Жан-жак руссо

Алан-э-Дейл       02.10.2023 г.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.


Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой

Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно

На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.


Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Популярные темы сообщений

  • Бытовой жанр в искусстве Когда мы говорим о бытовом жанре в искусстве, мы говорим о произведениях, в которых художник воссоздаёт повседневную жизнь, те общественные явления, что окружают его самого. Живопись в бытовом жанре называют также жанровой живописью.
  • Жесткий диск Компьютер – незаменимое на сегодняшний день средство для выполнения огромного количества задач. Именно широкий перечень возможностей компьютера обуславливает необходимость хранения большого количества содержимого внутри него.
  • Загрязнение мирового океана Поверхность земного шара можно разделить на четыре части, одну из которых занимает суша, а остальные три из четырех – покрывает вода. Эти три части поверхности земли, которые находятся под водой, и условно считаются мировым океаном.

[править] Характер Руссо

Его характер был полным противоположностей. Его широкая нравственность уже не связывала его с правилами. Гибкий и умный, он тонул в мечтах и не мог ужиться с действительностью. Его дела были верным отражением его характера.

Он был самоучкой, без методической подготовки. Он нигде не был кратким; не был философом в техническом смысле слова. Но он имел парадоксальные взгляды, искренний энтузиазм. Его философия была ориентирована не на условия и результаты науки, но больше на собственное понимание и мечты. Париж был той моделью, по которому он описывал цивилизацию, а крестьянская молодость стала источником описания естественного состояния.

Самое интересное о романе «Эмиль»

Вышедший в свет в 1762 году роман – трактат «Эмиль», посвященный воспитанию детей сделал Руссо всемирно известным. В тоже время появление этого романа вызвало негодование, как духовенства, так и аристократических кругов.

За ярко выраженное в романе свободомыслие он был показательно сожжен на одной из парижских площадей, а сам автор бежал за границу, так как против него церковь возбудила судебное дело и его жизни угрожала реальная опасность.

Амстердамский тираж тоже был сожжен, а затем роман «казнили» в Женеве. В России же роман по приказу императрицы Екатерины Второй вообще был запрещен к ввозу.

За роман «Эмиль» Руссо был предан анафеме римским папой Клементием Тринадцатым.

Однако не подлежит сомнению, что благодаря данному роману в Европе стали больше интересоваться педагогическими проблемами. К примеру, во Франции довольно резко увеличилось количество изданий, посвященных проблеме воспитания. Кроме того в результате прочтения «Эмиля» у Руссо появились сторонники его идей, которые хотели бы воплотить их в практической жизни.

А вот еще несколько интересных фактов о Руссо:

  • Руссо был женат на молодой белошвейке Терезе Аевассер, которая сначала была его подругой, а потом уже женой.
  • В 1767 году Руссо после пяти лет преследования вновь приехал во Францию, но только жил он в ней под чужим именем.
  • Жан-Жак Руссо занимал, пожалуй, самое значительное место среди просветителей Франции. Ведь он был одним из самых образованных, оригинальных и начитанных людей своей эпохи. Руссо имел обширные знания по многим наукам, к числу которых относилась астрономия, химия, история, ботаника, физика, довольно серьезно был он увлечен и философией. Однако историю и географию любил больше всех других предметов.

Конфликт с Вольтером

У мыслителя был яркий конфликт с Вольтером. Руссо обвинял философа в его трогательности и пессимистичном взгляде на жизнь. Он находил этого человека богачом, которому от скуки присущ трагизм и драматизация. Отношения стали более напряженными после «Письма о зрелищах», в котором Жан продемонстрировал себя ярким противником театров.

Вольтер — человек, оказывавший культурное влияние на жителей Женевы посредством своего домашнего театра, быстро понял, что речь идёт о нём и его взглядах на мир. Он не смог пустить ситуацию на самотёк, остро и дерзко подшучивая над идеями Руссо и выставляя его психически больным человеком.

