Копинг-стратегии: как бороться со стрессом

Алан-э-Дейл       11.06.2022 г.

Теория копинга

Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в психологической науке во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом Абрахамом Маслоу.

Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса. Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.

Детали данного навыка переплетаются с «Я-концепцией», эмпатией, условиями среды и локусом контроля. Согласно представлениям Абрахама Маслоу, копинг-поведение – это противоположность экспрессивному поведению.

Диагностическая методика для определения стратегий

Для того чтобы определить, какой именно стратегией пользоваться в той или иной ситуации, ее необходимо диагностировать. Диагностическая методика была разработана ученым-психологом Амирханом. Он разделил механизмы решения проблем на 3 группы:

  1. Самостоятельное разрешение ситуации;
  2. Поиск помощи у других личностей, в том числе психологической;
  3. Самоустранение от стресса.

Любой человек должен знать и применять все три стратегии в жизни, ведь уровень стресса определяет только он сам. Для кого-то ситуация решится без помощи социума, в другом случае человек самостоятельно не сможет с ней справиться. Во втором варианте он будет использовать второй или третий механизм по устранению проблемы.

Обратите внимание! При использовании индивидом диагностических методик для определения дальнейших поведенческих реакций копинг-стратегии являются осознанными и произвольными. Личность самостоятельно оценивает и берет ответственность за каждое свое действие. Диагностирование можно проводить самостоятельно, с помощью онлайн-приложений, а также в этом может помочь психолог, если стрессовая ситуация длительна и несет угрозу психическому здоровью индивида

Диагностирование можно проводить самостоятельно, с помощью онлайн-приложений, а также в этом может помочь психолог, если стрессовая ситуация длительна и несет угрозу психическому здоровью индивида.

Копинг стратегии у подростков

Копин стратегии и стресс подростков в разные периоды возраста по-разному проявляются и взаимодействуют

С возрастом когнитивные копинги (эмоционально–ориентированные, позитивная переоценка, позитивный внутренний диалог, переключение и управление вниманием, копинг избегания) все более сильно появляются и становятся еще разнообразней. Но существуют также данные, согласно которым, дети с возрастом все реже нуждаются в социальной поддержке, в ситуации со стрессом. Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций

В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы

Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций. В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы.

Виды копинг-стратегий поведения можно распределить, учтив их уровень адаптивных возможностей.

Жизненные события меняются с огромной быстротой и проблем среди них немало, поэтому и разнообразие решений таких жизненных ситуаций очень большое. Вначале подросткового периода 10-11 лет происходит проявление специфических черт, среди которых основными является направленность на общение со сверстниками, стремление утверждать свою самостоятельность и личностную независимость. Подростки начинают отдаляться от своих родителей, отчуждаются от взрослых. Сильно выражается направленность на противостояния, желание демонстрировать себя, как взрослого человека, отстаивать свои права, независимость. Но наряду с такими героическими порывами к самостоятельности, все же присутствует желание получать от взрослых помощь, ощущать их защиту и поддержку. Самым важным фактором во взрослении ребенка и формировании подростка, как личности является общение со сверстниками и старшими подростками. В этот период – 14-15 лет очень большая восприимчивость сознания, так что, поскольку общение отыграет главную роль и определяет ведущую деятельность, это влияет на всю дальнейшую жизнь подростка, зависимо от того насколько он будет подпадать под влияние этой компании.

Повышенная комформность к правилам и ценностям группы, к которой подросток принадлежит, определяет его стремление к удовлетворению своей потребности в занятии почтенного положения среди сверстников. Подростковый возраст очень бурный, наполнен продуктивным развитием познавательных процессов. Он характеризуется становлением целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания, теоретического и творческого мышления, логической памяти и избирательности. Центральным новообразованием личности в этом периоде есть выход сознания на новый уровень, укрепление Я-концепции, в которой выражается стремление понять себя, свою истинную личностную природу, свои способности и особенности, понять свою уникальность, отличие от других.

Копинг стратегии подростков до конца не изученные.

