Этика

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Этика как отрасль философского знания

Будучи отраслью философского знания, этика подразделяется на два раздела:

Краткая история этики

Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции

Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

Религиозный этикет

Подавляющее большинство людей являются религиозными в той или иной степени. Чаще всего это заключается в посещении храма по значимым праздникам. Так как в России наиболее распространено православное христианство, то посещение церкви также регламентируется некоторыми правилами:

На службе важно вести себя тихо, разговаривать запрещается.
Женщине нельзя находиться в храме с непокрытой головой, мужчина же, наоборот, снимает головной убор. Также запрещается женщине быть в юбке выше колен или брюках

Яркая одежда неуместна.
Перед входом и выходом из храма принято креститься трижды.
В разговоре со священнослужителями важно упоминать сан или имя, например, «отец Владимир», «отец диакон», «отец настоятель».
Выполняя церковные обряды, важно делать все, что скажет священник.
Молитвы произносятся тихо, глядя на образа.

В большинстве случаев не слишком религиозным людям достаточно вести себя скромно и вежливо как в общении со священнослужителями, так и с прихожанами. В случае необходимости провести какое-либо религиозное таинство (крещение, венчание) нужно прежде проконсультироваться со священнослужителем, чтобы соблюсти все традиции.

Концепции происхождения морали

В разных этических системах происхождение морали трактуется по-разному. Существует несколько концепций происхождения и сущности морали. К ним относятся: натуралистические, антропологические и креационистские концепции.

Натуралистические (эволюционистские) концепции выводят мораль из природного фактора, ее содержание определяется достижением моральной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматривается как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных, как способ выживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничего такого, чего бы не было у животных.

Антропологические концепции происхождения морали выводят мораль из «природы человека» как естественного существа, его потребностей интересов, «неизменной» биологической и психологической сущности индивида.

В рамках этой концепции существовало множество этических школ. Гедонизм (в переводе с греческого — удовольствие, наслаждение), например, выводил мораль из эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека необходимо научить понимать различия между ними и находить полноту бытия в стремлении к удовольствию. Главная ценность для человека — хорошее настроение, а чтобы оно не превратилось в плохое, не следует обременять себя лишними проблемами — имущественными и прочими заботами.

В рамках этого направления в этических учениях можно также рассмотреть концепцию утилитаризма. Его основным понятием является выгода человека (прибыль, корысть, собственный интерес и т.д.). Источником морали является «человеческая природа», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка.

Креационистские теории (сотворение) представляют собой различные виды религиозных систем морали. Источником морали в этих теориях является Бог. Мораль — это дар Божий, который, подобно удару молнии, отделил человека от животного мира. Поскольку авторитет Бога священен и непререкаем, его нравственные заповеди столь же священны, абсолютны и не требуют обоснования. Эти заповеди связаны с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда. Следование им, их соблюдение приближает человека к нравственному идеалу.Иногда противоречия разрешаются эволюционным путем, другие же достигают конфликтного состояния, особенно когда личные интересы не сочетаются с интересами коллектива. Если школьник умеет подчинять личные интересы коллективу, то конфликта не возникает. У ребят с эгоистическими наклонностями такие конфликтные ситуации бывают. Правда, они редки, да и вообще в наших условиях не может быть антагонистических противоречий между интересами личности и требованиями общества. Однако это гармоническое единство не может быть представлено метафизически как абсолютное единство, которое не порождает условий для возникновения противоречий. Противоречия, достигшие конфликтной напряженности, если они служат высоким идеалам, становятся необходимой ступенью на пути к установлению новых нравственных отношений в коллективе или у отдельных людей. В некоторые конфликтные ситуации обязан вмешаться учитель, другие же разрешаются самими учащимися. Оба варианта разрешения конфликта должны быть педагогически целесообразны и обоснованы.

При выявлении внутренних противоречий нравственного развития следует учитывать и внешние противоречия, рассматривать их во взаимосвязи и всегда принимать во внимание их прогрессивную сторону. Внешние противоречия часто возникают в результате отсутствия достаточных объективных условий для достижения цели, личных желаний и удовлетворения запросов, поэтому субъективно эти противоречия переживаются как неудовлетворенная потребность. На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия»

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э.
  2. Культура, этнос, язык
  3. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия
  4. Феномен внутренней свободы
  5. Концепция антропогенеза Н. Гартмана
  6. Направления философских исследований и основные философские дисциплины
  7. Оригенизм
  8. История западной философии
  9. М. Бакунин и его философские идеи
  10. Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Общие принципы типологии потребностей

Понятие и предмет этики

Этика — учение о добре и зле

Понятие этики пришло к нам из древнегреческого (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай»).

