Психология вундта

Алан-э-Дейл       05.12.2024 г.

Теория психологии народов

Ещё одна область, которую изучает Вундт — «психология народов”, которая теснейшим образом связана не только с общепсихологической, но и с философской теорией. Человеческие индивидуумы живут не порознь, но в сообществе и этот факт Вундт не мог игнорировать.

Связь между мозгом и разумом

Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. В своем курсе он подчеркивает связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии:

  1. выделить путем анализа исходные элементы;
  2. установить характер связи между ними;
  3. найти законы этой связи.

Лекции вошли в историю в виде одной из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874 г.г.), которая переиздавалась шесть раз.

Карьера и личная жизнь:

Происхождение: Вильгельм Вундт родился в немецком городе Некарау, Баден и был четвертым ребенком в семье. Его отец Максимилиан Вундт, был лютеранским пастором и его матерью была Мари Фредерик, урожденная Арнольд (1797-1868).Образование: В возрасте тринадцати лет, Вундт начал свое формальное образование в католической гимназии в Брухзале (1845-1851). С 1851 он учился в университете Тюбингена, но после одного года учебы он перешел в Гейдельбергский университет, где начал специализироваться в области медицины (доктор медицинских наук, 1856 г.). В 1856 г. он учился один семестр у Иоганна Мюллера в университете Берлина.Оказали влияние: Густав Фехнер, Иоганн Петер Мюллер, Герман фон Гельмгольц.Основные этапы профессиональной деятельности: Он получил диплом доктора медицины в Гейдельбергском университете (1856 г.). Там же он начал работать преподавателем физиологии, а в 1858 году он стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1858 – 1865). В Гейдельберге он написал свой труд “Материалы к теории чувственного восприятия” (1858-1862), где впервые вводит понятие «экспериментальная психология».  В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге, а в 1867 году  должность  профессора медицины.В 1871 году его учитель Гельмгольц переехал в Берлин, и Вундт занял его место.В 1874 году он стал профессором философии  в университете Цюриха.В 1875 году Вундт переезжает в Лейпциг, где начинает работать в качестве профессора  Лейпцигского университета (1875-1917). Там он оставался, занимался преподаванием и научной работой в течение следующих 42 лет, и это был самый продуктивный период его карьеры. В 1879 году, Вундт открыл первую лабораторию, когда-либо быть посвященный исключительно психологических исследований. В Лейпциге он также основал Институт экспериментальной психологии (1879 г.). На протяжении  1889-90 он являлся ректором Лейпцигского университета.Его интерес к психологии был вдохновлен Эрнстом Вебером (1795-1878) и Густавом Фехнером (1801-1887), которые также  работали в Лейпциге.В 1917 году Вундт прекращает свою преподавательскую деятельность.Основные этапы личной жизни: Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный  город в земле Баден-Вюртемберг.В 1867 году Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью профессора богословия  Генриха Августа Мау.Они поженились 14 августа 1872 г. в Киле.У них было трое детей: Элеонора (1876-1957), Лили (1880-1884), и Макс Вундт (1879-1963), который стал философом.Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене под Лейпцигом в возрасте 88 лет.

Метод изучения психологии

В своих исследованиях Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдения), который отвергается современной психологией из-за излишней субъективности. В чём состояла суть метода? Вундт и его коллеги (специально обученные интроспекции) наблюдали за собой в различных ситуациях и составляли отчёт, в котором описывали, что чувствуют и как себя ведут при появлении раздражителей. Вот наглядный пример того, как применялся метод. Испытуемому давали большое красное яблоко. Но он не мог так и написать в отчёте: «Мне дали яблоко. Оно было большим и красным». Ему нужно было копнуть глубже: «Сначала я ощутил красный цвет яблока. Потом почувствовал его круглость и величину. Далее появилось слабое щекотание в языке – видимо, след вкусового ощущения», и т.д.

Так как в те времена психология только зарождалась, Вильгельм Максимилиан решил взять за основу науки химию, которая была уже достаточно изучена и разработана. Именно поэтому его системе присущ элементаризм.

Карьера

В 1858 году Вундт стал ассистентом профессора Гельмгольца, принимал участие в исследовании различных проблем естественных наук.

