Из-за чего появляются нарушения памяти, как они себя проявляют и как от них избавиться?

Алан-э-Дейл       20.11.2022 г.

Диагностика

У каждого человека состояние памяти индивидуально, и поэтому все методы диагностики нарушений носят усредненный характер. Вот некоторые из них.

Берут 60 карточек с различными изображениями, делят их на две стопки по 30 штук. Потом показывают испытуемому по одной картинке, с двухсекудным перерывом. Спустя 10 секунд человек должен назвать изображения, которые он смог запомнить. Причем порядок запоминания не имеет значения. Те же манипуляции производят и со второй группой картинок. Человек, отличающийся крепкой памятью, обычно запоминает от 18 до 20 изображений. В случае сильного различия результатов теста диагностируют неудовлетворительную концентрацию внимания и нестабильную мнестическую функцию.

Слуховую память человека проверяют схожим тестом. Но в отличии от предыдущего, изображения проговариваются вслух, а не демонстрируются пациенту. На следующий день проводят новую серию тестов с другими словами. Человек считается здоровым, если он запомнил 20-22 слова.

Также в разделе

Контроль сахарного диабета 2 типа с помощью препарата глюкофаж А.М. Мкртумян
Интерес к метформину (Глюкофаж) сильно возрос после публикации результатов UKPDS в 1998 г., показавшей, что в отличие от других сахароснижающих…
Проблема невропатической боли в практике врача-невролога Большинство практикующих врачей-неврологов и пациентов сходятся во мнении, что из всех видов боли невропатическая боль остается одним из сложнейших для лечения…
Некоторые проблемы фармакотерапии хронической сердечной недостаточности. Д.В. Рябенко.
Национальный научный центр «Институт кардиологии им. акад. Н.Д. Стражеско» АМН Украины, г. Киев.
Хроническая сердечная недостаточность (ХСН)…
Сучасні погляди на механізми нейронної смерті при гострих нейроінфекціях Свістільнік Т.В., Пипа Л.В., Поліщук В.А., Свістільнік Р.В., Вінницький національний медичний університет ім. М.І. Пирогова
Резюме
Проведено аналітичний огляд…
Как контролировать боль при остеоартрите. Современные варианты лечения Квейзер Реман, Нэнси Лейн
Университет штата Калифорния, Сан-Франциско, США
Может показаться удивительным, что пациентам с остеоартритом часто советуют…
Современные контрацептивные мероприятия с точки зрения надежности защиты репродуктивной системы сексуально активных подростков Профессор Е.В. Уварова
Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, Москва
Несмотря на активную работу врачей, педагогов, религиозных…
Результати селективної фасцикулотомії м’язово-шкірного нерва при лікуванні спастичності верхніх кінцівок у хворих на дитячий церебральний параліч Пічкур Л.Д., Державне підприємство «Інститут нейрохірургії ім. акад. А.П. Ромоданова АМН України», м. Київ
Резюме
Для лікування функціональної згинальної…
«Касание ангела» – Ум на кончиках пальцев! Алтынбаев З.А.
Специалист-реабилитолог методом «Касание ангела», массажист, Казань.
Техника мануальных манипуляций «Касание Ангела» со стороны не кажется…
Возможные пути профилактики и лечения гравитационного облысения Ермошкин Владимир Иванович
Аналитически доказал, что доминирующей первопричиной обычного облысения являются гравитационные силы Земли воздействующие на…
Стратифікація ризику у хворих на інфаркт міокарда із супутнім хронічним обструктивним захворюванням легень за даними спостереження протягом 15 років. У практиці кардіолога, сімейного лікаря важливим є розроблення адекватної тактики ведення та складання довготривалої програми реабілітації шляхом оцінки…

Игры для улучшения и тренировки памяти

Попробуйте игры для развития феноменальной памяти, внимания, логики и общему развитию мозга. Возможность видеть статистику достижений и соревноваться с другими игроками, бить свои и чужие рекорды, сделает такой способ развития памяти еще более интересным.

