Структура коммуникативного акта. функции языка. формы общения

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Причины неудачных коммуникаций

Недостаточно изучить компоненты коммуникативного акта

Важно научиться правильно манипулировать ими. Неумелое общение часто приводит к коммуникативным неудачам

Можно выделить такие основные причины этого негативного явления:

  1. Неподходящая коммуникативная среда, которая сводит на нет все усилия собеседников наладить контакт и качественно воспринимать информацию. Обычно такое случается, когда в коммуникативном акте вольно или невольно принимают участие посторонние лица. Также причиной может послужить недостаточная «степень знакомства» собеседников, что мешает установлению контакта.
  2. Нарушение паритетности в общении, а также пренебрежение правилами кооперации или солидарности собеседников. Чаще всего причиной является стремление одного из участников к доминированию над остальными. Это начинается с выбора темы, продолжается постоянными перебивающими вопросами. В конечном счете диалог превращается в монолог. При этом не последнюю роль в поведении «лидера» играет его социальный статус, чрезмерная эмоциональность или низкие культурные навыки.
  3. Ритуализация живого речевого общения. Это значит, что все реплики прагматичны и строго соответствуют шаблонам и этическим нормам. При таком общении трудно донести свои мысли и понять собеседника. Вполне естественно, что возникает атмосфера недопонимания и недосказанности.
  4. Неуместные замечания личного характера. Нередко неумение говорящего вызвать симпатию и понимание со стороны собеседника побуждает его к тому, чтобы затрагивать недопустимые темы, критиковать личные качества оппонентов.
  5. Неоправданные ожидания слушателя. В силу социокультурных стереотипов, определенных убеждений, психологических барьеров и прочих факторов, слушатель может не понять того, что хочет донести оратор. Также причиной может быть неумение говорящего правильно оформить и донести свою мысль.

В каких формах происходит общение?

Формы общения между людьми могут различаться, в зависимости от условий, социального уровня, целей и прочих факторов. Можно выделить следующие:

  1. Контакт масок. Это формальные коммуникации, в которых принято соблюдать строгость, вежливость, участие или же безразличие по отношению к собеседнику. Такие формы общения применяются в официальной обстановке, когда нужно лишь донести или получить информацию, а не понять оппонента и проникнуться его личностью.
  2. Примитивное общение. Ему предшествует оценка собеседника с точки зрения «полезности». Если ответ будет положительным, то с ним завязывают общение. В противном случае он может быть отвергнут.
  3. Формально-ролевое общение. Ситуация, когда и содержание речи и средства ее донесения строго регламентированы. При этом важна не личность собеседника, а его социальный статус.
  4. Неформальное общение. Любые контакты между людьми за пределами официальных рамок. Такое общение не регламентировано и может проходить с использованием любых средств передачи информации.
  5. Деловое общение. Происходит с учетом личностных особенностей собеседника. Тем не менее на первое место выходят именно официальные взаимоотношения.
  6. Духовное общение. Доверительно-неформальная форма, которая может использоваться между близкими знакомыми, родственниками и так далее. Может быть поднята абсолютно любая тема, а также использованы любые методы донесения информации. При этом каждый участник беседы хорошо знаком с особенностями личности собеседника.
  7. Манипулятивное общение. Подразумевает извлечение личной выгоды путем воздействия на собеседника.
  8. Ритуальное общение. Происходит в соответствии со сценариями или нормами, принятыми в определенных условиях.
  9. Светское общение. Отличается беспредметностью и формализованностью. Собеседники говорят не о том, что думают, а о том, что вписывается в рамки, созданные обществом.

Что такое речевое общение?

Речевым общением называется способ взаимодействия между людьми. Здесь используются слова, которые передают важную информацию от одного человека к другому. Причем речь идет о взаимном процессе. Один человек не только выражает свои мысли, но и воспринимает слова собеседника, что создает диалог, который имеет длительность по времени и законченный результат.

