Идеи и теории, которые развивал карл юнг

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Введение

На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, – психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»). В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.

Особенности этого типа личностей:

  1. Лозунг — цель оправдывает средства.
  2. Постоянное служение идеалу.
  3. Дружба не представляет ценности.

Они редко интересуются искусством, не проявляют сочувствия.

Коллективное бессознательное у М. Фуко

Коллективное бессознательное в психологии совокупность архетипов, а коллективное бессознательное в философии это историческое или культурное бессознательное, по мнению Мишеля Фуко, философа и психолога, представителя антипсихиатрии создавшего первую психоаналитическую кафедру во Франции. Фуко определяет бессознательное как текст. При изучении разных эпох, Фуко заметил, для каждого отрезка времени существует «проблемное поле», образующееся из имеющихся дискурсов научных дисциплин, но все они образуют единую эпистему (систему знаний).

Эпистема реализуется в речи современников как определенный языковой код с предписаниями, нормами и запретами, бессознательно определяя поведение и мышление характерное для данной эпохи образуя единое коллективное историческое бессознательное. В противовес этому М. Фуко противопоставляет индивидуалистов аутсайдеров «социально отверженных» мыслителей, художников, безумцев, способных разрушить существующую эпиконструкцию.

Коллективное бессознательное – примеры

Коллективное бессознательное – примеры в жизни можно обнаружить при анализе поведения людей, которые находятся в толпе, и здесь коллективное или трансперсональное бессознательное проявляет себя через два вида поведения:

  1. Объединяющее массовое поведение – толпа становится единым целым в результате заражения одинаковым эмоциональным фоном, идеями – так бывает во время митинг, где группа людей отстаивает свои права, или это толпа фанатиков в состоянии всеобщего экстаза.
  2. Разъединяющее массовое поведение – здесь коллективное бессознательное выступает как «сеющее» панику и хаос. Люди эмоционально потрясены, и поведенческие механизмы в незнакомой ситуации срабатывают на уровне инстинкта выживания, люди действуя иррационально – внешне это выглядит, что человек не отдает себе отчета в своем поведении.

Пример из психиатрической практики К.Г. Юнга. Один из пациентов был под влиянием архетипа Спасителя и подозвал доктора посмотреть вместе с ним на солнце, чтобы лицезреть солнечный фаллос, и если попробовать качать головой из стороны в сторону, то фаллос будет также раскачиваться, создавая ветер. В 1910 г. Юнг изучая мифологию наткнулся на описание древней литургии культа Митры, где описывалось видение солнечной трубки на светиле, порождающей ветер. Сходство между этими описаниями очевидно, и в пациенте пробудилась информация из коллективного бессознательного древности.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА И А. АДЛЕРА.

Теория К.Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д.

К.Г. Юнг являлся одним из подвижников Фрейда. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания.

Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость.

Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т. д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности».

Его теория нашла отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927) и т. д.

А. Адлер отрицал положение 3. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.

«Я» согласно Адлеру представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Его теория состоит из основных положений: 1) фиктивного финализма; 2) стремления к превосходству; 3) чувства неполноценности и компенсации; 4) общественного интереса; 5) стиля жизни; 6) творческого «я».

Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человека связан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни.

Биопсихологические теории

Биология играет очень важную роль в развитии личности. Изучение биологического уровня в психологии личности фокусируется прежде всего на определении роли генетических детерминант и способах формирования отдельных личностей. Некоторые из самых ранних размышлений о возможных биологических основах личности выросли из случая Финеаса Гейджа . В 1848 году аварии, большой железный стержень был изгнан через голову Gage, и его личность , по- видимому изменилось в результате, хотя описания этих психологических изменений, как правило , преувеличены.

В целом, пациентов с повреждением головного мозга трудно найти и изучить. В 1990-х годах исследователи начали использовать электроэнцефалографию (ЭЭГ), позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) и более позднюю функциональную магнитно-резонансную томографию (МРМ), которая в настоящее время является наиболее широко используемым методом визуализации, чтобы помочь локализовать личностные черты мозга.

