Оглавление
ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Под профессиональным общением психологов, с научной точки зрения, можно понимать:
С позиции партнера по общению компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием (психолог знаком с разными приемами и техниками убеждения, манипуляциями и т.п.).
Чтобы быть неопасным, необходимо довольно глубоко проработать свое внутреннее содержание, чтобы выстроить внутренний образ себя — как человека и как профессионала.
4 стр., 1693 слов
Понятие об общении коммуникативные умения (1)
… коммуникативных умений. Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Поэтому умение общаться понимается как системно-интегративное. Умения, необходимые для общения … цели, с которыми человек вступает в общение. Манера общения определяется тоном общения (спокойный, властный и т.д), поведением в общении; дистанцией (интимная, личная, …
С позиции самого психолога его общение может рассматриваться с двух несовпадающих точек зрения:
Единицы и уровни коммуникативной компетенции
Для построения педагогической парадигмы целесообразно выделять единицы и уровни коммуникативной компетенции. Единицами коммуникативной компетенции являются:
— сферы коммуникативной деятельности;
— темы, ситуации общения и программы их развёртывания;
— речевые действия;
— социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарии их коммуникативного поведения);
— тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;
— типы текстов и правила их построения;
— языковые минимумы.
Перечисленные выше единицы коммуникативной компетенции, при всей неоднородности перечня, позволяют определять цели и задачи каждого этапа обучения, отбирать дидактический материал в соответствии с поставленными задачами, составлять учебные задачи, дифференцированно подходить к оцениванию результатов обучения.
Именно оценивание при компетентностном подходе остаётся одной из ключевых проблем. Во-первых, если знания и умения могут оцениваться в традиционной парадигме, то как оценить опыт, понимание сущности обучения, личностный рост? Во-вторых, в области общения трудно сформулировать критерии, на основе которых можно было бы создать единую шкалу оценки. Тем не менее существующие в данной области исследования позволяют обозначить подходы к оцениванию уровня коммуникативной компетенции.
Выделяют три уровня компетентностного общения (по Л.А. Петровской):
1) уровень ценностей личности;
2) уровень её установок;
3) уровень её умений. Важнейшим показателем компетентности в общении будет отношение человека к собственным ценностям.
При этом ценности могут быть как декларативные, так и реальные. Рефлексию ценностей, осознанный перевод декларативных ценностей в реальные можно считать высшим уровнем коммуникативной компетенции.
Уровень овладения коммуникативной компетенцией определяется этапом и целью обучения. В.И. Тесленко и С.В. Латынцев выделяют четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции:
1) базовый уровень — преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;
2) оптимально-адаптивный — обучающиеся не владеют в достаточной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют готовность к её про явлению (хотя нерегулярно) и обладают заметным потенциалом;
3) творческо-поисковый — обучающиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;
4) рефлексивно-оценочный — обучающиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения.
Очевидно, что названные уровни могут быть соотнесены с уровнями усвоения знаний, описанными В.П. Беспалько:
1) деятельность по узнаванию (ученический уровень) — правильное выполнение аналогичных заданий;
2) деятельность по решению типовых задач (алгоритмический уровень) — полнота и действенность;
3) деятельность, связанная с выбором действия (эвристический уровень) — выполнение мыслительных операций;
4) деятельность по поиску решения (творческий уровень) — опора на жизненный опыт, работу воображения и активное мышление.
Перед нами четырёхуровневая (четырёх балльная) система оценки, где базовый уровень соответствует минимальному баллу (или тройке), а рефлексивно-оценочный — высшему. При этом целесообразно определять уровень сформированности не коммуникативной компетенции в целом, а каждой её составляющей, т.е. языковой, речевой, дискурсивной, культуроведческой и риторической компетенции.
Такой подход позволит выявить причины коммуникативных затруднений, определить пути индивидуальной коррекции, оценить изменения, произошедшие в развитии ребёнка, по сравнению с ним самим, а не с неким абстрактным идеалом, что соответствует гуманистической направленности современного школьного образования.