Речевое общение происходит в любой сфере жизни человека. Куда бы индивид ни попал, везде люди разговаривают, используя тот язык, который является официальным в стране. Если человек не знает языка, ему нужно его изучить (обычно этим занимаются дети) или приспособиться (обычно этим занимаются граждане других стран).

Как человек выражает свою мысль? Зачастую при помощи слова. А какие формы словесного выражения могут быть? Разговор, обещание, беседа (диалог), претензии, критика, ругань, крик и т. д. С помощью речи человек выражает свою мысль. Но форма, которая используется индивидом при этом (интонация, изменение голоса, построение предложений), передает эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу.

Словесные выражения обогащают общение людей. Но к чему приводит та или иная форма словесного выражения? Какие мотивы они таят в себе? Как лучше поступить, чтобы не прибегать к подобным способам общения? В данной статье будет идти речь лишь о некоторых распространенных формах.

  • Угрозы. Не грозите, если не можете исполнить свои слова, — это демонстрация слабости. Данный способ общения похож на лай бродячей собаки, которая гавкает на прохожих, но на самом деле сама их боится.
  • Обещания. Иногда лучше не обещать, а просто со временем увидеть, как будут обстоять дела. К сожалению, многие люди рады давать обещания всем и по любому вопросу. Но лишь немногие исполняют обещания в реальность.
  • Спор. Спор зачастую возникает лишь потому, что зачинщик конфликтной ситуации хочет, чтобы ему уступили. Иначе теряется смысл спора. Поэтому если с вами начали спорить, знайте, что от вас ожидают уступок и принятие чужого мнения.
  • Сплетни. С помощью сплетен человек зачастую пытается заглушить свою совесть: «Я же все-таки лучше, чем другие!». Человек прибегает к сплетням лишь для того, чтобы продемонстрировать себе и другим, что есть люди хуже, чем он сам.
  • Критика. Тот, кто критикует, забирает все плохое, что есть в человеке, которого он критикует. Критикуете вы – значит, вы забираете на себя плохие качества другого человека. Критикуют вас – они забирают ваши отрицательные качества. Поэтому благо, когда вас критикуют.
  • Хвастовство. Тот, кто хвалится своими добрыми поступками, теряет свои положительные качества и обесценивает свой поступок. Подумайте, будет ли истинный добродетель хвастаться своими поступками? Тот, кто хвастается, на самом деле совершает добрые дела, чтобы его похвалили. Тот, кто делает добрые дела и не хвастается, действительно делает их на благо другим людям. Более того, хвастуны мало чего достигают, в отличие от молчаливых людей, которые достигают большего.

Невербальное общение — это мы унаследовали

Невербальное общение – это язык тела (как у остального животного мира). Мимика, жесты, позы, прикосновения. А также визуальное и акустическое восприятие, запахи, расстояние и перемещение общающихся объектов — все в точности, как у животных.

Всё это может нести очень много информации, поэтому не стоит пренебрегать этим форматом, чтобы производить на людей нужное впечатление (приятным парфюмом и внешним видом, поставленным голосом и манерой двигаться).

» alt=»»>

Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить

Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.

Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией

Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения

Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов (славятся этим эмпаты, о которых мы уже говорили).

Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.

Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?

Какова структура и компоненты общения в психологии?

Человека выделяет его умение многообразно общаться с себе подобными, формирование речи сделало человека культурным и социальным. Речь привела к организации человека и его взаимодействию с окружающими людьми. В психологии можно выделить значительное число определений общения, но все же все их объединяют следующие особенности:

  • общение может выступать как определенный вид деятельности людей;
  • оно может входить в разного рода деятельность, как ее образующий компонент;
  • оно является одной из форм человеческого взаимодействия.

