Оглавление
Развитие Древнего стоицизма
Во времена, когда стоицизм лишь зарождался в Греции, он имел больше теоретический характер, чем практический. Все приверженцы, являющиеся последователями данной философии, в том числе и сам основатель этой школы, трудились над разработкой теории, письменной основы своего течения. Как сегодня мы можем заметить, у них это получилось. Появилась в разделе «физика» определенная материальная база, конкретные логические выводы, а также итоги, названные определением «этика». Как считали мудрецы в Древней Греции, смысл стоицизма состоит именно в споре, что наглядно доказывают выводы, являющиеся логическими. Наверное, именно стоики авторы крылатой фразы «истина рождается в споре».
Разумное отношение к жизни тождественно апатии (греч. бесстрастие) – состоянию, свободному от страстей
Устранение страстей для стоиков не является самоцелью, они выделяют и добрые страсти, которые являются разумными (радость, осторожность и др.). Стоики не только переносят нравственность в область мотивов, они возвышают ее до мотива мотивов, она не зависит ни от природных, ни от социальных стремлений человека
Несмотря на признание неотвратимости всего, что происходит, этика стоиков преисполнена необычайной внутренней энергии, высокого оптимизма, какой-то особой гордости. Внутренняя сила и стойкость стоика объясняется его верой в благостный смысл бытия вообще.
Периоды развития и становления стоицизма
Исследователи не нашли однозначного ответа на вопрос, как развивалось и совершенствовалось учение. Некоторые ученные в истории развития стоицизма выделяют особый период, который называют нулевым. В ходе развития на этом этапе разбирается период древности, когда мудрецы в Стоа Пойкиле, собирались и обсуждали философские вопросы с точки зрения стоицизма. Особенностью периода является то, что собственно школы в тот момент еще не существовало и мудрецы высказывались, исходя из собственных суждений и взглядов на жизнь. Имен первых представителей не сохранилось, так как записи или документальные упоминания были утеряны.
Первый период становления и развития учения – Древняя Стоя. Согласно имеющимся данным, этот период продолжался с IV по II век до н. э. Именно в этом периоде появляется философ Зенон Китийский. Вместе с ним выступали с новыми взглядами Хрисипп и Клеанф из Сол. Первый этап считается исключительно греческим. Связано это с тем, что учение не выходило за пределы страны и развивалось исключительно там. Затем ученики и последователи, разделяющие философские воззрения основателей, продолжили развитие мысли. Ученые и исследователи выделяют таких мыслителей, как Антипатр, Кратет Малльский, Диоген Вавилонский.
Следующим периодом в развитии учения является Стоический Платонизм или Средняя Стоя. Время развития – II – I век до н. э. В этом периоде следует выделить таких ученых и мыслителей, как Панетий Родосский и Посидоний. На втором этапе своего развития философское учение начинает свое продвижение за пределы Греции. Стоицизм постепенно распространяется в Риме, набирая последователей. Выделить нужно таких представителей, как Афинодор, Диодот, Дардан.
Следующим этапом развития философского учения становится Поздняя Стоя. Продолжалась ее указывается в различных записях с I по II век н. э. Это время специалисты и исследователи называют Римский стоицизм. Связано это с тем, что именно в этой стране продолжалось развитие школы. Основными представителями являются Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.
Примечания
- , с. 125.
- ↑ // Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. А. Введенский. — М.: Большая советская энциклопедия, 1955. — Т. 3: Пращур — Яя. — С. 329. — 744 с.
- , с. 121.
- .
- Robertson, Donald. Stoicism and the Art of Happiness. — Great Britain: John Murray (англ.)русск., 2018.
- Amos, H. These Were the Greeks (неопр.). — Chester Springs: Dufour Editions, 1982. — ISBN 978-0-8023-1275-4.
- Gilbert Murray, The Stoic Philosophy (1915), p. 25. In Bertrand Russell, A History of Western Philosophy (1946).
- , с. 126.
