Оглавление
Введение
Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.
Тестирование как метод исследования
… Этические нормы работы психолога с психодиагностическими методами. Достоверность результатов тестирования. Способы контроля за достоверностью. Личностные опросники Айзенка. Тесты общих способностей, их … валидность, надежность. Стадия 2. Содержательный (куррикулярный) анализ. Анализу подвергаются учебные планы и учебники. Поскольку тесты «школьной успеваемости» направлены на соотносительную группу, …
Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспери-ментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.
Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Те условия, в которые ставит жизнь и практические задачи экспериментаторов, не всегда позволяют реализовать планы «истинных экспериментов», использовать схемы контроля внешних переменных. Однако научные и научно-прикладные задачи нужно решать. Квазиэкспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы «истинного эксперимента». Исследователь осознаетте источники артефактов — внешние переменные, которые он не может контролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов «истинных экспериментов», исследователи используют искусственные схемы — квазиэкспериментальные планы.
Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом между реальностью и «строгостью» методологических предписаний. Однако квазиэксперимент используется не только для решения прикладных проблем, но и для проведения научных исследований. Наиболее авторитетные авторы, чьи работы стали классическими, Кох и Кэмпбелл (1979) сформулировали основные теоретические принципы квазиэкспериментального планирования. Квазиэкспериментальный план используется тогда, когда применение лучшего плана невозможно.
Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллюстрации. В практике научных исследований по возможности их следует избегать.
Источники
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 80—81. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
- ↑ См. там же.
- См. там же. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
- См. там же. С. 275.
- См. там же. С. 353.
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
- См. там же. С. 142
Эта тема закрыта для публикации ответов.