Методы психотерапии и консультирования

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Мифы о психотерапии

В этой части статьи мы хотели бы упомянуть наиболее распространённые мифы о психотерапии, с которыми мы сталкивались в собственной практике.

Миф №2. Психотерапевт — это «супермен», который видит всех насквозь

Так же периодически приходится сталкиваться с подобным мифом. Согласно ему психолог или психотерапевт это тот, кто:

  • не имеет никаких проблем в жизни
  • всегда сияет от счастья и распространяет в мир только «позитивные вибрации»
  • является практически святым и не испытывает никаких эмоций, особенно негативных
  • видит всех комплексы и проблемы окружающих
  • и ставит им особые психологические диагнозы
  • готов в любое время дня и ночи лечить всех, кому он поставил диагноз, дабы все вокруг тоже стали источать счастье и позитив

В реальности психотерапевт — это обычный человек, который имеет свои сложности и проблемы. Да, он получил специальное образование, где обучался помогать другим людям находить выход из жизненных тупиков. Иногда эти знания помогают не попадать в подобные тупики. Но иногда он всё-же в них попадает. И тогда обращается за помощью к своим коллегам.

Психотерапевт — это не тот кто искусно владеет маскировкой своих чувств. Наоборот, в процессе своей подготовки специалист учится опознавать свои чувства и встречаться с ними, давать им возможность быть, а не подавлять. И этому обучает своих клиентов. Поэтому в жизни специалисты иногда довольно ярко проявляют эмоции, в том числе негативные. И это часто приводит в сильное замешательство тех, кто этого не знает и полагается на мифические представления.

Психотерапевту не нужно обладать каким-то «мистическим видением», чтобы помогать своим клиентам. Достаточно быть любопытным и проявлять это любопытство к жизни других людей и своей собственной.

Нам нравится метафора, где хорошего психотерапевта сравнивают с инопланетянином, который прилетел на Землю и пытается понять, что здесь происходит и как всё устроено. И для этой цели нет необходимости обладать особыми способностями. Всё что нужно — это общаться и задавать вопросы. В том числе про те вещи, которые кажутся очевидными и не подлежащими сомнению. Таким образом, вместо мифа человек может впервые обнаружить реальность.

Изначально краткосрочные методы

Терапия одной сессии

Теория терапии одной сессии

В односессионной терапии терапевт и клиент встречаются только один раз.

Цель односессионной терапии состоит в том, чтобы стимулировать новое обучение, улучшить совладание клиента со своими чувствами и способствовать росту.

Как правило, одна сессия используется для того, чтобы помочь клиенту изменить точку зрения или приобрести навыки.

Односессионная терапия наиболее эффективна для людей с определенными проблемами, которые

  • (а) нуждаются в изменении точки зрения,
  • (б) нуждаются в оценке текущей ситуации или новом направлении,
  • (в) чувствуют себя застрявшими в переработке прошлого события,
  • (г) ищут утешения или
  • (д) имеют конкретную проблему, которую могут решить самостоятельно (но не знают как).

Напротив, лица, находящиеся на стационарном лечении, лица, нуждающиеся в постоянной поддержке для переработки травматических событий прошлого (например, сексуальное насилие в детстве), лица с расстройствами пищевого поведения или хронической болью, а также лица с состояниями, вызванными биологическими или химическими механизмами (например, шизофрения), вряд ли получат результат от однократной терапии или любого из кратких методов.

Техники терапии одной сессии

В односессионной терапии используются разнообразные техники. Например, терапевт может связаться с клиентом по телефону перед встречей, чтобы получить подробную информацию о возникшей проблеме и попросить клиента выполнить конкретные задачи перед встречей.

Вторая популярная техника заключается в том, чтобы сосредоточиться на двусмысленности во время сессии. Фокусирование на двусмысленности позволяет клиенту по-новому взглянуть на одну и ту же проблему.

Терапевты часто предлагают попробовать возможные решения прямо во время сессии. Репетиция идеальных результатов или отработка новых навыков может помочь клиенту почувствовать себя более способным перенести навыки из терапевтической сессии в повседневную жизнь.

После окончания сессии терапевт сообщает клиенту, что он может запланировать еще одну сессию, если это необходимо.

Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия (КПТ, КБТ)

Теория когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на схемах.

Схемы — это шаблоны, которые люди используют для принятия решений, управления своими реакциями или объяснения ситуаций.

