Суть и принципы методики марии монтессори

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Оглавление

Немного фактов из жизни Марии Монтессори

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.

В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

Чтение и письмо

М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.

Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.

Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:

Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.

Принцип возрастной периодизации

Человек рождается на свет с уже организованной структурой «впитывающего разума», который развивается опосредованно.

В период от рождения до 3-х лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного, он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, культуру, религию, отношение к нему людей, прежде всего родителей и близких людей. Он хотел бы трогать предметы, которые видит и слышать, как называют их взрослые и хотел бы много и разнообразно двигаться.

В период от 3-х до 6 лет М. Монтессори называла ребенка «строителем самого себя». Он хотел бы самостоятельно выбирать предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.

В период от 6 до 9 лет – ребенок становиться «лаборантом — исследователем» окружающего мира. Происходит его ориентация на мир посредством собственной деятельности. С помощью воображения ребенок создает его целостную картину. Это период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми. Ребенок готов к решению проблемных задач, способен сопоставлять, интегрировать и дифференцировать предметы и явления.

Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.

В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.

В Монтессори-педагогике существует разделение детей на 3 возрастные категории:

  1. Дети от рождения до 6 лет. Этот возрастной период называют строительным, ребенок способен на развитие всех функций.
  2. Возраст ребят 6-12 лет. Этот период получил название исследовательского, ребенку интересен окружающий его мир, события и явления.
  3. Дети возрастом 12-18 лет. Этот последний возрастной период получил название ученого. Ребенок видит взаимосвязь между различными фактами, ищет свое место в мире, создает свою картину мира.

В классе нет четкой постановки целей и задач на учебный год. Программа рассчитывается на 3 года, а вот в каком темпе ученик будет ее усваивать, зависит только от него. Если ему подходит быстрый темп – это хорошо, если ребенок привык работать медленно и обстоятельно, то его торопить никто не будет. Самостоятельно выбрав зону для занятия, ребенок может там работать индивидуально или в группе других ребят. Самое главное правило, которое должны все соблюдать – не мешай работать другому. Свои отношения в коллективе ребенок выстраивает сам. За всем происходящим в классе наблюдают педагоги, которые оказывают помощь при необходимости.

Посмотрите следующее видео об особенностях методики.

Отношение к сензитивным периодам

Учение о сензитивных периодах появилось около 1870 года, примерно в год рождения Марии Монтессори. В отличие от «вальдорфцев», которые не ведают о последних, Монтессори принимает, что у ребенка есть весьма ограниченное время для развития чувств и их совершенствования. Это сензитивный период сенсорного развития и утончения органов чувств. Здесь мы видим по сути вновь противоречие подходов к чувственному воспитанию Монтессори и Вальдорфа. И вряд ли может быть иначе, ведь система МИР, антропология и антропософия исходят из совершенно разных оснований.

В системе МИР пересмотрены все сензитивные периоды, о которых было известно во времена М. Монтессори.

Мария Монтессори не занималась методами раннего развития ребенка, а использование этих методов в коммерческих Монтессори — центрах незаконно и, мягко скажем, антипедагогично

В качестве иллюстрации того, как относится Монтессори — педагогика к раннему развитию, приведем отрывок из «Бесед по Монтессори», опубликованных в 1999 году, то есть, книги напечатанной через семь лет после публикации «В пять лет — в пятый класс», и через четыре года после опубликования книги Павла Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Вот что пишет «В беседах по Монтессори», автор, директор Московского «Монтессори — центра» К.С. Сумнительный:

«С другой стороны мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность ребенка бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные впечатления, называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества, такие как способность, конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления. Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе. А настойчивого папашу все-таки удалось уговорить, и он отдал своего ребенка в традиционную группу по подготовке к школе».

Отметим, что по педагогической системе Тюленева ребенок к возрасту 3-х лет читает, пишет, считает, сочиняет, пишет диктанты, ведет дневник на пишущей машинке или компьютере уже на уровне 2 — 4 го классов начальной школы.

Таким образом, Монтессори вслед за Руссо, считает состояние мозга ребенка до 3-х лет «сном разума», тогда как Тюленев утверждает совсем другие максимы: «Развиваете до 1 года — воспитываете гения», «Развиваете до 2-х лет — воспитывает талант», «Развиваете до 3-х лет – воспитываете способного ребенка» и т.д.

Нужно отдавать себе отчет, насколько велика разница в этих, диаметрально противоположных подходах. Родителям не лишним будет помнить, что центры раннего развития никакого отношения к Монтессори — педагогике не имеют и не должны иметь, ни методически, ни тем более, юридически. Профессиональным педагогам и воспитателям тоже имеет смысл, образно говоря, пройти переподготовку в АОР, чтобы не оставаться в каменном веке традиционной педагогики или в бронзовом веке Монтессори — педагогики.

