Компетенция

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Оглавление

Зачем работодателям понимание компетентности

Современные работодатели, как правило, рассматривают компетентность в качестве важного средства для:

  • Измерения потенциальной будущей эффективности кандидата
  • Анализа способностей, потенциала и производительности сотрудника

Понятие “компетентность” используется в процессе найма, в оценке работы, планировании успеха и многом другом. Оно являются ключом к тому, чтобы помочь компании набрать нужных людей и эффективно оценить их способность занимать ту или иную должность.

Традиционно компании концентрировались только на знаниях и навыках, полагая, что поведение можно изучить или изменить с помощью эффективного управления. Тем не менее, в последние годы гораздо больше внимания уделяется мягким навыкам — то есть навыкам общения и взаимодействия с коллегами. Многие организации определяют набор общих компетентностей, которые им требуются во всех или отдельных группах их сотрудников. Это личные качества и поведение, необходимые на рабочем месте.

Отбор специалистов и менеджеров является одним из наиболее значительных и дорогостоящих инвестиций, которые может сделать организация. Риски могут быть высокими, а стоимость плохого найма может оказать огромное влияние на время, деньги и культуру компании. Компетентный подход к подбору и отбору специалистов и менеджеров может помочь вашей организации сделать ее эффективной и успешной инвестицией времени, денег и опыта.

Такой подход поможет обеспечить следующее:

  • Организация четко определяет компетенции и навыки, необходимые для работы.
  • Процессы отбора способствуют хорошему соответствию между людьми и их должностью.
  • Менеджеры и сотрудники имеют необходимые навыки и компетентны в выполнении своих обязанностей.
  • Индивидуальная компетентность соответствует требованиям должности, соответствию личности непосредственному составу команды, общему культурному соответствию и конкретной задаче.

Коммуникативные компетенции: определение и предназначение

Коммуникативные компетенции можно определить как совокупность навыков, которые позволяют человеку выбирать уместные модели речевого поведения в зависимости от ситуации общения. По словам Д. Хаймса, ученого, который ввел в употребление этот концепт, суть коммуникативных компетенций состоит в том, чтобы знать «когда следует говорить, и когда – молчать, о чем следует говорить, с кем, когда, где, в какой форме».

Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми, и не можем отказаться от речевого общения. Следовательно, освоение этих навыков имеет основополагающее значение для нашего личностного и социального развития. Мы используем их в момент говорения, слушания, чтения и письма.

В последнее время нам стало трудно оторваться от экранов компьютеров и мобильных устройств. Способы коммуникации меняются в бешеном ритме, и мы должны к нему адаптироваться. Тем не менее, в независимости от канала передачи информации, мы должны уметь использовать наши коммуникативные компетенции в любой среде.

Все мы знаем, что недопонимание может привести к негативным последствиям

Мы также знаем или можем представить себе неприятное ощущение, вызванное тем, что никто не обращает внимание на нас, когда мы что-то говорим. Это неизбежно, что иногда наше сообщение не представляет интереса для слушателей, или возникают ошибки в процессе коммуникации

Однако, в этой статье мы поделимся с вами некоторыми рекомендациями, которые помогут вам свести эти ситуации к минимуму. Узнайте, как улучшить свои коммуникативные способности!

Похожие термины:

  • Предусмотренная опер.-розыск. зак-вом и определяющая место субъекта в системе функц-ния ОРД взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность обязанностей конкретного ОРО, его должн. лиц и др. субъе

  • совокупность властных полномочий, осуществляемых самостоятельно и под свою ответственность по выполнению задач и функций органа местного или должностного лица местного самоуправления, создава

  • массив специальных знаний из области теории экспертизы (рода, вида, подвида) и методик, обеспечивающий решение всех возможных вопросов, относящихся к данной экспертизе. К.э. — предел (лимит), к котор

  • круг обстоятельств дела, устанавливаемых посредством ее проведения, и соответственно круг вопросов, которые могут ставиться перед экспертами соответствующей специальности. К.э. детерминируется

  • Теоретически к компетенции судебно-психологической экспертизы могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания (особенности психической деятельности, личностные особенности, пси

  • предметы ведения и круг конституционных полномочий, определяющих деятельность Правительства по руководству работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и к

  • сфера деятельности и совокупность закрепленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом полномочий Конституционного Суда РФ как федерального органа конституционного контроля. Ко

  • круг полномочий, определяющих главные направления и сферы деятельности Правительства. Соответственно своему статусу Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуще

  • ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    круг полномочий, определяющих деятельность Правительства РФ в отдельных сферах общественной жизни: в сфере экономики, бюджетно-финансовой и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, к

  • сфера деятельности и совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей Президента РФ, объем и характер которых обусловлены его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. В

  • совокупность полномочий, прав и обязанностей государства, не входящих в предмет международно-правового регулирования. Понятие В. к. г. входит одним из компонентов в невмешательства принцип и отра

  • Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунально

  • определяемые Конституцией РФ предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной влас

  • совокупность его прав и обязанностей. Компетенция различных государственных органов существенно отличается: одни руководят промышленностью, другие — обороной и безопасностью страны и т.д. Компет

  • совокупность полномочий, находящихся в ведении только определенных государства, субъекта федерации, территории, органа государства или местного самоуправления.

  • часть общей компетенции органов местного самоуправления, которая осуществляется только (исключительно) представительным органом местного самоуправления и закреплена за ним федеральным законом

  • предметы их ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправ

  • в федеративных государствах (например, в США) доктрина, уточняющая принцип вертикального разделения властей и подразумеваемые полномочия федерального центра.

  • сложное организационно-юридическое понятие, включающее в себя четыре обязательных элемента: цели и задачи – область должного, предмет деятельности органа (управление отраслью, сферой, осуществл

  • совокупность властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы. Например, компетенция ФТС реализуется в двух направлениях: внутреннем и внешнем. Первое направле

Личные компетенции руководителя

  1. Инновационность, новаторство;
  2. Разработка решений;
  3. Умение работать с информацией;
  4. Достижение целей;
  5. Саморегулирование и выдержка;
  6. Инициатива и решительность;
  7. Общительность и уверенность;
  8. Отношение к другим;
  9. Ориентация на развитие;
  10. Конструктивность к себе.

Личностные компетенции руководителя связаны с потенциалом, заложенным природой. Качества и компетенции руководителя в данном случае имеют очень крепкие связи. К примеру, не все руководители достаточно инициативны и решительны, что негативно сказывается на управлении компанией, отсутствие уверенности становится причиной неустойчивого поведения компании в среде конкурентов и пр. Однако при желании все перечисленные компетенции можно развить. Развитие личных компетенций позволяет стать современным руководителем, способным обеспечить эффективность функционирования компании.

Разработка компетенций

Модель важна, чтобы продвигать компанию к достижению стратегических целей. Эффективный персонал – залог успеха любой компании. Сегодня лидеры организаций это понимают и готовы платить хорошим специалистам достойную зарплату. Какие эффективные компетенции нужны определенной должности, установлено в инструкциях.

Этапы разработки модели

Создание модели возможно с разработкой ключевых показателей эффективности. Сотрудники должны быть проинформированы о проводимой руководством работе и должны быть согласны на такую деятельность. Только тогда они предоставят все свои знания и навыки и будут следовать инструкциям.

Для оценки существует процедура разработки модели:

  • планирование проекта характеристик должности: выбор области применения, наблюдение за работниками должности, хронометраж их рабочего времени; проведение опросов и интервью. Необходимо опрашивать лучших сотрудников;
  • выделяются индикаторы самых лучших работников, описываются их личностные качества, необходимые характеристики;
  • проработка компетенций. Определяется количество уровней (3-5 штук) и компетенций (от 20 штук);
  • составление профиля компетенций по конкретной должности;
  • попарное сравнение характеристик друг с другом и вычеркивание слабых параметров. Это идеальная модель должностной инструкции, которая должна называться в соответствии с должностью.

Главный профиль должен меняться, поскольку постоянно совершенствуются технологии, способы, продукты, изменяется менталитет людей.

Какие компетенции важны для руководителя? Как их развить?

Всеми перечисленными выше компетенциями, несомненно, должен обладать современный руководитель. От каждой из них зависит успешность руководства, достижение результата, выражающегося в том, что компания и бизнес в целом постоянно развивается, выходит на новые высоты, не останавливаясь на достигнутом.

Любую из компетенций директора компании можно развить. Тренинги для руководителей дают возможность достичь уровня, который позволяет говорить об эффективном руководстве. Обучение участников тренингов проводится специалистами, имеющими большой опыт передачи знаний, позволяющих самосовершенствоваться. Занятия строятся не только на теории. Практикумы, включаемые в тренинги, улучшают результаты обучения, позволяют успешно применять полученные знания в дальнейшей работе.

