Оглавление
Принятая классификация
Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:
Неосознанное внутреннее
Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.
Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.
Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.
Внешний тип
Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.
Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.
Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.
При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.
Классификация
Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:
- Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
- Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.
В психологии также выделяют такие виды наблюдения:
- Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
- Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.
Формы наблюдения:
- осознанное;
- неосознанное внешнее;
- неосознанное внутреннее;
- неосознанное окружающее.
Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.
Особенности осознанной формы наблюдения:
- ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
- объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.
Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.
Особенности:
- Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
- Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.
В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.
При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.
Достоинства и недостатки метода наблюдения
Достоинстоинством, бесспорно является то, что восприятие ситуации наблюдателем происходит напрямую, информация поступает из первоисточника, вероятность искажения данных очень низка.
К недостаткам можно отнести: большие затраты времени, отсутствие комментариев к зафиксированным фактам, опасность субъективности взгляда исследователя на ситуацию вследствие разницы в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожести их интересов, ценностных ориентаций и т.д.
Тем не менее, наблюдение можно назвать одним из ведущих методов, в силу того, что активно развиваются технические аудиовизуальные средства. Цифровые технологии позволяют создавать каталоги с четкой структурой, куда можно вносить все необходимые записи, комментарии, протоколы, документы фото и видеофиксации
Но мастерство психолога тоже очень важно, необходимо уметь обратить внимание на отдельные моменты, минимизировать присутствие наблюдателя в процессе, быть готовым корректно и точно зафиксировать наблюдаемые факты
Обучение практическому применению метода делится на несколько этапов
Большое внимание уделяется тому, как правильно, корректно и адекватно зафиксировать наблюдаемое в полном соответствии с целями и способами проведения наблюдения. У натуралистов существует хорошее правило: «Не записанное – не наблюдалось», для психологов оно подходит вполне
Перед тем, как заняться наблюдением, полезно принять участие в играх или занятиях на сосредоточение внимания. Та же детская игра «Найди десять отличий» концентрирует внимание и развивает внимательность, наблюдательность. Начинать следует с невключенного наблюдения. В качестве пробного наблюдения можно следить за животными, задать критерии наблюдения, способы фиксации. С самого начала следует обращать внимание на различие собственно наблюдения и его интерпретации.
Далее студенты могут начать наблюдать над различными проявлениями поведения членов группы, в которую они включены. Включенное наблюдение – процесс более сложный, требующий постановки четких целей, определения задач, правильно заданных критериев фиксации. Интересно отслеживать изменение результатов наблюдения по одной проблематике при изменении ситуативного контекста.
Конечно, необходима практическая работа по освоению техники для визуальной фиксации. Можно снимать отдельную тему или сюжет (например, ребенок, испытывающий чувство восторга), идет фиксация отдельного эмоционального состояния у ребенка. Можно снимать событие в значительном временном отрезке (например, взаимодействие учителя и учеников на протяжении всего урока).
Следует научиться правильно вести дневник наблюдения. Жанры дневников бывают разными: от фиксации внешних событий до рефлексивных записей собственных размышлений. Каждый такой дневник ценен, его ведение развивает глубину и точность фиксации наблюдаемого.
При обсуждении результатов важным моментом является сопоставление протоколов наблюдения за одной ситуацией разными специалистами. При сопоставлении дневников, большую роль играют позиции наблюдателей и интерпретация ими фактов
При просмотре фотографий и видеозаписей нужно обращать внимание на фиксацию точности происходящего
Типичные ошибки, которые происходят при наблюдении:
- гало-эффект, когда не зафиксированы мелкие детали, а наблюдению присуще чрезмерное обобщение;
- эффект снисхождения, когда ситуация оценена наблюдателем как полностью положительная. Искажение оценочной позиции;
- ошибка центральной тенденции, когда наблюдателем дается усредненная оценка;
- ошибка корреляции, когда один признак оценивается на основании другого наблюдаемого признака;
- ошибка контраста, когда наблюдатель выделяет у объекта черты, противоположные или аналогичные собственным.
- ошибка первого впечатления, когда первое впечатление наблюдателя влияет на результат наблюдения.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Выборочный эксперимент и констатация фактов
Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.
Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.
Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.
Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.
Эксперимент как метод научного познания
Определение 2
Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.
Выделяют следующие компоненты эксперимента:
- лаборатория (пространственно-временная область). Ее границы могут быть реальными и мысленными;
- система, которая изучается исследователем;
- протокол эксперимента;
- реакции системы, которые фиксируются с помощью необходимых приборов.
Существуют различные виды экспериментов.
Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:
- исследовательский (поисковый) эксперимент;
- проверочный (контрольный) эксперимент;
- воспроизводящий эксперимент;
- изолирующий эксперимент;
- качественный и количественный эксперимент;
- физический, химический, биологический, социальный эксперимент.
Эксперимент может быть натуральный и умственный:
- Натуральный эксперимент предполагает целенаправленное вмешательство исследователя в естественный ход событий.
- Умственный эксперимент — это манипулирование не реальными объектами, а с информацией о них без вмешательства в ход событий.
Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.