- Зима В. Н. Парменид и статическая концепция времени // Философия и культура. — 2013. — № 6. — С. 756—765.
- Секст Эмпирик. Против учёных, кн. VIII /Сочинения в 2-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1975. — С.152—153.
- ↑ Гусев Д. А. Скептицизм как высшая форма дискурсивного реализма // Философская мысль. — 2014. — № 9. — С. 21—68.
- Гуревич П. С. Философское мировоззрение // Философия и культура. — 2012. — № 12. — С. 4—5.
- Маркин А. В. Алетейя // Философия и культура. — 2013. — № 11. — С. 1559—1563. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.5102.
- ↑ Гусев Д. А. — Социальные предпосылки зарождения античного скептицизма и специфика стоической теории познания // Философская мысль. — 2015. — № 1. — С. 148—191.
- Копцева Н. П. Истина в философии Платона // Философия и культура. — 2013. — № 4. — С. 429—436.
- Рябушкина Т. М. Саморефлексия субъекта познания // Философия и культура. — 2013. — № 7. — С. 985—995.
- Князева С. А. История политических и правовых учений.
- Jacques Brunschwig, Stoic Metaphysics in The Cambridge Companion to Stoics, ed. B. Inwood, Cambridge, 2006, p. 206—232
- Пржиленский В. И. Философия науки как исследовательская программа: между историей науки и теорией познания // Философская мысль. — 2013. — № 3. — С. 205—228.
- Кутырев В. А. Когнитизация мира и её философско-исторические основания // Философская мысль. — 2012. — № 1. — С. 1—45.
- ↑ Гусев Д. А. Античный скептицизм и современная философия науки // Преподаватель. XXI век. — 2014. — № 3. Часть 2. — С. 219—225.
- Грязнова Е. В. Предмет философии науки // Философская мысль. — 2013. — № 6. — С. 514—529.
- Шелковников А. Ю. Смыслы без семиозиса // Философские науки. — 2008. — № 12. — С. 70—87.
- ↑ Емельянова Н. Н. Научные коммуникации: к проблеме демаркации границ публичности // Философская мысль. — 2014. — № 11. — С. 72—85.
- Борисов С. В. Интродукция или рождение классической науки // Философская мысль. — 2013. — № 2. — С. 190—230.
- Гусев Д. А. Изостения и атараксия в философском учении старших скептиков (Пиррон и Тимон) // Преподаватель. XXI век. — 2006. — № 4. — С. 27—31.
- Счастливцев Р. А. Параллелизм сознания в феноменологии Э. Гуссерля // Преподаватель XXI век. — 2010. — № 1. — С. 305—310.
- Гусев Д. А. Античный скептицизм как ранняя форма рефлексии теоретического знания // Преподаватель. XXI век. — 2010. — № 2. Часть 2. — С. 204—211.
- Гуревич П. С. Философские традиции в постижении человека // Философия и культура. — 2013. — № 2. — С. 141—143.
- Катунин А. В. Роль логико-рационального и интуитивного в научном творчестве. // Философская мысль. — 2014. — № 10. — С. 26—47.
- Максимов Л. В. Редукция сознания к познанию как методологический принцип когнитивной науки и гуманитарных дисциплин // Философская мысль. — 2014. — № 11. — С. 32—71.
- Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. Пер. Б.Столпнера. Кн. 2 / Гегель Г. Ф. В. Сочинения. Т. 10. — М: Партийное издательство,, 1932. — С. 330—336.
- История политических и правовых учений: Учебник для вузов.
- Прись И. Е. Иллюзии возможностей и реальные возможности // Философская мысль. — 2014. — № 5. — С. 45—70.
- Прохоров М. М. Истина и действительность // Философская мысль. — 2013. — № 6. — С. 293—387.
Философы
Рассмотрим основные принципы философии главных представителей Стои, как философского направления.
Марк Аврелий
Философ, логик и мыслитель Марк Аврелий:
- Уважение и почитание Бога.
