Предмет и объект конфликтологии

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Оглавление

14.Роль переговорного процесса в завершении конфликта.

Переговоры — это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки.

Способ принуждения также часто используется в отношениях между руководителем и подчиненным. К сожалению, многие руководители не осознают границ своих полномочий либо их мотивы на самом деле не совпадают с продуктивными ценностями тех или иных компаний. Необоснованно ущемляя интересы работника, руководитель не получит ничего, кроме постоянной текучки кадров, плохо выполненной работы или саботажа.

Далее, следующей сферой, где применяется принуждение, являются отношения между родителем и ребенком. И здесь, как и в предыдущих примерах, постоянным навязыванием своей воли авторитарный родитель не добьется никаких позитивных результатов. Он либо воспитает личность со множеством психологических комплексов, чем распишется в собственной несостоятельности как родитель и взрослый человек вообще. Либо – в ближайшем времени или более отдаленном – он столкнется с тем, что чадо начнет проявлять бунт.

Конфликтология – это отрасль знания, теоретического осмысления и применения на практике полученной информации. Поэтому применять методы разрешения разногласий, разработанные конфликтологами, можно в любой конкретной сфере – начиная от международных отношений, заканчивая семейными.

Основы конфликтологии

Социальные науки призваны отражать состояние общества. Пусть не всегда это происходит адекватно, но они отображают потребности социума. Современное общество наиболее склонно к различного рода конфронтациям, но наряду с этим оно стремится и к сотрудничеству, согласию. Нынешний социум испытывает потребность в цивилизованных методах разрешения возникающих противостояний и напряженностей. Все это вызвало необходимость появления новой отрасли знаний – конфликтологии.

Формирование и развитие конфликтологии припало на середину шестидесятых годов прошлого столетия. Предметом ее стало толкование процессов жизнедеятельности, функционирования и образования общественных систем при помощи категории конфликта, означающей столкновение, противостояние субъектов, преследующих несхожие, зачастую даже противоположные задачи, стремления, интересы и цели.

Современная конфликтология является теоретико-прикладной наукой, то есть ее содержание состоит из таких уровней знания, как теоретическое толкование конфликта в качестве социального явления, изучение его функций и места системе социальных взаимодействий, анализ его сути, динамики, обусловленности общественными отношениями, изучение конкретных типов конфликтов, зарождающихся в различных сторонах социальной жизни (семейные отношения, коллектив), технология их разрешения.

Ключевой специфической особенностью данной дисциплины является ее комплексность. Ведь конфликты – это неотъемлемая составляющая человеческого взаимодействия.

Противоречия существуют во всех областях социального бытия, а также абсолютно на всех организационных уровнях общества. Вследствие чего конфликтами интересуются последователи различных социальных отраслей науки. Политологи, социологи, экономисты, психологи, правоведы, менеджеры, управленцы, а также ученые, изучающие точные науки, исследуют различные стороны социальных конфликтов, их развитие и пути предотвращения. Целью, объединяющей все смежные области знаний, является обнаружение и объяснение механизмов, которые управляют социальными процессами, имеющими связь с противоречиями и их динамикой, доказательство возможности предвидения поведенческих актов субъектов в ситуациях конфронтации.

Современная конфликтология богата многообразием методов, которые условно подразделяются на:

— методы анализа и оценки личности (тестирование, наблюдение, опрос);

— методы изучения и оценивания социально-психологических феноменов в общностях (социометрический метод, наблюдение, опрос);

— методы диагностики и разбора противоречия (анализ итогов деятельности, наблюдение, опрос);

— методы управления конфронтациями (метод картографии, структурные методы).

Кроме того, методы конфликтологии делятся на субъективного характера методы и объективные. Субъективные методы предполагают понимание конфликта как вполне естественного социального феномена. Объективные – рассматривают конфликт с учетом его оценивания испытывающим индивидом и противоположными агентами. Оба метода лишь в единстве способны предоставить точное знание о реальности конфликта. Их совместное применение позволяет осознать субъективный аспект и объективную сторону противостояния, а также связанного с ним поведенческого реагирования.

Типология, классификация конфликтов.