Спустя 6 лет ему дали должность адъюнкт-профессора, Вундт проработал в родном университете ещё 10 лет. С 1867 года он начал читать лекции, которые пользовались большой популярностью у студентов.

В 1874 году Вильгельма Вундта пригласили в Швейцарию, в Цюрихский университет, и предложили преподавать там логику. Профессор принял приглашение, но через год вернулся в Германию и связал свою жизнь с Лейпцигским университетом, которому отдал почти 40 лет и в одно время даже занимал должность ректора.

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении. Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я. При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира. Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту. При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Л.С. Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

Детство и юность

Вильгельм родился в семье священника. Его отец проповедовал лютеранство в местном храме. Мальчик окончил школу и принял решение не поступать в духовную семинарию, так как он мечтал быть ученым и врачом. Вундт начал учиться в Университете Эберхарда и Карла, затем перевелся в Берлин. Заканчивал учебу он уже в Гейдельберге, в университете имени Рупрехта и Карла.

После окончания университета молодой и подающий надежды ученый начинает заниматься научной деятельностью. Он ассистирует профессору физиологии Гельмгольцу на практических занятиях в качестве лаборанта и пишет свою первую работу по психологии на тему чувственного восприятия. Также он начинает преподавать в университете и читает курс лекций по научной психологии. С этого времени Вундт начинает увлекаться идеалистической философией и вплотную заниматься экспериментальной психологией. Для физиолога это был новый опыт, ставший делом всей жизни. Именно физиология и подтолкнула его к этому. Кроме работы на тему чувственного восприятия он также исследовал мышечные движения. Ученый понимал, что ощущения имеют связь с движением через рефлексы, но сами рефлексы он понимал не как механическое движение, а связывал с психологическим фактором.

Метод интроспекции

Интроспекция и самонаблюдение очень полезны в познании человеком самого себя, своей деятельности. Метод самонаблюдения достаточно практичный, так как не нуждается в дополнительных инструментах и эталонах. Он имеет большое преимущество перед другими методами, поскольку никто и никаким другим способом не может познать человека намного лучше, чем он себя сам. Вместе с большим преимуществом имеются также недостатки, основными из которых являются субъективность и необъективность.

Интроспекция в психологии это был самый применяемый метод исследования до 19 века. Психологи того времени пользовались следующими догматами: процессы сознания невозможно познать каким-то образом извне, они могут открываться только самому субъекту наблюдения.

Методом интроспекции занимался Дж. Локк, который также выделил в процессах познания два вида: наблюдение предметов внешнего мира и рефлексию (самоанализ, направленный на переработку информации, полученной от внешнего мира).

Метод интроспекции сознания имеет определенные возможности и имеет ограничения. В процессе применения самоанализа могут возникнуть проблемы. Данным методом в достаточной мере обладают не все люди, поэтому их необходимо специально обучать методу. Восприятие и психика детей вовсе не настроены на то, чтобы исследовать самих себя таким способом.

Интроспекция сознания функционально бесполезна и ее результаты противоречивы. Самым большим минусом самоанализа является его субъективность. Причины ограничений могут быть различными. Невозможность одновременно выполнять процесс интроспекции и наблюдения за этим процессом, а можно наблюдать только затухающий процесс.

Интроспекции сложно раскрыть причинно-следственные связи из сознательной сферы. Рефлексия самонаблюдения способствует искажению или исчезновению данных сознания.

Метод интроспекции сознания может иметь отдельные независимые варианты.

Виды интроспекции: аналитический, систематический и феноменологический.

Аналитическая интроспекция в психологии это восприятие вещей посредством структурных элементарных чувств. Сторонники такого взгляда называются структуралистами. Согласно структурализму большинство предметов внешнего мира, воспринимаемых человеком, являются комбинациями ощущений.

Систематическая интроспекция является методом описания сознания, с помощью переживаемых образов и ощущений. Она отслеживает основные стадии мыслительных процессов, основываясь на ретроспективном отчете. Это метод ментального самоанализа, который требует от личности ее высокоорганизованного самонаблюдения.

Сторонники данного метода разделяют сознание на базовые процессы и их самонаблюдение. Проблемой самонаблюдения является то, что только один человек может наблюдать за открытыми ему процессами, другие не способны оценить его мысли. Самонаблюдение обращено к продуктам сознательных процессов, а не к закономерным связям.

