Когнитивная гибкость. можно ли развить вариативность мышления?

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Содержание

Пластичность и адаптация к изменениям в мире — необходимость, которая помогает людям достигать успеха. Рабочие и жизненные задачи — малая доля сложностей, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Чтобы легче справляться со всеми проблемами, необходима развитая когнитивная гибкость.

Выход за рамки

Измените контекст и/или среду: возьмите отпуск, прогуляйтесь по кварталу, сделайте перерыв, сделайте перерыв на кофе или чай. Измените контекст и/или свое окружение, и вы почувствуете изменение менталитета. Физические упражнения также дают отличный умственный импульс.

Пересмотр убеждений

Ставьте под сомнение свои мысли и слова: осознавайте, что вы думаете и говорите. Не связывайтесь и не зацикливайтесь на одном образе мышления. Наблюдайте за своим языком. Удалите те мысли и слова, которые вам не служат и/или не помогают, замените их продуктивными идеями и фразами. Взгляните на привычный порядок вещей по другим углом, представьте себя на месте другого человека.

Развитие индивидуальности

Будьте гибкими с другими, но также и с собой. Чтобы развить этот навык вовне, мы должны начать с внимания к себе, с подчеркивания своей индивидуальности. Может быть, вы слишком многого требуете от себя? Часто ли вы испытываете чувство вины? Ты себя наказываешь? Прислушиваться к себе, заботиться о себе, терпеть себя и прощать себя — это часть рабочего процесса, поскольку невозможно сохранять гибкость в отношениях с другими, если мы не проявляем гибкости по отношению к себе.

Каждый день – к новому

Гибкость ума в психологии – это способность находить новые выходы из привычных ситуаций. Но бывает так, что человек усиленно трудится над самосовершенствованием, пытается наработать новые навыки, добивается успеха, но окружающие вовсе не ценят достигнутое, а те, кто мотивировал к работе над собой, уже забыли про это. Так сложилось, что многие люди не верят в способность других меняться и становиться лучше. Множество проблем в личной и деловой жизни связано с ригидным мышлением, отрицающим возможность другого человека усовершенствоваться. Касаемо описанного примера: начальство, которое дало человеку задание работать над собой, на самом деле не верило, что персона может измениться, поэтому все ее успехи остались незамеченными. Низкий потенциал, увиденный ими изначально, превращается в этакое клеймо, и никакие усилия не позволяют преодолеть сложившееся мнение.

Чтобы не потерять отличного работника, не упустить прекрасные шансы для своей фирмы, следует развивать гибкость ума

Особенно важно это для людей, занимающих руководящие должности, а также для тех, кто к таковым стремится. Педагогика знает явление «самоисполняющегося пророчества», то есть ситуации, когда результат определяется не усилиями человека, а влекущими за собой последствия ожиданиями и убеждениями сторонней персоны

Например, если человек видит потенциального ученика, он вкладывает в него силы и наблюдает хороший итог. На другого ставят печать неудачника, не обращают на него внимания, и такой ребенок учится хуже, чем мог бы.

Низкий уровень умственной гибкости

Обратное понятие умственной или когнитивной гибкости – когнитивная ригидность.

Это неспособность человека к быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам, а также неготовность менять свои действия и поведение при наличии нужной информации и дополнительных возможностей.

Слово ригидность пришло к нам из латинского языка – rigidus, которое переводится как твердый или оцепенелый.

В основном когнитивная ригидность встречается у людей с нарушениями работы исполнительных функций мозга. Такие нарушения могут быть последствиями как травм, так и психоневрологических расстройств:

  • синдром «дефицита внимания» (особенно у деток);

  • шизофрения;
  • аутизм;
  • расстройства, связанные с пищевым поведением, такие как анорексия и булимия;
  • травмы головы;
  • инсульт;
  • разные формы зависимости (алкоголь, наркотики, курение и т.д.);
  • старение головного мозга.

У пожилых людей также нарушается когнитивная гибкость. С возрастом мозг все хуже и медленнее обрабатывает информацию, понижаются его когнитивные и исполнительные функции.