- Бог – высшее начало мира, духовная сила, проникающая в каждую часть мира, и объединяющая его.
- Происходящее – промысел Божий.
- Успех в государственных делах достижение счастья и успеха, Марк Аврелий объясняет сотрудничеством с Высшими, Божественными силами.
- Внешний мир не подвластен человеку. Он управляет только внутренним миром.
- Причина человеческого счастья в соответствии внутреннего мира внешнему.
- Душа и тело – раздельны.
- Люди не должны сопротивляться тому, что происходит, а доверять судьбе, следовать ей.
- Жизнь людей коротка, нужно использовать ее возможности.
- Пессимистическое восприятие мира.
Сенека
Учение Сенеки заключалось в следующем:
Проповедовал добродетель.
Участие в государственных и общественных делах не так важно, как сосредоточение на собственной жизни.
Еще одна отличительная черта Сенеки – приветствие покоя и созерцания.
Сенека считал, что лучше жить незаметно, с точки зрения общества и государства, но так, чтобы человек чувствовал себя счастливым.
Предвидел прогресс в развитии культуры и техники, считая, что возможности человека безграничны.
Уделял особое место философам и мудрецам в управлении различными сферами человеческой жизни, презирая необразованность простых людей.
Нравственный идеал и счастливая жизнь с позиции Сенеки – высшее человеческое благо.
Философия это не просто отдельная система, а руководство по управлению государством, обществом и процессами.
Одобрение толпы
Я часто задавался вопросом: раз уж человек любит себя больше, чем всех остальных людей, то почему собственное мнение о себе он ценит меньше, чем мнение других? – Марк Аврелий –
Большая часть того, что мы делаем, определяется необходимостью быть любимыми и принятыми. Коллектив все решает – эта доктрина родом не из советских, а куда более темных и дремучих времен. В прошлом, если твое мнение шло поперек линии партии и мнения племени, то тебя в лучшем случае изгоняли во фриланс бытия. Погибель в одиночестве в пустыне.
В некоторой степени это актуально до сих пор. Но сколько времени и усилий мы тратим, пытаясь получить одобрение других? Чего это нам стоит?
Мы тратим деньги, которых у нас нет, покупаем причудливые вещи, которые нам не нужны, чтобы произвести впечатление на кого-то, с кем даже водку пить не будем. Наш выбор карьеры или образа жизни сосредоточен вокруг того, как другие воспринимают нас, а не того, что было бы лучше для нас. Мы находимся в заложниках у чужого мнения и каждый день выплачиваем королевский выкуп без гарантии, что когда-нибудь станем свободны.
Менять отношение к происходящему
Обижает не тот, кто бранится или бьет, но мнение об этих вещах, будто бы они причиняют обиду. Итак, всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся не дать увлечь себя собственным представлениям.
По мнению Эпиктета, не люди и не обстоятельства становятся причиной раздражения, а наше отношение к ним. Изменив его, мы начинаем частично контролировать ситуацию. Эмоции — это результат наших суждений, в то время как сами вещи нейтральны, именно мы присуждаем им ту или иную характеристику. Они становятся «плохими» или «хорошими» только после того, как мы о них подумали тем или иным образом.
. Согласно ей, психические расстройства вызваны нецелесообразными мыслями человека. , американский психолог и когнитивный терапевт, в юности читал стоиков и в своих научных изысканиях опирался на изречение Сенеки о том, что нас беспокоят не сами вещи, а мысли о них. Что, по мнению психотерапевта , и есть «когнитивная модель эмоций», которая включает в себя два компонента — физиологическое возбуждение и интерпретацию этого возбуждения.
Вселенная с точки зрения стоиков
Стоики раннего периода во главе с Зеноном в своих взглядах на природу продолжали античные традиции. Они считали, что космос — это живое разумное тело сферической формы, которое находится в бесконечной пустоте. Все части мироздания, от самых мелких атомов до крупных образований, объединены в систему, где царят порядок и гармония.