Создавалось это учение с несколько иными целями. Смысл слова «этос» толковался как правила совместного общежития, нормы для сплочения общества, борьба с агрессивностью и индивидуализмом. Но с развитием общества сюда добавили изучение:

  • добра и зла,
  • дружбы,
  • сочувствия,
  • самопрожертвования,
  • смысла жизни.

Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.

Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют

Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:

Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.

В рабочей программе дисциплины «этика» можно найти также основные проблемы:

  1. Проблема понятий добра и зла, пороков и добродетели;
  2. Проблема назначения людей на земле и смысла жизни;
  3. Проблема свободы воли;
  4. Проблема понятия «должен» и совмещения этого понятия с естественным стремлением к счастью.

Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Классификация этических ценностей

По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:

  • основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
  • частные – ценности-добродетели.

Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:

  1. Ценности античной морали: мудрость справедливость, самообладание, храбрость. Здесь же находятся аристотелевы ценности, базирующиеся на принципе середины.
  2. Ценности «культурного круга христианства»: искренность и правдивость, любовь к ближнему, верность, надежда вера и доверие, смирение, скромность, дистанция, ценность внешнего обхождения.
  3. Другие ценности: дарящая добродетель, любовь к дальнему, личная любовь.

↑щРХЙЮ Б ЯПЕДМХЕ БЕЙЮ Х ЩОНУС бНГПНФДЕМХЪ

б яПЕДМХЕ БЕЙЮ НЦПНЛМНЛС ПЮГАПНЯС МПЮБЯРБЕММШУ ПЕЬЕМХИ, УЮПЮЙРЕПМШУ ДКЪ ЮМРХВМНЯРХ, АШК ОПНРХБНОНЯРЮБКЕМ ЕДХМШИ ЮБРНПХРЕРМШИ ХЯРНВМХЙ ЛНПЮКЭМНЦН ДНАПЮ – БЯЕЛНЦСЫХИ аНЦ. нМ РЮЙФЕ ОНКЮЦЮЕРЯЪ БЯЕАКЮЦХЛ, БЯЕБХДЪЫХЛ, БЕГДЕЯСЫХЛ. б УПХЯРХЮМЯРБЕ аНЦ БШОНКМЪЕР ЙЮПЮРЕКЭМШЕ ТСМЙЖХХ Х НДМНБПЕЛЕММН ГЮДЕР ХДЕЮК МПЮБЯРБЕММНЦН ЯНБЕПЬЕМЯРБЮ. уПХЯРХЮМЯЙЮЪ ЩРХЙЮ Б НРКХВХЕ НР ЦПЕВЕЯЙНИ Х ПХЛЯЙНИ Б НЯМНБМНЛ ЯРЮКЮ ЩРХЙНИ ДНКЦЮ. б МЕИ АШКХ ЯТНПЛСКХПНБЮМШ ХМШЕ ЙПХРЕПХХ ЛНПЮКЭМНЦН ДНАПЮ. рЮЙХЕ ЙЮВЕЯРБЮ ЙЮЙ ЛСФЕЯРБН, БНХМЯЙЮЪ ДНАКЕЯРЭ, НРНЬКХ МЮ БРНПНИ ОКЮМ. б ЙЮВЕЯРБЕ ДНКЦЮ АШКЮ ББЕДЕМЮ КЧАНБЭ Й аНЦС Х АКХФМЕЛС (ЙЮЙ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕ ОПХМЖХОЮ АНФЕЯРБЕММНИ КЧАБХ), БЯЕ КЧДХ ЯРЮКХ ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭЯЪ ЙЮЙ ПЮБМНДНЯРНИМШЕ, МЕГЮБХЯХЛН НР ХУ СЯОЕУНБ Б ГЕЛМНИ ФХГМХ.