Феноменологическая интроспекция сознания была разработана в гештальтпсихологии, она характеризуется описанием психических феноменов в их целостности и непосредственности испытуемого. Данный метод исходит из метода внутреннего восприятия, он активно использовался в описательной психологии, а потом в гуманистической психологии.

Метод интроспекции часто применяется для сбора первичных данных и проверки гипотез. Его применяют исключительно для получения данных, но не их интерпретации.

Самонаблюдение проводится за простейшими процессами психики: ощущениями, ассоциациями и представлениями. Самоотчет не нуждается во вспомогательных инструментах или целях

Во внимание берется исключительно факт самонаблюдения, который потом будет проанализирован. Об интроспекции можно сказать, как о наличии осознанного переживания и отчета о нем. Такое определение дал В

Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести

Такое определение дал В. Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Концепция Вундта

Вундт изучал сознание, пытаясь разделить его на отдельные части. Он считал, что психология ничем не отличается от математики химии, и изучать ее надо по отдельным опознаваемым частям, создав некую структуру. Вундт представлял сознание как мозаику, которая состоит из материи. Одновременно он утверждал, сознание нельзя причислять к материальным внешним объектам. Психология, по мнению Вундта, представляет собой некую уникальную субстанцию, сформированную из опыта субъекта

Он уделял внимание интроспекции, считая ее важным фактором сознания. Остальные же науки зависят исключительно от того самого непосредственного опыта и являются продуктом его переработки сознанием

Таким образом, именно психологии ученый отводил первостепенную роль, ударяясь в теорию психологизма.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред •‏‎ Ауэнбруггер Леопольд •‏‎ Брёйер Йозеф • Ван Свитен • Гаен Антониус • Селье Ганс • Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) • Асклепий • Гален • Герофил • Гиппократ
Британские Браун Джон •‏‎ Гарвей Уильям • Дженнер Эдвард • Листер Джозеф • Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо •‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан • Вирхов Рудольф • Вундт Вильгельм • Ганеманн Самуэль • Гельмгольц Герман • Гризингер Вильгельм • Грэфенберг Эрнст • Кох Роберт • Крепелин Эмиль • Петтенкофер Макс • Эрлих Пауль • Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. • Бакулев А.Н. •‏‎ Бехтерев В.М. •‏‎ Боткин С.П. • Бурденко Н.Н. • Данилевский В.Я. • Захарьин Г.А. • Кандинский В.Х. • Корсаков С.С. • Мечников И.И. • Мудров М.Я. • Павлов И.П. • Пирогов Н.И. • Семашко Н.А. • Сербский В.П. • Сеченов И.М. • Склифосовский Н.В. • Фёдоров С.Н. • Филатов В.П.
Французские Бернар Клод •‏‎ Биша Мари-Франсуа •‏‎ Бруссе Франсуа-Жозеф • Галль Франц Йозеф • Корвизар Жан • Ларрей Доминик • Лаэннек Рене •‏‎ Льебо Амбруаз Огюст • Пастер Луи‏ • Паре Амбруаз • Пинель Филипп • Рабле Франсуа • Рише Шарль-Роберт • Шарко Жан-Мартэн
Разные Бантинг Фредерик •‏‎ Бургав Герман • Везалий Андреас • Гассер Герберт • Гораций Уэллс • Земмельвейс Игнац •‏‎ Мортон Уильям • Кинси Альфред • Парацельс • Пуркине Ян • Ференци Шандор • Юнг Карл

Обучение

Во втором классе образованием мальчишки поручили заняться Фридриху Мюллеру, помощнику отца. Вильгельм полюбил наставника всей душой, он был ему даже ближе, чем родители.

Когда молодой священник был вынужден уйти в другой приход, Вильгельм был настолько сильно расстроен, что отец, видя страдания сына, разрешил ему пожить год до поступления в гимназию у любимого наставника.

В 13 лет Вундт начал обучаться в католической гимназии города Брухзаль. Учёба давалась ему с большим трудом, он значительно отставал от сверстников, отметки это подтверждали.

Вильгельм проучился в Брухзале всего год, потом родители перевели его в гимназию г. Гейдельберга, где он приобрёл настоящих друзей и стал пытаться быть прилежнее в учёбе. К 19 годам он освоил программу гимназии и был готов продолжить обучение в университете.

