Оглавление
Критика
«Космополитизм» стал риторическим оружием, используемым националистами против «чужеродных» идей, противоречащих ортодоксальности. Европейских евреев часто обвиняли в том, что они «безродные космополиты». В своей речи 1946 года в Москве Иосиф Сталин подверг критике сочинения, в которых «положительный советский герой высмеивается и уступает всему иностранному, а космополитизм, с которым мы все боролись со времен Ленина, характерный для политических пережитков, многократно приветствуется».
И всё же встречаются люди (их обычно называют «воинственными космополитами»), которые в весьма агрессивной манере навязывают свою точку зрения всем, кто имеет неосторожность заговорить с ними
Современный космополитизм
После окончания Второй мировой войны идеи космополитизма снова обрели популярность. В частности, «Всеобщая декларация прав человека», которая была принята в 1948 году, вобрала в себя некоторые идеи из данной концепции, гарантируя всем людям мира определенные права, независимо от их национальной, культурной, религиозной и любой другой принадлежности.
Очередным популяризатором космополитизма стал американский актёр и общественный деятель Гарри Дэвис. В 1948 году он провозгласил себя гражданином мира, а в 1954 – основал организацию Всемирное Правительство Граждан Мира (WSA). И по сегодняшний день данная организация продвигает космополитические идеи и выдаёт «паспорта гражданина мира».
В современном мире на волне глобализации снова наблюдается повышенный интерес к космополитизму. Многие известные люди становятся сторонниками данной идеологии, но её развитие сдерживается противостоянием правительств большинства стран. В частности, все крупные страны отказываются признавать, что паспорт гражданина мира имеет хоть какую-то юридическую значимость.
Книги о космополитизме
Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.
- Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества». Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего.
- Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху». Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее.
- А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики». В книге поднимаются проблемы
- противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
- Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС». Рассматривает кампанию против этой идеологии, как важную часть политики советского руководства.
- Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира». Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.
Космополитизмом называют идеологию, которая рассматривает жителей всего мира независимо от их национальной принадлежности, гражданства или причастности к конкретному роду. В дословном переводе с древнегреческого космополит — мира». Также это понятие имеет и другие трактовки, зависящие от политической направленности, времени. Некоторые из них противоречат друг другу, но рассмотрим каждую отдельно.
История развития космополитизма
Ранние древние выражения космополитизма, вызванные необходимостью выживать в диких природных условиях, отмечаются в добровольном объединении племён, родов и народов по религиозному, идеологическому, экономическому признаку.
О рассматриваемой идеологии впервые заговорили в Древней Греции и первым, кто изложил мысли о мировом гражданстве, был Сократ, но Диоген его опередил и ранее успел объявить себя «космополитом».
В то время космополитизм прогрессировал в учении киников, и явным импульсом стала Пелопоннесская война, которая поспособствовала отрицательному взгляду на призыв к местному патриотизму по причине утраты независимости и важности отдельных полисов (городов-государств, объединяющих город и окружающие земли с сёлами). Впоследствии в римскую эпоху теоретическое подтверждение космополитизма продолжили стоики
В средние века космополиты были религиозными личностями и стремились создать папскую теократию в католической церкви
Впоследствии в римскую эпоху теоретическое подтверждение космополитизма продолжили стоики. В средние века космополиты были религиозными личностями и стремились создать папскую теократию в католической церкви.
С XVI века космополитизм приобретает светский характер. В 1544 году Гийом Постель в понятие «космополитизм» вкладывает не религиозный, а земной смысл, представляя себе мировое государство внерелигиозным и наднациональным братством, основанном на собственном выборе каждого. Впрочем, космополитизм пребывал тогда в стадии формирования, появляясь в тайных обществах герметистов и алхимиков. Благодаря развитой организации масонства это братство первым распространило космополитизм.
Формирование данного мировоззрения пришло на рост пацифистских настроений изнемогших от войн европейцев. В этом значимую роль сыграло учение «Вечного мира» Канта и Бентама, рекомендующее создать в Европе непрерывно действующий конгресс, который бы объединил государства в вопросах мира. Раздумывая, Кант усмотрел в рассматриваемой идеологии кульминацию истории, относя её к естественному состоянию человека.
