Идеализм в философии: понятие и основные идеи

Алан-э-Дейл       05.12.2024 г.

история

Истоки материализма лежат в греческой натурфилософии . К важным лидерам мнений относятся: Фалес , Анаксимандр , Эпикур , но прежде всего Левкипп и Демокрит , основоположники материального атомизма . Натурфилософы искали естественные объяснения реальности вместо мифологических. Поэтому натурфилософия также считается предшественником современной науки .

Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.

Для европейского материализма характерны три стадии развития:

  • Первая стадия связана со стихийным материализмом древнегреческих и древнеримских мыслителей (Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и др.).
  • На протяжении 16-18 столетий происходило формирование метафизического материализма (под влиянием Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро и др.).
  • К средине 19 века К. Марксом и Ф. Энгельсом были сформированы основополагающие принципы диалектического материализма.

дальнейшее чтение

  • Бюхнер, Л. (1920). Сила и материя . Нью-Йорк, Peter Eckler Publishing Co.
  • Черчленд, Пол (1981). . Философия науки. Бойд, Ричард; П. Гаспер; Дж. Д. Траут. Кембридж, Массачусетс, MIT Press.
  • Филд, Хартри Х. (1981), «Ментальное представление», в Блоке, Нед Джоэл (редактор), « Чтения по философии психологии» , 2 , Тейлор и Фрэнсис, ISBN. 
  • Фодор, Дж. А. (1974). «Специальные науки», Synthese , Vol. 28.
  • Ла Меттри, Ла Меттри, Жюльен Оффре де (1748). L’Homme Machine ( Человек машина )
  • Ланге, Фридрих А. (1925) . Нью-Йорк, Харкорт, Брейс и Ко.
  • Священник, Стивен (1991), Теории разума , Лондон: Penguin Books , ISBN 0-14-013069-1Альтернативный ISBN  978-0-14-013069-0
  • Шопенгауэр, Артур (1969). Мир как воля и представление . Нью-Йорк, Dover Publications, Inc.
  • Витцхум, Ричард К. (1995) . Амхерст, Нью-Йорк, Книги Прометея.

Похожие термины:

  • англ. materialism, anthropologic; нем. Materialismus, anthropologischer. Материализм, усматривающий в понятии человека основную мировоззренческую категорию и утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему п

  • англ. materialism, dialectic; нем. Materialismus, dialektischer. Учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диале

  • англ. materialism, economic; нем. Materialismus, okonomischer. Концепция, рассматривающая экономику как субъект истор. процесса и пытающаяся схематически вывести все явления обществ, жизни из производительных сил и прои

  • historical materialism). Принадлежащая Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются прежде всего экономическими факторами.

  • cultural materialism) (Антропология) — подход (например, работа Марвина Харриса, 1978), заключающийся в том, что подходящими объяснениями многих аспектов человеческой культуры являются материальные факторы.

  • англ. materialism, metaphysical; нем. Materialismus, metaphysischer. Материализм (противоположный материализму диалектическому), отрицающий качественное саморазвитие через противоречия, сводящий разнообразие форм движен

  • англ. materialism, spontaneous; нем. Materialismus, spontaner. 1. В древнегреческой философии -материализм, отождествляющий материю с конкретными формами ее проявления и движения. 2. Ограниченное использование в научном и

  • англ. materialism, vulgar; нем. Vulgarmaterialismus. Материализм, отрицающий специфику сознания, его соц. природу и рассматривающий его как физиологическую функцию организма.

  • исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч.Дарвина. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов: изменчивости, насле

  • См. МАТЕРИАЛИЗМ.

  • materialistic interpretation of history) — см. Исторический материализм; комическая интерпретация истории.

  • reification) — интерпретация абстрактного общего понятия (например, государства) как «реального», особенно когда оно рассматривается с точки зрения логически неверного действия или заблуждения. Так, ме

  • современное направление в социологической теории, представители которого акцентируют возрастающую роль значимости материальных объектов, влияющих на характер взаимодействия людей, порождая со

  • Система взглядов, исходящая из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предлагае

Определение материи

Природа и определение материи — как и другие ключевые концепции науки и философии — вызвали много споров:

  • Есть ли один вид материи ( хиле ), из которого все состоит, или несколько видов?
  • Является ли материя непрерывной субстанцией, способной выражать множественные формы ( гиломорфизм ); или ряд дискретных, неизменных составляющих ( атомизм )?
  • Есть ли у него внутренние свойства ( теория вещества ) или они отсутствуют ( prima materia )?