Так же как любое живое существо, космос проходит все стадии развития: рождение, рост и смерть, утверждали стоики. Но так как в природе все циклично, то после смерти следует новое рождение, и все повторяется. Так происходит бесконечное количество раз.
Как же стоики представляли себе каждое новое рождение Вселенной?
Зарождение происходит от взаимодействия традиционных четырех элементов (огонь, вода, земля, воздух) и созидательной силы пневмы. Пневма — это душа мира, которая пронизывает все его части. А Логос — это закон, по которому развивается Вселенная. В человеческой жизни он называется судьбой.
Стоики считали, что присутствие в этом мире зла оправданно. Так как все состоит из противоположностей, а добро существует, то и зло неизбежно должно существовать. С другой стороны, то, что человеку кажется злом, для Вселенной в целом может оказаться благом (например, землетрясение или ураган). И, наконец, зло нужно для того, чтобы, преодолевая его, человек совершенствовал свою душу.
Суть стоицизма
Философское учение школы стоицизма было разделено Диогеном Лаэртским на три составляющие. Согласно Э. Целлеру, такой способ деления был заимствован стоиками у платоников. Философия сравнивалась с фруктовым садом, где логика — это ограда, физика — растущее дерево, а тика — это плоды. Еще было распространено сравнение системы классификации с животным и яйцом. В случае с животным: логика — это кости, мясо — это физика, а этика — это душа животного. в случае с яйцом: логика — скорлупа, физика — белок, этика — желток.
Логика
Логика стоиков подразделялась на риторику и диалектику. Логика постулировала идеи теории познания и утверждала на первый план доказательства, умозаключения и представления. У стоиков одной из основных концептуальных категорий теории познания является материя. Античные стоики считали материальной даже душу человека, утверждая, что восприятие оставляет на ней след словно на воске.
Физика
Философы стоики полагали, что первоначалом живого мира, находящегося в вечном движении является закон или логос. Согласно стоикам жизнь человека являет из себя проецированное бытие этого самого логоса. Препятствовала же пути возникновению гармонии со своей судьбой по мнению стоиков лишь страсть. Невозмутимость мудрого человека составляла идеал стоицизма. Древнегреческие стоики так же утверждают, что материя, обуславливающая собой все существующее в мире дает вещам в различии своем лишь степень тонкости или грубости ее. Силу стоики не принимали за что-то нематериальное либо же отвлеченное, метафизическое , наоборот говоря, что она просто тоньше, нежели все остальное, когда либо существующее из материи. За подобную силу правящую всем существующим, за тонкую материю стоики принимали Бога. Вся материя – это лишь определенный прототип вечно изменяющейся божественной силы. Теология стоиков ставит в центр логос. Материя связана с логосом. Всеобщая взаимная связь сущего с сущим принимается как «осмысленный порядок», который реализуется волей логоса. Этот порядок называется роком.
Этика
Этика стоиков очень близка по своей сути к этическому учению киников. Единственное отличие — стоики не принимали презрения киников к культуре. Этика стоиков утверждала, что все равны перед единым космосом и мировым законом. Все нравственные деяния, по стоикам, являют собой самосохранение, самоутверждение, что в свою очередь является значимым благом.
Контроль над эмоциями
Людей мучают не вещи, а представления о них. – Эпиктет –
Многое из того, что происходит в жизни, не находится под нашим контролем. Стоики признали эту неоспоримую истину и сосредоточились вместо нее на том, что они могут сделать.
А ведь у самого Эпиктета, как могло показаться на первый взгляд, не было никаких оснований полагать, что он мог контролировать хоть что-то. Рожденный рабом, искалеченный собственным хозяином, он прожил жизнь и скончался в нищете и неволе. Но не об этом думал стоик. Пускай скромные пожитки и тело находились не в его власти, зато мнение, желания и презрение по-прежнему оставались под его контролем. Вот и все, чем он владел. Мало? Не суди звоном монет, главное достояние всегда неосязаемо.