Возобновление космополитизма случилось в XX веке на волне сильнейших социальных потрясений из-за мировых войн и революций. Для этого времени в Европе характерно развитие движения безнационализма, относящееся к радикальной ветви космополитизма.
В 1921 году Эжен Ланти создал Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT). Перед ассоциацией ставилась задача содействовать исчезновению всех наций как самоуправляющихся союзов и применение эсперанто как общего языка культуры.
В 1931 году был издан документ ассоциации – «Манифест Безнационализма».
После завершения Второй мировой войны рассматриваемая идеология с успехом прогрессирует в капиталистических странах.
Принятая в декабре 1948 года «Всеобщая декларация прав человека» закрепила в мировом законодательстве права каждого жителя Земли.
В 1954 году Гарри Дэвис создаёт некоммерческую организацию «Всемирное Правительство Граждан Мира», знаменитую выдачей «Паспорта гражданина мира».
Одновременно в СССР отмечается «борьба с космополитизмом» – это мировоззренческая кампания, направленная супротив советских интеллектуалов, тяготеющих к сторонникам прозападных тенденций.
В XXI веке рассматриваемая идеология возобновляет своё развитие по причине тотальной глобализации.
В поддержку космополитизма выражал своё мнение Л. Н. Толстой, называя патриотизм пережитком варварских времён, злом, неминуемо ведущим к вражде и агрессии.
Явным адептом рассматриваемой идеологией является Стив Харвиц. Философская теория описываемого мировоззрения приобрела развитие в работах Жака Дерриды и Эммануэля Левинаса. Также космополитизм был описан в трудах немецкого политического философа и социолога Ульриха Бека, а именно в книге «Космополитическое мировоззрение».
Нередко рассматриваемая идеология попадает под критику за пропаганду равнодушия к национальным ценностям, безучастие к национальной культуре.
Итак, человека можно отнести к космополиту, если он лишён патриотизма, безучастен к интересам Отчизны, чужд своему народу, не причисляет себя к какой-либо национальности. Космополит нетерпим к унижениям, преследованиям, ущемлениям в правах по вероисповеданию, цвету кожи, умственным и физическим недостаткам, заблуждениям или убеждениям, личным пристрастиям, не выказывает отрицательного насильственного давления и влияния на других личностей, не препятствует их увлечениям и традициям.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Космополитизм, патриотизм и интернационализм[]
Современный безродный космополит — Валерия Новодворская.
Крайний космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму в том, что считает нации пережитком, вторичными как по отношению к индивидууму, так и по отношению к человечеству в целом.
Весьма часто космополитизм берётся лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Некоторые считают, что мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. По их мнению, вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и решительное преимущество должно здесь, по их мнению, принадлежать благу целого человечества, будто бы включающему в себя и благо каждой части.
По мнению космополитов, современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных самодостаточных единиц. Космополиты не ассоциируют понятие «Родина» с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в своё время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать чем-то ради неведомых им интересов государства.
Безродный космополит[]
Бывший коммунист, Лейба Бронштейн (Лев Троцкий), ставший безродным космополитом.
Бранное выражение «безродный космополит» появившееся в конце 1940-х годов в советском партийном и пропагандистском лексиконе и применявшееся к интеллигентам, сочтённым представителями антипатриотических влияний (отнюдь не только к евреям). Его автор — А. А. Жданов, советский государственный и партийный деятель, член Политбюро (один из инициаторов преследования А. Ахматовой и М. Зощенко). В январе 1948, выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС, он говорил:
Год спустя в газете «Правда» появилась редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», отредактированная лично И. Сталиным. В ней говорилось:
В статье космополитизм подразделялся на «ура-космополитизм», «оголтелый космополитизм» и «безродный космополитизм», но, в дальнейшем, в официальной советской пропаганде прижился лишь последний термин.
В СССР кампания борьбы с антипатриотизмом стала очевидной 28 марта 1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены «суды чести», долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации». В дальнейшем термин «антипатриотизм» был заменён на термин «космополитизм».
Космополиты-животные: кто они?
Если ареал распространения какого-либо таксона охватывает большинство территорий мира в подходящих местообитаниях, говорят о космополитическом распределении
. Ряд исследователей считает, что более подходящим термином будет пандемия, однако он используется преимущественно к носителям заболеваний.
