Социальное поведение: элементы, характеристики

Алан-э-Дейл       23.05.2024 г.

Типы социального поведения человека

Все те, кто встречается вам на протяжении дня, имеют какие-то свои мысли и цели, заряжены какими-то эмоциями и в любом случае влияют на нас. Типы социального поведения человека могут как приносить нам удовольствие и облегчение, так и быть лишней нагрузкой на нашу и так перегруженную психику. Свое окружение нужно отбирать очень тщательно. Те, с кем вы общаетесь, задают тон вашей жизни, меняют ваше мировоззрение и даже доход. Считается, что ваше финансовое состояние равно среднему состоянию десяти ваших ближайших друзей или знакомых. Те, кто вас окружает – это ваше отражение. И если эти люди каким-то образом выводят вас из себя, отнимают энергию, замедляют ваше развитие или с ними просто неприятно общаться – нужно сделать выводы и предпринять какие-то действия в сторону улучшения ситуации.

Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.

Обычаи, ритуалы, традиции

Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день. 

Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте. 

Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая. 

Нормы морали

Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.

При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя. 

Нормы права

Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ. 

В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм. 

Религиозные нормы

Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.

Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета. 

Эстетические нормы

Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены. 

Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.

Корпоративные нормы

Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников. 

Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.

Деревья долгожители: краткое описание

В мире существует огромное количество видов деревьев. Все они отличаются друг от друга внешними признаками, плодовитостью, средой обитания и т. д. Стоит отметить, что также разные виды деревьев отличаются друг от друга продолжительностью жизни.

  • То, сколько лет дерево проживет на нашей планете, во многом зависит от условий, в которых оно будет находиться, влияния человеческой руки и, конечно же, от его разновидности
  • Например, меньше всего живут фруктовые деревья, дольше всего – хвойные и лиственные породы
  • Конечно же, из любого правила есть исключения. Так, например, на территории Украины растет огромная яблоня, которая не имеет ствола, но имеет примерно 15 огромных веток, которые приросли к земле. Возраст этого фруктового дерева составляет примерно 200 лет, в то время как в среднем яблони живут 30-100 лет в зависимости от того, где они обитают
  • Дать список деревьев долгожителей, достаточно сложно, так как фразу «очень долго» можно понимать по-разному. Например, относительно продолжительности жизни людей, практически все деревья живут действительно очень долго.

Долгожители

Итак, ниже мы представляем вашему вниманию информацию, исходя из которой, вы сможете сделать вывод, какие же виды деревьев живут долго:

  • Береза, вяз, ясень. В среднем продолжительность жизни березы составляет 100 лет, однако, есть деревья этого вида, которые доживали и до 300 лет. Примерно столько же живет вяз и ясень.
  • Бук, клен. Эти деревья по сравнению с предыдущими живут гораздо дольше – в среднем целых 450 лет.
  • Ель, сосна. Эти деревья, как правило, живут 600-1200 лет.
  • Дуб, тис. Такие деревья способны прожить весьма долго, примерно 1000-2000 тыс. лет.
  • Можжевельник. Еще одно дерево, которое может прожить достаточно долго по сравнению с остальными. Возраст можжевельника может составлять 500-1000 лет.
  • Пихта, туя, ольха. Средняя продолжительность жизни этих деревьев составляет 150 лет
  • Каштаны в среднем живет по 300 лет.
  • Кипарис может прожить 3000 лет, в то время как секвойя или баобаб может жить 5000 лет.
  • Абрикос, вишня в среднем доживает до 30 лет, алыча – до 45, слива – до 50.

Фруктовые деревья живут меньше

Как видите, фруктовые деревья значительно уступают по продолжительности жизни другим видам деревьев. Почему так? Потому что их жизнь во многом зависит от человека. Такие деревья нуждаются в обрезке, подкормке, лечении от разных паразитов. Если должного ухода нет – фруктовые деревья чаще всего не доживают даже до среднего возраста. Хвойные же деревья живут гораздо дольше потому, что они менее прихотливы, гораздо легче переносят суровый климат, мороз, более выносливые.