Краткий экскурс в историю становления коммуникативного образования в России
Изучение социальной коммуникации в бывшем Советском Союзе как один из культурных контекстов в общем изучении коммуникации до недавнего времени было вне досягаемости для исследователей Западной Европы и Северной Америки. До 90-х годов практически отсутствовали исследования, описывающие и обобщающие традиции коммуникативного образования в России или других странах бывшего СССР. Во времена «холодной войны» западным специалистам было мало что известно о том, проводились ли коммуникативные исследования и осуществлялось ли формальное коммуникативное образование в учебных заведениях страны. Хотя на Западе не вызывало сомнения, что советские вузы готовили специалистов по массовой коммуникации (об этом свидетельствует наличие и работа развитых СМИ в странах бывшего СССР), не было, однако, подтверждения тому, что в начальной, средней или высшей школе проводилось обучение каким-либо иным аспектам человеческой коммуникации.
Октябрьская революция оказала, как известно, огромное влияние на содержание, организацию и политику российского советского образование. Одним из проявлений этого было централизованное управление вузами, что, хотя и в значительно меньшей степени, сохраняется в российской практике образования по сей день.
Примерно в то же самое время, когда в России совершалась революция, в образовании США происходили свои изменения: пытаясь выйти из под влияния ораторской риторической традиции, преподаватели английского языка в США организовали (в 1914 году) Национальную ассоциацию преподавателей публичного выступления (National Association of Academic Teachers of Public Speaking), известную в настоящее время как Национальная коммуникационная ассоциация (National Communication Association).
Российская система образования послереволюционного периода переживала процесс радикальных преобразований, что находило свое выражение в огромном количестве педагогических экспериментов и инноваций, и в структурировании нового содержания образования. Результатом этих преобразований явилась система образования (или, по западной терминологии, образовательная модель), позже известная как система всеобщего среднего образования. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что это была эффективная система, выработанные ею стандарты и качество образования заслуженно признаются высокими. К сожалению, обеспечиваемое той системой образование, несмотря на его достаточную всесторонность, не включало в себя коммуникативно-речевую подготовку. Как отмечает Н.Д. Никандров, президент Российской академии образования, содержание образования в СССР практически не включало подготовку речевому искусству и другим видам коммуникативной деятельности. Наиболее близко к коммуникации было изучение основ правильного поведения (этикет), что преподавалось в начальной и средней школе как элемент подготовки к жизни в обществе в 1996 году.
В США уже в период 1920-1930 гг. в школах стало вводиться обучение основам публичного выступления, и параллельно с этим — проведению дебатов и групповых дискуссий. Эти области социальной подготовки подрастающего поколения признаются весьма важными в американской системе образования и сегодня. В американских унивеситетах и коллеждах обучение основам публичного выступления — один из самых массовых базовых курсов, на многих специальностях он входит в число обязательных.
См. также
Компетенция
- Ключевая компетенция
- Навык
- Профессиональная компетентность
- Способность к благосостоянию
Общение
- Взаимоотношения и общение
- Генезис общения в онтогенезе
- Деловое общение
- Дефицит общения
- Интимно-личностное общение
- Категоричность
- Коммуникабельность
- Коммуникант
- Общение это…
- … и другое
Психические свойства
- А-тип личности
- Абсорбция
- Авторитарность
- Агрессивность
- Актерские способности
- Активность
- Активный словарный запас
- Алкоголизм
- Аналитические способности
- Артистизм
- … и другое
Психологический словарь
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
RSS
azps@azps.ru
Типы коммуникативных компетенций
1- Грамматическая или лингвистическая компетенция
Это собственно владение языком. Включает в себя интеграцию формы и значения языка, поддерживая их двустороннюю связь. Имеет следующие уровни: фонологический (интонация, ритм и т.д.), лексико-семантический (словарный запас) и грамматический (структура слов, способы их сочетаемости и т.д.). Этот тип компетенции является основой общения, без него мы бы не смогли понять ни друг друга, ни самих себя.
2- Социолингвистическая компетенция
Соответствие языка существующему контекстному фону. Наш язык неотделим от времени, в котором он используется. Для того, чтобы правильно использовать этот тип компетенции, необходимо умение понимать различные выражения в зависимости от ситуации, в которой мы находимся. Например, мы можем определить разницу, когда в паре один называет другого «глупый» в переносном смысле, выражая любовь и нежность, и когда один человек, критикуя другого, говорит это слово в прямом смысле.
