Интеллект — что это такое, его виды, способы определения и развития

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Что такое IQ

С английского аббревиатура IQ расшифровывается как intelligence quotient – коэффициент интеллекта – и произносится как “ай-кью”.

Показатель не является постоянной величиной. Он может меняться с возрастом: увеличиваться у тех, кто занимается саморазвитием, спортом, получает полезные навыки, и снижаться у тех, кто решил запустить свою жизнь.

Кроме того, уровень IQ может иметь определенную динамику в зависимости от самочувствия человека.

Многие неверно понимают, что значит коэффициент интеллекта, полагая, что он отражает степень эрудированности и образованности человека. Это не совсем так. IQ позволяет оценить мыслительный потенциал:

  • наблюдательность;
  • логическое и аналитическое мышление;
  • умение обобщать предметы и сравнивать их между собой;
  • навыки решения пространственных, вербальных и арифметических задач;
  • способность применять те или иные возможности своего мозга.

Коэффициент показывает не сам уровень интеллекта, а лишь его соответствие норме аналогичного уровня либо отклонение от нее. В этом случае за норму берется среднестатистический человек, т. е. индивидуум того же или среднего возраста.

Если говорить простыми словами, то коэффициент IQ можно сравнить с ростом человека. В среднем рост женщин в России составляет 166–168 см, а у мужчин – 178 см. Если мы смотрим на прохожего, то сразу можем оценить, насколько он высок, т. е. выше среднего его рост или ниже.

При этом средний рост также не является постоянной величиной. Он может изменяться с эволюцией, условиями жизни и прочими факторами. С показателем IQ примерно то же самое.

Кстати! Новозеландский ученый и философ Джеймс Флинн выявил интересную закономерность: каждое десятилетие средний уровень IQ увеличивается на несколько пунктов.

Что означают результаты IQ-теста?

Если вы правильно поняли, что такое IQ, то уже знаете, что данный показатель позволяет оценить уровень интеллекта относительно среднестатистических значений. Поэтому шкалу разработали так, чтобы значение 100 получилось средним для человеческой популяции.

Значения 90, 100 и 110 делят шкалу на 4 участка, в каждом из которых (теоретически) находится 25% населения Земли. При этом нормой считаются значения между 70 и 140 пунктами. Значения выше 140 обычно классифицируют как гениальность, а менее 70 – как умственную отсталость.

Следует учитывать, что результат, полученный при прохождении IQ-теста, не является абсолютно объективной оценкой интеллектуальных способностей. Ни одна методика на сегодняшний день не способна учесть все аспекты когнитивной деятельности человека.

Кроме того, полученные результаты не отражают уровень эрудированности, образованности и профессионализма человека. Между тем, для многих видов интеллектуального труда эти показатели являются более важными, чем способности, оцениваемые доступными на сегодня тестами.

Современные тесты IQ, оценивающие разные аспекты интеллектуальных способностей, позволяют определить сильные и слабые стороны человека. В дальнейшем это можно применять и при выборе вида деятельности, и при работе над собой, чтобы знать, в каких направлениях следует прикладывать максимум усилий.

Бесплатный тест на IQ от BrainApps.ru

Здесь вам предстоит ответить на 15 вопросов, где нужно выбрать лишнее слово из ряда слов или анаграмм, выбрать правильную фигуру, продолжить или дополнить числовой и буквенный ряд.

Очень увлекательный тест (кстати, по нему у меня тот же результат – 120). Здесь есть как простые, так и сложные варианты заданий.

Но сложность зависит от того, как вы соображаете: если вы дружите с пространственным мышлением, несколько вопросов по картинкам пройдете “на ура”. Технари и логики запросто решат задания для продолжения числовых и буквенных рядов. Ну и так далее. Ладно, хватит интриги, вперед проходите задания и делитесь своими результатами!

Коэффициент интеллекта — влияние на успех в жизни

Хотя результат IQ был значительным в течение многих лет, современная психология доказывает, что он не является единственным определяющим фактором успеха в жизни, включая профессиональные успехи. Исследователи во главе с выдающимся американским психологом Дэниелом Гоулманом доказывают, что помимо интеллектуального интеллекта существует также эмоциональный интеллект, который только в сочетании с высоким IQ может дать успех.