Мотивация просоциального поведения

Главной причиной, по которой человек стремится оказать помощь, является удовлетворение собственных потребностей. Они могут быть как физические, так и ментальные. Главными мотивами просоциального поведения являются:

Ситуация

Очень важно, как субъект оценивает ту ситуацию, в которой он оказался, какую значимость ей придает. Правильное отношение к ситуации является первым шагом на пути решения проблемы

Человек должен определить сложность, характер помощи, стоит ли ему вмешиваться или пройти мимо.
Есть ситуации, когда человек не теряет время на раздумья, а мгновенно принимает решение об оказании помощи, например, во время ЧП. Внутренний мотив. То есть получение выгоды для себя, например, получение похвалы, одобрения со стороны окружающих, налаживание отношений и т. д. Мотив заботы. Помощь старым, больным, инвалидам, детям, то есть тем, кто может вызвать жалость. Взаимовыгода. Человек, помогая другому индивиду, подсознательно надеется получить помощь в ответ, срабатывает принцип «ты мне, я тебе». Страх. Многие действительно боятся отказать в помощи, это связано с пережитым негативным опытом.

Социальное поведение

Социальное поведение – совокупность поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других индивидов и общностей. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, его потребности, убеждения. В нем формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к себе. В социологии принято выделять две формы поведения – нормативную и ненормативную.

Обзор глоссария по алфавиту
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Девиантное поведение – тип поведения, отклоняющийся от господствующих в обществе правил и норм и не согласующийся с ожиданиями общества В зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе и обществу выделяют: 1) деструктивное поведение – поведение причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм; 2) асоциальное поведение – поведение причиняющее вред личности и социальным общностям и проявляющееся в наркомании, самоубийстве: 3) противоправное поведение – поведение, представляющее собой нарушение моральных и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Категоризация – элемент социального контроля осуществляющий функцию выделения типичного в социальных действиях индивида. Она влияет на формирование общественного сознания и на самоопределение индивида в обществе.

Конформное поведение – совокупность действий, основанных на некритическом принятии человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемых искренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек не сомневается. Конформное поведение отличает людей, у которых отсутствует противоречие с социальной средой. Они являются носителями ценностей и интересов коллектива.

Нормативное поведение – вся совокупность действий и взаимодействий, регулируемых общепринятыми нормами. Этот тип поведения призван поддерживать устоявшиеся в обществе традиции, обычаи и формы взаимодействий между людьми.

Общественное сознание – элемент социального контроля, определяющий общественную позицию и выбор индивида. Оно регулирует его поведение в соответствии с существующими в обществе нормами и при помощи социальных санкций.

Социальные нормы – предписания, которые являются общими указаниями на социальное действие. Норма предполагает ожидание правильного поведения и не может существовать без согласия и принуждения.

Социальные санкции – элемент социального контроля, применяемый к индивидам в случае отклонения их поведения от норм. Социальные санкции могут быть позитивные и негативные.

Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений и мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам. Оно упорядочивает взаимодействие между индивидами.

Высшие приматы

Социальная жизнь приматов строится на иерархических взаимоотношениях, в которых альфа-самец – это и защитник, и организатор, и «отец родной». Вожак решает, где есть, где спать, куда идти.

Иерархия в сообществах обезьян строится по вертикали и те, кто находится в самом ее низу, являются бесправными и самыми обделенными ее членами. Чаще всего, это старые особи или слабый молодняк.

Во многом взаимоотношения в стае зависят от привязанности ее членов друг к другу. В стаю могут принять, но также и изгнать за серьезный проступок. Такие решения принимают, как правило, вожаки, но и приближенные к нему самки способны заставить не понравившуюся им обезьяну уйти.

Пожалуй, у приматов отношения внутри социальной группы настолько же сложные, как и у людей. Возможно, это связано с тем, что они обладают зачатками разума, что присуще человекоподобным видам. Они обучаемы и умеют применять на практике полученные знания. Кроме звуков, они способны общаться мимикой и жестами, высказывая свою преданность и привязанность вожаку или пренебрежение к нижестоящим по иерархической лестнице особям.

Формы девиантного поведения подростков

Одним из отклонений является гиперкинетическое расстройство поведения. В отсутствие диагностированных психических патологий, это вариант нормы. Причины девиантного поведения это определённые особенности характера. Гиперкинетические расстройства проявляются как невнимательность, несобранность, повышенную активность, чрезмерную возбудимость. Такие дети не могут сосредоточиться и довести до конца начатое дело. Их характеризует неадекватная негативная самооценка, а также неумение держать дистанцию с людьми старшего возраста.

Некоторые случаи проявлений девиантного поведения ограничены семейным кругом. В этих случаях никак нельзя говорить о психопатических отклонениях, так как подросток третирует исключительно родных. Девиации заключаются в воровстве, жестокости по отношению к домашним, агрессивным поведением.

