Оглавление
Основные / второстепенные работы, меняющие тон
- Альбенис — Кордова, № 4 из Песни Испании, Opus 232 (Fd)
- Алкан — Приер, соч. 66 № 7 (Ca)
- Бернштейн — Псалмы Чичестера (B ♭ -g)
- Берлиоз — Реквием (Grande Messe des Morts), соч. 5, viii, Hostias (Gb ♭ )
- Бизе — Симфония до мажор, ii (Fa)
- Клод Боллинг — Сюита для флейты и джазового фортепианного трио (Gc)
- Брамс — Du mein einzig Licht, WoO 33 No. 37 (Af ♯ )
- Брамс — Vom Strande, соч. 69 No. 6 (Fa)
- Шоссон — Поэма любви и любви (Б-г)
- Chausson — Poème de l’amour et de la mer, ii (на самом деле третья часть, считая ненумерованную интерлюдию) (Ред)
- Шопен — Баллада No. 2 (Fa)
- Куперен — Ordre 25ème de clavecin (E ♭ -c)
- Дебюсси — Pour le piano , Sarabande (Ec ♯ ) (ми мажор предлагается в начале части, а также в различных других частях, но заканчивается до-диез минор)
- Дебюсси — Бергамасская сюита (Ff ♯ )
- Дворжак — Полуденная ведьма (Калифорния)
- Энеску — Cantabile e Presto для флейты и фортепиано, 1904 (E ♭ -g)
- Энеску — Ноктюрн и Сальтарелло для виолончели и фортепиано, 1897 (Fa)
- Финзи — Детство среди папоротников (E ♭ -b ♭ )
- Фукс — Серенада ре мажор соч. 9, ii (B ♭ -g)
- Гендель — Валтасар , Хор вавилонян: «Боги-хранители нашей империи, смотрите вниз» (Ге)
- Гендель — Concerto Grosso Op. 3 №1 (B ♭ -g)
- Гендель — Сюита для клавесина No. 2 фа, HWV 427, i (Fa)
- Гайдн — Арианна а Наксос, Hob. XXVIb: 2 (E ♭ -f)
- Мириам Хайд — «Болотные птицы» для флейты и фортепиано (Db)
- Lalo — Rapsodie norvégienne (Объявление)
- Массне — Концерт для фортепиано с оркестром (E ♭ -c)
- Моцарт — Die Entführung aus dem Serail (Похищение из Сераля), Ария, «Solche Hergelauf’ne Laffen» (Фа) (хотя ария прерывается разговорным диалогом после полной каденции фа мажор, а затем продолжается ля минор на новый темп)
- Моцарт (завершено Зюссмайром ) — Реквием , VII. Communio (B ♭ -d) (оканчивается на открытой пятой в контексте ре минор)
- Моцарт — Прелюдии К. 284a / 395, iii (B ♭ -c)
- Моцарт — Прелюдии и фуги K. 404, v (E ♭ -c)
- Моцарт — Модулирующая прелюдия, К. деест (Fe)
-
Мусоргского (завершено Стравинский ) — Хованщина (например ♯
Ключевая схема в опере построена по большей части по принципу острой плоскости; таким образом, вступление, достигающее G ♯ мажор, является самой резкой музыкой во всей опере, и многие предзнаменования или описания катастрофы в опере написаны на шести или семи квартирах или даже за их пределами . Мусоргский предназначен окончание в А ♭ минор для финальной сцены, в которых староверы совершают массовое самоубийство; Стравинский уважал это в своем завершении, хотя и написано энгармонично для облегчения чтения. Другие пополнения не уважают это: Римский-Корсаков заканчивается ♭ мажор Шостаковича фа мажор. Валерий Гергиев ‘производства s, несмотря на использование завершения Шостаковича, вырезать окончательные бруски и конец с оркестровым пересказом старообрядческого окончательного хора (как написано Римской-Корсаковой и reorchestrated Шостаковичем) в G ♯ несовершеннолетнего, таким образом , после оригинального ключа схема.
