Оглавление
Найдено научных статей по теме — 15
Пец О.И.
Методика для диагностики направленности личности
Щукевич Яна Владиславовна
В статье рассматриваются проблемы диагностики направленности личности. Описана авторская методика, направленная на диагностику направленности личности.
О целевой направленности и перфекционизме личности
Лукина Наталия Борисовна
В статье проанализирована проблема целевой направленности и перфекционизма
Особое внимание обращено на типы целей личности и аспекты такого психологического явления как перфекционизм.. Щербина А.И.
Целью статьи является анализ одной из значимых личностных характеристик педагога: аксиологической направленности, которая относится к высшим регуляторам деятельности и поведения, к области личностных смыслов.
Щербина А.И.
Целью статьи является анализ одной из значимых личностных характеристик педагога: аксиологической направленности, которая относится к высшим регуляторам деятельности и поведения, к области личностных смыслов.
Загайнов Игорь Александрович, Блинова Мария Леонидовна
В статье раскрывается актуальный вопрос о профессиональной направленности личности студентов вузов. Выявлена ведущая роль мотивационного компонента при выборе профессии.
Антилогова Лариса Николаевна, Ражина Наталья Юрьевна
На основе тематического апперцептивного теста (ТАТ) были выделены три типа альтруистической направленности: высокоуровневый, среднеуровневый, низкоуровневый.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ТИПА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Ханова Зоя Гаджиалиевна
В статье рассматриваются современные психологические подходы к исследованию мотивации. Выделены психологические факторы, определяющие мотивы деятельности.
Потапова Илона Ильмаровна
В статье рассмотрена система формирования ценностных ориентаций обучающихся в профессиональном колледже, которые задают общую направленность интересам и устремлениям личности; определяют иерархию индивидуальных предпочтений, целев
Лабаева Татьяна Александровна
Цель данного исследования изучить профессиональные интересы и способности студентов. Методы. «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, методика оценки профессиональных интересов и способностей (тест Соломина И. Л.).
Кунц Любовь Ивановна
В статье рассматриваются различные подходы к понятию направленности и профессиональной направленности личности.
Нравственная направленность в структуре личности человека
Мухтарова А.Х.
В статье в структуре личности выделяется роль нравственной направленности личности. Подчеркивается факт обусловленности форм направленности личности ее нравственной направленностью.
Направленность личности в психологии — что определяет желания человека
Парадокс заключается в том, что человеческая жизнь начинает резко обретать смысл только столкнувшись с ограничениями. Нельзя желать противоположных вещей (вроде езды хорошего автомобиля и ходьбы пешком). Объяснить все довольно легко. Изначально человек напоминает обычный радиоприемник. Когда идет одновременный прием всех волн, получается белый шум. Однако, при отсеивании всех лишних каналов, он начинает передавать и получать информацию. При всем этом, кое-что закладывается изначально несмотря на то, что эти самые каналы порой могут очень сильно меняться, ядро всегда останется одним и тем же.
Основные формы направленности
Стоит выделить основные формы направленности личности в психологии:
- Установки. Как правило, это неосознанные состояния, которые характеризуют готовность человека к какой-либо деятельности. Обычно возникают при неоднократном повторении какой-либо ситуации, ее также называют установочной. Во время нее человек так или иначе реагирует определенным, естественным образом. Установка может сохраняться в течение длительного времени. Однако у каждого человека она сохраняется разный промежуток времени. Аналогично и с формированием.
- Влечения. Эти потребности частично осознаются, однако их причина для человека может оставаться неясной. Влечения можно понимать как своеобразный переходный этап, где потребность может усилиться, либо вообще угаснуть.
- Интерес. Так обозначается направленность к познанию новой информации или избирательное отношение к определенному объекту. Проявление потребности к познанию зовется интересом. У личности одновременно может быть огромное количество интересов, причем они могут отличаться по содержанию и глубине.
- Склонности. Дальнейшее развитие интересов. Выражается в сильной потребности в определенном занятии.
- Желания. Мотивы, основанные на осознанных потребностях, зовутся желаниями. Желания могут характеризовать отношение человека к объекту, которого он достичь не может и понимает это.
