Вербальный

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Оглавление

Введение

Один из составителей стандартного психологического теста для оценки интеллекта (IQ) Р. Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический. Тест структуры интеллекта Амтхауэра в наибольшей степени отвечает задачам профориентации, т.к. он позволяет продиагностировать не только уровень интеллекта, но и его направленность: математическую, гуманитарную, техническую.

Различные аспекты коммуникации: вербальные и невербальные

Соболева Инесса Николаевна

Правильное использование невербальных сигналов, которые составляют необходимый подтекст, обеспечивает успешность в ведении переговоров.

Особенности вербальных и невербальных коммуникаций в переговорах

Гуриева Светлана Дзахотовна, Удавихина Ульяна Андреевна

Успешность нашего взаимодействия с другими людьми может зависеть от множества факторов: наличия или отсутствия опыта ведения переговоров, личностных особенностей участников переговоров, а также знания и владения ими наиболее эффек

Вербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы

Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Калягин А. Н.

В статье рассматриваются техника и культура речи преподавателя, их значение в учебном и воспитательном процессах, пути овладения технологией общения.

Вербальная коммуникация у гериатрических пациентов после слухопротезирования

Пилецка К., Секуля А., Ружичка Я., Дьяченко Э.Ю.

Процесс старения органа слуха у людей пожилого возраста вызывает дискомфорт при межличностном общении, вызванный затруднением понимания речи, а также затруднением восприятия звуковых стимулов окружающего мира.

Вербальная коммуникация как основа культуры этноса: толерантность и инновационность

Балыхина Т.М., Ветер О.В.

В статье рассматриваются язык и вербальная коммуникация как важнейшие составляющие культуры любого народа.

Библиотечные вербальные коммуникации: современное состояние и проблемы подготовки кадров

Куриленко Екатерина Анатольевна

В статье подняты актуальные вопросы формирования коммуникативных компетенций библиотечных специалистов в свете содержания образовательных программ высшей школы и в системе повышения квалификации.

Вербальная и невербальная коммуникация в процессе обучения русскому языку как иностранному

Папян Гаяне Бориковна

В данной статье рассматриваются сходства и различия вербальных и невербальных средств общения в разных странах и роль невербальных средств общения в процессе взаимодействия преподавателя с учащимися.

Что такое невербалика и её функции

Невербалика — это вид обмена информацией, выходящий за рамки простого устного или письменного языка. Этот термин впервые прозвучал в 1956 году в книге «Невербальная коммуникация: заметки о визуальном восприятии человеческих отношений» за авторством психиатра Юргена Рюша и фотограф Уэлдона Киса

Но ещё в 1605 году английский философ и историк Фрэнсис Бэкон в своих трудах обратил внимание на взаимосвязь позы тела и настроения человека

В действительности, невербалика — это самая древняя форма общения между людьми.  Еще до появления устной речи, наши предки общались с помощью шума, звуков и языка тела. Невербальное общение может быть:

  • подсознательным,
  • полусознательным,
  • осознанным.

Что такое невербалика?

Но не все виды невербалики можно контролировать. Например, когда ты нервничаешь, то начинаешь потеть и активно жестикулировать. Но на телесные реакции можно повлиять только в ограниченной степени. Частичным выходом из положения послужит привычка держать руки строго на коленях, но изменить индивидуальный запах тела невозможно, как и повлиять на работу потовых желез.

Невербалика выполняет несколько функций:

  • противоречит вербальному общению и даёт словам или действиям совершенно иную трактовку. Например, твой мужчина уже довольно долго томится возле примерочной, ожидая, когда ты выберешь себе наряд. На вопрос, всё ли в порядке, он отвечает, что да, дорогая, без проблем. Но ты замечаешь, что интонации его голоса стали грубыми и резкими;
  • усиливает или подчеркивает вербальное общение. Удар по столу в дополнении к фразе «всем тихо» быстрее и эффективнее донесёт до студентов, что сейчас не время для баловства;
  • регулирует поток вербального взаимодействия. Зрительный контакт, тон голоса, кивок головы, легкие движения руками сообщают твоему собеседнику, когда ты ждёшь его ответа, а когда готова закончить разговор;
  • дополняет вербальное сообщение. Например, пожелание доброго утра, подкреплённое улыбкой, вызывает большее расположение и доверие;

заменяет слова, когда они неуместны. Чтобы выразить скорбь и поддержку, часто бывает достаточно объятий.