)
- Пуленк — Фортепианный секстет, ii (D ♭ -a ♭ )
- Пуленк — Французская сюита FP 80, ii (Fd)
- Пуленк — Трио для фортепиано hautbois et basson, ii (B ♭ -f)
- Пуленк — Gloria FP 177, i (Гб)
- Пуленк — Гобой Соната , FP 185, (Ga ♭ )
- Райнбергер — Соната для фортепиано соч. 47 (Ca)
- Сати — Gnossiennes № 5 (Ge) и 6 (Fc)
- Шенберг — Камерная симфония № 2, соч. 38 , ii (Ge ♭ )
- Шуберт — Die Nonne, D. 212 (A ♭ -f)
- Шуберт — Grablied, D. 218 (A ♭ -f)
- Шуберт — Эрстер Верлюст, Д. 226 (A ♭ -f)
- Шуберт — Соната для фортепиано, D. 279
Однако некоторые власти считают это незавершенным; две неполные части до-мажор (D. 346 и D. 309A) были выдвинуты в качестве кандидатов на недостающий финал, оба из которых заставили бы это перестать быть мажорным / минорным.
(Ca)
- Шуберта — Deutscher Тэнз, Д. 365 № 22 (. Соч 9 № 22) (БГ ♯ )
- Шуберт — Риттер Тоггенбург, Д. 397 (Fb ♭ )
- Шуберт — Der Herbstabend, D. 405 (A ♭ -f)
- Шуберт — Klage an den Mond, D. 436 (Fd)
- Шуберт — Эдоне, Д. 445 (E ♭ -c)
- Шуберт — Лидесенд, Д. 473 (E ♭ -e, обе версии)
- Шуберт — Didone Abbandonata, D. 510 (E ♭ -f)
- Шуберт — Auf der Donau, D. 553 (Op.21 No. 1) (E ♭ -f ♯ )
- Шуберт — Der Pilgrim, D. 794 (Op.37 No. 1) (Db, первоначально Ec ♯ )
- Шуман — Реплика, № 8 Карнавала (B ♭ -g)
- Шуман — № 16 Davidsbündlertänze (Великобритания)
- Шуман — Крейслериана , № 4 (B ♭ -d) (только первое издание)
- Сметана — Проданная невеста , Ария, «Kdybych se co takového» (B ♭ -g)
- WG Still — Симфония № 3 (Ac)
- Чайковский — Спящая красавица — Финал и апофеоз (Dg)
- Чайковский — Шесть пьес соч. 21, No. 1 «Прелюдия» (Bg ♯ )
- Воан Уильямс — Три песни Шекспира, «Башни Cloud Capp’d» (Df) (обратная третья часть Пикардии )
Три вида параллельных тональностей
Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:
— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.
— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.
— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.
Параллельные тональности
Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.
Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.
Подытожим: параллельные тональности имеют одинаковые звуки, одинаковые знаки альтерации (диезы или бемоли), но у них разные тоники и разный лад.
Как найти параллельную тональность
Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.
Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.
Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:
Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.
Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:
В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.
Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:
Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора
В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.
Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.
Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.
Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:
Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:
Мажорная гамма
Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.
Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:
До – (тон) – Ре – (тон) – Ми – (полутон) – Фа – (тон) – Соль – (тон) – Ля – (тон) – Си – (полутон) – До
Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.
В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:
Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:
Мажорная гамма в тональности «Ми»:
Мажорная гамма в тональности «Фа»:
Мажорная гамма в тональности «Соль»:
Мажорная гамма в тональности «Ля»:
Мажорная гамма в тональности «Си»:
Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:
До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си
В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон
Или в нотах:
Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:
Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:
Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:
До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль
В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Или в нотах:
Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:
Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:
Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.
