Агностик

Алан-э-Дейл       24.10.2022 г.

Как агностики видят мир примеры

Итак, мы разобрались, что включает в себя идеология агностицизма. Но как же тогда агностики видят наш мир? Давайте рассмотрим несколько примеров, которые помогут вам в этом разобраться.

Человек волен сам выбирать свои действия и свою жизнь. То есть отрицается фатализм как таковой

Существующие категориальные понятия (например, добро и зло) имеют относительный характер – не являются абсолютно верными и могут быть опровергнуты

Смысл жизни довольно часто сводится к понятия гедонизма (наслаждения, радости и удовольствия)

Для более конкретных примеров, давайте рассмотрим отдельные сферы науки и знания:

  1. Религия. Агностики не отрицают личность Иисуса Христа. Более того, многие представители этого направления восхищаются самой жизнью этой личности. Но при этом, нет никаких подтверждений наличия в нашем мире божественной силы и присутствия;
  2. Теория перерождения (реинкарнации) и загробного мира. Так как данное знание никак не подтверждено (имеются только различные мнения людей – свидетелей паронормального, чьи лова не могут быть подвергнуты критическому определению достоверности), то и агностики не могут определять его в качестве существующего. По аналогии с религией, агностики также не опровергают их наличие;
  3. Теория параллельных вселенных. Хоть многие физики и говорят о том, что маличные опыты доказывают существование параллельных веленных, достоверно это неизвестно. Поэтому агностицизм предполагает наличие иных вселенных, но при этом не рассматривает такое утверждение в качестве истинного знания.

Относите ли вы себя к агностикам?

Да, я придерживаюсь взглядов агностицизма

100%

Нет, я являюсь сторонником иных идеологических концепций, в том числе религиозных

0%

Проголосовало: 3

Характеристика агностика

Судя по тому, во что верят агностики, можно составить определенную характеристику таких людей

Для них важно:. воздерживаться от конкретных утверждений: есть Бог или нет; действовать самостоятельно, не полагаясь на Бога; если Бог все же есть, ему нет дела до человека; добро и зло — все относительно, это, скорее, чье-то нежелательное поведение; все поступки человек совершает, исходя из ограничений, которые ставит его совесть; при всем восхищении жизнью Христа, это самый обычный человек со сверхкачествами; бессмертие и существование душ — очень сомнительно; смысл жизни кроется в самой жизни со всеми радостями, невзгодами и поставленными целями; доказательства наличия Бога — дело времени, но пока их нет

воздерживаться от конкретных утверждений: есть Бог или нет; действовать самостоятельно, не полагаясь на Бога; если Бог все же есть, ему нет дела до человека; добро и зло — все относительно, это, скорее, чье-то нежелательное поведение; все поступки человек совершает, исходя из ограничений, которые ставит его совесть; при всем восхищении жизнью Христа, это самый обычный человек со сверхкачествами; бессмертие и существование душ — очень сомнительно; смысл жизни кроется в самой жизни со всеми радостями, невзгодами и поставленными целями; доказательства наличия Бога — дело времени, но пока их нет.

Убежденный фаталист — кто это?

Суть понятия Агностицизм

Агностик – человек, опровергающий полное познание мира и явлений в силу ограниченного восприятия человека. Он уверен, что люди не знают где правда, а где ложь. Это скорее мировоззрение человека и разное восприятие мира.

Понятие «агностицизм» появилось в науке в 1869 году. Ввел его английский естествоиспытатель и биолог Томас Гексли. С греческого языка это слово переводится как «непознаваемый».

Гексли объяснял свое понятие: человек не может говорить, что прав в чем-то, если у него нет научных оснований. Например, научный деятель не может уверенно говорить о проблеме, если у него нет фактов. Агностицизм – это скорее способ изучения гипотезы с научной точки зрения. Ее нельзя воспринимать на веру без экспериментов и доказательств. Всякая научная гипотеза либо опровергается, либо подтверждается фактической основой.

Мышление агностиков:

1. Современный мир изучается человеком субъективно.
2. Агностики не навязывают свое мнение, потому что отрицают единое и точное познание мира.
3. Уверены, что у каждого своя точка зрения и нет смысла спорить, ведь все окажутся неправы.