Классификация конфликтов:

Сфера проявления (экономический конфликт, политический, идеологический, социально-бытовые, семейно-бытовые, этно-национальные конфликты)

П степени длительности и напряженности (бурные и быстротекущие, острые и длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие)

П субъектам конфликтного взаимодействия (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые конфликты)

Социальные последствия, зависящие от обстоятельств (конструктивные конфликты, деструктивные конфликты)

По предмету конфликта (реалистичные предметные, нереалистичные беспредметные)

Типология Рольфа Дарендорфа:

По источникам возникновения (конфликты интересов, конфликты ценностей, конфликты идентификаций)

По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные и разрушительные конфликты)

По масштабности (локальных, региональные, межгосударственные, глобальные и микро- макро- мега- конфликты)

По формам борьбы (мирные и немирные)

4 стр., 1585 слов

Типология конфликтных личностей 2

… приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Это те люди, для которых «если … подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его «устами глаголет истина». … безвольного человека. Представители всех остальных типов идут на конфликт сами. Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с …

По направленности (вертикальные, горизонтальные)

П отношению субъектов к конфликту (подлинные, случайные, смешанные, ложные, неверноприписанный, латентный)

По использованной сторонами тактике (конфликт-сражение, конфликт-игра, конфликт-дебаты)

Типология Дойча:

По критериям:

По сферам жизни общества и деятельности людей (экономические, политические, идеологические, финансовые, торговые и др)

По причинам (объективные, субъективные, реалистичные и нереалистичные)

П субъектности (международные, межгосударственные, межконфессиональные, межэтнические)

Типология Курбатова:

Личностный конфликт

Межличностный

Межгрупповой

Конфликт принадлежности

Конфликт с внешней средой

6) Внутриличностный конфликт :понятие ,типы, причины, механизм псих. защиты.

В психодинамической теории (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни) основу внутриличностного конфликта составляет категория противоречия, внутренней борьбы, которые возникают на бессознательном уровне. Внутриличностный или психический конфликт является первичным и вызван противоречием между бессознательным и сознанием личности.

В рамках бихевиоризма (Д. Скиннер) внутренний конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания. В работах необихевиоризма (Н. Миллер , Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, своеобразная реакция на препятствие.

22.Характеристика процесса медиации.

Процесс медиации выглядит следующим образом:

  1. Одна из сторон направляет другой стороне письменное предложение о применении процедуры медиации для разрешения их конфликта. Если в течение тридцати дней со дня его направления другая сторона не дала согласие на медиацию, то предложение считается отклоненным.
  2. Если же сторона дала согласие, то оппоненты заключают соглашение о применении процедуры медиации. Оно заключается в письменной форме и оговаривает то, что стороны договорились попытаться разрешить конфликт при помощи медиатора.
  3. Стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации, в котором оговаривают:
  •  предмет спора; 
  •  личность медиатора;
  •  организацию, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
  •  порядок проведения процедуры медиации;
  •  условия участия сторон в расходах на медиацию;
  •  сроки проведения процедуры медиации.

Медиатор изучает точки зрения сторон, рассматривает предоставленные доказательства, беседует с оппонентами, выслушивает их пожелания и учитывает все их интересы. Затем, он пытается найти компромисс и предлагает сторонам способы разрешения конфликта.

Оппоненты заключают медиативное соглашение, в котором указываются сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, проведенной процедуре медиации, согласованных в ее ходе обязательствах, условиях и сроках их выполнения. По желанию сторон данный документ может быть утвержден судом в качестве мирового соглашения.

26.Конфликтогены и их виды. Конфликтогены — это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах: ў поведенческие конфликтогены — проявление превосходства, эгоизма и агрессии; ў ролевые конфликтогены — пересечение трансакций (в типологии Э. Берна); ў личностные конфликтогены — общение с трудными людьми. В таблице дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми. Классификация конфликтогенов

4 стр., 1602 слов

Основные процессы памяти и закономерности их протекания

… требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения. Основные процессы памяти и закономерности их протекания Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание- …

Характер конфликтогена Форма проявления Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

Специфические методы и методологические принципы конфликтологии

Наряду с традиционными приемами и способами исследования, применяемыми в процессе проведения исследований социальных конфликтов, в специальной литературе выделяются также специфические инструменты, в том числе:

  • Методологический принцип единства и борьбы противоположностей, объясняющий естественный и объективный характер социальных конфликтов, а также прохождение их жизненного цикла при нормальных условиях от становления через развертывания к их логическому разрешению;
  • Принцип неотъемлемости конфликта в социальной жизни. В процессе выработки приемов и способов изучения конфликтов в рамках методологии соответствующей науки прочно укрепилась идея о том, что конфликты представляют собой нормальное явление. Это привело к тому, что в процессе проведения соответствующих исследований конфликт не оценивается в качестве экстраординарной формы социального взаимодействия;
  • Принцип историзма, указывающий на необходимость учета конкретно-исторических условий в процессе изучения конфликтов;
  • Метод аналогии, выражающийся в допустимости наложения ранее полученных результатов исследования на анализ будущих конфликтов.

