Трансперсональная психология

Алан-э-Дейл       11.06.2022 г.

Введение

Трансперсональная психология возникла в 60-е гг. XX в., и стала активно развиваться. В начале 90-х гг. трансперсональная психология пришла в Россию, тогда и появились первые вузовские курсы, которые обучали трансперсональной психологии. На данный момент в Москве существует всего два вуза, которые обучают трансперсональной психологии и психотерапии. Проблема еще и в том что нет практически учебников и учебных пособий по этому направлению. В 2010 г. вышло учебное пособие В. В. Козлова, которая так и называлось «Трансперсональная психология» – это был первый и единственный в России учебник по трансперсональной психологии.

Автор предпринил попытку создать учебник по трансперсональной психологии для студентов вузов, которые одним из направлений психологии выбрали для изучения трансперсональную психологию. В тоже время учебник будет интересен профессорско-преподавательскому составу, которые могут взять данное пособие в помощь в преподавании их курса по трансперсональной психологии.

Учебник состоит из 11 частей, которые посвящены не только трансперсональной психологии, но и методам проведения экспериментов в учебнике подробно рассказывается о том как ставить проводить научное исследование, что-такое объект и предмет исследования, что такое научная парадигма и т. д. Это было дано с цель того, чтобы будующий трансперсональный психолог не просто проводил тренинги по холотропному дыханию и другим практикам, но и мог проводить эксперименты и исследовании в области трансперсональной психологии исмежных направлениях.

Первая часть учебника посвящена экспериментальной психологии: что из себя представляет психология как наука, что такое объект и предмет исследование, как составлять программу исследования, методы психологического исследования.

Вторая часть посвящена научной парадигме, что такое методология, что из себя представляет классическая, неклассическая и постнеклассическая наука, подробно рассказывается о квантовой теории и парадигме трансперсональной психологии.

Третья часть рассказывает об истории трансперсональной психологии от эпохи ЛСД до создания трансперсонального направления в гуманистической психологии, как за рубежом (Маслоу, Сутич, Гроф), так нашими соотечественниками – учеными СССР и России.

Четвертая часть посвящена современной трансперсональной психологии и ее методам, и психотехникам, которые широко распространились по всему миру и практикуются в России и за рубежом.

В пятой части обсуждается вопрос разных религий и традиций востока таких как Шаминизм, Буддизм, Индуизм, Даосизм, Суфизм и Христианство.

Шестая часть посвящена духовным практикам, которые используются в трансперсональной психотерапии, такие как холотропное дыхание, вайвейшен, ребефинг, трансперсональное дыхание или пневмосинтез и медитация.

Седьмая часть посвящена измененным состояниям сознания как объекту исследования трансперсональной психологии

Здесь излагается история изучения ИСС, и уделено внимание современным исследованиям, как за рубежным, так и России

Восьмая часть повествует о мистических переживаниях и мистическом опыте. В этом разделе я приведу подробную классификацию мистических переживаний и поделюсь своим мнением о мистическом опыте.

Девятая часть расскажет о состояниях сознания, которые по мнению автора имеют шесть уровней, каждый из этих уровней определяет глубину подводного айсберга человеческой психики. Подробно рассказывается о графической картографии сознания.

Десятая часть повествует о клинической трансперсональной психологии, тема которая в трансперсональной литературе освещается крайне редко. В этой части речь пойдет о возникновении психических заболеваний в результате возникновения мистического опыта.

Последняя одинадцатая часть посвящена новому направлению – трансоанализ, его значению для трансперсональной психологии. Трансоанализ исследует глубинные структуры психики и анализирует мистические состояния сознания.

В конце каждой части, в помощь студенту, проведен список контрольных вопросов и небольшой словарик терминов, которые были использованы в данной главе.

В 2012 г. автор создал учебную программу, которая называется «Трансперсональная психология: история и современное состояние» в том же 2012 г., курс по трансперсональной психологии был успешно прочитан студентам одного из вузов Москвы. С программой курса можно ознакомится в учебном пособии автора «Введение в трансперсональную психологию» издательство Русайнс 2018 г.

Я надеюсь что данный учебник послужит хорошей базой для изучения курса по трансперсональной психологии для студентов и их преподавателей.

Происхождение понятия трансценденция

Трансценденция (Transend —

(от лат. transendere — подниматься выше, или за пределы, преодолевать, превосходить)) —выходить за пределы.Оксфордский Словарь Английского Языка

дает следующие значения:

1) переправиться или пройти выше (физического препятствия или ограничения); вскарабкаться или подняться выше вершины (стены или горы)…

2) пройти или расшириться за пределы или над, пройти за пределы ограничений (чего-то нематериального), превзойти, выйти за пределы

3) идти вперед в некотором качестве, или атрибуте, подниматься вверх, превосходить

4) возноситься, идти вверх, восходить

Таким образом:

трансцендировать — это выходить за пределы по вертикали, превосходить.