Игра «Числовой охват: Революция»

Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память. Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?

Играть сейчас

Игра «Матрицы памяти»

  1. Развивает объем памяти
  2. Улучшает зрительную память
  3. Совершенствует пространственную память

Сразу после старта на экране появится поле с несколькими закрашенными клетками. За 3 секунды нужно запомнить, какие клетки закрашены, и нажать на них, когда поле очистится. С практически каждым успешным раундом поле расширяется. Чем больше клеток нужно запомнить — тем эффективней развивается память и больше очков зарабатывается. Первые результаты будут уже после 10 минут игры.

Играть сейчас

Игра «2 назад»

Для развития памяти советую такое упражнение как игра «2 назад». На экран будет выведена последовательность цифр, которые потребуется запомнить, а затем сравнить цифру последней карты с предыдущей. Это мощная тренировка памяти и мозга, это упражнение, которое доступно после регистрации, вы готовы? Тогда вперед!

Играть сейчас

Игра «Сравнение по памяти»

Еще одна игра, которую можно отнести к упражнениям для памяти – «Сравнение по памяти». Хорошее упражнение для развития памяти и быстроты мысли. В начале дается цифра которую следует запомнить, затем же дается вторая, а Вам нужно будет ответить на вопрос, не меняющийся в течение игры. Замечательная игра для тренировки мозга. Давайте пробовать улучшать свою память вместе с нами!

Играть сейчас

Качественные расстройства

Качественные расстройства, или парамнезии, характеризуются тем, что у больного искажаются или извращаются определенные факты из прошлого. По другому их можно назвать как ложное воспоминание.

Псевдореминисценция

Считается наиболее распространенным типом парамнезии. При псевдореминисценции у человека нарушается способность правильно воспроизводить информацию. То есть, он помнит, например, два события, но замещает одно из них вторым. Это обусловлено тем, что мозг пациента неправильно расставляет даты поступления той или иной информации.

Несмотря на то, что феномен deja vu проявляет себя схожим образом, он не относится ни к одному из типов нарушений памяти.

Конфабуляция

Конфабуляция характеризуется тем, что пациент замещает существующие провалы в памяти событиями, которые на самом деле никогда не происходили. Примечательно то, что, как и псевдореминисценция, этот тип нарушений считается нормальным

Важной особенностью конфабуляции является то, что у пациента отсутствует критический взгляд на придуманные им события. То есть, он отказывается воспринимать тот факт, что приводимая информация является лишь плодом его воображения

Криптомнезия и эхомнезия

При криптомнезии больной восполняет провалы в памяти информацией, полученной ранее из сторонних источников. Причем к числу последних относятся сновидения. По сути, криптомнезия представляет собой нарушение, из-за которого больной теряет способность к определению источника получения тех или иных сведений. Люди, имеющие такие нарушения, нередко приписывают себе авторство каких-либо научных открытий, литературных произведений и тому подобного.

Отчасти эхомнезия представляет собой вариацию феномена deja vu. Основное различие между ними заключается в том, что для последнего характерно появление пароксизмального страха. Эхомнезия развивается как следствие органических поражений структуры головного мозга.

Все нарушения памяти происходят на фоне патологических процессов или при травмах. Также к развитию расстройств приводят психоэмоциональные перенапряжения. Часть таких нарушений поддается лечению, а другие, в особенности те, что вызваны алкоголизмом, носят необратимый характер.

Болезнь Альцгеймера

Данное заболевание относится к атрофической деменции. Риск развития этой болезни передается по наследству. При желании его можно существенно снизить. Для того необходимо с детского возраста заниматься музыкой и изучением иностранных языков. Чаще всего болезнь развивается у людей в возрасте семидесяти лет. Вызвать ее развитие способны следующие провоцирующие факторы:

  • отравление нейротоксическими веществами;
  • кислородное голодание головного мозга;
  • различные травмы головы.