Функции языка

  • Эмоциональная. Людям свойственно выражать свои чувства и получать эмоциональную разрядку посредством речи в общении. Эмоциональная функция выполняется и невербальными средствами.
  • Коммуникативная. Когда мы говорим об общении или передаче информации, то чаще всего имеем в виду язык.
  • Познавательная. Язык даёт индивидууму возможность приобщиться к знаниям других и самому передать эти знания кому-то ещё. Изучение иностранного языка развивает интеллект и логическое мышление.
  • Этническая. Язык нужен для объединения людей в группы по национальному признаку.
  • Аккумулятивная. Благодаря владению языком нам доступно накапливание и хранение информации об окружающем мире. Это сведения, почерпнутые из книг, фильмов, полученные от других людей и др.
  • Конструктивная. Язык помогает человеку грамотно выражать собственные мысли, придавая им чёткую осязаемую форму, структурировать мыслительные процессы.
  • Контактоустанавливающая. Язык играет роль и тогда, когда общение на нём не несет полезной информации для собеседников – в этом случае он помогает установить контакт для дальнейших отношений.

Владение навыками вербального общения – ключ к успешным межличностным коммуникациям. Развивать нужно не только интеллект, правильность и грамотность речи, читая классическую литературу и изучая родной и иностранные языки

Важно уметь говорить в том смысле, в котором это преподносит психология – учиться случать собеседника, устранять барьеры и боязнь контактировать с другими людьми, выражать понимание и сочувствие. Человек, умело использующий навыки вербальных коммуникаций, легко найдёт общий язык с какой угодно, даже самой непростой по характеру личностью

Что это такое?

Все люди размышляют об одном и том же действии, явлении или предмете по-разному. Каждый интеллектуальный стиль мышления напрямую зависит от умения думать с привлечением наглядных образов (невербальный тип) или отвлечённых знаковых структур (вербальный вид).

В психологии считается, что вербальное (абстрактное) и невербальное (пространственное) мышление зависит от типа интеллекта. Вербальный интеллект позволяет индивиду систематизировать и тщательно анализировать приобретённые знания с помощью набора слов, овладевать чтением, письменной и устной речью. Он отражает словесно-логическое мышление. Невербальный интеллект оперирует пространственными объектами и зрительными образами.

Оба вида мышления взаимосвязаны. Снижение одного из них влияет на другой вид. Недоразвитое вербальное мышление отражается на восприятии и понимании информации. Низкий уровень невербального мыслительного процесса тормозит развитие речи. Например, если человек плохо ориентируется при распознавании формы, размера и соотношения предмета, то он может путаться в буквах, схожих по изображению.

Невербальное мышление

Этот вид мыслительного акта основывается на базе наглядных объектов. С его помощью человек может находить сходства и различия изображённых предметов и точно определять их положение. Представление предметов и наглядно-чувственные образы возникают в процессе восприятия.

Вербальное мышление

Основой этого вида мыслительной деятельности выступает речь. Она может осуществляться в процессе внутреннего или внешнего размышления. Человеку свойственно отражать объективный мир в словесной форме. Хорошее владение словом даёт возможность человеку донести нужную мысль до другой личности. Неумение выражать словами свои мысли затрудняет контактирование с окружающими.

Люди с хорошо развитой словесно-логической мыслительной деятельностью имеют гибкий ум, могут легко переключаться с одной задачи на решение другой проблемы. Они обладают богатой фантазией и высоким эмоциональным уровнем, могут свободно оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями.