Следующими характеристиками девиантного поведения являются социализированное и несоциализированное расстройства. В первом случае подростки демонстрируют неприятие и агрессию в отношении старших, но проявляют общительность в коллективе сверстников, состоят в какой-либо группе. Группа может состоять как из асоциальных личностей, так из детей, не проявляющих признаков девиации. Таким подросткам свойственно расстройства поведения и психоэмоциональной сферы на фоне депрессивных состояний. Нарушения проявляются как сильное немотивированное беспокойство, страх за свою жизнь и здоровье, утрата интереса к жизни, навязчивые страхи, обречённость.

Несоциализированные поведенческие расстройства также проявляются агрессией и антисоциальными действиями. Однако такие дети в группах не состоят и, как правило, чувствуют себя одинокими и непонятыми либо намеренно разрушают имеющиеся связи, не желают поддерживать отношения. Такие дети демонстрируют жестокость, не признают авторитеты, не соглашаются со старшими. По отношению к ровесникам подросток проявляет драчливость, немотивированную агрессию и гнев, никого не слушает. Может проявлять склонность к деструкции, разрушению, физическому насилию.

Одной из форм девиации подростков является делинквентное поведение. Оно характеризуется поступками против правил, но не ограниченными законодательно. Это может быть издевательство над младшими, вандализм, мелкие кражи и угоны, вымогательство, мелкое хулиганство.

Отдельно нужно сказать о девиациях в сексуальной сфере подростка. В период полового созревания сексуальные желания уже есть, а что делать подростку никто не объяснил. Тогда и возникаютотклонения в интимном поведении. Оно может выражаться нездоровым интересом к своим и чужим половым органам, вуайеризмом, эксгибиционизмом. Повзрослев, подросток перестаёт проявлять признаки отклонений в поведении. В некоторых случаях дурные наклонности успевают перерасти в привычки, которые остаются у взрослого человека или переходят в патологическую форму. Одним из видов девиаций в половой сфере считаются подростковые однополые связи. Часто такое поведение продиктовано ситуацией или условиями, в которых находится подросток.

«С» = «Ясность» (Clarity)

Когда речь заходит об общении, ключевым моментом является ясность. Социально интеллигентные люди постоянно работают над тем, чтобы выразить свои мысли и чувства легко усваиваемой манерой.

Одно из упражнений, которое рекомендует Альбрехт, — это «тренировка в лифте». Начните с того, что вообразите, что у вас есть одна минута, чтобы представить свою компанию или себя кому-то, кто способен изменить вашу жизнь.

Что бы вы сказали?

Как тот, кто вырос с серьезным дефектом речи, по моему опыту, несколько упражнений улучшат ваши коммуникативные навыки. Можете попробовать записать себя, послушать, сделать выводы, повторить. Пока не добьетесь удовлетворительного результата.

Однако, как и в случае с другими аспектами социального интеллекта, существует множество способов практиковаться в общении с большей ясностью.

Пишите, пишите, а затем пишите ещё (в конце концов, письмо — это мышление).

Изучайте сильных коммуникаторов вокруг себя (Как они представляются? Как они ориентируются в сложных ситуациях?).

Смотрите великолепные речи и обращайте особое внимание не только на то, что они говорят, но и на то, как они это говорят. Запишите себя, отвечая на обычные вопросы интервью или просто потренируйтесь рассказывать свои любимые истории

Запишите себя, отвечая на обычные вопросы интервью или просто потренируйтесь рассказывать свои любимые истории.

Способность упрощать сложные идеи вплоть до легкого, но в то же время убедительного языка — это навык, который приобретает все большее значение в нашем быстро меняющемся мире.

Социальное поведение человека в обществе

С малых лет до преклонного возраста индивидуум вынужден взаимодействовать с себе подобными. На становление личности в социуме влияют воспитание, образование и даже стихийные факторы, то есть, никем не запланированные воздействия, возникающие в процессе ассимиляции людей в группах. Совокупность поведенческих принципов, согласно которым отдельно взятый человек реагирует на жизнь в обществе, называют социальным поведением.

Некоторые общие моменты

Каждому человеку приходится осваивать несколько ролей. Они меняются, благодаря попаданию индивидуума на разные фазы развития:

  • детство — здесь идет усвоение элементарных правил, первичная социализация;
  • юношество — активное взаимодействие со сверстниками, вторичная социализация;
  • зрелость — превращение в самостоятельного деятеля общества;
  • старость — уход от активной деятельности.

На каждом этапе существует свой набор поведенческих навыков и статусных ролей. Обуславливается поведение индивидуума мотивацией, степенью участия в выбранном им общественном процессе.

