Как выбирать руководителя

Алан-э-Дейл       03.06.2022 г.

Оглавление

Компетентность и компетенции

Прежде чем перейти к обзору мировых стандартов и практик в области компетенций участников проектной деятельности, необходимо определить сами термины “компетенция” и “компетентность”. Под словом “компетенция” мы будем понимать знания, умения и опыт в определенной сфере, требуемые от участника проектной деятельности, и необходимые для эффективного выполнения участником своих функций.

В существующих стандартах термин “компетентность” определяется по-разному:

  1. Стандарт ICB 3.0 – “продемонстрированные способности к применению знаний и / или навыков и личностные качества”.
  2. Американский стандарт Project Manager Competency Development Framework – “совокупность знаний, отношений, навыков и других личностных характеристик, которая затрагивает основную часть работы проектной роли, коррелирует с выполнением должностных обязанностей, может быть измерена против общепринятых стандартов, и может быть улучшена посредством обучения и развития“.
  3. Британский стандарт APM Competence Framework – “ожидаемые или демонстрируемые результаты, которые достигаются в результате применения сочетания знаний, личных отношений, навыков и опыта в определенной функции”.
  4. Международная инициатива GAPPS, разработавшая серию стандартов, касающихся ролей Руководителя проекта и Руководителя программы проектов – “быть достаточно квалифицированным для выполнения поставленной задачи или замещения определенной позиции – проектной роли”.

Если проанализировать эти определения, мы можем зафиксировать разницу в определении понятий: “компетенции” – это требования к знаниям, навыкам, качествам сотрудника, “компетентность” же – это продемонстрированные (определенные оценкой или фактическими результатами проекта) способности применять собственные знания и навыки для выполнения функций проектной роли.

Успешная работа с данными, принятие решений

Базовые компетенции идеального руководителя включают умение работать с информацией, принимать верные в конкретной ситуации решения. Речь идет о способности выполнять структурирование, анализ, систематизацию получаемых данных и принимать на их основе управленческие решения.

Наилучшим кандидатом на пост руководителя можно считать человека, способного выделять даже самые неочевидные факторы, которые создают проблему. Он умеет собирать, без ошибок структурировать информацию, которая впоследствии станет использоваться для анализа. Свои решения такой руководитель основывает только на точном анализе и впоследствии всегда отслеживает те решения, которые были им приняты. Обладая соответствующими навыками, он точно прогнозирует рабочие показатели, видить возможные проблемы и своевременно принимает меры для их устранения.

Матрица задач УЧР в области формирования управленческих компетенций

Уровень компетенций персонала/фирмы
Капитал, лежащий в основе компетенции
Человеческий
 Социальный 
 Системный 
Индивидуальный:                    - функциональные;                  - ключевые;                        - динамические                     
  Задачи УЧР в области формирования        управленческих компетенций     
Групповой:                         - функциональные;                  - ключевые;                        - динамические                     
Общеорганизационный:               - функциональные;                  - ключевые;                        - динамические                     

Предложенная матрица задач УЧР может быть использована как средство определения направлений работы в области формирования управленческих компетенций, а также в качестве диагностического средства при аудите системы УЧР.

Подведем итоги. Наличие различных точек зрения на структуру и содержание понятия «управленческая компетенция» обусловило необходимость его уточнения на основе исследования накопленных к настоящему времени знаний о человеке как носителе компетенции, статуса компетенций персонала в системе корпоративных компетенций и современного содержания и специфики управленческого труда.

В результате управленческая компетенция определена как интегральное качество субъекта управления, сочетающее в себе значимые для эффективного осуществления управленческой деятельности мотивационно-ценностные, когнитивные, мировоззренческие, коммуникативные составляющие (установки, способности, знания, умения и др.), выраженные в терминах наблюдаемого поведения. Управленческие компетенции формируют, развивают, а также уникальным образом «стягивают», связывают, сплавляют компетенции персонала, социальные и корпоративные компетенции, создавая и поддерживая конкурентные преимущества организации. Структура управленческой компетенции определена с помощью трехмерной матрицы:

  • уровень формирования управленческих компетенций (индивидуальный, групповой, общеорганизационный);
  • разновидность капитала, лежащего в основе компетенции (человеческий, социальный, организационный);
  • статус компетенции (функциональная, ключевая, динамическая).