Теория агностицизма основывается на науке и подтверждениях фактами, потому что это вера в познание. Реально лишь то, что имеет под собой доказательную основу.

Направления и формы агностицизма:

• Релятивизм. Он основан на относительности. Это принцип познания, при котором основой является чувственность, а она не отражает объективных и устойчивых явлений. Если какое-то понятие неистинно и субъективно, то оно отрицается объективностью познания и приводит к агностицизму.
• Иррационализм. В переводе с лат. – неразумный, нелогичный. Он основан на утверждении, что существует много областей миропонимания, недоступных разуму обычного человека.

Атеизм — это не просто неверие…

Как утверждает Википедия, впервые это понятие было упомянуто в древнегреческих манускриптах V века до нашей эры. Спустя четыре столетия римский политик, философ-стоик и выдающийся оратор Цицерон взял греческое прилагательное ἄθεoς («отрицающий бога») и сделал его латинскую транслитерацию.

Так появилось слово «atheos», которое в классических источниках использовалось в значении «а/анти-теистический», то есть «отвергающий богов».

Со временем этот термин перестал быть однозначным и, в ходе усиления религиозного фундаментализма, оброс новыми смысловыми оттенками.

Таким образом, понятие атеизма могло использоваться в самых различных контекстах, а самим атеистам приписывали целый ряд негативных качеств, вплоть до разнородных феноменов:

  1. вольнодумство (или религиозное свободомыслие);
  2. ересь (это как?), язычество;
  3. сомнение в существовании богов и любых сверхъестественных сил;
  4. нечестивость, порочность;
  5. отсутствие моральных кодексов;
  6. отрицание или непризнание богов главенствующего культа;
  7. богоборчество, нарушающее волю Господа;
  8. сознательное инакомыслие как духовное сопротивление единственно правильной идеологии.

Вот насколько негативным был вектор экспрессивно-смысловой окраски этого слова! И такая тенденция сохранялась вплоть до эпохи Возрождения (это что такое?).

Это были времена подъема, когда и наука стала активно развиваться, и философия (это что такое?) начала обретать более материалистические черты, и гражданское общество переросло, наконец, свой «пубертатный период» (это что?) и вступило в фазу зрелости.

И только в разгар мировоззренческой эпохи (где-то на рубеже XVII-XVIII веков) отношение к атеизму поменялось, а чаша весов «общественного разума» склонилась в сторону рационализма (это что такое?) и беспристрастной критики религиозного миропонимания.

При этом (помимо прогрессивной части общества) в среднестатистической светской прослойке становилось все больше тех, кто осознавал, что единственным критерием и средством познания человека и окружающего мира может быть только здравый смысл. То бишь обращение к интеллекту и практическое использование разума.

Кто такие агностики?

Человек-агностик кто это простыми словами? Это тот, кто считает, что нет абсолютно достоверного знания ни о чём. Мир познать невозможно, потому что мы субъективны в своём познании, каждый имеет своё представление обо всём. А критериев, по которым можно определить истину просто нет. Агностик – это человек, который считает, что мы приобретаем огромное количество знаний и их становится всё больше, а мир остаётся такой же загадкой, как и раньше.

Само понятие вошло в оборот в 19 веке. Термин в научных кругах стал использовать учёный из Англии Томас Гексли.

Происхождение слова греческое и буквально означает отрицание знания. В перефразированном виде переводится как непознаваемое. Сам естествоиспытатель пояснял агностицизм так: «человек не должен что-то утверждать, если у него нет научных доказательств». Учёный не имеет права верить или не верить во что-то, он должен искать доказательства и факты.

Агностик в религии может существовать, но это понятие гораздо шире, чем просто вера во что-то. Агностик может допускать существование бога, но говорит, что убедится в этом, лишь когда сам перед ним предстанет или получит научные доказательства его существования. До тех пор он может допускать существование всевышнего. Примерно так, как Магеллан доказал, что земля имеет форму шара.

