Что означает минор и мажор. в чем отличие между минором и мажором

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Основные / второстепенные работы, меняющие тон

  • Альбенис — Кордова, № 4 из Песни Испании, Opus 232 (Fd)
  • Алкан — Приер, соч. 66 № 7 (Ca)
  • Бернштейн — Псалмы Чичестера (B ♭ -g)
  • Берлиоз — Реквием (Grande Messe des Morts), соч. 5, viii, Hostias (Gb ♭ )
  • Бизе — Симфония до мажор, ii (Fa)
  • Клод Боллинг — Сюита для флейты и джазового фортепианного трио (Gc)
  • Брамс — Du mein einzig Licht, WoO 33 No. 37 (Af ♯ )
  • Брамс — Vom Strande, соч. 69 No. 6 (Fa)
  • Шоссон — Поэма любви и любви (Б-г)
  • Chausson — Poème de l’amour et de la mer, ii (на самом деле третья часть, считая ненумерованную интерлюдию) (Ред)
  • Шопен — Баллада No. 2 (Fa)
  • Куперен — Ordre 25ème de clavecin (E ♭ -c)
  • Дебюсси — Pour le piano , Sarabande (Ec ♯ ) (ми мажор предлагается в начале части, а также в различных других частях, но заканчивается до-диез минор)
  • Дебюсси — Бергамасская сюита (Ff ♯ )
  • Дворжак — Полуденная ведьма (Калифорния)
  • Энеску — Cantabile e Presto для флейты и фортепиано, 1904 (E ♭ -g)
  • Энеску — Ноктюрн и Сальтарелло для виолончели и фортепиано, 1897 (Fa)
  • Финзи — Детство среди папоротников (E ♭ -b ♭ )
  • Фукс — Серенада ре мажор соч. 9, ii (B ♭ -g)
  • Гендель — Валтасар , Хор вавилонян: «Боги-хранители нашей империи, смотрите вниз» (Ге)
  • Гендель — Concerto Grosso Op. 3 №1 (B ♭ -g)
  • Гендель — Сюита для клавесина No. 2 фа, HWV 427, i (Fa)
  • Гайдн — Арианна а Наксос, Hob. XXVIb: 2 (E ♭ -f)
  • Мириам Хайд — «Болотные птицы» для флейты и фортепиано (Db)
  • Lalo — Rapsodie norvégienne (Объявление)
  • Массне — Концерт для фортепиано с оркестром (E ♭ -c)
  • Моцарт — Die Entführung aus dem Serail (Похищение из Сераля), Ария, «Solche Hergelauf’ne Laffen» (Фа) (хотя ария прерывается разговорным диалогом после полной каденции фа мажор, а затем продолжается ля минор на новый темп)
  • Моцарт (завершено Зюссмайром ) — Реквием , VII. Communio (B ♭ -d) (оканчивается на открытой пятой в контексте ре минор)
  • Моцарт — Прелюдии К. 284a / 395, iii (B ♭ -c)
  • Моцарт — Прелюдии и фуги K. 404, v (E ♭ -c)
  • Моцарт — Модулирующая прелюдия, К. деест (Fe)
  • Мусоргского (завершено Стравинский ) — Хованщина (например ♯

    Ключевая схема в опере построена по большей части по принципу острой плоскости; таким образом, вступление, достигающее G ♯ мажор, является самой резкой музыкой во всей опере, и многие предзнаменования или описания катастрофы в опере написаны на шести или семи квартирах или даже за их пределами . Мусоргский предназначен окончание в А ♭ минор для финальной сцены, в которых староверы совершают массовое самоубийство; Стравинский уважал это в своем завершении, хотя и написано энгармонично для облегчения чтения. Другие пополнения не уважают это: Римский-Корсаков заканчивается ♭ мажор Шостаковича фа мажор. Валерий Гергиев ‘производства s, несмотря на использование завершения Шостаковича, вырезать окончательные бруски и конец с оркестровым пересказом старообрядческого окончательного хора (как написано Римской-Корсаковой и reorchestrated Шостаковичем) в G ♯ несовершеннолетнего, таким образом , после оригинального ключа схема.