В заключение необходимо отметить растущую роль УЧР, выражающуюся в распространении практики УЧР на более широкий круг вопросов. К числу наиболее актуальных вопросов расширения практики УЧР в отношении формирования и развития управленческих компетенций мы отнесем развитие культуры или образа мыслей, которые делают возможным поддержание уникальных компетенций, и развитие и поддержание социально сложных отношений (командный стиль работы, обмен знаниями, доверие).

Взять и выучиться на директора школы

Сейчас нет единого формализованного мнения о том, каким должен быть успешный директор школы. Активно обсуждаемый профстандарт описывает минимальные требования: они определяют профпригодность директора, не более, и, кроме того, из стандарта совершенно непонятно, чему должен быть обучен, например, педагог, чтобы стать директором? Из каких дисциплин формировать для него курс повышения квалификации? Отсюда возникла необходимость разработать гибкую модель компетентностей современного директора школы. Непосредственно разработке предшествовал ряд необходимых «полевых» этапов: анализ международного опыта, экспертные интервью с наиболее успешными директорами школ, затем онлайнопрос и обсуждение с экспертами.

Организация собственной работы

Рассматривая главные компетенции успешного руководителя, примерами успешных управленцев можно считать тех, кто обладает способностью планировать, организовывать, распределять свое рабочее время. Грамотный руководитель умеет:

  • Максимально эффективно использовать время, отведенное для выполнения его рабочих обязанностей;
  • Четко распределять энергию, а также ресурсы для выполнения текущих и срочных задач, грамотно выделяя приоритеты;
  • Минимизировать объем текущих задач, не создавая из них проблемы;
  • Использовать делегирование в качестве способа экономии времени и метода развития навыков подчиненных.

Готовимся стать руководителем

Проявлять перечисленные навыки можно не обязательно на руководящей должности. На любом рабочем месте, в любом деле, по работе или в личной жизни, человек является менеджером самого себя. Если Вы хотите стать начальником, расти по службе, или просто быть успешным человеком, постоянно функционируйте, как успешный менеджер, проявляйте управленческие навыки. Это просто облегчит Вам жизнь, освободит время, принесет дополнительный доход.

Существует теория, которую я лично многократно проверял. Если человек хочет кем-то стать, то он должен выглядеть, говорить и вести себя, как этот кто-то. Как только он станет подходить, как ключ к замку, он сразу же окажется на нужном месте. Так что выглядите, говорите, думайте, действуйте, как руководитель, и Вы им быстро станете.

Если Вам нужны индивидуальные консультации по вопросам карьеры, служебного продвижения, эффективного проектного и общего управления, обращайтесь.

(читать дальше…) :: (в начало статьи)

 1   2 

:: Поиск

 

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!Задать вопрос. Обсуждение статьи. сообщений.

Здравствуйте. Помогите советом, так уж сложилось, что лет 7 отработала в НИИ, параллельно училась в институте на инженерную специальность (эколог). Планировала и дальше в этом НИИ остаться и там карьеру строить, но не получилось по личным мотивам. Опыт работы там специфический и сейчас кроме знаний офисных программ ничего не умею. В НИИ работала инженером пару лет, но сейчас к Читать ответ…

Добрый день! Большое спасибо за статью !!!! Она меня не только вдохновила, но и малость упустила на землю…. т.к. я пока еще не руководитель, но иду прямо по курсу к этой цели. Мне нужен совет, по поводу моей карьеры. Мне 27 лет, свою деятельность начала с 18 лет офис — менеджером в Издательстве (проработала около 6 мес.). Параллельно получила высшее экономическое образование Читать ответ…

Доброе время! Прошу Вас помочь в моих начинаниях. Из статьи: ‘Освоить лексикон руководителя можно, читая профессиональную литературу и периодику. Словарный запас и знания, почерпнутые оттуда, продвинут Вас по службе. Какую литературу посоветуете освоить? Правда, моя сфера работы — автомобильная (офиц. дилер) — инженер по гарантии. Благодарю за содействие! Читать ответ…

Еще статьи

Ключевые показатели эффективности, kpi, личные качества руководитель, …
Перечень показателей эффективности и личных качеств для руководства, бухгалтерии…

Авторитет на работе, в офисе — слушайте, молчите, незаметно лидируйте….
В офисе не говорите много, но слушайте, наблюдайте и запоминайте. Завоевывайте а…

Мой хитрый метод контроля и мотивации….
Регулярный личный контакт, разбор проблем, благодарность за успехи — мой подход …

Ключевые показатели эффективности, kpi, личные качества. Сотрудник, ра…
Перечень показателей эффективности и личных качеств для различных подразделений….

