Адаптация: понятие, виды, признаки

Алан-э-Дейл       26.08.2022 г.

Шевеление волосами


0 Самые древние представители копытных Северной Америки, последние из семейства вилороговых, которое когда-то насчитывало 70 видов, вилороги — сами по себе уникальны. А еще они — серебряные чемпионы по бегу среди животных: разгоняются до 67 км/ч, уступая в скорости лишь гепардам. Но самое главное — у вилорогов чрезвычайно развиты мускулы, и есть среди них особенные, позволяющие менять угол наклона волос относительно кожи. Если холодно — вилороги кладут шерсть горизонтально, если жарко и нужно охладиться — взъерошивают волосы. Эта адаптационная система помогает вилорогам в минуты опасности: заметив угрозу, одно из животных, стоящее на стреме, взъерошивает волосы своего белого «зеркала» — пятна вокруг хвоста. Заметив сигнал сторожа, другие члены стада так же делают пушистым свой зад, предупреждая остальных. Этот знак тревоги можно заметить невооруженным глазом более чем за 4 км.

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.

Симптомы

Больные с расстройством адаптации выглядят растерянными и несобранными, они ощущают высокую тревожность и мнительность относительно следующего дня, их беспокоят навязчивые мысли о бессмысленности бытия, смерти, болезнях, несправедливости в мире.

Такие пациенты настолько погружены в свой мир, что не могут сосредоточиться даже на простой бытовой задаче (приготовлении еды, вождении автотранспорта, уборке и т.п.), они теряют интерес к своей профессиональной деятельности, детям, супругам, родителям, их не интересуют культурные или досуговые ценности, таких людей невозможно вовлечь в общественную жизнь, праздничные мероприятия, путешествия.

Основными характерными признаками расстройства адаптации является невозможность планирования и страх перед будущим.

Что еще возможно?

Викарная адаптация предполагает усвоение некоторой модели поведения, понимание ее актуальности и последствий совершаемых действий. Обычно наблюдается такая адаптация после знакомства с моделями поведения известных и знаменитых, успешных индивидуумов. Некоторые подражают персонажам фильмов или своим знакомым.

Латентная адаптация основана на получении сигналов окружающего пространства. Некоторые из них осознаются, другие воспринимаются нечетко, третьи вовсе не воспринимаются сознанием. Мозг формирует когнитивную карту мира, в котором особь вынуждена выживать, и определяет, какой ответ на ситуацию в новой обстановке будет оптимальным. Такое развитие адаптации подтверждено проведением экскрементов с крысами, способными обнаруживать путь к еде через лабиринт. В частности, ученые сперва обучали дороге, затем заливали лабиринт водой. Животное по-прежнему добиралось до пищи, хотя и вынуждено было для этого применить иные двигательные реакции.

Адаптация в кибернетике

Адаптация в кибернетике — автоматическое (без участия человека) изменение кибернетической системой характера функционирования (поведения) с целью достижения наилучшего результата при случайном, непредвиденном, изменении характеристик окружающей среды. Такие системы называют адаптивными, или системами автоматического приспособления или поиска, самоприспосабливающимися, самонастраивающимися, самообучающимися системами. Биологический организм соответствует кибернетической системе, включающей систему управления и объект управления. Эта аналогия широко используется при моделировании различных функций. Напр., бионика (см.) исследует механизмы биологических процессов с целью конструирования на их основе технических устройств и решения инженерных задач. Делаются попытки объяснить биологические явления, используя понятия теории управления (кибернетики).

Важнейшими видами адаптивных систем являются системы автоматического поиска какой-либо величины, самообучающиеся системы для распознавания образов (см.), системы, автоматически вырабатывающие модель с неизвестными параметрами и использующие эту модель для управления. Системы автоматического поиска реализуют упорядоченный или случайный (методом проб и ошибок) поиск таких параметров управляемого объекта, при которых некоторый показатель работы этого объекта достигает оптимальной величины.