Контролируемый эксперимент — это попытка получить сравнительно чистый эффект влияния экспериментальных факторов. Для этого тщательно изучают и выравнивают другие условия, которые могут возникнуть и исказить влияние экспериментального фактора. Выравнивание происходит по всем объектам, которые принимают участие в эксперименте. Для этого выделяют факторы, которые могут влиять на ожидаемые последствия, предусматривается предварительный анализ проблемы при разработке программы исследования. Неконтролируемый эксперимент широко применяется на практике для оценки эффективности исследования по принципу: «проведем и посмотрим, что получилось».
Эксперимент в качестве самостоятельного метода научного познания сложился примерно в 17 веке, что означало становление науки в эпоху Нового времени. Экспериментальный метод распространился в таких науках, как биология, химия, физиология. В 19 веке эксперимент стал использоваться в психологии (В. Вундт), позднее — в социологии.
Преимущества и недостатки метода
В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:
- Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
- Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
- Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
- Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.
Недостатки:
- некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
- наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
- нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.
На результат проведения слежки процесс может повлиять:
- неправильно составленный план действий;
- усталость человека, который проводит слежку;
- гало-эффект;
- ошибки в моделировании разных ситуаций;
- неверное первое впечатление;
- наличие собственных предубеждений;
- социальный статус испытуемого, экспериментатора;
- настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.
Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.
Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.
Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.
Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.
Объект и средства наблюдения
Объектами наблюдения становятся отдельные люди или сразу много участников. Они могут относиться к одному или разным социальным группам. Предметом наблюдения становятся особенности поведения тех, за кем следят:
- вербальные проявления — содержание разговоров, интенсивность, продолжительность речи, экспрессивность, лексика, грамматические структуры;
- невербальные проявления — выражение лица, направление взгляда, движения глаз, мимика, жестикуляция;
- перемещения — соблюдение или отсутствие дистанции, скорость движения или состояние неподвижности;
- физические воздействия на других — удары, толчки, касания, совместные усилия.
Объектом наблюдения становится только то, что можно зарегистрировать. Исследователь во время слежения за объектом не наблюдает за собственной психической реальностью, а регистрирует те факты, которые видит и может зафиксировать. Психика проявляется в поведении — этот постулат дает возможность исследователю строить предположения о психических свойствах объекта. Основой для гипотезы являются данные наблюдения.
Средством наблюдения может быть как сам исследователь, так и выбранные им вспомогательные элементы:
- звукозаписывающая аппаратура;
- видео- и фотокамера;
- специальные карты наблюдения.
Выбор оснащения для фиксации ситуации определяется тем, в каких условиях оно проводится — в изолированном помещении, общественном месте.
Когда мы учимся наблюдать?
То, как ребёнок воспринимает мир, отличается от восприятия взрослого человека. Увидеть что-то новое – это неожиданность для ребёнка, вызывающая желание дальнейших исследований. Наблюдение в детском возрасте развивает любознательность малыша и таким образом формирует его восприятие окружающей реальности.
Научить ребёнка наблюдать – задача взрослого. В детских садах специально с этой целью проводятся занятия, где дети учатся активному восприятию природы. «Смотреть» и «видеть» – это несколько разные понятия. Ребёнок должен не просто бездумно созерцать, а учиться понимать, что же на самом деле он видит, сравнивать, сопоставлять. Такие умения приходят постепенно. Детские наблюдения – это база для формирования правильных представлений об окружающем мире. Именно они ложатся в основу логического мышления человека.
Общее понятие термина «наблюдение»
Рассматриваемое понятие — очень многогранное и разностороннее. Мы привыкли понимать под наблюдением целенаправленный, специально организованный метод активного восприятия какого-либо процесса, применяющийся для сбора данных. Какая это будет информация – зависит от объекта наблюдения, условий проведения и от целей, которые должны быть достигнуты.
Повседневные, нецелевые наблюдения бытовых процессов дают нам знания, опыт и помогают принять решение об осуществлении тех или иных действий. Намеренно организованное наблюдение – это источник точных данных, определяющих характеристику предмета исследований. Для этого должны быть созданы определённые условия – лабораторная обстановка или естественная социальная среда, необходимая для анализа.
Классификация методов наблюдения
Рисунок 1. Классификация методов наблюдения
В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.
Определение 2
Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.
Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена
Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.
Наблюдатель может осуществлять наблюдение открыто и инкогнито. Если применяется открытый способ наблюдения, то следует иметь в виду, что естественный ход наблюдаемого события будет нарушен. Э.Мэйо описывал эксперименты, которые он проводил в 1920-х гг на предприятии компании «Вестерн Электрик» в США. Он отмечал, что присутствие наблюдателей вело к повышению производительности труда рабочих, в то время как задачей психологов было исследование причин снижения производительности труда. Автор отмечал изменения в поведении рабочих, которые знали, что за ними наблюдают.
Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).
Определение
Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.
Наблюдение-это метод исследования.
В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.
- Достоинства: есть возможность выявить сохранения проведения эксперимента в естественных условиях, использование различных средств для выявления наиболее точных результатов.
- А к недостаткам можно отнести субъективность, трату времени, а также периодическую невозможность самому исследователю принимать участие в эксперименте и корректировать поведение испытуемых.
В пример можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.
Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.
Применение методов научного исследования
В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.
Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными
Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.
У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах
Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования
Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.
В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:
- использовать прямые и косвенные вопросы;
- делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
- обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.
Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.
Эта тема закрыта для публикации ответов.