Получение объективной информации

Для должностей, предусматривающих значительное управление людьми, получение объективной информации – это очень важная компетенция для обеспечения объективности. Это умение использовать вопросы, исследования и методы опроса для получения объективной информации и истолкования ее должным образом. Сюда входят такие навыки: эффективное использование направленных, ненаправленных, проективных и зеркальных вопросов, использование метода воронки в исследовании, использование методов исследования для извлечения дополнительной информации, распознавание скрытых и подразумеваемых значений, подтверждение понимания и достижение договорённости.

Компетентно-ориентированное образование

ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮНИСЕФ, ПРООН, и другие организации занимаются проблемой компетентно-ориентированного образования.

Многие европейские страны изменяют программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. Со временем появляется необходимость в определении ограниченного списка компетенций, являющихся ключевыми. Такой примерный список локализован понятиями:

  • изучение;
  • процесс продумывания;
  • поиск;
  • сотрудничество;
  • адаптация;
  • принятие за дело.

Единых определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обуславливается рассматриванием компетенции в качестве заказа общества на подготовку граждан.

Специфика компетентности

Специфика регламентированных профессий характеризуют установлением четкие правил, процедур и обязанности, принципа систематизации, распределение труда и власть, когда люди работают, выполняя приказов “сверху”, и докладывается о выполнении работы тоже “наверх”. Лишением свободы действия в подобной организацией исключает, в том числе, и назначения на должность, и повышения по службе человека, не обладающим нужным опытом и квалификация в этой области. Профессиональный и жизненного опыта, как компоненты компетентность специалиста, являются одними из важных критериев профессионального продвижения в профессии, которые связаны с социальными и финансовыми рисками. Во время принятия решении руководитель преимущественно опираются на опыт успешных решений задачу, умение извлекать полезным от обратной связи, которая, в свою очередь, побуждается к профессиональному развитию, корректировка и образованию новые знания и опыта.
Исследования банковских служащих, особенно руководящих его состава и бухгалтерии, деятельности которых строго регламентирована, где преобладается преимущественно специалисты среднего возраста, показывает, что при подготовке профессиональные решений специалисты выбирают сущностные стратегия поведения с использованием тактики компромисс, в то время как для молодые специалисты в решении профессиональных задач характерный некий экстремизм в рамках технологическая компетенции, то есть, как удачно подметил П. Хейне, “слепое следование учебникам для студентов второго курса” .
Результаты исследования позволили показывают ориентацию индивидуальной стратегия профессионального поведения на различных компонентов компетентности. Так, руководителя, который получает максимальные оценки по критерия профессионализма и минимального по эмоциональному выбору, в ситуациях принятием решения выбирал когнитивной стратегии поведения с опорой на технологическая компетентность, нормативности с четким осознанием профессиональную ответственности и опорой на себя. Опыт и знания, которые получены в длительных боевых походах, в управления боевыми экипажами атомных подводных лодок в экстремальных условий и удовлетворенность признания его профессиональные успехи (со слов респондента), послужили примером для продолжением военной династии (сыновья выбрали карьеру офицеров ВМФ). Руководителю, который получил наименьшую профессиональную оценку и наивысшей эмоциональной привлекательность в группой по социометрическому индексу, характеризуется как высоко сенситивный и эмоционально отзывчивого человека, а его личностные характеристики свидетельствует, что любая проблемная ситуация вызывают у него состояние фрустрации.

Общее понятие и суть

Термины «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» вошли в обиход деловых людей относительно недавно. Их появление спровоцировала необходимость повышения уровня квалификации кадров.

В узком смысле это совокупность личностных и профессиональных качеств, которые необходимы работнику, желающему продвигаться по карьерной лестнице. Эта категория считается динамичной, то есть квалификационный уровень можно постоянно повышать.

Сотрудники компаний тем выше ценятся, чем больше компетенций они имеют. Соответственно, у них больше шансов занять высокую руководящую должность, получать достойную заработную плату.

Основным рабочим понятием является выявление ключевых параметров, которые выражаются в числовых значениях и выступают измеряемыми величинами. Эти показатели рассматриваются как с качественной, так и с количественной стороны. Простыми словами, компетенцией принято считать круг вопросов, в которых сотрудник отлично разбирается.