В зависимости от успеваемости подростка у него будет разная копинг стратегия. В тех, у кого хорошая успеваемость характеризуются высокой выраженностью копинг стратегии «разрешение проблем», немного меньше выражена стратегия «поиска социальной поддержки» и не выражено «избегание». У подростков средней успеваемости ведущей копинг стратегией есть «поиск социальной поддержки», «разрешение проблем» на втором месте и наименее выражено «избегание от проблем». А у подростков с наихудшей успеваемостью наиболее выражена и всех троих стратегия «избегания», «поиск социальной поддержки» на втором месте и «разрешение проблем» на последнем. Это объясняется тем, что ученики, которые не успешны, им мешают хорошо учиться внутренние психологические травмы, или особенности их развития, вследствие чего они не научились адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, и выбирают наиболее легкий способ решения проблемы – вообще игнорировать ее, убежать и не искать решения

Если в подростковом возрасте сформируется определенная копинг стратегия, она может остаться ведущей на всю жизнь, поэтому очень важно обеспечить ребенку необходимые нормальные условия, в которых он будет развиваться, как взрослая личность

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Эффективность и адаптивность копинга

Копинговые стратегии применяются во многих сферах жизнедеятельности. Их можно разделить на те, которые приносят эффект, и, соответственно, неэффективные. Эффективным копинг считается в том случае, когда индивиду удалось выйти из зоны стресса с наименьшими потерями в эмоциональном плане и с увеличением устойчивости к появлению дискомфортных проблем.

Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса

В разных жизненных ситуациях при потере самоконтроля человек может не использовать копинг-стратегии, применяемые ранее в похожих ситуациях. Это связано не только с темпераментом или характером, но и с воспитанием, социализацией и т.д.

Обратите внимание! Адаптивность копинга должна начинать применяться еще в дошкольном возрасте. С помощью этих схем ребенок растет более уверенным в себе, с сильной устойчивостью к неблагоприятным моментам, более социализированным

Есть и другая сторона медали. Например, если применяются в большей степени эмоционально ориентированные линии поведения, а не проблемно-ориентированные, у ребенка может повыситься уровень тревожности и появиться склонность к депрессивным состояниям.

В психологии есть понятие агрессивного копинга. Это форма копинга, которая включает в себя физическое воздействие на кого-либо для решения дискомфортной ситуации. Стратегия относится к эффективным, но она не является положительной.

К эффективным стратегиям можно отнести активный поиск выхода из стрессовой ситуации. Индивиды, использующие такую стратегию, легче адаптируются и меньше теряют в эмоциональном плане.


Применение копинг стратегии может привести к увеличению жизненного комфорта

Ресурсный подход к копинг-стратегиям[править | править код]

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства .

Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс — это главное средство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) других ресурсов» .

К ресурсному подходу относят некоторых серьёзных исследователей, работы которых ранее не связывались с изучением копингового поведения . В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида) . Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR — теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) .

Конструкт самоэффективности, разработанный А.Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение . По Э. Фрайденберг, с самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды .

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом .

Историческая справка

Изучением психологической защиты в течение последних двух столетий занимались врачи и психологи. Эта область знаний неразрывно связана с развитием психиатрии и нейрофизиологии. Открытие копинг-стратегий помогло ученым понять причины возникновения некоторых заболеваний и разработать продуктивные методы психотерапии. Сегодня разнообразные адаптационные техники используются в когнитивно-поведенческой терапии и других методах лечения психических расстройств.