Космополитическое распределение не следует понимать буквально. Вид, имеющий такую характеристику, может и не встречаться экстремальных условиях:
- Полярные регионы;
- Пустыни;
- Небольшие изолированные острова;
- Океаны (для наземных животных) и суша (для обитателей моря).
Например, комнатная муха может быть смело названа пандемиком, хотя ни в море, ни в Антарктиде ее не встретить.
Нужно также отметить, что термин «космополит» в биогеографии применяется исключительно к видам, а не высшим таксонам. Семейство муравьиных львов встречается на всех континентах (кроме Южного полюса), но ни один из конкретных видов не имеет такого широкого ареала.
«Мой адрес не дом и не улица, мой адрес планета Земля». Именно этот девиз может взять на вооружение всякий, кто считает себя истым космополитом. Им быть гораздо легче, чем патриотом: нет необходимости знать историю своей страны, поклоняться флагу и учить государственный гимн. Нужно лишь придерживаться базовых гуманистических и человеколюбивых ценностей.
Видео о космополитизме
В данном ролике Олег Ложкин расскажет, кто такое космополиты, про их отличительные черты:
Есть люди, которые считают, что планета, это их небольшой дом, состоящий из комнат, и в каждой из них он может пожить, и делать всё что ему вздумается. Стоит отметить, что для подобных мыслей и желаний должно быть финансовое основание, ведь отправившись например в Арабские Эмираты
, вам потребуются значительные средства для проживания. Кроме того, существует один нюанс, если лично вы считаете, что на планете нет границ и наций, то большинство думает иначе. О чём вы узнаете, в той же Северной Корее, когда попытаетесь нелестно отозваться о «Великом Кормчем», и ваши заявления, что все люди братья, увы, никого не убедят, а лишь добавят срок тюремного заключения. Подобные люди считают себя Космополитами, и им плевать на обычаи и нравы других народов, у них ценится только одна культура «иудейско — американско — голливудская
«, остальные ими просто не воспринимаются. Что значит Космполит
?
Прежде чем продолжить, я хочу порекомендовать вам несколько толковых новостей, например, что значит Веды , как понять термин Буркини , кто такой Будда ? Этот термин был заимствован из греческого языка и состоит из двух слов «космос
» в переводе «мир», и «полит
«, в данном конкретном случае переводится, как «гражданин», то есть «гражданин мира».
Космополит
— это человек ставящий ценности отдельного индивидуума выше национальных интересов, и не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, то есть он признаёт всю планету своей Родиной
клиническим
90
Эйфелевой
Это человек, имеющий очень много денежных средств, которые он может обналичивать в любой точки планеты. У него много свободного времени, и он делает, что хочет. Как вы догадались, такие люди имеются на Западе, а наши доморощенные совсем не тянут на эту почётную должность. Потому что их деньги по сути не их, любой пиндос обладающий достаточной властью их может попросту заблокировать, и что ты будешь делать? Наверное ничего, поскольку затем тебя в ванне просто повесят на личном шарфике, как это сделали с одним из сбежавших евреев-космополитов
.
Энциклопедичный YouTube
1
/
3
✪ ГРАЖДАНИН МИРА. НЕ МЕЛКОВАТО ЛИ?
✪ Космополитизм(ГРАЖДАНИН МИРА)
✪ Чем Тенгрианство отличается от космополитизма
Значение слова «космополит»
Идеология космополитизма в том виде, в котором ее понимают сегодня, зиждется на следующих положениях:
- Между всеми людьми, вне зависимости от социальной или политической принадлежности, существует единство на основе общей морали;
- Для осуществления идеи мирового сообщества необходимо построить свободное экономическое пространство, охватывающее все страны мира;
- Некоторые теоретики предлагают идею мирового правительства, способного претворять в жизнь идеи заботы о природе и противодействия национальных конфликтов. Индивиды должны продвигать свои интересы не косвенно (через государственные институты), а непосредственно;
- Планетарные гарантии соблюдения прав человека;
- Право народов на самоопределение;
- Низвержение доминирования какой-либо культуры или языка. Необходимо делать все для развития разнообразия и устранения ожесточенного национализма;
- Пропаганда базовых гуманистических качеств: помощь иностранцам, оказавшимся в беде (голод, война, природные катаклизмы);
- Космополит вовсе не обязан заниматься благотворительностью, но должен исходить в своих действиях из вненациональных ценностей для противодействия рабству, апартеиду и ущемлению прав женщин.