К развитию болезни приводит нарушение биохимического обмена глюкозы, который провоцирует образование в мозге многочисленных «бляшек», вызывающих отмирание нервных клеток. Наличие у больного очагов поражения мозга способно стать причиной появления у него тотального слабоумия.
Первым признаком этого заболевания становится появление нарушений памяти. Сначала они не слишком заметны. У больного наблюдается рассеянность и легкая забывчивость. Через некоторое время из его памяти начинают полностью «выпадать» события, которые произошли недавно. А вот прошлое он вспоминает быстро и легко. Однако со временем больной начинает забывать и прошлое. В конце концов он утрачивает способность вспоминать необходимую информацию.
Новую информацию престарелые больные люди усваивают с большим трудом. Они не могут ориентироваться во времени и пространстве, не в состоянии вспомнить день недели и число, а также понять, в каком месте они в данный момент находятся. Одновременно с этим у них нарушается осязание, зрение и слух. Они не могут узнать своих родных и вспомнить окружающую обстановку. На последних этапах заболевания пожилые люди утрачивают способность адекватно воспринимать даже самих себя.

Постепенно проявляются симптомы деменции и в профессиональной сфере. Сначала больные теряют сложные умения и навыки, а потом начинают испытывать проблемы с самообслуживанием.
На ранних стадиях болезни пациенты обычно ведут себя оживленно, даже несколько суетливо. Потом их «подвижность» сменяют однообразные, совершенно простые движения, речь также становится более примитивной.
В эмоциональном плане расстройства начинаются с глобального недовольства собой, связанного с профессиональной непригодностью. На первом этапе заболевания больной понимает имеющиеся у него проблемы и старается решить их любыми доступными способами. По мере прогрессирования болезни его самокритичность уменьшается, рассуждения и увлечения становятся более примитивными. Человек становится обидчивым и замкнутым, начинает испытывать безразличие к окружающему его миру.

Лечение

Изолированно память не лечится. В первую очередь нужно лечить основное заболевание, которое вызвало дисмнезию или парамнезии. Например, при сосудистой деменции назначаются таблетки, которые стабилизируют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови. Коррекция нарушений памяти в таком случае происходит ноотропами.

Однако при заболеваниях, которые сопровождаются преимущественно нарушением памяти (болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви), назначаются препараты для улучшения когнитивных функций, в том числе памяти. Препараты: Мемантин, Ривастигмин, Донепезил, Галантамин.

Диагностика

Нарушения памяти исследует врач-психиатр или медицинский психолог. Диагностика нарушений памяти – это вспомогательный компонент в диагностике болезни в целом. Исследование нарушения памяти – это не цель, а средство. Диагностика памяти нужна, чтобы установить наличие той или иной болезни, ее стадию и динамику: деменция, маниакальная фаза биполярно-аффективного расстройства или черепно-мозговая травма.

Тактика взаимодействия с пациентами начинается с клинической беседы. Врачу нужно знать, помнит ли больной о недавних событиях, считает ли он свою память хорошей, помнит ли он о событиях после острого периода болезни. Чтобы убедиться в достоверности фактов, врач может расспросить родственников или друзей.

Затем врач использует тесты по нарушению памяти. Наиболее популярные:

  • «Заучивание 10-ти слов»;
  • методика «Пиктограммы»;
  • «Объем кратковременной памяти»;
  • методика «Смысловая память».

Виды расстройств

Лурия А.Р. создал классификацию нарушений работы памяти, основанную на патогенетических процессах, происходящих в головном мозге, она включает в себя расстройства:

  1. Модально-неспецифические нарушения памяти. Появляются в случае поражения непосредственно структур головного мозга.
  2. Модально-специфические нарушения памяти. Механизм возникновения основан на поражении анализаторных систем. Нарушается зрительная, слуховая, тактильная, музыкальная, двигательная память и др. Типы нарушения памяти:
    • Оптико-мнестическая афазия возникает при патологии задних отделов височной доли. Для обозначения данного нарушения, в неврологии имеется понятие оптическая амнезия.