Интроверты

Это скромные люди, которые не любят шумных компаний, предпочитают находиться наедине со своими мыслями, переживаниями. У этого типа личностей выделяется несколько характерных особенностей, которые выделяют их среди экстравертов:

  • целеустремленность, терпеливость;
  • высокий уровень развития фантазии;
  • контроль над эмоциями;
  • продумывание действий наперед;
  • склонность к творческому развитию.

Обидеть интроверта легко. Свои неудачи они переживают очень долго, возвращаясь к ним мыслями даже спустя длительный промежуток времени. Огромное влияние на интровертов оказывает воспитание в детстве. Любая грубость со стороны родителей, наставников может привести к развитию сложных психологических отклонений.

Если говорить о работе, такие личности длительное время не могут найти свою профессию. Когда находят, становятся трудоголиками, всецело посвящают себя любимому делу. Находясь в должности руководителя, они жестки с подчиненными, требуют того, на что сами способны.

Типология, созданная Карлом Юнгом, не является обычным разделением людей на отдельные группы. Психолог хотел сделать инструмент для других исследователей, с помощью которого можно было бы систематизировать данные, успешнее проводить исследования.

https://youtube.com/watch?v=ZNWNXj8HOVs

Сновидения Юнга

Имеет место и мистика в философии Юнга

В его сновидениях той поры предельную важность играл один мотив. Так, он наблюдал образ старца, наделенного магическими силами, который считался как бы его alter ego

В повседневном быту проводил свою жизнь робкий и достаточно замкнутый юноша — личность под номером один. В сновидениях же являлась иная ипостась его «Я» — это личность под номером два, которая обладала даже своим именем (Филемон).

Поводя итоги обучения в гимназии, Карл Густав Юнг прочел «Так говорил Заратустра», после чего не на шутку испугался: Ницше тоже имел «личность под номером 2», которую называл Заратустра. Однако она сумела вытеснить личность непосредственно философа (кстати, отсюда и безумие Ницше; именно так считал Юнг, вопреки предельно достоверному диагнозу, поставленному медиками). Стоит заметить, что страх перед аналогичными последствиями «сновидчества» поспособствовал решительному, уверенному и достаточно стремительному повороту в реальность. Кроме того, у Юнга была необходимость учиться в университете и осуществлять трудовую деятельность одновременно. Он знал, что рассчитывать нужно исключительно на собственные силы. Именно такие раздумья постепенно увели Карла от волшебного мира снов.

Несколько позднее в учении Юнга о двух видах мышления отражение нашел и личный опыт сновидений. Основная цель юнговской психотерапии и философии Юнга — не что иное, как единение «внутреннего» и «внешнего» человека. Нужно дополнить, что размышления зрелого философа касательно религии в той или иной степени стали лишь развитием тех моментов, которые были испытаны им в детские годы.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми

С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами

Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне

С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Основные теории личности

Личностные гипотезы необходимо изучать и развивать с целью познания самого человека, последовательности его реакций на раздражители.

Психодинамическая теория

Начало психодинамической гипотезы положил З. Фрейд, заявив, что человек лишен воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами. Отечественный психолог В. Н. Мясищев охарактеризовал организационный личностный рост индивида через совокупность таких его качеств, как темперамент, направленность, уровень развития, целостность, мотивация и т. д.

Аналитическая теория

В аналитическую личностную гипотезу большой вклад внес К. Юнг, поэтому она во многом схожа с психодинамической. Личностью он называл совокупность архетипов – врожденных и приобретенных. Личностной структуре Юнг дал определение индивидуальной своеобразности разных элементов сознательного и бессознательного поведения, подкрепленных склонностью к интроверсии или экстраверсии.