Один из вызовов общепринятому представлению о материи как о материальном «веществе» возник с появлением полевой физики в 19 ​​веке. Теория относительности показывает, что материя и энергия (включая пространственно распределенную энергию полей) взаимозаменяемы. Это дает возможность онтологического взгляда на то, что энергия — это prima materia, а материя — одна из ее форм. Напротив, Стандартная модель физики элементарных частиц использует квантовую теорию поля для описания всех взаимодействий. С этой точки зрения можно сказать, что поля — это prima materia, а энергия — это свойство поля.

Согласно доминирующей космологической модели, модели Lambda-CDM , менее 5% плотности энергии Вселенной состоит из «материи», описываемой Стандартной моделью, а большая часть Вселенной состоит из темной материи и темной энергии. , с небольшим соглашением среди ученых о том, из чего они сделаны.

С появлением квантовой физики некоторые ученые полагали, что концепция материи просто изменилась, в то время как другие полагали, что традиционная позиция больше не может поддерживаться. Например, Вернер Гейзенберг сказал: «Онтология материализма основана на иллюзии, что вид существования, прямая« действительность »окружающего нас мира может быть экстраполирован на атомный диапазон. Однако эта экстраполяция невозможна … атомы являются не вещи «.

Представление о материи изменилось в ответ на новые научные открытия. Таким образом, материализм не имеет определенного содержания, независимого от конкретной теории материи, на которой он основан. Согласно Ноаму Хомски , любое свойство можно считать материальным, если определить материю так, чтобы она обладала этим свойством.

срок

Термин материализм был впервые использован в 17 веке Генри Мором, а также его можно найти в переписке между Готфридом Вильгельмом Лейбницем и Сэмюэлем Кларком . В нашем понимании сегодня это творение 18 века. До середины XVIII века «натуралист» выступал в двух принципиально разных значениях «естествоиспытатель» и «материалист». В Германии есть еще «реалист» вместо «материалист» (В. Краус).

Даже в La Mettrie этот термин приобрел центральное значение. В своем трактате L’homme machine (Человек — одна машина) 1747 года говорится: «Я прослеживаю философские системы от человеческой души до двух. Первой и самой старой является система материализма; второй — это «спиритизм» ». Также в энциклопедии Дидро используются статьи об имматериализме или спиритизме (1765 г.) и в« Системах природы » (система природы, 1770 г.) Гольбаха, где используются « материализм »и« имматериализм »или« спиритизм ». сопоставлены. Гольбах пишет: «Если бы мы с помощью опыта распознали элементы, составляющие основу темперамента человека или большей части людей, составляющих народ, мы бы знали, что было бы правильным. для них, какие законы и средства для них были бы необходимы и полезны. Одним словом: мораль и политика могут использовать материализм, который им никогда не может дать доктрина спиритизма и о котором это учение не дает им даже думать. Человек всегда будет оставаться загадкой для всех, кто настаивает на том, чтобы смотреть на него предвзятыми глазами теологии ». В посмертном труде Гельвеция« De l’homme » (Vom Menschen 1772) подчеркивается, что слова« материалист »и« просветитель »являются синонимами.

Кант также проводит различие между «материализмом» и «спиритизмом» («Религия в пределах простого разума», 1793). Для Гегеля «материализм», «натурализм» — это последовательная система «эмпиризма» (ENZ. 1830, § 60). В своей книге « Об истории религии и философии в Германии» (1834 г.) Гейне указывает , что во Франции проводится различие между «сенсуализмом», с одной стороны, и «спиритизмом», а иногда и «рационализмом», с другой. Но сам он предпочитает различать «материализм» и «идеализм». Он определяет материализм как доктрину духовного познания через опыт, через чувства, как доктрину апостериорных идей, а идеализм как доктрину врожденных идей, априорных идей.