      В памяти пациентов нет определенных зрительных образов, однако они могут описать предназначение определенного предмета и как им пользуются.

      К примеру, больному показывается фотография с лопатой и просят назвать этот предмет. «…Ну эта вещь используется, чтобы ямы копать» — типичный ответ пациентов с оптико-мнестической афазией. Также нарушена возможность изображения конкретных предметов по памяти.

    • Акустико-мнестическая афазия — непонимание устной речи. Возникает из-за нарушения слухового запоминания. При этом речь пациента скудная, несвязная.
  3. Количественные расстройства памяти или дисмнезии — нарушение воспроизведения, запоминания и хранения информации. К таким нарушениям памяти относятся:
    • ретроградная амнезия — выпадают события, предшествующие травматической ситуации;
    • антероградная амнезия — выпадение событий, которые произошли после травмы (пациент не помнит как попал в больницу, но точно рассказывает, что с ним произошло);
    • фиксационная амнезия — больной не в состоянии вспомнить, что он делал минуту назад;
    • детская амнезия — не является патологической, люди не помнят период жизни до четырех лет;
    • интоксикационная — возникает при наркотическом или алкогольном опьянении;
    • аффективная — выпадают события, которые происходили в момент аффекта;
    • кататимная (истерическая) — исключение из памяти психотравмирующих агентов;
    • эпизодическая — нормальное явление у здоровых людей, которые подвержены длительной усталости;
    • гипермнезия — способность помнить каждую секунду происходящих событий и воспроизводить спустя несколько лет.
  4. Качественные расстройства памяти проявляются как изменение действительных событий прошлого. Основные виды парамнезий:
    • Псевдореминисценции — перенос событий прошлого в настоящее время. Данное нарушение приводит к временной деперсонализации.

      К примеру бабушка 80 лет может говорить, что вчера она праздновала свое шестилетие в кругу родных. Такие события имели место в жизни пациентки, однако в далеком прошлом.

    • Конфабуляции — привнесение в свое прошлое фантастических вымышленных событий, которые не могли произойти в жизни пациента.

      Больные не утрачивают основные воспоминания, а начинают иначе интерпретировать. В последствии может развиться конфабуляторный бред.

    • Криптомнезии — больные приписывают себе чужие заслуги, при этом не преследуют корыстного умысла. Пациент может утверждать, что именно он руководил боевыми действиями в 1812 году, а не какой-то Наполеон.
  5. Нарушение непосредственной памяти заключается в невозможности воспроизвести события или полученный опыт сразу после действия внешнего стимула. Характерно для пациентов преимущественно пожилого возраста. К таким расстройствам памяти относятся:
    • Корсаковский синдром — это нарушение памяти, при котором имеются неточные воспоминания виденного или услышанного в настоящем периоде времени, с полным или частичным сохранением памяти на события прошлого. Пациенты не понимают где находятся и как тут оказались, при нахождении в стационаре не могут самостоятельно отыскать свою постель.
    • Прогрессирующая амнезия — больные дезориентированы в месте и времени, путают события прошлого и настоящего, искажают последовательность происходящего. Постепенно из памяти выпадают не только происшествия текущего времени, но и события прошлых лет.
  6. Псевдоамнезия сопровождается патологией лобных долей мозга. Пациенты не в состоянии выучить или запомнить информацию, так как нарушен процесс формирования намерений. Однако при длительном повторении определенной информации пациент в состоянии узнать ее, но не может самостоятельно воспроизвести. Грубые нарушения процессов формирования планов и программ поведения не позволяют пациентам самостоятельно справляться с запоминанием материала.