Системы распознавания образов имитируют способность многих животных и человека отличать друг от друга (распознавать) сходные предметы и классифицировать их. Методы автоматического распознавания реализуются техническими системами, способными обучаться и затем уже без помощи «учителя» и «подсказок» автоматически классифицировать объекты. Эти методы применяются во многих отраслях науки и техники, в том числе и в медицине. Так была создана система адаптивной обработки информации, позволяющая дифференцировать рак желудка от язвенной болезни.

Адаптивные системы, предназначенные для определения характеристик (идентификации) объектов управления, позволяют решать задачи управления сложными системами, находящимися под воздействием случайных и неконтролируемых воздействий.

Библиография: Бызов A. Л. Переработка зрительной информации в сетчатке позвоночных, Вестя. АН СССР, № 7, с. 55, 1969. Гранит Р. Электрофизиологическое исследование рецепции, пер. с англ., с. зі, М., 1957, библиогр.; Лазарев Л. IL Исследования по адаптации, М.— Л. 1947; Ходоров Б. И. Проблема возбудимости, Л., 1969, библиогр.; N crnst W. Zur Theorie des elektrischcn Rcizen. Pflugere Arch. ges. Physiol., Bd 122, S. 27b, 1908.

Клеточная А.— Александров В. Я. Адаптивные изменения устойчивости клеток, Руководство по цитологии, под рея, А. С. Трошина, т. 2, с. 608, М.—Л., 1966, библиогр.;Дин А. и Хиншельвух С. Механизмы автоматического приспособления в бактериальных клетках, явления адаптации, в кн.; Регуляция клеточного обмена, пер. с англ., иод ред. С. Я. Кап-ланского, с. 366, М., 1962; Клегг П. н Клегг А. Гормоны, клетки, организм. Роль гормонов у млекопитающих, пер. с англ., М., 1971; Севаг М. Г. и де Курси С. Д. Биохимические процессы, лежащие в основе устойчивости микроорганизмов к лекарственным препаратам и биохимические пути предотвращения этой устойчивости, в кн.; Функциональн. биохим, клеточп. структур, под ред. А. И. Опарина, с. 369, М., 1970, библиогр.; Ябров А. А. К вопросу о механизме клеточного стресса. Цитология, т. 11, № 2, с. 137, 1969, библиогр.

Биофизические механизмы А. — Бауэр Э. С. Теоретическая биология, с. 165, М.— Л., 1935;П ригожинИ. Введение в термодинамику необратимых процессов, пер. с англ., М., 1960, библиогр.; Проблемы биохимической адаптации, под ред. A. А. Покровского, М., 1966, библиогр.; Физико-химические основы авторегул яцищ в клетках, под ред. Е. Б. Бурлакова щ О. Р. Колье* с. 7 и др., М., 1968. библиогр.

А. в кибернетике — Гублер Е. В, Вычислительные методы распознавания патологических процессов, Л., 1970, библиогр.; Чадееш B. М. Адаптивные модели в системах управления, М., 1966, библиогр.; Фицнев Л. Н. Управление координацией движения, М-, 1971, библиогр.; Цыпкин Я. а. Адаптация и обучение в автоматически* системах, М., 1968, библиогр.

А. И. Есаков; А. Г. Бутковский (киб.) В. А. Веселовский (биофиз) Ю. Е. Ершикова (биол)

Виды адаптации

В адаптации выделяют:

  • Биологическую адаптацию. Это путь эволюции. Организм человека меняется в соответствии с той средой, где он проживает. Если организм не может приспособиться, тогда он заболевает.
  • Социальную адаптацию. Это привыкание человека к общественному распорядку, чтобы быть способным достигать личных целей. Адаптированность может выражаться в различных формах – от полного приспособления до нежелания работать или с кем-то коммуницировать. При этом человек обычно адаптируется пассивно. Однако активная (осознанная, намеренная) форма адаптации считается более приемлемой и эффективной.
  • Этническую адаптацию. Адаптация человека к тому обществу, в котором он проживает.
  • Психологическую адаптацию. Это приспособление человека в характере, поведении, мировоззрении, ценностях, что будет вызывать гармоничные и спокойные ощущения в окружающем мире.