Как выглядеть на работе? Что носить, одевать, надеть в офис? Одежда дл…
Одежда для карьеры. Как правильно выглядеть, чтобы Вас уважали и любили в офисе …

Как развить, укрепить и совершенствовать целеустремленность. Советы….
Поговорим о целеустремленности, прочитав книгу ‘Сила воли. Как развить и укрепит

Демотивирующие, дестимулирующие, мешающие факторы, условия труда, рабо…
Какие условия мешают работе, демотивируют, дестимулируют сотрудников. Демотивиру…

Карьера и здоровье. Служебное, должностное продвижение. Полезность, за…
Влияние на служебное продвижение, карьеру различных факторов, таких, как здоровь…

Организация работы и контроль

Способность руководителя ставить
задачи, организовывать, направлять и
координировать деятельность.

  Технология и
процессы
Постановка задач Контроль Изменения
3 Знает все тонкости и нюансы работы,
может продемонстрировать или объяснить
эффективные способы их выполнения.
Ставит задачи таким образом, что сама
возможность невыполнения работы в срок
исключается.
Опирается на выстроенную систему
контроля.
Может разработать инструменты контроля.
Система работы открыта для усовершенствований.
Изменения внедряются систематично, максимально
быстро и эффективно.
2 Знает обязанности всех своих
сотрудников и при необходимости может выполнить
эту работу сам.
При постановке задач исполнителям
старается учитывать квалификацию исполнителей.
Способен контролировать по конечному
результату и по промежуточным контрольным
точкам.
Способен внедрять изменения и
дополнения в технологии работы.
1 Знания поверхностные.
Затрудняется в выполнении некоторых функций
(операций).  
При постановке задач не учитываются
навыки и квалификация исполнителей. 
Контролирует исполнение поставленных
задач, но делает это бессистемно, не регулярно и
недостаточно эффективно.
Инициатива персонала не поощряется и не
наказывается.
Не знает бизнес процессов и технологий
работы подчиненных.
Не умеет ставить задачи подчиненным. Не контролирует рабочий процесс.   Не интересуется и не планирует
изменений и дополнений в технологиях работы.

Источники

  1. Katz D. — ‘’Review of Handbook of Social Psychology’’, 1955

  2. Jameson K., Narens L., Goldfarb K., Nelson T. — ‘’The inluence of near-threshold priming on metamemory and recall’’ — Acta Psychologica 73(1), 1990

  3. Batista-Foguet J., Saris R., Boyatzis E., Guillen L., Serlavos R. — ‘’Efect of response scale on assessment of emotional intelligence competencies’’ — Personality and Individual Diferencies vol. 46, 2009

  4. Leong F., Wong P. — ‘’Optimal Human Functioning From Cross Cultural Perspectives: Cultural Competence as an Organizing Framework’’ — Counseling Psychology’s Focus on Positive Aspects of Human Functioning — T. S. Krieshok Mahwah — NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2012

  5. Greeno J. G., Riley M. S., Gelman R. — ‘’Conceptual competence and children’s counting’’ — Cognitive Psychology 16, 1984

  6. Elbers E. — ‘’The development of competence and its social context’’ — Educational Psychology Review 3(2), 1991

Найдено научных статей по теме — 15

Как приобрести управленческие компетенции

Зинченко Ярослава Геннадиевна

Инновационное развитие России невозможно без эффективного государства, без административного профессионализма современной бюрократии. Профессионализм чиновника во многом зависит от опыта работы, культуры, образования.

Мотивация как ключевая управленческая компетенция

Кожевина Ольга Владимировна, Крук Елена Евгеньевна

Уделяется значительное внимание передовым зарубежным моделям и подходам к мотивированию персонала, повышению его производственной и творческой активности.

Компетенции и компетентность в управленческой деятельности

Донник И.М., Воронин Б.А., Митин А.Н.

Компетентностный подход расширял свои горизонты в контексте теории развития человеческих ресурсов преимущественно в западных и американских компаниях, а обращение к понятиям «компетенция» и «компетентность» произошло в 1961 г.

Методическая система формирования управленческих компетенций

Кириллов Андрей Григорьевич, Гордиевских Виталий Михайлович

В современной России обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого персонала связано с необходимостью развития эффективных финансово-экономических механизмов управления.

