Рефлексия

Алан-э-Дейл       24.10.2022 г.

Саморефлексия в различных профессиональных сферах

Саморефлексия имеет большое значение в формировании и развитии профессиональной коммуникативной компетентности специалистов в различных сферах деятельности.

Саморефлексия в психологии

В социальной психологии при изучении и анализе коммуникативных проблем и проблем межличностного восприятия весьма распространено понятие «саморефлексии». Она также задействуется в межличностном общении и восприятии.

Социальная психология под саморефлексией подразумевает понимание человеком того, как он воспринимается собеседником. Это уже не просто восприятие партнера, а знание того, как другая личность чувствует своего оппонента. Своего рода феномен зеркального взаимоотображения друг друга. Систематичная репрезентация, сутью которой является символизация внутреннего мира собеседника. Стоит отметить, что в данном внутреннем мире равным образом отпечатывается сущность первого.

Использование саморефлексии в медицине

Саморефлексия способствует развитию терапевтической или консультативной компетентности врачей. Она включает в себя следующие положительные качества:

  1. Позволяет более точно чувствовать и контролировать свое мышление. Это подтверждает факт взаимосвязи саморефлексии с саморегуляцией.
  2. Позволяет судить об объективности суждений, их логической систематичности, обоснованности и закономерности.
  3. Позволяет получить верный ответ на большинство возникающих в процессе практики вопросов. В особенности сопряженных с трудностями взаимодействия с пациентами. Без применения саморефлексии они оставались бы неопределенными и нерешенными.

При глубокомысленном и рассудительном отношении саморефлексия выступает не только в роли инструмента, облегчающего восприятие пациента в рамках обоюдного взаимодействия или клинического подхода к решению его проблем. Она становится практикой «надзора» в понимании и решении ряда трудностей взаимодействия с пациентами в процессе их консультирования.

Саморефлексия в педагогике

Во время работы с ребенком педагог анализирует свои действия на этапе планирования процесса в лице одной из сторон данного взаимодействия. Во время педагогической саморефлексии учитель наблюдает за происходящим с позиции коллег-педагогов и ученика. Также он изучает личную деятельность в свете определенных педагогических ситуаций и технологий, отождествляет себя с сутью педагогического взаимодействия.

Саморефлексия в экономике

Саморефлексия предоставляет возможность индивиду исследовать и анализировать свой внутренний мир, раскрыть скрытый потенциал и обозначить личностные психологические навыки. Неповторимость подобного феномена состоит в том, что посредством саморефлексии человек может принять либо не принять в себе личные психологические характеристики и свойства.

Саморефлексия в экономике трактуется как отражение индивидом самого себя с системой определенных математических знаний при помощи самосознания и самопознания.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи. Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела

Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания)

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Как начать рефлексировать

При недостаточном уровне рефлективности или чересчур быстрого ритма жизни многие задумываются о том, как же начать рефлексировать или возобновить то, что было утрачено из-за нехватки времени.

Психологи предлагают придерживаться некоторых советов для того, чтобы начать рефлексировать: 

  1. Анализируйте каждый раз, когда принимаете то или иное решение. Подумайте о том, какие последствия вас ждут после совершения каких-либо действий, как ситуация отразится на вас или на окружающих вас людях. Постарайтесь понимать и принимать недостатки в себе, своих действиях, поведении и так далее. 
  2. Проводите анализ по завершении каждого, например, рабочего дня. Запоминайте и отмечайте то, что вас в этом дне не устроило, оказалось недостаточным и попробуйте найти решения, чтобы в дальнейшем устранить выявленные недостатки. 
  3. Развивайте коммуникативные способности, старайтесь понять ваше отношение к другим людям и проанализировать своё мнение о каком-либо конкретном человеке. Почему у вас сложилось такое впечатление о нем, устраивает ли вас это и другие подобные вопросы. 
  4. Общайтесь с разными людьми. Каждый человек индивидуален и не похож ни на одного другого. Общаясь с разными людьми, вы сможете шире взглянуть на мир, познакомиться с другими мнениями, поведенческими моделями.
  5. Используйте неудачи и проблемы в качестве опыта и анализа, сравнения своих действий в будущем, чтобы избежать ошибок. Находите пользу и позитив даже в собственных неудачах и трудностях. 


При должном желании можно научиться рефлексировать и познавать себя

Формы и виды рефлексии

Рефлексия встречается в различных видах формах, которые мы рассмотрим далее. 

Основная классификация

Существует большое количество различных классификаций. Психологи разделяют виды рефлексии в связи с тем, что они различаются своими особенностями и некоторыми признаками. Далее рассмотрим основную классификацию, которую выделяет наибольшее количество специалистов.