Схемы развиваются из жизненного опыта и становятся стандартом нормального поведения. Таким образом, всякий раз, когда происходит критическое событие, человек использует схему, чтобы решить, как реагировать.

Схемы могут не основываться на точной информации, поэтому опора на некоторые схемы может привести к когнитивным искажениям. Например, если ребенка наказывали всякий раз, когда он прерывал взрослого, у него могут развиться убеждения, которые заставляют его или ее не решаться прерывать кого-то, даже будучи взрослым.

Методы Когнитивно-поведенческой психотерапии

Основное внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется выявлению и замене искаженных когниций (мыслей), основанных на схемах. В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей

Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной

В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей. Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной.

Когнитивно-поведенческая краткосрочная терапия фокусируется на достижении каждой цели, в отличие от фокусировки на понимании клиента, поисках инсайтов или самом процессе терапии.

Организация психотерапевтической помощи

В 60—80-е гг. в СССР заметно возросла роль П. Она влилась в общемедицинскую помощь и стала активным участником леч. процесса при самых различных болезненных состояниях. Психотерапевтическая помощь организована по принципу ступенчатости. Первая ступень представлена кабинетами П., созданными при поликлиниках. Следующая ступень — кабинеты П. при психоневрол. диспансерах (см.) и психотерапевтические клиники и отделения в психиатрических б-цах, в задачу которых входит помощь больным с тяжелыми формами неврозов, психопатий. Кабинеты П. в психоневрол. диспансерах являются организационно-методическими центрами психотерапевтической службы. Третью ступень составляют дневные стационары при психоневрол. диспансерах, где проводят психотерапевтическое воздействие в комплексе с другими лечебно-восстановительными мероприятиями. В наркологических диспансерах, наркологических кабинетах и промышленных профилакториях П. играет ведущую роль в комплексе леч. мероприятий при терапии и профилактике алкоголизма.

При санаториях и домах отдыха Центрального управления курортами профсоюзов организована широкая сеть кабинетов П.

В целях координации всей психотерапевтической работы в стране в 1979 г. создан Всесоюзный центр по психотерапии М3 СССР, задачами к-рого являются разработка организационных и методических рекомендаций по развитию психотерапевтической помощи, подготовка кадров врачей-психотерапевтов; разработка новых методов П. и координация научных исследований по П.

Преподавание психотерапии осуществляется по унифицированной программе специализации и усовершенствования в системе постдипломного образования на кафедре психотерапии ЦПУ, на кафедрах психотерапии ГИДУВ в Харькове и Ленинграде. Продолжительность учебных циклов 1—4 мес. Обучение включает лекционный курс, практические и семинарские занятия. Профильную специализацию по П. получают психиатры и невропатологи.

Библиография: Бехтерев В. М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение, Спб., 1911; БурноМ. Е. Вопросы клиники и психотерапии алкоголизма и неврозов, М., 1981; Вольперт И. Е. Психотерапия, JI., 1972; Ганнушкин П. Б. Избранные труды, с. 283, М., 1964; Гиляровский В. А. О психотерапии на коллективах невротиков как особом методе, проводимом в Донской невропсихиатри-ческой лечебнице, Моск. мед. шурн., № 7, с. 55, 1926; Дюбуа П. О психотерапии, пер. с франц., М., 1911; Иванов Н. В. Вопросы психотерапии функциональных сексуальных расстройств, М., 1966; Карвасарский Б. Д. Неврозы, М., 1980; Картамышев А. И. Гипноз и внушение в терапии кожных болезней, М., 1953; Кассирский И. А. О врачевании, М., 1970; Клеман К. Б., Брюно П. и Сэв Л. Марксистская критика психоанализа, пер. с франц., М., 1976; Консторум С. И. Опыт практической психотерапии, М., 1962; Лебединский М. С. Очерки психотерапии, М., 1971; Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов, Л., 1974; Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания, М., 1977; Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор, М., 1962; Рожнов В. Е. Лекции по психотерапии, М., 1971; Руководство по психотерапии, под ред. В. Е. Рожнова, Ташкент, 1979; Селье Г. Стресс без дистресса, пер. с англ., М., 1979; Скворцов К. А. Очерки по психотерапии соматического больного, М., 1958; Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз, Киев, 1966; Токарский А. А. Терапевтическое применение гипнотизма, М., 1890; Autogenic therapy, ed. by W. Luthe, v. 1—6, N. Y.— L., 1969—1973; Bernheim H. De la suggestion et de ses applicationà a la thérapeutique, P., 1891; Dejerine J. et Gauckler E. Les manifestations fonctionnelles des psychonevroses leur traitement par la psychothérapie, P., 1911; Handbuch der Neurosenlehre und Psychothérapie, hrsg. v. V. E. Frankel u. a., Bd 1—5, München u. a., 1957—1961; Hôck K. u. KônigW. Neurosenlehre und Psychotherapie, Jena, 1979; Katzenstein A. Psychotherapie, B., 1980; Klumbies G. Psychotherapie in der Inneren und Allgemeinenmedizin, Lpz., 1977; Köhler Ch. Kommunikative Psychotherapie, Jena, 1968; Kratochvil S. Psychotherapia, Praha, 1976; Kretschmer E. Psychotherapeutische Studien, Stuttgart, 1949; Langen D. Psychotherapie, München, 1971; Moreno J. L. Psychodrama, N. Y., 1972; Psychotherapie in sozialistischen Ländern, hrsg. v. M. Hausner u. a., Lpz., 1975; Psychotherapy pro-cess, ed. by M. J. Mahoney, N. Y., 1980; Schwabe Ch. Methodik der Musiktherapie und deren teoretische Grundlagen, Lpz., 1978.

