Теория развития личности эриксона: милтон или эрик

Алан-э-Дейл       09.09.2023 г.

Оглавление

Содержание

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

В 1973 г. Национальный гуманитарный фонд удостоил Эриксона чести выступить чтецом Джефферсонской лекции – высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук. Его лекция имела название «Измерение новой идентичности».

За свои работы, внесшие значительный вклад в развитие психологии, Эриксон получает Пулитцеровскую премию. За книгу «Правда Ганди» (1969 г.) автор награждается Национальной книжной премией США в категории «Философия и религия».

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.

Создание этапов

Вам будет интересно:Поведать – это сообщить тайну или навредить самому себе?

Рассматривая кратко эпигенетическую теорию Эриксона можно определить преобразование структуры его научного труда для оценки личности. Успешное прохождение через каждый кризис предполагает достижение здорового соотношения или баланса между двумя противоположными диспозициями.

Например, здоровый подход на первой стадии формирования (доверие против недоверия) можно охарактеризовать как переживание и рост через кризис «Доверие» (людей, жизни и будущего развития), а также прохождение и развитие подходящей способности для «Недоверия», где это уместно, чтобы не быть безнадежно нереалистичным или легковерным.

Или переживать и расти на второй стадии (автономия против стыда и сомнения), чтобы быть, по сути, «Автономным» (быть собственной личностью, а не бессмысленным или трепетным последователем), но обладать достаточной способностью для «Стыда и Сомнения», чтобы обрести свободомыслие и независимость, а также этичность, внимательность и ответственность.

Эриксон назвал эти успешные сбалансированные результаты «Основными добродетелями» или «Основными преимуществами». Он определил одно конкретное слово, которое представляет их силу, приобретенную на каждом этапе, что обычно встречается в диаграммах психоаналитика и письменной теории, а также в других объяснениях его работы.

Эриксон также определил второе поддерживающее слово «сила» на каждой стадии, которое наряду с основной добродетелью подчеркивало здоровый результат на каждой ступени и помогало передать простое значение в резюме и диаграммах. Примерами основных достоинств и поддерживающих сильных слов являются «Надежда и стремление» (с первого этапа доверие против недоверия) и «Сила воли и самоконтроль» (со второго этапа автономия против стыда и сомнения).

Ученый использовал слово «достижения» в контексте успешных результатов, потому что оно подразумевало получение чего-то четкого и постоянного. Психосоциальное развитие не является завершенным и необратимым: любой предыдущий кризис может эффективно вернуться к любому, хотя и в другом облике, с успешными или неудачными результатами. Возможно, это помогает объяснить, как преуспевающие могут падать от благодати и как безнадежные неудачники могут в итоге достичь великих целей. Никто не должен успокаиваться, и у всех есть надежда.

Цельность и безнадежность

На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Личная жизнь

Несмотря на очевидный талант и высокую трансферную цену, Эриксен остается скромным и непритязательным человеком и предпочитает вести себя неприметно. Уже много лет в его личной жизни присутствует Сабрина Квист Йенсен.

Познакомился спортсмен с девушкой еще в Дании, а встречаться они стали, когда парень заиграл за «Аякс». Когда произошел трансфер в «Тоттенхэм», Сабрина переехала в Англию вслед за другом. С тех пор они вместе неразлучно, хотя мужем и женой пока не стали. Это не помешало влюбленным завести детей: в июне 2018 года у пары родился сын Альфред, а в декабре 2020-го — дочь.

Кристиан Эриксен с девушкой и детьми

Фото малышей и любимой женщины футболист охотно выкладывает в «Инстаграме». Кроме очевидных фактов, что она привлекательна и обладает безупречным вкусом, известно о подруге Кристиана не так уж много. Раньше Йенсен работала парикмахером, продавала одежду и занималась благотворительностью. Сейчас она сосредоточена на воспитании детей.

Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?

  • Обозначение периода;
  • Обозначение той социальной группы, которая выдвигает задачи развития, и в которой человек совершенствуется (или еще можно увидеть вариант формулировки “радиус значимых отношений”);
  • Задача развития или тот психосоциальный кризис, в котором человек стоит перед выбором;
  • В результате прохождения этого кризиса, он обретает или сильные качества личности или, соответственно, слабые.Заметьте, как психотерапевт, Эриксон никогда не может быть оценочным. Он никогда не говорит про человеческие качества в формате хорошие и плохие.

Качества личности не могут быть хорошими или плохими. Но сильными качествами он называет те, которые помогают человеку решать задачи развития. Слабыми он будет называть те, которые мешают. Если человек приобрел слабые качества личности, следующий выбор ему делать труднее. Но никогда он не говорит о том, что это невозможно. Просто сложнее;

Черты, приобретаемые вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями (“virtues”).

Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.

Стадия Возраст Кризис Сильная сторона
1 Орально-сенсорная (младенчество) до 1 года Базальное доверие – базальное недоверие Надежда
2 Мышечно-анальная (раннее детство) 1-3 года Автономия – стыд и сомнение Сила воли
3 Локомоторно-генитальная (дошкольный возраст) 3-6 лет Инициативность – вина Цель
4 Латентная (школьный возраст) 6-12 лет Трудолюбие – неполноценность Компетентность
5 Подростковая (юность) 12-20 лет Эго-идентичность – ролевое смешение Верность
6 Ранняя зрелость (молодость) 20-25 лет Интимность – изоляция Любовь
7 Средняя зрелость (зрелость) 26-64 года Продуктивность – застой Забота
8 Поздняя зрелость (старость) 60-65 – смерть Эго-интеграция – отчаяние Мудрость

Соединенные Штаты

В 1930 году Эриксон женился на Джоан Моуат Серсон , канадской танцовщице и художнице, с которой Эриксон познакомился на балу. Во время их брака Эриксон обратился в христианство. В 1933 году, с приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера , сожжением книг Фрейда в Берлине и потенциальной нацистской угрозой для Австрии, семья покинула обедневшую Вену со своими двумя маленькими сыновьями и эмигрировала в Копенгаген . Не имея возможности восстановить датское гражданство из-за требований к проживанию, семья уехала в Соединенные Штаты, где гражданство не было проблемой.

В Соединенных Штатах Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне и занимал должности в Массачусетской больнице общего профиля , Консультационном центре судьи Бейкера, а также в Гарвардской медицинской школе и психологической клинике, завоевав исключительную репутацию клинициста. В 1936 году Эриксон покинул Гарвард и поступил на работу в Йельский университет , где работал в Институте социальных отношений и преподавал в медицинской школе .

Эриксон продолжал углублять свой интерес к областям, выходящим за рамки психоанализа, и исследовать связи между психологией и антропологией. Он установил важные контакты с антропологами, такими как Маргарет Мид , Грегори Бейтсон и Рут Бенедикт . Эриксон сказал, что его теория развития мысли основана на его социальных и культурных исследованиях. В 1938 году он покинул Йельский университет, чтобы изучить племя сиу в Южной Дакоте в их резервации. После учебы в Южной Дакоте он отправился в Калифорнию, чтобы изучать племя юрок . Эриксон обнаружил различия между детьми племени сиу и юрок

Это положило начало жизненной страсти Эриксона, демонстрирующей важность событий в детстве и то, как общество влияет на них.

В 1939 году он покинул Йельский университет, и Eriksons переехал в Калифорнию, где Эрик был приглашен присоединиться к команде участвует в продольном исследовании детского развития для Калифорнийского университета в Беркли институте «s благополучия детей. Кроме того, в Сан-Франциско он открыл частную практику детского психоанализа.

Находясь в Калифорнии, он смог провести второе исследование детей американских индейцев, когда вместе с антропологом Альфредом Кребером совершил производственную поездку в Северную Калифорнию для изучения юрок .

В 1950 году, после публикации книги « Детство и общество» , которой он наиболее известен, Эриксон покинул Калифорнийский университет, когда закон Калифорнии о Леверинге потребовал от профессоров подписать клятвы верности . С 1951 по 1960 год он работал и преподавал в Центре Остен Риггс , известном психиатрическом лечебном учреждении в Стокбридже, штат Массачусетс , где он работал с эмоционально обеспокоенными молодыми людьми. Другой известный житель Стокбриджа, Норман Роквелл , стал пациентом и другом Эриксона. В это время он также работал приглашенным профессором в Университете Питтсбурга, где работал с Бенджамином Споком и Фредом Роджерсом в детском саду «Арсенал» Западного психиатрического института .

Он вернулся в Гарвард в 1960-х годах в качестве профессора человеческого развития и оставался там до выхода на пенсию в 1970 году. В 1973 году Национальный фонд гуманитарных наук выбрал Эриксона для лекции Джефферсона , высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук . Лекция Эриксона называлась « Размеры новой идентичности» .

Появление термина

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона относится к «психосоциальному кризису» (или психосоциальным кризисам, являющимся множественным числом). Этот термин является продолжением использования Зигмундом Фрейдом слова «кризис», который представляет собой внутренний эмоциональный конфликт. Можно описать этот вид разногласия как внутреннюю борьбу или вызов, с которым человек должен договориться и иметь дело, чтобы расти и развиваться.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.