Например, пожилые люди часто жалуются на проблемы со слухом. Оно и понятно, что возрастом это вполне нормальная ситуация. Но у некоторых стариков со слухом все остается в полном порядке. Проблема заключается в том, что мозг перестает правильно обрабатывать информацию.

То есть, пожилой человек слышит все звуки на нужных децибелах, но его мозг не обрабатывает на нужном уровне услышанные слова. Поэтому кажется, что старик просто глуховат, хотя проблема кроется совершенно в другом.

Что поможет развить гибкость ума и не дать ему «засохнуть»

  1. Возьмите за правило продумывать несколько вариантов решения стоящей перед вами задачи. Рассматривайте проблему и так, и эдак. Прогнозируйте несколько сценариев развития ситуации.
  2. Участвуйте в коллективных брейн-штормингах — скажем, в интеллектуальных командных играх типа «Брейн-ринга», «Что? Где? Когда?» (во многих городах есть ассоциации игроков). Если нет такой возможности, устраивайте мозговые штурмы с друзьями или самостоятельно.
  3. Путешествуйте. Больше новых впечатлений! Нет возможности отправиться на вершину Килиманджаро — отправляйтесь на природу или в соседний город. Чаще меняйте маршруты, когда идёте куда-то по привычным делам.
  4. Изучайте что-то новое: да хотя бы приготовьте яичницу по новому рецепту (кстати, вы знаете, что из яиц можно приготовить несколько сотен блюд?).
  5. Будьте любопытны. Почаще задавайте себе вопрос «Почему?»
  6. Импровизируйте. Пробуйте делать что-то привычное необычным способом.
  7. Представляйте себя в шкуре другого человека — с иными характером, темпераментом, из иного социального слоя, иной культуры. Как он мыслит, что чувствует?
  8. Ищите нестандартные способы применения обычных предметов. К примеру, придумайте 100 способов использования зубной щётки. Слабо?
  9. Сомневайтесь. Берите какую-нибудь привычную установку из серии «Надо» или «Нельзя», какой-нибудь стереотип, и попытайтесь понять: почему надо или нельзя? А можно ли наоборот?
  10. Фантазируйте, ломая в своих фантазиях привычные законы мироздания. Например, попробуйте представить мир, где нет силы трения или используется восьмеричная система счисления.
  11. Наконец, в интернете есть множество заданий для развития гибкости мозга — включая тот же тест Струпа. Не ленитесь качать свою интеллектуальную мышцу!

Like224
Dislike28

2215cookie-checkЗачем трейдеру нужна гибкость ума и как её развить: 11 способов подписаться на канал Telegram

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Где может пригодиться критическое мышление?

Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:

понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.

Многогранность понятия

Иные говорят, что гибкость ума может заменить красоту тела

Действительно, интеллектуальный, быстро соображающий, легко адаптирующийся к любой ситуации человек привлекает внимание окружающих. Благодаря особенностям своего мышления персона не будет испытывать существенного дискомфорта при необходимости изучить сложный вопрос с разных сторон, в том числе придерживаясь непривычных точек зрения. Изменения внешних условий не будут серьезной препоной для достижения задуманного, а самоанализ такому человеку дается легко и без проблем

Обладая гибкой способностью мыслить, персона в силах видеть свои ошибки и признавать собственную неправоту

Изменения внешних условий не будут серьезной препоной для достижения задуманного, а самоанализ такому человеку дается легко и без проблем. Обладая гибкой способностью мыслить, персона в силах видеть свои ошибки и признавать собственную неправоту.

Синоним гибкости ума – разностороннее мышление. Такое качество можно в себе развить, если приложить для этого некоторые усилия. На эту тему выпущено немало методических изданий, полноценных книг, разработаны курсы обучения и эффективные упражнения. Основное правило, придерживаться которого нужно, дабы достичь успеха, – систематичность. Регулярно занимаясь, можно подарить себе восприимчивость возможностей, принципиально новых идей, необычных подходов.

Обучение нестандартному мышлению

Теперь, когда мы выяснили, что учиться следует креативному мышлению, поговорим о главных методах и тонкостях его развития. Благо, мы уже успели подробно рассказать о всех деталях в целой серии коротких статей.