3- Дискурсивная компетенция
Включает в себя навыки, связанные с интерпретацией сообщений и передачей множества типов коммуникаций в различных обстоятельствах. Содержание повествования должно быть целостным и связным. Мы применяем этот тип компетенции на практике, когда (в устной или письменной форме) рассказываем друзьям, как провели выходные, придавая сообщению упорядоченную и логическую структуру.
Коммуникативная компетентность педагога
Понятие коммуникативной компетентности педагога определяется, как способность выслушать ученика, понять его точку зрения, грамотно и тактично отстоять свое мнение, не навредить ученику, и построить с помощью коммуникации теплые и доверительные отношения.
Структура коммуникативной компетентности педагога имеет несколько составляющих компонентов:
— мотивационно-ценностный – это готовность учителя профессионально совершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться;
— когнитивный – это информация, познания педагога;
— операциональный – применение знаний практическим образом;
— позиционно-ценностный – отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Эти компоненты тесно связаны между собой и отсутствия одного означало бы неполноту системы. При интенсивном развитии всех элементов повышается коммуникативная компетентность педагога.
Наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации.
Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах.
Развитие коммуникативной компетентности учителя начинается еще во время обучения в вузе, где он приобретает все необходимые теоретические знания, проходит практику, и вместе с этим происходит нечто более важное – человек становится личностью. Еще недавно он был учеником, а теперь становится педагогом и будет иметь влияние на таких же учеников
Поэтому с первых же дней знакомства с учениками, он должен построить доверительные отношения с ними, а это достигается за счет умения грамотного, коммуникационного взаимодействия. Базовые позиции коммуникативного стиля будущего педагога формируется во время общения с одногруппниками, преподавателями, и во время производственной практики – с учениками. Таким образом, формируется педагогический стиль, позиция, она определяется через систему ценностей личности.
Существуют определенные условия, приоритеты, которые обусловливают развитие коммуникативной компетентности учителя. Через приоритет эмпатии формируется эмпатийное поведение, ценностное отношение к людям, эмпатийное слушание, навыки общения на равных и общая эмпатийная направленность личности.
Компонент развития коммуникабельности определяется погружением в общение, формированием коммуникационных техник, установки на открытое эмоциональное общение, ориентация на собеседника. Формирование специфических коммуникационных умений – построение высказываний, определение эмоционального фона разговора, корректировка грамматической стороны речи, наблюдение за интонацией и тоном голоса, умение их подстраивать и следить за мимикой, и другие особенности невербального общения.
С помощью приоритета в развитии эмоциональной стабильности и организаторского потенциала происходит формирование позитивного самовосприятия, уверенности в себе, самоуважения. Также происходит развитие организаторских умений во взаимодействии, в ситуации конфликта, для этого существуют тренинги развития навыков и стратегий поведения в конфликтной проблемной ситуации, умении увидеть причину конфликта, формирование опыта взаимодействия с собеседником.
Приоритет развития рефлексии помогает развить навыки рефлексивного поведения, с помощью самоанализа, установки на самосовершенствование, опыта квазипрофессионального воздействия, развитие потребности воспитать, сделать кого-то лучше, помочь ему усовершенствоваться. Актуализируется умение оценивать свое поведение, понимать свое влияние и соответственно к воспитательным целям осознанно выбрать интонацию, темп речи, тон.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности педагога обозначает обеспечение условий для расширения коммуникативной позиции, это вызывает потребность в общении, направленность на приобретение коммуникативных знаний и практических умений.
Компетенция и компетентность
систему требованийкоммуникативную компетентность
И тут очень уместен лингвистический экскурс. Competentia происходит от латинского глагола competo (сходиться, сочетаться, соответствовать). Словом competentia обозначали сочетание чего-то между собой (например сочетание небесных светил). Другим словом, тоже происходящим от competo, было competens — подходящий, соответствующий, компетентный, законный. Этим эпитетом могли охарактеризовать человека как соответствующего каким-то требованиям. Однако существительным, связанным с competens, будет все та же competentia.