    )

  • Пуленк — Фортепианный секстет, ii (D ♭ -a ♭ )
  • Пуленк — Французская сюита FP 80, ii (Fd)
  • Пуленк — Трио для фортепиано hautbois et basson, ii (B ♭ -f)
  • Пуленк — Gloria FP 177, i (Гб)
  • Пуленк — Гобой Соната , FP 185, (Ga ♭ )
  • Райнбергер — Соната для фортепиано соч. 47 (Ca)
  • Сати — Gnossiennes № 5 (Ge) и 6 (Fc)
  • Шенберг — Камерная симфония № 2, соч. 38 , ii (Ge ♭ )
  • Шуберт — Die Nonne, D. 212 (A ♭ -f)
  • Шуберт — Grablied, D. 218 (A ♭ -f)
  • Шуберт — Эрстер Верлюст, Д. 226 (A ♭ -f)
  • Шуберт — Соната для фортепиано, D. 279

    Однако некоторые власти считают это незавершенным; две неполные части до-мажор (D. 346 и D. 309A) были выдвинуты в качестве кандидатов на недостающий финал, оба из которых заставили бы это перестать быть мажорным / минорным.

    (Ca)

  • Шуберта — Deutscher Тэнз, Д. 365 № 22 (. Соч 9 № 22) (БГ ♯ )
  • Шуберт — Риттер Тоггенбург, Д. 397 (Fb ♭ )
  • Шуберт — Der Herbstabend, D. 405 (A ♭ -f)
  • Шуберт — Klage an den Mond, D. 436 (Fd)
  • Шуберт — Эдоне, Д. 445 (E ♭ -c)
  • Шуберт — Лидесенд, Д. 473 (E ♭ -e, обе версии)
  • Шуберт — Didone Abbandonata, D. 510 (E ♭ -f)
  • Шуберт — Auf der Donau, D. 553 (Op.21 No. 1) (E ♭ -f ♯ )
  • Шуберт — Der Pilgrim, D. 794 (Op.37 No. 1) (Db, первоначально Ec ♯ )
  • Шуман — Реплика, № 8 Карнавала (B ♭ -g)
  • Шуман — № 16 Davidsbündlertänze (Великобритания)
  • Шуман — Крейслериана , № 4 (B ♭ -d) (только первое издание)
  • Сметана — Проданная невеста , Ария, «Kdybych se co takového» (B ♭ -g)
  • WG Still — Симфония № 3 (Ac)
  • Чайковский — Спящая красавица — Финал и апофеоз (Dg)
  • Чайковский — Шесть пьес соч. 21, No. 1 «Прелюдия» (Bg ♯ )
  • Воан Уильямс — Три песни Шекспира, «Башни Cloud Capp’d» (Df) (обратная третья часть Пикардии )

Три вида параллельных тональностей

Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:

— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.

— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.

— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Подытожим: параллельные тональности имеют одинаковые звуки, одинаковые знаки альтерации (диезы или бемоли), но у них разные тоники и разный лад.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора

В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

Мажорная гамма

Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.

Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:

До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:

До – (тон) – Ре – (тон) – Ми – (полутон) – Фа – (тон) – Соль – (тон) – Ля – (тон) – Си – (полутон) – До

Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.

В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:

Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:

Мажорная гамма в тональности «Ми»:

Мажорная гамма в тональности «Фа»:

Мажорная гамма в тональности «Соль»:

Мажорная гамма в тональности «Ля»:

Мажорная гамма в тональности «Си»:

Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон

Или в нотах:

Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:

Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Или в нотах:

Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:

Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.

Проникновение мажора в минор и наоборот

Подробности
Категория: Уроки теории

Вариантов тому много и в классической музыке, где тонические функции оттеняют краски противопоставлением одноименного мажора минору или наоборот. О доминантах с субдоминантами можно упоминать еще чаще. Разнообразна периодичность таких противопоставлений в классической музыке, и касается все это, прежде всего, горизонтали.Данный материал уже составлен в отдельный урок и выложен в более подробном виде в новом разделе «Уроки джаза» с присутствующими комментариями и нотными примерами.

перейти к подробному уроку

В данном случае разговор идет о джазе, и в джазе имеет место еще более плотное проникновение мажора в минор, и психологическое воздействие на слушателя оно оказывает совсем иное, нежели романтическая музыка, так как, по факту мажор звучит одновременно с минором.

