Статья. отто кернберг “функции супер-эго”

Алан-э-Дейл       31.10.2024 г.

История создания модели disc

С 1920-х годов Уильям Марстон изучал типы поведения личности. В 1928 году вышла его книга «Эмоции нормальных людей». Именно этот труд стал отправной точкой развития поведенческой модели disc.


Фото автора Darina Belonogova: Pexels

Первичными процессами называют неспособность к подавлению импульсов и различию реального от нереального, то есть человек не способен отличить настоящий объект, который может удовлетворить его потребность, от образа этого объекта. Примером может служить вода и мираж образа воды, который возникает в сознании человека, испытывающего сильную жажду.

Именно первичные процессы служат триггером для возникновения следующей структуры личности человека, которая именуется Эго. Это происходит в результате осознания того, что удовлетворение потребностей напрямую зависит от взаимодействия с внешним миром.

Структура Эго вырастает и формируется из Ид. Эго в своей деятельности использует более сложные перцептивные и когнитивные процессы для удовлетворения потребностей Ид. В этой части личности используется принцип реальности, который направлен на обеспечение сохранности целостности организма в период отсрочки удовлетворения потребностей до того момента, пока факторы внешней среды позволят снять напряжение, и удовлетворить желание.

Таким образом, формирование Эго плавно перетекает к рассмотрению третьего элемента психики человека: Супер-Эго.


Фото автора PNW Production: Pexels

Супер-Эго связывает человека с социумом, обеспечивая развитие его системы ценности, этических принципов в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Это процесс социализации. Первым проявлением Супер-Эго является способность ребёнка отличать плохое от хорошего на основании опыта взаимодействия с родителями, учителями, окружающими людьми.

Супер-Эго считается полностью сформированным, когда контроль за соблюдением социальных правил и норм окончательно переходит в зону самоконтроля. Супер-Эго является последним компонентом в развитии личности.

Как не слушаться своего ЭГО?

ЭГО далеко не всегда бывает нам добрым помощником. Часто, оберегая нас от всего нового и неизвестного, оно оказывает нам медвежью услугу. Мы перестаем развиваться, и, не смотря, на то, что порой наша жизнь нам не нравится, мы не в силах что-либо изменить. И виним в этом обстоятельства или самих себя.

Переживание чувства вины или обиды на внешние обстоятельства – не лучший способ меняться и менять свою жизнь. Длительное нахождение в такой ситуации может способствовать апатии (откроется в новой вкладке), депрессии и развитию психосоматических заболеваний.

Чтобы научиться жить полноценной жизнью, развиваться, все время узнавать и принимать что-то новое, стоит осознать свое ЭГО, его проявления в твоей жизни и его влияние при принятии важных решений.

Нужно понять, что ЭГО основано на убеждениях, большинство из которых сформировано в далеком детстве, под влиянием родительских установок или личного опыта.

Многие убеждения, сыграв свою положительную роль на каком-то этапе твоей жизни, не являются столь же полезными или нужными в настоящем. Они могут быть ограничивающими или вредными.

Научившись слышать свое истинное Я, ты сможешь следовать своему внутреннему голосу и действовать, в соответствии со своими истинными целями и потребностями. Твое ЭГО перестанет управлять тобой. У тебя больше не будет возникать ощущение, что ты живешь не своей жизнью.

Ты научишься быть самим собой и обретешь внутреннее спокойствие.

Заключение

Надеюсь, Вам теперь понятно, что такое ЭГО и как оно проявляется. Если статья Вам понравилась, поделитесь ею с друзьями или оставьте свой комментарий.

Если у Вас не получается самостоятельно разобраться со своим ЭГО (убеждениями), мы можем проработать это у меня на сеансах-консультациях. Записывайтесь и приходите!

П.С. Загляните в БЕСПЛАТНО, там может быть кое-что полезное для Вас.

Суперэго

Отвечает за представления о себе и мире, окружающих людях. То есть, проще говоря, это наши установки, стереотипы, социальные роли, правила, нормы поведения, совесть, нравственность, идентичность и т.д. Подробнее о том, как развить нравственность, да и вообще, что означает этот термин, вы узнаете, нажав .

Формируются эти представления благодаря тем идеалам и ценностям, которых придерживались родители или фигуры, обладающие определённым авторитетом для индивида. Например, ребенок, который рос среди людей с алкогольной зависимостью, может не видеть ничего зазорного в том, что выпивает ежедневно пару бутылок пива.