Поэтому, конечно, возможна некоторая двусмысленность. Есть, предположим, некоторая система требований к человеку. Отдельные требования находятся друг с другом в системе. Отсюда их можно называть компетенцией (сочетанием). Если есть человек, который удовлетворяет этой системе требований, то про него можно сказать, что он competens (соответствующий), и это отношение тоже можно назвать компетенцией (уже в смысле соответствия).
Понятно желание многих авторов разграничить первый и второй смысл. Однако стоит признать, что употребление в обоих случаях «компетенции» является совершенно грамотным. К тому же нет большого практического смысла разделять «коммуникативную компетенцию» и «коммуникативную компетентность». При использовании в устной и письменной речи не стоит забывать, что «коммуникативная компетенция» может пониматься как «коммуникативное соответствие» (то есть соответствие коммуникативным требованиям). Поэтому не совсем грамотным будет говорить:
— «Анализ коммуникативных компетенций сотрудника» (соответствие обычно одно, однако можно сказать: «Анализ коммуникативных компетенций сотрудников»),
— «Нуждающаяся в коррекции коммуникативная компетенция» (соответствие можно повышать, можно понижать, но не корректировать).
Особенности коммуникативной компетенции в письменной речи
Проблеме
формирования коммуникативной компетентности уделяли большое внимание такие
методисты, как Е. Е
Сысоева, Р. П. Мильруд, И. Д. Гальскова и многие другие.
Коммуникативная компетенция — это способность осуществлять речевые акты с
помощью изученного языка в соответствии с целями и ситуацией общения в
определенной сфере деятельности.
Подход
к формированию коммуникативной компетенции, отмечает Е.Е. Сысоева,
провозглашенный в современной системе образования на всех уровнях, предполагает
формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для
решения определенных практических задач.
Хомский
Н. пишет, что понятие коммуникативной компетенции включает в себя навыки и
умения адекватно использовать иностранный язык в конкретной ситуации общения.
Коммуникативная компетенция определяется как творческая способность человека
использовать набор языковых средств (в виде высказываний и дискурса), которая
состоит из знания и готовности адекватно их использовать. Приобретение
коммуникативной компетенции индивида становится доминирующей целью обучения.
По
мнению Е. Е. Сысоевой, организация учебного процесса на основе подхода
формирования коммуникативной компетенции предполагает:
—
Применение знаний, умений и навыков работы с письменными текстами, которые
студенты приобрели в ходе изучения других дисциплин и своего личного жизненного
опыта;
—
Приобретение в процессе обучения иностранному языку таких навыков и умений,
которые могут быть использованы в различных сферах деятельности, связанных с обработкой
и производством текстовой информации.
Д.И.
Изаренков считает, что содержание коммуникативной компетенции, которое можно
охарактеризовать как методическое, психологическое и лингвистическое
согласованное единство всех компонентов, включает следующие взаимосвязанные
разделы:
—
Сферы коммуникативной деятельности, темы и их интеллектуальная значимость для
студентов;
—
Ситуации и программы их использования (сценарии коммуникативных событий).
—
Социальные и коммуникативные роли собеседников в ситуациях, программное
поведение каждой роли в соответствии с ходом разворачивания коммуникативных
событий;
—
Речевые акты, прагматические цели;
—
Типы дискурсов/контекстов и правила их построения;
—
Списки минимальных лингвистических значений.
В
литературе последних лет были предприняты попытки разделить эти два понятия:
Компетентность и компетенция. А.Н. Щукин дает следующие определения компетенции
и компетентности: Компетентность — это способность выполнять любую
деятельность, в том числе и языковую; компетенция — это содержательный
компонент этой способности в виде знаний, умений и навыков.
Таким
образом, компетенция — это круг вопросов, в которых человек хорошо
информирован, обладает знаниями и определенным опытом. Компетентность — это
качество человека, основанное на компетенциях.
Теперь
охарактеризуем содержание коммуникативной компетенции, которая формируется при
обучении иностранному языку и является конечной целью преподавания и изучения
языка (по А. Н. Щукину).
Социокультурная
компетенция, по мнению А.Н. Щукина, предполагает знание национально-культурных
особенностей социального и языкового поведения носителей языка: их обычаев,
этикета и т.д. Результатом знакомства с культурой изучаемого языка и овладения
способами межкультурного общения является социокультурная компетенция, которая
формируется у студентов как часть коммуникативной компетенции.