Проверка памяти средствами Windows

Если ОС Windows обнаруживает возможные проблемы, связанные с памятью компьютера, то отображается приглашение на запуск средства диагностики памяти. Предусмотрены два варианта запуска средства диагностики памяти

Важно: Сохраните файлы и закройте все приложения перед выбором первого варианта. Средство диагностики памяти будет запущено автоматически после перезагрузки Windows

Этому средству может понадобиться несколько минут для завершения проверки памяти компьютера. После завершения теста происходит автоматическая перезагрузка Windows. Если средство диагностики обнаруживает ошибки, то необходимо обратиться к производителю компьютера для получения сведений об устранении этих ошибок, поскольку ошибки памяти обычно указывают на проблемы с микросхемами памяти в компьютере или на другие проблемы с оборудованием.

Запустить Средство проверки памяти Windows можно и вручную. Есть два способа это сделать:

  1. Пуск — Панель управления — Администрирование — Средство проверки памяти Windows
  2. Пуск — Выполнить и ввести mdsched жмем ОК.

Когда выбрали «Выполнить перезагрузку и проверку», после перезагрузки, при запуске Средства диагностики памяти нажмите клавишу F1. Для опытных пользователей предоставляются дополнительные параметры диагностики:

  1. Набор тестов
    • простой
    • стандартный
    • расширенный
  2. Кэш
    • По умолчанию
    • Вкл или Выкл
  3. Количество проходов

Для запуска теста нажмите клавишу F10. Необходимо учитывать, чем сложней тест, тем дольше идет проверка. После проверки и загрузки системы в трее появится значок «Средство проверки памяти Windows».

Виды памяти

Память — это одно из важнейших свойств ЦНС, обобщающее комплекс познавательной деятельности и ВПФ (высшие психические функции), направленных на накопление, сохранение и дальнейшее воспроизведение различных навыков, знаний и умений.

Память позволяет накапливать информацию о любых событиях в окружающей среде и реакциях организма на эти события. Также благодаря памяти возможно многократное воспроизведение и изменение этой информации.

Основные виды памяти разделяют по следующим критериям в зависимости:

  1. от сенсорной модальности выделяют память: зрительную (визуальную), моторную (кинестетическую), звуковую (аудиальную), вкусовую, обонятельную, болевую, эйдическую (долговременное запоминание сенсорной информации, основанное преимущественно на зрительных образах, также эйдические образы могут дополняться слуховыми, вкусовыми и другими компонентами).
  2. от содержания выделяют память:
    • образную (связь различных образов с произошедшими ранее событиями, увиденными ранее предметами, формирование образа мышления, образное воспроизведение ранее увиденного);
  3. моторную (запоминание двигательных автоматизмов, приобретенных навыков, формирование автоматической мелкой моторики);
  4. эмоциональную (запоминание эмоций, реакций на события, людей, связь места, звука, запаха, вкуса с эмоциями);
  5. социальную (запоминание принципа социальных связей, отличительных черт различных людей);
  6. топографическую (запоминание топографии местности, жилища, прогулочных и туристических маршрутов).
  7. от отношения ко времени:
    • проспективную память (запоминание запланированных на будущее событий);
  8. ретроспективную память (запоминаний ранее произошедших событий).
  9. от длительности хранения выделяют память: ультракратковременную, кратковременную, долговременную.

Особенности временных видов памяти

Ультракороткая память, в свою очередь, разделяется на иконическую (для зрительного восприятия) и эхоническую (для слухового восприятия). Ультракороткая память позволяет быстро обрабатывать поступающую из слуховых и зрительных анализаторов информацию, а затем быстро трансформируется в короткую память.

Кратковременная память позволяет обрабатывать мыслительные процессы, выделять важную информацию из сенсорных типов памяти, оценивать окружающую обстановку и целостно воспринимать мир.

Долговременная память относится к подсознанию и позволяет сохранять неограниченный объем информации. Долговременная память включает в себя активную информацию (используется каждый день), пассивную (редко используемую) и латентную (используется в качестве источника дополнительной информации).