Первое, что следует знать: не все люди рождаются с нестандартным мышлением. Это, в первую очередь, технический навык и его можно успешно развить используя научно-обоснованные и хорошо известные методики.

В статье «Книги по креативному мышлению» мы подробно объясняем механизмы творческого мышления и делимся 5 главными книгами, которые позволят вам в кратчайшие сроки достичь в креативности значительных результатов.

Здесь: «От простого к сложному: 5 главных инструментов креативности», вы сможете познакомиться с главными инструментами креативного мышления: от спортивной формы до банальной ручки и узнать, как пользоваться ими на практике.  

В материале «Инструкция по применению: как развить креативное мышление» мы подробно рассказываем о тех условиях, которые необходимо создать в повседневной жизни, чтобы спровоцировать свои творческие способности к развитию/

Наконец, в статье «Творческая разминка» мы делимся рецептом 5 креативных задач, которые позволяют войти в творческое состояние и «разогреть» центры мозга, отвечающие за нестандартное мышление.

Удачи! Развивайтесь и не давайте запутать себя сложной терминологией!

Как улучшить когнитивную гибкость

Гибкое мышление может быть истинным активом в классе и может развиваться посредством определенных действий.  Используйте следующие упражнения, чтобы улучшить когнитивную гибкость.

Ищите друзей среди людей из разных слоев общества

Умственная гибкость проистекает из способности видеть ситуации с разных точек зрения.  Чтобы расширить эту способность, подумайте о том, чтобы подружиться с другими людьми из разных культур.  Понимание точек зрения других может помочь вам по-новому взглянуть на любую сложившуюся ситуацию. 

Создайте перемены в своей рутине

Гибкость ума может быть достигнута путем изменения того, что должно быть жестким и четким по своей природе.  Чтобы практиковать когнитивную гибкость, создайте перемены в своей рутине. 

Попробуйте что-то новое для вас

Заручиться помощью друга, присоединиться к группе единомышленников, найти новое хобби… это все способы, с помощью которых вы можете расширить свой кругозор и открыть его новым возможностям.  Новый опыт помогает преобразовать наши мысли и убеждения и предлагает свежий взгляд на старые проблемы.

Поменяйте обстановку

Это особенно касается тех, кто работает из дома и в будние дни практически никуда не выходит. Сходите в ближайшее кафе за кофе, попросите коллегу погулять с вами или посетите его занятие, попробуйте день поработать из другого, непривычного для вас места. 

Разработайте новые планы уроков для старой учебной программы 

Испытайте себя, чтобы разработать новые методы обучения чего-то по-настоящему проверенного и потому истинного.  Изменяя свой подход к концепции, вы заставите свой ум думать о том, как по-новому «достучаться» до ваших студентов, которые могут внести новый вклад в уже ранее пройденные материалы. И эти занятия впоследствии заиграют совершенно новыми красками!

Выйдите из своей образовательной зоны комфорта

Займите новую должность (станьте классным руководителем или ментором), вступите в новый комитет или начните курировать студенческий клуб. Не бойтесь пробовать новое! Не бойтесь также учиться у ваших студентов также, как они учатся у вас.

Повышение вашей умственной гибкости поможет вам стать лучшим педагогом при принятии здорового баланса между работой и личной жизнью, который необходим как для вашего роста, так и для душевного равновесия. Желаем вам удачи!

Поделиться ссылкой:

Шаг за шагом

Для следователя гибкость ума – это залог успешной поимки преступника. Для политика способность гибко мыслить гарантирует карьеру, для ученого – новые открытия. Чтобы развить это качество, необходимо уметь бросать себе вызов, выявляя собственные слабые стороны и вступая с ними в борьбу. Слабые, равно как и сильные качества, присущи любому человеку. Стабильное, ригидное мышление требует избегать активности, требующей участия слабо развитых качеств. Дабы усовершенствовать себя, нужно чаще браться за задачи, при решении которых ощущаешь себя неуверенно. Так, если сложно работать с числами, стоит попробовать заняться математикой, а тем, кому не дается чтение, нужно обзавестись новой книгой и силой воли, дабы прочитать ее полностью.