Замечание 1 Общение ‒ это довольно сложный процесс, который подразумевает формирование и поддержание контактов между людьми, а его многоплановость делает важным структурирование его отдельных аспектов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Структура общения в психологии 410 руб.
  • Реферат Структура общения в психологии 230 руб.
  • Контрольная работа Структура общения в психологии 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Различные психологи выделяли различную структуру общения, под которой подразумевали комплекс элементов, которые складывают в целостном виде весь процесс общения.

Описание структуры может затрагивать и совокупность общих компонентов, и каждый из них по-отдельности.

Универсальной считается структура общения, которая была выделена советским и российским психологом, профессором и членом РАО Галиной Михайловной Андреевой.

Она предложила выделить три структурных элемента процесса общения:

  • коммуникативная сторона ‒ процесс обмена информацией в процессе общения между собеседниками;
  • интерактивная сторона ‒ процесс взаимодействия между партнерами в процессе общения;
  • перцептивная сторона ‒ взаимопонимание между участниками, которые принимают участие в процессе общения.

Все вместе они формируют процесс общения разного уровня ‒ социально нацеленного (скажем, лекции перед аудиторией), ориентированного на предметную область (при профессиональной деятельности), а также общения на личностном уровне.

Формы вербального общения и барьеры не его пути

Общаясь вербально, мы можем использовать разные формы и стили для того, чтобы донести определённую информацию в конкретном контексте и окрасе. Это хорошо можно проследить по стилям, которые используются в литературе:

  1. Публицистический – главная цель такой речи – это донести людям мысль, суть произошедшего.
  2. Научный – отличается логикой и чёткими высказываниями с использованием терминологии, сложных понятий.
  3. Официально-деловой – сухой язык законов, где всё точно и без каких-либо эпитетов.
  4. Художественная – здесь возможно сочетание любых слов и словоформ, жаргонов и диалекта (диалектизмов), речь наполнена немыслимыми образами и красками.
  5. Разговорная – характеризует как отдельные диалоги в произведениях, так и наше с вами общение, когда мы встречаем знакомого.

Речевое взаимодействие можно поделить по количеству людей, которые принимают в этом участие:

  1. Монолог (один человек):

    1. выступление – на собраниях перед кем-то либо рассказывая стих перед классом;
    2. отчёт – важная информация, как правило, подкреплена цифрами;
    3. доклад – похоже на отчёт, но представляет собой более обширную информацию и описание;
    4. лекция – подача полезной информации для аудитории.
  2. Диалог (двое или более людей):

    1. обычный разговор – обмен приветствиями и мыслями;
    2. дискуссия – обсуждение темы, где собеседники выступают представителями разных точек зрения;
    3. спор – тут тоже присутствуют две позиции, между которыми нужно решить образовавшийся конфликт;
    4. диспут – это дискуссия в рамках науки;
    5. собеседование – прохождение беседы, во время которой работодатель думает, стоит ли нанимать человека.

Несмотря на то что мы общаемся на одном языке, могут возникать разные барьеры в вербальном общении:

Например, фонетический. Собеседник может иметь дефект речи, неприятную дикцию, подбирать непривычную интонацию, сыпать словами паразитами и т.п…
Смысловая помеха вырастает между людьми из разных стран, при различном менталитете или даже при воспитании детей в разных семьях.
Логический барьер – если у собеседников разные типы мышления, уровни развития и интеллекта.
Стилистический барьер заключается в том, что собеседник неправильно выстраивает цепочку вербального общения, чтобы донести информацию

Сначала нужно привлечь внимание к тому, что хотим сказать, заинтересовать. Потом выложить основную информацию; ответить на вопросы, которые могут возникнуть у оппонента

После этого дать время на обдумывание, чтобы он сделал выводы или принял решение.

Средства речевого общения

Единицей коммуникативного общения между людьми является слово, как своеобразный речевой инструмент, который может быть выражен устно или же в письменном виде. Слова, в качестве информационной единицы, формируют определенные предложения, которые, в зависимости от необходимости и постановки, могут как запрашивать информацию, так и утверждать ее. Постановка слов и формирование определенных предложений напрямую зависит от того, какую из существующих языковых систем используют собеседники. Как средства речевого общения, слова обладают достаточно обширной функциональностью. Совершенно логично, что любая форма языковой системы выступает центральным элементом возможности вербального контакта и обмена информацией между людьми в социуме.