- Стремления. Это желания, у которых есть обдуманный план и способ достижения. Могут быть выражены в виде мечты, идеала, страсти.
- Намерения. В этом случае личность видит не только желаемые условия, но и все способы их достижения.
- Убеждения. Представляют собой совокупность потребностей, побуждающих человека действовать в соответствии своими принципами, взглядами и представлениями. Обычно убеждения основаны на знаниях личности о мире.
- Мировоззрение. Система взглядов на мир, с помощью которого формируется общественное бытие. Относится к главным регуляторам поведения человека.
Все эти формы так или иначе формируют свойства личности в психологии. Личность характеризуют побуждения, второстепенные и доминирующие. Вторые являются определяющими поведение человека, потому-то они и наиболее устойчивы.
Классификации направленности личности
Существует несколько классификаций направленности личности.
По открытости
Бывает истинная и скрытая направленность. Последняя становится видна только в кризисных, опасных, нестандартных для личности ситуациях.
По структуре
По внутриличностным компонентам выделяют:
- эмоциональную направленность;
- когнитивную направленность (локус контроля);
- направленность сферы интересов;
- направленность ценностных ориентаций;
- направленность деятельности.
Относительно личностной позиции человека
Исходя из оценки личности как источника активности, выделяют:
- гуманистическую;
- эгоистическую;
- депрессивную;
- суицидальную направленность личности.
По сфере реализации активности
Выделяют следующие виды направленности:
- исследовательская;
- культурная;
- спортивная;
- профессиональная и другие.
Что такое направленность личности
Направленность личности – это совокупность потребностей, желаний, убеждений, интересов, мотивов человека, его идеалов и ценностных ориентаций. Всё это придаёт человеческой жизни определённый смысл.
Парадоксально, но человеческая жизнь приобретает какой-то смысл только после того, как она чем-то ограничивается. Невозможно хотеть и желать абсолютно всё, особенно если дело касается прямо противоположных вещей (нельзя желать одновременно ездить на хорошей машине и ходить пешком). «Парадокс» объясняется просто, если сравнить личность с радиоприёмником или телевизором: когда он принимает все каналы одновременно, возникает «белый шум», и только отсеяв все каналы, кроме одного, он начинает передавать конкретную информацию, которую можно увидеть и услышать. Личностная направленность при этом – явление врождённое; она, конечно, может меняться со временем, однако первоначальный толчок закладывается природой.
Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость.
Формы направленности
Идеалы человека, склонности, цели, интересы, порывы, желания, мотивы, стремления, симпатии, привязанности и позиции, антипатии и ценности, вкусы и потребности – всё это формы направленности.
Важно! Направленность – это в психологии совокупность побуждений, дающих характеристику индивиду и описывающих его продвижение к цели. Это не только стремление к результату, но ещё и выбор пути
Высшая форма направленности
Высшая форма – убеждение. Под ним понимается совокупность мотивов (опирающихся на мировоззрение и идеалы), которые диктуют человеку способы реагирования в различных ситуациях. Оно базируется исключительно на осознанных потребностях, которые формируют мотивацию. Человеку свойственно стремиться передать свои убеждения окружающим.
Понятия убеждения и знания отличаются друг от друга. Личность может понимать, как правильно поступить в данной ситуации, но сделать по-другому. Это просто знание. Когда человек владеет информацией и не может поступить иначе – это убеждение.
Правильная постановка цели и уверенность в себе
Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями
Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели. Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах
Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими
Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.
Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.
https://youtube.com/watch?v=Hfc6jdpw2mg
Формирование направленности личности
Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.
Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.
В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:
- влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
- желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
- стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
- интерес — познавательная форма направленности на предметы;
- склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
- идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
- мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
- убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.
Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель. Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.
Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.
Ценности и потребности
Отношение человека к действительности определяется в первую очередь теми потребностями, которые он считает для себя необходимыми. Потребности создают конкретные желания и запросы, а это, в свою очередь, складывается в общую психологическую ориентацию личности. Основной из ее компонентов — это ценностно-смысловые образования, основанные на тех потребностях и притязаниях человека в соответствии с его уровнем жизни, запросами и отношениями с окружающими. Сюда можно отнести желание власти и влияния, потребность в определенном социальном статусе, те ценности, которые хочет иметь человек в результате своих стараний и усилий. Сюда же относится и самооценка — способность человека адекватно оценивать себя в соотношении с окружающей действительностью.