Происхождение
Эта идея приписывается Диогену Синопскому, но будет развита и распространена философами- стоиками . Мир виден как универсальный город , а целое — это единое целое, в котором участвует каждый человек. Это всеобщее братство, порожденное таким образом, порождает элемент доктрины и учения среди всех стоиков , считающих, что природа делает человека общительным животным и способствует почти инстинктивной симпатии. Император Марк Аврелий , философ-стоик, напоминает, что Судьба (в ее рациональном принятии, характерном для стоицизма), которому подчиняются люди, делает их разумными существами, универсальный город, членами которого они являются, навязывается им, объединяет и объединяет их. подталкивает любить друг друга по естественной склонности.
Плюсы и минусы космополитизма
Многим людям космополитизм кажется перспективной идеологией, которая в будущем неизбежно станет преобладающем. Однако нельзя отрицать, что его идеи полны спорных моментов. Разумеется, у него есть определенные плюсы, в частности следующие:
Отрицание национального шовинизма. Космополитические идеи исключают любые формы шовинизма и дискриминации по каким-либо признакам
Это важно, поскольку именно шовинизм послужил причиной (или поводом) большинства войн и геноцидов в человеческой истории.
Повышение интереса к чужой культуре. Космополитизм не отрицает народных традиций, истории, культурных и прочих ценностей. Он подразумевает, что все культуры мира должны представлять одинаковый интерес.
Свобода передвижения
Практически каждый из нас хотя бы однажды ездил в другую страну и знает, насколько хлопотным бывает улаживание всех формальностей. Космополитизм подразумевает, что в любой город на планете можно будет поехать или полететь так же, как и в соседний город в своей стране.
Он подразумевает, что все культуры мира должны представлять одинаковый интерес.
Свобода передвижения. Практически каждый из нас хотя бы однажды ездил в другую страну и знает, насколько хлопотным бывает улаживание всех формальностей. Космополитизм подразумевает, что в любой город на планете можно будет поехать или полететь так же, как и в соседний город в своей стране.
При этом есть и отрицательные моменты:
- многие языки, традиции, культурные и духовные ценности, исчезнут, несмотря на то, что представляют интерес для изучения;
- идеи космополитизма звучат красиво в умах людей, но непонятно, как реализовывать их на практике;
- эта концепция слишком сложна и неестественна для большинства людей (и не факт, что это поменяется в будущем).
Типичный современный космополит – это идеалист, мечтающий о том, что все люди будут жить в мире и согласии. При этом космополитам свойственно типичное заблуждение всех идеалистов – они судят всех людей по себе. Однако изменить человеческую природу невозможно. И далеко не факт, что в обозримом будущем удастся искоренить религиозные, национальные, расовые и иные предрассудки, свойственные большинству людей.
История развития космополитизма
Появление и раннее развитие
Авторство концепции мирового гражданства приписывают древнегреческому философу Сократу (5 век до н. э.). Позже другой древнегреческий философ Диоген (4 век до н. э.) пошёл дальше и первым провозгласил себя «гражданином мира». Именно Диогену приписывается авторство терминов «космополит» (κοσμοπολίτης) и «космополитизм» (κοσμοπολιτισμός).
Дальнейшим развитием идей космополитизма занимались киники. Очень мощным фактором стала Пелопоннесская война, после которой восприятие людьми патриотизма заметно ухудшилось. Позже концепцию мирового гражданства развивали римские стоики, после которых о ней практически забыли на несколько веков.
Новое понимание того, что такое космополитизм, возникло в Европе в средние века. Тогдашние сторонники хотели использовать его для создания католической теократии и придали ему значительный религиозный оттенок. Разумеется, это противоречило изначальной идеологии, основным принципом которой была свобода от предрассудков.