Ранний период развития

Еще в VI ст. до н.э., древнегреческий философ Фалес выделил в качестве исходной основы – воду. А вслед за ним Гераклит – огонь; Анаксимандр – первовещество апейрон; Анаксимен – воздух; Анаксагор – мельчайшие «семена»; Демокрит и Левкипп – атомы.

На Востоке в Индии 2500 лет тому назад существовала доктрина чарвака или локаята – учение о материи с ее многообразием.

В Древнем Китае схожим образом рассуждали Хуань Тань и Ван Чун, говорившие о вещественном фундаменте среды существования – ци, из которого возникают объекты и события.

В системе Эпикура (342 – 270 г. до христианской эры) вселенная складывается из атомов. Природные явления объяснялись действием естественным законов, а их осмысление должно было вести к освобождению от страха перед божествами.

Ученик отца эпикуреизма — Лукреций Кар (99-50 гг. до н. эры) в поэме «О природе вещей» развил и дополнил описанные тезисы, обращаясь к натурфилософии – синтезу естествознания и философских размышлений. Видел цель жизни в достижение атараксии (душевного спокойствия) посредством изучения естественных закономерностей.

Эти суждения имели свои недостатки: не разделяли физическое и психическое, устремлялись к мифологии. Но оказали некоторое влияние на поиски эпохи Возрождения и раннего Просвещения, в частности школы номинализма и концептуализма Д. Скота, П. Абеляра, У. Оккама (XI – XIV ст.), пытающихся истолковать субстанцию, как предел творения, из которого слагается все, кроме Бога.

Диалектический марксизм

Диалектический материализм – это целая совокупность системообразующих принципов:

— единство и целостность бытия как универсальной развивающейся системы, которая включает в себя все формы и проявления действительности от объективной материи до субъективного мышления;

— материальность мира – утверждение, что материя по отношению к человеческому сознанию первична, определяет его и отражается в нем;

— познаваемость мира – мир познаваем, и только производственно-общественная практика является мерой его познания;

— принцип постоянного, непрерывного развития, источником которого является разрешение и возникновение все новых противоречий;

— преобразование мира, так как цель общества состоит в получении свободы, которая бы обеспечила гармоническое всестороннее развитие личности и общества в целом.

Цель материализма диалектического – это стремление к соединению всех достижений диалектики и материализма как методов познания и преобразований реально объективно существующего мира (действительности). От всех предыдущих форм данного учения эта форма отличается тем, что принципы философии распространяются на понимание функционирования и развития общества. Функции его состоят в обосновании синтеза наук для единой картины мироздания.

Современные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов[каких?] сохранялся интерес и к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть проверено только посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отрицающий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что обе философские концепции отвергают саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления субъекта; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Бертрана Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

В современной философии конца XX и начала XXI века материализм представлен философским направлением «онтологической философии», видным выразителем которого является американский философ Барри Смит (англ.). Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Ещё одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление, концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены новым подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в своё время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола Черчленда и Патриции Черчленд, Дэниела Деннета.

Примечания

  1. Левин Г. Д. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Новая философская энциклопедия / преде. В. С. Степин, заместители преде: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — Т. II. — С. 99. — 634 с. — ISBN 978-2-244-01117-3.
  3. Архе // Философский энциклопедический словарь. — 2010. // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  4. Под редакцией А.А. Ивина. Материализм // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. — 2004.
  5. «Материализм» // Большая советская энциклопедия, 1 издание, — М.: Советская энциклопедия, 1938, Т. 38, С. 416—
  6. Ingrid D. Rowland, Giordano Bruno: Philosopher & Heretic (N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2008)
  7. Большая советская энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с. 420
  8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., М., 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I, с. 462—469, 491
  9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131.
  10. Churchland, P. M. (1988). Matter and Consciousness, revised Ed. Cambridge, MA, The MIT Press. ISBN 0-262-53074-0.

История учения в Средние века и в эпоху Возрождения

Средневековый материализм – это номинализм, то есть учение о «конечной природе бога». К этим же идеям относятся и так называемые ранние пантеитстические ереси. В эпоху Ренессанса материалистическое учение было облечено в форму гилозоизма и пантеизма, что говорит о следовании античным взглядам. Свое развитие данный взгляд получил уже только ближе в концу XVII века благодаря Бэкону, Галилею, Гоббсу, Гассенди, Спинозе и Локку. Ренессансный материализм – это взгляды, основа которых базируется на зарождающемся капитализме, росте науки, техники и производства. Материалисты выступали как идеологии прогрессивной буржуазии, вели борьбу со схоластикой, авторитетом церкви, обращаясь к опыту как к учителю и природе как к философскому объекту.