Полезная литература о системе развития Монтессори

Родителям, которые решили дома заниматься с ребёнком по системе Монтессори, будет полезно ознакомиться со следующими изданиями:

  1. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. — М. 2000
  2. Монтессори М. Дом ребёнка: Метод научной педагогики. — Гомель, 1993.
  3. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. — 1995. — №4.
  4. Монтессори М. Подготовка учителя: // Альманах «МАМА»: Научно-методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. — Вып. 1. — М., 1994.
  5. Дичковская И. Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. — М., 1996.
  6. Монтессори М. Разум ребёнка // Монтессори. — М., 1999.
  7. Афанасьева Т. Учить по Монтессори. — М., 1996.
  8. Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори. — М., 1994.
  9. Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. — М., 2000.
  10. Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. — Ч. 1–2. — М., 1992–93.
  11. Сумнительный К. Е. Как помочь ребёнку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). — М., 1999.
  12. Сумнительный, К. Е. Домашняя школа Монтессори. 2 года / К. Е. Сумнительный. — М., 2014.
  13. Пляс, Мари-Элен 60 занятий с ребёнком по методике Монтессори / Мари-Элен Пляс. — Москва, 2014.
  14. Орлова, Дарья Большая книга Монтессори / Дарья Орлова. — М., 2011.
  15. Хейнсток, Элизабет Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома / Элизабет Хейнсток. — М., 2012.

Детство и юность

В последний день лета, в 1870 г. в семье Ренильде и Алессандро Монтессори, проживающих в городе Кьяравалле, произошло радостное событие – родилась дочь (единственный отпрыск четы), которую решили назвать Марией.

Отец девочки являлся чиновником министерства финансов, трудился на табачной фабрике. Мама, в девичестве носившая фамилию Стоппани, была из семьи священнослужителя, получила неплохое для своего времени образование.

До 12 лет Мария в школу не ходила, училась на дому

Больше всего в детские годы девочка любила решать математические задачи, для которых находила неординарные решения. Монтессори мечтала поступить в техническую школу, но право посещать заведение было только у мальчиков.

Благодаря настойчивости Марии (при поддержке родителей), дирекция дала добро на обучение девушки и не пожалела. Монтессори, имея острый разум, блестяще окончила школу. В возрасте 20 лет Мария пытается поступить в медицинский университет, но перед ней снова встает проблема. Посещать занятия позволено только юношам.

Родители пытались уговорить упрямую дочь, чтобы она передумала. Но Монтессори добивается поставленной цели – становится вольным слушателем. Вскоре преподаватели были поражены ее начитанностью, сообразительностью, желанием учиться – они перевели девушку в статус студентки.

Где учат по системе Монтессори?

Монтессори система может применяться в детских садах и школах, причем, обычно это частные заведения, а не муниципальные учреждения. Последние время от времени открывают отдельные профильные группы, идя навстречу пожеланиям родителей. Правда, чаще всего и в таких случаях создаются не полноценные условия в соответствии с требованиями программы, а лишь вводятся какие-то элементы. Это объясняется тем, что в настоящих садах и школах Монтессори усвоение ребятами материала оценивается на качественном уровне, а не с помощью оценок.

Современные последователи Марии Монтессори утверждают, что к системе допустимо подключать детей старше двух лет. Обучающее пространство можно организовать прямо в домашних условиях. Для качественной организации процесса лучше заручиться методическими рекомендациями или прослушать базовый профессиональный курс.

Монтессори педагогика что это такое?

Монтессори была убеждена в том, что в каждом ребенке от рождения присутствует мощный внутренний ресурс, постепенное раскрытие которого будет способствовать становлению гармоничной личности. Необходимо лишь создать условия для самообучения и саморазвития ребенка. Классическая система Монтессори предполагает воспитание без принуждения, нацеленное на пробуждение естественного интереса ребенка к обучению и учитывающее его физиологические особенности и психические потребности. Для достижения поставленной задачи используется специально подготовленная среда – Монтессори-классы.

Что такое методика Монтессори?

Данная педагогическая система основывается на следующих принципах:

  1. свобода выбора;
  2. минимум помощи со стороны педагога;
  3. предоставление дидактического материала;
  4. самостоятельный контроль ошибок;
  5. наличие определенных правил в Монтессори-классе;
  6. разновозрастность детей;
  7. отсутствие оценок и соревновательности.