Филатов
В.Н. доказывает, что письменная коммуникативная компетенция, включающая
владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, в
рамках обучения иностранному языку в средней школе сводится к умениям
—
графически правильное письмо;
—
письмо как самостоятельный вид речевой деятельности, т.е. в конце базового
курса студенты должны уметь написать отрывок из текста в наиболее типичных
ситуациях общения; составить и записать план прочитанного или услышанного
текста; написать короткое поздравление, выразить пожелания; заполнить анкету;
написать личное письмо и т.д;
— письма
как средство обучения другим видам языковой деятельности.
Формирование коммуникативной компетенции — это непрерывный процесс решения невербальных, социальных и учебных задач, который приводит к расширению границ общения, готовности к взаимодействию с партнером по языковому общению, развитию языковой интуиции и рефлексивной деятельности.
Этика общения в формировании коммуникативной компетенции
Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. В начальной школе учащиеся заметно отличаются друг от друга по манерам. Конечно, это связано с воспитанием детей родителями. Надеясь, что плохое поведение изменит учеба в школе, родственники продолжают делать ошибки. Они не учат основному: этике общения. В школе с невоспитанными детьми учителям тяжело справляться, такие ученики заметно отстают в развитии от других школьников. Следовательно, такие выпускники с трудом будут адаптироваться к взрослой жизни, ведь они совершенно не умеют правильно вести себя в обществе и строить личные и профессиональные связи.
От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения. Еще с раннего детства следует задуматься о правильном воспитании своих чад, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным и имел активную жизненную позицию. Поэтому все компоненты коммуникативной компетенции должны учитываться родителями, родственниками, воспитателями и педагогами при обучении школьников и времяпрепровождении с ним.
Сущность коммуникативной компетентности подростков
Основной единицей коммуникации является
речевой акт. Чтобы понять природу общения, необходимо рассмотреть природу речи.
Эта проблема разрабатывалась в исследованиях отечественных педагогов и
психологов Л.С. Выготского, Л.Р. Лурия, А.А. Монтиева, Л.А. Чистович и др.
Наиболее активную работу в области языковой деятельности проводит А.А.
Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь и определяет различие между
структурами внешней и внутренней речи. Структура внутренней речи
характеризуется эллиптичностью, предикативностью, техника речи характеризуется
связностью, может быть эмоционально насыщенной. Основными признаками внешней
речи, проявляющимися в речи, являются интонация, уместность в ситуации общения
и эмоциональная окраска.
На основе концепции общения, разработанной
Г. М. Андреевой, вырабатывается ряд коммуникативных умений, овладение которыми
способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному
общению. Исследователь выделяет следующие типы навыков: 1) Межличностное
общение; 2) Межличностное взаимодействие; 3) Межличностное восприятие.
Первый тип навыков включает в себя
использование и невербальных средств общения, передачу рациональной и
эмоциональной информации и т.д. Второй тип навыков представляет собой
способность устанавливать обратную связь, интерпретировать смысл в контексте
изменений окружающей среды. Третий тип характеризуется умением воспринимать
позицию собеседника, слушать его, а также импровизационными навыками, которые
включают в себя способность начинать и организовывать общение без
предварительной подготовки.
Основными этапами в процессе коммуникативных
действий являются:
1) Установление контакта с приемником;
2) Определение смыслового содержания (выбор
необходимой лексики, ориентация на собеседника и т.д.).
3) Установление контакта;
4) Оставление контакта.
Коммуникативные навыки включают:
1) Готовность вступать в контакт с другими
людьми;
2) Способность к организации общения,
включая умение слушать собеседника, способность к эмоциональному сопереживанию,
умение разрешать конфликтные ситуации.
3) Знание норм и правил, которые необходимо
соблюдать при общении с другими людьми.
Коммуникативная компетентность, согласно
психологическим и образовательным исследованиям, включает следующие компоненты:
1) эмоциональный (включает эмоциональную
отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию
и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2) когнитивный (относится к восприятию
другого человека, включает в себя способность предвидеть поведение другого
человека для эффективного решения различных проблем, возникающих между людьми);
3) поведенческий (отражает способность
ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность
в общении, организационные навыки и т.д.).