Абрахам Маслоу

Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности — «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.

Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.

Что такое Трансперсональная психология?

Трансперсональная психология (ТПП) представляет собой самостоятельное направление в психологии, исследующее природу сознания и механизмы человеческого развития.

В ее основе лежат сложная модель из последовательных иерархических стадий и нелинейная сложная модель развития.

Человеческое сознание делится на 3 основные категории: доличностная (преэгоическая), личностная (эгоическая) и надличностная (трансэгоическая).

Задачей ТПП становится исследование изменения сознания и психики человека под влиянием разных мета-факторов.

Особый акцент делается на бессознательную составляющую, которая участвует в формировании личности, взаимоотношения людей, поведения человека. В экстремальных условиях она становится силой, помогающей выйти из тяжелой ситуации.

Если по задумке трансперсональная психология задумывалась как одно, по факту вышло другое. Из узко-специализированного инструмента ТПП органично разрасталась, что позволило охватить “объемный кусок” сфер человеческой деятельности.

Этот видеоряд отлично дополняет наш текст:

Сейчас исследование затрагивает такие области: регулирование сознания, парапсихология, духовные и религиозные сферы, применение психоделических препаратов, дыхательные методики воздействия, йога и медитация, стрессы при смерти близких и комплекс переживаний, связанных со смертью.

Критически важным направлением ТПП считается исследование духовного совершенствования. Это как раз то направление, которые нам наиболее интересно: как применить точечно принципы трансперсональной психологии, чтобы извлечь для себя пользу и выйти на новый уровень?

Человеческая психика имеет огромные резервы, которые не проявляются в повседневной жизни. Задача каждого – найти ключик к этой двери, открыть и посмотреть на содержимое комнаты, использовать нужное и двигаться к следующей двери.

В сложных ситуациях подключается подсознание, которое кратно расширяет возможности человека. Работа на стыке интуиции и “твердых” знаний и мире.

Подсознание способно пользоваться такими глубоко спрятанными воспоминаниями, которые активному сознанию совершенно незнакомы. Приверженцы трансперсональной психологии ставят как самоцель изучить эти фишки для практического использования.

Опасности холотропного дыхания

Псевдонаучность концепции Грофа, возможно, была бы безобидной характеристикой данной теории, если бы не опасность метода холотропного дыхания для жизни из здоровья человека. В работе О. В. Гордеевой детально рассматривается явление гипервентиляции и, как следствие, гипокапнии. Гипокапния представляет собой процесс увеличения количества кислорода в крови и одновременного уменьшения концентрации углекислого газа. Также гипокапнию сопровождает алкалоз — ощелачивание. Несмотря на то, что кислорода в крови много, возникает кислородное голодание; это происходит вследствие того, что кислород хуже освобождается из гемоглобина. Его концентрация в тканях снижается. Данный процесс сопровождается следующими явлениями:

  • Человек, начав дышать интенсивно, уже не может сказать себе «стоп», прекратить безостановочное дыхание.
  • Он входит в предобморочное состояние либо случается обморок.
  • Возникает состояние эйфории (по мере проведения практики оно исчезает).
  • Перед глазами мелькают мушки, появляется головокружение, звон в ушах.
  • Появляются судороги. Мышцы кистей и ног непроизвольно сокращаются.
  • Возникает тахикардия, одышка, тремор, боли в различных участках тела.
  • Появляются негативные эмоции — например, поведение может стать агрессивным.

Трансперсональная психология Грофа подвергалась серьезной и основательной критике со стороны научного сообщества — как психологов, так и психиатров. Она эклектична, не имеет научных обоснований и не обладает четким терминологическим аппаратом. Доказано, что воспроизведение холотропного дыхания представляет собой угрозу жизни и здоровью: с точки зрения физиологов, эта практика может привести к повышению температуры тела, удушью, смерти . Гипоксия, сопровождающая процесс холотропного дыхания, ведет не к «исцелению», а к смерти клеток головного мозга. Психотерапия представляет собой лечебное воздействие на психику человека, и посредством этого воздействия может осуществляться и влияние на соматические процессы. Холотропное дыхание не является ни психотерапией, ни в принципе терапией. Оно представляет собой грубое вмешательство в физиологию, чреватое самыми опасными и даже трагическими последствиями.