Его нельзя измерить с помощью IQ-метра. Это относится к распознаванию наших собственных и других чувств, управлению эмоциями и способности мотивировать себя и людей, с которыми у нас есть отношения

В настоящее время психология также подчеркивает важность морального интеллекта (MQ) и телесного интеллекта (BQ), который наряду с интеллектуальным и эмоциональным интеллектом важен для достижения успеха

Исследования, проведенные Технологическим институтом Карнеги в Питтсбурге, показали, что 85% профессионального и финансового успеха зависит от личности , ведения переговоров , навыков общения и лидерства. Остальное зависит от технических знаний.

История

Понятие коэффициента интеллекта ввел Уильям Штерн в 1912 году

Он направил внимание на серьезные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частного от деления умственного возраста на хронологический

IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

В наше время интерес к тестам IQ вырос во много раз, из-за чего появилось большое количество различных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень трудно и само число IQ утратило информативную ценность.

Понятие

Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.

Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.

Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.

Основными свойствами интеллекта являются:

любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления;
глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное;
логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей;
гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем;
широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи;
критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный;
доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели.

В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.

Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Прогрессивные матрицы Равена

Здесь 60 рисунков, которые разделены на 5 серий, в каждой по 12 задач. Сложность заданий нарастает внутри серии и по задачам. Вначале располагаются легкие задания, затем – все сложнее. Все задания составлены с определенной закономерностью, которую вам предстоит выяснить.

Думаю, пора уже переходить к профессиональным методикам. Метод диагностики уровня IQ Равена именно такая. Разработана двумя учеными на основе английской теории интеллекта, где выявляется отношение между, на первый взгляд, абстрактными и не связанными фигурами. Прохождение теста занимает 15–20 минут. Итак, можно ли назвать вас гуру ума и сообразительности? Спешите узнать!

Пройти тест→

Пол Аллен

Многие ассоциируют компанию Microsoft исключительно с Биллом Гейтсом, но не меньшая заслуга в успехе предприятия принадлежит Полу Аллену. Он соучредитель транснациональной , а также обладатель IQ свыше 160. Пол родился в 1953 году на северо-востоке США, в городе Сиэтле.

В середине 70-х он вместе со школьным товарищем Биллом Гейтсом переехал на юг в штат Нью-Мексико. Друзья давно планировали создание собственной компании, и переезд должен был помочь им в воплощении мечты. Именно Аллен придумал название Microsoft для компании, занимавшейся разработкой программного обеспечения. Сейчас он владеет многомиллиардным состоянием и является лауреатом множества мировых премий.

11

Как повысить свой IQ

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему в школах дают так много сложных и с первого взгляда абсолютно бесполезных заданий? Высшая математика, строение клеток организмов, химические реакции – всё это редко пригодится вам в жизни. Однако в школьной программе сложные науки необходимы, так как они развивают умственные способности детей.

Физик-теоретик Стив Дентон в своё время задался вопросом, как стать умнее и повысить уровень интеллекта. Результатом проведённых им исследований стал набор правил, обеспечивающих умственное развитие.

Отвечая на вопрос, как повысить интеллект, Стив Дентон советовал:

  • Узнавать новое – учить языки, решать математические задачи, осваивать музыкальные инструменты;
  • Общаться с интеллектуалами, развиваясь в процессе дискуссий и оценивая противоположные точки зрения;
  • Играть в сложные компьютерные и настольные игры – стратегии, шахматы и т. д.;
  • Читать не менее одной книги в неделю, отдавая предпочтение серьёзной литературе;
  • Придерживаться здорового образа жизни – спать не меньше 6 часов в сутки, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, избегать злоупотребления алкоголем и жирной пищей.

Развитие эмоционального интеллекта возможно только посредством общения с другими людьми. Если поведение окружающих остаётся загадкой, стоит пообщаться с опытным психологом или психотерапевтом. Этот специалист поможет понять и самого себя, и других людей.

Нужно сказать, что не только Стив Дентон пытался понять, как развить интеллект. Во всём мире огромной популярностью пользуется книга «Японская система развития интеллекта и памяти» автора Кавашима Рюта.

В этой книге даётся шестидесятидневная программа саморазвития, позволяющая всего за 2 месяца, существенно поднять уровень IQ и развить умственные способности

Отзывы читателей говорят о том, что предложенная автором система реально работает: помогает думать быстрее, концентрироваться на важном и запоминать главные тезисы. Всё это говорит об одном – развивать интеллект можно и нужно!