Виды вербальной коммуникации

К видам вербальной коммуникации относятся:

Разговор в форме беседы, обмена мнениями

То есть это способ коммуникативного взаимодействия, в процессе которого каждый из участников (их может быть двое и больше) излагает свою точку зрения на обсуждаемый предмет. Подразумевается, что беседа ведется в спокойной, непринужденной форме, и любой из собеседников может высказать собственное мнение. Тут же можно задавать вопросы, выяснять важные подробности, уточнять неясности. Разговор бывает очень полезен и даже необходим, если назрел вопрос или проблема, требующая прояснения и решения. Такая форма разговора, как собеседование, подразумевает диалог, который специально организован на заданную тему.

Разговор в форме спора

Здесь в процессе общения высказываются именно противоположные точки зрения участников. То есть мнения не совпадают, взгляды на обсуждаемый вопрос неодинаковы, каждый отстаивает свою позицию, приводит аргументы, борется и старается доказать, что прав именно он.

Спор – это вид вербальной коммуникации, который в русском языке еще называют полемикой, дискуссией, диспутом либо прениями.

Например, диспут происходит от латинских слов disputar (рассуждать) и disputatio (прение). Раньше под диспутом понималась защита научного труда, после написания которого человеку присваивалась ученая степень. Теперь именно такой смысл в данное слово уже не вкладывается. Сейчас диспут – это публичное спорное обсуждение, тема которого (общественная или научная) выбрана заранее.

Еще одна форма вербальной коммуникации – дискуссия. Слово произошло от латинского discusso (исследование, разбор, рассмотрение) и обозначает публичный спор, в процессе которого собеседники излагают свои мнения, сравнивают, сопоставляют их и находят единственно верный подход к обсуждаемой проблеме. В процессе дискуссии участники сами соглашаются с правильной точкой зрения, поэтому данный способ вербальной коммуникации – один из самых эффективных.

Участники дискуссии должны по возможности придерживаться определенных правил, свое мнение могут высказывать либо все собравшиеся, либо лишь некоторые из них. Возглавляет дискуссию председатель, а все остальные участвуют в ней на равных правах. Присутствующие могут слушать и вольны выступать при желании, специальные докладчики не назначаются. Для обсуждения специальных вопросов устанавливается регламент (либо строгий, либо допускающий варианты), а назначенный председатель следит за его соблюдением.

Рекомендуем

«Психология переговоров: 10 тотальных ошибок, приводящих к краху» Подробнее

Иначе проходят споры в форме полемики. Термин произошел от греческого polemicos (воинственный, враждебный). Полемика – это более жесткая разновидность спора, когда налицо конфронтация мнений, несогласие сторон, при котором проявляется противостояние, очевидная борьба убеждений и высказываний. На обсуждение выносятся вопросы, по которым участники выражают принципиальное несогласие, они изо всех сил стараются доказать правильность своей точки зрения и ошибочность позиций оппонентов.

Полемика как форма вербальной коммуникации ставит целью побороть противника, убедить в безоговорочной правильности именно своего мнения. В этом отличие полемики от дискуссии и диспута, где стороны готовы изучить все суждения и совместно прийти к общему правильному решению.

При этом важно, что участники полемики, затрагивающей серьезные социально-важные вопросы, не ставят перед собой цели «лишь бы победить». Тут речь идет о серьезных аспектах, поэтому задача выступающих – придерживаться твердой принципиальности и выявить, что именно может мешать гармоничному развитию общества

В полемике силен тот, кто обладает искусством убеждения

Тут важно уметь не просто четко излагать свои мысли, но и приводить к ним убедительную научную аргументацию

Формулировка дебаты появилась от французского debat (спор). А слово прения использовалось в XVII веке в русском языке.

Особенности вербального общения

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Человек получает информацию от мира разными способами. Один из таких каналов – словесный разговор. Он присущ только людям. При вербальном контакте передается больше данных, но процесс всегда будет сопровождаться невербальными сигналами.

Существуют разные приемы, которые позволяют сделать общение эффективным. Их активно используют маркетологи, продавцы, бизнесмены. Могут они пригодиться и в повседневной жизни.