Появляется примерно в пятилетнем возрасте. Оно пытается обуздать ид, и заставить эго действовать согласно принятым нормам, идеальным представлениям. Находится как в сознании, так и в подсознании. И является отличным регулятором поведения. Например, человек знает, что за какой-то поступок ему грозит лишение свободы, непереносимое чувство вины или стыда. И тогда ему проще удержаться, чем потом расплачиваться часть жизни за сиюминутное желание.

К сожалению, не всегда наши представления соответствуют реальности и несут пользу. Некоторые идеалы действительно оказываются невозможными для реализации, отчего личность страдает и постоянно проживает разочарование, бессилие. Часть правил актуальна для одной группы людей, и попадая в совершенно другое сообщество – может возникнуть конфликт интересов.

Вот почему так важен баланс и взаимодействие всех элементов. Психика, если не способна приспосабливаться к новым условиям, будет испытывать напряжение. А это сказывается на характере личности. Например, слабовольными считают тех, кто не в силах нести ответственность за поступки, и делать выбор. А неуступчивыми, или , если эго слишком сильное, и хоть оно в состоянии выдержать стресс, то подстроиться под изменения – нет.

Ид

Является врожденным, так как помогает младенцу выжить, то есть обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей. По факту, это наши инстинкты, примитивные, зато действенные и жизненно необходимые. Замечали, что выполняете какую-то работу автоматически, думая при этом совершенно об отдалённых вещах, которые в данный момент более актуальны? Вот это и есть проявление ид. Оно управляет нами, да так, что порой мы не в силах с ним справиться, либо же не всегда отслеживаем эти проявления.

Когда человек голоден, он не способен концентрироваться на поставленных задачах. Он не сможет о чём-то думать, так как мысли будут посвящены еде. Бывает, что на пустой желудок вы фантазируете или мечтаете о том, что бы съели, будь у вас выбор? Кстати, именно по этой причине не рекомендуется посещать супермаркеты и продуктовые магазины, если есть хоть малейшее чувство голода. Критически мыслить и объективно рассматривать ситуацию, оценивать её человек не сможет. А это грозит непреднамеренными тратами. Да и продукты могут быть выбраны совершенно не то что планировались ранее.

По факту, ид отличный маркер, он позволяет вовремя заметить, что организм находится в состоянии фрустрации на фоне неудовлетворённых потребностей. То есть, что человек хочет есть, спать, пить, отдыхать, размножаться и прочее. Но есть и минусы. Если бы человек жил, руководствуясь только инстинктами, он бы ничем не отличался от обычного животного, и утратил бы статус высшего существа.

Только представьте, вы увидели красивую вещь на ком-то, и мгновенно принялись бы её снимать, потому что понравилась. Вырывали бы еду, чуть ли не со рта жующего, ложились бы спать при первых же признаках усталости, независимо от того, где находимся в данный момент, и есть ли условия для отдыха. В общем, превратились бы в дикарей. И тогда ни о каком цивилизованном обществе не могло бы быть и речи.

Нарушения

Психоз, кстати, развивается как раз в силу проблем с этой необузданной примитивной энергией. Индивид утрачивает связь с реальностью и другими компонентами личности, отчего ведёт себя непринуждённо и примитивно. Творчески приспосабливаться к различным ситуациям уже не может, и выдаёт одинаковые реакции на любой раздражитель. Он не в состоянии понять, что требуется его организму в данный момент, а также чего от него хотят, ожидают окружающие.

В силу этих обстоятельств возникает масса напряжения, которое удержать не так-то просто. Поэтому нередки случаи возникновения неконтролируемой разрушительной агрессии. Она может быть направлена как на себя, так и на тех, кто рядом.

Те, у кого сложности с этим элементом, могут потерять чувствительность к себе. Существует даже заболевание, которое называется алекситимия. Человек, у которого она диагностирована, не в состоянии распознать чувства, как свои, так и окружающих. Порой ему кажется, что он совершенно не умеет испытывать эмоции. И действительно порой выглядит немного отстранённым. Он не знает, чего хочет, ему всё равно, что происходит в окружающем мире. Что-то делает по инерции, опираясь лишь на знания, что так надо и правильно. А вот хочется или нет, не понятно.