У нас много причин для разочарования. Малейшие неудобства провоцируют истеричку внутри каждого из нас. Даже плохой сигнал Wi-Fi вызывает прилив первобытной ярости. Но на самом деле ни одна из этих проблем не делает нас несчастными. Несчастье начинается тогда, когда мы даем волю эмоциям. Нельзя допускать, чтобы внешние события влияли на наше внутреннее состояние ума.
Нам неподвластно все, что находится дальше расстояния вытянутой руки. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Как только мы это усвоим, станет ясно, что мы имеем право быть счастливыми независимо от обстоятельств.Применяем философию эпикурейцев в реальной жизни
Периодизация
Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Схолархи Древней Стои:
- Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) основал школу в Афинах в 322 г. до н. э.
- Клеанф (? — ок. 232 г. до н. э.)
- Хрисипп из Сол (281/277 — 208/205 гг. до н. э.).
- Зенон Тарсский
- Диоген Вавилонский в 155 г. до н. э. во главе посольства отправился в Рим и ознакомил римлян с идеями стоицизма.
- Антипатр из Тарса
Также к Древней Стое относились Персей Китийский, Аристон, Герилл, Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Аполлодор из Селевкии, и др.
Стоицизм стал основной популярной философией среди образованной элиты в эллинистическом мире и Римской империи до такой степени, что, по словам Гилберта Марри, «почти все преемники Александра исповедовали себя стоиками».
Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135—51 гг. до н. э.). Они развивали стоицизм в Риме, тогда как Архедем из Тарса распространил это учение в парфянский Вавилон. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.
Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Музоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.
Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I—II века н. э., Филона Александрийского.
В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.
Также, несомненно влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).
Этика — плод философии
Зенон (ок. 334–262 до н. э.) родился на Кипре, занимался морской торговлей. Учился у киника Кратета. Основал свою школу в Афинах, пользовался большим уважением горожан. В преклонном возрасте покончил с собой, задержав дыхание
Зенон до тридцати лет был купцом и не помышлял о занятиях философией. Но однажды, в одном из торговых портов, он зашел в книжную лавку и зачитался «Воспоминаниями о Сократе». «Вот бы познакомиться с подобным человеком!» — воскликнул он. Хозяин лавки указал ему на проходящего мимо киника Кратета. Вскоре Зенон стал его учеником.
В целом Зенон восхищался воззрениями киников, но некоторые их взгляды казались ему слишком радикальными. К примеру, он считал, что отрицание семьи и государства — это неправильно. Человек живет в обществе, это для него естественно, и он должен соблюдать установленные законы и правила. Но Зенон, а вслед за ним и другие стоики отрицательно относились к рабству. Все люди от природы равны, человек может быть возвышен над себе подобными только за счет личных качеств, считали они.
Свое философское учение Зенон делил на три части: логику, физику и этику. Он сравнивал философию с садом, где логика — это ограда, физика — деревья, а этика, самая ценная часть знания, — плоды на этих деревьях. В чем же заключались этические взгляды стоиков? Цель жизни, считали они, — достигнуть гармонии с космическим законом, который является добродетелью. Любой добрый и нравственный поступок увеличивает общее благо, любое аморальное действие его разрушает.
Ход мировых событий и личных судеб предрешен заранее, человек практически ничего не может изменить. Единственное, что ему остается, — сохранять мужество, спокойствие и невозмутимость, то есть достичь состояния блага внутри себя. В этом случае внешние события не будут иметь значения. Достижению блага мешают четыре эмоции: страх, удовольствие, вожделение и отвращение. Их нужно избегать, руководствуясь разумом.
Отбрось эгоизм и тщеславие
Отбрось свое тщеславие, ибо человек не может выучить то, что, как он думает, уже знает. – Эпиктет –
Одним из самых больших разочарований для старика Эпиктета стали его ученики, которые утверждали, что хотят учиться и получать новые знания, а на самом деле думали, что и так все знают. Неприятная ситуация для любого учителя: стараешься объяснить, а они утверждают, что и без тебя все знают. Хотя понятно, что их знания поверхностны, на уровне «Что-то слышал, описать смогу».