б ЯПЕДМЕБЕЙНБНИ ЩРХЙЕ АШКЮ НРПЮФЕМЮ АНКЕЕ БШЯНЙЮЪ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ЮМРХВМНЯРЭЧ НЖЕМЙЮ ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ВСБЯРБЕММНЯРХ, АНКЕЕ БШЯНЙЮЪ НЖЕМЙЮ РПСДЮ, Б РНЛ ВХЯКЕ – ОПНЯРНЦН, ЯБЪГЮММНЦН Я ПЕЛЕЯКЕММШЛ ОПНХГБНДЯРБНЛ, Х ЯЕКЭЯЙХЛ УНГЪИЯРБНЛ, Ю РЮЙФЕ ХЯРНПХВЕЯЙХИ БГЦКЪД ВЕКНБЕЙЮ МЮ ЯНАЯРБЕММНЕ ПЮГБХРХЕ.

б УПХЯРХЮМЯЙНИ ХДЕЕ бНЯЙПЕЯЕМХЪ ХГ Л╦ПРБШУ СРБЕПФДЮЕРЯЪ МЕ РНКЭЙН ЯНУПЮМЕМХЕ ОНЯЛЕПРМНЦН ЯСЫЕЯРБНБЮМХЪ ДСЬХ, МН ОНКЮЦЮЕРЯЪ РЮЙФЕ Х БНЯЯРЮМНБКЕМХЕ ОПЕНАПЮФЕММНЦН, НЯБНАНФДЕММНЦН НР ЦПЕУЮ РЕКЮ. щРН ЯБЪГЮММН ХЛЕММН Я НЯНГМЮМХЕЛ ГМЮВЕМХЪ ВСБЯРБЕММШУ ЯРНПНМ АШРХЪ ВЕКНБЕЙЮ. б РН ФЕ БПЕЛЪ ВСБЯРБЕММШЕ ОПНЪБКЕМХЪ ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ФХГМХ НЯЛШЯКЕМШ Б УПХЯРХЮМЯРБЕ Я РНВЙХ ГПЕМХЪ МЕНАУНДХЛНЯРХ ХУ ПЮГСЛМНЦН ЙНМРПНКЪ. б ЯЮЛНИ ХДЕЕ ОЕПБНПНДМНЦН ЦПЕУЮ ЛНФМН СБХДЕРЭ МНБНЕ ОНМХЛЮМХЕ ГЮДЮВ ВЕКНБЕЙЮ НРМНЯХРЕКЭМН ЯБНЕЦН ЯНАЯРБЕММНЦН ПЮГБХРХЪ, ЯБНЕЦН ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ, Б РНЛ ВХЯКЕ Х НЯНАНЦН НРМНЬЕМХЪ Й ЯБНЕИ ВСБЯРБЕММНЯРХ. рЕОЕПЭ ЩРН СФЕ МЕ УЮПЮЙРЕПМНЕ ДКЪ ЮМРХВМНЯРХ «ДНДЕКШБЮМХЕ» ОЕПБНИ ОПХПНДШ, Ю ЕЕ ОНКМЮЪ ОЕПЕДЕКЙЮ: НРЙЮГ НР НДМНИ, ЦПЕУНБМНИ ОПХПНДШ Х ТНПЛХПНБЮМХЕ ДПСЦНИ – ОПЕНАПЮФЕММНИ, ОНЯРЮБКЕММНИ ОНД ЙНМРПНКЭ ВЕКНБЕВЕЯЙНЦН ПЮГСЛЮ. йПЮИМЕ БЮФМШЛ ДНЯРХФЕМХЕЛ Б ДБХФЕМХХ ОН ЩРНЛС ОСРХ ЯРЮКН ТНПЛХПНБЮМХЕ ХДЕХ БШРЕЯМЕМХЪ ГКЮ МЮ СПНБМЕ ЛНРХБНБ, РН ЕЯРЭ БШРЕЯМЕМХЕ ЯЮЛХУ ЦПЕУНБМШУ ОНЛШЯКНБ. гМЮВХРЕКЭМСЧ ПНКЭ ЯШЦПЮКН ОНМХЛЮМХЕ ЯНБЕЯРХ ЙЮЙ ЦНКНЯЮ аНЦЮ Б ВЕКНБЕЙЕ, ГЮОПЕЫЮЧЫЕЦН МЕДНЯРНИМШЕ ОНЯРСОЙХ. б ЩРНЛ ЙКЧВЕ ПЮГБХБЮЕРЯЪ ЯРЮБЬЮЪ ЙПЮИМЕ ЮЙРСЮКЭМНИ Б ЯНБПЕЛЕММНЛ ЛХПЕ ХДЕЪ МЕМЮЯХКХЪ. мЕОПНРХБКЕМХЕ ГКС МЮЯХКХЕЛ НГМЮВЮЕР ЯРПЕЛКЕМХЕ Й СЛЕМЭЬЕМХЧ ГКЮ, ГЮ ЯВЕР КХЙБХДЮЖХХ С КХЖЮ, ОПХЛЕМЪЧЫЕЦН МЮЯХКХЕ, ЛНРХБЮ ЕЦН МЮЯХКЭЯРБЕММНЦН ДЕИЯРБХЪ.