Упоминание книг автора:

Цитаты из книг автора

Эмиль, или О воспитании

<p>Под давлением необходимости бороться с природою или общественными учреждениями приходится выбирать одно из двух — создавать человека или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно того и другого. Человек естественный — весь для себя, он — численная единица, имеющая отношение лишь к самому себе. Человек-гражданин — это дробная единица, зависящая от знаменателя.</p>

Юлия, или Новая Элоиза

<p>Женятся не для того, чтобы думать только друг о друге, но чтобы совместно выполнять обязанности, налагаемые жизнью общества, умело и разумно вести хозяйство, хорошо воспитывать детей. Влюбленные думают только друг о друге, непрестанно заняты лишь собою и умеют только одно — любить. Супруги должны выполнять столько обязанностей, что этого недостаточно.</p>Юлия

Юлия, или Новая Элоиза

<p>Женятся не для того, чтобы думать только друг о друге, но чтобы совместно выполнять обязанности, налагаемые жизнью общества, умело и разумно вести хозяйство, хорошо воспитывать детей. Влюбленные думают только друг о друге, непрестанно заняты лишь собою и умеют только одно — любить. Супруги должны выполнять столько обязанностей, что этого недостаточно.</p>Юлия

Юлия, или Новая Элоиза

<p>Женятся не для того, чтобы думать только друг о друге, но чтобы совместно выполнять обязанности, налагаемые жизнью общества, умело и разумно вести хозяйство, хорошо воспитывать детей. Влюбленные думают только друг о друге, непрестанно заняты лишь собою и умеют только одно — любить. Супруги должны выполнять столько обязанностей, что этого недостаточно.</p>Юлия

Юлия, или Новая Элоиза

<p>желать счастья жене, — значит, уже его создать.</p>Юлия

Все рецензии

Философия эскапизма

Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.

«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.

Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений. Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком. Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.

По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры. Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса. В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.

Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их. Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.

Философские взгляды

В своих мыслях и писаниях автор продвигал новые идеи философии. По мнению Жан Жака, люди равны, независимо от внешних и внутренних факторов. Никто не вправе решать судьбу человека и каждый с рождения является свободным.

Философ считает демократию идеальной сущностью общества, но признает, что она никогда не сможет существовать как абсолютная истина. Для Руссо государство — семья, в которой правитель является отцом народа и призван защищать, заботиться о своих «детях». Законы и депутаты не должны ограничивать людей — они должны давать людям возможность творить свой мир и общество. Конечно, такие взгляды были оппозиционными в то время. Именно за это Жан Жак получил острый ответ со стороны политиков.

Биография Жан-Жака Руссо о главном

Жан — Жак родился в 1712 году в Женеве. Отец очень любил его и потому часто и подолгу проводил с ним время. Но вскорости, для Жан — Жака начались нелегкие времена. Его отдали на воспитание дяди, потому что его отец был вынужден жениться и уехать. Достигнувши 16 лет, Руссо принимает решение уехать со своего города и начать самостоятельную жизнь. Он принял католицизм и прошёл обучение в прозелитов. Сразу же Руссо приступил к работе лакея в одной зажиточной семье. Там к нему очень хорошо относились, его обучали итальянскому языку. Но он долго не задержался, и сбежал, даже не поблагодарил своих хозяев за доброту к нему. Вскорости, он начал бродяжнечествовать, но бывало, он останавливался на какое-то время и в основном жил за счет богатых дам. Так за ним стали проявляться первые признаки мизантропии. В этот период он проявлял себя как композитор, например 1751 году на придворной сцене была поставлена его оперетта «Деревенский колдун».

Часто Руссо участвовал в философических конкурсах, которые объявляла Дижонская академия. Поразительно, но его рассуждения всегда награждались премией. Не стоит упускать и тот факт, что он несмотря ни на что женился на молодой бедной девушке. Она была некрасива, груба и вульгарна. Все их 5 детей были отданы в сиротский дом.

В 1756 году он переезжает на дачу возле леса. Это было прекрасное место, полностью подходившие по психотип Жан — Жака. В 1761 году его написанный труд «Новая Элоиза» пользовалась большой популярностью. Через год вышла из печати другая его книга «Эмиль». И именно она наделала много шума и, потому Руссо был вынужден бежать со своих привычных мест. Поселился возле города Мотье. Там он часто бродил по горам, заводил новые знакомства. Но и там не все было гладко. Однажды пастор в церкви по определённым причинам прочитал против него проповедь, и жители выгнали его со своего города. Снова наступили для него времена странствования. Спал под открытым небом, одним словом жил, как продеться и единственной его радостью было рассматривание мхов и папоротников. Вольтер — французский философ, с которым Руссо был в соре, активно содействовал тому, что бы его отправить в соответствующую больницу.

