Оглавление
3 стадии развития человека по Ницше Верблюд — Лев — Ребенок
У Ницше есть теория о развитии человека, где он определяет три стадии, которые человек должен пройти, прежде чем станет полноценной, завершенной личностью — верблюд, лев и ребенок.
Он впитал в себя все знания и опыт общества и прошлых поколений и понял, что это все должно быть уничтожено, ведь только на этих руинах он сможет построить тот мир, где ему будет хорошо. Лев — революционер, он ни с чем не согласен. Он умеет говорить только «нет». Лев живет в будущем.
Когда, разрушив все, лев понимает, что этот путь тоже не привел к счастью, он снова переворачивается и становиться ребенком.
Ребенок не критичен, он живет ни в прошлом, ни в будущем. Он живет в настоящем.
Ему нет надобности разрушать прошлое — он свободен от него. Он берет опыт, но он не скован правилами. Он создал свою правду и взял на себя ответственность за свою жизнь. Теперь он может творить.
Ницше считал, что 99% людей на земле застыли в стадии верблюда. Они беспрекословно выполняют правила, вбитые им в детстве и полностью перенимают модель поведения родителей, учителей, начальников. Слишком сложно вырваться из этого круга — очень сложно сказать «нет». Большинство живут в несчастье, накапливая в себе «нет» и задавливая его в себе.
Верблюдам очень не нравятся люди перешедшие в стадию льва, потому что те, нарушают привычный и спокойный порядок жизни. Они вызывают сомнение, заставляют думать. Это опасно, это слишком сложно. На протяжении всей истории львов бросали в тюрьмы, казнили, сжигали на кострах. Революционеры, писатели, поэты — это все львы. Но лев тоже несчастен, если прибывает в вечной борьбе.
Людей, перешедших в стадию ребенка очень мало. Их не видно — они просто выскальзывают из оков общества и не живут в нем. Это люди, которые просто строят свое счастье не смотря ни на что. Им по боку все правила и запреты.
Интересная модель, правда? Давайте посмотрим еще на одну — этапы психосоциального развития Эриксона.
Часть I. Детство и модальности социальной жизни.
Глава 1. Релевантность и релятивность в истории болезни.
В каждой сфере деятельности есть несколько очень простых, но крайне неудобных вопросов, поскольку непрекращающиеся вокруг них споры ведут лишь к нескончаемым неудачам и с завидным постоянством ставят в глупое положение большинство специалистов. В психопатологии такие вопросы всегда касались локализации и причины невротического нарушения. Имеет ли оно видимое начало? Находится ли его причина в теле или в душе, в индивидууме или в обществе?
На протяжении веков этот вопрос помещался в центре церковных дискуссий о происхождении безумия. Было ли причиной безумия вселение дьявола или острое воспаление мозга? Такое простое противоположение теперь кажется давно устаревшим. В последние годы мы пришли к выводу, что невроз оказывается психосоматическим, психосоциальным, да еще и интерперсональным явлением.
Однако дискуссия чаще всего показывает, что эти новые определения представляют собой всего лишь различные комбинации таких самостоятельных понятий, как психика и сома, индивидуум и группа. Сейчас мы говорим “и” вместо исключающего “или”, но сохраняем, по крайней мере, семантическое допущение, что душа есть “вещь”, отделимая от тела, а общество – “вещь” вне индивидуума.
Психопатология – это порождение медицины, которое имело своим знаменитым источником поиск местонахождения и причинной обусловленности болезни. Наше ученое сообщество предано этому поиску, который и в тех, кто страдает, и в тех, кто лечит, вселяет магическую уверенность, происходящую от научной традиции и престижа. Такой подход убеждает считать невроз болезнью, так как невроз якобы причиняет боль. Действительно, невроз часто сопровождается очерченным (поддающимся локализации) телесным страданием, а мы располагаем четко определенными подходами к болезням, как на индивидном, так и на эпидемиологическом уровне. И эти подходы привели к резкому снижению одних заболеваний и сокращению смертности от других.