Болезнь Пика

Это еще одна разновидность атрофической деменции, относящаяся к тотальным. Вызывается она поражениями лобных, а также височных долей мозга.
Это заболевание отличается от болезни Альцгеймера тем, что его первоначальными симптомами являются проблемы в эмоциональной области. Больные теряют способность к самокритичности и ведут себя чересчур агрессивно либо слишком пассивно. У них возникает либо усиливается склонность к сквернословию и скандалам, они начинают неадекватно реагировать на разные ситуации. В начале заболевания поведение резко изменяется. Он внезапно приобретает дурные наклонности, которые раньше были ему совершенно не свойственны. Речь такого человека становится многословной и сбивчивой, он начинает испытывать сложности с подбором подходящих слов и выражений. Очень часто женщины, у которых развивается эта болезнь, из тихих скромниц превращаются в скандальных, агрессивных фурий.
Старческое слабоумие приводит к нарушению мыслительных способностей человека, которые проявляются в сложности обработки получаемой информации, невозможности заниматься творчеством и вырабатывать новые идеи. Если больные имеют стойкие, годами отработанные профессиональные навыки, они могут сохраняться при этой разновидности старческого слабоумия достаточно долго.
Ухудшение памяти наблюдается на поздних стадиях данной разновидности деменции. До полного беспамятства в этом случае не доходит.

Потеря памяти

Большинство пациентов с легкими и средней тяжести повреждениями головного мозга хорошо восстанавливаются в течение нескольких недель или месяцев, но у

некоторых пациентов жалобы сохраняются или же появляются новые. Van der Naalt: »О степени тяжести остаточных симптомов можно судить по продолжительности ПТА. Несчастный случай с травмой головного мозга, будь то падение с лестницы или наезд автомобиля, временно нарушает импринтинг. Суть проблемы в том, что тогда пациенты не в состоянии сохранять новую информацию. Чаще всего пострадавшие узнают своих близких, но они – отчасти – не помнят, что произошло незадолго до несчастного случая или во время него». Эта форма потери памяти может продолжаться от нескольких часов после несчастного случая до нескольких месяцев. И чем продолжительнее эта фаза, тем тяжелее могут быть итоговые проблемы с памятью и концентрацией. »В сравнительно небольшом количестве случаев посттравматическая амнезия может быть настолько тяжелой, что начинаешь задавать себе вопрос, где ее границы и что ее поддерживает? Часто отмечаются изменения поведения и серьезные проблемы с и концентрацией. Чаще всего в таких случаях необходима ревалидация и профессиональное сопровождение».

Клиническая картина, специфические проявления

Опасность прогрессирующей амнезии заключается в сложности ее ранней диагностики, так как большинство симптомов родные и сам больной списывают на возрастную забывчивость.

Какие основные моменты в поведении человека должны насторожить:

  • больной забывает, где он живет сейчас, если переезд осуществился несколько лет или месяцев назад, и многократно называет адрес, где жил в молодости;
  • перестает узнавать недавних знакомых — например, нового врача или соседа по лестничной клетке;
  • не может вспомнить события недавнего прошлого — что он делал час, день или неделю назад.

При этом сохраняются давние профессиональные навыки. Возможность читать, писать, вязать, водить автомобиль или решать сложные уравнения, если эти навыки приобретались в юности, сохраняется до последней стадии заболевания.

Как компенсация за утрату кратковременной памяти у больного «оживают» старые воспоминания — иногда из далекой юности — и даже давно утраченные навыки (например, умение шить, вязать, приобретенное в детстве, но утраченное позже). Через некоторое время эти навыки тоже разрушаются.

Важным признаком прогрессирующей амнезии является нарушение процесса узнавания близких.

Больной понимает, что человек ему знаком, но не может точно понять, кто это, и переносит на него образ родных и знакомых из далекого прошлого:

В тяжелых случаях и на поздней стадии заболевания случаях человек перестает узнавать себя в зеркале, начинает разговаривать сам с собой

Падает внимание, способность сосредоточиться на текущих событиях уходит полностью. Последовательность событий в жизни перестает восприниматься адекватно

Например, больной переносит важные для него моменты, которые случились в далеком прошлом, в настоящее — например, собирается на свой выпускной в институте (будучи семидесятилетним профессором).. Разрушается адекватное восприятие пространства:

Разрушается адекватное восприятие пространства:

  • больные не видят, на каком расстоянии находятся вещи, дома, люди;
  • не соотносят предметы друг с другом.