Классический тест IQ

Тест на IQ, считающийся классикой, разработан британским ученым Гансом Айзенком. Он опубликовал 8 вариантов заданий. В пяти из них используются вопросы в графическом, цифровом и словесном виде в равном соотношении. Это помогает одинаково оценивать людей с гуманитарным и техническим складом ума.

В наши дни IQ тест применяют для измерения скорости мышления. Пройти тест бесплатно можно на нашем сайте.

Факторы, влияющие на результат

На уровень Айкью прежде всего влияют родители. Во-первых, они передают ребенку свои гены. Во-вторых, они обучают ребенка логическому мышлению, рассматривать задачу под разными углами и находить нестандартные варианты решения проблемы.

Также на результат влияет среда в которой живет человек. Продукты питания и воздух оказывают прямое влияние на уровень IQ. Социологи из США провели эксперимент, убрав из питания школьников продукты, содержащие красители и консерванты. Это повысило результаты проверки на 5%.

Также показатель увеличивается при частом прохождении теста. Пять проверок знаний способны увеличить значение примерно на 10 пунктов. Это объясняется лишь тем, что мозг привыкает к однотипным заданиям.

Интересные факты

Предлагаем прочесть несколько интересных фактов про Айкью тест:

  • Данная проверка не способна оценить творческие способности, жизненную мудрость, моральную устойчивость и чувство юмора человека. Для определения этих параметров разработаны другие тесты, которые также очень важны.
  • Не стоит проходить IQ тест онлайн в плохом настроении, поскольку оно способно оказать негативное влияние и результат может оказаться не очень хорошим.
  • Люди с очень высоким Айкью создали организацию Mensa. В нее могут войти те, кто сдал стандартизированный тест лучше, чем 98% населения. На данный момент количество членов этой организации превышает 120 тысяч человек.

Для тех, кто считает себя очень умным или просто хочет проверить сильные и слабые стороны своего мозга, Ганс Айзенк разработал три специальных теста. Каждый из них оценивает определенный вид способностей:

  • вербальные
  • математические
  • визуально-пространственные

Помимо этого Айзенк создал раздел «Разминка для интеллектуалов». В нем содержатся наиболее сложные задания.
Те, кому пройти тест бесплатно покажется недостаточно, могут попробовать решить задачи Равена, Кеттелла, Векслера и Амтхауэра.
Современные тесты на IQ разработаны таким образом, что средний показатель равняется 100. У 50% населения планеты IQ находится в диапазоне 90-110. 25% имеет показатель ниже и выше данного диапазона.

Данные исследований показывают, что средний IQ выпускников высших учебных заведений США составляет 115. У отличников этот показатель равен 130-140. Считается, что значение IQ ниже 70 является признаком умственной отсталости. Время на прохождение теста — неограничено (нет ограничения по времени и минутам) и сам тест является бесплатным и без регистрации. Всего в сервисе предусмотрено 30 вопросов. После прохождения вы сможете посмотреть ответы.

Результаты теста
Время прохождения
Оценки
Международный стандарт
Общепринятая система тестирования
Ответы
Методика определения
Официальный

Как повысить уровень интеллекта

Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.

Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.

Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.

В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.

На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.

Что такое IQ

С английского аббревиатура IQ расшифровывается как intelligence quotient – коэффициент интеллекта – и произносится как “ай-кью”.

Показатель не является постоянной величиной. Он может меняться с возрастом: увеличиваться у тех, кто занимается саморазвитием, спортом, получает полезные навыки, и снижаться у тех, кто решил запустить свою жизнь.

Кроме того, уровень IQ может иметь определенную динамику в зависимости от самочувствия человека.

Многие неверно понимают, что значит коэффициент интеллекта, полагая, что он отражает степень эрудированности и образованности человека. Это не совсем так. IQ позволяет оценить мыслительный потенциал:

  • наблюдательность;
  • логическое и аналитическое мышление;
  • умение обобщать предметы и сравнивать их между собой;
  • навыки решения пространственных, вербальных и арифметических задач;
  • способность применять те или иные возможности своего мозга.