Организационный конфликт: значение и особенности

В большинстве случаев, конфликт воспринимается как зло в организациях

Он создает напряжение в отношениях среди сотрудников, внимание работников переключается на выяснение отношений с выполнения своих профессиональных задач. Все это тяжело сказывается на их нервно-психическом состоянии

Но, следует отметить, что конфликт может служить толчком, развивающим компанию. При исследовании роли конфликта в компании были выявлены его функции:

  • процесс группообразования, установления и поддержания нормативных и физических свойств группы;
  • процесс установления и поддержания сравнительно стабильного положения внутригрупповых и межличностных взаимоотношений, процесс интеграции и идентификации, происходит социализация и адаптация как отдельного каждого человека, так и групп в целом;
  • сбор данных об окружающем мире;
  • формирование и сохранение баланса сил, власти, а также осуществление социального контроля;
  • нормотворчество;
  • формирование новых социальных институтов;
  • проведение диагностики нарушения работы компании;
  • повышения самосознания конфликтующих людей.

Появление конфликтологии как науки

Конфликтология – это наука, изучающая закономерности зарождения, появления, развития, разрешения, и завершения конфликтов любой степени сложности.

Конфликтология зародилась в 20 веке. В основу науки положены труды Карла Маркса. Впоследствии учение получило развитие и систематизацию в работах американского социолога Джонатана Тернера. Большое влияние на развитие науки оказали: немецкий социолог и философ Георг Зиммель и американский социололг Льюис Козер.

Предмет конфликтологии изучает зарождение конфликтов, протекание и их завершение.

Конфликт

Решение конфликта. Лазарев Сергей Николаевич

Основные виды конфликтов:

  1. социальные;
  2. внутриличностные;
  3. зооконфликты .

Внутриличностный конфликт – это негативное эмоциональное переживание, вызванное противостоянием структур внутреннего мира индивидуума, которое отражает противоречия в его отношениях с социальной сферой.

Социальные конфликты различают: межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные и др. Конфликтология занимается социальными конфликтами, фундаментом которых служат межличностные, которые тесно переплетены с внутренними процессами каждого участника конфликта. Изучение мотивов социальных конфликтных ситуаций невозможно без понимания процессов, происходящих в психике индивидуума, а также без изучения условий, предшествующих его конфликтному поведению. Конфликт – это многогранный процесс, который не всегда поддается полному описанию даже с позиции науки.

Как избежать конфликтов в семье. Валентин Ковалев

Схема, характеризующая сущность конфликта, содержит в себе основные характеристики: структуру, динамику, управление конфликтом.

Структура конфликта:

  1. объект (определяется предмет спора);
  2. субъекты (индивидуум, объединение);
  3. условия развития конфликта;
  4. масштаб его развития;
  5. стратегия, тактика в поведении противостоящих сторон;
  6. исход конфликта (результаты, последствия, осознание).

Функции конфликта:

  1. конструктивная;
  2. деструктивная.

Взрыв негативных эмоций, грубое нарушение правил и норм, причинение материального, морального, и возможно, физического вреда конфликтующему объекту, относится к деструктивной стороне конфликта.

Конструктивной стороной такого процесса является тот факт, что это способ развития личности, группы и др., вызывающий состояния дезорганизации и потрясения по отношению к предшествующему развитию. Старое рушится, в жизнь входят другие смыслы, конфликт здесь проявляет себя в качестве генератора новых структур. В процессе разрешения конфликтной ситуации возможно достижение целей.

Динамика конфликта

Основные стадии развития конфликта:

  1. предконфликтная ситуация ;
  2. проявление открытого конфликта;
  3. завершение.

Конфликта как такового еще нет, но появляются предпосылки для него: возникает причина противостояния между участниками. Если не урегулировать конфликт на первой стадии, то динамика конфликта будет развиваться дальше. Вторая стадия – участники переходят к конфликтному поведению. Расширяется количество участников, поддерживающих ту или иную сторону, предпринимаются действия, которые направлены друг против друга, присутствует обвинения, резко негативное отношение, эмоциональный накал. Этот процесс обозначен понятием эскалация, т.е. увеличение разрушительных, деструктивных действий конфликтующих оппонентов, зачастую имеющих необратимые катастрофические последствия.  Третья стадия – возникновение способов разрешения конфликта.