B. E. Рожнов.

Кому нужна психотерапия артами?

Данный вид терапии имеет большой потенциал и подходит широкому кругу лиц. В большинстве случаев она применяется в качестве клинической психотерапии в различных медицинских учреждениях. Полезна для людей с творческими наклонностями, старикам и детям с тяжелыми соматическими заболеваниями, такими как:

  • задержка речевого и психического развития;
  • гиперактивность;
  • аутизм.

Данная методика может быть также использована как отдельная ветвь детской психотерапии. Дело в том, что маленькие пациенты, нуждающиеся в помощи психолога, не всегда бывают открыты перед специалистом из-за различных фобий. В этом случае рисунок позволит понять, что лежит у маленького пациента на душе, какие страхи его одолевают и как правильно с ними бороться.

Также арт-терапия поможет в творческом развитии и абсолютно здоровым людям. Данная методика позволяет справляться со стрессом, скорректировать фобии и неврозы. Если вы хотите укрепить взаимоотношения со своими детьми, то нет ничего лучше, чем нарисовать совместный арт и обсудить во время этого процесса все проблемы.

КПТ в лечении наркомании и психического здоровья

Исследования успеха когнитивно-поведенческой терапии показали, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна для лечения психических расстройств . Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения многих психических заболеваний, в том числе:

  • Депрессия
  • Тревожные расстройства
  • Шизофрения и другие психотические расстройства
  • Булимия и другие расстройства пищевого поведения
  • Расстройства личности
  • Биполярное расстройство
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Нарушения употребления вещества
  • Связанные с беременностью расстройства
  • Расстройства управления гневом
  • Фобии
  • Бессонница
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Когнитивно-поведенческая терапия также может быть использована для лечения зависимости:

  • марихуана
  • Алкоголь
  • Кокаин
  • Амфетамины
  • Опиаты
  • Другие вещества

На индивидуальных консультациях терапевт может использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь человеку определить автоматические мысли, которые удерживают их в цикле аддиктивного поведения или способствуют расстройству их психического здоровья.

В групповом консультировании люди могут активно практиковать свои навыки межличностного общения и совладать со своими сверстниками. На тренингах по профилактике рецидивов они могут научиться распознавать свои триггеры токсикомании и распознавать признаки раннего предупреждения потенциального рецидива .

Навыки, приобретенные в когнитивно-поведенческой терапии, предлагают практический способ заменить деструктивные мысли позитивными, самоутверждающимися убеждениями. Для людей, находящихся на выздоровлении, или людей с психическими расстройствами, которые утратили чувство контроля над собственной жизнью, когнитивно-поведенческая терапия дает надежду на свободу от цикла разрушительного поведения.