Личностная

Личностной рефлексией называют тот вид самопознания, при котором личность оценивает самого себя, свои мысли, поступки и действия, и их последствия

Коммуникативная

Проявляется при взаимодействии и коммуникациях с другими людьми. То есть в процессе общения человек узнаёт новую информацию для последующей обработки и использования, перенимает опыт других людей, их поведенческие модели. Происходит анализ эмоций и действий, которые совершаются другими людьми

Интеллектуальная

Данный вид рефлексии берёт своё начало в те моменты, когда человек занимается решением интеллектуальных задач. Анализ исходной информации и хода решения позволяет человеку найти наиболее простые и эффективные способы решения данной задачи. Рефлексируя человек обрабатывает информацию, принимает её и перерабатывает для дальнейшего использования при решении аналогичных задач

Социальная

Социальная рефлексия является одним из самых интересных видов рефлексии. Такой вид проявляется в тех ситуациях, когда человек познаёт себя и окружающий мир посредством того, что ставит себя мысленно на место того или иного человека. Пытается понять причины, по которым человек поступил так или иначе, его эмоции, то есть пытается войти в образ другого и думать так, как думал другой

Рефлексия и саморефлексия также подразделяется психологами на несколько форм и типов, которые отличаются не только объектом познания, но и по другим критериям. 

По полученной человеком пользе

По пользе для самого человека рефлексию рассматривают как: 

  1. Правильную и конструктивную. Это та форма самоанализа, которая помогает человеку разобраться в самом себе, проанализировать своё поведение и ощущения, чтобы в дальнейшем создать комфортную обстановку и раскрыть собственный потенциал.
  2. Вредная и необъективная. Носит разрушительный характер для человека вплоть до того, что личность начинает заниматься самокопанием, зацикливается на личных проблемах. Как результат, рано или поздно начинает чувствовать свою беспомощность, становится не уверен в себе, замкнут – подобные признаки уже являются поводом для обращения к психологу. 

По времени

По временным рамкам, периодам выделяют: 

  1. Событийную рефлексию. Когда человек проводит анализ тех ситуаций, которые происходят в настоящее время, пытается найти способы решения или выхода из проблемных ситуаций и так далее. 
  2. Ретроспективная. Ретроспективная или ретроспекционная касается тех ситуаций, которые уже произошли в прошлом. То есть анализируя прошедшие события, человек рассуждает о правильности своих поступков, о том, какой опыт он почерпнул из тех или иных ситуаций.
  3. Перспективная. Относится к тем ситуациям, которые планируются или произойдут в будущем человека. То есть планирование каких-либо событий, определение планов и задач, которые нужно выполнить для того, чтобы добиться желаемого. 


Психологи выделяют разные виды и типы рефлексии человека

Что это такое

Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.

Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях. В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов. В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься

«Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!

Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию. Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.

Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений. И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.

Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…»

Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.

Рефлексия в психологии — это основа самоанализа

В психологии – это одно из базовых понятий, на котором строится самоанализ, ведущий к расширению осознавания. Простой пример: если я не способна понять, что мое настроение всегда плохое по той причине, что я всегда думаю о плохом, то вряд ли кто-то или что-то поможет мне выбраться из собственных страданий.

Рефлексивное действие состоит в волевом решении остановить бесконечный поток автоматических мыслей и начать осознавать себя в моменте здесь и сейчас.

Рефлексировать — это значит размышлять, анализировать, заниматься самопознанием. Правильный самоанализ поможет не допускать в дальнейшем ошибок и дает ответы на многие важные вопросы, как психологического так и житейского толка.

В результате индивид (кто это?) обучается мыслить рационально (правильно рефлексировать), не руководствуясь фантазиями и догадками, а также:

  1. контролировать и анализировать мысленный поток;
  2. оценивать собственное мышление;
  3. освобождает себя от ненужных, разрушающих мыслеформ;
  4. приобретает возможность делать осознанный выбор;
  5. открывает свои скрытые способности и ресурсы.

Человек с низким уровнем рефлексии каждый день совершает одни и те же ошибочные действия и сам же страдает от этого.

С другой стороны, термин «рефлексировать» часто применяют к людям, которые остро что-то переживают, начинают заниматься самокопанием, волноваться, нервничать (ломая пальцы).

Допустим, ему сказали, что все кругом идиоты и он начинает это примерять не себя, обижается, зажимается, рефлексирует, т.е. ищет в себе это плохое. Это крайность, которой нужно сторониться. Во всем (и в самокопании особенно) нужна мера.

Если вы хотите изменить себя и свою жизнь, но при этом живете «на автомате» – то это путь к разочарованию и страданию. Нужно учиться правильно рефлексировать (без фанатизма и уничижения, трезво, объективно).