Список использованных источников:
  • 1. Гордеева О. В. и др. Гипервентиляция как метод индукции измененных состояний сознания: опасности холотропной психотерапии. – 2016.
  • 2. Ван дер Харт О. Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. М.: Когито-Центр, 2013. 496 с. // Москва: Когито-Центр. – 2013.
  • 3. Гроф С., Гроф К. Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии. – Litres, 2017.
  • 4. Станислав Гроф. Познай себя. Электронный ресурс. Доступно по адресу: http://www.stanislavgrof.ru Обращение от 25.07.2020

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Трансперсональная психология Грофа

Станислав Гроф посвятил несколько лет изучению той бессознательной части человеческой психики, которая проявляется при измененном сознании. В процессе работы он использовал психоделические препараты. Однако вскоре их применение было запрещено. Ученому пришлось заняться разработкой нового способа проникновения во внутренний мир человека. Им оказалось холотропное дыхание.
Эта техника помогает справиться с рядом препятствий, возникающих на пути к изменению сознания. Их 4:

  1. В тот момент, когда происходит открытие бессознательного пласта психики, активизируются все органы чувств.
  2. Всплывают воспоминания, например, психологические травмы, о которых мозг предпочел «забыть».
  3. Появляются переживания, которые так или иначе связаны со смертью и рождением.
  4. Проявляется трансперсональная часть человеческой психики. Происходит расширение сознания, его выход за пределы времени и пространства.

По мнению Грофа, глубоко в подсознании каждого человека хранятся неразрешенные проблемы, которые влияют на его жизнь. Решить их можно, если по новой пережить те события, еще раз испытать те чувства и эмоции. Это и есть главная цель холотропного дыхания.

Как пользоваться методикой? Нужно сделать несколько частых глубоких вдохов. Это поможет изменить сознание. Внутри сформируется энергия, за которой человеку и нужно идти

При этом важно поддаваться всему, что происходит вокруг. Издавать звуки, занимать неожиданные позы, что-то чувствовать. Это не сумасшествие

Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится

Это не сумасшествие. Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится.

Теория Кена Уилбера

И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.

Согласно Кену Уилберу существует 5 уровней:

  1. Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
  2. Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
  3. Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он – личность, а есть и внешний мир.
  4. Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
  5. Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.

Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.

Базовые техники наведения и поддержания транса

Традиционно различают два направления деятельности психолога с клиентами в трансовом состоянии: сопровождение и ведение. Действуя в этих широких направлениях, психолог обычно применяет различные техники:]

Сопровождение нацелено на то, чтобы помочь человеку полнее погрузиться в свои воспоминания и субъективный опыт, сделать его более подробным (увидеть образы, услышать звуки, испытать телесные ощущения, пережить эмоции и т.д.).

Чтобы сопровождать клиента в течение его транса, психологу необходимо предоставлять ему конгруэнтные описания, которые бы помогали ему оставаться в трансе. Для этого можно использовать технику неопределённые слова

(например,родовые наименования , такие как — «одежда», для описания куртки, брюк, юбки, плаща; «время года» — для весны, лета, зимы, осени; или формулировкаЯ не знаю … (где вы, что вы делаете, чувствуете, видите, слышите, с кем вы, и т.д.), подразумевающая что клиент знает это и представить; и т.п.), которые создают пустую, неопределённую смысловую рамку (фрейм), которую заполняет сам клиент, нередко считая, что психолог детально описывает его переживания .

  • Ведение — создание нового опыта у клиента на базе имеющегося, на основе предложенного психологом сюжета для транса.
  • Сопровождение в приятном воспоминании .
  • Ратификация (подтверждение того, что психолог видит, замечает что человек входит в транс, по минимальным его признакам, сделанное в виде высказывания, одобряющего (как подкрепление) — облегчает вхождение человека в транс и поддерживает трансовое состояние.
  • Диссоциация — целый ряд техник, позволяющих клиенту разделиться (Например, с частью собственного тела, посмотреть на себя со стороны, из другого места, или времени):Диссоциативная речь — использование речи не ассоцирующей, а диссоцирующей (Например, вместо «Вспомни», «Позволь прийти воспоминанию», вместо «»Ты чувствуешь контакт с…»», «»Твоё тело (рука, нога, и т.п.) чувствует контакт с…»», использование выражение, типа «Приходят образы», «Приходят звуки» и т.п., и т.д.).

Релятивизация — введение дополнительной степени свободы в утверждения при общении с клиентом, посредством делания высказываний относительными, менее утвердительными, и, соответственно, вызывающими меньше сопротивления. Например, вместо «Приходит воспоминание», употребить «Может прийти воспоминание» — оно может прийти и может не прийти — обе возможности предусмотрены, и это представлено нормальным, что помогает поддерживать и развивать трансовое состояние.