Происхождение

Эпические поэмы, стоящие у истоков многих мировых литератур, таких как месопотамский эпос о Гильгамеше , Гомеровская Илиада и исландские Эдды , отражают набор ценностей, которые подходят сильному лидеру небольшого племени. Доблесть и успех — главные качества героя, которые обычно не ограничиваются моральными соображениями. Месть и вендетта — подходящие действия для героев. Боги, появляющиеся в таких эпосах, не являются защитниками моральных ценностей, а являются капризными силами природы, которых следует бояться и умилостивлять.

Более строго этические требования иногда встречаются в литературе древних цивилизаций, нацеленной на низшие классы общества. Шумерский Альманах фермера и египетская Инструкция Amenemope как советуют фермер , чтобы оставить немного зерна для бедных Gleaners, и обещание милостей от богов за это. Ряд древних религий и этических мыслителей также выдвигали некоторую версию золотого правила , по крайней мере, в его отрицательной версии: не делайте с другими того, что вы не хотите делать с собой.

Глобальная истерия

В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

  • Демократизация образования,
  • обесценивание условий занятости, охраны труда,
  • порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
  • отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.

Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

А теперь обо всем по порядку.

Зарождение понятия

История возникновения этого понятия берет свое начало во Франции. Связано это с тем, что термин впервые был употреблен именно при дворе французского короля. Перед очередным светским мероприятием приглашенным раздавали специальные карточки. На них были указаны основные положения поведения.

Так появился первый официальный свод правил поведения в культурном обществе. С той поры началось активное развитие этикета в высших сословиях, несмотря на то, что определенные положения и нормы существовали еще в далекие времена.

Родиной понятия «этикет» общепризнанно считается Франция, однако, некоторые эксперты уверяют, что должность страны-родоначальника вышеуказанного явления оспаривает еще и Англия. Несмотря на становление определенных норм поведения, они не могли развиваться в должной мере из-за суровых и жестоких условий того времени. В результате чего, нравственность, мораль и духовность отошли на второй план.

Имеются данные, что определенные правила хороших манер появились в XIV веке в границах Италии. В государстве начал наблюдаться культурный личностный рост. Социальная сущность стала иметь значение в обществе.

В XV веке в странах Европы начали использовать личные столовые приборы. Спустя столетие, эти атрибуты стали обязательными во время проведения обедов. Использование вилки и ножа стало толчком к формированию общественного европейского этикета.

На развитие и распространение этого эффекта особо повлиял придворный ритуал. Появилась необходимость в должности церемониймейстера, который тщательно следил за выполнением всех необходимых указаний и предписаний.

Кантовская этика

Иммануил Кант в XVIII веке утверждал, что добро и зло основаны на долге , который ставит перед нами категорический императив , заповедь, которой по своей природе следует подчиняться. Действия по-настоящему нравственны только в том случае, если они совершаются из чувства долга, а самое ценное — это человеческая воля, решившая действовать правильно. Чтобы решить, что требует долг, Кант предлагает принцип универсальности : правильные моральные правила — это те, которые может принять каждый.

Философия Канта знаменует собой ряд важных концептуальных сдвигов в философском мышлении об этике. Кант утверждает, что вопросы о счастье не должны быть в центре этического мышления, потому что этика должна быть универсальной, в то время как счастье может включать в себя очень разные образы жизни для разных людей. Он также считал, что такой подход необходим, если этическая теория не должна становиться «гетерономной»; то есть найти источник надлежащей моральной мотивации за пределами собственно моральных интересов.

Нормы поведения в феодальном обществе Европы

Известная многим система рыцарства зародилась в Европе в XI веке. Она существенно повлияла на становление европейского, а после и мирового этикета. В этот период начали появляться новые ритуалы и традиции, которые начали буквально «впитываться» в общество. Это пора всемирно известных рыцарских турниров и подвигов во славу прекрасных дам.

Тогда же появился обряд посвящения мужчин в рыцари. Специальный обряд проводился в связи с установленными правилами и нормами. Рыцари придумывают свой личный кодекс и строго следуют ему. Правила, установленные данным сводом, становятся обязательными для воинов. В трактате указывали не только нормы поведения, но и стиль одежды, и тематику используемой символики.