Социальные роли личности

Социальное поведение следует рассматривать в противовес индивидуальному. Оно рассчитано на оказание психологического влияния на окружающих, занятие личностью своей ниши в социуме и условно делится на виды:

  1. Просоциальное: «помогающее», «послушное».
  2. Конкурентное по типу А, по типу Б.
  3. Скандальное, «эпатажное».
  4. Антисоциальное, асоциальное: девиантное, проблемное, противоправное.
  5. Другие разновидности.

Просоциальное или «правильное» поведение

Просоциальным называют поведение, при котором индивидуум стремится оказать всемерную и добровольную помощь окружающим. К нему по праву относят «послушное» и «помогающее» поведение. Эти формы приветствуются всеми культурами и традициями. Их считают разумным способом взаимодействия.

Личностям, попадающим под вышеназванные виды, приписываются хорошие манеры, наличие воспитанности, их ставят в пример, всячески поощряют в обществе.

Конкурентное по нескольким типам

При конкурентном поведении индивидуум видит в окружающих членах общества потенциальных соперников и подсознательно начинает с ними соревноваться во всем: от внешних данных, умственных способностей до уровня собственного благосостояния.

Конкурентное поведение по типу А предусматривает проявление в человеке враждебности к своим соперникам, постоянной раздражительности из-за чужих успехов, выражения недоверия даже близким. Тип Б, в свою очередь, отличает людей доброжелательностью.

Скандальное, «эпатажное»

Этот вид можно наблюдать у общественных деятелей, например, политиков, журналистов, артистов. Своим эмоциональным состоянием некоторые известные люди способны заводить целые толпы людей. Их личная заинтересованность в успехе затмевает остальные стороны бытия. При этом они получают отклик и поддержку приверженцев.

Цель преследуется одна — манипулировать остальными для достижения собственных вершин успеха. При этом они пользуются запрещенными приемами ведения борьбы между собой и даже повсеместной ложью. Например, придя к власти, не все политики спешат выполнять «обещанное».

Антисоциальное и асоциальное

Прямой противоположностью «послушного» и «помогающего» считается «проблемное» поведение. Личности, которым оно присуще, попадают в неприятные ситуации, чаще всего действуют против норм морали, принятых в обществе. Нужно отметить, что проблемное поведение вызывает отторжение у многих индивидуумов.

Ближе всего «проблемное» поведение находится к девиантному и делинквентному, то есть противоправному. Все отклонения от принятого этикета, условных норм резко осуждаются общественностью.

Антисоциальное, в противовес предыдущим — «правильным» видам, предусматривает враждебность и агрессивный настрой. Такие формы поведения изучаются специалистами уже много десятков лет и считаются неустранимыми. В условиях кризиса могут носить тотальный характер.

Другие виды

Кроме стандартных градаций видов социального поведения, специалисты выделяют в отдельный раздел социализацию людей внутри различных по масштабу сообществ: массовое, групповое.

Сложнее всего управлять массовым поведением, особенно среди больших масс, организованных стихийно. К ним относятся мода, слухи, различные политические, религиозные движения. Групповым поведением принято называть действия малых или средних сообществ и групп. Например, рабочий коллектив, учебный класс.

Не нужно забывать, что все градации условны. Иногда можно наблюдать, как привычные поступки людей меняются на противоположные под воздействием определенных условий. Поэтому нельзя считать устойчивым тот или иной вид поведения.

Маленький аргентинец, спасённый бродячими кошками

www.demenglog.com

В 2008-м году полиция аргентинской провинции Мисьонес обнаружила бездомного малыша одного года от роду, который находился в компании диких кошек. Судя по всему, мальчик пребывал в обществе кошачьих по меньшей мере, несколько дней — животные, как могли, заботились о нём: вылизывали с его кожи присохшую грязь, носили ему еду и обогревали морозными зимними ночами. Чуть позже удалось выйти на отца мальчика, который вёл бродяжнический образ жизни — он рассказал полицейским, что несколько дней назад потерял сына, когда занимался сбором макулатуры. Папаша заявил офицерам, что дикие кошки всегда защищали его сына.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. К примеру, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -϶ᴛᴏ форма и способ проявления социальными акторами ϲʙᴏих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. По϶ᴛᴏму социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям ϲʙᴏего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между кᴏᴛᴏᴩыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно данным целям. По϶ᴛᴏму перед индивидом не стоит вопрос о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, по϶ᴛᴏму онотрадиционно аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», по϶ᴛᴏму оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от данныекета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение будет средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости ϲʙᴏего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, ɥᴛᴏбы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, кᴏᴛᴏᴩое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. По϶ᴛᴏму общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в т.ч. через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

  • кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
  • родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех ϲʙᴏих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Разновидности социального поведения

Чтобы вам было удобнее, взгляните на таблицу. Существует множество разновидностей поведения, рассмотрим две большие группы видов, которые делятся на подвиды в свою очередь.