Управление конфликтом

Управление конфликтом – это деятельность его участников, направленная на осознанное контролирование ситуации, осуществляемое ими на протяжении всего периода конфликтного взаимодействия. Здесь многое зависит от компетентности конфликтующих сторон. Для помощи в урегулировании конфликтов могут привлекаться специалисты.

Управление конфликтом на активной стадии развития заключается в том, чтобы дать возможность конфликтующим сторонам раскрыть, выразить и защищать свою позицию, не нарушая рамок и приемлемых способов выражения своих чувств.

Разрешение конфликта

Выход из конфликтной ситуации происходит благодаря: трансформации причин ее породивших, и изменением идеального восприятия конкретной ситуации ее участников. Разрешение конфликтов зачастую бывает частичным. О полном разрешении можно говорить тогда, когда полностью преобразована внешняя ситуация, а также трансформированы все внутренние психологические факторы, вызвавшие данный конфликт. Для этого, как правило, привлекаются специалисты в данной области: конфликтологи, психологи.

Победитель японского шоу талантов KAMIWAZA 2013.

Влияние на конфликт субъективных факторов

Весьма важным фактором является не только объективная составляющая конфликтов, но и субъективный элемент. Все же это – столкновение человеческих интересов, а люди далеки от беспристрастности. Каждый из участников конфликта представляет, как он выглядит со стороны, приписывает оппоненту определенные мнения и суждения, основываясь только на собственных представлениях о нем – это явление называется «вторичная рефлексия». Пути выхода из социального конфликта часто упираются в такую заведомую предубежденность сторон. Трудно уговорить не ссориться людей, которые плохо думают друг о друге. Но практически невозможно помирить тех, кто уверен, что противник их ненавидит или презирает. Мало кто любит сидящих у подъезда сплетниц, хотя они и не делают ничего плохого. Просто все уверены, что собравшиеся в кружок пенсионерки только и делают, что осуждают каждого проходящего мимо, подозревая его в самых черных грехах. И этого достаточно для возникновения неприязни, даже если бабушки просто обсуждают просмотренные сериалы. Такие моменты тоже нуждаются в анализе, их нужно учитывать, исследуя конфликт и пути выхода из него.

Какие навыки и знания получает конфликтолог в процессе обучения?

После окончания бакалавриата новый специалист получает следующие знания и навыки:

  • Он лучше других знает, что представляет собой конфликт и как он может повлиять на тех или иных людей
  • У него имеются знания определенной, более узкой области конфликтов. Кроме того, он разбирается в их работе в разных странах
  • Умеет выявлять конфликты даже на ранних стадиях и определяет причины
  • Умеет управлять конфликтами и вести их в нужное русло
  • Умеет охарактеризовать конфликт и предложить способы его решения. Более того, он может предвидеть исход
  • Умеет работать с каждой претензией и возражением в конфликте независимо от его уровня

Конфликтология, как наука

Одним из важнейших феноменов сегодняшнего существования и политической жизни являются конфронтации, которые выражаются столкновением сторон, противоречием, противостоянием. Поскольку жизнь индивида в социуме наполнена двойственностью, расхождениями во мнениях, это часто приводит к столкновению позиций, как отдельных индивидуумов, так и больших коллективов, а также незначительных по количеству субъектов групп.

Становление конфликтологии

В истории цивилизации человечества существовало и насчитывается по сей день множество всевозможных конфронтаций. Одни столкновения возникали между отдельными субъектами, например, вследствие борьбы за ресурсы, другие охватывали одновременно несколько народов и держав. Нередко в противостояния вовлекались даже целые континенты. Люди издавна стремились разрешить завязывающиеся противоречия, мечтая об утопическом социуме, в котором места нет конфронтациям. Возникновение государственности также свидетельствует о попытке человечества сотворить многофункциональный механизм, направленный не только на предотвращение, предупреждение, но и на разрешение противоречий.

Конфликты считаются основной причиной гибели людей в двадцатом столетии. В прошлом веке, вследствие двух мировых войн, военных конфликтов местного значения, постоянной вооруженной борьбы за обладание ресурсами и власть, многочисленных самоубийств, убийств, расхождений между отдельными индивидами погибло около трехсот миллионов человек.