Речь идет о вертикали, вернее об использовании в гармонизации ступеней, присущих одноименному ладу.Тоники и субдоминанты.Во-первых, в блюзовой тонике мажора уже взято за основу звучание низкой третьей ступени на мажорной функции. Низкие третьи ступени на мажорной функции – также используются и в субдоминанте с доминантой. Здесь изменения (проникновения) происходят в мелодии. Реже может понижаться и пятая ступень в мелодии.Другой случай, когда мелодия исполняется по ладовым ступеням, а вот в структуре средних голосов гармонии появляется ступени из одноименного лада. Это случай для доминант (вспомогательных доминант и двойных доминант), а также для блюзовых тоник (по структуре = доминантам).Относится это, прежде всего, к средним голосам вертикали (чаще партия левой руки), на мелодию это может не оказывать никакого воздействия, но создавать дополнительное перечение (так как мажорные и минорные ступени начинают применяться одновременно) и тем самым усиливать джазовость звучанию. Напоминаем, что мажорный лад отличается от минорного третьей, шестой и седьмой ступенями.Пример: доминантсепт – (G)FHEG#H – весьма распространен и для C мажора и для C минора. В нем E из мажора, а Ab минора. Проблем с разрешением этого аккорда нет CEGH (CEGHC), CEbGBb (CEbGAC). Все голоса можно грамотно разрешить как в мажор так и в минор, а возможно и с параллелизмом.Все это сильно расширяет выбор средств для построения джазовой фактуры. Появляются дополнительные возможности для гармонизации мелодии. Очень сильно возрастает количество вариантов структурного построения аккордов доминантовой функции. И еще, в общую вертикаль добавляется более одного диссонирующего интервала.По теории данная глава, вроде бы, получилась заумная. На практике все выглядит проще. У пианистов просто все это наиграно в руках. Прежде всего, все это касается доминанты (побочных доминант и двойной доминанты – как частный случай), либо их тритоновых замен.Разумеется, музыка базируется более, чем на трех аккордах. Я же описываю случаи именно для трех функций. Если вы научитесь находить фактурное разнообразие в них, то в сложных цифровках будет проще, т.к. гармонически богатая тема уже сама по себе содержит элементы разнообразия.Не забывайте, что в блюзе функцию тоники (субдоминанты) может нести аккорд доминантсептаккордовой структуры.Итак: главная задача – конструирование джазового спектра при использовании взаимопроникновения одноименных ладов решается более, чем на сто процентов. Звучание получается весьма диссонирующим.

  • < Назад
  • Вперёд >

Так чем же всё-таки отличается минор от мажора?

А если коротко . отличие минора от мажора заключается лишь в том, что между вторым тоном и первым в миноре — малая терция, а в мажоре — большая. «))))))))это я вам как бывший музыкант говорю)))) )еще решила дописать. мажор-минор это гармоническое выражение состояний души радость-печаль))))) )

а минор = музыкальный лад, где малая терция, что придает грустное звучание!

1) чисто теоретический: малая и большая терция. это для теоретиков2) практический: применимость конкретных гамм (и аккордов в том числе) для обыгрывания других ладов (дорийского, лидийского и пр. )3) акустический: наложение волн разных частот и возникновение определенных биений, воздействующих так или иначе на ощущения человека. .4) и много еще каких, писать долго. )

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

В чем отличие мажора от минора?

Мажор и минор являются двумя основными ладами музыки. Ладом называют соотношение, сочетание между собой музыкальных звуков, которые объединяются основным тоном или аккордом. Вернемся к мажору и минору. Эти два лада являются абсолютной противоположностью друг другу. Так, музыка, написанная в минорном ладу, звучит грустно, тоскливо, заунывно. А мажорная музыка отличается радостным характером, светлым звучанием, яркими музыкальными красками.

Чем отличается мажор от минора?

Если вы помните как строится трезвучие (аккорд из трех звуков), вы без труда поймете отличие минора от мажора. Мажорное трезвучие строится следующим образом: большая терция + малая терция. Если взять этот аккорд на инструменте, предположим, построить аккорд от ноты «До». Получается, что аккорд будет выглядеть так: «До / Ми / Соль». Нажав эти три клавиши, мы услышим мажорное трезвучие. Аккорд получится светлым, радостным и ярким.

Минорное трезвучие состоит из следующих интервалов: малая терция + большая терция. На клавиатуре инструмента следует нажать ноты «До / Ми бемоль / Соль». Этот аккорд звучит грустно, тоскливо, темно.

http://www.kakprosto.ru/kak-851625-kak-otlichit-minor-ot-mazhorahttp://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-mazhor-ot-minora/http://otvet.mail.ru/question/13596321

Натуральный мажор

Это простейшая гамма, построенная по такому принципу чередования тонов и полутонов: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон». Всего в такой гамме восемь музыкальных ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII и снова I).

И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось. Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.

Очень подробно технику построения гамм по этой формуле мы уже разбирали в уроке «Лад в музыке: мажор и минор» – там можно найти и примеры, и разъяснения по поводу тонов и полутонов.

Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.

Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.

Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.

СТУПЕНИ РАССТОЯНИЕ
ПО ФОРМУЛЕ
КОРРЕКЦИЯ
I-II Тон ЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше.
II-III Тон СИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак.
III-IV Полутон ДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон.
IV-V Тон РЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее.
V-VI Тон МИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным.
VI-VII Тон ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ.
VII-I Полутон СОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально.