Агностики – это люди с открытой позицией. Их убеждения могут меняться в зависимости от новой достоверной на их взгляд информации. Агностики считают, что не могут познать целый мир полностью, поэтому не убеждены в том, существует ли бог или же его нет. При появлении весомых причин они могут изменять свою точку зрения в отличие от атеистов.

Используя данные термины не все понимают суть того, агностик и атеист, в чём разница. Атеисты совершенно и категорично отрицают наличие высшей сверхъестественной силы и утверждают, что всевышнего нет. Они непросто высказывают предположения, но искренне верят в то что его нет. Также как это делают верующие, находясь по другую сторону мировоззрения.

А также различается и отношение к душе. Атеисты убеждены, что в человеке нет той самой «божьей искры», а агностики ощущают и допускают её присутствие, хотя ни те ни другие не имеют достоверных доказательств наличия или отсутствия. Агностики отрицают возможность познания чего-либо в полном объёме или беспрекословной веры во что-либо. По их мнению, этот процесс происходит постепенно и зависит от наличия достоверной информации.

Представители агностицизма

Такие известные агностики, как Кант, Юм, Спенсер и другие прославили данную философию, дав ей право на существование. Ярким представителем агностицизма считается Иммануил Кант, который озвучил идею «вещи в себе».

Согласно ей всю информацию об окружающем мире человек получает только через органы чувств. Поэтому невозможно понять то, что не оставляет следов в этих областях.

● Видный теоретик агностицизма Дэвид Юм считал, что всё, что мы можем познать, основано на чувствах и опыте. Его мы, в свою очередь, получаем в результате воздействия на них. Поэтому невозможно составить однозначные выводы о существующей реальности, у каждого она своя.

● Карл Раймунд Поппер (философ 20 века) взял в основу принцип фальсификации. По его мнению, истину узнать невозможно, но есть вероятность приближения к ней, если отбрасывать ложную информацию. Именно это является одной из движущий сил прогресса.

● Нечто подобное использовал литературный персонаж Шерлок Холмс, пользуясь своим дедуктивным методом. Он отбрасывал всё недостоверное и докапывался до правды, даже если она казалась невероятной.

● Сторонники агностицизма есть и в современном мире. Ими являются многие учёные. К примеру, астрофизик из США, Нил Деграсс Тайсон считает себя приверженцем именно этой философии.

Он не отрицает существование бога хотя проводит исследования в космической области, но допускает его присутствие и охотно поверит, если получит весомые доказательства.

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Звук падающего дерева в лесу – интересная философическая загадка
  • Теория познания
  • Возникновение позитивизма
  • Материализм и идеализм в философии
  • Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
  • Абсурдизм и его идеи
  • Неопозитивизм и принцип верификации
  • Философия конвенционализма
  • Зачем разбираться в философии?

Ключевые слова:1Когнитивистика

Агностицизм в философии

Агностицизм в философии — это учение, которое говорит, что невозможно прийти к решению об истинности познания. Диалектический материализм признаёт и объективность мира, и его познаваемость, а также умение человека находить объективную истину.

Идеи агностицизма уже появлялись в античной философии: у Протагора и софистов, в античном скептицизме. Но сам термин «агностицизм» был введён Томасом Генри Гексли (английским биологом и педагогом) в 1869 году.

Томас Генри Гексли (1825—1895).

Исходные формы агностицизма зародились по причине существования несовершенства и непостоянства знания.

В особенности это относилось к дилемме первоначальных оснований всего сущего: ещё в самом начале развития философии были сделаны разные предположения по поводу вариантов картины мироздания.

Каждая теория опиралась на свою первопричину, однако ни одна из предложенных не имела удовлетворительной логичной убедительности.

Осознание и принятие этого факта и дало жизнь скептицизму, и его крайней формой стал агностицизм (отречение возможности понимания разумом истинности вещей).

Агностицизм Юма и агностицизм Канта

Двумя наиболее влиятельными мыслителями философии агностицизма были Дэвид Юм (1711—1776) и Иммануил Кант (1724—1804). Хотя Юм технически был скептиком, его аргументы неизбежно вели к агностицизму.