А ведь в основе таких утверждений лежат эгоизм и высокомерие. Никогда такое мышление не было столь опасным, как сегодня. Потому что та информация, которая лезет на нас изо всех щелей и проникает в мозг одним кликом мыши, не только недостаточна для решения проблем завтрашнего дня, но также может быть препятствием для адекватного мышления.
Нам повезло жить в эпоху, где практически каждая отрасль стоит на пороге больших перемен. Еще в древние времена Марк Аврелий заметил: «Вселенная – это трансформация; жизнь – это мнение». Вот почему самые блестящие умы сегодняшнего дня тратят большую часть времени на чтение и глубокое изучение отрасли. Они понимают, что всегда найдется мудрость, которую можно почерпнуть из прошлого или настоящего. Было бы разумно сделать то же самое. Всегда оставайся студентом, умнее будешь.
Главные представители школы стоиков
Двумя главными школами эллинистической философии были стоицизм и эпикурейство. Философская система стоиков возникла в конце IV в. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет, до VI в. н. э. Основателем школы стоиков был Зенон из Китиона, полугреческой, полуфиникийской колонии на Кипре. Время его жизни – ок. 333 – 262 гг. до н. э. Сын купца и сам купец, Зенон разорился вследствие кораблекрушения и поселился в Афинах. Учился сначала у киника Кратеса, затем у Стильпона и Ксенократа. Около 300 г. до н. э. Зенон основал школу, находившуюся в Расписной стое – портике, украшенном фресками Полигнота. От названия группы поэтов, прежде него облюбовавших это место и прозванных «стоиками», Зенон и его ученики унаследовали своё философское имя.
Зенон Китийский, основатель школы стоиков
По разным данным, Зенон Стоик прожил от 72 до 98 лет. Рассказывают, что умер онтак: уходя с занятий, «он споткнулся и сломал себе палец; тут же постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы» (несохранившегося стихотворения поэта Тимофея):
Иду, иду я: зачем зовешь?
– и умер на месте, задержав дыхание» (Диоген Лаэрций. VII, 28). По другим данным, он умер, воздерживаясь от пищи.
Диоген Лаэрций приписывает Зенону Стоику книги: «Государство», написанную в духе кинической философии, а также «О жизни согласно природе», «О порыве или человеческой природе», «О страстях», «Об обязанностях», «О законе», «Об эллинском воспитании», «О зрении», «О целом», «О знаках» и др. От них сохранились лишь отдельные фрагменты (см.: Фрагменты древних стоиков I, с. 71 – 72).
Преемник Зенона – стоик Клеанф (ок. 330 – 232 г.) – бывший кулачный боец, малооригинальный философ, довольно строго придерживавшийся мнений учителя. Он пришел в Афины, имея только 4 драхмы, сблизился с Зеноном и стал его учеником, зарабатывая на жизнь тяжким трудом поденщика. «По ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом… Говорят, что однажды Антигон (Антигон II Гонат, царь Македонии в 283 – 240 гг. до н. э. и ученик Зенона), оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот ответил: «Разве я только воду ношу? Разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?»» (Диоген Лаэрций. VII, 168, 169). Клеанф оставил философские книги: «О времени», «О физике Зенона», «Толкования к Гераклиту», «О чувстве», «О надлежащем», «О науке», «О том, что добродетель одна для мужчин и для женщин», «Об удовольствии», «О свойствах», «О неразрешимых вопросах», «О диалектике» и др. (см.: Фрагменты древних стоиков I, с, 137 – 139, где указаны 57 трудов Клеанфа). Умер этот философ в преклонном возрасте, воздерживаясь от пищи.