В лечении наркомании и расстройств психического здоровья когнитивно-поведенческая терапия дает пациентам следующие возможности:

  • Предоставление им простых, практических инструментов для изменения негативных убеждений
  • Укрепление их уверенности и чувства самоопределения
  • Помогая им визуализировать будущее в позитивном ключе
  • Помогая им развивать более крепкие, более доверительные отношения
  • Обучение их практическим способам предотвращения рецидивов
  • Помогая им развивать трезвую деятельность, чтобы заменить употребление психоактивных веществ

Хотя когнитивно-поведенческая терапия является важным компонентом программ лечения психического здоровья и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ , одной лишь терапии может быть недостаточно, чтобы помочь каждому в достижении целей восстановления. Сочетание когнитивной поведенческой терапии с другими методами лечения может дать даже лучшие результаты, чем одна только терапия.

В Наркоздраве мы используем когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь нашим пациентам вести здоровый и значимый образ жизни. Если вы или кто-то, кого вы любите, боретесь с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, мы можем предоставить все условия, необходимые для выздоровления. 

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия основана на мнении, что в психологических проблемах человека виновато его неправильное мышление. Избавить от психологических расстройств можно, изменив нецелесообразные мысли, убеждения и дисфункциональные стереотипы восприятия, порождающие неправильную реакцию на происходящее. Когнитивная психотерапия считается одним из самых эффективных способов лечения депрессивных и предсуицидальных состояний.

В зависимости от личной системы познания человека (когнитивной структуры) происходящее может быть по-разному интерпретировано, и от этого зависит состояние и поведение. Например, при здоровой когнитивной структуре, предполагающей воспитанность и адекватную самооценку, указание начальника на ошибки в работе будут восприняты конструктивно, и недочеты будут исправлены. А при психических проблемах, проявляющихся в раздражительности и заниженной самооценке, возможна истерика, депрессия и неспособность справиться с работой.

Правильная когнитивная структура, за которой стоит эмоциональная стабильность, формируется в течение всей жизни человека и зависит от:

  • наследственности,
  • воспитания,
  • нормальной социальной адаптации,
  • благоприятных межличностных контактов.

В когнитивной психологии выделяют метод «контейнирования» (осторожного обращения с уязвленным самолюбием) и метод эмоционального подпитывания. Первый применяется для лечения перфекционистской меланхолии, возникающей из-за недолюбленности и нарциссизма

Вторым методом исцеляют анаклитическую депрессию, причина которой – социальная потерянность и дефицит эмоциональных контактов с людьми.

История возникновения

Краткосрочная терапия начала привлекать внимание в 1950-х годах, после роста популярности поведенческой и семейной терапии. Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности

Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности.

Семейная терапия подчеркивает индивидуальность в контексте семьи. В обоих случаях терапевт действует директивно и активно.

Эти два вида терапии отличаются от более ранних доминирующих терапий, основанных на психоаналитическом мышлении, которые фокусировались на инсайте и прошлом индивида, и в которых терапевт не является директивным и полностью пассивен.

Таким образом, поведенческая и семейная психотерапия заложили основу для принятия активных краткосрочных терапевтических подходов.

Популярность краткосрочной терапии возросла в 1980-х годах после эмпирических исследований процесса и результатов психотерапии.

Исследователи использовали мета-анализ, статистический метод, позволяющий сравнить результаты многих исследований, чтобы сделать следующие выводы о психотерапии:

  1. большинство клиентов оставались на терапии в течение шести-восьми сессий,
  2. 75% клиентов, сообщивших об улучшении, получили результаты в течение первых 6 месяцев терапии, и
  3. ограниченная по времени психотерапия давала результаты, аналогичные результатам долгосрочной длительной терапии.

В дополнение к этим результатам исследований социальные изменения в мире увеличили потребность и спрос на быстрые способы получения психологической помощи:

  • Страховые компании и Организации медицинского обслуживания обычно устанавливают ограничения на количество сессий, которые может посещать человек в рамках медицинской страховки.
  • Некоторые люди, не желая оплачивать страховку, предпочитают сразу платить за свою психотерапию.
  • А у подавляющего большинства людей нет ни времени, ни соответствующего личного дохода на длительную психотерапию.
  • Также, спрос на терапию увеличился, в то время как предложение терапевтов (в условиях снижения платы и увеличения рабочей нагрузки) уменьшилось.
  • Поэтому во многих общественных и университетских консультационных центрах просто стало не хватать терапевтов, чтобы принимать клиентов на длительные курсы терапии!