Вильгельм поступил в университет в Тюбингене, на медицинский факультет, затем получал медицинское образование ещё в трёх университетах.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

  • Вундт В. (недоступная ссылка) Введение в психологию = Einführung in die Psychologie. — М.: КомКнига, 2007. — 168 с. — (Из наследия мировой психологии). — ISBN 978-5-484-00794-3.
  • Вундт В. Введение в философию(неопр.) . — СПб., 1903 — PDF. Архивировано 13 февраля 2012 года.
  • Вундт В. Очерк психологии(неопр.) . — СПб., 1896 — PDF. Архивировано 13 февраля 2012 года.
  • Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Академический проект, 2010. — 136 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1284-4.
  • Вундт В. Этика: Принципы нравственности. Области нравственной жизни. — Изд.2. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 264 с. — (Из наследия мировой философской мысли: этика). — ISBN 978-5-397-01567-7.

Достижения и вклады:

Профессиональная, социальная позиция: Немецкий психолог, физиолог, философ и врач.Основной вклад (чем известен): Он был одним из основателей современной психологии и первым ученым, который когда-либо начал называть себя психологом. Он был отцом экспериментальной психологии и основателем первой в мире психологической лаборатории (1879 г.).Вклады:1

Психология как самостоятельная наука. Вундт является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.Он доказал, что психология имеет свои законы: а) закон творческого синтеза, б) закон психических отношений, в) закон контраста, г) закон гетерогенности целей (Heterogonie der Zwecke).Наряду с ассоциативной связью между элементами, ввел апперцептивную связь, которая отождествляется с вниманием и волей, связывающих отдельные элементы в целостную картину.В 1867 году Вильгельм Вундт прочитал в Гейдельбергском университете первый курс лекций в истории по физиологической психологии.2. Физиологическая психология

Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента3. Экспериментальная психология. Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.4. Первая психологическая лаборатория. Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.5. Первый психологический журнал. Основатель первого психологического журнала «Философские исследования» (1881), с 1903 «Психологические исследования».6. Культурная психология. Пионер в разработке проблем культурной психологии или психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.7. Методы исследования. Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.Знаменитые идеи Вундта: “Теория действительности” (“the theory of actuality”), “принцип психофизического параллелизма”, “волюнтаризм”, “творческие результанты”, “творческий синтез”, “психология народов”.За годы работы в Лейпциге, Вундт являлся руководителем 186 докторских диссертаций по различным дисциплинам и читал лекции более чем 24000 студентам. Среди его выдающихся учеников были: Освальд Кюльпе, Эдвард Титченер, Джеймс Маккин Кеттел, Чарльз Спирмен, Г. Стэнли Холл, Чарльз Хаббард Джадд, Лайтнер Уитмер и Гуго Мюнстерберг, российские психологи Владимир Бехтерев и Иван Павлов.Теория  Вундта была развита его учеником, Эдвардом Титченером, который назвал свою систему структурализмом.Почётные звания, награды: Орден за заслуги в области искусств и науки.

Примечания

  1. 12 идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. 12 Комитет исторических и научных работ — 1834.
  3. Encyclopædia Britannica (англ.)
  4. 12 Вундт Вильгельм // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  5. 50 psychology classics: who we are … — Google Books
  6. (нем.) Georg Lamberti: Wilhelm Maximilian Wundt 1832–1920. Leben, Werk und Persönlichkeit in Bildern und Texten . Deutscher Psychologen Verlag, Berlin 1995, ISBN 3-925559-83-3.
  7. (нем.) Wolfram Meischner, Erhard Eschler: Wilhelm Wundt , 1979, S. 27.
  8. Борисова И. В. ВУНДТ // Новая философская энциклопедия. Том первый. М., 2000. ISBN 5-244-00961-3. Интернет-версия статьи
  9. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — с. 101
  10. Bringmann & Balk, 1992
  11. 12 Wilhelm Maximilian Wundt (Stanford Encyclopedia of Philosophy)

Биография

Ранние годы

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия

(1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных

в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии»

. Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных

,Эссе ,Этика: исследование фактов и законов моральной жизни ,Гипнотизм и внушение (1892) иВведение в психологию .

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.