Взгляды ученых на явление:

  • В середине 20 века немецкий психоаналитик Карен Хорни разрабатывал свою теорию психологической защиты от ежедневных трудностей, опасных ситуаций и межличностных конфликтов. Ученый открыл несколько стратегий адаптации. Так, одна из них заключается в принятии компромиссов, позволяющих разрешать конфликтные ситуации. Карен также описал нездоровые механизмы защиты, приводящие к развитию неврозов. Так, например, речь идет о постоянном мысленном возвращении к неприятной ситуации.
  • Немецкий ученый Отто Фенихель занимался изучением копинг-стратегий в детском возрасте. Психолог пришел к выводу, что сознание ребенка постепенно привыкает к определенным реакциям и суждениям, спровоцированным нежелательными явлениями. Это своеобразный способ отвлечения от негативного события. Во время взросления этот метод модернизируется. Взрослому необходимо не только отвлекаться от стресса, но и постепенно принимать новую, менее комфортную реальность, где периодически случаются конфликты и происшествия.
  • Специалист в области психологии Хайнц Хартманн описал копинг-стратегии как один из способов выражения ядра личности (эго). Ученый описал постепенное развитие механизма в течение жизни. Согласно его теории, человек с первых лет жизни начинает преодолевать определенные трудности, «подпитывающие» условные рефлексы психологической защиты. К моменту взросления формируется устойчивый тип адаптации к негативным воздействиям.

Современное развитие копинг-стратегии в сфере психотерапии во многом связано с работами перечисленных выше ученых.

Виды стратегий

Пришла пора подробней осветить различные виды реализации копинг-поведения.

Проблемно-ориентированный копинг. Это, как уже говорилось, действия, направленные на решение самой проблемы.Существует ряд видов проблемно-ориентированного копинга :

  • Конфронтационный копинг – действия, направленные на разжигание противоборства, столкновения. Такие действия свойственны импульсивным людям, склонным к конфликтам.
  • Контролирование эмоций – такое поведение свойственно людям сдержанным, которые предпочитают не открывать свои чувства другим.
  • Поиск одобрения и поддержки у других – при этом индивид старается привлекать для решения своей проблемы ресурсы извне, использовать социум.
  • Избегание – копинг-стратегия, свойственная духовно слабым людям, хотя непродолжительное время её может использовать любой человек. Такой копинг предполагает уход от проблемы в иллюзии, алкоголизм, наркоманию. «Обычные», достаточно сильные духом люди прибегают к такому поведению при слишком сильной душевной травме, усталости от тяжёлых обстоятельств.
  • Следующий тип – эмоционально ориентированный копинг. Уход в замещающую деятельность – копинг, похожий на сублимацию, хотя в данном случае выбор замещающей деятельности более широкий.
  • Творчество – важный вид копинг-поведения, при котором переживание выражается через рисование, вышивание и другие формы искусства. Сюда же относится и юмор, который позволяет в негативной ситуации найти какой-то позитив.
  • Фантазирование – также важный вид копинга, при котором личность задействует воображение; этот ресурс позволяет найти креативный выход порой из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.
  • Выплеск эмоций – такой копинг, когда даже деструктивные переживания, но в социально-приемлемой форме, могут помочь найти выход из ситуации.
  • Сдерживание – копинг, при котором травмирующая ситуация вытесняется в бессознательное, посредством чего личность может существовать дальше; иногда при этом происходит переключение на другую деятельность.
  • Разрядка – поведение, когда деструктивные переживания переносятся на материальные предметы.
  • Отстранение – выключение всех эмоций.

Уважаемые коллеги и партнеры!

Наш центр — это прежде всего команда настоящих профессионалов, умело внедряющих инновационные технологии работы в учреждения социальной защиты населения Краснодарского края. Мы предлагаем актуальные темы обучающих мероприятий, на которых специалисты не только овладевают новыми знаниями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, но и обмениваются опытом работы, расширяют круг общения. Оказавшись в стенах «Краевого методического центра», специалисты становятся частью большого профессионального сообщества – социальных работников. В результате у них появляется понимание значимости их работы, усиливается мотивация к ней, раскрывается скрытый потенциал каждого. Общение с опытными преподавателями и коллегами исключает синдром профессионального выгорания и дает импульс к позитивным изменениям в профессиональной деятельности специалистов. Основной принцип нашей работы — ориентация на потребности клиента. Ежегодно расширяется круг обучающих мероприятий и актуализируется их содержание. Успешный опыт взаимодействия с различными органами и учреждениями позволил завоевать хорошую репутацию и доверие среди них. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и сохранение сложившихся деловых и дружеских отношений.