Гуманистическая теория личности

Гуманистическая гипотеза, где себя проявил К. Роджерс, основывается на том, что человеку свойственно иметь врожденные тенденции к самоактуализации, находящиеся изначально в скрытом виде. Роджерс выделил и второй (отслеживающий) личностный механизм. Вместе они формируют у индивида целостную личностную структуру «Я», «идеальное Я» и «реальное Я». Эти элементы могут находиться в полной гармонии или, напротив, сильнейшей дисгармонии.

В психологии важны концепция «Я» и ее составляющие

Когнитивная теория

Основоположник когнитивной теории, Дж. Келли, предположил, что человек живет одним желанием – знать обо всем, что с ним происходило, и то, что будет в будущем. Также Келли определил, что человеку важна социальная среда, поскольку когнитивная теория усиливает интеллектуальное влияние на других людей, что сравнимо с научными деятелями, занимающимися гипотезами и прогнозированием.

Поведенческая теория

Поведенческая, она же «наученческая» теория, гласит, что личность человека – продукт научения, структура, состоящая из условных рефлексов, социальных навыков, которые играют здесь ведущую роль.

Концепции личности являются широко обсуждаемым вопросом, несмотря на то, что существует множество их определений. Психология придает значение отличиям в человеческом поведении, они выражаются через темперамент, поведение, специфику интересов.

Развитие личности по Юнгу

Личность в своем развитии проход два основных периода, которые разделены кризисным периодом.

В каждом периоде присутствуют задачи, которые необходимо решить, для того чтобы развиваться. Если задача не решена, то дальнейшее развитие искажается или вовсе может остановиться. Если человек в своей жизни встречается со сложной ситуацией, уходит от нее, то в будущем эта сложная ситуация может снова повстречаться на пути и стать неразрешимой.

Первый период

В первый период идет активное взаимодействие с социумом. Это невозможно без развития сознания и эго. В процессе индивидуальность может частично утратиться, но ее необходимо восстановить. Личность становиться самостоятельной, взрослой (получает образование, профессию, живет автономно, зарабатывает деньги, имеет стабильные брачные отношения). В этот период личность старается избавиться от комплексов, которые накопила за период детства.

Период кризиса

В том случае если первый период завершен успешно, психика на этом не успокаивается и у человека появляется кризис. Жизнь начинает не устраивать нас. В голову приходят мысли о собственной ничтожности. «А чего же я достиг?», спрашиваем мы себя снова и снова. У обладателей творческой профессии в этот период наступает творческий кризис.

Естественно, что человек пытается уйти от наступившего кризиса, вернуться к первому устойчивому периоду. В этом случае есть несколько различных выходов: усиленная реализация себя в социуме (продолжение первого периода, только активнее), либо употребление алкоголя, наркотиков и т.п. Существует еще много различных выходов похожих на эти, но все они являются лишь отвлекающим маневром, чтобы погасить переживания.

Только некоторые люди, имеющие развитое сознание, волю и внутреннюю силу могут преодолеть этот кризис. Эти люди чувствуют свою несовершенность, осознают, что пора менять механизмы психики. Они вскрывают свое истинное Я, которое находиться глубоко внутри. Чем глубже человек проанализирует собственное Я и собственную психику во время кризиса, тем успешнее реализует свое истинное Я

Второй период

Именно в этот период и реализуется истинное Я.

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Рубрика: Психология личности

Основные архетипы юнгианской аналитической психологии

Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:

  1. Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
  2. Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
  3. Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.

Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.

К.Г. Юнг – праотец соционики

В XIX веке К.Г. Юнг создал свою знаменитую теорию про типы личности, определение которой базируется на представлениях об установках и основных функциях психики. Он выделил две основные личностные установки: интроверсию, когда интерес человека устремлен в глубины собственного внутреннего мира, и экстраверсию, когда человек направлен на внешний мир.  При этом существует понятие о склонности личности к конкретной установке, но не о ее полном преобладании.

У каждого человека одна из этих функций является доминантной, а остальные ее дополняют.

Эти функции были разделены на две группы:

  • рациональные, к которым принадлежат мышление и чувство;
  • иррациональные (ощущение и интуиция).