1.1 Материализм

Материализм (рис.1)
— философское направление, которое исходит из того, что:

мир материален, существует объективно, внесознания и
независимо от сознания;

материя первична — никем не сотворена — существует вечно;

сознание и мышление — это свойство материи;

мир, его закономерности познаваемы.

Рисунок 1 — Материализм

Философы и философские школы, которые отдавали преимущество
Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) — производным и зависимым от
Материи, назывались философскими школами материализма, или просто — материализмом.

Материализм — философия марксизма, философия Людвига
Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура,
Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считая
сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение
внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.

В обыденном же мировоззренческом видении материалистами
называют тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое место
ставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.

В основе мира лежит материальное начало (причины) — материя,
атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения и
существования идеального (духовного), так например, материалисты считают:

в природе материальной основой материю; в результате
последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое
сознание);

в обществе главными движущими силами развития соответственно
— материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальные идеальные
(духовные) сферы — культуру, образование, науку и т.д.

Материализм имеет продолжительную историю. Начала
материализма были в философии Древнего мира. Еще Ф. Милетский (античность) считал,
что все возникает из воды и в неё превращается.

В современном смысле материализм начинает зарождаться с
работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху
французского Просвещения, но он еще склонён отрицать специфику сложного, сводя
его к простому. Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в
XIX веке.

Основные линии развития материализма представлены наивным материализмом
древней Греции, метафизический материализм нового времени и диалектический
материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

История и формы материализма

Античный материализм

Материализм возник в Древней Греции. Самыми известными философами-материалистами были Демокрит, Эпикур и Люкреций.

Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) утверждал, что материя, из которой всё произошло, состоит из атомов. Они постоянно двигаются и, встречаясь, образуют предметы. Помимо атомов, обязательно должна быть пустота, где они совершают своё движение.

Древнегреческий философ Эпикур (341–270 гг. до н.э.) говорил об отсутствии сверхчувственного. К тому же он критиковал религию. Поэтому считается, что в его философии присутствуют материализм и атеизм.

Древнеримский философ Люкреций Кар также отрицал присутствие «божественной воли» при создании мира, а также в судьбе человека.

По мнению Люкреция, душа состоит из атомов. Когда человек умирает, атомы души разлетаются. Загробной жизни не существует. А жизнь и смерть никогда не соприкасаются. Потому что, когда человек умирает, он уже ничего не чувствует. Следовательно, и боятся нечего.

Метафизический материализм

Метафизический материализм — это материализм XVII–XVIII веков. Представители этого течения: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламеттри, Клод Гельвеций Людвиг Фейербах, Пьер Гассенди и др.

Первоматерию эти философы пытались объяснить с помощью и механики (Галилео Галилей, Леонардо да Винчи), и геометрии (Томас Гоббс).

Общими для этих философов были идеи привлечения науки в познании первоматерии. При этом наука должна быть обязательно практической. Любое познание должно сопровождаться экспериментами, опытами.

Метафизическому материализму было свойственно отсутствие религиозных предубеждений и гипотез.

Материализм Фейербаха

Отдельно стоит учение о материализме немецкого философа Людвига-Андреаса Фейербаха (1804–1872). Его учение называется антропологический материализм Фейербаха.

Философ утверждал, вера заложена в человеческой природе. Человек обязательно должен во что-то верить.

Но Фейербах считал, что на первое место должен выйти человек. Богу же отведено второе место. Получается, главной является идея о человеке, а не о Боге.

Читайте подробнее про Метафизику.

Диалектический материализм

Представители диалектического материализма: немецкие философы Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

В своих идеях они опирались на диалектику немецкого философа Фридриха Гегеля, а также на материализм Фейербаха.

Маркс и Энгельс считали, что сначала была материя, а потом только возник дух. Сознание человека формируется, когда материя проецирует саму себя. Никакого божественного фактора нет.