Особенности структуры формирования управленческих компетенций

Соловьёва С.Р.

В статье рассматриваются особенности структуры формирования управленческих компетенций. Описаны подходы к решению данной проблемы и реализация модели на базе деловой игры

Управленческие компетенции руководителей в сфере здравоохранения

Богдан Надежда Николаевна

В статье рассмотрены понятия «компетентность» и «компетенции», показана значимость развития управленческой компетентности руководителей медицинских организаций.

Модульный тренинг как инструмент развития управленческих компетенций

Михайлова Л. Л.

В статье описываются основные результаты исследования, посвященного развитию управленческих компетенций руководителей среднего звена энергопредприятий Иркутской области.

Модель формирования управленческих компетенций на основе деловой игры

Соловьёва С.Р.

В статье рассматриваются теоретические основы модели формирования управленческих компетенций у студентов университета. Представлены этапы развития управленческих компетенций на базе деловой игры

Опыт разработки моделей компетенций студентов управленческого профиля

Митрофанова Анна Юрьевна, Щеглова Екатерина Дмитриевна, Шаповалов Владимир Николаевич, Гильмитдинов Шамиль Гилимжанович

Описан опыт разработки студентами Ульяновского государственного университета перспективной модели компетенций «идеального» специалиста по управлению персоналом.

Особенности формирования управленческих компетенций у студентов-медиков

Черезова Яна Алексеевна, Засова Любовь Владимировна, Халиманенко Сергей Николаевич

В условиях модернизации отрасли здравоохранения качественная медицинская помощь невозможна без компетентных специалистов, обладающих организаторскими и лидерскими качествами.

Сущность и содержание управленческой компетенции курсантов военных вузов

Сидоров Игорь Александрович

Статья посвящена актуальной проблеме развития управленческой компетенции в процессе профессиональной подготовки курсантов военных вузов.

Рефлексивный компонент в формировании управленческих компетенций педагога

Парфенова И.П.

По результатам содержательно-функционального анализа формирования управленческих компетенций как педагогической проблемы высказывается гипотеза, в соответствии с которой прогностическая, инициирующая, исполнительская и управляющая

Управленческие компетенции руководителя образовательного учреждения Севера

Бугаева А.Л., Дивеева Г.В.

Выявляется взаимосвязь преобразований в системе образования и необходимости создания условий в образовательных учреждениях Севера для сохранения самобытности коренных малочисленных народов, что обуславливает необходимость формиров

Развитие компетенций руководителя

Именно личностные, управленческие компетенции играют решающую роль в эффективности руководителя. Например, как вы будете направлять и мотивировать своих сотрудников,
если вы стеснительны и застенчивы?

С профессиональными я думаю всё понятно, у каждой профессии они свои. Но важный момент, они вам понадобятся только на нижних ступенях иерархической лестницы, дальше роль играют только личностные компетенции. Профессиональные же задачи вы будете делегировать.

Приведу для примера товарища Сталина, по профессии он священник, вот и подумайте, какие компетенции ему нужно было бы развивать, личностные или профессиональные, чтобы пройти тот путь, который он прошёл?

Не развивать личные компетенции, это всё равно что ехать на неисправной машине. Как-то вы поедете, но гонку вы точно не выиграете. Самое ужасное, управленческим компетенциям, никто и нигде не учит. Вам придётся самостоятельно искать эти знания, начать можете с этого.

Ориентация на достижения

Это способность занимающего руководящую должность человека достигать намеченных целей в условиях определенных обстоятельств. В компетенцию грамотного руководителя, нацеленного на результат, входит:

  • Умение ставить амбициозные цели, бросающие вызов способностям и руководителя, и подчиненных, при ориентации на достигнутый уровень;
  • Декомпозиция – определение четких конечных, а также промежуточных критериев, которые позволяют оценить будущие достижения;
  • Работа с препятствиями с активизацией деятельности, позволяющей преобразовать возникшие проблемы в задачи;
  • Принятие непопулярных решений, когда используется способность продвигаться к поставленной цели даже в нестандартных условиях с преодолением препятствий в виде сопротивления других людей.