Глобализация мира в целом, рост динамичности жизни и скорости проистекающих изменений, усложнение существования и взаимоотношений субъектов, повышение уровня стресса, напряженность – все это можно отнести к факторам, повлиявшим на возникновение конфликтологии как отдельного научного направления.

Становление конфликтологии как отдельного научного ответвления произошло в прошлом столетии.

Конфликтология сегодня представляет собой отдельную отрасль науки, которая изучает закономерности зарождения, развития, разрешения различного рода конфронтаций, а также принципы и способы конструктивного урегулирования противоречий.

Объектом этой отрасли науки является все многообразие противоречий, которыми наводнено бытие человека в процессе его взаимодействия с социумом.

Предмет конфликтологии – все то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния. Основополагающей целью конфликтологии считается исследование, изучение всех видов конфронтаций, интенсивное развитие теоретической базы.

Конфликтология это отрасль знания, которая для исследования конфликтов объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первый черед психологические методы, такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование. Для изучения противостояний, наблюдающихся между большими группами и государствами, чаще используется метод математического моделирования, поскольку экспериментальный анализ этих конфронтаций сложен и трудоемок.

Конфликтология характеризуется тесной взаимосвязью со смежными отраслями науки: она многое берет из различных направлений и одновременно обогащает их. Прежде всего, конфликтология имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей. Также она тесно взаимосвязана и с историей, объясняющей причины человеческого поведения. Кроме того, конфликтология характеризуется зависимостью от политологии, этиологии, экономики и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов. Помимо перечисленных областей знаний этот ряд наук можно дополнить правоведением, которое изучает юридические модели взаимодействия между индивидами.

Проблемы конфликтологии как отдельной области знаний связаны с огромным влиянием на нее психологической науки. Психология все больше оказывает влияние на современную конфликтологию из-за значительной роли психологических причин в зарождении и эскалации конфликтов.

Теория агрессии к. Лоренца

Лоренц выделяет три функции, которые выполняет врожденный инстинкт выживания в борьбе:

1) распределение групп людей по различным отдаленным друг от друга территориям;

2) агрессия, составляющая основу в борьбе за выживание, влияет на генетические изменения – выживают только более сильные и агрессивные представители рода;

10 стр., 4983 слов

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

… имеет достаточно глубокие исторические корни. С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. … особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и …

3) сила организма и природная агрессия позволяют оберегать потомство, гарантируя его выживание.

Теория агрессии объясняет существующее насилие в мире человеческого общества, подчеркивая доминирование внутривидовой агрессии у животного и человека. Агрессии невозможно избежать, так как она является естественной для человека как биологического организма. Социальные нормы и правила, существующие в обществе, отчасти способны повлиять на агрессию, иногда даже контролировать ее. Смена деятельности или переориентация интересов человека выполняет регулирующую функцию для агрессии. Также успешными приемами в снижении агрессии в обществе обладают культура, традиции, ритуалы.

Ранги субъектов конфликта

Классификация рангов введена по силовым характеристикам субъекта. Самым слабым считается первый ранг, а самым сильным — третий. Именно силовая характеристика определяет границы конфликта и его сценарий. Итак:

  1. Первый ранг

Эти субъекты представлены частными лицами. Их противоборство чаще всего носит межличностный характер. В качестве силы используются аргументы на основе личной мотивации. Такие конфликты кратковременны, но ярко выражены.

2. Второй ранг

В этом случае участниками конфликта выступают социальные группы или объединения. Иногда интересы группы представляет частное лицо, но мотивировано оно интересами целого сообщества. В подобных ситуациях противостояние может длиться долгое время, а аргументами в спорах выступают силовые ресурсы большой группы людей, поддерживающих одну идею или преследующих единую цель.

3. Третий ранг

Субъектами конфликтной ситуации становятся общественные организации. Причем мотиватором действий и аргументом является надгрупповой интерес. Силы и ресурсы подобных участников конфликта постоянно пополняются, можно сказать, что они безграничны.

Хотелось бы уточнить, что ранги не являются статичными. На разных этапах проблемной ситуации субъекты могут иметь абсолютно разные ранги.

24.Характеристика этапов медиации.

