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.
Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.
Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.
При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.
Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.
Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.
Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.
Механизм действия интроекции
Самым известным ученым, работавшим над описанием механизма действия интроекции, считается видный немецкий психиатр 20 века Ф. С. Перлз. По мнению Перлза, личностный рост человека обеспечивается его способностью различать границу между собственным «я» и окружающим миром. Человек всегда берет что-то из окружающего мира, и что-то ему возвращает. Люди могут принимать либо отвергать предложенное им средой, но их личностный рост обеспечивает не просто воспринятая, но еще и ассимилированная, т.е. полностью осмысленная и переработанная ими информация, которая затем и становится собственными установками и ценностями человека, часто в новом, отличном от первоначального виде. Если же информация воспринимается человеком механически, без усвоения и различения, она превращается в паразитирующее инородное тело, так и не влившееся в собственное «я» индивидуума и оставшееся частью среды.
Процессы психологического и физиологического усвоения очень похожи, поскольку любые поведенческие нормы, взгляды на мир, факты, этические и моральные ценности мы получаем извне. Таким образом, в человеческом мозге нет ничего, что не пришло бы в него из окружающей среды, но все полученные ценности, нормы и установки должны быть тщательно осмыслены и усвоены.
В случае, когда человек воспринимает что-либо на веру, в силу моды, традиций, по причине поклонения чужому авторитету или же из-за особенностей характера, воспринятое откладывается у него внутри, но так и не становится его частью. Эти непереваренные суждения и установки называются интроектами, а под интроекцией понимается механизм их попадания в личность и воздействия на нее.
История происхождения метода
Попытки проникнуть в глубины человеческого сознания делались учеными на протяжении всего времени существования научной мысли. Первым понятия интроспекции и самонаблюдения в психологию ввел Рене Декарт. Мыслитель рассмотрел вопрос с философской точки зрения. Он считал, что природа человека из двух независимых друг от друга и противоположных начала – тело и душу.
Эти субстанции имеют различный по природе. Тело есть квинтэссенция протяженной и немыслящей материи. А душа человека – непротяженная и мыслящая сущность. Из этого утверждения вытекают, по мнению мыслителя, два логичных определения: сознание, как проявление духовности и рефлекс, отвечающий за движение тела.
Декарту принадлежит выражение «интроспекция сознания», которое в будущем явилось определяющим в зарождающейся психологии как отдельной науки на рубеже 19 века. Но ученый отвергал само понятие «сознание», заменяя его «мышлением». Под ним понимается происходящее внутри человека и его восприятие действительности. По Декарту интроспективный – это ищущий отражение сознания в самом себе.
Дальнейшее развитие метод интроспекции в психологии получил в трудах Джона Локка, который выделил два типа познания: наблюдение за предметами окружающего мира и рефлексивный анализ или переработку полученной извне информации.
Наибольшее развитие как научное течение в конце 19 столетия интроспекция получила в работах Вильгельма Вундта, который сумел объединить метод самопознания с лабораторными опытами и аппаратными способами исследования. Интроспекция в этот период стала единственным способом психологического анализа. Проводились опыты, во время которых ученые просили от испытуемых отказываться от конкретных определений, концентрируясь только на описании чувств и ощущений при виде предмета. В реальности практика показала, что человек высказывает собственные ощущения, не позволяющие вычленить правильное суждение и факт.
Примеры установок и их последствия
На самом деле, установок, которые ты берешь за веру и стараешься им слепо следовать, невероятно много. Начиная с детства тебя преследуют: “хорошие девочки так ярко не красятся”, “надень платье, ты же девочка”, “воспитанные девочки не дерутся” и прочее.
Разумеется, по мере созревания (в психологическом аспекте включительно) ты задаешься вопросом “почему?”. Почему девочка не может накрасить губы красной помадой, если ей идет этот цвет? Почему она не может прийти в школу в брюках? Ведь есть и брючные костюмы. И кто постановил, что девочка не может испытывать злость до такой степени, что попробует заступиться за себя физически?
Установки, которые ты получаешь от дорогих тебе людей, так или иначе перенимаются. Ты стараешься им соответствовать, решая, что это и есть твоя собственная норма поведение, твой выбор и твоё решение.
В тяжёлых случаях (если твоя системы мышления не окрепнет, и ты и будешь подвергаться интроекции в зрелом возрасте), это качество может сильно испортить тебе жизнь. К примеру, с детства приняв на веру, что “все мужчины изменяют”, ты вряд ли когда-нибудь построишь гармоничные отношения. Виной тому – программа, вложенная тебе в голову и не “отшлифованная” собственным жизненным опытом.
Жертвы
Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.
Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру. Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.
Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить. Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны. Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.
Эта тема закрыта для публикации ответов.