Чтобы стать компетентным работником, нужно иметь соответствующую личностную характеристику. Специалисты выделяют порядка 50 параметров, основными из которых являются:

  • склонность к саморазвитию;
  • самоорганизованность;
  • уверенность в себе;
  • способность проявлять инициативу и выдвигать новаторские предложения;
  • умение нести ответственность за принятые решения;
  • лидерские качества;
  • увлеченность интересами компании.

Для каждой должности разрабатывается список не только общих характеристик, но и частные параметры.

Многие ошибочно употребляют термин «компетентность», заменяя им понятие компетенции. Смысл этих слов различается. В первом случае имеются в виду приобретенный опыт и знания, позволяющие конкретному лицу справляться с поставленными задачами и осуществлять ту или иную деятельность. Другими словами, специалист должен решать вопросы, опираясь на ранее полученные навыки.

Комплексность понятия «компетенция» подразумевает не только освоение теории, но и способность применять знания на практике, адаптируясь к конкретной ситуации.

Похожие термины:

  • одна из форм экономии от разнообразия, возникающая в результате способности фирмы качественно осуществлять определенные виды деятельности. Обычно этот термин используется в тех случаях, когда ф

  • основные области специализации; строго определенные области деятельности, в которых компания превосходит остальных.

  • согласно Конституции РФ (ст.72), трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В п.2 ст.76 Конституции указывается, что по предметам совместного ведения РФ и су

  • Полномочие — это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач. Полномочия определяют, что

  • совокупность полномочий, прав и обязанностей государства, не являющихся предметом международно-правового регулирования.

  • Основная область компетенции. Строго определенные области или задачи, в которых компания или предприятие превосходит остальных. Основные области специализации.

  • Как правило, это стандартизированные требования к знаниям, навыкам иумениям, которые описывают, что необходимо человеку для того, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу на своем рабочем ме

  • (Core competence) — это комплекс способностей и технологий, позволяющие предприятию обеспечить ценность для потребителей и являющиеся основой для развития и расширения деятельности.

  • концентрация усилий фирмы в основной сфере своей компетенции (специализации:в противоположность бесконечной диверсификации.

  • перечень квалификационных характеристик (общее образование, специальное образование, специальные навыки — знание иностранного языка, владение компьютером, управление грузовым автомобилем и т.

  • совокупность действий, направленная на приобретение необходимой компетенции в соответствии с потребностями организации, которые определяются путем сравнения потребностей предприятия с наличн

  • в перестраховании это вид соглашение, по которому держатель суммы страхового покрытия уполномочен в том, как принимать риски от имени андеррайтеров, подписавших это соглашение, так и выписывать д

  • Умения, навыки и особенности поведения, необходимые сотрудникам определенного уровня для исполнения требований, предъявляемых к их деятельности в организации.

  • В страховании профессиональной ответственности: положение в некоторых полисах по страхованию ответственности руководителей и руководящих служащих или в приложениях к страховому полису о том, ч

  • термин УКП впервые введен в оборот нами, надеемся, что он приживется) Количество знаний, умений и навыков работника сферы сбыта, необходимое для обеспечения нормального объема продаж товаров или у

  • круг задач, за решение которых отвечает руководитель. Существует «сфера коллегиальной компетенции» — решения, затрагивающие организацию в целом и принимаемые на основе принципа коллегиальности.

  • факторы, которые обеспечивают компании базовые, пороговые конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Они определяют уникальные достоинства конечного продукта компании и обеспечиваю

  • Вне компетенции, С превышением правоспособности. Одно из часто употребляемых в юридических и финансовых текстах латинских словосочетаний. Концепция, которая описывает действия компании, осущест

  • (business judgment rule) — в законодательстве о корпорацияхСША положение, не рекомендующее судам удовлетворять иски против советов директоров корпораций в связи с принятыми последними решениями и призна

  • обеспечение организации компетенциями, которые необходимы для реализации поставленных задач. С этой целью проводится: анализ наличия и содержания описаний должностей по всем функциям; определен

Как выявить наличие компетенций у сотрудника?

Для определения уровня компетенции нужна совокупность положительных и отрицательных
поведенческих индикаторов, подтверждающих ее наличие или отсутствие.

Поведенческие индикаторы – это конкретные, наблюдаемые проявления стандартов поведения, относящихся к какой-либо компетенции.