Проникновение мажора в минор и наоборот
- Подробности
- Категория: Уроки теории
Вариантов тому много и в классической музыке, где тонические функции оттеняют краски противопоставлением одноименного мажора минору или наоборот. О доминантах с субдоминантами можно упоминать еще чаще. Разнообразна периодичность таких противопоставлений в классической музыке, и касается все это, прежде всего, горизонтали.Данный материал уже составлен в отдельный урок и выложен в более подробном виде в новом разделе «Уроки джаза» с присутствующими комментариями и нотными примерами.
перейти к подробному уроку
В данном случае разговор идет о джазе, и в джазе имеет место еще более плотное проникновение мажора в минор, и психологическое воздействие на слушателя оно оказывает совсем иное, нежели романтическая музыка, так как, по факту мажор звучит одновременно с минором.
Речь идет о вертикали, вернее об использовании в гармонизации ступеней, присущих одноименному ладу.Тоники и субдоминанты.Во-первых, в блюзовой тонике мажора уже взято за основу звучание низкой третьей ступени на мажорной функции. Низкие третьи ступени на мажорной функции – также используются и в субдоминанте с доминантой. Здесь изменения (проникновения) происходят в мелодии. Реже может понижаться и пятая ступень в мелодии.Другой случай, когда мелодия исполняется по ладовым ступеням, а вот в структуре средних голосов гармонии появляется ступени из одноименного лада. Это случай для доминант (вспомогательных доминант и двойных доминант), а также для блюзовых тоник (по структуре = доминантам).Относится это, прежде всего, к средним голосам вертикали (чаще партия левой руки), на мелодию это может не оказывать никакого воздействия, но создавать дополнительное перечение (так как мажорные и минорные ступени начинают применяться одновременно) и тем самым усиливать джазовость звучанию. Напоминаем, что мажорный лад отличается от минорного третьей, шестой и седьмой ступенями.Пример: доминантсепт – (G)FHEG#H – весьма распространен и для C мажора и для C минора. В нем E из мажора, а Ab минора. Проблем с разрешением этого аккорда нет CEGH (CEGHC), CEbGBb (CEbGAC). Все голоса можно грамотно разрешить как в мажор так и в минор, а возможно и с параллелизмом.Все это сильно расширяет выбор средств для построения джазовой фактуры. Появляются дополнительные возможности для гармонизации мелодии. Очень сильно возрастает количество вариантов структурного построения аккордов доминантовой функции. И еще, в общую вертикаль добавляется более одного диссонирующего интервала.По теории данная глава, вроде бы, получилась заумная. На практике все выглядит проще. У пианистов просто все это наиграно в руках. Прежде всего, все это касается доминанты (побочных доминант и двойной доминанты – как частный случай), либо их тритоновых замен.Разумеется, музыка базируется более, чем на трех аккордах. Я же описываю случаи именно для трех функций. Если вы научитесь находить фактурное разнообразие в них, то в сложных цифровках будет проще, т.к. гармонически богатая тема уже сама по себе содержит элементы разнообразия.Не забывайте, что в блюзе функцию тоники (субдоминанты) может нести аккорд доминантсептаккордовой структуры.Итак: главная задача – конструирование джазового спектра при использовании взаимопроникновения одноименных ладов решается более, чем на сто процентов. Звучание получается весьма диссонирующим.
- < Назад
- Вперёд >
Так чем же всё-таки отличается минор от мажора?
А если коротко . отличие минора от мажора заключается лишь в том, что между вторым тоном и первым в миноре — малая терция, а в мажоре — большая. «))))))))это я вам как бывший музыкант говорю)))) )еще решила дописать. мажор-минор это гармоническое выражение состояний души радость-печаль))))) )
а минор = музыкальный лад, где малая терция, что придает грустное звучание!
1) чисто теоретический: малая и большая терция. это для теоретиков2) практический: применимость конкретных гамм (и аккордов в том числе) для обыгрывания других ладов (дорийского, лидийского и пр. )3) акустический: наложение волн разных частот и возникновение определенных биений, воздействующих так или иначе на ощущения человека. .4) и много еще каких, писать долго. )
Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.
Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).
В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.
В чем отличие мажора от минора?

Эта тема закрыта для публикации ответов.