С наилучшими пожеланиями, Наталия Ивановна Дудий, руководитель ГКУ КК «Краевой методический центр»

Процедура проведения

Инструкция

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

  • Полностью согласен.
  • Согласен.
  • Не согласен.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Виды копинг-стратегий

Классификация копинг-стратегий выглядит так:

  1. Адаптивные. Это активный поиск возможного решения проблемы, включающий в себя взаимодействие с другими людьми.
  2. Неадаптивные. Сбегание от трудностей. В психологии это попытки уйти от реальности, агрессия, покорность.
  3. Частично адаптивные. Человек избегает проблему, придумывая для этого какой-то предлог.

В зависимости от цели, стратегии также делятся на 3 вида:

  • направлены на сохранение психического и эмоционального равновесия;
  • меняют внутренний мир, отношение к ситуации;
  • преобразовываются и человека, и проблему.

Стоит отметить, что оптимизм и позитивное мышление — это не копинг-стратегии. Это качества, присущие той или иной личности. Стратегии представляют собой комплекс мер, план действий на тот или иной случай. Вышеописанные качества помогают реализовывать эти планы на практике.

Существует еще несколько видов копинг-стратегий. По направленности они бывают:

определяющими степень важности случившегося для конкретного человека;
сконцентрированными на борьбе со стрессом;
сосредоточенными на сохранении нормального состояния психического и эмоционального здоровья.

По успешности:

  • с применением конструктивных копинг-стратегий;
  • с использованием деструктивных стратегий.

По стилю:

концентрация на проблеме (поведенческие);
сосредоточенность на избегании проблемы (когнитивные);
внимание направлено на эмоции (эмоциональные).

По тому, как человек контролирует ситуацию:

  • составление плана действий;
  • асоциальные поступки;
  • косвенные действия;
  • активные действия.

По типу ситуации:

  • самоконтроль;
  • проявление агрессии при попытке изменить ситуацию;
  • использование помощи со стороны;
  • избегание ситуации или уход от реальности;
  • взгляд с другой стороны;
  • составление плана по решению проблемы.

По открытости:

  • решение проблемы мысленно;
  • исправление ситуации с помощью активных действий.

3 самые большие группы копинг-стратегий (адаптивные, неадаптивные и комбинированные) делятся на подвиды в зависимости от стиля.

Адаптивные:

  1. Поведенческие: активные действия человека по устранению проблемы. Он действует либо сам, либо с помощью окружающих.
  2. Когнитивные: происходит анализ сложившейся ситуации. При этом индивид сохраняет на должном уровне свою самооценку, развивает самообладание, становится увереннее в себе.
  3. Эмоциональные: протест, оптимистический взгляд на происходящее вокруг.

Неадаптивные:

  1. Поведенческие: попытка уйти от реальности, уединение, избегание трудностей в мыслях, отказ от решения проблемы.
  2. Когнитивные: отсутствие веры в свои способности, растерянность, смирение, недооценка серьезности проблемы.
  3. Эмоциональные: внушение чувства вины себе или окружающим, подавление чувств и эмоций, безнадежность, покорность обстоятельствам.

Относительно адаптивные:

  1. Поведенческие: попытки хотя бы временно отстраниться от проблемы с помощью увлечений, прогулок, алкоголя и т.д.
  2. Когнитивные: сравнение случившегося с ситуациями, которые произошли у других людей. Сознательное превращение проблемы в то, с чем будет легче справиться. Например, можно посчитать ее испытание, преодоление которого поможет измениться в лучшую сторону.
  3. Эмоциональные: желание возложить ответственность за решение проблемы на другого человека, устранение эмоционального напряжения.

То, какие копинг-стратегии человек использует для борьбы со стрессом, легко выяснить, зная тип его личности.

Относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии встречаются довольно часто. Вспомните, как много людей «заливают» проблемы алкоголем. Знаю молодого человека, назовем его Александром. Пока он отсутствовал дома из-за работы, его жена изменила ему и не один раз. Узнав об этом, он ушел от нее. Но там осталась маленькая дочь, которую Александр очень любил. Чувства к жене тоже еще остались. Не в силах справиться с ними и с негативными эмоциями, он начал выпивать каждый день.

Также у меня есть подруга, который приходится справляться с множеством проблем. У нее маленький ребенок, сложные отношения в семье, задержки зарплаты и многое другое. Так вот, пытаясь уменьшить проявления стресса, она занимается творчеством: рисует, плетет различные изделия из бумаги. И знаете, это действительно помогает.

Копинг стратегии что такое

Определение копинг стратегии пришло в Россию с Англии. В переводе оно означает совладание, контроль, преодоление. Копинг это в психологии поиск кратких путей разрешения стрессовой ситуации. Он включает в себя и поведенческие нормы, и когнитивные, и эмоциональные.

Термин копинг-стратегия появился в 60-х годах прошлого столетия. Впервые его применила психолог Л. Мерфи только по отношению к детским проблемам. Через несколько лет данным термином воспользовался Р. Лазарус при написании труда «Стресс и методы его преодоления». В своей книге он применял это понятие к психологии стресса взрослых людей.

Теория, структура и суть копинг-стратегии

Основополагающим понятием данного термина выступает стресс. В теоретической психологии он рассматривается как ситуация, приносящая дискомфорт конкретной личности. Эта же личность определяет для себя уровень дискомфорта. Копинг-стратегия – это реакция личности на уровень дискомфорта, оценивание своего внутреннего потенциала при решении стрессовых ситуаций, поиск дополнительных ресурсов и возможность направить их в правильное русло.

Данное понятие описывает реакции не только на глобальные проблемы, но и на каждодневные неблагоприятные моменты, происходящие в обыденной жизни. Суть копинг-поведения заключается в объединении мыслей и действий, которые направлены на преодоление дискомфортного состояния.

Поведенческие реакции делятся на произвольные и непроизвольные. Произвольные реакции – это обдуманный план действий, которому следует индивид, а непроизвольные – импульсивные решения, в основе которых заложен темперамент или другие особенности характера человека. Непроизвольные реакции неподвластны самоконтролю.


Суть копинга заключается в умении совладать с ситуацией

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) → Начать тест

Шкалы: копинг-поведение – решение задачи, эмоции, избегание, отвлечение, социальное отвлечение

Тестируем: свойства личности · Возраст: Тип теста: вербальный · Вопросов: 48 Комментарии: · написать

Назначение теста

Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция к тесту

Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации и поставьте соотетствующую цифру в бланке ответов.

Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто
1 2 3 4 5
Тестовый материал

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях

  1. Стараюсь тщательно распределить свое время.
  2. Сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
  3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.
  4. Стараюсь быть на людях.
  5. Виню себя за нерешительность.
  6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
  7. Погружаюсь в свою боль и страдания.
  8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
  9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.
  10. Думаю о том, что для меня самое главное.
  11. Стараюсь больше спать.
  12. Балую себя любимой едой.
  13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
  14. Испытываю нервное напряжение.
  15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
  16. Говорю себе, что это происходит не со мной.
  17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
  18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
  19. Испытываю эмоциональный шок.
  20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.
  21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.
  22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
  23. Иду на вечеринку.
  24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.
  25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.
  26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
  27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
  28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
  29. Иду в гости к другу.
  30. Беспокоюсь о том, что я буду делать
  31. Провожу время с дорогим человеком.
  32. Иду на прогулку.
  33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
  34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
  35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
  36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
  37. Звоню другу.
  38. Испытываю раздражение.
  39. Решаю, что теперь важнее всего делать.
  40. Смотрю кинофильм.
  41. Контролирую ситуацию.
  42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
  43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
  44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
  45. Отыгрываюсь на других.
  46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
  47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
  48. Смотрю телевизор.
Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке результатов суммируются баллы, поставленные испытуемыми с учетом приведенного ниже ключа.

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48.
Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37

(Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения).