В 1770 году вернувшись в Париж, он дописал на конец — то свою «Исповедь».

В 1778 году Руссо внезапно скончался. Его философия оставили след в истории, не зря Руссо называю отцом романтизма в философии.

7 класс кратко

Интересные факты и даты из жизни

Это интересно: 219,Жан Кальвин: краткая биография

Детство

Жан-Жак родился 28 июня в Женеве, в многодетной и достаточно бедной семье. Первая трагедия случилась еще во время рождения ребенка: мать Жан-Жака, перенеся тяжелое заболевание во время беременности, скончалась прямо во время родов.

По заявлению многих библиографов, именно это сформировало у будущего писателя некую отрешенность от мира и ненависть к собственной личности. Отец же Руссо, несмотря на столь печальное стечение обстоятельств, души не чаял в родном сыне и всегда уделял ему намного больше времени, нежели всем остальным.

Благодаря поддержке и огромной любви отца Жан-Жак достаточно рано познакомился с миром искусства. Любящий папа выучил ребенка читать и писать, часто покупал ему детскую и даже подростковую классическую литературу и возился с малышом в каждую свободную секунду своего времени. В сыне он видел не только утешение от недавней потери, но и сильную личность, которая в дальнейшем сослужит своей стране великую службу. Впрочем, отец явно не ошибался на этот счет.

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.

Основные вклады

Это способствовало появлению новых теорий и схем мышления

Руссо стал одним из главных интеллектуальных лидеров французской революции.

Его идеи заложили основу для зарождения романтического периода и открыли двери для новых философских теорий, таких как либеральная, республиканская и демократическая..

Он продвигал коммунитаризм как важное философское течение

В своих работах Руссо указал на важность жизни в обществе, указав, как это должно быть высшей моральной ценностью, которую должно достичь все гражданское общество.. Взяв за вдохновение идеальное состояние Платона в Республика, Руссо стремился порвать с индивидуализмом, который он считал одним из главных зол каждого общества

Взяв за вдохновение идеальное состояние Платона в Республика, Руссо стремился порвать с индивидуализмом, который он считал одним из главных зол каждого общества.

Определены основные принципы любой демократической системы

в Общественный договор, Руссо рассказывает, как главная цель, к которой должна стремиться каждая политическая система, — это полная реализация свободы и равенства как этических и моральных принципов, способных направлять общину.

В настоящее время эти принципы стали движущей силой любой демократической системы..

Он предложил закон в качестве основного источника порядка в обществе

Хотя римляне уже были ответственны за большие успехи в области законов, норм и права в целом, с Руссо существует необходимость в наборе норм, способных направлять общину и обеспечивать равенство каждого гражданина..

Именно благодаря Руссо свобода, равенство и собственность начинают рассматриваться как права граждан.

Установленная свобода как моральная ценность

Руссо является одним из первых мыслителей, которые говорят о гражданской свободе, утверждая, что она является главной моральной ценностью, которая должна существовать в каждом обществе..

Мыслитель подчеркивает, что находясь в общине, мужчины должны пользоваться свободой, но свобода всегда связана с законом, неспособна подорвать свободы других.

Он построил позитивное восприятие человека

Он указал, что человек по природе добр, поэтому насилие или несправедливость не являются его частью. Тем не менее, это общество развращает его. 

Руссо предлагает развивать личные добродетели и подчиняться законам, чтобы иметь более справедливые общества.

Установить философию этической жизни

Руссо стремится к тому, чтобы человек полностью развил свои способности в обществе, и для достижения этого он должен отойти от потребительства и индивидуализма, посвятив себя культивированию моральных ценностей равенства и свободы..

Мужчины становятся рабами лишних потребностей и должны уходить от излишней роскоши.

Ему удается превратить Деизм в философию

Руссо теоретизирует деизм, философскую позицию, при которой допустимо верить в существование бога или нескольких богов, способных испытывать религию через разум и собственный личный опыт, а не через общие религиозные системы и существующий.

Развивайте новую педагогику

Руссо считал, что для обучения ребенка крайне важно учитывать интересы и способности ребенка, стимулировать его желание учиться и сделать образование автономным.. 

Определяет суверенитет как политическую концепцию

Руссо одним из первых подтвердил, что суверенитет проживает в городе непередаваемо. Это указывает на то, что суверен — это тот, кого народ избрал, определяя суверенитет как неотъемлемый, неделимый, прямой и абсолютный..