Гендерное неравенство

В средневековой Европе наглядно демонстрировалось неравенство между мужчинами и женщинами. Представители прекрасного пола имели намного меньше прав и свобод, по сравнению с мужчинами того времени. Царил патриархат, и права сильной половины человечества были закреплены на законодательном уровне. Такой уклад поддерживала церковь.

Данные ограничения влияли на процесс становления поведенческих норм для мужчин и женщин.

Рыцари и дамы

Особые правила этикета зародились в результате отношений рыцарей с их возлюбленными. Мужчина практически становился слугой леди. Он выполнял все прихоти и капризы дамы сердца. Такая модель поведения существовала, даже если женщина не разделяла чувств ухажера, и любовь оставалась безответной.

Чтобы стать возлюбленной дамой рыцаря, женщина должна была соответствовать определенным нормам. Она обязана быть внешне привлекательной, общительной и любознательной. Почиталось умение вести светскую беседу. Отношения не зависели от семейного положения

Чтобы считаться настоящим рыцарем, мужчина должен быть храбрым, сильным, честным, искренним, гостеприимным и щедрым. Эти и другие качества они проявляли во время битв и многочисленных турниров. Рыцарь обязан был держать слово во что бы то ни стало. Также они устраивали пышные застолья, наглядно демонстрируя щедрость.

Подарки

Правилами хорошего тона считались подарки, которые рыцари вручали своим леди. Идеальный презент – предмет туалета (украшение, гребень, платок и многое другое). Если мужчина становился победителем в турнире, он обязательно отдавал возлюбленной коня противника и его оружие в качестве трофея. Леди имела полное право отказаться от подношения. Это говорило о ее равнодушии к мужчине.

Обеты

Рыцари и леди иногда давали клятвы друг другу. Порой они составляли бессмысленные и глупые вещи, но их придерживались в обязательном порядке. Например, мужчина мог придумать такие условия: он отказывался от стрижки волос до определенного подвига или значимой даты.

Основные этические категории и их значение

Гуманизм — принцип мировоззрения, основанный на вере в безграничные возможности человека и его способность к совершенствованию, требование свободы и достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Милосердие — это сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, а в высшем смысле — на все живые существа. Понятие милосердия сочетает в себе два аспекта — духовный и эмоциональный (переживание чужой боли как своей собственной) и конкретный и практический (стремление к реальной помощи).

Равенство — отношения между людьми, при которых они имеют равные права на развитие творческих способностей, на счастье, уважение их личного достоинства.

Справедливость — понятие морального сознания, выражающее не ту или иную ценность или благо, а их общее отношение друг к другу и конкретное распределение между людьми, должный порядок человеческого общества, соответствующий идее сущности человека и его неотъемлемых прав.

Благоразумие — качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение собственного максимального блага (счастья).

Миролюбие — принцип морали и политики, основанный на признании человеческой жизни высшей социальной и нравственной ценностью и утверждающий поддержание и укрепление мира как идеала отношений между народами и государствами. Он основан на уважении личного и национального достоинства граждан и народов, уважении национального суверенитета, уважении прав человека и народов на выбор собственного образа жизни.

Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положительный нравственный смысл, отвечает моральным требованиям и служит для отличия нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло — категория этики, противопоставленная добру, выражающая в целом идею безнравственного, противоречащего требованиям морали и заслуживающего осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Существует множество объяснений происхождения зла. В религиозных учениях зло — это фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант рассматривал зло как необходимое следствие чувственной природы человека. Французское Просвещение объясняло зло неспособностью человека понять свою истинную природу. Марксисты связывают зло с антагонистической структурой общества. Справедливость в обществе понимается в разных аспектах. Это морально-политическая и правовая категория. В этике справедливость — это категория, обозначающая положение дел, которое считается должным, соответствующим представлению о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящим из признания равенства всех людей и необходимости соответствия между поступком и воздаянием за добро и зло, практической роли разных людей и их социального статуса, прав и обязанностей, заслуг и их признания. Аристотель первым разделил справедливость на уравнительную справедливость (справедливость равенства) и распределительную справедливость (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. Несправедливость — это противоположность справедливости. Это когда человек унижен, его права и достоинство не обеспечены, нет равенства между людьми, а блага и награды за добро и зло распределяются непропорционально.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.