Коэффициент показывает не сам уровень интеллекта, а лишь его соответствие норме аналогичного уровня либо отклонение от нее. В этом случае за норму берется среднестатистический человек, т. е. индивидуум того же или среднего возраста.

Если говорить простыми словами, то коэффициент IQ можно сравнить с ростом человека. В среднем рост женщин в России составляет 166–168 см, а у мужчин – 178 см. Если мы смотрим на прохожего, то сразу можем оценить, насколько он высок, т. е. выше среднего его рост или ниже.

При этом средний рост также не является постоянной величиной. Он может изменяться с эволюцией, условиями жизни и прочими факторами. С показателем IQ примерно то же самое.

Кстати! Новозеландский ученый и философ Джеймс Флинн выявил интересную закономерность: каждое десятилетие средний уровень IQ увеличивается на несколько пунктов.

Изучение IQ наукой

Ученые с тридцатых годов ХХ века предпринимали попытки научно определить уровень интеллекта. Решением проблемы изучения и измерения уровня интеллекта на протяжении всего ХХ века занимались такие ученые, как В. Штерн, Р. Стенберг, А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Д. Векслер и другие. Определить, что такое айкью человека, какие показатели нужно учитывать, — все это было обьектом изучения.

Психологи-практики выдвигали различные гипотезы и проводили эксперименты по изучению интеллекта:

  • определение взаимосвязи между процессами, происходящими в головном мозге человека, и его ответными реакциями на них;
  • зависимость когнитивных способностей от размера и веса головного мозга;
  • сопоставление уровня интеллекта родителей и их детей;
  • взаимообусловленность уровня интеллекта и социального положения человека;
  • зависимость уровня интеллекта от возраста индивида.

Также ученые разрабатывали тестовые методики по определению уровня интеллекта. С того времени стал актуален вопрос о том, что такое номер айкью — количественный показатель, дающий представление о мыслительных способностях.

Рациональное мышление

Жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, чтобы идти в ногу со временем, необходимо уметь адаптироваться к новым условиям. Умный человек не станет изобретать что-то новое, если для этого нет причин. Он способен проявить гибкость мышления и рациональность, и найти другой, более простой и оптимальный путь решения задачи.

Нужно уметь рассматривать проблему с разных сторон, искать не одно решение, а иметь несколько запасных вариантов. Высокоинтеллектуальный человек может критически относиться к своим решениям и мыслям, уметь признавать собственное несовершенство и ошибки.

Он не считает себя выше или умнее других, он способен адекватно оценить собственные знания. Самосовершенствование и тяга к знанию помогут сделать себя лучше. Человек с высоким интеллектом никогда не останавливается на достигнутом, он всегда стремится к улучшению.

Топ-10 рекомендаций как повысить уровень IQ

Поскольку коэффициент умственного развития напрямую связан с деятельностью мозга, следует подумать о том, как повысить эффективность его работы. Воспользуйтесь следующими советами.