Дальнейшее развитие и уход от религии
Принадлежность к определенной религии противоречила идеям космополитизма, поэтому в 16 веке он освободился от католического влияния и стал светской идеологией. Автором обновленной концепции считается французский философ Гийом Постель. В 1544 году он сформулировал основные идеи, согласно которым должно существовать «мировое государство», свободное от национальных, религиозных и расовых предрассудков.
В Европе того времени новое мировоззрение оказалось очень популярным, поскольку европейцы устали от бессмысленных войн. Его очередным ярким сторонником стал немецкий философ 18 века Иммануил Кант. Он много обдумывал идеи учения «Вечного мира», а в концепции космополитизма увидел кульминацию человеческой истории, которая наконец-то положит конец войнам и приведёт к процветанию человечества.
Несмотря на освобождение от религии и наличие достаточно ярких сторонников, популярность космополитизма снова угасла. На длительное время носителями его идей стали представители масонского течения, а вот в публичном поле о нём говорили мало.
Определение космополитов[]
Космополит, гражданин Мира — поэт Погребной-Александров.
Космополит — свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учёные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).
Вместе с тем имеется мнение, что есть такая категория космополитов, как воинственные космополиты. Эти люди пытаются навязать свою точку зрения тем, кто по их мнению ещё не настолько продвинулся в своей цивилизованности, что до сих пор пребывает в пелене национальных традиций, государственных границ и явно расовых предрассудков. Воинственные космополиты, якобы, навязывают обществу свою точку зрения на общественные отношения и государственное устройство, зачастую делая это насильственным путём.
Но насильственного космополитизма не существует и это значение, зачастую, подменяется и применяется к понятию неонацизма (исключительности нового объединения народов по какому-либо признаку в новое целостное государство).
Космополиты не приверженцы рабской и услужливой идеологии, не стремятся к управлению, влиянию или владычествованию — навязыванию своей идеологии или своего мнения, их не привлекают выборы или назначение на высокие должности, они вне всякой зависимости насильственного объединения и не пропагандируют свою исключительность или приоритеты перед другими людьми ни в каком виде.
Одна из форм стихийного космополитизма — глобализация бизнеса и интеллектуальной собственности, свобода информации и её доступность для любого гражданина мира любого государства (Интернет, электронные энциклопедические словари, кино и телевидение, радио и т. п.), свобода на перемещение и проживание граждан в любой точке планеты, объединение государств.
Первые древние проявления космополитизма просматриваются в ненасильственном объединении племён, родов и сообществ различных народов по идеологическому, экономическому или религиозному признаку по необходимости выживания в диких природных условиях и обычаях, что являлось противоположностью воинственного или обманного образования в княжества, империи и государства по семейно-родовому или национальному признакам.
История[]
Diogenes (Jean Leon Gerome 1824—1904).
Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными.
Упадок политической жизни греческих городов после пелопоннесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своём смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.
В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.
С конца XVIII века главными проповедниками космополитизма стали иудеи и сходные им по духу члены масонских лож. Космополитизм стал одной из важных составляющих иудейско-масонской идеологии в борьбе с национальными государствами и патриотизмом.
В отечественной истории термин «космополитизм» известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм», связанных с одноимённой идеологической кампанией в СССР в 1947—1953 годах.
Индивидуальные доказательства
- ↑ Дэвид Инглис: Альтернативные истории космополитизма . В: Джерард Деланти (ред.): Справочник Рутледж по исследованиям космополитизма . Рутледж, Лондон / Нью-Йорк 2012, стр.12-13 .
- Марта Нуссбаум: Космополитизм — пересмотр идеала . Тайсс, Дармштадт 2020, стр.6-12 .
- Teutscher Merkur, 1788, с. 107
- Герд ван ден Хеувель : Cosmopolite, Cosmopoli (ti) sme . В: Справочник основных политико-социальных концепций во Франции 1680-1820 гг . Выпуск 6, Ольденбург, Мюнхен 1986, ISBN 3-486-53661-3 , стр. 8-13 (доступ через De Gruyter Online).
- Ханна Арендт: Истоки тоталитаризма . Нью-Йорк 1951, Немецкие элементы и истоки тотального правления , Франкфурт а. М., 1955; 17-е издание. Piper, Мюнхен, 2017 г., стр. 286ff, ISBN 3-492-21032-5 .
- Манфред Хаттер: Iranische Religionen , Вальтер де Грюйтер , 2019, стр. 195 и далее.