Третьим крупнейшим философом Древней Стои и преемником Клеанфа был Хрисипп из Сол в Киликии (ок. 281/277 – 208/205 гг.). По преданию, он был сначала атлетом (бегуном). Написал 705 книг, из которых свыше 300 по логике. «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они занимались бы ею по Хрисиппу» (Диоген Лаэрций. VII, 180), а место его в стоической школе описывалось так: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои». До нас дошли фрагменты 66 его книг (см.: Фрагменты древних стоиков III, с. 194 – 205). Умер Хрисипп, в отличие от предшественников, естественной смертью. Выпив неразбавленного вина, он почувствовал себя дурно и на пятый день умер. «Впрочем, иные говорят, будто умер он в припадке хохота: увидев, что осел сожрал его смоквы, он крикнул старухе, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку, закатился смехом и испустил дух» (Диоген Лаэрций. VII, 185).
Стоик Хрисипп. Бюст ок. 200 г. до Р. Х.
К философам Древней Стои принадлежали также ученики Зенона – Аристон из Хиоса, Герилл, Персей и др.; ученик Зенона и Клеанфа – Сфер из Боспора. Из последователей Хрисиппа назовем Диогена из Селевкии в Вавилонии и Антипатра из Тарса. Они известны как первые учителя стоицизма в Риме.
Суть и цели стоицизма
Разбирая особенности философского направления, необходимо понять, в чем заключается ее суть. Согласно имеющимся сведениям, представители учения придерживаются взглядов, что мир является непредсказуемым. В рамках учения человеческая жизнь – миг, который необходимо провести с пользой. Философский взгляд призывает людей проявлять стойкость и силу, уметь контролировать себя, свои чувства, эмоции, порывы и желания. Согласно ему, источник неудовлетворенности, которую испытывает человек, кроется в импульсивной зависимости от спонтанных эмоций и чувств. Если же полагаться в жизни в большей степени на логику, то многих проблем и неприятных явлений удастся избежать. Учение отличается от многих философский течений тем, что его главная суть – действие, а не простые разговоры и размышления. Стоицизм призван помочь человеку преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать на положительные составляющие его жизни.
Цель учения – освобождение от любых мучений и страданий, поскольку они разрушают человека. Необходимо стремиться к разуму и логическим заключениям, чтобы понять всю суть происходящего. Суждения должны выстраиваться по принципу объективности. Не допускается любая эмоциональная окраска.
Стоики считают, что когда человек станет спокойным, только тогда он сможет в полной мере познать, что же собой представляет причина, ставшая основой для возникновения всех вещей. Философы рассматривают негатив или зло, как результат невежества. Если человек не может или не хочет осознать, что его разум является универсальным, то над ним верх возьмут злые эмоции. Если возникает желание (или необходимость)разрешить проблему, связанную со злым и негативным составляющим в жизни, то достижение желаемого происходит за счет изучения собственных суждений, поступков и поведения. Это позволяет определить, где личность могла отклониться от универсальности и стать подвластной негативному составляющему. По мнению философов – жить в согласии с природой нужно всецело. Это означает, что сущность природы, разума и человека едина.
Логика
Логика высказываний
Диодор Кронос , который был одним из учителей Зенона, считается философом, который первым представил и разработал подход к логике, ныне известный как логика высказываний , который основан на утверждениях или утверждениях, а не на терминах, сильно отличающихся от терминологической логики Аристотеля . Позже Хрисипп разработал систему, которая стала известна как стоическая логика и включала дедуктивную систему, стоическую силлогистику, которая считалась соперницей силлогистики Аристотеля (см. Силлогизм ). Новый интерес к стоической логике возник в 20 веке, когда важные разработки в логике были основаны на логике высказываний. Сюзанна Бобзен писала: « Особенно поразительно много общего между философской логикой Хрисиппа и логикой Готлоба Фреге ».