Адекватное Неадекватное
— Ответственное — Девиантное
— Конформное — Виктимное
— Синтонное — Демонстративное
— Помогающее — Конфликтное
— Правильное — Делинквентное
— Ошибочное

Адекватное социальное поведение

Ответственное поведение — это когда человек принимает на себя какие-либо обязанности и выполняет их соответствующим образом

Стоит заметить, что безответственное поведение сильно влияет на жизнь окружающих, чего человек может не замечать или не принимать во внимание. Например, если студент не сдал во время курсовую работу, то он думает только о том, как это плохо для него, в то время как руководитель исследовательской работы также получает выговор

Конформное — полное подчинение общественному мнению. В этом случае личность не вредит обществу, но вредит себе, так как не имеет, либо отказывается от собственных взглядов. Иногда такое поведение может спасти человека: в период политических репрессий, патриархата, апартеида людям приходилось поступать так, как требовала власть или абсолютное большинство для сохранения жизни.

Синтонное — создающее комфорт, сглаживающее конфликт, удовлетворяющее потребность других людей. Основано на уважении к особенностям и нуждам окружающих. Например, уступить место пожилому человеку, не спорить с беременной женщиной и т.п.

Помогающее — основано на внимательном отношении к потребности других в помощи (перевести дедушку через дорогу, помочь донести тяжелые  сумки до подъезда).

Правильное — отвечающее нормам морали конкретного социума. Если в Абу-Даби вы станете расхаживать по улице в полуобнаженном виде или нагрубите женщине, вас может арестовать нравственная полиция. В каждой культуре присутствуют собственные нравственные границы.

Неадекватное социальное поведение

Девиантное — отклоняющееся от правовых и нравственных норм. Тоже во многом зависит от общества, в котором вы находитесь.

Виктимное — жертвенное, провоцирующее насильственные действия. Данный термин не оправдывает насилие, а лишь объясняет его возможные причины

К виктимному поведению относят даже элементарное несоблюдение правил осторожности (прогуливаться в мини-юбке ночью в одиночестве)

Демонстративное — неадекватная потребность во внимании без учета потребностей окружающих. К нему относить чрезмерно громкая речь, неуместно откровенная одежда и т.п.

Конфликтное — провоцирующее конфликт. Например, намеренная грубость, аморальные намеки, спор.

Делинквентное — не просто отклоняющееся, а противозаконное, несущее серьезные последствия, асоциальное. Воровство, убийство, насилие относят к делинквентному поведению.

Ошибочное — не соответствующее нравственным принципам, нормам по причине незнания. Например, если вы окажетесь в стране с другой культурой, вы можете совершить поступок незначимый для вас и в вашей стране, но считающийся неприемлемым в данной культуре.

Заметьте, что любое поведение может принести пользу или вред самой личности. Человек должен учитывать два критерия: чего хочу я, и чего хотят другие. Если ваше желание не вредит никому, то вы можете следовать в его направлении, даже если окружающие не согласны. Если вредит, то вам стоит пересмотреть свое желание и сформулировать его так, чтобы оно не причиняло вреда.

Функции социального контроля

Различают две основные функции социального контроля:

  • охранительную;
  • стабилизирующую.

С одной стороны, важно оперативно и адекватно противостоять попыткам разрушить социальные ценности. Охранительная функция по своей природе консервативна

Она выступает основой стабильности в обществе, призывая осторожно прибегать к различным социальным нововведениям. В первую очередь ею защищаются государственные и религиозные ценности, человеческая жизнь, права и обязанности, физическая неприкосновенность граждан

Охранительная функция непосредственно способствует передаче опыта от старших поколений к младшим.

С помощью стабилизирующей функции социального контроля обеспечивается предсказуемость, ожидаемость социального поведения. Тем самым сохраняется существующий социальный порядок.

Социальный контроль является важнейшим инструментом общества, помогающим усвоению и приятию каждым человеком сложившейся культуры. Он универсален. Ведь абсолютно любая социальная структура, даже существующая непродолжительное время, невозможна без СК.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.