Неприемлемыми формами адаптации являются:

  1. Девиантное поведение – антисоциальное, направленное против социума, против его правил и законов.
  2. Патологическое поведение – это невротические и психические расстройства.

Феномены человеческого организма

В человеке заложен природой огромный запас прочности, который используется в повседневной жизни только в незначительном объеме. Проявляется он в экстремальных ситуациях и воспринимается как чудо. На самом же деле чудо заложено в нас самих. Пример адаптации: способность людей адаптироваться к нормальной жизни после удаления значительной части внутренних органов.

Природный врожденный иммунитет на протяжении жизни может укрепляться рядом факторов или же, наоборот, ослабевать при неправильном образе жизни. К сожалению, увлечение вредными привычками – это тоже отличие человека от других живых организмов.

Понятие адаптации человека

Термин «адаптация» является одним из ключевых понятий в научном изучении живых организмов, поскольку именно адаптивные механизмы, разработанные в процессе эволюции, обеспечивают способность организма существовать в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Адаптация — это динамический процесс, посредством которого мобильные системы живых организмов поддерживают стабильность, необходимую для существования, развития и размножения, несмотря на изменчивость условий.

Французский физиолог К. Бернар одним из первых изучил функционирование живого организма как целостной системы. Он выдвинул гипотезу о том, что каждый живой организм, в том числе и человек, существует потому, что он способен поддерживать благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и процессы, действующие в организме, находятся в состоянии равновесия. До тех пор, пока этот баланс поддерживается, организм живет и функционирует. Таким образом, по мнению Бернара, постоянство внутренней среды является условием свободной жизни. Позже идея Бернарда о постоянстве внутренней среды была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом.

Гомеостаз — это движущееся состояние равновесия любой системы, которое поддерживается ее противодействием внутренним и внешним факторам, нарушающим это равновесие. Одним из центральных пунктов доктрины гомеостаза является идея о том, что каждая система стремится сохранить свою стабильность. По словам Кэннона, когда организм получает сигналы об изменениях, угрожающих системе, он включает устройства, которые продолжают работать до тех пор, пока ему не удастся вернуть систему в состояние равновесия. При нарушении равновесия процессов и систем организма нарушаются параметры внутренней среды, и живой организм начинает болеть. А болезненное состояние сохраняется на протяжении всего периода восстановления параметров, что обеспечивает нормальное функционирование организма. Если параметры, необходимые для поддержания равновесия, не достигнуты, организм может попытаться достичь равновесия с другими, измененными параметрами. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального. Очень часто проявлением такого равновесия является хроническое заболевание.

Однако жизнедеятельность организма обеспечивается не только стремлением к внутреннему равновесию, но и постоянным учетом факторов, влияющих на организм извне. Тот факт, что каждый живой организм существует в определенной среде. Он не может существовать вне окружающей среды, так как должен постоянно получать необходимые для жизни компоненты (например, кислород) из внешней среды. Полная изоляция живого организма от окружающей среды эквивалентна его смерти. Таким образом, живой организм, стремящийся к внутреннему равновесию, должен одновременно приспосабливаться к среде, в которой он находится.

В процессе адаптации достигается поддержание гомеостаза во взаимодействии организма и окружающей среды, поэтому адаптация включает в себя не только оптимизацию телесных функций, но и поддержание равновесия в системе «организм-окружение».

Процесс адаптации осуществляется всякий раз, когда в системе «организм-окружение» происходят значительные изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достичь максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и окружающая среда находятся не в статическом равновесии, а в динамическом, их взаимоотношения постоянно меняются, как и процесс адаптации.

Современное понимание адаптации основано на работе И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохин, Г. Сели и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существуют некоторые основные проявления, позволяющие установить, что адаптация — это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек-окружение», в-четвертых, цель, к которой стремится организм.

Анализ современной литературы позволяет говорить о трех основных направлениях исследований, которые наиболее тесно связаны с проблемой адаптации.