Этот технический приём позволяет внушение перевести из прямого в косвенное

  • Сигналинг (пальцевой идеомоторный сигналинг ). Ле Крон в 1952 году предложил использовать идеомоторные движения пальцами для общения с человеком, находящимся в трансе (поставить так называемые «сигналы» на пальцы — «да», «нет», «не знаю», «не хочу говорить»). Некоторые авторы считают что более удобно пользоваться двумя сигналами — «да» и «нет». Такой сигналинг можно использовать для метакоммуникации с клиентом, находящимся в трансе, в частности для того, чтобы быть более конгруэнтным во время сеанса, а также для реализации возможностей коммуникации не только с вербализированными сознательными частями личности клиента, но и с невербализированными бессознательными его частями.
  • Гармонизация с клиентом (подстройка ) — эти техники используются для создания и поддержания контакта с клиентом.
  • Использование многоуровневого языка (при коммуникации с клиентом,адресация обращения психологом как сознанию, так и к бессознательному клиента; также этоиспользование слов в различных значениях ,использование интонационного выделения для обращения к различным проблемам или уровням проблем клиента — самих слов и интонационного выделения, соответственно;использование метафор и рассказывание историй ).
  • Говорение на языке клиента .
  • Самогипноз .

Предмет изучения

  • Сознание человека, способы его расширения и изучение полученных состояний.
  • Парапсихология. Исследование явлений, которые невозможно объяснить деятельностью органов осязания и чувств.
  • Возможность сужения сознания до определенного конкретного органа. Концентрация внимания на определенном органе для его изучения или диагностики с последующим лечением.
  • Духовенственные практики и религии и их влияние на психику, относительно психиатрии и психологии.
  • Влияние и действие препаратов психоделического плана на сознание человека.
  • Дыхательные гимнастики и практики и их влияние на психическое состояние. Сюда можно отнести холотропное дыхание и ребефинг.
  • Медитации. Влияние медитаций на психику.
  • Практики йоги.
  • Духовный рост и его психологическая составляющая.

Трансперсональная психология старается охватить полную картину существования человека, в то время как остальные науки отдают предпочтение ограниченной части реалистичных процессов.

Трансперсональная психология изучает широкий спектр явлений человеческих переживаний:

  • Изменения состояния сознания, сюда можно отнести и изменения при помощи регрессивного гипноза.
  • Многообразие состояния сознания.
  • Кризис духовной сферы.
  • Предсмертные переживания и состояния.
  • Интуиция и возможности её развития.
  • Творческие способности – их проявления и развитие.
  • Высшие сферы сознания и их состояния. Достижение и анализ.
  • Ресурсы личностного плана.
  • Феномены парапсихологического характера.

У трансперсональной психологии имеется несколько представителей ученых с различными подходами и концепциями.

Первые задатки трансперсональной психологии можно найти в работах Карла Юнга. По его теории исследование глубинных сфер психики возможно через личностное познание трансформирующиеся в знание и переходящее в бессознательное положение в подсознание.

Родоначальником трансперсональной психологии принято считать Уильяма Джеймса.

  1. Абрахам Маслоу. Родоначальник учения о самоактуализации личности. Учение построено на пиковых переживаниях, таких как кульминация (оргазм) в любовных отношениях и сексе, внезапные озарения и рождение новых идей, экстаз, расширение границ сознания, потеря своего «Я». Исследования Абрахама Маслоу являются основой для трансперсональной психологии.
  2. Станислав Гроф. Исследователь психоделических препаратов и их воздействия на психику. Действие препарата основано на изменение сознания и восприятия окружающей среды, а также воздействие на эмоциональную сферу. Подход основан на психотерапевтической работе с самопознанием, через принужденное изменение сознания под воздействием психотропных препаратов. Основатель методики холотропного дыхания. Техника холотропного дыхания основана на удалении блокировок, сдерживающих внутренние ресурсы и потоки энергии, которые можно использовать для активации подавленного сознания и трансформировать его в потоки положительной энергии и переживаний, направленных на познание чего-либо. В теории Станислава Грофа выделяется два вида сознания: сознание, ориентирующееся на реальность осязания и сознание, ориентированное на внутреннюю реальность, та, что не осязаема. При этом оба состояния реальны и способны взаимодействовать между собой. Основное достижение Станислава Грофа в трансперсональной психологии – это предположение о том, что практически все болезни психологического характера, только скрываются под личиной болезни, на самом деле таковыми не являются. Все психические болезни – это в основном кризисное состояние организма в плане личностного или духовного роста. От таких случаев никто не застрахован и а группе риска может оказаться любой человек.
  3. Владимир Майков. Научный деятель, адаптирующий и развивающий трансперсональную психологию в России по методикам и опытам западных коллег. Внедрение трансперсональной психологии и её методик посредствам тренингов, семинаров и вебинаров. Одна из методик: холотропное дыхание, как разрешение жизненных трудностей. Расширение сознания и выход за рамки своего «Я» при помощи дыхательных практик и упражнений.

Трансперсональная психология дает возможность понять, что психика человека богаче и запутанней, чем она представляется изначально. В человеческом подсознании скрываются тайны, которые в обычном состоянии нет возможности раскрыть. Из подсознания можно извлечь удивительные воспоминания, о которых сознание может и не догадываться.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.