Если тест Липпмана на гибкость ума показал неудовлетворительные результаты, стоит попробовать упражнение, требующее задействовать все органы чувств для поиска выхода из нестандартных ситуаций. Человек автоматически концентрируется на чувствах, следуя требованиям внешних обстоятельств, но это делает мозг ригидным и вялым. В качестве простого упражнения можно, к примеру, пробовать продукты с закрытыми глазами для определения, что именно попало под руку. Вернувшись после рабочего дня, стоит пройтись по квартире, закрыв глаза повязкой, и ощупать привычное окружение. Это активизирует органы осязания и мозг.

Оценка гибкости мышления

Существуют многочисленные тесты, позволяющие выявить когнитивную гибкость или же ригидность мышления. Как пример, можно привести тест на многозадачность: человек следит за движением шара и за появляющимися на экране словами разного цвета. Когда слово совпадет с цветом, которым оно написано, нужно отреагировать. Существует также тест на невнимательность: даются световые сигналы двух цветов, необходимо нажимать на сигнал одного из этих цветов (например, зеленый).

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Внимание и мозговая активность

Довольно любопытные выкладки делает, рассматривая тему гибкости ума, Жан Фреско, автор специализированного проекта «Венера». Впрочем, даже если читатель не согласен с его идеями, стоит признать, что совершенствование мышления всегда идет на пользу, а значит, разумно попробовать практиковать простейшие упражнения, улучшающие мозговую активность. Некоторые советуют учиться концентрироваться на некотором объекте. Избыточный информационный поток, в котором вынужден существовать современный человек, ухудшает способность сосредотачиваться, особенно если персона не задумывается об этом ответственно и всерьез

Очень сложно удерживать внимание на одном объекте, скажем, полчаса – для этого приходится прилагать немалое волевое усилие. Считается, что развитие способности концентрироваться положительно влияет на мышление

Еще один аспект развития гибкости ума в психологии – это осознанность состояния. Желая усовершенствовать себя, нужно активизировать волю, стремиться к желаемому, совершать активные действия

Скажем, выбрав для себя одно из описанных ранее упражнений, нужно систематизировано применять его, обращая внимание на то, как это получается. Поначалу привычные движения будут брать верх над сознанием, несмотря на уверенность в необходимости следовать новой программе

Это связано с доминированием подсознания, ответственного за рутину.

Следите за прогрессом учеников и делитесь с ними наблюдениями

В Matific есть система отчетов, которая показывает учителям, какие задачи ученики проходят с легкостью, а с какими испытывают затруднения, основываясь на пройденных ими играх. Я использую эту систему, чтобы следить за прогрессом каждой группы учеников — таким образом я вижу, какие ученики понимают предмет, а каким необходимо больше практики.

Исходя из этих результатов я могу разделить учеников на группы, в зависимости от их прогресса и давать каждой группе индивидуальные задания. Обычно учебный план строится по системе, где учитель объясняет одну тему и переходит к следующей, более сложной, и если некоторые ученики отстают, то дальше им становится еще сложнее. Разделяя учеников на группы, в зависимости от их прогресса, я позволяю отстающим ученикам притормозить и разобраться в непонятной им теме, и это сильно их мотивирует, так как работая с материалом их уровня, они получают возможность почувствовать себя успешными и наблюдать собственный рост.

Использование заданий и материалов, которые поддерживают идею принятия вызова в решении сложных задач, гарантирует постепенное развитие у учеников гибкого образа мышления.

Работа и самосовершенствование

Как показывает практика, развитие гибкости ума не только дает хорошие результаты для людей, которые сами прошли обучение, но и для их близкого окружения. К примеру, если начальник некоторого предприятия, управляющий персонал компании прошел специализированные тренинги, каждый из команды улучшил личностные качества, эти люди распространяют полученные навыки на своих подчиненных, тем самым потягивая более слабых. Прошедшие обучение специалисты готовы делиться рекомендациями относительно вариантов усовершенствования организации работы, что идет на пользу всему предприятию в целом.