Бобзен также отмечает, что «Хрисипп написал более 300 книг по логике, практически по любой теме, которой занимается сегодня логика, включая теорию речевых актов , анализ предложений, выражения единственного и множественного числа, типы предикатов , указатели , экзистенциальные предложения , сентенциальные связки , отрицания и т. Д. дизъюнкции , Условные , логическое следствие , убедительный аргумент форма, теория дедукции , пропозициональная логика, модальная логика , напряженный логик , эпистемический логик , логика предположений , логические императивы , двусмысленность и логических парадоксы «.
Категории
Стоики считали, что все существа (ὄντα) — хотя и не все (τινά) — материальны . Помимо существующих существ, они признали четыре бестелесных (асомат): время, место, пустоту и сказуемость. Их считали просто «существующими», в то время как универсалиям было отказано в таком статусе. Таким образом, они приняли идею Анаксагора (как и Аристотель) о том, что если объект горячий, то это потому, что некоторая часть универсального теплового тела вошла в объект. Но, в отличие от Аристотеля, они распространили идею на все случайности . Таким образом, если объект красный, это было бы потому, что некоторая часть универсального красного тела вошла в объект.
Они считали, что есть четыре категории .
вещество (ὑποκείμενον)
-
- Первичная материя, бесформенная субстанция ( ousia ), из которой сделаны вещи
качество (ποιόν)
-
- Способ организации материи в виде индивидуального объекта; в стоической физике — физический ингредиент ( пневма : воздух или дыхание), который сообщает материю
как-то расположено (πως ἔχον)
-
- Особые характеристики, отсутствующие в объекте, такие как размер, форма, действие и поза
Как-то настроен по отношению к чему-либо (πρός τί πως ἔχον)
-
- Характеристики, связанные с другими явлениями, например положение объекта во времени и пространстве относительно других объектов.
Стоики обрисовали в общих чертах, что у нас есть контроль над категориями наших собственных действий, мыслей и реакций. В первом абзаце « Энхиридиона» эти категории сформулированы следующим образом: «Вещи, находящиеся под нашим контролем, — это мнение, стремление, желание, отвращение и, одним словом, все, что является нашими собственными действиями. Вещи, не находящиеся под нашим контролем, — это тело, собственность, репутация, командование. , и, одним словом, все, что не является нашими собственными действиями «. Они предполагают, что пространство находится под нашим контролем.
Эпистемология
Стоики утверждали, что знание может быть достигнуто с помощью разума . Истину можно отличить от заблуждения, даже если на практике можно сделать лишь приблизительное представление. Согласно стоикам, чувства постоянно получают ощущения: пульсации, которые переходят от объектов через чувства к разуму , где они оставляют отпечаток в воображении ( phantasiai ) (впечатление, возникающее из разума, называлось фантазмой).
Разум имеет способность судить (συγκατάθεσις, синкататезис ) — одобрять или отвергать — впечатление, что позволяет ему отличать истинное представление реальности от ложного. Одни впечатления могут быть одобрены немедленно, но другие могут достичь лишь разной степени нерешительного одобрения, которое можно назвать убеждением или мнением ( докса ). Только благодаря разуму мы обретаем ясное понимание и убеждение ( каталепсис ). Определенное и истинное знание ( эпистема ), достижимое мудрецом-стоиком, может быть достигнуто только путем проверки убежденности на основе опыта своих сверстников и коллективного суждения человечества.
Средний этап стоицизма
На пороге смены эпох, когда Греция была колонией властного и могучего Рима, учения стоицизма стали достоянием этого государства. В свою очередь, римляне предпочитали дело слову, поэтому это течение в философии перестала носить сугубо теоретический характер.
Со временем все знания, которые приобрели греки, начали использоваться на практике. Именно фразами греческих философов мотивировали практически всех воинов армии Рима.
Их цитаты являлись поддержкой и опорой для людей, потерявшихся в жизни. Помимо этого, спустя годы стоицизм так сильно прижился в обществе, что со временем начали стираться грани (но не полностью) между полами, а также между хозяевами и рабами. То есть, общество в Риме стало более образованным, рассудительным и гуманным.
Эта тема закрыта для публикации ответов.