В основе идей Дэвида Юма было его утверждение о том, что существуют только два вида значимых утверждений. Он писал в своей книге «Исследование о человеческом познании»:

Если утверждение не является ни соотношением идей, ни реальной действительностью, оно не имеет смысла. Поскольку утверждения о познании Бога находятся вне этих двух категорий, Бог по сути непознаваем.

Вторая основополагающая идея Юма состояла в том, что нет никаких необходимых причин. Мы никогда не можем знать наверняка, что что-то было причиной чего-то ещё.

Согласно Юму все ощущения не связаны и любая причинная связь, которую мы можем установить, находится лишь в нашем уме. Эти связи устанавливаются только после того, как мы испытываем повторные стечения событий.

Без способности понять причину вселенной мы никогда не сможем по-настоящему ничего узнать о Боге.

Портрет Дэвида Юма, художник Аллан Рэмзи, 1754 год.

На философию Иммануила Канта большое влияние оказал Юм. Кант попытался объединить идеи рационализма и эмпиризма.

Рационализм придерживается позиции, что в каждом есть определённое врождённое знание. Эмпиризм же напротив, утверждает, что мы рождены как чистые листы и все знания приобретаются опытом.

Кант собрал воедино достоинства обеих сторон. Содержание знания приходит через опыт (как утверждали эмпирики), но структура или форма знания развивается в уме (как утверждали рационалисты). Это «решение» привело Канта к агностицизму.

Портрет Иммануила Канта (1724-1804), художник Иоганн Готтлиб Беккер, 1768 год.

Если человек не может ничего узнать без опыта через чувства и если это чувственное познание может быть структурировано в наших умах только врождёнными категориями, тогда мы можем знать вещи только такими, какие они есть для нас.

Мы никогда не сможем узнать реальность такой, какая она есть на самом деле. Нашим ориентиром всегда будем мы сами, а не предметы. Существует расхождение между видимостью (для нас) и реальностью.

Агностицизм в истории философии

В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».

Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д. Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога». А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“». В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

Суть[править]

Основная идея агностицизма — окружающий мир непознаваем в принципе. Всегда найдётся хоть что-то тайное, а некоторые вопросы человечеству и вовсе неподвластны — по крайней мере, на нынешней ступени развития. Конкретно религиозный агностицизм полагает неподвластными нам вопросы касаемо существования Творца или загробной жизни.

Зачастую и атеисты, и верующие агностиков не любят.

Некоторые атеисты считает, что агностики своей неопределённостью лишь потворствуют религии, поскольку допускают существование Бога Другие полагают, что агностиками себя часто называют не в меру вежливые атеисты. Некоторым такая деликатность представляется излишней, с учетом, что ответная деликатность наблюдается не слишком часто. Кроме того, агностиками часто себя ошибочно называют люди, пытающиеся занять позицию над спором верующих и атеистов: «неизвестно, есть ли бог, или же его нет». Вот только это никакой не агностицизм, а религиозный индифферентизм: считающий так, вовсе не считает вопрос о существовании бога неразрешимым, он лишь считает, что в настоящий момент на него нет ответа. Ну нелюбовь к людям, которые без всякого на то основания пытаются занять позицию интеллектуального превосходства, вполне понятна.

Верующие же не любят агностиков за то, что те утверждают: если Бог существует, то он настолько непознаваемое, чуждое и могущественное создание, что впаять его в рамки существующих религий практически невозможно. Поэтому же многие агностики зачастую являются антиклерикалами: сама идея о установке общественных правил согласно мнению, что так желает некое недоказанное существо, кажется им невероятно глупой и даже опасной.

Впрочем, как всегда, возможны варианты. Ряд мыслителей, считающихся атеистическими, являются именно агностиками, считающими гипотезу о несуществовании высших сил более достоверной, чем гипотеза о существовании высших сил. В религиозных культурах концепция принципиальной непознаваемости высших сущностей (апофатическое богословие в христианстве, аль-лаhуту-с-сальби в исламе, «безответные вопросы» в буддизме) является вполне себе мэйнстримным, хотя и не очень популярным направлением богословия.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма,  эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант  считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.