Если нет возможности записаться на тренинг, посвященный повышению гибкости ума, стоит попробовать заниматься в домашних условиях. Многие психологи советуют такую простую методику: необходимо припомнить такой случай, когда человек прилагал немалые усилия для достижения поставленной цели, овладения непростыми навыками. Задача – выявить, какой из испробованных путей оказался самым эффективным, а также определить стратегию, которая могла бы дать лучший результат. Анализ выводов позволит оценить потенциал саморазвития, присущий личности.

Тест на гибкость мышления

1. Вы любите экспериментировать?

Да

Смотря с чем

Нет

2. Вы часто меняете свое мнение, если узнаете новые детали?

Да, всегда

Иногда да

Никогда не меняю

3. Если ваша точка зрения отличается от всех высказанных в компании, вы озвучите ее и будете на ней настаивать?

Да

Зависит от обстоятельств

Нет

4. Сложнее всего я запоминаю следующее:

Лица людей, с которыми встречаюсь не так часто

Важные даты, дни рождения знакомых

Постоянно теряю вещи, не могу отыскать, куда положил их накануне

5. Насколько быстро вы способны обучиться новым навыкам, знаниям?

Мне это всегда дается непросто

Все зависит от навыка: если дело мне близко, могу схватывать на лету, если нет, понадобится продолжительное время

Что бы там ни было, я легко овладею любым навыком

6. С помощью чего вам удается легче воспринять новые знания?

Мне обязательно нужно видеть то, о чем идет речь (зрительное восприятие)

Мне необходим подробный рассказ, аудиоинформация (слуховое восприятие).

Во время обучения я стараюсь использовать все возможные каналы восприятия информации, чтобы овладеть знаниями: звуковой, зрительный, тактильный

7. Как бы вы охарактеризовали возможности своего воображения?

Оно у меня не слишком богатое: я редко фантазирую

Бывают периоды, когда я рисую красочные картинки в голове

Мое воображение очень богато: я постоянно думаю о чем-то, моделирую различные ситуации, пытаюсь представить, как они выглядят с разных ракурсов

8. Какое из этих занятий вам дается проще остальных?

Прочитать маршрут на карте

Отгадать кроссворд, шараду

Собрать пазлы

9. Владеете ли вы каким-либо иностранным языком настолько хорошо, что можете на нем объясниться?

Нет

В какой-то степени да

Владею свободно

10. Каким бывает ваш среднестатистический будний день?

У меня все просчитано до мелочей и организовано

Стараюсь все организовать, но иногда отхожу от плана, потому что хочется чего-то нестандартного

Каждый мой день спонтанен и непредсказуем

11. Удавалось ли вам в течение жизни побороть пагубную привычку или черту характера, которая доставляла вам проблемы?

У меня нет таких привычек, и никогда не было. То же самое о характере: меня в нем все устраивает

Предпринималось несколько подобных попыток, но в итоге все возвращалось на круги своя

Да, удавалось, и я горжусь этим

12. Какие предметы в школе нравились больше остальных?

Физическая культура, трудовое обучение

Химия, Биология, Физика

Иностранный язык и литература

13. Как вы оцениваете свою интуицию

Она у меня отлично развита и я ей доверяю

Иногда она мне помогает, но я все равно все перепроверяю

Она у меня не развита и часто подводит

14. У вас бывали случаи, когда во сне вы находили решение для сложной задачи?

Да и не один раз

Может быть 1 раз, и то я не уверен в этом

Нет, никогда такого не было

15. Вы можете одновременно выполнять несколько разных дел? Например, готовить обед, проверять уроки, мыть посуду и слушать книгу?

Да. Без проблем

Иногда так делаю, но быстро устаю

Нет. Я так не умею

16. Если вам поручили задание и объяснили, как его выполнить, а вы придумали, как это сделать проще, ваши действия?

Сделаю так, как мне сказали

Переспрошу еще раз, предложив свой вариант

Сделаю так, как придумал

Спонсор плагина: Тесты для девочек

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.