Конструктивная рефлексия полезна. Это когда вы делаете правильные выводы из проведенного самоанализа и используете эти знания в дальнейшем, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Деструктивная рефлексия крайне вредна. Зацикливание на проблеме, на своем неправильном (с вашей точки зрения) поведении вам не помогает, а наоборот изматывает. Вы начинаете чувствовать вину и не можете от этого чувства избавиться. Иногда выйти из этого состояния помогает только гештальт-терапия.

Кстати, именно рефлексировать нас хотят заставить буржуины, окуная лицом в темные пятна нашей истории (сталинизм, репрессии). Именно формирования чувства вины хотят добиться. Темные пятна есть у всех, но выгодно чтобы зацикливались на этом только мы, а не жители их стран.

Что такое рефлексия?

Рефлексия в психологии представляет собой способность размышлять над событиями прошлого и подвергать их детальному анализу. Данный психологический феномен заключается в возможности направить ход собственных мыслей, а также багаж накопленных знаний и умений в сторону уже совершенных поступков либо запланированных действий. Выражаясь простым языком, рефлексия является умением взглянуть внутрь собственного подсознания, дать адекватную оценку поведенческим шаблонам, эмоциональному реагированию на окружение и механизмам принятия решений.

Рефлексировать что это значит в психологии? Данный феномен представляет собой способность личности выйти за рамки собственных предубеждений, осуществить глубокий самоанализ и сделать соответственные выводы из произведенного анализа. Критический и адекватный взгляд на недостатки и стороны характера, которые должны быть подвергнуты позитивным метаморфозам, считается незаменимым атрибутом в современном обществе. Способность к самостоятельному анализу помыслов и поступков является признаком самодостаточного человека.

Сократу принадлежит высказывание, согласно которому рефлексия считается одним из наиважнейших инструментов самопознания, выделяющим человека из царства животных, не обладающих способностью к созерцанию себя со стороны. Личность, отвергающая знание и отказывающаяся от самопознания, не может рассчитывать на духовный рост и всестороннее развитие. Аристотель и Платон считали мышление и рефлексию атрибутами, свойственными высшему разуму (демиургу). Только божественный разум в понимании древнегреческих философов обладает способностью приводить мыслителя с его мыслями в единое целое.

В неоплатонизме (идеалистическом направлении, зародившимся в период поздней Античности) рефлексия считалась миротворческой активностью божества и рассматривалась с двух различных точек зрения. Согласно первой из них, только сам индивид обладает способностью подвергать детальному анализу собственные мысли и поступки. Другая позиция предполагает оценку действий и помыслов человека со стороны. Для людей, считающих себя верующими, роль объективного смотрителя выполняет верховный демиург (Бог). Членам общества свойственно наделять подобными полномочиями других людей, занимающих более высокое положение в социальной иерархии.

Философские концепции рассматривают рефлексию как наиболее существенное свойство человеческого сознания. Таким образом, думающей и здраво размышляющей можно назвать исключительно ту личность, которая обладает познаниями о качествах и механизмах функционирования собственной психики. Выражаясь простым языком, человек, неспособный подвергать анализу свои эмоции и душевное состояние, не может считаться думающим.

Развивая навыки к рефлексии, личность приобретает уникальные черты, выгодно выделяющие ее среди остальной массы людей, осознает собственную неповторимость и учится направлять ход мыслей в требуемое русло. Уровень рефлексии разнится в зависимости от возраста субъекта, его профессиональных навыков, жизненных ориентиров и взглядов на окружающую действительность. В отличие от бесполезного копания в прошлом и накопления обид, данный психологический феномен позволяет переосмыслить и улучшить свое существование в целом.

Что такое рефлексия в психологии? Пример данного феномена можно привести следующий: несколько человек просматривают одну и ту же кинокартину. Субъект, обладающий способностью к анализу, вынесет из просмотренного фильма намного больше полезного для себя, сумеет увидеть аналогии в линиях поведения героев ленты с собственной жизнью для того, чтобы использовать полученную информацию во благо.

Историческая справка

Рефлексия как целостный процесс интересует философов, политиков, бизнесменов и работников творческой сферы. Интерес к самопознанию появился у человека сразу после осознания себя живым мыслящим и способным творить индивида. В попытках понять, как работает самовосприятие, ученые античной эпохи предлагали разные версии. Одни уверяли, что возможность осознавать себя — проявление божественного начала. Другие полагали, что эта способность присуща всем живым существам, а не только людям.

Понимание рефлексии, как процесса самонаблюдения, предложил философ Э. Гуссерль. Эта деятельность подчиняется потребностям и зависит от направленности. Когда человек хочет оценить воспоминание — он вспоминает, когда ему нужно представить — он фантазирует.