  1. Тренируйте свой мозг. Решайте математические задачи, складывайте числа в уме, тренируйте память. Все это можно делать на тренажерах Викиум совершенно бесплатно. Рекомендуем!
  2. Ведите здоровый образ жизни. Чтобы здраво мыслить, лучше и быстрее соображать, осваивать необходимый объем информации и при этом оставаться в тонусе, следует соблюдать элементарные правила: питаться сбалансировано, не переедать, не голодать, не курить, не увлекаться алкоголем, больше времени проводить на воздухе, быть активным, больше двигаться, заниматься спортом или щадящей физкультурой.
  3. Сбалансируйте работу с отдыхом. Мозг, как и тело, должен отдыхать. Если вы сутки напролет совершенствуете свой интеллект, первой не выдерживает голова. Врачи советуют выбирать такое количество часов для сна, какое требуется мозгу для полноценного восстановления. Разумный баланс между отдыхом и работой позволит лучше воспринимать все, что вы хотите усвоить для своего развития.
  4. Регулярно читайте. Чтение — один из лучших способов «разбудить» клетки мозга. Оно развивает воображение, речь, обогащает словарный запас, расширяет кругозор, повышает образовательный уровень. Это вообще уникальная функция — она позволяет голове одновременно трудиться и отдыхать, переключая мозг на другой вид деятельности.
  5. Найдите для себя интеллектуальные виды развлечений. Физические занятия можно успешно чередовать с интеллектуальными. Развивающие игры, кроссворды, образовательные квесты, задачи на логику и воображение — все это рекомендуют не только для подрастающего поколения, но и взрослым в качестве профилактики инсультов, слабоумия и других болезней, связанных с ослаблением интеллекта. Одним из полезных видов отдыха может стать посещение лекториев, интеллектуальных клубов, интерактивных музеев, и даже библиотек, которые сегодня оснащены современной техникой и проводят множество интересных мероприятий.
  6. Изучайте иностранные языки. Это не просто способ научиться понимать других людей, но и прекрасная возможность узнать иную культуру, традиции, познакомиться с оригинальными текстами книг, посмотреть лучшие фильмы и спектакли, найти новых друзей по интересам. К тому же, язык развивает память, а значит, активизирует деятельность мозга, что помогает улучшить интеллект.
  7. Смотрите образовательные программы и фильмы. Это один из лучших вариантов расширить свой кругозор. Документальное кино, трэвел-шоу, обучающие телепередачи или научные фильмы позволят выйти за привычные и часто довольно узкие рамки собственных интересов.
  8. Попробуйте заняться точными науками. Ученые-интеллектуалы подтвердят, что границы между точными и гуманитарными науками часто очень размыты. Не случайно, например, математику называют музыкой ума. И детям, и взрослым для интеллектуального развития часто рекомендуют решать занимательные задачи. Да и знакомство с чудесами и открытиями в других науках невероятно обогащает человеческий ум.
  9. Меняйте устоявшиеся привычки. Однообразный образ жизни, по-другому именуемый рутиной, сильно затормаживает развитие. Измените распорядок дня. Поменяйте маршрут движения, когда идете на работу. Посвятите выходные чему-то непривычному для вас. Составьте культурно-образовательный план на неделю. Запланируйте на отпуск путешествие «со смыслом» — например, посетить все замки Австрии, обойти все православные храмы Крыма и узнать их историю, отправиться в кулинарный тур по Италии и научиться готовить итальянские блюда. Составьте рейтинг лучших книг для ума и сердца и постепенно прочтите их.
  10. Осваивайте новые навыки. Поинтересуйтесь тонкостями других профессий, освойте иную специальность, примените свой опыт для расширения собственной сферы занятости. Если вы всегда интересовались историей, запишитесь в состав археологической экспедиции, хорошо поете — научитесь также хорошо танцевать, возьмите уроки игры на гитаре, идите на курсы освоения какого-нибудь ремесла. Новый опыт — это всегда новые знания. А возможность учиться — первый шаг к повышению уровня интеллекта.

И учтите, что в саморазвитии не всегда важен высокий результат. Сам процесс несет в себе не меньший, а иногда и больший интеллектуальный заряд.

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом

Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Значение результатов

Как мы уже выяснили, показатель IQ позволяет сравнить уровень интеллекта со среднестатистическим значением. Поэтому шкала Стэнфорд – Бине разработана таким образом, что цифра 100 означает средний коэффициент человека.

Шкалу можно представить в виде четырех отрезков:

  1. С 70 до 85 пунктов.
  2. С 85 до 100.
  3. Со 100 до 115.
  4. Со 115 до 130.

Предполагается, что в данных промежутках находится около 95 % населения планеты. Таким образом, показатели между 70 и 130 пунктами являются нормой.

Значение выше 130 пунктов традиционно считается высоким и классифицируется как гениальность. Цифра ниже 70 – умственная недостаточность.

Интересно! Самый высокий уровень IQ был выявлен у австралийского математика Теренса Тао. Показатель его интеллекта – 230 баллов.

Есть источники, которые дают более мелкую градацию, описывая показатель интеллекта до 180 пунктов и выше, а также в диапазоне 1–24. Более общепринятой считается следующая шкала:

  • 140 и выше – обладатели выдающихся творческих способностей, изобретатели, ученые;
  • 131–140 баллов – высокий показатель, присущий всего трем процентам населения;
  • 111–130 баллов – выше среднего;
  • 91–110 баллов – считается хорошим или средним уровнем интеллекта, позволяющим добиться определенных высот;
  • 81–90 баллов – ниже среднего;
  • 20–70 баллов означают различную степень проблем в умственном развитии.

Более подробно уровни значений IQ и их расшифровка описаны в другой статье нашего блога.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.