Оглавление
Исторические и гносеологические корни релятивизма
Предпосылки его возникновения возможно отследить, изучив взгляды софистов из Древней Греции. Знаменитый философ Протагор, провозгласив небезызвестный принцип о том, что мерой всех вещей является человек, фактически признал: в известной нам реальности нет устойчивых или объективных вещей либо явлений, а познание зиждется только на чувствах и вкусах человека, которые значительно различаются у разных индивидов. Следовательно, чёткого и окончательного ответа, что есть определённая вещь, дать невозможно.
В учении античных скептиков мы можем обнаружить такие элементы, характерные для релятивизма, как обнаружение ими условности и ограниченности получаемых знаний, которые к тому же зависят от сложившейся исторической конъюнктуры. Это означает, что такие знания могут быть пересмотрены через некоторый промежуток времени в противоположную сторону, поскольку такие действия могут быть выгодны правителям какого-либо государства, а также в случае совершения научного открытия, полностью меняющего сложившуюся картину мира. Отсюда скептики сделали вывод, что любое знание относительно и недостоверно в принципе.
В чём заключаются гносеологические корни релятивизма?
- Придание повышенного значения условиям, при которых происходит познание. Кроме того, релятивисты ставят в зависимость жёсткую зависимость получение новых знаний от таких факторов, как, например, психологическое состояние исследователя, его потребности биологического уровня, доступные теоретические средства;
- Отказ признавать логическую связь между старыми и вновь полученными знаниями, их преемственность. Поэтому сторонники такого учения считают, что доказательство новой теории служит неопровержимым свидетельством неполноты, субъективности старых знаний. Исходя из этого, они делают вывод: любое познание необъективно и никогда не сможет стать объективным. Такое утверждение поддерживают не только релятивисты, но и агностики.
Антропоцентризм – основа антропологизма
Основой антропологизма является антропоцентризм, согласно которому человек – это центр всего. В отличие он антропологизма, который чаще всего исследует именно биологическую сущность человека, антропоцентризм интересуется его социальной природой.
Согласно антропоцентризму, человек является основой любого философского исследования. Многие исследователи даже само понятие философии рассматривают как поиск и осмысление людьми своего бытья и существования. Таким образом, именно через природу человека, его сущность и предназначение можно идентифицировать практически все философские проблемы, которые возникают в любой исторической эпохе.
Физический релятивизм
Принцип релятивизма нашел область применения не только в философии и гуманитарных и социальных науках, но также и в физике и квантовой механике. В этом случае принцип состоит в том, что возникает необходимость переосмыслить все понятия классической механики, среди которых время, масса, материя, пространство и др.
В рамках интерпретации данного принципа Эйнштейном был введен термин «наблюдатель», который описывает того, кто работает с определенными субъективными элементами. В этом случае процесс познания данного объекта и трактовка реальности зависит от субъективных представлений наблюдателя.
Метамодернизм, постмодернизм и релятивизм
Метамодернизм — это философия культуры, система понимания мира и система логики, которая помогает нам лучше ориентироваться в эпоху цифровых технологий; а философы культуры помогают нам осмыслить наше время, замечая закономерности в работе целых культур (и отдельных субкультур в этих культурах).
Русская культура, как и любая другая культура, имеет политические и экономические субкультуры, а также те, в которых регулярно создаётся новое искусство.
Поэтому метамодернизм даёт нам объектив, с помощью которого можно рассмотреть почти всё, что произошло в России с момента изобретения Интернета в политическом, социально-экономическом и социокультурном смысле.
Постмодернизм отличается: деконструкцией (понимание через уничтожение стереотипов), иронией, стилизацией (имитация типичных особенностей стиля), релятивизмом, нигилизмом, отречением от общих концепций.
Что такое релятивизм?
В Энциклопедическом словаре
В нём под словом «релятивизм» подразумевается субъективное познание мира, которое является условным и относительным, с полным отрицанием любых правил и норм этики.
В словаре Ожегова
Здесь «релятивизм» определяется как такой принцип методологии, последователи которого, признавая абсолютную условность, субъективность и относительность знаний человека об окружающем мире, полагают, что объективно познать существующую действительность невозможно.
В словаре Ушакова
Ушаков рассматривает два значения слова «релятивизм». Это:
- Учение идеалистов в философии, которое возводит в аксиому принцип относительности накопленных знаний, отвергает идею абсолютной истины и утверждает, что познать реальность объективно нет никакой возможности.
- Второе название теории относительности — учения Альберта Эйнштейна о принципах функционирования окружающего нас мира.
Расширение возможностей гипервизора
Концепция гипервизоров не ограничивается только работой сервера. Например, гипервизоры хранилища используют ту же концепцию, применяя ее к хранилищу данных. Гипервизор хранения может работать на физическом оборудовании, как виртуальная машина, внутри операционной системы гипервизора или в более крупной сети хранения. Гипервизоры хранилища также, как и обычные гипервизоры, могут работать на определенном оборудовании или быть независимыми от оборудования. Помимо хранения, гипервизоры являются ключом для других процессов виртуализации, включая виртуализацию рабочего стола, виртуализацию ОС и виртуализацию приложений.