Какие ошибки делает руководство во время адаптации нового сотрудника

Многие руководители несерьезно воспринимают адаптацию, считая некоторые ее шаги бессмысленными или не требующими внимания. В результате все старания менеджеров и коллег новичка сводятся на нет. Вот основные ошибки:

Не провели экскурсию по офису. Кто-то из руководителей может посчитать это пустяком, предположить, что кто-то другой покажет все новичку. В результате работник долго чувствует себя неловко, стесняясь спросить, где уборная, как пройти в комнату отдыха.
Новичка не познакомили с коллегами. Некоторые руководители могут посчитать, что работник может и сам представиться коллективу. В лучшем случае это может привести к сухому общению на расстоянии, в худшем – к полному игнорированию новичка. Работать в таких условиях ему вряд ли будет приятно.
Новичку не подготовили рабочее место

Нанимая нового работника, важно продумать все до мелочей. Если первый рабочий день специалист проводит на ресепшене, в столовой, в кабинете сотрудника, который временно отсутствует, или в любом другом месте, только не на своем рабочем, у него могут возникнуть сомнения, а нужен ли он здесь. 
Работника не ознакомили с мотивационной схемой, не рассказали о возможных тренингах, системе обучения, карьерном росте

Придя на работу, новичок должен сразу понимать, сколько и за что ему будут платить, за какие нарушения могут вычесть некую сумму из зарплаты, какие существуют премиальные, как их заработать. Важно вовремя рассказать, какие обучающие мероприятия предусмотрены в компании, особенно в выходные дни, чтобы потом это не стало сюрпризом для специалиста и причиной его увольнения.
Новичка не ознакомили с неформальными традициями в коллективе. Например, каждый понедельник все собираются за час до начала рабочего дня и обсуждают цели на предстоящую неделю. Если новенький будет пропускать такие встречи, его могут посчитать зазнайкой и не принимать в свой коллектив.

Также плохо сказывается на работе новичка, если руководство перегружает его новой информацией, ставит труднодостижимые задачи, когда между начальником и работником нет обратной связи. Грамотно построенная система адаптации сотрудника поможет избежать всех этих ошибок, заполучить в свои ряды ценного работника и помочь ему достичь своих наилучших профессиональных результатов.

Социально-психологическая адаптация

Это первый вид рассматриваемого процесса, который принято выделять отдельно. Под данным термином подразумевается целенаправленное, активно осуществляемое человеком усвоение ценностей, правил и норм общества. Причем как глобального, так и того, в котором он живет. Имеется в виду ближайшее окружение – семья, детский сад, школа, лицей, группа в университете, компания товарищей, трудовой коллектив.

Социальная психологическая адаптация – это процесс, невозможный без общения и взаимодействия с другими людьми. Выстраивается он на таких «столпах», как:

  • воспитание;
  • общее образование;
  • профессиональная и трудовая подготовка.

Процесс занимает разное время. Все зависит от ситуации, к которой человеку необходимо приспособиться, а также от его индивидуальных особенностей. Можно утверждать, что он успешно социализировался, если по итогам данного процесса у него получается:

  • согласовывать свои цели с общественными ценностями;
  • сосуществовать с другими людьми, оставаясь самим собой;
  • принимать правильные решения;
  • строить планы на будущее;
  • проявлять инициативу;
  • обретать новые навыки, умения и знания, развивать уже имеющиеся;
  • устанавливать с другими людьми эмоционально насыщенные и близкие отношения.

Все это помогает человеку не только благополучно функционировать в социуме, но и приспосабливать окружающую его среду под себя. Он без труда изменяет, создает и преобразовывает условия таким образом, чтобы они удовлетворяли имеющиеся у него потребности и способствовали достижению тех или иных целей.

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Социальная адаптация включает:

  1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
  2. успешное общение и адекватные отношения с окружающими;
  3. способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха;
  4. способность к самообслуживанию и самоорганизации;
  5. изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

Толковый словарь по психологии. 2013.