В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.

Однако для того, чтобы узнать какие диезы или бемоли должны присутствовать в той или иной гамме натурального мажора, совсем не обязательно каждый раз заново выстраивать гамму по формуле. Можно использовать таблицу уже готовых результатов – так называемый квинтовый круг тональностей, а также научиться мгновенно определять знаки в тональностях по способу, предложенному нами в уроке «Как запомнить знаки в тональностях». Профессиональный музыкант ни на секунду не должен задумываться о том, какие знаки есть в той или иной гамме, а должен просто это знать «как дважды два» (выучить, вызубрить, освоить).

Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

Минор (от латинского слова minor – «меньший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на малой терции. Как правило, минор звучит грустно, печально, уныло.

Мажор (от латинского слова major – «больший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на большой терции. Мажор характеризуется, как правило, радостной, бодрой окрашенностью звука.

участок

После того, как ее первый клиент, Альберт Осборн ( Роберт Бенчли ), делает тяжелый шаг и отказывается принять отрицательный ответ, Сьюзан Эпплгейт ( Джинджер Роджерс ) бросает свою работу массажиста кожи головы Revigorous System и решает уехать из Нью-Йорка и вернуться домой в Стивенсон, штат Айова. На вокзале она обнаруживает, что у нее достаточно денег, чтобы покрыть половину стоимости проезда, поэтому она маскируется под двенадцатилетнюю девушку по имени Су-Су. Когда два подозрительных кондуктора ловят ее за курением, Су-Су укрывается в купе майора Филиппа Кирби ( Рэй Милланд ), который, полагая, что она испуганный ребенок, соглашается позволить ей остаться в своем купе, пока они не дойдут до его остановки.

Когда поезд задерживается из-за наводнения, невеста Филиппа, Памела Хилл ( Рита Джонсон ) и ее отец, его командир в военной академии, где он преподает, едут ему навстречу. Памела садится в поезд и находит Су-Су спящей на нижней койке. Представляя самое худшее, она обвиняет Филиппа в неверности и сообщает о его проступке отцу и правлению. Удивленный, Филипп представляет Су-Су собравшимся авторитетам. Памела настаивает, чтобы она осталась с ними.

Сестра-подросток Памелы Люси ( Дайана Линн ), студентка биологии, сразу же видит сквозь маскировку Сьюзан. Она обещает сохранить свой секрет, если Сьюзен поможет ей саботировать попытки Памелы удержать Филиппа в академии вместо того, чтобы позволить ему быть назначенным на действительную службу . Притворяясь Памелой, Сьюзен звонит одному из знакомых Памелы в Вашингтоне, округ Колумбия , и договаривается об изменении статуса Филиппа.

Сьюзен становится популярной среди кадетов, большинство из которых усовершенствовали технику похищения поцелуев, используя описание падения Линии Мажино . Филип пытается объяснить Сьюзен, почему она не должна их поощрять, теряясь в метафоре лампочек и мотыльков. В какой-то момент он смотрит на нее своим больным глазом и говорит, что однажды она станет «нокаутом».

На танцевальном вечере в большой школе Филип благодарит Памелу: он приходит на действительную службу через неделю. Она не отрицает своей роли, но отказывается выйти за него замуж в такой короткий срок. Кадет Клиффорд Осборн знакомит Сьюзен со своими родителями: его отец — клиент, поведение которого побудило ее бросить работу. Осборну-старшему требуется время, чтобы вспомнить, но в конце концов он узнает Сьюзен и раскрывает ее личность Памеле.

Сьюзен договаривается о встрече с Филиппом после танца. Она бросается обратно в комнату Люси, чтобы переодеться. Памела говорит Филиппу, что Су-Су больна, и Сьюзен находит вместо нее ждущую Памелу. Памела угрожает устроить публичный скандал, который разрушит карьеру Филиппа, если Сьюзен не уйдет немедленно. Сьюзен заставляет Люси пообещать никогда не рассказывать о ней Филиппу.

Сьюзан возвращается домой, но продолжает мечтать о Филиппе, часами глядя на мотыльков, порхающих вокруг света крыльца, к большому разочарованию ее жениха Уилла Даффи ( Ричард Фиск ) и мистификации ее матери ( Лела Э. Роджерс ) . Когда Филип звонит с вокзала, Сьюзен называет себя матерью Су-Су; Су-Су на школьном спектакле. Он едет в Сан-Диего, чтобы явиться на действительную военную службу; у него есть лягушка от Люси. В доме он удивлен сходством миссис Эпплгейт с ее дочерью. Он передает наилучшие пожелания от всех в школе и говорит ей, что Памела вышла замуж за кого-то другого. Памела была права в одном: мужчина, идущий на войну, не имеет права жениться. Он рассказывает ей об офицере в поезде, который едет со своей девушкой. Они остановятся в Неваде, чтобы пожениться, она проведет его, и он уйдет. Миссис Эпплгейт говорит ему, что он недооценивает женщин.