Ид

Ид — единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности. Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия — из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены. Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта — как способ удовлетворения потребности.

Определение

Слово «эго» происходит от латинского и означает «я». Термин «эго» был придуман Зигмундом Фрейдом. Он разделил человеческую психику на три различных уровня сознания: ид, эго и суперэго.

Ид — наиболее глубоко укоренившийся аспект человеческой психики, животный инстинкт. Оно находится глубоко в подсознании. Его цель — избежать боли, немедленно ища удовлетворения после удовольствия. Это также стремление к распространению вида и страх смерти.

Эго — это исполнительная функция личности, рациональная часть личности, ложная личность — образ самого себя. Это то, что человек считает собой, стопроцентная правда о нем и его образе. То, что он считает самым важным.

Согласно Фрейду, его нет с самого начала жизни. Оно не развивается до некоторого времени после рождения, оставаясь зависимым от генетических факторов и взаимодействия с окружающей средой. Его роль состоит в том, чтобы примирить конфликты задач со стороны инстинктов, совести и внешней среды. Интеграция внешнего и внутреннего мира. Это мешает человеку действовать в соответствии с его основными побуждениями. Оно также помогает найти баланс между моральными и идеалистическими стандартами.

Что это означает? Например, при вождении машины кто-то неожиданно врывается на дорогу, эго не позволяет выйти из машины и ударить этого человека за то, что он создал такой стресс. Эго действует как сознательно, так и бессознательно.

Суперэго — это совесть, тормоза и препятствия, а также представление о том, каким человек должен быть, чтобы соответствовать социальным и родительским ценностям. Картина идеального Я. Мораль и идеалы.

Структурная модель психики З. Фрейда

Современный психоанализ во многом отличается от классического учения Фрейда и не является единым образованием, а включает в себя ряд направлений. Однако между ними есть общее. И прежде всего это такие понятия, как «бессознательное» («ид», «оно»), «сознание» («Я», «эго») и «сверхсознание» («сверх-Я», «супер-эго»). Взаимодействие этих уровней дает представление о процессах, происходящих в психике человека, и об их влиянии на его жизнь.

Ядром психоанализа можно считать представление о бессознательном. Разрабатывая теорию этой сферы, З. Фрейд совершил настоящую революцию в психологии. Однако, он не был первооткрывателем самого понятия. Еще в XVII веке Г. Лейбниц писал о бессознательных явлениях в психике людей. Правда, с точки зрения современной науки, его теория выглядит довольно примитивной. Она сводится к утверждению, что душа человека воспринимает много такого, чего разум осмыслить не в состоянии.

Взяв за основу эту идею, Фрейд не только подробно описал функции сознания и бессознательного, но и выделил еще один уровень, стоящий над сознанием и формирующийся под влиянием социума. Это «сверх-Я» или сверхсознание. В упрощенном виде его можно охарактеризовать как совесть или комплекс социальных установок, влияющих на поведение человека и ограничивающих проявление животных инстинктов и желаний.

Каждый из этих трех уровней или сфер выполняет свои функции в психике людей.

Книги про Эго

Огромное количество информации о внутреннем Я собрано в таких книгах:

  1. З. Фрейд «Я и Оно» . В книге рассмотрена сила Эго, его значение и связь с бессознательной и сознательной стороной психики.
  2. А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» . Кроме размышлений над составляющими психики в книге можно найти подробное описание защитных механизмов.
  3. Э. Эриксон «Идентичность и жизненный цикл» . В книге подробно описывается центральное понятие психологии Эриксона – идентичность.
  4. Э. Гар . В своей работе автор постарался объединить различные представления о бессознательном и собственном Эго.

Эго забирает наше здоровье

Все бы еще ничего,  но дело в том, что бесконтрольная работа  эго забирает наше здоровье. Я уже затрагивал эту тему в статье “Главная причина болезней человека”. Дело в том, что для работы эго нужно очень много энергии. И чем больше эта работа, тем больше жизненной энергии уходит для нужд низшего сознания. Вместо того, чтобы подпитывать организм и дарить ему здоровье, энергия уходит психике, уму и другим структурам  эго.