Между тем, речь и язык также играю познавательную функцию. Это выражается в том, что именно посредством речи сознание человека способно выражать специфику своей деятельности и благодаря ей же – воспринимать окружающий мир. Также стоит подчеркнуть аккумулятивную функцию речи – именно посредством речи и языковых систем выполняется сохранение определенных знаний и жизненного опыта. Человек черпает познания различного характера и всех жизненных сфер из тех же книг, дневников, памяток, которые создаются. В свою очередь, посредством письменной речи.

Также речь играет конструирующую функцию, поскольку именно в виде речи человек формирует свои мысли и рассуждения, даже если он осуществляет это в виде внутреннего монолога. Также существует эмоциональная функция речи, заключающаяся в выражении субъектом чувств и эмоций, и контактоустанавливающая, делающая доступным установление контакта между несколькими индивидами.

перейти наверх

О проблемах настоящего времени

Многие исследователи сходятся во мнении, что в последнее время одна из проблем общества – агрессия, к которой прибегают участники, чтобы добиться своих целей в процессе коммуникации. К примеру, излишне активно используется инвективная лексика, а значит, паритетный диалог становится невозможным, нормально контактировать в такой ситуации проблематично, рождается конфликт. Отрицательный этикет и негативные речевые шаблоны можно видеть и в жизни, и в драматургии. Это связано в том числе и с модой – общественности интересны герои, проявляющие интолерантное поведение при коммуникации.

Речь как средство коммуникации.

Коммуникация – это общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, служащее средством передачи информации и в целом являющееся необходимым «атрибутом» в жизни каждого человека.

Существует, например, язык глухонемых, и это тоже средство общения, так как передает информацию, причем может делать это достаточно эмоционально. Даже молчание само по себе может быть средством коммуникации, передавая информацию по эмоциональному накалу или долготе паузы.

Но все же наилучшим средством коммуникации, т. е. передачи информации, является человеческая речь.

Термин «речь» имеет не одно, а три значения. Первое – речь как процесс говорения; второе – речь как продукт говорения, т. е

текст (не важно, письменный или устный); и третье – речь как ораторский жанр

В первом случае имеется в виду свободное владение механизмом речи, т. е. насколько человек развит интеллектуально, как быстро он может подобрать нужное слово, чистота его речи, отсутствие дефектов произношения. Чаще всего под этим термином подразумевается каждодневная разговорная речь, которой владеет каждый, хорошо или плохо. Главной задачей этого типа речи является цель передать слушателю информацию, и для этого не обязательно обладать особыми ораторскими способностями, как в третьем определении речи, где речь возведена в ранг искусства. В этом случае речь не просто средство коммуникации, хотя тоже несет в себе информацию. Это красивая, поставленная речь, имеющая цель, задачи и тематику. Она рассчитана на определенного слушателя. И если ее и рассматривать как процесс, то более тонкий и психологически рассчитанный. Речи великих ораторов остались в памяти потомков как свидетельства культуры и высокого уровня развития людей, произнесших их. Но еще раз следует подчеркнуть, что эти речи рассчитаны на человеческую психологию, красоту и силу слова.

Второе значение речи, т. е. речь как результат процесса, обращено к выбору и использованию средств языка: фонетических, лексических. Текст несет в себе информацию, но не является средством коммуникации в полном смысле этого слова.

Для нас важнее речь как процесс, какие средства языка употребляются в разговорной речи, чтобы сделать ее информативнее и в то же время эмоциональнее. К таким средствам можно отнести всякого рода просторечия, пословицы и поговорки, которые, с одной стороны, снижают уровень нормативности речи, с другой – обогащают ее. Речь говорящего должна быть достаточно простой и образной, чтобы у слушающего не возникло недопонимания. В разговорной речи часто используется такой лингвистический прием, как переспрос. Обычно он демонстрирует недостаточный уровень владения языком собеседниками.