Процесс медиации включает три основных этапа:

1.  знакомство с конфликтом (составление карты конфликта:

И так:                                                           …

1. работа с конфликтными сторонами (встречи с каждой из сторон, подготовка совместных переговоров)

2.  ведение переговоров (функции медиатора сводятся к роли ведущего, тренера, педагога и т.п.)

Вопросу к экзамену по дисциплине «Конфликтология»

  1. Понятие конфликта. Предмет конфликтологии.
  2. История возникновения конфликтологии.
  3. Современное состояние и перспективы развития конфликтологии.
  4. Концепции управляемости конфликта.
  5. Этапы управления конфликтом.
  6. Типология конфликтов.
  7. Процесс развития конфликта.
  8. Внутриличностные конфликты (фрейдистский подход).
  9. Внутриличностные конфликты (постфрейдистские концепции).
  10. Внутриличностные конфликты (ролевые конфликты).
  11. Межличностные конфликты (классификация, особенности, причины).
  12. Групповые конфликты (сущность, взаимосвязь с внутриличностными, групповыми, способы управления).
  13. Способы завершения конфликта.
  14. Роль переговорного процесса в завершении конфликта.
  15. Способы налаживания контакта в ходе переговоров.
  16. Прием и передача информации в процессе переговоров.
  17. Особенности фазы обсуждения способов решения проблемы в ходе переговоров.
  18. Способы противодействия манипуляциям в процессе переговоров.
  19. Особенности фазы принятия решения в переговорном процессе.
  20. Основные характеристики переговорных стилей.
  21. Медиация как один из способов разрешения конфликта.
  22. Характеристика процесса медиации.
  23. Функции медиатора.
  24. Характеристика этапов медиации.
  25. Концепции управляемости конфликтом: основные подходы, их характеристика.
  26. Конфликтоген: понятие, характеристика, виды.
  27. Теория агрессии К. Лоренца: характеристика, основные понятия
  28. Теория агрессии А. Бандуры: характеристика, основные понятия
  29. Основные теории агрессии: характеристика, основные понятия
  30. Динамическая модель конфликта
  31. Моббинг: понятие, характеристика, основные виды

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Задачи конфликтологии

Развитие конфликтологии как отдельной области знаний обусловило необходимость выработки ее основных задач, которые формируются в пределах целей, преследующих конфликтологией. Задачи науки о конфликтах предполагают выработку системы мероприятий, ориентированных на достижение ее целей.

Дисциплина конфликтология характеризуется наличием следующих ключевых целей:

Основными целями конфликтологии являются:

— изучение всех конфронтаций, выступающих научным объектом, интенсивное развитие теоретической базы;

— создание системы образования, популяризация конфликтологических знаний в социуме;

— организация практической работы по прогнозированию, предотвращению и улаживанию конфликтов.

Задачами конфликтологии являются осмысленные и выраженные конфликтологами проблемные вопросы, последовательное решение которых будет содействовать достижению основополагающих целей конфликтологии.

Анализ конфронтаций предполагает, прежде всего, создание теоретической базы конфликтов, которая позволит установить природу противоречий, выделить классификацию и систематизировать их.

Задачи конфликтологии должны также включать профилактику и мероприятия по предотвращению конфронтаций, а также методы урегулирования и управления противоречиями.

Профилактика противостояний заключается в работе с потенциальными конфликтами. Она основывается на прогнозировании противостояния.

Профилактику конфронтаций обеспечивает любая деятельность, ориентированная на развитие интеллектуально-коммуникативной культуры общности людей, на формирование определенных норм в коллективах.

Нередко профилактикой именуют процесс предотвращения эскалации конфликта, однако это разные процессы. Предотвращением конфликта является избегание его в момент зарождения. С этой целью используется способ манипулирования, который дает временный эффект и по существу не решает конфликт, он лишь временно притупляет его. В случае использования предотвращения конфронтации, она может возникнуть позже.

Урегулированием столкновения называется недопущение насильственных деяний, достижение договоренностей, реализация которых более выгодна участникам, нежели продолжение конфликтного противостояния. Следовательно, урегулирование конфронтаций подразумевает управление ими. Управление конфликтами подразумевает обеспечение максимальной возможности для самоурегулирования противостояния.

Таким образом, задачи конфликтологии лежат не только в познавательно-теоретической плоскости, но и в утилитарно-практической. То есть основополагающей задачей науки о конфликтах является помощь человеческим субъектам в понимании того, что нужно делать с конфликтами. В этом и заключаются основные проблемы конфликтологии.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.