Рефлексивность тесно связана с творчеством. Субъект, накапливая жизненный опыт, переосмысливает и проецирует его. Этот процесс называется рефлексивно-инновационным. Исследователи С. Степанов, И. Семенов обнаружили прямую связь между творчеством и личностными особенностями человека. Они выделили 4 подхода к пониманию рефлексии:

  • личностный — выстраивание «я-образа» происходит в результате социализации, активной деятельности.
  • когнитивный — рефлексия как навык субъекта оценивать, выделять и соотносить ситуации со своим опытом.
  • коммуникативный — рассматривает развитие общества как процесс познания человека человеком;
  • кооперативный — рассматривает деятельности группы, а не отдельной личности.

Для человека личностная рефлексия — метод развития сознания. С ее помощью он проводит внутреннюю работу, приводящую к качественным изменениям ценностей и стремлений, формированию целостной личности.

Как развить рефлексию

Лучшее, что можно сделать для развития рефлексии – это практиковать ее. Для этого есть множество способов:

  1. Просто контактировать с этим миром и проводить активное время, а затем провести анализ минувшего дня;
  2. Пообщаться с кем-то мыслящим иначе или прочесть что-то необычное для себя;
  3. Уделить время глубокому размышлению над конкретным объектом;
  4. Составить список важнейших вопросов и проанализировать его.

Нельзя выбрать один лишь способ – использовать нужно все, но в разных пропорциях. Далее подробнее о каждом из них.

Не избегать внешнего мира

Рефлексировать – означает реагировать на внешнее воздействие. Каждый день человек сталкивается с трудностями, конфликтами, сомнениями, выбором, мнениями, критикой и т.д.

Чем больше человек переживает таких внешних раздражителей, тем его сильнее растягивается его границы. Соответственно и диапазон рефлексии будет шире, глубже и богаче. Вот и первая возможность развить рефлексию – не нужно прятаться от внешнего мира и контрактов.

После насыщенного дня можно воспроизводить все прошедшее в голове словно кинофильм. Попутно сделать выводы, подумать каковы были ваши мысли или каковы мысли другого яркого персонажа дня. Найти ошибки и подумать, как их избежать — это привычка успешного человека.

Проточная вода

Озеро имеет особенность застаиваться, так и человек, который постоянно общается в одном и том же кругу. Но проточная вода — свежая и чистая. Отличная тренировка рефлексии – общение с человеком, который имеет прямо противоположную точку зрения и способ жизни.

Не менее полезно прочесть необычную литературу, посмотреть фильм из той категории, которую постоянно игнорировал. Это не означает нарочито смотреть ужасы, но выйти за пределы наскучившего сериала и мелодрам. Существует множество хороших жанров, которые полны новой информации.

Остановить и подумай

В век соцсетей люди стали питаться информацией, не пережевывая ее. Все это напоминает МакДоналдьс, пища из которого не славится своей пользой — быстрые калории и тучность. Здесь массы новостей, картинок, роликов, лайфхаков, страшилок, комментариев и прочего. Большинство из этого мусорная информация, не приносящая никакой пользы.

Ученые, которые исследуют мозг заявляют, что для человека весьма вреден такой информационный «винегрет». Ни один из компонентов не усваивается, но создает только шум и помехи в мышлении. Наш мозг устроен для сосредоточенного размышления над чем-нибудь одним.

В качестве тренировки рефлексии полезно подумать над прочитанной книгой, фильмом, диалогом, прошлым или какой-либо будущей задачей. Следует выбрать что-то одно и детально «разжевать» это:

  • Полезная ли это вещь?
  • Что нового я узнал?
  • Как мне это использовать?
  • Симпатичен ли мне этот персонаж?
  • На кого похожу я из этой книги?

Все это приносит удовольствие, расслабляет, делает умнее и учит сосредотачиваться.

Листок с вопросами

Выписывайте на лист или в блокнот наиболее значимые вопросы, которые волновали вас на протяжении всей жизни. Затем составленный список сортируем по группам:

  1. Вопросы о смысле бытия;
  2. О предназначении;
  3. Об отношениях с другими людьми;
  4. О духовном мире;
  5. О прошлом;
  6. О будущем;
  7. О вещах материальных и т.д.

Теперь нужно посчитать, что превалирует в этом списке. Этот эксперимент может рассказать о личности то, о чем она и не догадывалась.

Рефлексия является мощнейшим источником познания. Она является толчком к изменениям и прогрессу. Важнейшая способность рефлексивной деятельности в том, чтобы от автоматизма перейти к осознанности. Привычка к осознанности приносит намного больше плода, нежели жизнь на «автопилоте».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.