В процессе общения необходимо, чтобы
студенты заранее договаривались и планировали свою деятельность. Формируется
субъективное отношение к другим детям, т.е. способность видеть в них равных,
учитывать их интересы, готовность помочь. В общении со сверстниками ребенок
учится контролировать действия партнера, управляет ими, демонстрирует
собственные модели поведения, сравнивает других детей с собой.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает учащихся проявлять инициативу, влияет на расширение диапазона эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, уверенности в себе, оптимизма. Внеситуативно-личностные формы способность видеть партнера по общению как самоценную личность, понимать мысли партнера, его переживания, позволяет подростку уточнить представление о себе. Таким образом, мы считаем, что общение ребенка — это не только умение устанавливать контакт и вести беседу с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, а также использовать мимику и жесты для более выразительного выражения своих мыслей. Осознание особенностей себя и других влияет на конструктивный ход общения.
Заключение
Таким образом, в современных условиях диалог приобретает новое значение и качество, выступая базовым принципом коммуникативного содержания образования. Поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, предполагает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимания, но и возникновение противоречий, полемических споров. Поэтому способность выпускников школы вести плодотворный, эффективный диалог в самых различных областях социокультурной сферы, познавать мир не с монологических (с претензией на абсолютную истину) позиций, а диалогически, становится наиболее важным и коммуникативным свойством. Для того чтобы современный человек обладал данными навыками необходимо, чтобы его этому научили. Это требует соответствующей организации образовательного процесса современных школ, лицеев, гимназий и ВУЗов. Образование и воспитание духовно развитой, ответственной личности возможно только в диалоге. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить.
Несмотря на то, что в российской интеллектуальной и педагогической традиции еще только складывается представление о коммуникативном подходе как области социального знания, для становления этой области уже сложились необходимые социальные предпосылки. Растет активный интерес к изучению этой области с не только со стороны ученых и педагогов, но и специалистов многих других областей. Это свидетельствует о том, что коммуникативное знание будет рефлексироваться и оформляться в российской интеллектуально-образовательной традиции (так же, как и в западной традиции), во-первых, как полидисциплинарное интегрирующее знание; во-вторых, как теоретическое и одновременно прикладное, практическое знание.
Введение государственного образовательного стандарта по лингвистике и межкультурной коммуникации можно рассматривать как важное начало, как разворот существующей практики образования и обучения к интеграции коммуникативного компонента. Однако дальнейшие социально-экономические преобразования в российском обществе неизбежно будут «подталкивать» российскую систему образования к введению коммуникативного компонента в значительно более широких масштабах
Уже сегодня, на основании анализа разворачивающихся социальных тенденций, можно прогнозировать, что определенный ряд коммуникативных дисциплин получит в ближайшее время в России особый толчок к развитию. К таким дисциплинам, на наш взгляд, относятся:
— организационная коммуникация и деловая (бизнес) коммуникация;
— межличностная коммуникация (особенно в профессиональной среде);
— новые информационно-коммуникативные технологии;
— философские и мета-теоретические вопросы коммуникативной теории (например, концептуализация того, в чем специфика коммуникативного подхода и коммуникативной парадигмы, в отличие от всех других видов современного социального знания);
— разработка методологии коммуникативных исследований;
-учитывая также, что в России сегодня наиболее остро стоят экологические проблемы — очищения и охраны (можно добавить, и эстетического культивирования) окружающей среды, а также вопросы физического здоровья населения, можно пред-положить, что будут приобретать спрос и вес такие области практики (а вслед за тем и теории), как экологическая коммуникация и коммуникация здоровья и здраво-охранения.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Виды компьютерных технологий и цели их применения в обучении
- Педагогический авторитет тренера-преподавателя
- Классификация программ дополнительного образования
- Технология развития критического мышления
- Логопедическая работа с детьми раннего возраста
- Образовательная система ВУЗа
- Математическое развитие детей на ориентировку во времени
- Вожатская практика: цели и задачи
- Организация социальной работы с одарёнными детьми
- Содержание и формы методической работы в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Эта тема закрыта для публикации ответов.