Проблемы

Философ находит приют у герцога Люксембургского, где живет еще четыре года и пишет множество произведений. Одно из них навлекает на него гнев Церкви, и он бежит от судебного приговора парижского парламента. Укрываясь в родной Швейцарии, он видит, что ему здесь тоже не рады – правительство бернского кантона изгоняет философа. Новое убежище предоставляет ему прусский король – еще три года Руссо проводит в селении Мотье. Однако затем склочный характер заставляет его рассориться со всеми окрестными жителями. Пытаясь начать новую жизнь, он приезжает в Женеву и вновь принимает кальвинизм, но и с представителями этой конфессии не может мирно ужиться, и начинает с ними ссориться. Апогеем этих проблем стал конфликт с другим «властителем дум» той эпохи – Вольтером, который тоже жил возле Женевы, в поместье Ферне. Насмешливый соперник с помощью памфлетов выживает Жан-Жака из Мотье, и Руссо вынужден бежать в Англию. Он принимает приглашение другого философа, Юма. Но и с ним не получается ужиться, и через некоторое время новый друг объявляет Руссо сумасшедшим.

Добродетель – основа всего

Мораль, играющая значительную роль в трудах Руссо, в реальности не соответствовала жизни философа. Первейшими основами добродетели, полагал Руссо, являются эмоции и сочувствие, заложенные в человеке.

Добродетель и вера должны подчиняться природе, и только тогда общество станет совершенным. Будет достигнута гармония внутреннего мира человека и его нравственной, эмоциональной и рациональной составляющими с интересами социума. Потому индивид должен преодолеть собственное моральное отделение, не уподобляясь окружающим и политикам. Но суждения были взяты романтиками и искателями единства за основу в защите наилучшего общественного строя и общественных прав, но не применялись в массы.

[править] Биография

Происходил из семьи ремесленника-часовщика. Систематического образования не получил, был отдан на учебу нотариусу, потом граверу, откуда сбежал в 1728 году чтобы искать жизни больше соответствующей его стремлениям. Путешествовал по разным странам Европы. Работал на разных заводах. Из этой жизни его вырвала мадам де Варан, с которой он провел несколько лет. В 1741 году отправился в Париж, где его способности заменили ему научную подготовку и научные кружки. Энциклопедисты ввели его в свой круг. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера. Он долго не мог найти выхода для своих внутренних мыслей, пока конкурс научных работ, объявленный в 1749 году через Академию в Дижоне не дала ему возможности к их формулированию и представлению.

Его парадоксальная работа, награжденная Академией, дала ему в одну минуту мировую славу. Но слава не удовлетворила его амбиций и не принесла счастья. Поиск жизни, которая была бы ближе к природе, привела его в родную Женеву в 1754 году. Потом его друзья, желая выполнить идеал крестьянской жизни, создали ему под Парижем усадьбу, под названием Эрмитаж; но прожил он там недолго. Позже, во время создания своих главных работ, в 1758—1762 г., он был в гостях у главы Люксембурга. Потом его друг Юм, пытался ему создать в Англии приятные условия для деятельности и жизни. С 1762 года в эмиграции, в 1770 году вернулся в Париж.

Но его тяжелый характер, сложности в отношениях с людьми, болезненная подозрительность, которая граничила с боязнью преследования, положила конец всем его начинаниям. Позднее он получил еще и политическое преследование. Разница во взглядах, разорвала его с энциклопедистами. Окончание жизни он встретил в нищете и одиночестве. В 1794 году перезахоронен в Пантеоне.

Мизантропия писателя

Ж.Ж. Руссо поменял своё поведение и отношение к обществу. Он ограничил общение с людьми и стал жить отдельно от своей жены. В это время начинается активная деятельность писателя-философа.

Произведения Руссо быстро обрели большой резонанс в обществе, они кардинально меняли представление о политическом строе. И пока народ зачитывался его учениями, возмущенные власти нашли острый ответ на критику, лишив гражданства Женевы и приговорив к тюремному заключению во Франции.

Руссо живёт в бегах. Верден, Мотье, 3 года жизни в Англии и возвращение во Францию в 1767 году в связи с конфликтом с Юмом, знакомым Жан Жака — насыщенная стрессом жизнь привела философа к мании преследования и постоянному страху. Автор гениальных произведений начал сходить с ума.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.