Эти проявления могут свидетельствовать:

о хорошем развитии определенной компетенции

О недостаточном развитии или об отсутствии определенной компетенции

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР

Компетенция 1: Коммуникативность

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
 
Ясно,
четко и открыто выражает свои
мысли
Не обращает внимания на реакцию, которую
вызывает его поведение у других людей

Компетенция 2: Управление ресурсами

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
Своевременно и качественно справляется с
несколькими заданиями одновременно
 
Не планирует
заранее, действует
«здесь и сейчас»

Компетенция 3: Стратегическое мышление

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
При рассмотрении проблем и возможностей, учитывает возможные последствия Жертвует долгосрочными перспективами для
достижения сиюминутных результатов

Компетенция 4: Аналитическое мышление

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
Структурировано подходит к анализу ситуации Делает оценки, основанные на субъективных или неаргументированных предположениях

Компетенция 5: Принятие ответственности

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
 
Берет всю ответственность за принятие решений на себя
  Откладывает принятие решений

Компетенция 6: Достижение результата

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
Эффективно преодолевает препятствия к достижению поставленных целей Не может решать сложные проблемы

Компетенция 7: Стремление
к обучению

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
Осознает, что всегда есть, чему научиться, независимо от уровня Упускает возможности научиться чему-то новому

Компетенция 8: Лидерство

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
Вдохновляет других на достижение все более
высоких результатов
Осуществляет тотальный контроль над информацией
и не может работать в обстановке
открытости

Компетенция 9: Работа в команде

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
Интересы команды ставит превыше собственных  
Предпочитает работать один

Компетенция 10: Управление изменениями

Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
Гибко адаптируется к новым ситуациям и требованиям Использует неизменный однообразный подход
Положительные
индикаторы
Отрицательные
индикаторы
 
Четко и прилежно выполняет поставленные задачи
Выполняет задачу, внося свои корректировки, не
согласованные с руководителем

Оценка компетенции

В обязанности рекрутера входит набор, адаптация, обучение и консультации сотрудников. А теперь поговорим, какие методы используются для оценки кадров, приходящих (работающих) в ту или иную компанию.

  1. Аттестация. Описание процесса по прохождению аттестации возлагают на плечи руководителя, так как именно он решает, какие сотрудники нужны его предприятию для развития и масштабирования. Составляется специальный документ, в котором прописываются детали: какими теоретическими знаниями должен обладать кандидат на ту или иную должность. Какими практическими навыками необходимо владеть, чтобы работать на предприятии и прочее. В оценку компетенции, таким способом, входят также рекомендации и подтверждение профессиональных достижений с прошлых мест работы, результаты деятельности внутри компании. Аттестацию не проходят сотрудники, работающие на предприятии до года, беременные женщины и ТОП-менеджеры.
  2. Центр оценки (ассистент-центр). Это подразделение, добывающее информацию о личных и карьерных достижениях каждого сотрудника. Таким методом составляется сравнительный отчет, насколько персонал соответствует целям и политике компании. Оценка проводится в три этапа:Подготовительный. Этап, на котором определяются цели оценки и ее модель для каждого конкретного сотрудника.Разработка и тестирование процедуры, включающая использование методик на практике.Разработка кейсов, игр и упражнений ассистент-центра. Составление отчета и обратная связь для аттестуемых.
  3. Тестирование. Для этого типа оценки используются психологические и профессиональные тесты.
  4. Интервьюирование. Методом интервью называется сессия вопрос-ответ. Проводится в свободной форме для выявления реакции соискателя на те или иные вопросы. Но есть и структурированные модели интервью. Наиболее эффективным считается воспроизведение поведения в стрессовой рабочей ситуации из предыдущего опыта потенциального сотрудника.
  5. Экспертная оценка персонала. Для оценки привлекаются эксперты, владеющие знаниями в области и имеющие глубокое понимание управленческих компетенций. Есть внутренняя оценка сотрудника, которая складывается из мнений непосредственного руководства и коллег тестируемого. Есть внешняя оценка, к которой привлекаются эксперты со стороны.
  6. Деловые игры. Это симуляция часто сложной рабочей ситуации, в которой сотрудник проявляет потенциал, стрессоустойчивость и навыки решения проблем.

В каждом способе оценки важны: простота, надежность схемы, взаимопонимание и доверие между всеми участниками процесса.

Для получения максимальных результатов от своих действий, не останавливайтесь на достигнутом. Стремитесь быть лучше. Но делайте это сбалансировано, чтобы работа не стала обременительным фактором, а приносила удовольствие.

https://youtube.com/watch?v=0HNkIv3uaWQ

Опубликовано:

Добавить комментарий

Вам понравится

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.