Особенности и отличия

Что такое Монтессори педагогика? Если сравнивать с традиционным обучением, то занятия по отличаются отсутствием четкой организованности. Как правило, дети расходятся по классу и выбирают деятельность в соответствии со своими интересами. Педагог ничего не предлагает воспитанникам, а лишь наблюдает и изредка подходит, чтобы подсказать, как работать с тем или иным материалом. Еще одно весомое отличие – отсутствие программ обучения, стандартов и унифицированных требований. Каждый ребенок занимается в комфортном ему темпе и делает то, что ему нравится. Система Монтессори для самых маленьких характерна и тем, что в группу ходят дети разного возраста, поэтому старшие дети нередко заботятся о младших и выступают в роли учителей.

«Дом ребенка»

В 1907 г., получив финансирование от итальянского миллионера Эдуардо Таламо, Мария открывает школу под названием «Дом ребенка» для здоровых, но брошенных детей. Монтессори не ведет занятий, она сидит в аудитории, наблюдает и фиксирует достижения.

Дети с удовольствием занимаются по созданной Марией методике: они самостоятельно выбирают учебный материал. Также Монтессори отмечала, что с каждым днем воспитанники школы становятся дисциплинированнее.

В ее заведении старшие школьники сами убирают классные комнаты, ухаживают за домашними животными, цветами. С 9.00 до 16.00 их время расписано поминутно. Мария видит, как они инстинктивно принимают неординарные решения.

Дети растут в любви, учителя относятся к ним с уважением

Применение на практике наработок Монтессори вкупе с необычной подачей материала, приводят к высоким результатам. В «Дом ребенка» съезжаются преподаватели из разных стран, чтобы перенять опыт.

Первый семинар, на котором присутствовало более 100 заслуженных педагогов из других государств, Мария организовала в 1909 г. Книга Монтессори «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию детей в доме ребенка» стала всемирно известной. Ее перевели на разные языки, в том числе, на русский.

Роль учителя в методике Монтессори

Может показаться, что взрослому практически нет места в педагогике Монтессори. Но это совсем не так! Взрослому необходимо, во-первых, провести огромную работу по созданию для детей полезной развивающей среды и подборе качественного дидактического материала. Во-вторых, взрослому периодически необходимо аккуратно проникать в эту среду для оказания помощи своим воспитанникам.

Основная задача взрослого – наблюдение. Педагог внимательно смотрит за детьми, чем они интересуются и какой материал выбирают. Постоянные наблюдения за детьми позволяют выявить их склонности и возможности и при необходимости внести аккуратные корректировки – увеличивая или уменьшая сложность заданий.

При первом обращении малыша к тому или иному дидактическому материалу взрослый демонстрирует ребенку, как правильно выполнить задание и пытается заинтересовать своего ученика. В дальнейшем ребенок занимается самостоятельно и вовсе необязательно следуя образцу взрослого. Методика Монтессори предполагает, что именно путем таких проб и ошибок и совершаются великие открытия. При этом система Монтессори настоятельно рекомендует свести к минимуму замечания и указания – это может демотивировать ребенка, что отрицательно скажется на его развитии.

Отметим, что равенство между взрослым и ребенком в системе Монтессори касается даже положения учителя в пространстве – глаза взрослого и ребенка должны располагаться на одном уровне.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Впитывающий разум ребенка

Монтессори — педагогика, которая объясняет возможность детей впитывать всю информацию окружающей среды без особых усилий. Эту бессознательную способность называют впитывающий разум. Именно ребенок может быстро выучить язык, культуру, перенять привычки и обычаи. Эти способности объясняются особой ментальностью и типом психики, которыми владеет ребенок.

Если взрослые осознано пытаются освоить знания, то ребенок это делает неосознано, впитывая их с впечатлениями из окружения. Такие возможности есть у детей до шести лет. Поэтому эти годы очень важны для формирования личности. Родители в этот период должны максимально обеспечить эффективным обучением и развитием ребенка, используя способности впитывающего разума.

На эту тему Мария Монтессори издала книгу «Впитывающий разум ребенка». В ней она не только рассказывает о данном феномене, но и показывает всю ответственность родителей, которые должны развивать образованность с самого рождения чада.

Подготовленная окружающая среда

Педагогика Монтессори основана на главном элементе — подготовленной среде. Без этого компонента методика не работает. Только специальная и подготовленная окружающая среда дает возможность ребенку постепенно становиться независимым. Для этого все оборудование в школе или дома должно соответствовать возрасту малыша

Для них очень важно самостоятельно делать самые элементарные вещи: переставить стул, подвинуть стол и т. д

Методика Монтессори поясняет, что благодаря шумным передвижениям предметов развивается моторика. В такой ситуации ребенок учится бесшумно передвигать предметы, чтобы не нарушать спокойствие других.