Восприятие событий становится разрозненным, не складывающимся в общую картину, поэтому больной утрачивает способность к получению новых навыков, созданию простейших логических цепочек.

Во многих случаях больной погружается в раннюю юность или детство, ожидая:

  • прихода с работы отца, умершего несколько десятилетий назад;
  • событий, которые были в юности — свадьбы, поездки.

Заместительное восприятие окружающих людей на поздней стадии происходит всегда. В дочери или внучке больной видит мать или сестру, в персонале — друзей юности.

При последних стадиях прогрессирующей амнезии происходит практически полный распад личности, неспособность обслуживать себя и гибель от сопутствующих заболеваний — опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний, хронических воспалительных процессов.

Какие признаки не являются симптомами данной болезни?

Кратковременное ухудшение памяти из-за усталости, естественная забывчивость, которая была у больного всегда, не могут считаться симптомами начальной стадии амнезии.

Рассеянность, снижение способности к чтению и письму, утрата мелкой моторики, приступы агрессии на фоне неспособности выполнить простейшее действие не являются признаками потери памяти и относятся к другим заболеваниям — например, старческой деменции.

1.Общие сведения

Под памятью мы подразумеваем способность человеческого мозга к рецепции и фиксации (восприятию и собственно запоминанию), ретенции (удержанию) и репродукции (произвольной актуализации в нужный момент) какой-либо информации. Под информацией, в свою очередь, понимается любой сигнал или совокупность сигналов о состоянии внешнего и внутреннего мира, о прошлом, настоящем и будущем этих миров, их изменениях (в самом широком смысле – от вселенского Большого Взрыва до небольшого перепада настроения у самого человека-носителя памяти).

Такой поток сообщений поступает в мозг постоянно и непрерывно; он требует не только регистрации, так сказать, технических сведений (даты, числа и прочие параметры), но и функционирования многих других видов памяти – цветовой, музыкальной, тактильной, эмоциональной и пр.; иными словами, т.н. «память сердца» – это на самом деле тоже память мозга

Соответственно, при таких объемах поступающей информации, какими обеспечивают нас органы чувств, внимание (способность фокусировать мыслительную деятельность и «луч» сознания на каком-либо экстернальном или интернальном объекте) и аналитические центры мозговой коры, – которые заняты извлечением значений, смыслов, выводов, прогнозов из информационного потока, т.е. переработкой информации, – память должна обладать целым рядом особых свойств и качеств, иначе она попросту перегрузится

Одним из важнейших таких свойств, наряду со способностью к фиксации-ретенции-репродукции, является селективность – избирательность памяти, благодаря которой в мозгу удерживается и хранится далеко не вся, а лишь необходимая информация, причем «фильтры», которые оценивают и реализуют такую необходимость, делятся на объективные (выработанные в ходе эволюции, – например, генетическое знание о том, что ползущую навстречу змею лучше обойти десятой дорогой, а прыгать вниз стоит лишь с безопасной высоты) и субъективные (имеющие персональное значение именно для данного человека, – например, ПИН-код к банковской карте или запах бабушкиных пирогов из далекого детства). Важным защитным механизмом памяти является также удаление длительно не используемых данных – совершенно аналогично тому, как по прошествии определенного времени автоматически удаляется спам из аккаунта электронной почты.