  • https://studwood.ru/675093/psihologiya/urovni_vidy_protsessa_adaptatsii
  • https://psychologist.tips/849-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-rebenka-k-shkole-vidy-i-urovni-adaptatsii.html
  • https://studopedia.ru/9_221824_ponyatie-i-osobennosti-adaptatsii.html
  • https://psychology_dictionary.academic.ru/8614/уровень_адаптации

Факторы адаптации

Адаптироваться человеку приходится ко многим факторам, одни из них являются естественными, другие – созданными искусственно:

  • Природные факторы: живая природа, климатические факторы, природные катаклизмы.
  • Материальная среда: окружающие предметы, автомобили, техника и прочие искусственные элементы, работа, дом.
  • Социальная среда: государство, этнос, люди.

Адаптивностью называется способность человека приспосабливаться к новым условиям. Все привыкают к одним условиям с разным темпом. Одни приспосабливаются быстро, другие  — медленнее. На это влияют два фактора:

  1. Субъективные. Включают физиологию, возраст и психику человека. Психологический фактор включает умение человека познавать, эмоционально реагировать на ситуации, практически совершать действия и мотивировать себя.
  2. Средовые. Включают то окружение, в которой человек живет: дом, люди, работа, хобби, экономика и пр.

Биофизические механизмы адаптации

Биофизика рассматривает приспособительную реакцию клетки или многоклеточного организма с точки зрения их организации как системы, открытой по отношению к внешней среде, таким образом, свободно обменивающейся с последней энергией и веществом. При этом динамическое равновесие процессов притока и оттока вещества и энергии обеспечивает необходимый уровень стационарного состояния живой системы, постоянство внутренней среды и различных градиентов на ее границах, определяющих нормальное функционирование клеток и целого организма в данных условиях (см. Биологическая система). Для поддержания стационарного состояния живая система использует принцип обратной связи (см.), или динамической аутостабилизации, что позволяет живой системе как бы автоматически выбирать тот режим скоростей обменных реакций, который обеспечивает оптимальный вариант приспособления к внешней среде. Например, при возрастании функциональной активности клетки (повышение теплопродукции, производство осмотической или механической работы и др.) в ее митохондриях возникает дефицит АТФ и накапливаются АДФ и фосфор, которые в свою очередь ускоряют процесс биосинтеза АТФ в дыхательной цепи.

Адаптационная реакция живой системы представляет собой переход с одного стационарного уровня обменных реакций на другой, но поскольку процесс обмена состоит из цепей реакций с общими химическими посредниками, то такой переход связан обычно с экстремальными явлениями — вспышкой наблюдаемого процесса или его временным замедлением (см. Адаптационный синдром).

Адаптация живой клетки является следствием физ.-хим. гетерогенности организации ее цитоплазмы. Разделение взаимодействующих субстратов при помощи мембран является важным принципом организации живой системы и проявляется во время осуществления защитно-приспособительных реакций организма. Так, например, лизирующие ферменты (протеазы) в интактной клетке заключены в лизосомы и не могут переваривать белок. При повреждении клетки и соответственно ее лизосом их мембраны лопаются, ферменты освобождаются и переваривают клетку, совершая тем самым важный для организма процесс — удаление поврежденных клеток.

Ультрафиолетовые лучи, воздействуя на мембраны клеток кожи, освобождают фермент тирозиназу, под действием которого образуется меланиновый пигмент, защищающий тело от обжигающего действия солнечных лучей.

В биомембранах с «вмонтированными» в них строго последовательными цепями ферментов (например, дыхательная цепь митохондрий, редокс-цепи свободного окисления в микросомах) обеспечивается «эстафетное» превращение субстратов в живой клетке. Таким путем достигается экономная адаптация организма к пище (индуцированный синтез ферментов, необходимых только в данном случае), адаптация к токсинам и лекарственным препаратам (биотрансформация в микросомах) и другое.

Возможности адаптации живой системы ограничены степенью надежности организации биомембран. Даже небольшое увеличение ионной проницаемости мембран уже приводит к потере их способности аккумулировать энергию.