Участвующим в коммуникации принадлежит своя роль, с которой связаны определенные права и обязанности коммуникантов, возможности и ограничения коммуникативного поведения.

Выделяются основные коммуникативные роли, такие как роли адресанта, адресата и наблюдателя.

Адресант – это говорящий, пишущий производитель текста, который направляет свою речевую деятельность на адресата, тем самым воздействуя на него как на объект речи. Одновременно этот адресат-объект может рассматриваться как второй субъект речевого акта, собеседник в общении. Особенно такие отношения между адресантом и адресатом проявляются в диалоге с присущей ему сменой коммуникативных ролей. Каждый участник разговора может исполнять в диалоге то роль адресанта, то роль адресата, а разворачивающееся знаковое общение отражает позиции, свойства и речевую деятельность обоих. Такие отношения могут проявляться и при письменном общении, и при монологическом построении речи, хотя и выражаются в этих случаях опосредованно.

Основная суть коммуникации – это передача информации. А передавать информацию можно абсолютно разными способами, главное, чтобы собеседники поняли друг друга. Информацию можно передать невербальными средствами общения – жестом, кивком головы, мимикой и т. д.

Для стилистов разговорная речь может быть интересной с исследовательской точки зрения, так как живая речь постоянно меняется, и прослеживать эти изменения очень важно. Существует и нормативная, или литературная, речь

Она скорее соприкасается с ораторским искусством, так как ярким ее примером могут быть публичные выступления

Существует и нормативная, или литературная, речь. Она скорее соприкасается с ораторским искусством, так как ярким ее примером могут быть публичные выступления.

Физиологические основы речи

Физиологические основы речи иллюстрирует рис. 5.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

  1. энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука – легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма;
  1. генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
  2. резонаторная система – носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи

Механизмы

восприятия речи

Механизмы организации речевого ответа

Периферические системы обеспечения речи: энергетическая, генераторная, резонаторная

Вторая сигнальная система

Мозговые центры речи

Речь

Речевые функции левого полушария головного мозга

Рис. 5. Физиологические основы речи

Согласно учению И.П. Павлова, у человека существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система – это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (это есть и у животных) и вторая сигнальная система (речь). Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с левым полушарием головного мозга. Выделяют четыре мозговых центра речи: центр Брокка (расположен в верхней лобной извилине), отвечает за громкость произношения речи; центр Вернике (расположен в височной извилине) – связан с пониманием смысла; зрительный центр (расположен в затылочной доле) – связан с процессом чтения; центр письма (расположен в средней лобной извилине) – связан с письменной речью.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические отвечают за связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т.д.).

Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутрен-ними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов.

Первым этапом формирования речевых структур является программирование речи – построение костяка речевого высказывания. Для этого отбирается важная информация и отсеивается ненужная.

Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец, осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче.

В процессе слушания собеседник декодирует полученную информацию, что в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор.

Виды речевого общения

Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.

Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.

Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.

Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.

Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.

Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.

Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.

Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.

Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.

Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.

Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.

Речевые средства общения

Вербальное (знаковое) коммуникативное взаимодействие реализуется при помощи слов. Человеческая речь считается вербальным средством коммуникации. Проведенные исследования показывают, что современный «гомо сапиенс» за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, а в час около трех тысяч. Слова образуют разнообразные речевые тексты, которые формируются в зависимости от целей коммуникантов, например, что-то сообщить или узнать, выразить отношение или побудить к чему-то. Такие тексты бывают устными или письменными. В них реализуются языковые системы, которые являют собой системы знаков и методов их сочетания. Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством вербального общения.

Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией. Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.

Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.

Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.

Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.

Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.

Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.

Этническая функция лежит в объединении народа.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.