Также встречается еще и встроенные гипервизоры. Что же это такое? Встроенные гипервизоры поддерживают требования встроенных систем. Они немного отличаются от гипервизоров, ориентированных на серверные и настольные приложения. Встроенный гипервизор с самого начала внедряется во встроенное устройство, а не загружается при последующем развертывании устройства. Во встроенной системе различные компоненты обычно функционируют совместно для обеспечения функциональности устройства.
Научный релятивизм
В книге «Структура научных революций» (1962) американский философ Томас Кун подверг сомнению общепринятый взгляд на научный прогресс как поступательный процесс, в котором каждое поколение ученых опирается в своих трудах на работы предшественников. Вместо этого Кун предположил, что история развития науки — это куда более неровный, ухабистый путь дискретного и скачкообразного прогресса, с периодическими революционными кризисами, которые он назвал «смена парадигмы». Центральный элемент куновской картины развития науки — представление о неразрывной связи науки и комплекса культурно-исторических и прочих факторов. Хотя сам Кун пытался дистанцироваться от релятивистского толкования своей работы, его идеи поставили под сомнение представление о задаче науки как поиске объективно истинных фактов об устройстве мира. Какой вообще смысл говорить об объективной истине, если каждое научное сообщество определяет свои собственные критерии оценки доказательств, а затем пропускает все данные через мелкое сито существующих идей, убеждений и концепций? Обычное представление о достоверности научной теории заключается в том, что она выдерживает проверку объективными фактами. Но что, если не существует никаких «объективных» фактов и нет строгой связи между теорией и экспериментальными данными? Что, если, как утверждает Кун, каждое наблюдение «подкреплено теоретически» — то есть окутано толстым слоем существующих представлений и концепций?
В концепции Куна релятивизм достигает своего абсолютного выражения. Оставаясь на платформе признания объективной реальности, т.е. не впадая в мистику и солипсизм, он, тем не менее, релятивизирует истинность научного знания по отношению к принятой парадигме.
Поделиться ссылкой
Виды депривации
Наиболее распространенной является классификация по потребностям, которые были ограничены. Выделяют следующие виды депривации:
1. Сенсорная
. Подразумевает полное отключение или существенное ослабление определенных внешних стимулов (цвета, запахи, звуки, тактильные ощущения). Может проявляться вследствие особенностей среды (этот вариант хорошо продемонстрирован в советском мультфильме «Ёжик в тумане») или из-за собственных физических ограничений человека. В определенных условиях люди нуждаются в сенсорной депривации и осуществляют её искусственно. Например, ночная повязка на глаза и беруши – это приспособления для сенсорной депривации.
2. Когнитивная
. Данный вид депривации подразумевает резкий дефицит внешней информации, необходимой человеку для нормальной мыслительной деятельности. Возможен и противоположный вариант – информации слишком много, она резко меняется, поэтому человек не имеет возможности правильно её интерпретировать и воспринимает как бесполезный информационный шум. Особенно опасна когнитивная депривация для детей.
3. Эмоциональная
. Объясняя, что такое депривация, довольно часто приводят в пример именно эту форму. Она подразумевает ограничение или потерю эмоциональных контактов. Это состояние может возникнуть у ребенка, которого жестоко наказывают, вследствие чего он перестаёт чувствовать эмоциональную близость с родителями.
4. Социальная
. Подразумевает лишение идентичности, ощущения собственной значимости, возможности считать себя частью социума. Данное состояние наблюдается у пенсионеров, учеников закрытых школ, пациентов, долго находящихся на лечении, заключенных и других людей, не имеющих полноценной общественной жизни.
5. Двигательная
. К этому виду относятся различные ограничения двигательной активности, например, прикованность к постели или инвалидному креслу.
Существуют и другие варианты депривации: образовательная, этическая, экономическая и прочие. Под депривацией обычно подразумевается сам факт ограничения определенных возможностей (в том числе по добровольному выбору человека). Также данное понятие расширяется на состояние опустошенности, связанное с ограничением (например, после получения увечья или потери близкого человека). То есть, депривация – это и само лишение, и осознание человеком данного лишения.
Абсолютизм, универсализм и релятивизм
Абсолютизм
Идея абсолютизма в увеличении сходности между культурами: не принимаются во внимание различия между ними и отвергаются все специфические детали. В случае если расхождения выявляются, они объясняются как количественные, т
е. происходит сравнение оценочного характера. Таким образом, культуры исследуются как одинаковые, но всё же неравные.
Универсализм
Сторонники универсализма полагают, что существует единство психики, но с допустимыми довольно значительными внешними расхождениями. Они считают, что основные психологические процессы — общие для всего человечества. Хотя культура оказывает существенное влияние на эти выражения.
Универсалисты проводят исследования с соответствующими поведенческими сравнениями, однако с огромной предусмотрительностью — они пытаются удерживаться от оценок или отдавать предпочтение своей культуре.