Краткосрочная терапия стала привлекательным методом удовлетворения возросшего спроса на консультационные услуги своевременным и экономически эффективным способом. К тому же результаты мета-исследований показали, что разницы в эффективности между краткосрочной и долгосрочной терапией просто нет.

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

  • техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
  • техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.

Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Направления и формы психотерапии

При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, иными словами, три психотерапевтические теории (психодинамическая, когнитивно-поведенческая и гуманистическая) соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий.

А) Если в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы, а невроз (а также нарушения личности и депрессии) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлена на достижение осознания этого конфликта и бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический метод. Осознание достигается за счет анализа (включающего определенные процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного, а также сопротивления и переноса. Сама психоаналитическая процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. Разновидностями психодинамического направления являются: классический психоанализ Фрейда, аналитическая психотерапия Юнга, индивидуальная психотерапия Адлера, характерологический анализ Хорни и др.

Б) Представители когнитивно-поведенческого направления фокусируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Норма — это адаптивное поведение, а невротический симптом или личностные расстройства рассматриваются как неадаптивное поведение, сформировавшееся в результате неправильного научения

Таким образом, целью психологического вмешательства является научение, то есть замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные). Методически научение осуществляется на основании базовых теорий или моделей научения, существующих в бихевиоризме (классическое и оперантное обусловливание, социальное научение). Существует разнообразие когнитивно-поведенческих методов: когнитивная психотерапия Бека, рационально-эмоциональная психотерапия Эллиса, нейролингвистическое программирование, интерперсональная психотерапия Клермана и Вейссман и пр.

В) Гуманистическое, или «опытное», направление исходит из признания уникальности человеческой личности и в качестве основной потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. В самом общем виде невроз является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я. В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также интеграции. Подтипами гуманистической психотерапии являются: экзистенциальная психотерапия, логотерапия Франкла, клиент-центрированная психотерапия Роджерса, гештальт-терапия Перлза и др.

Существуют другие известные направления в психотерапии, которые трудно методологически отнести к предыдущим основным психотерапевтическим подходам. Частично они являются примером интеграции нескольких методов психотерапии. Сюда относятся: гипносуггестивная психотерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, позитивная психотерапия и пр.

Основные формы психотерапии:

  1. Индивидуальная психотерапия. Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт — клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, так и терапевта.
  2. Групповая психотерапия. Специфика лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы.
  3. Семейная психотерапия (терапия супружеских пар). Направлена на коррекцию межличностных отношений в семье. Ее цель — устранить эмоциональные расстройства в семье, наиболее выраженные у больного члена семьи. Иными словами, это терапия клиента в семье и с помощью семьи.

Групповая психотерапия

Занятия в группах будут иметь большую эффективность, если вы хотите решить проблемы в коллективе. Психотерапевт поставит задачу перед пациентами быть наиболее искренними и не стесняться говорить о возникающих чувствах и проблемах. Такая методика потребует от группы людей большой смелости, однако она может быть очень эффективной, поскольку в процессе группового взаимодействия врачу будет удобно наблюдать за взаимоотношениями пациентов. Также в коллективе неизбежно произойдет обмен знаниями и жизненным опытом.

Когда рядом с вами находится верный товарищ, вам будет куда легче начать говорить о проблемах. Вы сможете выслушать мнения по этому поводу от других коллег и вместе найдете правильное решение. Также в процессе такого сеанса пациенты укрепят доверие между собой, что сплотит рабочий коллектив.

Список источников:

  1. “Психотерапия” статья из Википедии
  2. “Зигмунд Фройд” статья из Википедии
  3. “Эмпирические данные” статья из Википедии
  4. “Априори” статья из Википедии
  5. Этические принципы психологов и кодекс поведения Американской ассоциации психологов
  6. Что такое супервизия
  7. Что такое интервизия
  8. Психотерапия по версии Американской Психологической Ассоциации
  9. Психотерапия по определению Американской Психиатрической Ассоциации
  10. Цели психоаналитического лечения
  11. “Психоанализ” Статья из Википедии
  12. Как работает психоаналитическое лечение
  13. Главные виды психотерапии
  14. Цели гештальт-терапии
  15. “Когнитивная психотерапия” статья в Википедии
  16. Карвасаркий Б. Д. Клиническая психология
  17. “Поведенческая терапия” статья из Википедии
  18. Признание эффективности психотерапии
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.