Управленческие компетенции руководителей

Профессиональный менеджер – это специалист, который должен владеть и применять в своей работе базовые управленческие компетенции. В то время как, к примеру, профессиональные компетенции продавца электроники не требуют серьезных организационных навыков, для руководителя умение управлять бизнес-процессами и подчиненными – основа основ. Руководящая должность имеет свою специфику, которая отражается и на компетенциях. Эта специфика представлена ниже в виде тезисов:

  • Работа управленца, в отличие от других видов интеллектуальной трудовой деятельности, не имеет конкретных временных рамок. Поэтому уровень и индикаторы достижения промежуточных результатов являются главными ориентирами в оценке руководителя.
  • Стратегии и оперативные действия руководителя непрерывно корректируются под влиянием внешних рыночных условий. Умение действовать в нестандартных ситуациях занимает в списке компетенций руководителя далеко не последнее место.
  • Управленец несет ответственность за действия своих подчиненных, учитывает риски и использует возможности. Профессиональные компетенции руководителя предполагают умение собрать сильную команду и организовать эффективный рабочий процесс.
  • Корпоративная культура руководства и практикуемый им стиль управления формирует деловую репутацию компании. Менеджер любого звена является носителем корпоративных ценностей, которые прямо влияют на специальные компетенции.

Все эти факторы определяют спектр компетенций, которыми должен владеть руководитель. Контроль за тем, насколько специалист владеет теми или иными профессиональными навыками, осуществляет непосредственный начальник и специалисты HR-отдела, которые в специальные таблицы вносят параметры работника и отслеживают прогресс. Такой формат позволяет быстро выявить слабые стороны менеджера и выработать программу для их устранения.

Базовые и специальные управленческие компетенции

К базовым компетенциям управленца относится:

  1. Системное стратегическое мышление. Руководитель, который не мыслит наперед и не отслеживает глобальные тенденции, не в состоянии быть эффективным в долгосрочной перспективе.
  2. Владение основами маркетинга. Понимание рынка и места компании на рынке, умение анализировать информацию и синтезировать эффективные маркетинговые решения при ограниченном бюджете – краткое описание компетенций маркетинга.
  3. Навыки управления финансами. Руководитель должен уметь грамотно распределять ограниченные ресурсы компании и использовать эффективные инвестиционные механизмы для увеличения доходов.
  4. Знание производственных, коммерческих и логистических процессов.
  5. Навыки развития новых продуктов и услуг.
  6. Знание делопроизводства и администрирования.
  7. Понимание и применение профильной законодательной базы, регулирующей конкретную отрасль бизнеса.
  8. Развитые навыки коммуникаций и управления персоналом.
  9. Понимание и применение основ информационной, коммерческой и экономической безопасности.

Что касается специальных управленческих компетенций, то они зависят от конкретной отрасли и специфики занимаемой должности. К примеру, компетенции главного бухгалтера, который фактически занимает руководящую должность, существенно отличаются от компетенций коммерческого директора или PR-менеджера.

Управленческие компетенции можно рассмотреть не только в разрезе базовых и специальных навыков. Альтернативной классификацией является распределение управленческих компетенций по характеру действий руководителя. Сюда относится:

  • Видение – способность прогнозировать и мыслить на тактическом и стратегическом уровнях, просчитывая риски и используя возникающие возможности.
  • Действие – умение целенаправленно и эффективно организовывать свои действия и действия своей команды для достижения конкретного результата.
  • Взаимодействие – умение формировать эффективные и комфортные отношения с партнерами, высшим руководством, подчиненными и другими людьми.

Целевая модель компетенций 20259

 

Когнитивные навыки

 

Саморазвитие:

Организованность:

Управленческие навыки:

► самосознание

► обучаемость

► восприятие критики и обратная связь

► любознательность

► организация своей деятельности

► управление ресурсами

► приоритизация

► постановка задач

► формирование команд

► развитие других

► мотивирование других

► делегирование

Достижение результатов:

Решение нестандартных задач:

Адаптивность:

► ответственность, принятие риска

► настойчивость в достижении целей

► инициативность

► креативность, в том числе умение видеть возможности

► критическое мышление

► работа в условиях неопределенности

 

Социально-поведенческие навыки

 

Коммуникация:

Межличностные навыки:

Межкультурное взаимодействие:

► презентационные навыки

► письменные навыки

► переговорные навыки

► открытость

► работа в команде

► этичность

► эмпатия

► клиентоориентирован­ность

► управление стрессом

► адекватное восприятие критики

► приоритизация

► постановка задач

► формирование команд

► развитие других

► мотивирование других

► делегирование

 

Цифровые навыки

 

Создание систем:

Управление информацией:

► программирование

► разработка приложений

► проектирование производственных систем

► обработка и анализ данных

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.