По мнению философов, диалектика лежит в основе человечества, направляет его движение.

Читайте подробнее про Диалектику.

Исторический материализм

Позднее Маркс и Энгельс пришли к историческому материализму. Исторический материализм был сконцентрирован на обществе и социологии — науке, изучающей общество и отношения в нём.

Исторический материализм был сконцентрирован на производственных отношениях между людьми, на способах производства.

Экономическая система — основа всех отношений. В обществе, чтобы оно развивалось, должна происходить классовая борьба.

Что касается государства, то по мнению Маркса и Энгельса, в нём должен установиться капитализм и должна произойти социалистическая революция. В результате этой революцию к власти придёт пролетариат.

Ещё одним ярким представителем исторического материализма был Владимир Ильич Ленин (1870–1924)

Большое внимание он уделял борьбе пролетариата за власть, построению социализма в СССР, а также психологии масс и отдельного человека

Узнайте ещё много чего интересного про Марксизм.

Материалистическая философия

Материалистическая философия рассматривает окружающий нас мир как объективную реальность, существующую независимо от нашего восприятия ее.

Марксистская материалистическая философия считает случайность сложной формой проявления необходимости, многопричинным следствием проявления закономерности. Сказанное нужно понимать в том смысле, что на результат человеческих действий, опытов, экспериментов ( рассматриваемых как следствие) оказывает влияние множество факторов внешнего мира.

Это положение материалистической философии подтверждается всем развитием науки.

Дальнейшее развитие материалистической философии связано с учением Демокрита ( V в. Согласно этой теории, основой всего сущего являются атомы, которых бесчисленное множество, и пустота, в которой они движутся. Двигаясь в этой пустоте, атомы соединяются между собой и образуют различные тела. Все, что существует, состоит из атомов. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела.

Научной основой механики является материалистическая философия. Марксистский философский материализм исходит из того, что мир по своей природе материален.

Мы видим, что материалистическая философия отнюдь не сковывает развития специальных наук какими-либо догмами и требует только одного: признания источником познания внешнего мира. Более того, диалектический материализм дает естествоиспытателю высший критерий для оценки частностей и как раз в тех случаях, в которых сам-то он не редко идет только ощупью, меняя свои представления лишь под весьма сильным давлением новых фактов. Это видно уже из того факта, что Ленин, не будучи физиком, а исходя из общих философских взглядов о сложности любых форм материи, еще на заре открытия электрона предсказал его неисчерпаемость. А ведь сами физики долгое время спустя все еще представляли электрон как бесструктурное точечное образование.

Утверждение о том, что материалистическая философия требует обязательного моделирования познаваемых предметов, не имеет никаких оснований.

Как следует из основных положений материалистической философии, движение материи вечно, только формы движения материи разнообразны. В природе непрерывно идут процессы, в которых происходит переход из одной формы движения в другую.

Огромны заслуги Чернышевского в развитии русской материалистической философии.

Конкретное содержание категорий в специальных науках материалистическая философия вовсе не определяет, в частности не определяет конкретные структуры материи, конкретные формы причинности, конкретные системы преобразований и соответствующие им инварианты.

Огромны заслуги Чернышевского в области развития русской материалистической философии.

Велики заслуги Чернышевского в области развития русской материалистической философии.

Стихийно складывающаяся новая, в основе своей материалистическая философия тесно связана с естествознанием и поэтому отличается теми же чертами. Ее важнейшая задача — сознательная разработка методологии науки, а значит, и понятий, включая энергетические.

Законы сохранения теснейшим образом связаны с основным положением материалистической философии о не-уничтожимости материи.

С его именем неразрывно связано развитие в нашей стране материалистической философии, физики и химии, химической технологии и приборостроения, техники горного дела стекольного и керамического производства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и мореплавания, истории и экономики, филологии и поэзии.

Заключение

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.

Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.

Античный материализм показывает истоки и предпосылки зарождения изучаемых направлений, что создает фундамент для дальнейшего их изучения.

Механистический материализм отражает концепции мира с точки зрения механики и других точных наук. Данный вид материализма позволяет взглянуть на картину мира с точной и рациональной стороны.

Диалектический материализм это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий; неразрывная связь всех научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращения в абсолют.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.