Способы сделать общение эффективным

Уровень социальных навыков не зависит от возраста. Они не даются при рождении, их нужно вырабатывать. Поэтому только через тренировки можно сделать общение эффективным.

Понимание, что значит вербально взаимодействовать, помогает выстраивать отношения с людьми. Для этого нужно проявлять заинтересованность к собеседнику – это позволяет добиться хорошего расположения.

Беседовать лучше на те темы, которые интересны другому человеку. Например, он работает в сфере информатики, тогда можно расспросить об этом. Нельзя осуждать, критиковать, оскорблять. Даже в ходе дискуссии нужно придерживаться правил вежливости.

Для того чтобы понимать, что такое вербально общаться, нужно много тренироваться. В ходе практики можно отрабатывать четкое произношение слов и фраз – это нужно для понимания текста.


Правила общения действуют и в виртуальной сети

Стоит избегать психологического насилия при взаимодействии, так как это вызывает негативные эмоции у собеседника. Позитивность и открытость лучше располагают к разговору.

Для того чтобы узнать, что такое вербальность, необязательно создавать специальные условия. Такой тип взаимодействия доступен всем людям. При правильном подходе этот навык можно развивать.

Невербальные и вербальные каналы

Эти виды передачи информации относятся к естественным. Невербальные и вербальные каналы коммуникации используют средства, которые естественно присущи человеку. Благодаря этому и становится возможной передача смыслового сообщения.

Невербальный (несловесный) и вербальный (словесный) – это каналы социальной коммуникации. Причем первый из них является самым древним.

Он возник в процессе биологической эволюции задолго до самого появления человека, когда высшие животные выражали свое отношение к тем или иным событиям различными эмоциями.

Владение речью или использование вербального коммуникационного канала является отличительным признаком человеческого рода. Для появления данного процесса понадобилось развитие артикуляционной системы, формирования в мозге специальной зоны и т. д. Именно в связи с отсутствием всех этих биологических предпосылок не способны разговаривать представители животного мира.

Вербальное и невербальное общение — что это такое

Вербально — это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно. Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов.

Вербальное общение бывает трех типов:

  1. Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).
  2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
  3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:

  1. Жесты, мимика и позы — все это нам много о чем говорит, если уметь их считывать.
  2. Визуальное — сканирование человека в первые секунды, когда его видите: определение пола, возраста, оценка внешнего вида и выражения лица.
  3. Акустическое невербальное восприятие — это оценка голоса (его ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, кашель, слова-паразиты).
  4. Тактильное невербальное общение — прикосновения (имеет очень весомое значение).
  5. Запахи — какие-то привлекают, а какие-то отталкивают.
  6. Подвижность — оживляет восприятие, но при слишком высокой подвижности наступает утомление.
  7. Границы личного пространства — переход их выводит человека из зоны комфорта или, наоборот, сближает.

Что такое вербальные средства общения

Словесное общение называется вербальным. Люди, используя разговорную речь, вербально общаются между собой. Свыше 3000 слов за час и до 30000 слов в день – такое среднестатистическое количество вербальных знаков человек произносит в современном мире.

Коммуниканты (так специалисты называют людей, обменивающихся между собой данными) составляют из слов речевые тексты. Смысл текстов может быть каким угодно, например, в них хотят:

  • что-то сообщить;
  • что-либо узнать;
  • выразить своё отношение или дать оценку происходящему;
  • договориться о чём-то и т.д.

Несмотря на всё разнообразие речевого потока, у разговаривающих людей можно выделить две главных задачи в общении: получить информацию или поделиться ею. Всё остальное – лишь вариации. К примеру, один прохожий у другого спрашивает, как пройти в определённое место. Происходит вербальное общение, как результат, один собеседник делится информацией, а другой – её получает.

Вербальные средства общения – это инструменты для взаимодействия людей при помощи речи, они включают в себя:

  • речевое акустическое проявление;
  • смысловое значение слова или фразы;
  • выразительное качество голоса.

