Оглавление
Саморефлексия в различных профессиональных сферах
Саморефлексия имеет большое значение в формировании и развитии профессиональной коммуникативной компетентности специалистов в различных сферах деятельности.
Саморефлексия в психологии
В социальной психологии при изучении и анализе коммуникативных проблем и проблем межличностного восприятия весьма распространено понятие «саморефлексии». Она также задействуется в межличностном общении и восприятии.
Социальная психология под саморефлексией подразумевает понимание человеком того, как он воспринимается собеседником. Это уже не просто восприятие партнера, а знание того, как другая личность чувствует своего оппонента. Своего рода феномен зеркального взаимоотображения друг друга. Систематичная репрезентация, сутью которой является символизация внутреннего мира собеседника. Стоит отметить, что в данном внутреннем мире равным образом отпечатывается сущность первого.
Использование саморефлексии в медицине
Саморефлексия способствует развитию терапевтической или консультативной компетентности врачей. Она включает в себя следующие положительные качества:
- Позволяет более точно чувствовать и контролировать свое мышление. Это подтверждает факт взаимосвязи саморефлексии с саморегуляцией.
- Позволяет судить об объективности суждений, их логической систематичности, обоснованности и закономерности.
- Позволяет получить верный ответ на большинство возникающих в процессе практики вопросов. В особенности сопряженных с трудностями взаимодействия с пациентами. Без применения саморефлексии они оставались бы неопределенными и нерешенными.
При глубокомысленном и рассудительном отношении саморефлексия выступает не только в роли инструмента, облегчающего восприятие пациента в рамках обоюдного взаимодействия или клинического подхода к решению его проблем. Она становится практикой «надзора» в понимании и решении ряда трудностей взаимодействия с пациентами в процессе их консультирования.
Саморефлексия в педагогике
Во время работы с ребенком педагог анализирует свои действия на этапе планирования процесса в лице одной из сторон данного взаимодействия. Во время педагогической саморефлексии учитель наблюдает за происходящим с позиции коллег-педагогов и ученика. Также он изучает личную деятельность в свете определенных педагогических ситуаций и технологий, отождествляет себя с сутью педагогического взаимодействия.
Саморефлексия в экономике
Саморефлексия предоставляет возможность индивиду исследовать и анализировать свой внутренний мир, раскрыть скрытый потенциал и обозначить личностные психологические навыки. Неповторимость подобного феномена состоит в том, что посредством саморефлексии человек может принять либо не принять в себе личные психологические характеристики и свойства.
Саморефлексия в экономике трактуется как отражение индивидом самого себя с системой определенных математических знаний при помощи самосознания и самопознания.
Понятие саморефлексии
Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.
Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.
Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.
Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.
В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи. Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела
Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания)
Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).
Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.
Как начать рефлексировать
При недостаточном уровне рефлективности или чересчур быстрого ритма жизни многие задумываются о том, как же начать рефлексировать или возобновить то, что было утрачено из-за нехватки времени.
Психологи предлагают придерживаться некоторых советов для того, чтобы начать рефлексировать:
- Анализируйте каждый раз, когда принимаете то или иное решение. Подумайте о том, какие последствия вас ждут после совершения каких-либо действий, как ситуация отразится на вас или на окружающих вас людях. Постарайтесь понимать и принимать недостатки в себе, своих действиях, поведении и так далее.
- Проводите анализ по завершении каждого, например, рабочего дня. Запоминайте и отмечайте то, что вас в этом дне не устроило, оказалось недостаточным и попробуйте найти решения, чтобы в дальнейшем устранить выявленные недостатки.
- Развивайте коммуникативные способности, старайтесь понять ваше отношение к другим людям и проанализировать своё мнение о каком-либо конкретном человеке. Почему у вас сложилось такое впечатление о нем, устраивает ли вас это и другие подобные вопросы.
- Общайтесь с разными людьми. Каждый человек индивидуален и не похож ни на одного другого. Общаясь с разными людьми, вы сможете шире взглянуть на мир, познакомиться с другими мнениями, поведенческими моделями.
- Используйте неудачи и проблемы в качестве опыта и анализа, сравнения своих действий в будущем, чтобы избежать ошибок. Находите пользу и позитив даже в собственных неудачах и трудностях.
При должном желании можно научиться рефлексировать и познавать себя
Формы и виды рефлексии
Рефлексия встречается в различных видах формах, которые мы рассмотрим далее.
Основная классификация
Существует большое количество различных классификаций. Психологи разделяют виды рефлексии в связи с тем, что они различаются своими особенностями и некоторыми признаками. Далее рассмотрим основную классификацию, которую выделяет наибольшее количество специалистов.
Личностная
Личностной рефлексией называют тот вид самопознания, при котором личность оценивает самого себя, свои мысли, поступки и действия, и их последствия
Коммуникативная
Проявляется при взаимодействии и коммуникациях с другими людьми. То есть в процессе общения человек узнаёт новую информацию для последующей обработки и использования, перенимает опыт других людей, их поведенческие модели. Происходит анализ эмоций и действий, которые совершаются другими людьми
Интеллектуальная
Данный вид рефлексии берёт своё начало в те моменты, когда человек занимается решением интеллектуальных задач. Анализ исходной информации и хода решения позволяет человеку найти наиболее простые и эффективные способы решения данной задачи. Рефлексируя человек обрабатывает информацию, принимает её и перерабатывает для дальнейшего использования при решении аналогичных задач
Социальная
Социальная рефлексия является одним из самых интересных видов рефлексии. Такой вид проявляется в тех ситуациях, когда человек познаёт себя и окружающий мир посредством того, что ставит себя мысленно на место того или иного человека. Пытается понять причины, по которым человек поступил так или иначе, его эмоции, то есть пытается войти в образ другого и думать так, как думал другой
Рефлексия и саморефлексия также подразделяется психологами на несколько форм и типов, которые отличаются не только объектом познания, но и по другим критериям.
По полученной человеком пользе
По пользе для самого человека рефлексию рассматривают как:
- Правильную и конструктивную. Это та форма самоанализа, которая помогает человеку разобраться в самом себе, проанализировать своё поведение и ощущения, чтобы в дальнейшем создать комфортную обстановку и раскрыть собственный потенциал.
- Вредная и необъективная. Носит разрушительный характер для человека вплоть до того, что личность начинает заниматься самокопанием, зацикливается на личных проблемах. Как результат, рано или поздно начинает чувствовать свою беспомощность, становится не уверен в себе, замкнут – подобные признаки уже являются поводом для обращения к психологу.
По времени
По временным рамкам, периодам выделяют:
- Событийную рефлексию. Когда человек проводит анализ тех ситуаций, которые происходят в настоящее время, пытается найти способы решения или выхода из проблемных ситуаций и так далее.
- Ретроспективная. Ретроспективная или ретроспекционная касается тех ситуаций, которые уже произошли в прошлом. То есть анализируя прошедшие события, человек рассуждает о правильности своих поступков, о том, какой опыт он почерпнул из тех или иных ситуаций.
- Перспективная. Относится к тем ситуациям, которые планируются или произойдут в будущем человека. То есть планирование каких-либо событий, определение планов и задач, которые нужно выполнить для того, чтобы добиться желаемого.
Психологи выделяют разные виды и типы рефлексии человека
Что это такое
Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.
Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях. В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов. В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься
«Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!
Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию. Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.
Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений. И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.

Эта тема закрыта для публикации ответов.