Помимо тех целей, которые ставит перед собой человек, важны также и способы их реализации. Все мы много раз могли наблюдать это на практике. Для кого-то «цель оправдывает средства», а для кого-то конкретные методы окажутся недопустимы с этической точки зрения. Такое различие является следствием в первую очередь родительских установок. Львиную долю своей системы ценностей родители передают детям, показывая на своем примере ребенку с раннего детства. Хотя порой и делают это неосознанно
Поэтому многие известные психологи и советуют уделять максимальное внимание особенностям детской психологии, детско-родительским отношениям и вопросам педагогики. Ученые-психологи В
А. Сластенин и В. П. Каширин рассматривают, например, такие проблемы, как личностная психология, теоретико-методологические аспекты воспитания и обучения детей, общие вопросы педагогики, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений. Особое внимание ученые уделяют профессиональной детской психологии.
Виды направленности личности
Психологи говорят о наличии нескольких направленностей, которые определяют то, как человек ведет себя в разных ситуациях. Каждый из видов затрагивает какую-то одну сферу деятельности, поэтому ее нельзя назвать хорошей или плохой.
Личная направленность
Характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением в жизнь личностных целей и стремлений. Таких людей нередко называют эгоистичными, поскольку они с виду мало заботятся о других, а больше думают о себе, выстраивают в голове конструктивные планы и осмысленно двигаются к их осуществлению
Черты характера, свойственные таким людям: уверенность в себе, целеустремленность, умение сосредоточиваться на важной проблеме, организованность, ответственность за выполняемые действия. Люди представленной направленности никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки
Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью «Сила характера«). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы
Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки. Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью «Сила характера«). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы.
Направленность на других людей
Характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей. Такая личность слишком сильно ориентируется на мнение окружающих, поэтому не способна выстраивать собственные планы и воплощать в жизнь индивидуальные стремления и мечты. Прежде чем предпринять какое-либо действие, человек будет мысленно или вслух согласовывать свои поступки с мнением общества. Ему страшно выйти за рамки того, что в социуме считается приемлемым или нормальным, потому собственное мнение он, чаще всего, не высказывает.
Направленность на других людей сопровождается так же большим желанием участвовать в общественной жизни, выполнять получения по просьбе родственников, друзей и коллег. Таких людей очень любят в коллективах – они безотказные, легко уживаются практически с любым человеком, готовы в нужный момент прийти на помощь. Здоровый психологический климат в коллективе и дома для них является основополагающим компонентом.
Деловая направленность
Характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум, в котором он живет. Такого человека отличает деловой подход ко всему, что его окружает. Он не обязательно стремится заниматься бизнесом или развивать собственное дело. Умение находить выгоду в разных ситуациях (причем, не только для себя, но и для людей) ставит личность в выгодное положение перед коллегами и друзьями. Как правило, это компанейский человек, который очень любит общество других людей, однако, в то же время, достаточно свободолюбивый и всегда играет по своим правилам.
Эмоциональная направленность личности
Характеризуется склонностью переживать по всякому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к печалям других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, у них часто меняется настроение. Любой незначительный случай может вывести их из состояния душевного равновесия и породить массу тревожных переживаний.
Кроме сказанного, они прекрасно разбираются в искусстве, в частности в музыке и литературе, так как обладают яркой, уникальной способностью чувствовать переживания и настроения вымышленных персонажей.
Социальная направленность личности
Характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных и политических изменений. Как правило, люди этого типа не могут жить вне общества. Они могут быть как руководителями, так и подчиненными, главное, что их деятельность развивается внутри социума.
Определение
Каждый человек имеет собственные взгляды на жизнь, своё место в мире, на общество. Направленность личности – это её приоритеты и мировосприятие, увлечения и потребности, цели и желания. Она складывается во многом, благодаря воспитанию и окружению, и зависит от уровня нравственности общества. Так, ребёнок нередко перенимает мировоззрение родителей, их страхи, интересы и приоритеты. На родных несомненное влияние оказывает социальная среда.