Кстати. Само слово «вербальный» означает «устный», «словесный», но письменная речь также является вербальным средством коммуникации.


Вербальная передача информации

https://youtube.com/watch?v=bbLkZSxRON8

Вербальное общение

К этой группе относится передача информации с помощью слов – речь. Выделяются речевые взаимодействия двух видов:

Устный разговор:

  • слушание – восприятие речи говорящего;
  • говорение – использование речи для передачи сообщений слушателю.

Беседа в письменной форме:

  • чтение – восприятие информации с носителя;
  • письмо – фиксация мыслей/знаний на бумажном или электронном носителе.

Особенности языка состоят в том, что он разнообразен и многогранен. Так, есть нелитературные и литературные его формы и виды, использующиеся людьми в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

  • Литературная речь подразумевает чёткие правила, которым нужно следовать. Она считается образцовой языковой классикой.
  • Нелитературная речь свободнее и не стеснена условностями. К ней относятся диалекты и просторечные формы языка и те слова, которые мы используем в быту.

Особенности вербального общения

Главной особенностью вербального общения считается то, что такая коммуникация свойственна только человеку. Вербальное общение в качестве непременного условия предполагает овладение языком. Благодаря своему коммуникативному потенциалу оно намного богаче всех видов невербальной коммуникации, хотя при этом не в состоянии целиком его заменить. Формирование вербальных коммуникаций первоначально обязательно опирается на несловесные средства коммуникации.

Основным компонентом коммуникации являются слова, которые были взяты сами по себе. Вербальное взаимодействие считается наиболее универсальным способом трансляции мысли. Любое сообщение, построенное при помощи несловесной знаковой системы, можно расшифровать или перевести на словесный человеческий язык. Так, например, красный свет светофора можно перевести как «проезд запрещен» или «остановитесь».

Вербальный аспект коммуникации обладает сложной многоуровневой структурой и может выступать в разных стилистических вариациях: диалект, разговорный и литературный язык и т.п. Успешной или неудачной реализации коммуникативного акта способствуют все речевые компоненты или другие характеристики. Человек в процессе общения из широкого набора всевозможных инструментов речевого взаимодействия выбирает такие инструменты, которые кажутся ему наиболее соответствующими для формулирования и выражения собственных мыслей в конкретной ситуации. Это называется социально значимым выбором. Такой процесс бесконечен в своем многообразии.

Слова в речевом коммуникативном взаимодействии не являются обычными знаками, служащими для названия предметов или явлений. В вербальной коммуникации создаются и формируются целые словесные комплексы, системы идей, религий, мифов, характерных определенному социуму или культуре.

То, как субъект говорит, может сформировать представление у другого участника взаимодействия, о том, кем такой субъект является на самом деле. Такое чаще проявляется, когда коммуникатор играет установленную социальную роль, например, руководитель компании, директор школы, капитан команды и т.п. Мимика, внешний вид, интонации будут соответствовать статусу социальной роли говорящего и его представлению о такой роли.

Выбор словесных инструментов способствует созданию и постижению некоторых социальных ситуаций. Так, например, комплимент не всегда будет указывать на то, что человек хорошо выглядит, он может просто являться своеобразным «коммуникативным ходом».

Результативность и эффективность вербального взаимодействия во многом обусловлена уровнем овладения коммуникатором ораторским искусством и его личностными качественными характеристиками. Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности.

При помощи речи совершается не просто движение сообщений, но и взаимодействие участников коммуникационного процесса, которые особым образом влияют друг на друга, направляют, ориентируют друг друга. Другими словами, они стремятся к достижению определенной трансформации поведения.

Несмотря на то, что речь является универсальным инструментом коммуникативного взаимодействия, она приобретает смысл только при включении в деятельность. Речь обязательно должна дополняться употреблением неречевых знаковых систем для результативности взаимодействия. Коммуникативный процесс будет неполным, если не использовать невербальные средства.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Функции вербального общения

Ясно, что невербальные методы коммуникации могут преобладать в случаях личного общения с проявлением чувств и эмоций. Здесь они важнее и сполна выполняют свою миссию. Какую же роль могут играть вербальные методы взаимного контакта в деловом плане?