В этом случае рациональность подразумевает ориентацию на объективные нормы общества. Основываясь на этих аспектах, Юнгом была создана классификация, состоящая из 8 основных типов личности, которая в соционике расширилась до 16 психотипов.

Специфический подход к науке

Для кого издаются все эти ветхие книги? Наука в то время была полезным орудием. Она ценилась исключительно по своим приложениям, а также благодаря эффективному применению в строительстве, индустрии, медицине и торговле. Базель корнями уходил в глубокое прошлое, а Цюрих устремлялся в такое же далекое будущее. Карл Густав замечал в подобной ситуации «раскол» европейской души. По философии Юнга индустриально-техническая цивилизация свои корни предавала забвению, причем это было закономерным явлением, так как душа в догматическом богословии окостенела. Как полагал известный философ, религия и наука вступили в противоречие по той причине, что первая в некоторой степени оторвалась от жизненного опыта, а вторая ушла от действительно существенных проблем — она придерживалась прагматизма и плотского эмпиризма. Вскоре возникнет следующий философский взгляд Юнга на это: «Мы стали богатыми в плане познаний, но бедными в мудрости». В картине мира, которая создана наукой, человек является лишь механизмом среди иных подобных. Так, его жизнь теряет всякий смысл.

Именно поэтому появилась необходимость в выявлении той области, где наука и религия не опровергают друг друга, а кооперируются в поисках корней всех смыслов. Вскоре психология стала для Карла Густава наукой наук. С его точки зрения, именно она была способна дать современному индивиду целостное мировоззрение.

Интуиция

Интуитивный тип – один из наиболее непонятных и загадочных. Другие психологические типы Карла Юнга более рациональны, за исключением ощущающего. Если интуитивный тип проявляется у экстраверта, то возникает человек, который постоянно ищет возможности, но как только возможность изучена и ясна, бросает её ради дальнейших блужданий. Из подобных людей получаются хорошие бизнесмены или продюсеры. Про них говорят, что у них отличное чутьё.

Однако интуитивный тип в сочетании с интроверсией образует наиболее странное сочетание. Описывая психологические типы, Юнг подметил, что интуитивные интроверты могут быть отличными художниками и творцами, но их творчество носит неземной, причудливый характер. В общении с таким человеком может возникнуть масса трудностей, так как зачастую он выражает свои мысли лишь ему одному понятным способом. Люди такого рода зациклены на восприятии и его описании. Если они не находят выход своим чувствам в творчестве, то им становится тяжело занять своё место в обществе.

Заключение

Проведенный в данной работе анализ теории личности К.Г.Юнга позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. В структуре личности К.Г.Юнг выделял сознательную и бессознательную сферы; бессознательную сферу, по его мнению, составляют личное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное является врожденным и общим для всех людей. Содержанием личного бессознательного являются комплексы, коллективного – архетипы. Архетипы – это образы памяти человечества, обусловливающие предрасположенность человека к определенным реакциям на те или иные явления.
  2. К.Г.Юнг различал два основных типа личности – экстравертный и интровертный. Экстравертный тип характеризуется направленностью на объект (внешние условия), интровертный – направленностью на субъект (внутренние факторы). Каждый из этих типов в зависимости от доминирующей психической функции может быть мыслительным, чувствующим, ощущающим или интуитивным. Таким образом, с точки зрения К.Г.Юнга, существуют восемь типов личности.
  3. Развитие личности, согласно концепции К.Г.Юнга, осуществляется в течение всей жизни человека в направлении достижения психологической целостности, гармонии и единства личности (самости) посредством обособления индивидуального от общественного (индивидуации).

Таким образом, аналитическая психология К.Г.Юнга внесла существенный вклад в понимание психологии личности человека. Несмотря на то, что данная теория была разработана столетие назад, она и в настоящее время вызывает живой интерес научной общественности. Многие термины и понятия («экстраверсия», «интроверсия», «архетип», «комплекс»), введенные К.Г.Юнгом, по сей день являются актуальными и прочно закрепились в психологической науке.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.