Профессиональное самоопределение

Алан-э-Дейл       27.05.2022 г.

Профессиональное самоопределение в педагогике — что это такое

В широком смысле слова, педагогика – это наука о воспитании и обучении личности.

Современная система обучения детей в общеобразовательных школах предполагает помощь ученику в осознании значимости и осуществлении правильного и рационального выбора в отношении будущей профессии.

Школьники всерьез начинают задумываться о том, чем они будут зарабатывать на жизнь, примерно в возрасте 12-14 лет. Интерес к определенным профессиям на этом этапе часто связан с учебными предметами школы или внеурочной деятельностью в секциях и кружках. Ученики на этом этапе соотносят профессии с собственным мышлением не только по типу нравится — не нравится, а начинают оценивать определённые стороны и аспекты профессий.

Профессиональное самоопределение учащихся — это процесс становления у ученика интереса и личного отношения к трудовой деятельности. Он осуществляется через согласование внутренних потребностей и социально-профессиональной направленности.

Грамотное оказание помощи подросткам в рамках педагогики необходимо, и включает в себя организацию психолого-педагогической поддержки, реализацию специальной деятельности, направленной на получение ответов на вопросы «Кем я хочу?» и «Кем я могу стать?».

Профориентационная работа в школе включает в себя:

  • Информирование. Возможность получения знаний о специальном образовании, современном рынке труда, видах востребованной трудовой деятельности, учебных заведениях, требуемых личностных качествах в определённых сферах труда.
  • Диагностика. Применение психологических тестов для выявления личностных качеств, черт характера, профессиональных намерений и предпочтений подростка.
  • Консультация. Обсуждение результатов диагностики, с целью адекватного соотнесения их с требованиями желаемой трудовой среды.

Роль школы в профессиональном самоопределении личности — это организация системы обучения, построенной на основе дифференциации (разделения) классов в соответствии с направленностью на изучение отдельных предметов. Со стороны профессиональных учебных заведений – их профильный уклон и предметность.

Реализация школьниками выбора в ситуации самоопределения происходит с помощью работы социально-педагогической службы, которая производит диагностику динамики профессий, разрабатывает модели самоопределения с учетом педагогического опыта, а также создания партнерства с современным производством.

Важно понимать, что итог профессионального самоопределения школьников — это окончательный выбор профессии

Задача школы в этом случае — сосредоточить внимание юношей и девушек на:

  • развитии профессионально важных качеств, относящихся к конкретной деятельности,
  • построении и коррекции профпланов,
  • самоподготовке и саморазвитии в выбранной профессии.

Первые ступени

Психология профессионального самоопределения под удачным развитием подразумевает движение по пути координации индивидуальных качеств личности с востребованным общественным заказом.

В психологии описаны следующие ступени профессионального самоопределения учащихся:

  • Ролевые игры как первый этап на пути самоопределения. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребята, примеряя на себя в игре разные амплуа из мира профессий, осваивают образцы поведения. Этот процесс непосредственно связан с будущим развитием человека.
  • Полет фантазии в подростковом возрасте как поиск предназначения. Все подростки, находясь во власти инфантильности и максимализма, видят себя в образе «супергероя» или представителя ярких профессий: эстрадных исполнителей и актеров, журналистов, пожарных и сыщиков. За этим кроется внутреннее и внешнее развитие личности.
  • Анализ и рефлексия юности. Возрастной период 16–17 лет характеризуется смешением осмысленного и романтического подхода к карьерному вопросу. В этом возрасте юноши и девушки осознанно делают акцент на определенные школьные предметы, которые будут ключевыми при профессиональном обучении.
  • Этап перехода к зрелости. Учащиеся старших классов должны принять решение о выборе профессии. Эта задача может быть растянута на весь период студенчества. Известны случаи изменения профиля во время учебы в институте.

Ролевые игры — первый этап профессионального самоопределения

Проблема профессионального самоопределения

Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?»; «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?»

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Что такое самоопределение личности

Самоопределение личности

— это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса:«Кем быть?» и«Каким быть?» .

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора

. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн,внешние причины действуют только через внутренние условия . А Уолт Дисней говорил на это:«Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».

Суть профессионального ориентирования

Профессиональная ориентация – элемент самоопределения личности. Человеку нужно ответить на 2 вопроса: что он может делать и что хочет делать. Но сфера труда настолько подвижна, что потребность в профессиональном ориентировании возникает не единожды: появление новых должностей, дифференциация профессий и обязанностей, новые направления и узкие специальности и так далее. Чтобы оставаться на плаву, быть востребованным и хорошим работником, человек должен регулярно диагностировать себя и оценивать свое место в мире профессий.

Таким образом, основная цель профессиональной ориентации – выявление перспектив профессионального и личностного роста и развития, подготовка к меняющимся условиям жизни и работы, формирование самоуверенности и адекватного успешного поведения на рынке труда.