Я не говорю, что это плохо. Конечно, эго нужно нам, а значит часть энергетики  мы хоть как должны отдать. Но как вы уже поняли, если бы эго было просто в подчинении  главного Я,  работало не на всю мощь, то энергии хватало бы всем, а организм не страдал от нехватки сил. Но эго вышло из-под контроля, подчинило себе основное осознание и забрала себе большую часть внутренней энергии организма. Отрицательные мысли и эмоции: гнев, злость, страх, уныние и другие, вот причина большинства заболеваний. Еще говорят, все болезни от нервов, но если быть точнее, все болезни от бесконтрольной и неправильной работы эго, которая нам в принципе не нужна. Не просто не нужна, а без нее человек был бы намного счастливее.

Однажды у одного учителя духовной практики спросили: “Откройте секрет, как вы в свои годы(а он уже был пожилым человеком), можете выполнять много физической работы и не уставать, чувствуете себя молодым и здоровым?”. Он ответил примерно следующее: “Я просто ни на кого не злюсь, никому не завидую, не переживаю по пустякам, живу и радуюсь каждому мгновению жизни”. И это действительно так. У него эго не забирает много энергии, а значит большая часть энергетики достается организму, что и выражается отличным здоровьем.

Кстати, этот факт вы сможете почувствовать на себе. Когда вы отдыхаете лежа, закрыв глаза, и оставляете все текущие проблемы, тем самым приостановив эго, вы всегда чувствуете, что вам хорошо, силы вновь возвращаются к вам, мозг и тело восстанавливаются, приходит покой и счастье. Все это признаки возрастания энергии в организме. А когда вы научитесь полностью останавливать эго( как это сделать, чуть позже), вы даже  сможете почувствовать, как тело наполняется силой и энергией. И после таких качественных сеансов вы опять готовы свернуть горы и работать не покладая рук. Кстати, вот поэтому в середине рабочего дня полезно хорошо отдохнуть или даже немного  поспать.

Эго — психология

Внутреннее Эго всегда находилось в центре внимания представителей психоанализа. Эту часть человеческой психики рассматривали в совокупности с Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-Эго). Основоположником данной концепции является Зигмунд Фрейд, который считал движущей силой личности влечения и инстинкты. Его последователи — А. Фрейд, Э. Эриксон и Э

Гартман — считали, что Эго является более независимой субстанцией, чем предполагал Фрейд и более важной

Что такое Эго по Фрейду?

Эго по Фрейду – это высокоорганизованная структура в психике, отвечающая за ее целостность, организованность и память. Согласно Фрейду, «Я» стремится защитить психику от неприятных ситуаций и воспоминаний. Для этого оно использует защитные механизмы. Эго является посредником между Ид и Супер-Эго. Я учитывает послания от Ид, перерабатывает их и действует на основе полученной информации. Можно сказать, что Эго является представителем от Ид и его передатчиком во внешний мир.

Эго — концепция Эриксона

Эго психология Эриксона хотя и была построена на основе разработок Фрейда, все же имела в себе существенные отличия. Основной акцент концепции был поставлен на возрастные периоды. Задачей Эго, по Эриксону, является нормальное личностное развитие. Я способно развиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, исправлять неправильное развитие психики и помогать бороться с внутренними конфликтами. Хотя Эриксон и выделяет Эго, как отдельную субстанцию, но при этом считает ее неразрывно связанной с социальной и соматической составляющей личности.

В своей теории развития Э. Эриксон большое место отводит периоду детства. Этот длительный временной промежуток позволяет человеку развиваться в умственном плане и получить хорошую базу для дальнейшего самосовершенствования. Недостатком детства, по мнению ученого, является багаж иррациональных переживаний, тревог, страхов, которые оказывают влияние на качество дальнейшего развития.

Мы не уникальны..

Давайте сначала выясним, что же подразумевают под «эго». Значение слова вроде бы простое: с латинского оно переводится как «Я» и, по теории ряда психоаналитиков, является одним из компонентов структуры личности. Проще говоря, это набор наших мыслей, убеждений, наши ежедневные привычки. Мы всегда обращаемся к собственной «коллекции» мыслей, чтобы принять то или иное решение, дать оценку чему-либо, сделать выбор, тем самым повернув жизнь в определённое русло. Часто мы утверждаем, и сами свято в это верим, что все мысли – наши собственные, тогда как на самом деле большая их часть перешла к нам от друзей, членов семьи, коллег, знакомых и даже посторонних людей. Чтобы в голове возникла на самом деле оригинальная идея, нужно заниматься глубоким самосозерцанием на протяжении очень долгого времени. Но в повседневной жизни нам трудно это сделать, поэтому мы просто принимаем то, что нам дано. Согласитесь, мы вынуждены идти в ногу с популярными нынче модой, религией, идеалами. На тех, кто как бы отбивается от общей массы, смотрят как на изгоев или чудаков. Обычно мы подкрепляем свои позиции такими заявлениями, как: «Но все другие думают…» или «Что подумают люди…». По сути, это возвращает нас к позиции, которая в психологии называется «стадным чувством».