Важную роль в регулировании состояния биомембран приписывают антиокислителям (см.), которые предохраняют липидные слои биомембран от окислительной деструкции.

См. также Мембраны биологические, Проницаемость.

Определение болезни. Причины заболевания

Расстройство адаптации или приспособительных реакций — это патологическое состояние, которое возникает при невозможности приспособиться к жизненным изменениям и проявляется эмоциональными расстройствами, нарушением социальной адаптации и снижением работоспособности . Заболевание относится к психогенным расстройствам невротического уровня. Психогенные расстройства — это нарушения невротического или психотического уровня, которые возникают в результате воздействия значимых для человека потрясений и негативных жизненных ситуаций. Человек с расстройством невротического уровня, в отличие от психотического, сохраняет адекватное восприятие и отношение к ситуации.

Ключевые факторы для развития расстройства адаптации:

  • значимые и стрессогенные для индивида изменения жизненных обстоятельств;
  • актуальная потребность индивида адаптироваться к изменившимся условиям;
  • индивидуальные особенности нервно-психических реакций человека — сензитивность (повышенная чувствительность), мнительность, тревожность, эмоциональная лабильность.

Таким образом, для возникновения расстройства приспособительных реакций необходима индивидуальная предрасположенность и травмирующий фактор .

К развитию расстройства приспособительных реакций могут приводить следующие события:

  • разрушение целостности и привычности социальных связей (например, разлука или тяжёлая утрата близкого человека);
  • изменение социального окружения (переезд в другую страну);
  • переломные моменты в жизни (смена учебного заведения, рождение ребёнка, увольнение);
  • серьёзный смысловой кризис (безуспешные попытки достигнуть заветной личной цели или разочарование в достигнутом).

Распространённость расстройств, вызываемых стрессовым фактором, среди общей популяции колеблется от 1 до 12 % .


При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!

Методы адаптации персонала

Методы профессиональной и корпоративной адаптации персонала варьируются в зависимости от должности, особенностей бизнес-процессов и уровня квалификации сотрудника. На практике многие компании разделают методы адаптации для:

  • молодых сотрудников и выпускников;
  • сотрудников на позиции массового подбора;
  • высококвалифицированных специалистов;
  • менеджеров руководящего звена.

Комплексы мероприятий и затраты на адаптацию этих категорий будут сильно отличаться. Наиболее распространенные и часто практикуемые методы адаптации квалифицированного персонала включают в себя:

  • различные вводные и командные тренинги;
  • тренинги на освоение моделей поведения;
  • инструктаж в подразделениях;
  • регулярные совещания с линейным руководителем;
  • план работ и заданий на испытательный срок;
  • онлайн обучение через интернет-сайт;
  • наставничество и систему “приятелей”
  • неформальные кофе-брейки и совместное времяпровождение с коллективом.

Молодые специалисты обычно требуют более детального введения в должность и дополнительного обучения. Дополнительные методы адаптации таких сотрудников могут включать:

  • различные формы сопровождения — наставничество, коучинг, менторство, buddy;
  • закрепления нового специалиста за опытным сотрудником и job shadowing;
  • профессиональные онлайн тренинги, аттестации и инструктажи;
  • краткосрочная ротация молодого сотрудника между различными подразделениями и стажировки.

Все эти мероприятия нацелены на то, чтобы молодой сотрудник быстро и качественно освоил практические умения и навыки, нужные компании. Различные формы сопровождения также нацелены на трансляцию мисси, стратегий и ценностей компании и создание ощущения вовлеченности сотрудников в жизнь команды. Сотрудники на должности массового набора обычно в ходе ввода в должность проходят минимальную адаптацию, которая включает:

  • обязательное обучения по технике безопасности и профессиональные инструктажи;
  • детальный инструктаж в подразделении;
  • на первое время закрепления нового специалиста за опытным сотрудником — job shadowing или краткосрочная стажировка.

Процесс адаптации сотрудника на руководящей позиции в большинстве случаев носит индивидуальный характер и проходит по уникальному сценарию.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.