Релятивизм
Для сравнения, релятивизм заинтересован в том, чтобы выделить расхождения между культурами, т. е. увеличить различия между культурами (может быть в содержании или в структуре психических процессов каждой культуры).
Релятивисты уважают все исследуемые культуры/народы, их целью является познать эту нацию на их собственном диалекте и отталкиваясь от их ценностей. Для них все культуры разные и все равные.
Релятивистские аргументы
Один из аргументов релятивизма состоит в том, что наши собственные когнитивные предубеждения мешают нам быть объективными, наши собственные чувства встают между нами и наблюдаемым. Вдобавок к тому, что мы узнали, предвзятость рейтинга из-за используемого языка. Наконец, у нас есть культурная предвзятость, разделяемая с другими наблюдателями той же культуры, но которая может отличаться в зависимости от культуры, и мы не можем надеяться полностью избавиться от нее.
В скептики утверждают , против субъективной определенности и конкретные объекты являются частью нашей повседневной жизни , и что нет никакого значения , в желании , чтобы исключить такие понятия, как объективность и истину . Объективистский вид , что не существует никакого способа доказать , введение смещения по нашим ощущениям; такое доказательство было бы недействительным, потому что знание, необходимое для этого доказательства, было получено через наши восприятия, и в такой философской системе восприятия считаются действительными с аксиоматической точки зрения.
Примеры релятивизма
Истина субъективного утверждения (заявление предпочтения, например, «Пломбир — самое вкусное мороженое») относится к человеку, т. е. субъекту, предъявляющему это заявление, поэтому это заявление предпочтения может быть верно для одного человека, но не для другого.
Например:
- употребление говядины для нас считается абсолютно нормальной, каждодневной ситуацией, однако это совершенно неприемлемо в Индии;
- в исламских странах Ближнего Востока запрещено играть в азартные игры и распивать алкогольные напитки, а у нас это не карается ни законом, ни моралью;
- женщины не могут получать образование или реализовывать себя в бизнесе в Афганистане, это считается аморальным, а у нас это не запрещено;
Аргументы в пользу метаэтического релятивизма
Научный
Нравственность и эволюция
Исследования в рамках эволюционной биологии , эволюционной психологии , этологии и эволюционной антропологии показали, что мораль — это естественный феномен , сформированный эволюционными механизмами . В этом случае мораль определяется как набор относительных социальных практик, которые способствуют выживанию и успешному воспроизводству вида или даже нескольких взаимодействующих видов.
Литературный
Литературный перспективизм начинается с разных версий греческих мифов. Символизм создал несколько предложений для вер. Структурализм учит многозначности стихов.
Примеры релятивистских литературных произведений: « Мертвые души» Гоголя ; Alexandria квартет от Лоуренса Даррелла ; « Зази в метро» Раймона Кено . Или двадцать литературных интерпретаций « Одиссеи» Нурии Перпиньи .
Релевантность простыми словами
Представьте себе такую житейскую ситуацию. Вам позвонила подруга и взахлеб рассказывает, что недавно она купила моющий пылесос, и теперь её жизнь превратилась в сказку.
Моющий пылесос моет, чистит, увлажняет воздух, дезинфицирует, места занимает совсем ничего. Раньше была кошачья шерсть по всей квартире, а теперь ни пылинки, ни соринки. Чистота, свежесть, новый уровень жизни!
Вы призадумались: “Хм, а может и мне тоже прикупить? Раз вещь такая классная.”
Позвонила другая подруга, вы ей рассказали про идею покупки, а она говорит: “Да на фига он тебе нужен? У тебя ковер будет вечно мокрый, как выдра!”
Вы опять призадумались. У вас две взаимоисключающие рекомендации. Надо собрать информацию в интернете. И вот вы подходите к компьютеру, будучи уверенным, что через 15 минут вы будете знать о моющих пылесосах всё.
Какие поисковые запросы вы наберете? Я набрала бы такие:
И вот вы набираете в поиске “моющий пылесос сколько сохнет ковер”, и Яндекс радостно показывает вам рекламу:
“Пылесосы для ковров: доставка, самовывоз. Скидки и Акции — Каждый День!”
“Моющие пылесосы по доступной цене. Быстрая доставка! Закажите онлайн!”
И даже: “Профессиональные промышленные и строительные пылесосы по низким ценам.”
Стоп-стоп-стоп! Вы пока не готовы покупать. Вы зашли только спросить! А вас уже завалили акциями и скидками. Почему так получается? Потому что рекламные объявления этих рекламодателей не релевантны запросу пользователя, т.е. вашему запросу: “моющий пылесос сколько сохнет ковер”.
Как так получилось?
Моральный релятивизм как разновидность релятивизма
В связи с этим, исследователь Порус заметил, что моральный релятивизм легко может переродиться во вседозволенность, а люди, придерживающиеся подобной точки зрения будут стараться обесценить нравственные нормы до максимально низкого уровня, не будут пытаться искать компромиссы и договариваться на взаимовыгодных условиях.
Философ Круглов выделяет две разновидности морального релятивизма:

Эта тема закрыта для публикации ответов.