Организация и функционирование памяти, в целом, являются исключительно сложным (в числе наиболее сложных из всех известных человеку) феноменом, поскольку локализована эта метафункция в относительно малом объеме черепной коробки и действует благодаря сугубо биологическим, пока далеко не полностью изученным механизмам и принципам, в основе которых лежат электрохимические, нейротрансмиттерные, биохимические процессы, на создание и отладку которых у органической эволюции ушло, в общей сложности, несколько миллиардов лет (это не опечатка: именно миллиардов лет, а не миллионов, поскольку механизмы удержания и хранения какой-то элементарной информации закладывались, по-видимому, еще в самых первых макромолекулах, которые мы могли бы назвать живыми, – ибо без такого запоминающего, хранящего и актуализирующего блока сейчас живой материи не существовало бы вообще).

Очевидно, что при столь сложной организации и многофункциональности памяти в ней время от времени что-то ослабляется и восстанавливается, совершенствуется благодаря непрерывной тренировке и использованию – или разрушается, распадается под действием вредоносных факторов и неблагоприятных условий. Человеческую память как таковую изучает множество наук, – не только гуманитарных, но и сугубо технических, – однако медицину в первую очередь интересуют, конечно, патологические состояния и нарушения памяти в аспекте их причин, механизмов развития и возможностей коррекции.

По разным оценкам, в общей человеческой популяции теми или иными расстройствами и нарушениями памяти страдает от одной четверти до одной трети населения, однако оценки эти можно принять лишь как очень приблизительные, поскольку до сих пор у нас нет достаточно четких представлений о том, что это, вообще, такое – идеальная память человека, и почему она должна соответствовать именно тем нормативам, которые, по сути, мы сами же для нее и ввели.

Как правильно лечить?

Прежде чем лечить человека от психологического расстройства, специалист должен правильно установить диагноз и выявить причину, повлиявшую на развитие заболевания. В первую очередь необходима консультация психолога. Специалист беседует с клиентом в спокойной обстановке, проводит тесты, назначает задания и внимательно наблюдает за реакциями и поведением индивида. Проведя психологическую диагностику, психолог выявляет нарушения в психике клиента и определяет способ коррекционной помощи.

Если человек столкнулся с рядом жизненных трудностей, вследствие которых у него возникли психологические расстройства, он может обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину.

Важно обратиться к психотерапевту как только появятся первые симптомы неадекватного поведения. Если болезнь запустить, придётся прибегнуть к помощи психиатра и даже принудительно госпитализировать человека в психиатрический стационар

Душевнобольная личность требует срочного лечения в лечебном учреждении, если у неё наблюдается психическое расстройство в острой фазе или человек находится в состоянии сильного возбуждения, склонен к насильственным действиям или проявляет суицидальные намерения

Душевнобольная личность требует срочного лечения в лечебном учреждении, если у неё наблюдается психическое расстройство в острой фазе или человек находится в состоянии сильного возбуждения, склонен к насильственным действиям или проявляет суицидальные намерения.

Причины

Болезненные нарушения памяти возникают из-за органических заболеваний головного мозга и психических расстройств:

  • Органические заболевания:
    • болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, болезнь Пика;
    • черепно-мозговые травмы;
    • инфекции головного мозга: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
    • поражение головного мозга вследствие алкоголизма, наркомании, нарушения обмена веществ и дефицита витаминов группы B;
    • интоксикация центральной нервной системы тяжелыми металлами и медикаментами;
    • инсульт, транзиторная ишемическая атака, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия, аневризмы и тромбоэмболические нарушения;
    • гидроцефалия, микро- и макроцефалия.
  • Психические расстройства:
    • шизофрения;
    • биполярно-аффективное расстройство;
    • депрессия;
    • возрастные нарушения памяти;
    • деменция;
    • патологические психические состояния: психоз, нарушение сознания;
    • задержка психического развития;
    • диссоциативный синдром.

Бывают временные и устойчивые нарушения памяти. Временные возникают из-за преходящих психических состояний. Например, во время стресса снижается способность к запоминанию новой информации, то есть когнитивные нарушения памяти. Когда стресс проходит, память восстанавливается. Устойчивые нарушения – это необратимое нарушение памяти, при котором информация постепенно стирается навсегда. Такое явление, например, наблюдается при болезни Альцгеймера и деменции.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.