Перцептивная сторона общения в психологии

Вот краткий перечень их функций:

  • коммуникативная;
  • аккумулятивная;
  • познавательная;
  • конструктивная;
  • этническая;
  • эмоциональная.

Всё перечисленное – это основные задачи, которые решаются при помощи языка, как средства общения.

Коммуникативная

Здесь язык – коммуникативный инструмент, позволяющий в полной мере общаться с другими людьми.

Важно! Умение завязать разговор, вступить в диалог с незнакомым человеком и получить или предоставить информацию любого вида называют коммуникабельностью

Аккумулятивная

Такая функция в полной мере проявила себя с момента создания письменности. До этого человечеству приходилось делиться накопленными знаниями при помощи устной передачи потомкам легенд, сказок, былин. В них было много неточностей, потому как каждый пересказывающий добавлял или убавлял что-то по своему усмотрению. Однако с приходом посменного языка эту роль взяла на себя разного рода литература. Книга точно отображает и передаёт познания и опыт предыдущих поколений.

Познавательная

Как только ребёнок начинает осознавать себя, то дальнейшую информацию об окружающем мире он получает при помощи языка. В языке выражается деятельность человеческого сознания.

Конструктивная

Язык выступает конструктором мыслей, которых в голове человека крутится великое множество.

В самом деле, чтобы высказать словами какую-то мысль, необходимо чётко выстроить смысловой ряд и сбалансировать фразу или утверждение. Для этого требуется дополнительная концентрация, в ходе которой говорящий более ясно понимает, что хотел сказать.

Этническая

Не секрет, что плотность людских поселений распределяется по Земле не только согласно географическим координатам. Большие нации и малые народности объединяются по национальному признаку и вере. Они живут в среде, где язык является основным сплачивающим звеном.

Интересно. В Индии, где официальными языками считаются хинди и английский, жители разговаривают ещё на 447 языках, используя около 2000 диалектов.

Эмоциональная

Этот вид речи применяется тогда, когда человек говорит, желая полнее передать свои чувства и эмоции по отношению к высказыванию. Интонация, с которой произносится слово или фраза, в этом случае главенствует.

Вербальное общение: принципы

Чтобы вербальное общение было успешным, очень важно, чтобы речь отвечала таким принципам:

  • Содержала такое количество информации, которое необходимо для цели диалога. Лишние данные могут утомить, запутать или отвлечь собеседника.
  • Была правдивой. Лживые факты вводят в заблуждение.
  • Соответствовать предмету разговора. Если спрашивают о работе – нужно отвечать о ней, а не о своей семье или хобби.
  • Быть понятной. Содержать простые, соответствующие теме выражения. Должны отсутствовать слова-паразиты, многословность.
  • Быть вежливым собеседником. В речи должна просматриваться тактичность, скромность, одобрение и другие проявления уважения к собеседнику.

Важные моменты

Если вербальное общение выстроено правильно, человек избегает недопонимания, конфликтов и других неприятностей. Если личность часто становится участником открытых конфликтов или страдаете от того, что другие люди искаженно воспринимают информацию, которую она пытается донести, попробуйте изучить литературу по оптимизации вербальной коммуникации. Это поможет правильно выстроить любые отношения как в личной жизни, так и на работе, в семье или бизнесе.

Обработка результатов теста Векслера

После того как человек выполнил все субтесты, нужно правильно подсчитать и интерпретировать полученные балы в итоговый результат. Для этого процесса необходимо иметь под рукой необходимые для этого таблицы.

Оценка проводится на трех уровнях:

  1. Подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербальной и невербальной составляющих.
  2. Анализ профиля оценок выполнения на основе коэффициентов.
  3. Качественная интерпретация оценок с учетом наблюдения за поведением тестируемого и другой диагностируемой информации.