На станции приближается поезд. Сьюзен стоит в дальнем конце платформы

Он осторожно приближается к ней, начиная улыбаться, когда кусочки встают на свои места. Ее имя? Сьюзан Кэтлин Эпплгейт

Она выйдет замуж за солдата — если он ее получит. У нее есть теория о падении Франции … Когда она приближается, он смотрит на нее плохим глазом. Они целуют. «Су-Су!» он плачет. «Приходите, Филипп!» она отвечает, и они бегут к поезду.

Урок №7 (ТЕМА №1.7 Виды мажорных ладов)

  1. Знать названия и определения видов мажорного лада.

Один из них вы изучили и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад, а значит и характер музыки (ведь лад это в первую очередь основной характер музыки). Т.

е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и вместо полутона построить тон? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Осталось совсем чуть-чуть, но для того чтобы разобраться во всех остальных ладах. Нужно выучить все мажорные тональности.

Привет музыкант! Если ты всё выучил, то идём дальше.

Существуют три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический.

С натуральным мы уже разобрались. НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется (тон-тон-полутон- 3 тона- полутон). ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз понижается шестая ступень на полтона.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх как натуральный вид, а при движение вниз понижается шестая и седьмая ступени на пол тона.

Гармонический вид мажора

В До-мажоре появился Ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В Соль-мажоре появился знак Ми-бемоль, а в Фа-мажоре – Ре-бемоль.

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

Гармонический До-мажор:

Гармонический мажор в деле  — мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Мелодический вид мажора

В мелодическом До-мажоре в нисходящем движении появляются два бемоля – Си-бемоль и Ля-бемоль. В Соль-мажоре мелодического вида сначала отменяется Фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой Ми (понижается шестая ступень). В мелодическом Фа-мажоре появляются два бемоля: Ми-бемоль и Ре-бемоль.

В Мелодическом виде звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже, и как правило для смены тональности (звучит очень красиво).

Мелодический До-мажор

Проверка:

  1. Дать определение гармоническому виду мажора
  2. Дать определение мелодическому виду мажора
  3. Определить тональность и вид
  4. Найдите ошибку и определите вид
  5. Определить вид

Виды лада

Пришло время разобраться, чем отличается мажор от минора.

Мажор – происходит от латинского «major», что означает больший. Это потому, что аккорд, на котором он строится, начинается с большой терции. Обозначается как «dur».

Минор – от латинского «minor», означающего меньший. Здесь аккорд строится на малой терции. Обозначается как «moll»

Их легко отличить на слух даже тем, кто не сильно разбирается в музыке.

Мажорный и минорный лад нужны для того, чтобы передать настроение и характер, с помощью них композитор выражает эмоции, переживания и вектора движения всего произведения. Если нужно передать радость, торжество, что-то светлое и игривое, произведение пишут в мажоре. Для того, чтобы показать скорбь, тревогу, печаль используют минор.

Например, «Цыганочка», несмотря на игривость, написана в миноре, а некоторые представители лиричного американского блюза – в мажоре.

Виды мажора и минора бывают разные, в статье мы рассматриваем натуральные виды. Они встречаются и используются чаще всего.

Также есть гармонический мажор (идет понижение шестой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени понижаются). Гармонический минор (идет повышение седьмой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени повышаются).

Как их определить? Чтобы отличить мажор это или минора, нужно внимательно слушать произведение, разница именно в окраске звучания, мелодии, настроении.

Музыкальный термин в обыденной жизни

В молодёжном сленге слово мажор употребляется в контексте, указывающим на богатых людей, живущих в достатке и изобилии. Считается, что люди, обладающие большими материальными благами, получают практически всё, чего желают. А человек, который получает желаемое, пребывает в радости и эйфории. И наоборот: люди, которые не имеют большого количества материальных благ, далеко не всегда получают желаемое и поэтому не всегда пребывают в состоянии радости и удовольствия.

Минор (от латинского слова minor – «меньший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на малой терции. Как правило, минор звучит грустно, печально, уныло.

Мажор (от латинского слова major – «больший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на большой терции. Мажор характеризуется, как правило, радостной, бодрой окрашенностью звука.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.