Однако происходит что-то странное. Когда мы пытаемся думать о неврозах как о болезнях, то постепенно приходим к пересмотру проблемы болезни в целом. Вместо приближения к более точному определению невроза мы обнаруживаем, что некоторые широко распространенные симптомы, такие как боли в сердце и желудке, приобретают новое значение, когда их считают невротическими симптомами или, по крайней мере, симптомами центральных, а не периферических нарушений в изолированных органах.
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Психоаналитическая концепция Э. Эриксона создана об отношениях «Я» и общества, но вместе с этим это и концепция детства. Ученый говорил о том, что длительное детство свойственно иметь человеку, потому что оно из человека делает виртуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но и на всю жизнь оставляет след эмоциональной незрелости.
Структуру личности Эриксон трактует также, как З. Фрейд. Целый ряд публикаций говорит о том, что работы Эриксона являются началом нового психоисторического метода, т.е. применение психоанализа к истории.
Ученый ставил перед собой задачу – разработать новую психоисторическую теорию развития личности с обязательным учетом конкретной культурной среды. Им были проведены полевые этнографические исследования воспитания детей в индейских племенах.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Социализация личности по Эриксону 470 руб.
- Реферат Социализация личности по Эриксону 230 руб.
- Контрольная работа Социализация личности по Эриксону 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Сравнив результаты с воспитанием детей в городских семьях, он пришел к выводу, что в каждой культуре существует особый стиль материнства, который воспринимается как единственно правильный. Этот стиль всегда определяется тем, что ожидает от ребенка социальная группа, к которой он принадлежит.
В своей самой знаменитой работе он пишет о том, что личностная индивидуальность является стратегической задачей второй половины XX века точно также, каким было изучение сексуальности в конце XIX века во времена З.Фрейда.
Общество выдвигает специфические задачи для каждой стадии жизненного цикла, оно же определяет содержание развития. Решение задачи зависит от двух моментов – от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и, во-вторых, от общей духовной атмосферы общества, где индивид живет.
Концепция получила название эпигенетической концепции жизненного пути личности, принцип которой используется при изучении эмбрионального развития. Согласно ему всё, что растет, имеет общий план, а вот исходя из общего, происходит развитие отдельных частей и каждая часть для преимущественного развития имеет наиболее благоприятный период – в результате произойдет формирование функционального целого.
Требуется помощь в составлении плана учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Последовательность стадий являются результатом биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданием общества, к которому относится индивид.
Прохождение всех стадий зависит от продолжительности жизни человека.
Замечание 1
Оценивая проделанную работу, автор признает, что периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, что это только ключ к построению такой теории. Его любимый философ Кьеркегор говорил, что жизнь можно понять в обратном порядке, но прожить её надо с самого начала. Эти слова философа, как нельзя кстати подходят к концепции Э. Эриксона.
ТРЕТИЙ ЭТАП: ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ/ЧУВСТВО ВИНЫ
Если события развиваются в позитивном ключе, в возрасте 4-5 лет у ребенка происходит активное осознание собственной личности. Формирование личности на этом этапе воспитания происходит в форме игры. Ребенок начинает осознавать свой пол и часто стремится занять позицию одного из родителей в отношениях с мамой или папой
Этот возраст является очень деликатным, поэтому родители ни в коем случае не должны обделять ребенка заботой и вниманием, чтобы его стремление подражать отцу (для мальчика) или матери (для девочки) вылилось в дальнейшем в уверенность и предприимчивость
Если ничего не изменилось с прошлого этапа и развитие все также проходит в негативном ключе, инициативы ребенка подражать кому либо из родителей подавляются и он начинает испытывать чувство вины. Поведение становится не совсем адекватным, так как ребенок не может осознать и понять, за что именно ему стыдно и за что он испытывает эту вину.