- Райнхольд Лютгемайер-Давин: Пацифизм между сотрудничеством и конфронтацией. Немецкий картель мира в Веймарской республике , Пал-Рюгенштейн, 1982.
- Сейла Бенхабиб: Космополитизм без иллюзий , Зуркамп, 2016.
- Ахилле Мбембе: Выход из долгой ночи. Эксперимент в деколонизированной Африке, Берлин, 2016, с. 119.
- см. Арджун Аппадурай : Космополитик снизу. Некоторые этические уроки из трущоб Мумбаи. В кн .: Дерс .: Будущее как культурный факт. Очерки глобального состояния. Verso, New York 2013, ISBN 978-1844679829 , стр. 197 и далее.
- Свенья Альхаус, Питер Нисен: Регрессия права членства: для космополитизма изнутри . В: Ульф Боманн, Пауль Соренсен (ред.): Критическая теория политики . Зуркамп, Берлин 2019, ISBN 978-3-518-29863-3 , стр.608-631 .
- Стивен Вертовец, Робин Коэн: Введение. Зачатие космополитизма. В этом. (Ред.): Зачатие космополитизма. Теория, контекст и практика. Oxford University Press, Нью-Йорк, 2002 г., ISBN 978-0199252282 , стр. 1 и далее.
Определения и примеры
Космополитизм — это смесь нескольких идентичностей и ощущения себя гражданином мира за пределами наций , без привязанности к одной из них.
Не следует путать со скрещиванием , которое представляет собой смешение нескольких культур . Космополитизм также следует отличать от мультикультурализма и межкультурности .
Космополитизм может быть только чувством, но также может быть образцом или поиском политической модели. Мыслители космополитизма ( Ульрих Бек , Дэвид Хелд и др.) Стремятся предложить и концептуализировать мировую политику на институциональном (Дэвид Хелд) или многомерном ( Бек ) уровне. Георг Зиммель и Ульрих Бек выступали за разрыв с методологическим национализмом , чтобы основать новую космополитическую социологию.
По словам Жоржа Корма , Османская империя была космополитическим пространством, в котором сосуществовали разные культуры. С философской точки зрения космополитизм связан с понятием универсальности человека, вызванным самими принципами прав человека :
«Космополитизм, который подразумевает, что человек глубоко принадлежит культуре и что посредством терпеливой работы мы приносим эту культуру до точки универсальности, где он может встречаться с другими, является полной противоположностью мультикультурализма, который состоит в простом сопоставлении разнородных реальностей. Если хорошо прочитать Хофманнсталя, то можно найти там космополитическую, а не многокультурную Европу (Жан-Ив Массон, Хьюго фон Хофманнсталь, du renounement à la métamorphose , Revue des Deux Mondes, январь 2007, с. »
История[править | править код]
Diogenes (Jean Leon Gerome 1824—1904).
Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космполитизм означал превалирование интересов личности над государственными.
Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.
В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.
С конца XVIII века главными проповедниками космополитизма стали иудеи и сходные им по духу члены масонских лож. Космополитизм стал одной из важных составляющих иудейско-масонской идеологии в борьбе с национальными государствами и патриотизмом.
В отечественной истории термин «космополитизм» известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм», связанных с одноимённой идеологической кампанией в СССР в — годах.
Борьба с космополитизмом в СССР
На территории республик бывшего Советского Союза многие люди воспринимают космополитизм как нечто негативное, имеющее прямое отношение к «тлетворному влиянию Запада». И это не удивительно, ведь в СССР считалось, что космополитизм – это безразличное и даже презрительное отношение к Родине, своему народу. Данные взгляды приписывались исключительно империалистической буржуазии, а их приверженцев объявляли чуть ли не врагами народа. Кроме того, космополитическое мировоззрение считалось идеологией, служившей целям государств, стремящихся к мировому господству.
В СССР под предлогом борьбы с космополитизмом проводилась работа по выявлению и устранению инакомыслия и западной пропаганды. В связи с этим в той или иной степени страдали представители интеллигенции и евреи, которые считались наиболее опасными и вероятными противниками советского режима. Подобная практика проводилась во времена Сталина.
Эта тема закрыта для публикации ответов.