Структура эго

Эго человека состоит в основном из его воспоминаний и формируется постепенно после получения различных психо-физических аспектов жизненного опыта. У новорожденного нет ассоциаций себя, как мужчины или женщины, умеющего петь или считать в уме – это чистое пространство, не знающее ничего предопределённого о себе.

Потом взрослые начинают сообщать какие-то неоспоримые данные о самом человеке, являющиеся базой для составления первого образа себя (обычно вписывающиеся в контекст социальных требований, потому что преподнесён внешними факторами). Из маленьких событий у человека складывается понимание, кто он такой и соответственно эго. Он начинает отождествлять себя с тем, кто смог пройти до центра города или написать рассказ, кто нравится девочкам или слепил красивую модель. Но, так же как и достижения, эго вносит в свой образ и негативные моменты, такие как провалы и невозможность реализации.

Особые верования о том, что мужчины смелы, могут внести в эго стремление быть смелым, не соотнося это с внешней ситуацией. Сюда же можно отнести моменты, когда частью внутреннего образа становятся утверждения значимых взрослых, а в силу ещё слабого собственного эго их характеристики впечатываются, как нерушимые. Взрослый руководитель корпорации ощущает себя как несмышлёного и неуклюжего только потому, что это регулярно повторялось в детстве, и помещено в основу самовосприятия и идентификации, потому что познание мира изначально строилось на мнении значимых взрослых, считавшихся правыми.

Эго строится на воспоминаниях, и если человеку стереть память, то можно получить любую личность, какую захочется написать, просто рассказав, что и как она делала в прежней жизни. Идентификация себя со своим прошлым делает эго негибким, плохо адаптирующимся и приносящим множество проблем. Грубо говоря, человек знающий, что он не умеет плавать не подойдет к воде, тогда как малыш без подобных предубеждений знает, что купаться возможно, потому что так делает часть людей и попробует. Жёсткое эго лишает развития и самореализации.

Формирование

Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.

Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.

Проявление

Итак, Супер-Эго – это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык – Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

Методика «Супер-Эго»

Не так давно разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:

  • Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
  • Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.

Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.

Выход рядом

Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.

Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.

Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.

В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже

Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.

Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Самолюбие под маской любви
Потребитель реальности
Чувство собственной важности
Секс и чувство собственной важности

Вместо вывода

Рассмотренные выше идеи помогают понять сущность психоанализа и его роль в развитии психологии. И несмотря на то, что в настоящее время, психоанализ не пользуется такой популярностью как раньше и часто критикуется, нельзя отрицать тот факт, что он оказал влияние на всю Западную культуру. Ни одно другое направление в психологии не приобретало такую популярность, какую приобрел психоанализ. Изначально создаваемый как метод диагностики и излечения истерии он стал общефилософским учением, попытавшимся дать объяснение структуры человеческой психики, определить сущность и значение глубинных и неизученных психологических процессов бессознательного.

Литература:
  • 1. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
  • 2. Зигмунд Фрейд. Я и Оно: / З. Фрейд. — М. : Экс­мо-Пресс, 2003.
  • 3. Зигмунд Фрейд. «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник» / З.Фрейд. — СПб.: Алетейя, 1998.
  • 4. Зигмунд Фрейд. «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена».
  • 5. Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ» / З. Фрейд. — СПб.: Алетейя, 2005.
  • 6. Зигмунд Фрейд «Очерк Истории Психоанализа» / З. Фрейд. — СПб.: Алетейя, 1998.
  • 7. Лейбин, В.М. Психоанализ: учебное пособие / В. М.Лейбин. — 2-е изд., — СПб.: Издательство Питер, 2008.
  • 8. Лейбниц В. Г. Монадология / В. Г. Лейбниц. Сочинения: в 4 т. — М.: Мысль, 1982. Т. 1.
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.