В ходе профессионального ориентирования личность:

  • получает информацию о рынке труда: востребованные профессии, возможности обучения и трудоустройства;
  • осознанно и самостоятельно выбирает или меняет профессию, согласно своим потребностям и социально-экономической ситуации на рынке;
  • мобилизует и повышает свои ресурсы, становится конкурентоспособной;
  • получает и поддерживает мотивацию к выбору профессии и трудоустройству.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты

Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала

Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Профессиональное самоопределение личности

Под профессиональным самоопределением личности понимается формирование личного отношения человека к той или иной деятельности. Человек должен положительно относиться к тому виду работы, которую он выбирает в качестве дальнейшего обучения и зарабатывания денег.

Данное отношение проходит такие этапы становления:

  1. Дошкольный возраст, когда дети подражают взрослым и играют в строителей, учителей, космонавтов и пр.
  2. Начало младшего школьного возраста, когда ребенок начинает выполнять конкретные обязанности, например, мыть посуду, поливать цветы, писать, читать и пр. Здесь он уже начинает понимать, что ему нравится, а что нет.
  3. Конец младшего школьного возраста, когда отмечается рост индивидуальных отличий каждого учащегося. Здесь начинают выделяться способности каждого ребенка, по которым можно понять, кем ему лучше работать.
  4. Подростковый возраст, когда ребенок начинает знакомиться с различными видами деятельности, формировать различное отношение к ним, получать определенные знания и формировать определение мнение по каждой работе.

Обычно подросток достаточно расплывчато и фантастически себе представляет, кто чем занимается. Вот почему он может выбрать профессию, которая кажется ему наиболее привлекательной, высокооплачиваемой или романтической (то есть там, где от него особых навыков и знаний не потребуется, например, быть артистом).

В 27 лет человек уже достигает пика своей профессиональной деятельности. Зачастую к этому времени он уже перепробовал множество видов деятельности, покидая предыдущее место работы из-за возникших трудностей, несоответствия работы личным желаниям, а также разочарований. Уже в 30 лет человек начинает думать о том, кем он будет работать дальше:

  • Останется в той же области, где он уже работает, независимо от того, нравится ему работа или нет.
  • Поменяет вид деятельности на другой, который кажется ему более перспективным и приемлемым.

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»,
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»,
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»,
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»,
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы,
  • поменять специальность на другую, но в смежной области,
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере,
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Как определиться: советы

Как не ошибиться в выборе будущей профессии? Для того, чтобы выбор максимально соответствовал желаемому, нужно руководствоваться несколькими пунктами:

Быть предельно честным с собой. Ответить на вопросы: «Чем бы я хотел заниматься?», «Какое дело я бы выбрал, не нуждаясь в деньгах?», «Каким ремеслом я готов заниматься до конца жизни?».

Сконцентрироваться на своих желаниях. Отделить собственные мотивы от давления окружающих. Внимательно отсортировать, проверить — не внушили ли выбор извне? Оказывать давление могут родственники, родители, друзья, одноклассники, парень/девушка. Но нужно помнить — что в итоге решение принимаете только вы и отвечать за него тоже вам.

Описать плюсы и минусы каждой профессии на бумаге. Сравнить альтернативные варианты между собой.

Соотнести требования профессии с природными данными. Трезво оценивать свои возможности

Принимать во внимание характер, личностные качества, темперамент.

Диалог с друзьями. Помощь в выборе профессии может прийти со стороны

Достаточно поговорить с близкими людьми или отправиться к психологу. Не всегда можно докопаться до истины с помощью самоанализа — нужен независимый объективный взгляд собеседника.

Методика Климова: определение типа будущей профессии. Широко известная методика, применяющаяся при составлении тестов. Идея проста — разделить профессии на пять отраслей: человек-природа (например, садовод, ветеринар), человек-художественный образ (писатель, художник), человек-техника (механик, сборщик компьютеров), человек-человек (помогающие профессии: менеджер, консультант, юрист, врач), человек-знаковая система (программист, лингвист).

Методика Голланда. В XX-ом веке, известный психолог Голланд разработал тест на профориентацию, включающий 240 вопросов, отвечать на которые нужно односложно («Да/Нет»). По результатам теста определяется тип личности испытуемого (предприимчивый тип профессии — склонность к бизнесу, артистический тип профессии — актеры, комики, телеведущие) и выдается список подходящих профессий.

Матрица выбора профессии. Методика, разработанная психологом Резапкиной. Суть матрицы — в ответе на вопросы, каждый из которых урезает потенциально подходящие профессии. Таким образом, специальность отбирается наиболее точно, максимально удовлетворяя интересы человека.