В религиозном обществе на направленность сильно влияет вера. Набожный христианин будет видеть свой путь в служении Богу и людям, расчётливый китаец часто руководствуется поговоркой «не пойман – не вор».
Ориентация личности – путь к самореализации, цели.
Структура направленности личности
- Потребность – это испытываемая человеком нужда в каком-либо объекте окружающей среды, переживаемая как дефицит. Потребность включает два основных элемента: предметное содержание (объект внешней среды) и напряжение, которое сопровождает возникновение потребности. Данное напряжение вызывает дискомфорт, от которого человек стремится избавиться путем удовлетворения потребности. Таким образом, потребности являются движущими силами активности человека.
- По мере осознания человеком предметного содержания потребности возникает внутреннее побуждение к определенному акту поведения, направленному на удовлетворение потребности. Такие побуждения называются мотивами; по сути, мотивы являются осознаваемыми потребностями.
- Различные мотивы переходят в определенные цели – предвосхищаемые результаты актов поведения человека. На основе иерархии устойчивых мотивов формируются убеждения, склонности и ценностные ориентации, образующие мировоззрение – систему взглядов человека на окружающую действительность и ее отдельные компоненты.
- Ценностные ориентации – это представления человека об идеальных конечных целях и идеальных способах поведения для достижения этих целей.
- Убеждения – это глубокая и обоснованная уверенность личности в истинности принципов и идеалов, которыми она руководствуется в процессе регуляции собственного поведения.
- Склонности характеризуют направленность человека на определенные виды деятельности; в структуру склонностей входят интересы и волевой компонент.
Мировоззрение человека, и прежде всего ценностные ориентации личности как составляющие мировоззрения, проявляют сущность самой личности.
Направленность и мотивация
В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.
Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.
При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.
«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».
Выделяют три варианта последствий трудного события для психики:
- Если убеждения, установки и ценности человека предполагали такой вариант развития событий, то происходит их закрепление: человек понимает, что «он был прав».
- Когда событие частично подтверждает установки и ценности, то происходит их дальнейшее развитие, они становятся богаче и разнообразнее. Человек как бы говорит себе, что «жизнь, оказывается, значительно лучше (хуже, страшнее, веселее), чем он думал».
- Третий вариант – полное разрушение всех ценностных ориентиров и установок. Предшествующее личностное развитие человек признаёт напрасным, его постигает разочарование в жизни.
Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству. Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя. Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.
Понятие и определение
На становление и развитие индивида влияет социум. Важную роль в этом играет направленность личности. В психологии понятие означает систему или совокупность устойчивых мотивов, которые не зависят от ситуации и направляют деятельность человека в конкретную сторону. Этот феномен также называют динамической тенденцией. Направленность личности считается стержневой характеристикой персоны. Она влияет на её характер, поведение и деятельность.
Направленность подразумевает две особенности, которые тесно связаны между собой. Первый пласт деятельности человека заключается в предметном содержании. Динамическая тенденция всегда направлена на что-то, к примеру, на цели или ценности. Вторая особенность феномена — психическое напряжение. Оно подразумевает проявление энергии из-за неудовлетворённых потребностей.
- индивидуально-личностная — коллективно-общественная;
- идейно-моральная — инстинктивно-физиологическая.
В человеке всегда идёт борьба коллективизма с индивидуализмом и рационального с эмоциональным. В направленности личности следует выделить её главные составляющие. То, к чему стремится персона, называется целью. Человек хочет достичь её из-за определённых мотивов. Одну и ту же цель индивид может добиваться по разным причинам. Например, несколько людей хотят стать психологами. Интерес направленности личности может заключаться в желании помогать окружающим. А другой человек желает работать психологом, чтобы построить карьеру и добиться финансового благополучия.
Необходимо осознавать, что поведение индивида часто диктуется сразу несколькими мотивами. Определённые действия нередко выступают следствием целого комплекса побуждений. Личность может работать психологом или кем-то другим из-за нужды в деньгах и сильного интереса к делу. К этому также можно отнести возможность завести новых друзей. Если один из мотивов исчезает, то поведение человека тоже изменится. Например, он может сменить место работы, попытаться получить более высокую должность или поменять профессию.
Эта тема закрыта для публикации ответов.