Стандартная обработка состоит в том, что психолог подсчитывает первичные баллы по каждому из заданий, то есть суммирует «сырые» оценки испытуемого. После этого посредством специальных таблиц «сырой» результат приводится к стандартному и отображается в виде профиля. Суммированные результаты в стандартной форме определяют показатели общего, невербального и вербального интеллекта.

Классификация результатов выглядит следующим образом:

  1. 130 баллов и больше — очень высокий коэффициент интеллекта.
  2. 120-129 баллов — высокий уровень.
  3. 110-119 баллов — хорошая норма.
  4. 90-109 баллов — средний коэффициент интеллекта.
  5. 80-89 баллов являются плохой нормой.
  6. 70-79 баллов являются отрезком пограничной зоны.
  7. 69 баллов и ниже свидетельствуют о наличии у испытуемого умственного дефекта.

Что представляет собой вербальное общение

Вербальная коммуникация – передача информации при помощи слов. В данное понятие входят устная и письменная речь. Именно вербальное общение имеет наибольшую рациональность и осознанность. Когда человек занимается умственной деятельностью, в его подсознании всплывают различные слова. Это означает, что человеческая речь неотъемлемая часть мышления. Понятие вербальное общение состоит из четырех процессов: письмо, чтение, слушание и разговор.

В психологии выделяется три функции, которые несет в себе вербальная коммуникация: волеизъявление, выразительная и информационная. Последняя из перечисленных функций дает людям возможность обмениваться информацией. Здесь следует упомянуть о том, что неправильно поданная информация может породить недопонимание и стать источником конфликта

Из-за этого очень важно уметь правильно и грамотно доносить свои мысли до окружающих. Если что-то понятно вам, то необязательно, что это поймет и собеседник

Некоторые слова имеют разное смысловое значение, и их неправильное толкование может создать проблемы в контакте между людьми. Чем прочнее связь людей, ведущих диалог, тем ниже шанс, что они столкнутся с подобной проблемой.

Существует даже народная присказка о людях, которые не испытывают трудностей в общении друг с другом. О таких людях говорят, что они «нашли общий язык». Функцию волеизъявления, часто именуют функцией действительности. В ней заложена возможность воздействия одного человека на другого при помощи слов. Правильно составленная фраза может полностью изменить человеческую судьбу. Именно эта составляющая коммуникаций отвечает за убеждение и внушение.

Давайте рассмотрим примеры вербального общения в той ситуации, где родители подбирают определенные слова, чтобы повлиять на поведение ребенка. Волеизъявительная вербальная коммуникация проявляется и в общении руководителей с персоналом, когда грамотно подобранные слова могут повлиять на эффективность рабочего процесса. В каждом из описанных случаев имеется лишь одна цель – изменить поведение людей при помощи слов.

Общение считается одной из главных форм социальной активности человека

Выразительную функцию вербальной коммуникации часто называют функцией эмоционального взаимодействия. Каждый из имеющихся на нашей планете языков обладает выразительностью, и способен приукрашать слова яркими эмоциями. В литературе для передачи эмоций используются различные гиперболы, сравнения и эпитеты. Если на минуту представить ситуацию, в которой люди отказались бы от эмоций, то их поведение стало бы похоже на действие роботов. Сама речь, потерявшая эмоциональный окрас, имеет сходство с технической документацией. Именно эмоции в добавленные слова увеличивают шанс правильно донести свои мысли до собеседника.

Существуют определенные виды вербального общения. Они включают в себя:

  1. Коммуникационный – под данным термином следует понимать обмен информацией между несколькими людьми.
  2. Познавательное общение – усвоение новых знаний.
  3. Эмоциональный – включает в себя выражение собственных эмоций через интонацию.
  4. Аккумулятивный – накопление и хранение информации, которая может быть использована в будущем.
  5. Этнический – способ объединения народа, использующего для общения один язык.
  6. Конструктивный – правильное и четкое выражение собственных мыслей.
  7. Контактоустанавливающий – способ создания взаимосвязи между несколькими людьми.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.