Профессиональное самоопределение личности

Психологи рассматривают профессиональное самоопределение личностикак механизм сравнения выдвигаемых работой требований и существующих у индивида навыков, познаний, которые могут быть достаточными или же, наоборот, недостаточными для принятия на себя «роли». К тому же, учитывается и психологическое предпочтение субъекта к видам труда. Данный процесс во многом зависит от возраста, проходя вместе с личностью определенные стадии формирования. Их можно рассмотреть поочередно, сопоставив с конкретными этапами развития индивида. Например, в дошкольном возрасте дети предпочитают различные социально-ролевые игры, в которых они подражают взрослым. Малыши выбирают определенные профессиональные роли, в соответствии с правилами выдуманной ими игры. Это может быть пожарник, доктор, строитель, повар… Роли обычно достаточно упрощенные и несложные, поскольку основываются на личном опыте наблюдения детей за взрослыми, которым они стараются подражать

На данном этапе важно то, что уже тогда дети приобретают некоторые основные навыки, осваивают элементарные виды труда, что получает свое логическое продолжение в младших классах. К концу младшего школьного возраста нарастает индивидуализация и разница между малышами в рамках навыков, способностей и предпочтений

В связи с этим формируется гораздо больший спектр профессионального предпочтения ребенка, но вместе с тем он сужается, расставляя определенные приоритеты.

Конечно, большая часть молодежи, в возрасте 16-23-х лет, после получения должного среднего и высшего профессионального образования, оставляет романтические мечты в прошлом и нацеливается на куда более серьезные вершины в будущем. Обычно к 27-ми годам наблюдается профессиональная активность со стороны индивида. К этому моменту уже существует конкретная определенность – выбранная работа, опыт, цели и достижения. То есть актуальность приобретает не столько вопрос правильного выбора, а именно совершенствование себя в рамках работы, достижение нового уровня профессионализма. Психологи отмечают, что к 30-ти годам вопрос о верности сделанного выбора может возникнуть с новой силой. В таком случае существует всего лишь два варианта развития событий: индивид может принять решение остаться в занятой им должности и продолжить развиваться, либо же уйти и попытаться отыскать новую, полностью устраивающего его профессию.

перейти наверх

Культура профессионального самоопределения личности

В 20-е годы акцент делался лишь на трудоустройстве, в 40-е годы началась эпоха определения профессиональной пригодности с помощью тестов. С начала 70-х годов стали воспитывать в молодежи способность самим делать свой выбор. Но тестомания продолжается до сегодняшнего дня. Это связано с низкой психологической культурой многих стран и устоявшимся мнением работодателей, что тестирование является объективным научным методом.

Несомненно, что более правильным будет подход к каждой личности индивидуально. Это даст возможность более глубоко проанализировать его способности, наклонности, стремления к самопознанию.

Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;
  2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.

В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

  • В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
  • После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни

Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения

Профконсультация как вид профориентационной работы психолога. Принципы организации и проведения профконсультации

Вопрос 1Верно ли высказывание: «Групповая профконсультация предоставляет широкие возможности для профдиагностики интересов и склонностейa. неверно Для решения каких задач наиболее всего подходит диагностическая групповая профконсультация c. все ответы верны Любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой является b. групповой профконсультацией На каком из этапов групповой диагностической консультации профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение (без согласия консультируемых) сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал c. на первом этапе Назовите основные источники профессиограмм, в которых собраны актуальные на сегодняшний день описания профессий b. методическое обеспечение со стороны Федеральной службы занятости c. проект «Атлас профессийОсновным видом деятельности профконсультанта являетсяb. индивидуальная профконсультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения Различают два вида профконсультационной работы. Укажите, какиеc. групповое и индивидуальное профконсультирование Чтобы определить сформированность профессиональных планов в процессе групповой профконсультации используют метод b. анкетирования В основе какой из допустимых стратегий профориентационной работы лежит использование стандартизированных испытаний профпригодности f. тестологическая В развернутой схеме профконсультирования, с чего начинается работа профконсультанта a. с выявления интересов, склонностей, профессиональных предпочтений В случае применения поэтапной схемы профконсультирования, какова основная задача профконсультанта на подготовительном этапеc. составить общее представление о проблеме клиентаВ случае применения поэтапной схемы профконсультирования, какова основная задача профконсультанта на шестом этапе профконсультированияd. составление окончательного протокола консультацииК допустимым стратегиям профориентационной помощи относяc. все ответы верны Назовите стратегию профориентационной работы, для которой характерна ограниченная помощь, например, только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения b. «частичные услугиНазовите стратегию профориентационной работы, для которой характерно: «реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии являйся активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решенияпрофконсультационной проблемыb. активизирующая Развернутая схема профконсультирования применяется b. в ситуациях максимальной неопределенности выбора для клиентов школьного возраста Сколько всего этапов содержит поэтапная схема профконсультированияd. подготовительный и 6 основныхТрадиционно выделяют две стратегии профориентационной помощиc. диагностическую и развивающую

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.