Источники

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.442-444

• Конфронтация

Стратегия конфронтации предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. При выраженном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях. Положительные стороны: возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию.

Отрицательные стороны: недостаточная целенаправленность и рациональная обоснованность поведения в проблемной ситуации.

Ресурсы копинга

Чтобы понять, как именно субъект выбирает стратегию в той или иной ситуации, достаточно понимать поведенческие стили, сформированные из нескольких стратегий. Во время стресса человек использует самую подходящую стратегию, выбор происходит на подсознательном уровне.

Механизмы копинга основываются на следующих ресурсах:

  • эмпатия – способность принимать иную точку зрение и находить с её помощью новые пути выхода из стресса (часто применима для детского возраста);
  • Я-концепция – уверенность в себе и своих силах;
  • аффилиация – уровень социальных потребностей индивида;
  • локус контроля – способность адекватно расценивать своё влияние на причину стресса;
  • конгитивные ресурсы – умственные ресурсы человека, уровень его образованности и воспитанности.

Каждый из этих ресурсов в общей сложности определяет модель поведения человека в стрессовой ситуации.

В процессе развития и становления личности стратегии копинга могут значительно меняться.

Копинг-стратегии с точки зрения психологии и физиологии

Главными регуляторными системами организма являются головной мозг и эндокринный аппарат. Головной мозг представляет собой отдел центральной нервной системы, отвечающий за поддержание жизненно важных функций и когнитивные процессы, включая память, интеллект и эмоции. Высший отдел мозга, называемый корой больших полушарий, обеспечивает мышление и выработку адаптивных стратегий. Эндокринный аппарат образован железами внутренней секреции, выделяющими регуляторные вещества (гормоны). Выработка этих веществ помогает организму подготовиться к изменению внешнего или внутреннего состояния.

Эндокринные процессы во многом определяют совладающее поведение. Было обнаружено, что основной гормон стресса (кортизол) вырабатывается в организме во время стрессовых ситуаций у мужчин. У женщин, напротив, уровень этого гормона снижается в аналогичной ситуации, однако при этом усиливается активность лимбических отделов головного мозга. Многие ученые считают, что именно эта разница определяет разные гендерные стратегии защиты от стресса. У мужчин основные адаптивные механизмы укладываются в рамки избегания или атаки, а у женщин в заботе и сопереживании.


Кортизол (основной гормон стресса) секретируется корой надпочечников

Мужская стратегия «бей или беги» активирует симпатическую нервную систему и способствует выработке адреналина. На фоне этих физиологических процессов улучшается физическая активность. Аналогичная реакция возникает в женском организме, однако уровень агрессии, как правило, ниже. Перечисленные гендерные механизмы описывают только простейшие или фундаментальные методы адаптации к стрессу. Существуют более сложные когнитивные функции, связанные с воздействием психологического стресса.

Подробнее об адаптационных механизмах

Фундаментальные стратегии совладания со стрессом базируются на физиологических изменениях, продиктованных деятельностью секреторных органов и отделов нервной системы. Существуют основные типы изменений в организме, определяющие множество психологических копинг-стратегий. Понимание этих процессов помогает улучшать адаптацию к стрессовым факторам.

Главные виды физиологических изменений:

Активация симпатической нервной системы и выработка адреналина при неблагоприятном воздействии

Например, охотник увидел недалеко от себя медведя. Адаптация организма заключается в изменении тонуса сосудов, улучшении работы мышц и усилении притока крови к определенным органам. Активируется деятельность головного мозга, благодаря чему индивид находит способ решения проблемы.

Активация парасимпатической нервной системы

Возникает обратный эффект, подготавливающий организм к отдыху. Индивид расслабляется, активность коры головного мозга уменьшается. Например, такие изменения возникают во время подготовки ко сну. Парасимпатическая регуляция играет важную роль в преодолении хронического стресса. Нарушение этой функции приводит к неблагоприятным изменениям в сферах психологии и физиологии.

Разные типы нервной и эндокринной регуляции — это предпосылки к появлению определенных копинг-стратегий.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.