Школьный возраст и формирование умелости
Четвертый этап – школьный возраст (6-11 лет). В школьном возрасте у детей формируются способности к дедукции, организации развлечений и обучающих мероприятий. Малыши продолжают играть, но соблюдают определенную очередность и свод правил. На этой стадии человек может приобрести умелость или неполноценность.
В школьном возрасте ребенок активно интересуется окружающим миром. Он изучает принципы работы разных предметов, ищет способы адаптировать их для своих целей. Индивид приобретает трудовые навыки, он с восхищением относится к изобретению новых приспособлений. Среди литературных персонажей ему наиболее близок Робинзон Крузо.
Если поощрять занятия детей (моделирование, рукоделие, готовка и прочее), позволять завершить начинания, хвалить за достижения, тогда формируется умелость и креативное мышление. Когда к интересам ребенка относятся с презрением и недовольством, развивается чувство неполноценности.
В школьном возрасте ребенок уже не ограничен исключительно семейным кругом. В жизни появляются разные общественные места, что учитывает в своей теории Эриксон. Отношения со сверстниками и старшими ребятами в школе значительно влияют на психику человека. Если дома малыша продолжают хвалить, но в школе он встречается с систематическими издевками, то в итоге он приобретет отрицательное качество.
Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Он может быть не глупым, но медленнее усваивать материал, что становится причиной для издевательств (дети всегда объединяются против личностей, которые положительно или отрицательно выделяются из общей массы).
Если дома ребенок поддается постоянным насмешкам, он может приобрести необходимую уверенность в школе, если попадется наставник, поверивший в его силы. Именно от взрослых людей зависит развитие талантов подрастающего поколения и формирование умелости.
Умелость и неполноценность
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Молодость (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
В периодизации возрастной психологии Эриксона шестая стадия — молодость. В возрасте от 20 до 25 обозначается фактический старт настоящей взрослой жизни. Человек получает профессию, начинается самостоятельная жизнь, возможен ранний брак.
Способность участвовать в любовных отношениях включает в себя большинство из предыдущих стадий развития. Не доверяя другим, человеку будет сложно довериться самому себе, из-за неуверенности и сомнений ему будет сложно позволять окружающим пересекать свои границы. Чувствуя себя неадекватно, станет трудно сближаться с окружающими, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.
Совершенным становится способность к близости, когда у человека получается строить партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы.
Положительным разрешением этого кризиса становится любовь. Среди основных принципов возрастной периодизации по Эриксону на этой стадии — эротическая, романтическая и сексуальная составляющая. Близость и любовь могут рассматриваться как возможность начать верить другому человеку, оставаться самому верным в отношениях, даже если ради этого предстоит идти на самоотречение и уступки. Данный тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе, ответственности за другого человека.
Стремиться избежать близости человек может из-за боязни потерять независимость. Это грозит самоизоляцией. Неумение выстраивать доверительные и спокойные личные отношения приводит к чувству социального вакуума, одиночества и изоляции.
Младенчество (от рождения до 1 года)
На первом этапе психосоциального развития у ребёнка вырабатывается чувство доверия. Здесь важную роль играет близкое окружение ребёнка, в первую очередь – его мать.
В соответствующих условиях чувство базового доверия у ребёнка успешно формируется, и он начинает чувствовать себя в безопасности. Младенец будет воспринимать окружающий мир как надёжный и предсказуемый и, например, не будет чрезмерно беспокоиться, если мать на какое-то время отлучится от него.
Важно подчеркнуть, что, по мнению Эриксона, у ребёнка не может быть ни абсолютного доверия, ни абсолютного сомнения. Речь идёт скорее о смещении к тому или иному полюсу, о таких понятиях, как надежда и готовность к испытаниям, настороженность и осознание возможной опасности
Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка
Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» — «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.
Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.
После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.
Умелость и неполноценность
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Идентификация личности и путаница ролей
При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на веши, новый подход к жизни
Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества
Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из — за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов — теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человеку освобождение от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Эта тема закрыта для публикации ответов.