Детский сад Монтессори оформлен элегантно и эстетично, здесь используется даже хрупкий фарфор. Ребенок должен осознавать ценность предметов и уверенно использовать (без страха) деликатные вещи.

Школа Монтессори отвечает критериям методики. Помещения не должны отвлекать от работы и развития самостоятельности. Комнаты должны быть студийного типа. Они должны быть светлыми, а цвета интерьера — спокойными. В доступности размещаются раковины с водой, а туалеты для ребенка оснащены подставками. В классе много растений, которые расположены на уровне роста ребенка. Это дает возможность малышу заботиться о них.

Чтобы призвать к действию, все материалы стоят в доступном месте, на уровне глаз. Методика развития Монтессори основана на обучении детей социальному поведению, учит учитывать мнение и потребности других детей. Поэтому все материалы в комнате находятся только в одном экземпляре. Здесь ребенок сам заботится о своем окружении и приобретает независимость.

С какого возраста можно использовать монтессори-метод?

Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.

Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.

Нидо-группы

В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.

К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).

Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.

Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.

Тоддлер-группы

Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.

Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:

  • становится более самостоятельным и независимым;
  • учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
  • приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
  • обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
  • начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
  • учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.

Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.

Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.

Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.

Плюсы и минусы системы

Планируя введение развивающей программы в жизнь ребенка, нужно оценить ее сильные и слабые стороны. Направление подходит не всем детям, может не совпадать с ожиданиями родителей. В частности, надо изначально определиться с планами на будущее. Когда после детского сада по программе Монтессори предстоит обучение в школе со строгой дисциплиной, могут возникнуть проблемы. Если же запланировано дистанционное обучение, высока вероятность получения оптимальных результатов.

Достоинства направления

Школа Монтессори – это спокойное место, где детям интересно учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере. Здесь не используется система оценивания, каждый ребенок может развиваться по индивидуальному плану, к нему не предъявляются требования, его не подгоняют. Воспитанников не пытаются подвести под один стандарт, поэтому они не ощущают давления и не конкурируют. Малыши могут заниматься тем, что им интересно, но при этом всесторонне развиваются и даже после перехода в обычную школу не попадают в разряд отстающих. Ребята не просто учатся, они познают реальную жизнь на практике, приобретая навыки, которые им пригодятся в будущем.

Недостатки направления

Основные минусы системы Монтессори – сложности с последующим переходом к строгой дисциплине, низкий уровень социализации. Дети в группах предоставлены сами себе, попадая после этого в школу, где надо сидеть на одном месте 45 минут и делать то же, что и остальные, становится источником стресса. После такой развивающей подготовки ребенку комфортнее обучаться дистанционно. Он уже может планировать свой распорядок, понимает уровень ответственности, проявляет интерес к обучению, поэтому будет отлично учиться по индивидуальной схеме.

Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке.

В каких случаях лучше не прибегать к использованию системы?

Перечисленные минусы Монтессори обостряются в случае с замкнутыми детьми. Если малыш и без того скован, то из-за отсутствия активного общения он может стать еще более закрытым. Не подходит такая воспитательная форма слишком активным дошкольникам. Им не так интересно заниматься самостоятельно, они требуют внимания, становятся источником постоянного шума, отвлекают других воспитанников. Не стоит использовать систему родителям, которые не готовы поддержать ее введение в домашних условиях. Если в садике ребенок будет все делать самостоятельно, а дома его будут сильно опекать, то у малыша разовьется внутренний конфликт, что грозит непредсказуемыми последствиями.

Гигиена

Большое внимание в Монтессори педагогике уделяется гигиене. Это связано с тем, что «Дома ребенка» (детский сад для жителей многоквартирных домов) открывались хоть и в перестроенных, но в самых бедных районах Рима, где жили низкие слои общества, царила преступность, разврат и насилие, а в квартире могли жить до 20-30 человек и вода была лишь несколько часов в сутки

В своей главной книге — «Мой метод», Монтессори долго описывает данные районы, но ограничимся лишь одной ее фразой:

В таком районе после некой «реновации» и открылся первый «Дом ребенка». При его организации вопрос гигиены становился большой проблемой. Поэтому первое и основное правило данного заведения было:

Так в силу социальных проблем и появилось одно из главных положений Монтессори-педагогики.

Ребенок с первого посещения садика учится самостоятельно мыть руки и чистить ногти, убирать за собой и т.д. Все это приводит к тому, что ребенок всячески следит за своим внешним видом, действиями и старается вести себя аккуратно.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.